Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 11 по 16 февраля 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно указатель к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"


Иностранные новости

42-летний Митч Хеллен из Мельбурна устроил церемонию бракосочетания со своим телевизором ("Сони"). Одно кольце надел себе на палец, другое положил на телевизор. Священник объявил их мужем и женой. Хеллен объяснил, что ему всю жизнь не везло в любви, а телевизор ему никогда не изменяет. Он смотрит его 10 часов каждый день (Новые Известия, 15.2.2001). Ну что ж... Главное -- чтобы Хеллен не смотрел других телевизоров, это уже будет супружеская измена.


В болгарском городе Петрич власти погрузили две тонны сахара на десяток грузовиков и устроили его рассыпание на дорогах. В городе последнее время было много автокатастроф, и кто-то "вспомнил", что "пророчица Ванга" указала, что проклятие, тяготеющее над Петричем, можно отвести таким образом. Сахар собрали горожане. Церковь благословила (Труд, 15.2.2001). Так рационализм средневекового общества буквализирует иррациональное, аллегорическое лепетание юродивых и пророков.



Российские новости

Михаил Семен. Резин, священник в Ардатове (рукоположен в 1992 г., до этого был литератором, несколько лет жил в Германии) критикует Запад: "Вы знаете, отчего это коровье бешенсво в Европе? Да потому что животные там стоят в бетонных стойлах, их кормят пищей с добавками, они не видят ни зеленой травы, ни солнца - ничего. Именно от этого у них бешенство! Иногда ж надо коров выпускать на луг попастись. ... все благополучное западное общество оказывается в состоянии этих коров. Вопрос в том, когда именно у них наступит состояние бешенства". Корреспондент поддакивает: "Там [на Западе] от человека не зависит ничего .... Государство, общество, законы -- все человека поправляет, держит в рамках, ему не остается выбора" (Известия, 7.2.2001).

И этот антизападник получил с Запада грант в 2000 долларов на работу с зэками, корреспондент известие об этих долларах гордо выносит в заголовок -- лучшая похвала. Критикующие западную несвободу сами посвящают себя работе с заключенными, а о свободным Резин рассказывает, как комбайнеры отказались ему убрать урожай --- "Хочешь, мы тебе колесо продадим, шкиф, ремень, что угодно. А работать не будем. Не надо нам этого -- это ж потеть". На что корреспондент утешительно: "Может, они думают про смысл жизни, про судьбы России".


Свящ. Всеволод Чаплин, сотрудник ОВЦС, в "Аргументах и фактах" (14.2.2001, №7): "Знаю нефтяные концерны, которые сотрудничают с Церковью и отчисляют часть дохода в ее бюджет. Ведь должна же быть у нас своя финансовая база. ... Плата за совершение обрядов у нас низкая".

Сенсация: впервые плата названа платой, а не ханжески - "пожертвованиями". И впервые так откровенно отказываются искать оправдания, а просто: "Ведь должна же быть у нас своя финансовая база". Даже сердиться невозможно -- откровенность обезоруживает. Остается согласиться: финансовая база у нас должна быть, и она -- на небесах.


Не забыть покаяться: это я пустил в оборот термин "чеченский синдром", за что был фельетонирован " НГ". А теперь офицер МВД так оправдывает жестокость милиции (в связи с убийством Кирилла Голубева, 37 лет, в Петербурге - человека забили в милиции без всякой причины): "А что вы хотели? Наших сотрудников убивают чуть ли не каждую неделю, приплюсуйте сюда чеченский синдром. Тут не захочешь - станешь зверем" (Святослав Тимченко, Независимая газета, 13.2.2001, с. 13). Я, правда, имел в виду под "чеченским синдромом" угрызения совести от выполнения преступного приказа, а вышло -- бессовестное оправдание преступлений, совершаемых уже и безо всякого приказа. Но, может, если бы тогда не каркнул, хоть на граммулечку было бы меньше тьмы. Сами-то бандиты (это Тимченко: "чем тогда милиционер отличается от бандита") оправданий выдумывать не умеют, они и слова крадут.


Самая, конечно, главная новость - что только в одной газете крохотная заметка о том, во что превратилась Москва после снегопада (Комсомольская правда,13.2.2001). Может, если бы мэром выбрали Сухова, а не Лужкова, город не превратился бы в огромную лужу? Оправдание мэрского чиновника Александра Музыкантского: "Держать большое количество уборочной техники, которая задействована 3-4 дня в году, в период обильных снегопадов, невыгодно". Премудро Господь устроил человека: дал ему мозг, хотя задействован он даже у гения менее снеугоборочной техники в Москве, дал совесть, которая тоже нужна нечасто. Сколько всего лишнего! Чистота вообще лишняя, досадительная и обременительная штука, как физическая чистота, так и телесная. Зачем чистить ботинки, если они через пять минут ходьбы по московской улице испачкаются? А затем и чистить, чтобы, в конце концов, по московским улицам можно было ходить как по иноземным. Примечательно, что сами-то мэряне живут в чистоте -- достигаемой большой ценою - и вот это и есть самая грязная чистота, чистота фарисейская, чистота за чужой счет.


Новость для меня - прочел роман Виктора Пелевина "Generation П". Это второй труд Пелевина (первый читал еще в советские времена), и, что любопытно, по жанру -- тоже роман-инициация (как сказка, как "Подросток"). Жизнь как посвящение в тайну. Подъем по лестнице ("карьера" и означает "лестница") оказывается спуском в ад. Повышение по службе сочинителя лозунгов для рекламы описывается как подобие шумерского мифа о схождении в преисподнюю (оно же и восхождение на Вавилонскую башню).

Различие то, что вавилонский миф сосредоточен на человеке, который постепенно разоблачается, отдает все стражам тайны - а роман Пелевина разоблачает мир. Главный герой возглавляет рекламный центр и узнает, что именно этот центр создает образы политиков, а в реальности никаких политиков нет.

Профессиональное заболевание пишущего человека: решить, что весь мир -- написан кем-то. Так у психиатров профессиональное заболевание -- считать всех сумасшедшими. Популярность Пелевина показывает, что все-таки и Россия уже информационное общество, десятки тысяч людей работают с текстами. Впрочем, надо еще учесть и советское наследие: традиция пропаганды не исчезла, а видоизменилась, слегка "размазавшись". Подозреваю, что чем более человек занят пропагандой, тем более его мучает комплекс агностика, подозрение, что все -- пропаганда. Нечистому все нечисто. Не слишком радостно видеть обилие каламбуров и сарказма, напоминающего застойных лет застольный треп. Это смех, свидетельствующий о бессилии смеющегося, когда все уходит в свисток, в слово.


Евг. Комаров. Благословенный конфискат. Новые Известия. 10.2.2001. Двое московских священников: Вл. Верига и Леонид Кузьминов (настоятель храма на Преображенке), работая в ОВЦС, организовали совместно с Никол. Зубаревым и Валент. Берсеневым компанию "Александрия". Юрид. адрес фирма получила в храме (Преображенский вал, д. 25, кор. 1). Позднее отцы вышли из-под ОВЦС и их наиболее важные письма стал подписывать патриарх. Фирма специализируется на продаже конфискованных пограничниками уловов (крабы и пр.) на Камчатке. В 1999 г. все Гос. морск. инспекции заработали 140 млн., не считая взысканного в бюджет, из них 69 млн. (2,5 млн. долларов) - на Камчатской ГМИ. Вместо обычных 5% комиссионных фирма выбила себе 40%.

Фирма даже пыталась получить квоту на вылов 166 тонн крабов (это 333 тыс. долларов) для организации "беспосадочного авиаперелета Петропавловск-Камчатский-Москва, посвященного встрече 2000-летия Рождества Христова" (письмо от 11.10.2000, оп. в газете "Рыбак Камчатки". Такие рейсы совершают обычные самоллеты аэрофлота.

Дело всплыло, п.ч. ГМИ - штатские, у них вражда с пограничниками, а Патриархия действовали через пограничников, с которыми Патриарх подписал соглашение о сотрудничестве (в частности, с контр-адмиралом Логвиненко).

В начале 1990-х в ассоциация "Мир культуры" отвечал за организацию библиотеки им. Бердяева Валент. Иван. Берсенев. Эта же ассоциация организовывала круглый стол с участием митр. Кирилла Гундяева. Не тот ли это Берсенев?

В учредительных документах камчатского филиала "Александрии" (23.7.1999) говорится, чт он "создан в целях извлечения прибыли, используемой в интересах финансового и материального обеспечения установной деятельности РПЦ".

Всякая селедка рыба, да не всякая рыба селедка. Все первые ученики Иисуса были рыбаки, но все рыбаки - первые ученики Иисуса.


Забавно: в ЖМП, №2, 1999 анонимный отчет о конференции по истории Валаамского монастыря в Петербурге 21-22 января 1999 г., где "наши" стойко утверждали, что монастырь возник не в 14-м веке, а в 11-м. Аргументация: "И хотя самые ранние материальные свидетельства датируются XIV веком, археологи не исключают возможности и более ранних находок. Затем с приветственном словом выступил историк-археолог С. А. Беляев, который в своем выступлении говорил о возможности посещения Руси святым Апостолом Андреем Первозванным. В исторической дискуссии принял участие священник Александр Чистяков, выступивший с духовным обоснованием древности Валаамского монастыря. Он обратил внимание на точность и верность самого понятия "монастырское предание", поскольку оно имеет твердое литургическое и молитвенное обоснование".


Ольга Чайковская (Литературная газета. 7.2.2001): Иосиф Бродский не любил вспоминать, как его судили, п.ч. ему не было хуже всех: "За интеллигентом стоит другой интеллигент ... За страдающим крестьянином не стои никто, никакая "Эмнисти Интернешнл", никакие литературные круг или группы ни на Западе, ни на Востоке... И потому интеллигенту не пристало говорить о трагичности своего положения".

А ведь в обычном, не искаженном большевизмом обществе, все наоборот: интеллектуал -- один, а крестьянин -- в общине. И это объясняет, почему именно интеллигента так ненавидят в советском и в квазисоветском (нынешнем) российском обществе.


Конст. Кедров (Новые известия, 3.2.2001): в современной прозе лишь постмодернизм, а кто не постмодернист, тот еще хуже постмодернист, потому что писать а ля Достоевский, "повторять каноны давно сложившейся и отжившей литературной школы - это ли не постмодернизм? Только этот постмодерн натужный и скучный. А тот легко читаемый и веселый". Видимо, и христианство - постмодернизм: соединяет единобожие с верой в Сына Божия. Ну, не беда, главное, не быть натужным постмодернизмом!


"Российская газета" - правительственная! - 2.2.2001: "Спецслужбы США, и это не секрет, делают ставку на секту [Свидетелей Иеговы], поддерживая внешнюю религиозную экспансию". Иван Лопатин тут пишет, что иеговисты собирают в России со своих последователей 50 млн. долларов ежегодно, что это пирамида вроде МММ. Их зловредность он доказывает так: "Еще не забыть жуткий случай, произошедший в Волоколамском районе летом прошлого года. Тогда недалеко от деревни Кузьминское в лесу нашли труп сорокалетнего мужчины, привязанного за руки и шею к елке. В кармане погибшего нашли вырезку из журнала с материалом о секте "Свидетели Иеговы", на которой кто-то написал: "Так может случиться с каждым". До сих пор не выяснено, было ли это ритуальное убийство или инсценировка с целью сбить с толку следствие. В округе тут же поползли слухи о том, что иеговисты таким вот образом расправляются с отступниками". И далее, не опровергая этих слухов, Лопатин подсыпает новых: что "религиоведческая группа Института развития личности Российской академии образования" считает: "Хорошо организонная и массированная сектантская пропаганда представляет реальную угрозу национальной безопасности страны ... В деятельности организации "Свидетели Иеговы" налицо .... агрессивное отрицание всей суммы человеческой культуры".

Даже неприлично - одновременно в "Известиях" (6.2.2001) Алексей Тарасов: "Да и в связи с финансированием общины время от времени возникают разговоры о "руке" иностранных спецслужб". Правда, это уже не об иеговистах, а об общине Виссариона Торопа под Красноярском. Вот один из результатов чекистов у власти: лакейская журналистика начинает всюду видеть шпионов, причем, скорее всего, это происходит без всякого прямого указания свыше, просто сердце бьется в резонанс.


Евгений Карпухин, сотрудник Лубянки, заявил: "Сейчас в России действует более двадцати чисто сатанинских сект. За последние пять лет на их счету убийства монахов в Оптиной пустыни, служителя храма в Крылатском, 16-летней девушки в Красноярском крае". Виктория Авербух (Известия, 3.2.2001) цитирует это без малейших сомнений в истинности заявления, равно как и руководителя чекистской пресс-службы Москвы Сергей Кравцова: сатанисты якобы вербуют "мальчишек и девчонок на столичной "Горбушке", в магазинах, торгующих так называемой блэк-металлической символикой". Поводом к заметке послужил осуждение на Алтае "руководителя религиозной секты" Юрия Усова на 6 лет, который в 1995 г. создал "школу выживания "Россичи", где принуждал к сожительству девочек. Посадили, видимо, за совращение - в чем сатанизм, не указано.


ДАРУЙ МНЕ СКАНИРОВАТЬ МОЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ...

В английской части интернета с авторскими правами все просто: их признают и соблюдают. При этом, если кто-то выкладывает текст, авторские права на который уже истекли, то никогда не просит указывать, что это он потрудился. Дареному коню визитную карточку в зубы не суют.

А у нас все прямо наоборот. Ко мне обратился Александр Иванов (ai@terra.ru, http://beseda.mscom.ru) с просьбой восстановить ссылки на его сайт в текстах, которые с этого сайта взяты. Я сперва принес свои извинения за снятие ссылок и попросил указать, о каких текстах идет речь. Оказалось, что о брошюре о. Г.Флоровского и о книге К.Льюиса "Баламут предлагает тост". Но ведь эти тексты -- не лично написаны г-ном Ивановым, помещая эти тексты в интернете, он нарушает законодательство об авторском праве — нарушает права наследников Флоровского (детей у него не было, а наследники - были, и еще лет десять их права действуют), нарушает права Натальи Леонидовны Трауберг на русский перевод книги Льюиса.

Мое замечание относительно авторских прав г-н Иванов выразительно проигнорировал и ответил вопросом: "Нарушаете ли Вы права автора, если купив его книгу в магазине Вы даете ее читать друзьям?" Он полагает, что ответ утвердительный, а ведь ответ -- по закону -- отрицательный. Более того, даже если книгу помещают в библиотеку, куда вход платный (например, в Библиотеке иностранной литературы в Москве берут деньги за гардероб), и тогда никто не обвиняет библиотекаря в нарушении авторских прав. Г-н Иванов, кажется, даже не заметил, что к своему вроде бы некоммерческому сайту относится как к магазину.

Более трогательна просьба почтить личный вклад г-на Иванова в дело просвещения: "Для оцифровки и правки текста некто А проделал серьезную работу, потратил собственное время, а некто В пришел и забрал готовый текст без спроса". Трогательно, но не более того. Работа проделана не слишком серьезная (текст Флоровского выложен без указания страниц, не выверенный). Работа эта проделана над ворованным продуктом. Именно этой логики придерживаются большевики, отказываясь говорить о реституции: мы, мол, конфискованную у буржуинов собственность улучшили. И тем активнее требуют почтить себя, сканировавшего, чем менее почтили права настоящего труженика -- переводчика, автора.

И, наконец -- не стал бы об этом говорить с атеистом или агностиком, но г-н Иванов, кажется, мой собрат по вере в Господа Иисуса Христа -- стоит ли с такой настойчивостью требовать отметить свой вклад? Не уместнее ли вспомнить евангельское "пусть правая рука не знает...". Не нам, не нам, а всем пользующимся интернетом! Но, кажется, в современной России именно в православной среде менее всего понимают, что щедрость - это не когда тебе дают и воздают (это понимают очень хорошо, и научились требовать щедрости к себе, Христа ради, конечно), а когда ты даешь и не требуешь благодарности.

Разница между действиями г-на Иванова и моими в том, что я сознаю, что нарушаю закон, и уж подавно не прошу никого свидетельствовать, что это я был первым, кто нарушил закон и поместил в интернет то, что помещать туда не следовало бы. Другое дело, что я всегда проставляю ссылки на тексты, которые написаны специально для интернета или которые являются частью проектов (например, статьи "Журнала Московской Патриархии", чтобы человек мог посмотреть и весь журнал в целом). И если автор подобного материала - или редакция - потребуют их материал с моего сайта снять, я незамедлительно сниму, оставив лишь для своего домашнего пользования.

Ссылки же на то, что Библия, Достоевский, Василий Великий взяты с сайта имярека и копирайт на них принадлежит именно имяреку, мне представляются нерациональными, не говоря уже о том, что пойди -- пойми: правда ли именно этот человек поместил в интернет Льюиса или другой, или оба сделали это независимо друг от друга. Не прошу я, чтобы делали ссылки на то, что какие-то тексты помещены в интернет мною (кстати, я нимало не запрещаю как угодно использовать те мои тексты, которые я поместил в интернет - хоть со ссылками, хоть без; уж было, что у меня кое-что заимствовали, ну так и что? даже приятно). Поэтому моя совесть в этом вопросе относительна спокойна: я поступаю с другими, как считаю возможным, чтобы поступали со мной.

Подробнее о моем отношении к авторским правам в интернете.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова