Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 17 февраля по 3 марта 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно указатель к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"


Иностранные новости

Конгрегация Веры, т.е. кардинал Ратцингер, выпустила обличение 77-летнего бельгийского патера-иезуита из Грегорианского института в Риме, Жака Дюпюи (Jacques Dupuis). Два года читали его труд о религиозном плюрализме ("Toward a Christian Theology of Religious Pluralism"б 1977), наконец пришли к выводу, что все-таки перешел грань. И один такой наезд обесценивает километры разговоров о подобрении Церкви.


В итальянском городке Нове Лигуре на прошлой неделе убили Суси Кассини, 45 лет, и ее сына Джанлуку, 12 лет — зарезали, пока глава семьи был на футболе. В газетах поднялась истерика: убийство припиcали иммигрантам. Прошли демонстрации с призывом выселять мигрантов. А полиция за два дня нашла убийцу — это оказалась 16-летняя дочь этой женщины. Как выразился мэр городка: "От одного ужаса мы перешли к другому". Местная церковь переполнена, сотни людей, все плачут — "даже священник" (странная ремарка новостного агентства, как будто бы священники совсем уж бесчувственные). Главным политиком, устроившим истерику, был Сильвио Берлускони, любящий валить рост преступности на иммигрантов, заключивший союз с Национальным Альянсом, осколком фашиствующего движения.


В штате Айдахо местные нацисты подали в суд на гостиницу, которая выставила их на улицу. Организация "Последний посланник одиннадцатого часа" (11th Hour Remnant Messenger) с лидером Висентом Бертоллини (Vincent Bertollini) на 30 ноябре арендовала отель "Силвер Лейк" в Кур д'Ален для проведения съезда, но когда хозяин гостиницы узнал, что речь идет о расистах, он отказал в помещении. Бертоллини требует 10 тысяч долларов за фактический ущерб и 2,2 млн. долларов за нравственный и за нарушение его прав на выражение своих взглядов. Прошлым летом этот суд приговорил Бертоллини к уплате огромного штрафа за нападение его охранников на двоих человек. Тогда Бертоллини пришлось продать поместье. в котором тридцать лет собиралась его община "Церкви христиан Иисуса Христа" (Church of Jesus Christ Christian).


Российские новости

Глава Минпечати Лесин заявил, что готовит доклад "О состоянии со свободой слова в США" (Сегодня, 28.2.2001). Вспоминается рассказ о неопытном шахматисте, который решил просто повторять ходы своего опытного противника -- и быстро проиграл. Передразнивание -- самый простой вид насмешки, самое примитивное проявление чувства юмора, когда человек только-только обнаружил двойственность мира и весь в восторге от этого своего открытия. К счастью, пересмешник тогда наименее раздражает, когда пытается раздражать.


На таможне в Шереметьево отобрали видеокассеты у журналистки Натальи Асперович -- некое Федеральное агентство по защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) распорядилось приказом № 31 контролировать (т.е. изымать) все цифровые носители информации. Таможенники требуют, чтобы журналисты указывали подробно, что за сюжеты у них записаны на видео. Конечно, теперь просто будут перегонять все это через спутник и интернет (Л.Никитинский, Московские новости, 27.2.2001). Чиновник Петр Мыхрыгин заявил, что приказ не противоречит свободе слова, т.е. он лишь предотвращает "неурегулированный вывоз товаров, в которых могут содержаться результаты...". Опять раздвоенность, и вновь используемая в агрессивных целях: перекрестить слово в товар, информацию -- в сведения, которые могут иметь двойное назначение. Обычный человек как-то приучается жить с раздвоенностью мира, используя ее для веселья, любви, молитвы. Человек озлобленный делает ее стержнем агрессии.


В коллекцию новояза. На процессе по делу об убийстве Холодова Грачев заявил, что не приказывал убить журналиста, а лишь сказал "разобраться". Ольга Богуславская (Московский комсомолец, 28.2.2001): "А признать человека заказчиком убийства можно, только если добыты неопровержимые доказательства. Например, письменная просьба убить и закопать. ... просьбу разобраться Грачев высказал не своему водителю, не своему повару, и даже не пресс-секретарю Министерства обороны, а Павлу Поповских, который знает, что такое "разбираться". "Разборка" и "разобраться" -- в основе слов лежит ощущение, что мир слишком сложен ("будь проще"), причем под "простотой" понимается единичность -- пусть буду лишь я. Кто-то второй уже усложняет мир, и быть проще означает сделать весь мир своим подобием. Поэтому пересмешничество варвара очень опасно -- это сигнал, что сейчас будут устранять непохожего, чтобы исключить даже возможность насмешки.


На всякий случай, уравновесим нашим жидким супом. Александр Бугаенко, 1943 г.р. из Нерюнгри, работал 20 лет спортивным инструктором в ДОСААФ, был несправедливо уволен, подал в суд, а заодно стал защищать права и других. Организовал общественную организацию "Народный фронт". Ни демонстраций, ни ругани -- только иски по делам пенсионеров, инвалидов. К осени 1999 г. был общественным защитникам по 30 делам относительно нарушения прав граждан. Дважды был доверенным лицом Ельцина на выборах. Но к осени 99-го это уже было далекое прошлое. И начался каскад: сперва все с семь федеральных судей Нерюнгри берут отвод по делам Бугаенко. Затем судья Дмитриева дает санкцию на его психиатрическое освидетельствование. Подлец сбежал, слетал в Москву, обследовался тут у четырех крупнейших психиатров, получил справку о том, что нормален, и вернулся. Его арестовали, отвезли в психбольницу, где доктора написали в суд: "Поводом для обращения за санцией ... стала информация от администрации СТК ОСТО (бывший ДОСААФ) г. Нерюнгри о неадекватном поведении Бугаенко А.А., которое характеризуется сутяжничеством, высказыванием идей преследования, борьбой за ложную справедливость". Затем стали лечить уколами и таблетками, продержали три месяца, после чего выпихнули на улицу (московские правозащитники встревожились), не выдав ни единой бумажки - ни больничного, ни справки. Он опять подал в суд -- и президиум верховного суда Якутии постановил, что его несправедливо посадили в психбольницу. Теперь он собирается обращаться в Страсбургский суд (Новые Известия, 26 или 27.2.2001).


Патриарх заявил, что государство должно согласовывать с Церковью коммерческие названия, п.ч. вино "Слеза монахини" оскорбляет верующих. Глава Роспатента Александр Корчагин поддержал Патриарха. "На сегодняшний день уже отклонено около дюжины заявок на названия подобного рода" (Наталья Филатова, Сегодня, 27.2.2001). В "Известиях" 1.3.2001 Игорь Иванов цитирует Павла Шапкина, галву Национальной алкогольной ассоциации: "Не стоит ограничиваться лишь религиозными мотивами. Многих, я знаю, коробит, например, от бренда "Молоко любимой женщины".


Наум Коржавин (Известия, 23.2.2001) о Гайдаре, которого журналист, берущий интервью, защищает ("Гайдар честный человек"): "Почему очень многие сейчас не могут отказаться от Гайдара? Да потому, что от себя надо отказаться. Я никогда не говорил, что Гайдар жулик. Я его не знаю, но с отцом его был в хороших отношениях, с тестем просто дружил. Так что никакого специального стремления поносить его у меня нет. Но как же так! ... А знаете, когда я Чубайса невзлюбил? Когда он, выступая по телевизору, с большой гордостью сказал, что у нас уже 60 процентов предприятий приватизировано. Как будто речь шла о промфинплане. ... А горячее обожание Чубайса со стороны интеллигенции оттого, что она ничем, кроме себя, не интересуется".

И метко о прошлом: "При Сталине явилось государство абсолютной лжи. Не только то, что говорилось, было ложью. Но и то, что скрывалось, тоже было ложью".


Новояз: подкуп есть активизация творческого потенциала. 16.2.2001 правительство утвердило программу "Патриотическое воспитание граждан", выделив на нее 6,3 млн. долларов. В программе такие формулировки: "Активизация творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов осуществляется путем организации конкурсов с учреждением ежегодных премий по патриотической тематике" (Известия, 23.2.2001, Е.Короп, С.Новопрудский).


А вот и первый кандидат на премию за патриотическое воспитание, я бы даже сказал - богословие. Ирина Кушер (Московский комсомолец, 23.2.2001): "Если мальчишки рисуют войну -- это не аномалия, природа у них, у пацанов, такая. Аномалия -- когда детей пугают солдатами". К сожалению, автор не представила материалов исследования, на основании которых она пришла к предположению, что природа "пацанов" заключается в рисовании.


Еще одна амазонка, Наталья Медведева из Ганновера (Известия, 23.2.2001): почему это русские должны восстанавливать Чечню? Почему не призывают газеты скинуться на восстановление Чечни богатых чеченцев? "Да и те, кто сейчас влачит жалкое существование в палаточных городках, могли бы включиться активно в восстановительные работы на своей родине". Не слабо -- русская, покинувшая Россию, где все-таки ее не бомбили, убеждает чеченцев, покинувших Чечню, где их бомбили русские, вернуться. Почему, спрашивает Медведева, русский человек должен "забыть имена погибших в Чечне русских солдат и тех россиян, кто был зверски замучен в бандитском плену? ... Не признав два фактора -- чеченское злопамятство и русское всепрощение, наша страна еще долго будет сталкиваться с отголосками чеченской войны". Нет, не мы одни горазды бомбить, но только мы, кажется, способны, еще не закончив бомбежек, говорить о том, какие мы всепрощающие.


Покаяние есть вхождение в самую неприятную сферу жизни, где все двоится, где настоящее "я" теряется среди ложных. Покаяние и есть выбивание этой неприятности, фальшивки -- подлинником. Византийская поэзия особенно любила этот параллелизм: "Теплым покаянием отбегни огня", "плач покаяния" -- против причитаний совкового типа (сиротинушка я...). Вместо "одежды страстей" -- "одежда божественная". Последний оборот означает, кстати, что промежуточного, "своего" костюмчика нет в гардеробе. Либо сатанинская, либо божественная. Либо фиговый листок, либо "светом яко ризою". Ну и слава Богу! Было бы печально, если бы в вечности светил галстук.


Состоялась конференция в Борисоглебском монастыре 9-11.2.2001 г. Борисоглебске Ярославской области. Среди выступивших: Кудрявцев В.К.,  генерал-лейтенант,  начальник управления Федеральной  пограничной  службы, "Воинская традиция: слово и дело". Куличкин С.П., главный редактор "Военного издательства". "Маршал Василевский - христианин и воин". Священник о. Борис Украинцев (с. Вощажниково, Борисоглебского района). "Крест новомученика  воина Евгения Радионова". Щербакова М.И., старший научный сотрудник Института мировой  литературы. "Лев Толстой и Русская Православная Церковь".

То-то большевики сделали пограничников частью чеки: так до сих пор наши джульбарсы и не подозревают, что "слово и дело" -- вовсе не "воинская традиция", а тайно-канцелярская.


Грехи принято классифицировать.Сказать "грех" - все равно что сказать "рак". О чем, собственно, идет речь -- непонятно. Каждый для себя какое-то представление о грехе вырабатывает, даже неверующий. Главная беда не грех, не привычка грешить, а привычка каяться -- пытаться одним, более-менее проверенным способом, вылечить совершенно новую болезнь, которой у тебя раньше не было. Конечно, лучше механическое покаяние, чем механическая гордыня или, тем паче, механическое делание гадостей окружающим. Лучше привыкнуть к тому, что раз в год Великий пост, чем привыкнуть к тому, что раз в год запой. Для окружающих лучше. Для привыкнувшего -- вряд ли.


Пришло письмо из польского города Ключборка от врача, радиолога-онколога: "Пожелает сама каббала, чтобы Вы ее поняли или не, я не знаю. Я могу только Вам кое-что о ней написать. ... Христос был действительно потомком короля Давида, умнейшим человеком своего времени, который стремился заменить людоедство реальное на символическое! ... Говорить о боге как любви в то время, когда все материальные явления построены гениально просто: заправочное отверстие - энергоблок и выхлопная труба. А где любовь? ... Христос не считал себя богом, а обычным учителем, ведь он был раввином, а тем самым и кабалистом! После казни Христа его незаконная жена Мария Магдалина, будучи беременной, сбежали в Лангведоцию, сохраняя потомка рода Давида. До сих пор живут потомки Христа, которых оберегают члны тайного крыла темплярием - современных масонов, тех же самых кабалистов. Все геноциды это беспрерывное стремление истребить потомков Христа, потомков пришельцев из иных планетарных миров. ... Потомки ангелов живут и сейчас рядом! Кто они? Это резус-минусные, белой слоновой кости люди. ...Современное человечество это уже вершина дегенерации! Осталось только ожидать инквизиционных костров и блюд из человечины, как показано в фильме, который я смотрел в Нью-Йорке "Зеленые галеты"! Радио Свобода тоже имеет свой вклад в этих деяниях! Найдете Вы в моем письме что-либо для себя, мне безразлично. Пишу, чтобы Вы не смогли про себя сказать, что Вы об этом не знаете!"

Вот ведь -- утром стер из форума анонимное письмо, а тут делаю совершенно подписанный текст анонимным. Анонимность как право -- позор, как подарок -- благодать.


Хорошая новость: в Москве суд не удовлетворил иск прокурора о запрете иеговистов.


"Российская газета" (23.2.2001) дает официальную версию праздника (безумно красиво из моего окна виден салют!): "Немецкая армия продолжала наступать на Петроград. Началась запись добровольцев на фронт. День самой массовой записи, 23 февраля, и решили считать днем рождения Красной Армии. Сформированные отряды в те же дни вступили в бой с германскими войсками в районе деревень Большое и Малое Лопатино под Псковом".

А правду рассказывает Виктор Тополянский (Новое время, №8): день РККА справляли в 1918 году 10 февраля в Питере, 24 марта в Москве, в 1919 г. в воскресенье 23 февраля. Троцкий утверждал, что празднуется декрет о создании РККА, но декрет был принят 15 января 1917 г. Эта ложь продержалась до 1925 г. Затем просто молчали о том, почему 23-е, и лишь в 1938 г. в "Кратком курсе ВКП(б)" было заявлено, что в эти дни "Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор". В войну Сталин заявил, что 23-го отряды РККА "наголову разбили под Псковом и Нарвой войска немецких захватчиков". При Брежневе об этом старались не говорить.

На самом деле после провала переговоров в Бресте 10-го февраля немцы начали наступление "боевыми поездами" -- большевики отступали без сопротивления, так что скорость продвижения зависела исключительно от скорости поездов, на которых ехали немцы. 20-го был взят Минск, 24-го был взят Псков -- отрядом немцев в 200 человек, без боя. В тот же день были взяты Тарту и Таллин. Запись добровольцев начали 21-го февраля, но в массовом порядке лишь с 26-го. Платили добровольцом по 15 рублей сутки. Записывались тем охотнее, что высока была безработица. Единственную победу одержал Дыбенко с матросами, 1 марта взявшие спьяну Нарву, а 3-го марта бежавшие из нее без боя. Наступление немцев было оставлено 3-го марта, когда был подписан мир в Брест-Литовске. Но с понедельника 4-го марта большевики начали эвакуацию правительства в Москву, хотя за три дня до этого ВЦИК особенно подчеркивал, что переезда правительства не будет.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова