Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 8 по 13 апреля 2001 г.

 


Иностранные новости

 


А еще в Англии запускают телеигру по американскому образцу -- "Остров искушения". На остров высаживают пять пар мужчин и женщин, "готовящихся стать христианами" (что уж за этой формулировкой имеют в виду на Западе?). На острове их разъединяют и начинают искушать, склоняя к измене. В сущности, это разыгрывание "Пути паломника" Бэньяна, аллегорию превращают в реальность. В США у программы была масса противников моралистов, в Англии в ней примут участие (как комментаторы, видимо) архиеп. Кентерберийский Джордж Кэри и Клифф Ричард, христианин-неофит.


Составители Всемирной христианской энциклопедии (издается Оксфордским ун-том) прогнозируют к 2050 г. рост числа христиан в мире до 34,3% с нынешних 33%. Сейчас христиан 2 миллиарда, 33 820 деноминаций и церквей, 238 стран, говорят на 7 100 языках. Плюс язык молчания.

Всего в мире 10 тысяч религий, атеистов 15%. Мусульман 18,9%, индуистов 13,3%. Христиане составляют большинство в двух из каждых трех стран мира. Ну, если это такое же большинство, как в России...

А председатель Всемирной психиатрической ассоциации Хуан Хосе Лопец-Ибор предсказывает к 2020 году рост числа психически больных людей. От депрессии страдают 340 миллионов человек в мире, из них лишь 25% имеют возможность лечиться.

 


Мих.Щипанов (Комсомольская правда, 7.4.2001): "Тихая сенсация - в смысле не афишируемая. Оказывается, московский мэр не стрелял в американского бизнесмена Пола Тэйтума и даже не "заказывал" его. ... Из окружного суда далекого аризонского города Финикс пришло официальное извещение, подтверждающее, что в отношении столичного мэра не оснований для подозрений". Разумеется, это лукавство: аризонский суд не расследовал убийство, он расследовал возможность предъявить Лужкову иск. Чему радоваться, что иск отклонили? И, главное - а кто же убил? И упоминать про то, что "70 процентов москвичей, оставивших его в кресле мэра, по сути дела, подвели итог необъявленного референдума о репутации Лужкова" - стыдно. Выбора мэра были голосованием по вопросу: "Согласны ли Вы отказаться от закона, права, избрать возможного убийцу и вора своим мэром, чтобы он ограничивал ваши права и права приезжающих в Москву иностранцев, чтобы в городе было грязно, лишь бы была видимость гарантии, что квартплата будет посильной?" Да, не гарантии хотят люди от властей, им достаточно хотя бы видимости гарантии.


Юлия Калинина (Московский комсомолец, а дату точную посеял, видимо, 9.4.2001) к вопросу НТВ: "Лет пять назад примерно так же расправлялись с газетой "Известия". ... быстрота, натиск, наглость и неотвратимость, с которой были скуплены акции "Известий" и уволен бессменный главный редактор Голембиовский, похожи поразительно... Голембиовского выперли за то, что "Известия" осмелились перепечатать из французской газеты крошечную заметку о благосостоянии премьера Черномырдина ... Все знали, что "Известия" убивают именно за эту заметку. Но никто не признался, не сказал вслух. Несли пургу про финансовые беспорядки в газете, про ее долги, неэффективный менеджмент... Ровно то же самое, что говорят сейчас про НТВ".

Как раньше говорили, что у нас нет политических репрессий, а есть просто забота о людях с отклонениями в психике, так теперь - нет политических репрессий, есть просто забота о правах собственников. Кстати, ничего страшного в этом нет. Для борьбы с психиатрическими репрессиями не надо уничтожать психиатрию, наоборот -- надо добиваться настоящей психиатрии, полноценной. Для защиты НТВ не надо отрицать права собственника, наоборот, надо требовать ограждения этих прав в полной мере, без нарушений закона.


 


Лев Рубинштейн (Итоги, 10.4.2001, с. 5): НТВ "стал пробным камнем". ... Его история и отношение к ней стали, если угодно, проверкой общества на вшивость: "схавают - не схавают". Оптимист Рубинштейн! С таким же успехом можно бомбежку Грозного назвать тестом на интеллектуальное развитие чеченцев. Просто большевики продолжают зачистку. И пробным камнем, конечно, - первым и самым большим - был не телеканал, а тот же Грозный. Общество не просто "схавало", оно еще и причмокнуло от наслаждения. А в прессе - первым камнем была "Экспересс-хроника". А в религии - Закон 1997 года. Кстати, ему несколько сопротивлялись, но все равно. Тем не менее, напомню, был еще и 1991 год! Так что отчаиваться не надо.


Идеальная по стилю и сути статья Галины Ковальской (Итоги, 10.4.2001, с. 28-29): чеченец, адвокат Абдулла Хамзаев судится с минобороны, требуя компенсации за разбомбленный дом. А генерал Манилов не придумал лучшей стратегии как отрицать факт бомбежек Урус-Мартана: "Точностные характеристики систем разведки, целеуказания и прицеливания самолетов ВВС исключают возможность случайного попадания средств поражения на жилые здания". Беда Манилова в том, что местные - в Чечне - органы власти, даже оккупационные (эндурские) все-таки подтвердили факт бомбежек. А куда денешься? И теперь можно либо судить генералов за вранье, либо судить летчиков за несанкционированные бомбежки.


 


Накаркал аз, грешный: Парфенов предал НТВ. И вот ведь: сотрудники НТВ делают все неверно, по-сектантски претендуют на исключительность, пускают петуха. А прощаешь им - не потому, что их гонят, а потому что делали они больше хороших передач, чем их критики-коллеги. Пороки у НТВ общие со всеми медиа (псевдолиберализм, гордыня), а вот достоинств НТВ у их критиков нет.


11 апреля, Великая среда. В хронологии последних дней перед распятием есть изрядная путаница из-за разногласий между евангелистами (у меня лично эти разногласия вызывают большое доверие к Новому Завету -- во всяком случае, не приглажена книжка, чего нет, того нет, не то что биографии некоторых других деятелей). И днем, когда вроде бы ничего не происходит, оказывается при каноническом распределении событий именно среда - в согласовании "Брюссельской" Библии на нее падает разве что сговор Иуды с Тем, Кому Надо.

За девять лет существования комиссия Патриархии по выявлению агентов КГБ не опубликовала ни одного отчета. Десять лет назад я на эти темы писал мягко -- простить. Беда в том, что мы простили, а они прощения не приняли. И теперь уже скоро не отрицать будут, что Патриарх сотрудничал с КГБ, а выставлять это в качестве его особо патриотического деяния.

И что теперь -- завыть "Горько мне, горько"? А Иисус выл? Нет, Он просто сказал Иуде "Что делаешь, делай" и пошел Своей дорогой. В конце концов, противопоставление нераскаявшегося Иуды и раскаявшегося Петра не так уж принципиально. Да, Петр покаялся в предательстве -- а что проку? Все равно остался человеком, соединяющим страх Божий со страхом перед людьми. Бог его учит, что нет нечистой еды, и Петр соглашается, а потом пугается коллег по архиерейству и отворачивается от Павла, изображает из себя чистенького. А теперь представим себе, что знающие все эти тонкости современники не пошли бы в общину Петра, а остались бы по домам Богу молиться и веровать в Воскресение -- где бы мы сейчас были?Услышали бы мы о Христе? Так что хотя бы ради того, чтобы поделиться с другими, стоит остаться в Церкви (всякая попытка основать новую, чистенькую не увенчается успехом -- запас чистеньких закончился еще до Рождества Христова).

Да, в конце концов, не одни ж архиереи предают, осуждают и распинают Христа. Случается это делать и дьяконам, и пономарям, и даже -- кто бы мог подумать -- людям, вовсе не имеющим священного сана. Вот так и образуется Церковь - вроде армии, только в армии ружья составляют в козлы, а в Церкви козлов -- в оружие.

Вон, в Красноярске вчера депутаты отказались отдавать суду своего коллегу -- мол, мы же не Иуды. Они исходили из того, что коллега невиновен (кстати, арестовали коллегу по ложному обвинению -- милиция даже инсценировала убийство). Это языческое рассуждение -- невиновного не судить. А христианское -- виновного не предавать суду. Как это исполнить -- ума не приложу.


 


Страстная пятница пришлась на 13-е апреля -- неужели даже Страстная пятница не перешибет суеверного отношения к цифрам? Суеверия ведь, кажется, действуют лишь в условиях комфорта, как сказки -- в условиях детства, и благополучного детства.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова