Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 27 января по 1 февраля 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно указатель к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"


Иностранные новости

Рисунки из нью-йоркского суда -- Бородин совершенно непохож на того рыхлого, застенчиво ухмыляющегося воришку, которого показывало российское телевидение. Художник (американец) его американизировал: получился подтянутый ковбой с волевой челюстью. Так у японцев Христос получается несколько косоглазым. Мы потому и не любим американцев, что видим не их, а себя и свое в них. В чужом пугает не отличное от нашего, а похожее. Любовь к ближнему есть прежде всего любовь к своему отражению в зеркале, причем зеркало еще и увеличивает изображение, все недостатки выпячиваются. Как же хорошо, когда любовь приходит не в результате упражнений и медитаций, а просто - благодатью, когда тянешься к иному именно как к иному. Но для этого надо, видимо, крепко поблагодарить Бога за себя как себя.


Элиша Кофман, сотрудница (мне почему-то кажется, что имя женское) американского журнала "Христианская история", рассказывает о том, как менялось ее восприятие "фундаментализма". В детстве ее родители считали себя фундаменталистами, п.ч. на полку у них стояло издание Библии с комментариями Скофилда (впрочем, не раскрывавшееся). Община, в которую они ходили, ни к какой деноминации себя не относила, но район был довольно секулярный, и все равно их воспринимали как фанатиков. Потом они переехали в более набожный район на среднем Западе, тут фундаменталистами были те, кто летом не носил шорт, отказывались от традиционной карточной игры в пятничный вечер, не подливали в соус для бефстроганова вишневого ликера. Поскольку все это родители Кофман себя позволяли, они из фундаменталистов перешли в категорию просто "евангеликов". Теперь разгорелся спорт: Марк Нолл обвинил фундаментализм в антиинтеллектуализме (Mark Noll, "The Scandal of the Evangelical Mind"), в их защиту вступился ректор семинарии Фуллер Ричард Мoу (книга "The Smell of Sawdust: What Evangelicals Can Learn from Their Fundamentalist Heritage", Richard J. Mouw, изд-во Зондерван, отрывок на английском - http://www.christianitytoday.com/ct/2000/147/12.0.html). Мoу считает, что просто фундаменталисты немножечко неотмирны, страдают "провалами памяти" - то есть полагают, что между ними и апостолами вообще настоящего христианства не было. Кофман мягко замечает, что все это унаследовали и евангелики. "Опилки" - это п.ч. фундаменталисты проповедовали в шапито, где пол посыпали опилками, и они призывали выходить "каяться" - за выходящим тянулись следы, очень символично.

Вспоминается объяснение: если в Мексике "янки" - всякий американец, то для фермеров Массачусетса это человек, у которого туалет во дворе. Для кого христианин - всякий, кто не плюется при виде церкви, а для кого - только батюшка в храме, и то через раз.


Интервью с нашим шпионом, шведом Стигом Берлингом (Новые Известия, 26.1.2001). Тот недоволен: "Работать на русских - все равно, что ехать в поезде третьим классом, в то время как агенты других стран путешествуют первым". На что его начальник с простым шпионским именем Алекс ответил: "Зато в конечный пункт все приезжают одновременно". У нас все прямо наоборот: (вспоминается притча Иисуса о работниках двенадцатого часа) Церковь похожа на поезд: за билет все платят по разному, а класс -- один, первый, и к конечному пункту все прибывают в разное время.


Российские новости

Ирена Лесневская, владелица Рентиви, вспоминает об интервью у Ельцина, когда Рязанов спросил, кто отдал приказ вторгнуться в Чечню. "Борис Николаевич сначала закрыл лицо руками, потом, опустил голову, долго смотреть в землю и молчал, молчал две минуты, казалось, что прошла целая вечность. Он поднял глаза, сказал: "Я", а потом: "Это моя ошибка", Вы знаете, когда он вытирал слезы, говоря что он перестал спать, что это его бесконечная боль ... всех ... потрясло это двухминутное молчание. Взять вину на себя, признать свою ошибку да еще накануне выборов - это дорогого стоит. Он мужественный человек" (Московские новсти, 30.1.2001).

Последнее время часто вспоминали словцо Талейрана: "Это хуже, чем преступление - это ошибка" (об убийстве герцога Энгиенского). А в данном случае как раз речь идет не об ошибке, а о преступлении. И если уж начать следить за слезами, то надо бы посмотреть и на тех мертвых жителей Чечни, как русских, так и чеченцев, которые не могут плакать, потому что их убили наши "воины". Как просто обаять женщину - поплачь, и тебя сразу признают мужественным человеком. Правда, для этого надо быть сильным мира сего, хотя бы генералом, как Отелло. Слезы пьяного, если он бездомный бомж, умиления не вызовут, хотя бомж никого не приказывал бомбить.

Впрочем, крокодиловы эти слезы еще и по другой причине: ошибка или преступление, неважно - будь слезы искренними, Ельцин бы не начал второй чеченской войны. А он - начал. И если он был при этом пьян, то закон считает опьянение не облегчающим, а отягчающим обстоятельством.


Ну какие могут быть претензии к русским в России? Да, у людей вывернутые мозги и опустошенное сердце, но ведь среда-с... А вот Михаил Шемякин из Нью-Йорка: "У меня как шестидесятника совершенно не укладываются в голове наскоки на президента ... Критика нужна и полезна, невзирая на лица и должности. Но если безосновательно льют грязь на человека - это мерзко и непрофессионально. Так было, например, в дни трагедии с "Курском" (Вечерняя Москва, 30.1.2001).

Президент хороший, народ плохой - из поставленных Шемякиным памятников Питере крадут бронзовые детали. Да, мужички крадут. А Шемякин - получил от Путина квартиру на Садовой. Бесплатно. Это что, как не кража из казны - из кармана тех же мужичков, из моего кармана? И не стесняется, что получил квартиру, не стесняется проталкивать свои произведения в нищую страну. И даже чекистов оправдывает, чисто чекистским софизмом: "КГБ - исполнительный орган, правящий орган - доносы. ... при помощи КГБ интеллигенция расправлялась друг с другом". То есть, сидит такое невинное учреждение, блюдет безопасность, и только сволочи-интеллигенты теребят его своими доносами, вызывают гебистов и требуют эти доносы рассмотреть... Шестидесятничек...


Визит головки НТВ к президенту - классический пример для учебника морали: что означает "поставить себя в ложное положение". Или, говоря языком Библии, что означает "блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". Просить о встрече с президентом - зачем? Чтобы добиться давления на прокуратуру? Чтобы поплакаться? Чтобы поддержать миф о добром барине? Последнее они сделали - согласившись на встречу с ними, Путин дал повод говорить о себе как о "демократе". Мог бы ведь и бритвой по глазам, а он добрый -- побеседовал.

Ничего этой встречей не добились, и не могли добиться, а поставили себя в ложное положение холопей, павших в ноги барину (да еще и безо всякой возможности успеха). А с учетом нынешней ситуации, когда НТВ стало в центр внимания, причем само себя так поставило, поставили в ложное положение и других, подобных мне людей. И обесцениваются милые язвительности Шендеровича ("Президент так и не смог объяснить, почему у тех бизнесменов, которые поддерживают его, нет проблем с законом, а у тех, кто не поддерживает или активно высказывается против, проблемы есть" - Сегодня, 20.1.2001).


Одно утешает: противники НТВ настолько деградировали, что на этом фоне трудно не выглядеть выигрышно. Алдр. Архангельский (Известия, 29.1.2001): "Во время телевизионных войн образца 1997 года был переведен на положение политического маргинала Анатолий Чубайс ... Именно тогда, в 1997-м, был запущен тот жутковатый бумеранг, чей возвращающийся свист раздался в пятницу вечером". То есть, Шендерович, Сорокина, Киселев травили Чубайса - много денег получает - и вот теперь так же травят их. А до 1997 г. никогда никто никого ни в чем не обвинял, это Шендерович выдумал "слив компромата".

Правда, Архангельский исходит из презумпции невиновности сильного (Чубайса) и презумпции виновности слабого (журналистов НТВ, о которых он пишет, что, конечно, это вовсе были на займы, а скрытая форма зарплаты). Что Чубайс публично признал свою вину - перед Ельциным и телекамерой - кивал головой: да, виноват - Архангельский запамятовал. Не говоря уж о том, что маргиналом Чубайс сделал себя сам, и не когда украл доллары, не когда обменял идеалы на электрическое кресло, а когда лгал про ваучеры, а потом лгал, что ложь -- это единственный путь к победе.

И в этом же номере газеты на с. II вкладки Архангельский подымается до теоретических обобщений: мол, и шестидесятники устарели со своими идеалами, и Сергей Пархоменко, главред "Итогов", с концепцией информации как товара: "Спираль развития пошла на новый виток; да, информация - это товар, но товар, прошу прощения, идеологический. И тот, кто этого не понял, вряд ли впишется в новый рыночный поворот".

Круто! Чистый большевизм - Архангельский извлек из глубин памяти статью Ленина "Партийная организация и партийная литература". Так вот - прощение, если человек просит, подадим - прощаем, но правду предавать не надо. А прав да в том, что информация не есть по природе своей идеологический товар, и когда об информации так начинают говорить - это не "новый рыночный поворот", а возврат к старой, большевистской системе распределения информации и манипулирования ею. Архангельский грешит именно тем, в чем подозревает (безосновательно) других - он принципиально оправдывает идеологизацию журналистской работы. Видимо, это уже в учебник по психиатрии: чтобы считать Чубайса "политическим маргиналом" из-за того, что один телеканал им недоволен, надо здорово зациклиться на этом одном телеканале.


И здесь же Модест Колеров, который еще недавно хвастался тем, как он интернет-магнат, да и в этом номере подается как "организатор крупных информационных проектов regions-ru" и др., заявляет: "До недавних пор Интернет ... был просто замкнуой "палатой №6". Ее жители награждали друг друга пластмассовыми значками, а мира не видели. ... ". Колеров продал свои проекты и, видимо, полагает, что успел вовремя - какие уж при "идеологическом рынке" проекты. Облил грязью какое-то "Индепендент Медиа"... Какая-то спутанность сознания: одновременно утверждает, что "Рынок Интернета как отдельной информационной среды умер и не возродится" и "хотелось бы, чтобы информационная революция, которая произошла в Интернете, продолжалась и в газетной, и в телевизионной сфере". Единственное рациональное объяснение: это часть процесса самодрессуры, подлаживания под атакующий большевизм властей, убеждение себя и других, что так и надо, иначе быть не может, а на Западе все врут и лицемерят про свободу слова и независимость журналистики.

Когда глядишь на 1920-е годы издалека, то не чувствуешь, почему, собственно, Булгаков или Мандельштам так маялись и страдали. А когда вдруг воскресает все это -- предательство, подличанье, самооскопление интеллектуалов - понимаешь, почему Булгаков считал самым главным грехом слабость, трусость, предательство. Хотя все-таки он был неправ, и пальма первенства принадлежит гордыне.


Вяч.Измайлов (Новая газета, 29.1.2001): 3 февраля 2000 г. вошедшие в Грозный солдаты 205-й мотострелковой бригады арестовали на ул. Комсомольская, 41 (пятиэтажка) 60-летнего профессора Грозненского нефтяного института Николая Федоровича Рязанцева, 40-летнего Магомеда Шамилева и Александра Ковенчука, сына врача-инфекциониста 75-летней Галина Реутовой. Их отвели в здание цирка, больше их никто не видел. Тел тоже не выдают. Реутова до сих пор не покидает этого дома (единственная), полуразбомбленного -- надеется, что сын вернется. Аза Шамилева вспоминает, что один солдат-контрактник, кинолог, ее пожалел, "даже встал на колени и говорил: "Простите нас". Он тоже был пьяненький". Не пьяный - пьяненький! Люди пали жертвой русских суффиксов, позволяющих сделать грех чем-то миленьким и родненьким.


Серг.Борисов, ред. отдела досуга в "Вечерней Москве" (29.1.2001) не жалко ему Гусинского, "и мне совсем не страшно, когда с экрана грозят грядущими неприятностями: это начало, под конец и до тебя, средний гражданин, руки дойдут. Не верю! Ведь нет у меня виллы в Испании". Ага! Так и Гусинский не вступался, когда закрылась "Экспресс-хроника", когда гнали иеговистов или асахаровцев - "у меня ведь нет религиозных заморочек". Так бухгалтер не верил, что борьба Сталина с Троцким может аукнуться и ему - "я же беспартийный". Мещанство как нечувствительность к будущему.


Алдр.Щипков взял для Кестон-институт интервью с начальником отдела по реигиозным и национальным вопросам аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Мих. Ив. Одинцовым (интернет-рассылка). Одинцов: р. 1949, 10 лет работал в Совете по делам религий при СМ СССР, после упразднения совета преподавал на кафедре религиоведения Росс. академии гос. службы при Президенте РФ. Доктор ист. наук. С ноября 1999 на нынешнем месте. В интервью критикует православиюзацию, сектофобию. В 2000 г. к нему поступило 50 жалоб (из 22 тыс. на весь отдел). В основном от "малых религий", от баптистов и пр. Жалобы на проблемы с перерегистрацией и препятствиями в деятельности. Одна женщина заявила, что введение ИНН нарушает ее права. Одинцов отмечает, что в прессе его называют русофобом за защиту религ. меньшинств. Дружелюбен к Пчелинцеву, Ряховскому, Крыловой. Вот еще один социальный сектор, благодаря которому блокируется православизация -- бывшие аппаратчики. Польза, и немаленькая.


Безработных в Москве официально 0,5%. Но по другой официальной статистике - выплаты пособий - 3% столичных семей (семей, не людей!) не имеют вообще никакого дохода, и таковым платят пособие, 181 рубль на человека для покрытия квартплаты (Вечерняя Москва, 24.1.2001).


В старых вырезках нашлось: Павел Бородин сказал на пресс-конференции: "Я почетный сотрудник прокуратуры и имею удостоверение №0002. Так какие могут быть проблемы у почетного сотрудника прокуратуры с таким номером по закрытию дела "Мабетекс" (Новые Известия, 28.12.2001). Как говорили в древней Руси, "не хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати". Интересно, а у кого ИНН №1 - у патриарха или у Путина? В России, безусловно, стремление всех перенумеровать имеет магический привкус (почему и боятся) - нумеропоклонство.


Во всем происходящем есть то, что в Совке отсутствовало - бесстыдство. Штатный главный пропагандист Генпрокуратура Леонид Трошин: "Что касается тайны следствия, то ей связаны только подследственный, свидетель и адвокат. И только в случае, если у них взята подписка. Следователь и прокурор тайной следствия не связаны" (Известия. 27.1.2001). А Аверинцев еще утверждал, что слова все сказаны! Нет, такого слова в истории юстиции еще не было. Миткова обвинена в получении взятки в 70 тысяч долларов - ссуда на покупку квартиры. Почему-то в первую очередь допросили ее, а не Марка Дейча, который получил от "Моста" 164 тысячи долларов - хотя вообще никогда ни в чем "мостовском" не участвовал. Трошин: "Журналисты, щедро прикормленные беглым предпринимателем, оскорбляют следователей, исполняющих свой долг". Четкая реакция Шендеровича: "Он явно рассчитан на возбуждение люмпенских настроений среди телезрителей".

Между прочим, те же самые совки и совочки, которые теперь вовсю обсуждают размер квартир "мостовцев", все - все до единого! - не заработали свои квартиры, а получили их "бесплатно". Одни роскошную квартиру получили, другие скверную, но все получали "на халяву", как все журналисты получали халявные квартиры - кто от мэрии, а кто и от Кремля. Как и все вообще жители Совка. Замечательная логика следователя: если банкрот платит большую зарплату, то это не зарплата, а взятка. Так ведь можно посадить уже абсолютно любого. Вот Россия - страна-банкрот, страна, уже во второй раз отказывающаяся платить долги. А ее президент живет в таком золоте, которое Клинтону и не мечталось. Значит, президент у нас получает от народа не зарплату, а взятку. И это относится ко всем до последнего дворника включительно.

А в "Вечерней Москве" (26.1.2001) Никол. Михайлов, зам. гл. ред., возмущается: доцента арестовали за взятку, "а кого судить, я не знаю - то ли бедолагу-доцента, то ли тех, кто довел нашу научную интеллигенцию до нынешнего скотского состояния". То есть, доцент взял взятку в две тысяч рублей, потому что мало получает? А Бородин - двадцать пять миллионов долларов - почему? Тоже потому, что доцент мало получает? И Михайлов очень вовремя (для следствия) возмущается тем, что Дм. Дибров, ведущий на НТВ, получает "то ли 13 тысяч долларов, то ли 50". Сколько квартир получила от мэрия "Вечерняя Москва"? Ведь получала, получала! Но это - не взяток, а совок. За это не судят, хотя и не хвастают этим, как при большевиках. Угар нэпа! Доклевывают последних, кто вывалился из системы распределителей, привилегий, скидок, премий и т.п.


Держатели гособлигаций подали в суд на правительство за отказ платить. Мих. Задорнов (Сегодня, 26.12.2000): "Генпрокуратура должна признать адекватными действиями правительства ... любой беспристрастный эксперт понимает, что Россия просто не могла исполнить все свои обязательства". Вот почему я побаиваюсь бесстрастия: эти бесстрастные пожгли страсть сколько народу исключительно от понимания того, кто что может, а кто - нет.


"Доктор биологических и кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейропсихофизиологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева Валерий Слезин записал энцефалограмму священников и иноком Александро-Невской лавры во время молитвы" и обнаружил, что "отсутствует электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга". Когда же профессор записал ЭЭГ "католического священника, полного отключения не наблюдалось, хотя тенденция сохранялась. По словам ученого сам католик признал, что православные христиане "более сильные молитвенники, сохранившие практику неперывной Иисусовой молитвы" (Максим Зарезин, Российская газета, 26.1.2001).

Мой дед - ученик Бехтерева, думаю, упал бы в обморок (вместе с учителем) от подобных "экспериментов". Ведь не соблюдено главное условие: не снята ЭЭГ у монахов в обычном состоянии. Подозреваю, что у них мозг никогда не работает - это запрещено монастырским уставом. А если всерьез, то монахи тоже хороши: участвовать в подобных манипуляциях. Или ради доказательства торжества православия можно? Ох, как бы не остаться нам с доказательствами - без импульсов и без Господа Иисуса.


В Ярославле же еще хлеще учудили: тут милиционеры "выполняют хозяйственные работы в монастырях" - договоренность между начальником отдела воспитательной работы УВД Ярославской области Вл. Лапшиным и епископом Иосифом (Известия, 26.1.2001, Леонид Новиков - пишет без стыда, восторженно). А в США давеча сторонники свободы совести добились, чтобы зэков не водили убираться в храмах -- так то з/к, а у нас милиционеры так же подневольны, как в Америке зэка. И даже подневольнее, ибо тех все-таки ослобонили.


О ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ И ОБ АГРЕССИВНОСТИ

В моей гостевой книге оставил запись некий "Святополк" (svjatopolk@mail.ru), чрезвычайно сердито заметив, что недопустимо помещать древнерусские тексты, меняя орфографию, что надо помнить о разнице между древнерусским языком и церковнославянским. Я ответил ему, но ответ вернулся - адрес был фиктивный (запись, соответственно, я стер - гигиена-с). Откровенно говоря, я не удивился: почему-то добрые и умные люди редко прячутся за псевдонимами. А злому и недоброму не лень завести себе фиктивный почтовый ящик, лишь бы безнаказанно выругаться и "образованность свою показать". "Святополк" не подозревает, что нет вообще "церковнославянского языка" как чего-то противоположного "древнерусскому", а что есть чрезвычайно сложная история взаимодействия и развития различных славянских наречий, языков, использовавшихся в письменности и в устной речи. Не знает, что уже давно ученые разработали систему публикации текстов 11-17 вв. в научно-популярных изданиях без знаков "старой орфографии". Видимо, он и изданий этих, наподобие "Памятников литературы древней Руси" не видел. Невежество этих еропоклонников и фитофилов уступает лишь их надменности, чего никому не желаю.


К счастью (?), такие кадры есть не только в России. Вот книга:

Clark, Victoria, Why ANgels Fall: A Journey Through Orthodox Europe from Byzantium to Kosovo. Macmillan: London, 2000. 460 p.

Толстая книжка, отличная печать, а по сути - та же невежественная агрессивность. Автор, журналистка, убеждена, что православие - злобная, агрессивная религия, что православные страны никогда не смогут быть демократическими, а кто пытается, как Греция или Румыния, те шизофренически раздвоены (249). Еще один пример многовековой ксенофобии определенной части западных интеллектуалов (Кларк признается, что почитает Хантингтона - упрощая этого упрощенца до окончательной неправоты). Слава Богу, сейчас на Западе много и более терпимых и наблюдательных людей, для которых свет клином на архим. Тихоне Шевкунове и прочих фундаменталистах не сошелся (подробнее критика дана в английской части сайта).

А у Шевкунова Кларк взяла интервью, и он ей сказал откровенно: ""Фашизм в России невозможен, потому что русские люди совершенно не агрессивны. Немцы не пошли в лагеря так безропотно, как шли русские ... Лагеря были организованы не русскими, а евреями. Русская душа неспособна такое придумать! девяносто три процента высших коммунистического руководство первоначально было еврейским" (299).

Любопытно, что сербы почитают Лазаря, потерпевшего поражение и погибшего в сражении при Косово, куда более, чем в России почитали и почитают Дмитрия Донского, культ которого был создан лишь в 19-20 вв. и остался достоянием номенклатурной историографии, не перерос в народное явление. Косово и Куликово поле - практически совпадают во времени, исход противоположный. Кстати, первые известия о Косове исходили от русского монаха. Впрочем, и его интересовало то, что в битве погиб турецкий султан. Судьба самого Лазаря так и не ясна - пал он в бою или был взят в плен и обезглавлен. Останки в 1391 г. его вдова Милица перенесла в монастыре в Раванице, который он же основал. Его память совершали 15 июня, причем турков называли адским драконом. В 1690 г. 40 000 сербских семей бежали в Венгрию (Великое переселение сербов) от притеснений турок. С сентября 1989 мощи опять в Раванице. В национальную мифологию сербов не вошло, как их предки в 1396, 1444 и 1448 на стороне турок участвовали в завоевании Константинополя. Остался образ Лазаря как второго Христа, который ждет воскресения, который накануне битвы собирал полководцев как апостолов, предсказывая свою гибель. Сублимация - как с Китежем.

На Патмосе Кларк поразило нежелание местных жителей говорить о знаменитом Патмосском монастыре св. Иоанна -- как поразила и роскошь монастыря. Блестящие черные мерседесы, украшенные византийским орлом (монастырь ставропигиальный, подчиняется Константинополю, а не Греции). В мае 1999 г. Патриарх Константинопольским лишил сана бывшего настоятеля и двух монахов монастыря, обвинив в краже монастырской собственности, строительстве на церковной земле личых вилл. Остров живе на доходы от туристов, которых привлекает монастырь.

Конфликт византийского и эллинистического в современной Греции. См.: Fermor, Patrick Leigh, Roumeli: Travels in Northern Greece, London, 1966 (особенно с. 107-113, сводная таблица отличий византийского от греческого - антиевропейство и проевропейство и т.д.), религиозность и безрелигиозность.

Греки называют "катастроф" - катастрофой - свое поражение в 1922 г., когда потерпел крах их поход на Стамбул и надежда воссоздать империю. Этот поход только побудил турок изгнать тех греков, которые веками жили в Турции. Не удалось и присоединить Кипр в 1974 г.

27 сентября 1831 г. - убийство первого президента Греции Каподистрии, убит прямо у входа в церковь, куда он шел. Крестьяне скорбели, интеллектуалы торжествовали: Каподистрия воспринимался как агент Москвы, насадитель византийского деспотизма, всеобщей слежки и т.п. Получили взамен в 1833 г. Оттона, который и православие не принял, и взял в жены протестантку. Издал указ о закрытии монастырей, если в них меньше 6 монахов или 30 монахинь - в 1833 г. было закрыто 412 монастырьков. К 1840 г. в Греции осталось 128 мужских и 3 женских монастыря. Сейчас Кларк стала свидетельством того, как местное духовенство превозносит Каподистрию как истинного православного, отдавшего свою жизнь за людей. Впрочем, без упоминания России.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова