Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 14 по 20 апреля 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно ж-л "Христианство в истории"

Иностранные новости

В Бостоне община пятидесятников of the Holy Tabernacle Church of God in Christ Apostolic в шоке: тут почти две тысячи членов, общиной сорок лет до смерти в прошлом году руководил пастор Джо Смит, а теперь новые руководители разослали письма 200 членам, угрожая их исключить, если те не заплатят десятину в течение месяца. Дочь покойного пастора и еще 70 человек подали в суд, утверждая, что им не дали участвовать в выборах нового пастора и не дают посмотреть финансовые отчеты церкви (Бостон Глоб).


Испанские власти закрыли поликлинику в городке Сагра, где живет "всего лишь" 1200 человек. Мэр городка издал декрет, запрещающий горожанам болеть -- чтобы власти прежде всего заметили свой грех (Вечерняя Москва, апр. 2001). Вот и заповеди Божии: невыполнимый запрет, привлекающий внимание человека к совершенному им греху.


В Гданьске свящ. Генрык Янковски, бывший капеллан Солидарности и друг Валенсы, славный антисемитскими эскападами (ему в 1997-м на год запретили читать проповеди) в церкви св. Бригитты убрал плакаты: "Евреи убили Христа и пророков и гнали нас", "Поляки, спасите Польшу". Польша сейчас в шоке, п.ч. выясняется, что поляки не только страдали от немцев, но и вместе с ними травили евреев: на северо-востоке страны в Едвабне (Jedwabne) убили 1600 евреев. До сих пор этот погром сваливали на немцев. Янковски заявил, что нечего из этого делать политику, а его епископ Тадеуш Гокловски: "Если в этом преступлении участвовал хоть один поляк, это трагедия для всех на".


В Штатах спорят сейчас о материалах, посвященных евреям, пережившим Холокост и ставших христианами. Основные телеканалы отказались показывать платную рекламу евангеликов о возможности бесплатно получить фильм "Survival Stories" о семи иудеях, ставших христианами (сделало Евреями за Иисуса). Исполнительный директор движения Дэвид Брикнер полагает, что отказывают из-за протестов иудейских общин. А основные журналы эту рекламку напечатали (Ньюсвиик и пр.).


 

Георгий Бовт (Известия, 3.3.2001): "Церкви не доверяют там, где доверяют полиции" - по журналу "Ридерз дайджест", опрос 17 тыс. человек в 18 странах, падение авторитета Церкви в Британии, Испании, Германии, Бельгии, Чехии. В среднем в Европе Церкви доверяют 44%, полиции 71%, даже прессе больше доверяют, чем церкви (в Финляндии 70%). На первое место всюду ставят брак, - кроме России.


"Утонченное" антизападничество: А.Архангельский (Известия. 5.3.2001) в связи с разрушением статуй талибанами бранит Европу за осуждение войны в Чечне: "Цивилизация одряхлела и ожирела, ... превратилась в набор знаков, не имеющих значения ... равнодушна к любым нематериальным ценностям -- и своим, и чужим". И дальше прямо по Вигилянскому: "Если мир, к которому мы принадлежим по праву иудео-христианского родства, по-прежнему будет играть в постмодернистский бисер ... то пушечной целью очередных талибов окажутся уже не статуи Будды, но химеры Нотр-Дама". Так это в Чечне большевистские банды борются не с террористами, а с пост-модернистами, защищают не Кремль, а Париж!

Тот же Архангельский в связи с разгромом НТВ обвинил уволенных журналистов, уходящих н ТВ-6, в том, что они попирают право на слово журналистов ТВ-6. С таким же успехом можно было Сахарова обвинить в том, что он, будучи отправлен в Нижний в ссылку и поселен там в трехкомнатной квартире, нарушил право на жилье кого-то из нижегородских очередников.


Российские новости

Зоя Светова, Георгий Целмс (Новые Известия, 18.4.2001): власти бойкотируют комиссию по помилованию при президенте (в ее составе и о. Александр Борисов). В состав комиссии ввели замминюста Калинина Юр., который разослал письмо по начальникам УИН с требованием реже поддерживать ходатайства з/к о помиловании. Сейчас прошений в год пишут 50 тысяч - на миллион з/к. Путин за последние полгоды помиловал лишь Поупа, который и полсрока не отсидел. 3 тысячи помилований, одобренных комиссией, скопились в столах президента. Комиссия впервые собралась 6.3.1992. В 1996 г. помиловано 4526 человек, в 1998 4244, в 1999 11 627, в 2000 12835. В среднем на 500 осужденных три помилованных. Большевик из ВНИИ МВД напирают на то, что 9% амнистированных совершают повторные преступления, умалчивая о том, что из непомилованных рецидивы у трети.


В конце марта в СБ Татарстана был приглашен секретарь Казанской епархии, которому было заявлено, что с точки зрения руководства республики "епархия поддерживает русский православный ваххабизм". В приверженности ему СБ обвинил казаков, в частности, охраняющих православные храмы от посягательств "татарских националистов". Братство напомнило о конкретных случаях нападений на православные храмы со стороны активистов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ). В частности, в Набережных Челнах представители этой организации препятствовали строительству Христорождественского собора и Православного культурного центра. В этом же городе неизвестными были сожжена часовня святой мученицы Татианы и ризница храма святых Космы и Дамиана. Авторы обращения также обратили внимание на дискриминацию "кряшенов" (крещеных татар), проживающих в Татарстане. Заявив о своем уважении к исламу и другим "традиционным религиям" России, члены Православного братства напомнили, что более 80 % населения РФ составляют русские, подавляющее большинство которых исповедует православие. Казанское Православное братство во имя святителя Ионы Московского выразило свое "крайнее возмущение" в связи с заявлением Совета безопасности Татарстана, обвинившего Казанскую епархию РПЦ в поддержке "православного русского ваххабизма". Члены братства расценили это заявление как "откровенное оскорбление" Церкви со стороны государственной власти Татарстана. Источник: "Благовест-инфо". Редкий случай, когда можно зафиксировать момент превращения термина в бранный ярлык.


Архангельский А. Еретики и варвары. - Известия. 3 мар. 2001 г. "В массовом сознании живет миф, сформированный левыми радикалами начала века. А именно: что отлучение Толстого от церкви - это некая форма государственного наказания, что это идеологическая плеть, которой самодержавие высекло слишком непокорного писателя. Тогда как анафема -- всего лишь своеобразный штамп о разводе, поставленный в духовный паспорт. Человек добровольно ушел из семьи, завел другую; чего же обижаться, если тебя просят оформить этот уход официально? ... если будет доказано, что он не отвергал предсмертное причастие, что это обезумевшие ученики не допустили к нему старца Варсонофия ... то отлучение отменится само собой".

Путин приказал оплатить (в том числе, и из моего кармана) авиаперелет в Мекку 350 паломников из Чечни (Известия, 5.3.2001). Архангельский почему-то не увидел в этом признаков одряхления и потакания исламу. Анна же Петросова назвала Путина "щедрым" (Вечерняя Москва, 5.3.2001).


Разгром НТВ - событие не первого ряда, но и не третьего. Если чеченская война была аналогична вводу войск в Чехию, то этот погром подобен закрытию твардовского "Нового мира" в 1971. Правда, теперь большевики дальше Грозного танки двинуть не могут. Слава Богу! Они опасны лишь для жителей России, и хотя нам (тем более, чеченцам) это не легче и даже отчасти тяжелее, но за человечество можно порадоваться: хотя бы не заразны.


Грустная получилась Пасха, что и говорить. Убить убили свободу (не всю, но свобода на куски-то не очень делится), а воскреснуть она не воскресла. Сегодня вот и любимых итожников разогнали. Анализировать реакцию холуев на эту дрянь не хочется, она такая же, как в деле Бабицкого; нетривиально лишь поведение журналистов "Нового времени", которые, видимо, отрабатывают повинность Чубайсу и потому изложили все, что можно, против Медиа-Моста. И даже не спрошу, где наша вера, а где моя вера, если смерть Иисуса я переживаю -- именно эмоционально -- не так остро, как разгон "Итогов" и НТВ? Вот такая вот хреновая вера. Впрочем, где гонимые -- там и Иисус. Что ж, жили при одном застое, поживем и при другом. Не поскрипим, а именно поживем, поживем, как не могут и не хотят жить бары и рабы, поживем с напором, с чувством, с толком.


Член общины Шевкунова звукоинженер Вас. Ниссен (р. 1966) в интернете возмутился: в храме Христа Спасителя на Пасху патриарх причастился только стоявших в огороженной зоне номенклатуры (Жириновский, Кобзон и пр.).


Художник Дм. Пиликин "изготовил сладкую картинку с Иисусом и надписью: "Я тебя люблю, но сейчас мне некогда" (Новое время, №11. 2001, с. 7). Ханжество как разбой во времени?


Второй раз в истории России "Бородино" означает двусмысленность. То, что для всего мира позор, для большевиков -- гордость: сумели выцарапать "своего". В Шереметево Бородин сказал, помимо прочего: "Как верующий благодарю Алексия Второго" (дословно, с телевизора).


"Комсомольская правда" (14.4.2001), опрос политиков о поведении на Пасху. Только представитель Путина в Думе Алдр. Котенков: "В церковь не пойду, честно скажу". Правда и этот: "А все остальное - по русским христианким традициям, с друзьями, в компании". Отмечают пасху Жириновский, Харитонов, Слиска, Зюганов, Митрофанов. Серг. Шашурин, депутат: "Мой отец - пасхальник (!) при Загорской лавре".


Патриаршии тексты к Пасху."Надеюсь на возрождение единства трех братских славянских народов ... значительная часть молодежи оказалась в плену у широко пропагандируемых поверхностных представлений об успехе, благополучии и силе. С газетных страниц и телеэкранов, из текстов песен модных исполнителей молодые люди слышат: достойно жить могут только наглые и бесчестные люди, смысл жизни -- лишь в деньгах и власти, в отношениях мужчины и женщины, в реализации собственной гордыни ... Практика добровольного перечисления некоторй части подоходного налога в пользу религиозных организаций существует в ряде стран Европы ... Стоит ли принять данную модель в России или избрать какую-то другую -- этот вопрос имеет смысл обсудить ... Но время для такого обсуждения настало" (Российская газета, 14.4.2001). Из пасхального послания: "За свое великое терпение наш народ, так много переживший в ушедшем ХХ веке, достоин в XXI веке лучшей доли ... Примет духовного выздоровления общества становится все больше. К ним можно отести и то, что практически захлебнулась агрессивная деятельность лжемиссионеров, лидеров тоталитарных сект ... Если криминальные силы будут влиять на политику и экономику, если люди не будут чувствовать себя в безопасности, то успех благотворных процессов в стране окажется под вопросом. Наведение порядка, впрочем, не должно само по себе перерастать в другую угрозу. Тут уместно напомнить слова Святителя Московского Филарета, сказанные еще в середине XIX века: "Как вы пришли в страну, где есть беспорядки привычные, то надобно как можно тихо приводить людей к порядку, чтобы порядок не показался стеснением" (Известия, 14.4.2001).


Странная акция: московские баптисты во главе с Петром Коновальчиком раздавали подарки детям погибших журналистов (Московский комсомолец, 6.3.2001). Репортер (С.Бычков) написал неуклюже: "Дети погибших журналистов радостно раскрывали их" (коробки с подарками). "Скорее всего в Англию будут отправлены ответные российские дары". Вот пошлют -- тогда пиши. К тому же в Англии журналистов не убивают! И почему наши баптисты не могли сами собрать подарков, почему лишь посредничают?


Осторожно: Мария Голованивская, представленная как "креативный директор фирмы "ИМА-Консалтинг" в "Новой газете" (19.4.2001, с. 5) представлена не как "безбашенный патриот", но говорит вполне безбашенно: "В России свобода - это, с одной стороны, знаменитый русский пофигизм ... а с другой - тонкий цветок культуры, выращенный Бердяевым и Соловьевым на страницах своих сочинений. В Европе и США иначе. Европейцы - в первую очередь граждане, отношения с государством у них интимные, зачастую более интимные, чем между мужем и женой. ... В той же Швейцарии в некоторых кантонах принято каждое утро проветривать постельное белье, и если кто-то этого не делает, сосед звонит в полицию ... В США, как все знают, за номером карточки социального страхования скрывается вся информация о человеке начиная с его ранних лет: с кем за одной партой сидел, за что двойку получил ... /О проверке паспортов/ Я не говорю, что Россия -- самая свободная страна во Вселенной, но и по этим параметрам у нас больше свободы, чем в Европе. Поверьте мне, что, когда обостряется иракский конфликт, в Европе паспорта проверяют у всех поголовно". Не верьте! В Англии, к примеру, вообще паспортов у людей нет. Голованивская: "Россия -- страна православная, а эта религия тоже ограничивает свободу личности в общеевропейском понимании этого слова".


Бор. Кагарлицкий - странный человек: в России-де нет угрозы свободы слова, вот "если бы НТВ закрыла полиция". А так - омоновцы закрыли. Большая разница? На той же странице (Новая газета, 19.4.2001, с. 3) Алдр. Петров отмечает: накануне захвата НТВ половина охранников "Моста" перешла на сторону Йордана. Более полусотни чекистов только наблюдали за поведением журналистов НТВ в день захвата.


Татьяна Камоза (Новое время, №15, 2001, с. 5): Кох "во многом прав" - мол, НТВ ничем не отличается от любого завода, права собственника надо защищать. А о том, что защищать их надо через суд, а не с ОМОНом - Камоза как-то забыла. Марина Колдобская (там же, с. 6) критикует защитников НТВ: "НТВ жило на околокремлевские деньги ... Суть сегодняшних требований телекомпании в том, чтобы акую жизнь продолжать. Вы продолжайте нас кормить, а мы продолжим вас критиковать. ... Во всех диспутах вокруг НТВ я ни разу не слышала мысли, действительно правой и действительно свободной: журналистскому коллективу уйти от всех и всяческих магнатов ... и основать на самом деле частную компанию. И если власть будет им в этом пепятствовать, вот тогда действительно пора выходить на улицу за свободу слова". Алдр. Пумпянский: "К сегодняшнему кризису НТВ привел Гусинский". Защищает Чубайса: мол, он продал Связьинвест Потанину, который дал на сто миллионов больше Гусинского, и за это "Кох и Чубайс были объявлены ворами, независимая пресса Гусинского и Березовского доказала это как дважды два...". Стоит напомнить, что "Новое время" само живет за счет Кремля -- получило бесплатное здание в центре Москвы, сдает в аренду, а уж про льготы и кредиты поминать не будем. Книгу Чубайса писал сотрудник "Нового времени". Тут же Игорь Рябов: "Журналисты НТВ признаются, что не могут понять финансовые проблемы, возникшие у собсвенников, а потому все происходящее воспринимают как покушение на свободу. Это не просто слепота -- это сознательное ряжение в шоры, сознательная попытка оказаться по ту сторону свободы ... Свободное слово составляло часть капитала Гусинского". Рябов даже обвинил НТВ-эшников в антисемитизме *"В том же прямом эфире вспоминается национальность Коха, заодно и другая терминология подзабытой анпиловской братии". Ага! Шендерович - антисемит. Рябов иронически: "В два часа ночи кто-то придет снимать таблички". И через неделю - пришли! К стыду Рябова. Туда же Илья Мильштейн: "На войне Кремля с НТВ окончательно выяснилось: журналистика и пиар - это разные вещи". В том же номере нормально писали о конфликте Денис Драгунский. Анд. Колесников, Новодворская.


Шендерович (Новая газета, 16.4.2001, с. 3): "Было внутреннее располюсование даже для себя. Если бы Верховный суд принял сторону наших оппонентов - в этом случае многие остались бы. Но своим хамством они у приличных людей отняли выбор". Аминь и слава Богу, что сатана не может сдержаться и периодически где-то дергается кончик хвоста, что позволяет приличному человеку устремиться к бесконечно большему чем "приличночеловечестие" - к святости.


Тофик Шахвердиев критикует гимн и власть, и народ, поддерживающий власть ("Непорядочный человек не может бесконечнодолго морочить порядочных людей. Мы же их сами выбираем из своих же собственных рядов, а потом с полным на то основанием называем своих избранников негодяями", Новая газета, 16.4.2001, с. 17). Верно: это ведь Шахвердиев изготавливал рекламные ролики Лужкову во время предвыборной кампании, не брезгуя и фальсификациями (см. подробно в 1999 г.). Его "нас" - замена "мы". А ведь это хороший признак, когда переметная сума переметывается на сторону свободу в такой неподходящий, казалось бы, момент. Даже если это "казачок засланный" -- раз засылают, значит, боятся.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова