Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "НОВОЕ ВРЕМЯ"

 

К оглавлению "Дневника литератора"

 

Опубликовано

 Как вы оцениваете позицию РПЦ в конфликте в Чечне?

Как средневековую, то есть людоедскую с напылением из христианской терминологии. Не обязательно верить в Христа, чтобы призывать к мести, чтобы лукавить, чтобы оправдывать средства целью. Но у ненового средневековья есть отличия. Во-первых, Патриарх совмещает средневековую риторику с секулярной, взятой на вооружение светскими властями. Поэтому он призывает щадить мирных чеченцев и одновременно оправдывает их бомбежки местью за мирных людей, погибших в Москве. Во-вторых, воспроизводят милитаристские стереотипы средневекового христианства, забывая, что порядочные христиане и в древности понимали милитаризм метафорически и под "врагами", "сопротивными" разумели собственные грехи. В-третьих и главных, нынешний милитаризм один у православных и неправославных, у "либералов" и "консерваторов". Да и многие фигуры уважаемы в обоих лагерях. Оправдывающие войну православием Максим Соколов, Александр Архангельский, Владимир Вигилянский -- "наши люди", оканчивали наши филфаки наших вузов, состоят в тех же творческих союзах, что многие антиклерикалы. Не слышно, чтобы против войны протестовали "либеральные православные", любящие козырять именем отца Александра Меня. Молчат протестанты и католики, а многие и из них выступают за войну. Особенно позорно молчание либералов-теологов, которые сделали своей специальностью проповеди о Холокосте -- а ведь в Чечне до Холокоста рукой подать. Комфортнее защищать "цивилизованных" евреев, а не "диких" кавказцев. Большинство же нынешних милитаристов -- воинствующие агностики.  Так что грех общий и не в православии дело.

Как вы относитесь к попыткам власти привлечь РПЦ к решению политических вопросов?

- Не вижу фактов, свидетельствующих о попытках власти привлечь Церковь к решению политических вопросов. Более того, некоторые действия Путина показывают желание расширить дистанцию между собой и Церковью: упоминание о ведущей роли Патриархии вычеркнуто из пересмотренной им концепции национальной безопасности, он не явился (хотя, видимо, обещал) на патриарший молебен о покорении Чечни. Наверное, задержался в сортире. Сейчас или позже номенклатура вернется к более привычному ей стилю, антиклерикальному или просто секулярному, предпочтя в этом смысле не греческую, а французскую модель церковно-государственных отношений. Заигрывание с Церковью останется фэпизодом ельцинского нэпа. А нам остается лишь молиться "об исполняющих обязанности властех предержащих".
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова