Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 12 по 18 мая 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно ж-л "Христианство в истории"

Иностранные новости

Дык! В 1994 году доминиканка Камилла Дарьенцо (Camille D'Arienzo), живущая в Нью-Йорке, а точнее, в Бруклине, организовала группу, распространяющую "Декларацию жизни". Декларация состоит из одной фразы: "Если меня убьют, прошу не казнить моего убийцу". У сестры Камиллы этот девиз на визитке. Декларацию подписали ок. 50 тысяч американцев, включая конгрессмена-републиканку Кэролайн Маккарти, чей муж был убит сумасшедшим, б. мэра Нью-Йорка Марио Куомо. Камилла р. 1935 -- ровесница о. Александра Меня.

А не попробовать ли сделать таковое на русском в интернете? (можно, конечно, и в бумаге, и на визитке, и хорошо бы футболку с такой надписью сделать...). Итак, кто хочет подписать - шлите мне письма.

На английском статья сестры Камиллы об истории декларации: http://www.opsouth.org/opsite/OPLIFE/INFO/current%20page%207.htm). Подписывают декларацию и в Канаде, Италии, Германии. В США некоторые заверяют ее у нотариусов. Были случаи, когда прокуроры принимали во внимание волю погибшего, который декларацию подписал. Дарьенцо говорит, что текст декларации написала не она, еще раньше его сочинил A. Vic Hummert, католичка из Луизианы (CEO, Earth Literacy - что это значит, пока не выяснил), а ей дали в 1994 г., когда на пост мэра Нью-Йорка шел активный сторонник смертной казни и монахини думали, как с этим быть. "Мы же не насилуем насильника", -- говорит Дарьенцо, видимо, не понимая, что именно похоть является главным источником жажды смертной казни.


В США судят мормона-многоженца, причем мормоны выступили с официальным заявлением, что этот мормон -- вовсе не мормон, потому что в справочнике агентства Ассошиэйтед Пресс сказано, что название "мормон" прилагается исключительно к членам Церкви Иисуса Христа святых последних дней. "Многоженцы и их организации ... не являются диссидентскими крыльями Церкви. У них нет ни малейшей связи с Церковью". Милые, милые мормоны, теперь на душе легко: не одни мы пальцем в небо тычем и спичкой воду носим...


Серг. Алиханов (Вечерняя Москва, 14.5.2001): в США чеки не выкидывают, а собирают для налоговой полиции. Его знакомая, уехавшая в США, говорит: "В России жить унизительно, а в Америке жить невозможно ... Здесь мне все время приходится считать". А человеком считающим "сделаться невозможно -- им можно только родиться. А для этого нужно не семь лет, а семь поколений".

Кстати, его-то знакомая вполне считает, хоть и родилась не в Америке. И с каких пор для рождения нужно семь поколений? Достаточно девяти месяцев. И когда речь идет о своей выгоде, русский считает не хуже американца. Но страх перед Америкой как перед цифрой, арифмометром, бездушной математикой, - пусть иррационален, но характерен.


Алина Романова (Иностранец, 15.5.2001, с. 45) вывезла из Англии, где она в Солсбери училась английскому, впечатление: "Я смогла наконец ощутить, что такое история, и понять, как к ней надо относиться. У нас-то в России историю понимают как отгороженное временем прошлое, в котором нашего участия не было, как святилище, где нельзя ни к чему притрагиваться ... И все норовят извлечь из нее урок (только он никак не извлекается), сопровождаемый горьким или гордым придыханием. А британцы просто в ней -- в этой истории -- живут. ... В кузнице 15 века работают кузнецы ... Поджарые поросята на задворках кафедрального собора 13 века деловит месят грязь в своих загонах".

Утверждают, что мужчины лучше женщин ориентируются в пространстве. Но Романова безусловно лучше многих мужчин ориентируется во времени, как и упомянутая Британия (которая тоже ведь женского рода). Ибо ориентация есть способность двигаться и жить, и описанный страх перед прошлым, сакрализация его есть результат неспособности двигаться во времени, хронологический кретинизм (ведь есть топографический кретинизм), приводящий к беспрестанному петлянию, к метанию из крайности в крайность.


Президент США отверг просьбу Папы помиловать Тимоти Маквэя, заявив: очень уважаю Папу, но и очень сострадаю 168 жертвам Маквэя и их родственникам. Пожалуй, Буш кому-то там сострадающий -- это сильнее Клинтона, проповедующего половое воздержание.

Кстати, хронический антиамериканец Солженицын выступил а ля Буш с призывом восстановить в России смертную казнь. Почему-то лишь в "Русской мысли" об этом, и даже в интернете нигде текста заявления Солженицына нет.

В "РМ" же Юрий Лурьи из Торонто: "Сказать, что в России «сейчас вопрос стоит именно так», — это значит ничего не сказать. Коль «вопрос стоит», то неплохо было бы дать на него хоть краткий ответ. Почему именно сейчас пришла пора легализованных убийств? Неужели Солженицын не видит и не может предложить никаких иных, кроме кровавых, мер для «спасения общества, государства»?! А как понять странное (чтобы не сказать невежественное) заявление Солженицына о том, что в Европе, «которая диктует нам отмену смертной казни, не знали таких суровых испытаний, какие прошла Россия»? Разве это «диктат», когда вам говорят: если вы хотите войти в сообщество демократических, цивилизованных стран, отмените смертную казнь. Не хотите — ваше дело. И каких «суровых испытаний, какие прошла Россия», не знали в Европе? Европа тоже пережила, не без помощи России, суровые испытания.

Вспоминается: "Начав как бог, закончил как свинья". Начав с обличений Советской власти за лицемерные игры в отмену/ввод смертной казни, Солженицын закончил призывом все-таки ввести. А ведь в "Раковом корпусе" Солженицын издевался над Абакумовым: "Товарищ Сталин, войдите в положение -- как нас связывает в работе эта отмена смертной казни! проводить расстреливаемых по бумагам нельзя. Значит, приговоры надо писать в двух редакциях.". Сам себя достал: ведь и в Чечне что происходит, как не смертная казнь тысяч людей без суда и следствия?


В Перу в местечке Карал археологи из Чикаго копают город, относящийся к 25-20 вв. до р. Х. Тут было классовое расслоение, ирригационная система. Но: не было глиняной посуды, не было зерна вообще, питались перцем, бобами, авокадо, картошкой, причем в сыром виде, поскольку посуды-то не было. Археология актуальна тем же, чем и дарвинизм: показывает, без чего можно обойтись, а без чего нельзя. Спор о абортах -- он ведь о том же: что необходимо для признания в кучке клеток человека. И вот человек без горшка и без хлеба -- все-таки человек. В окружении подобных себе -- может быть, и обезьяна, а может человек, неясно. Но тот, кто окружен другим человеком, тот есть человек. И любовь к ближнему есть беременность ближним, вынашивание его без малейшего права влиять на него, строить за него планы, поучать его, с одной обязанностью -- обнимать его существование своим.


Для "оклахомского бомбиста" Timothy McVeigh композитор из Лос-Анжелеса David Woodard написал специальную музыку, под которую тот будет казниться. По просьбе Маквэя. Вудард заявил, что Маквэй похож на Христа уже тем, что ему тоже 33 года и Христа тоже все презирали. Замечу, что почти ни в одном сообщении о Маквее (их очень много) не напоминается, что тот мстил за гибель почти сотни членов движения "Ветвь Давидова", убитых федеральными войсками по идиотской инициатива Билла Клинтона лишь за то, что они были нестандартно верующими. И если Клинтон в данном случае вел себя как Базаров, то Маквей -- как Ставрогин. "Все, все, все Достоевский предсказал", - как пел Юлий Ким. Все, что касается агрессивности.


Российские новости

Нач. упр. социального планирования администрации Воронежской обл. Вл. Ив. Шаронов о неправославных: "Некоторые из них действуют агрессивно. Особенно тревожит то, что они действуют под видом ... курсов пения и обучения на музыкальных инструментах (секты протестантского толка). ... Культура -- ткань, как известно, токая, и сегодня еще далеко не ясны те последствия, которые последуют за внедрением западных стандартов и ценностей. Лично я не могу не видеть, что протестантская установка на идею комфорта в земной жизни сопряжена с огульной критикой русских традиций и обычаев". Уп., что его друзья (так!) участвовали в деятельности питерского об-ва "Открытое христианство", которое раскололось на два крыла: друзья тревожащегося Шаронова образовали "религиозно-философский православный институт", а враги -- "экуменический богословский институт, известный как "Голландская школа" (НГ-религии, 16.5.2001, с. 5).


Серг. Смирнов (НГ-религии, 16.5.2001, с. 4) дает отповедь комиссии о. С.Правдолюбова, обвинившей о. Г.Кочеткова в ереси (видимо, обвинение сочинял в осн. о. Максим Козлов). Смирнов показывает, что все утверждения комиссии не основаны на цитатах вообще либо перевирают тексты. Достаточно сказать, что комиссия записала, что Кочетков не признает никейский Символ веры, тогда как в пособии для катехизаторов этот самый символ пропечатан. Кочетков обвинен в том, что считает Христа человеком, а у него черным по белому: "Иисус -- Сын Божий от начала".

Правда, печально, что некоторые обвинения отринуты. Например, Кочетков вовсе не за женское священство ("Чтобы вполне раскрыть себя перед Богом в Церкви, женщине совсем не обязательно предстоять от Ее лица престолу Божьему" -- как будто мужчине это "обязательно" и как будто священство -- для "раскрытия себя"). И экуменизм Кочеткова, оказывается, лишь сослагательный -- у протестантов "в приципе" может быть благодать. Но только "в принципе" -- как по анекдоту ("вещи в Принцип, там, говорят, все есть).


Наши герои: 15 мая чекисты в разных шкурках продиктовали текст для публикации главным редакторам пяти газет: "Известия", "Российская газета", "Комсомольская правда", "Труд", "Независимая газета". Газеты текст и напечатали.


Суд отклонил иск адвоката Абдуллы Хамзаева, у которого разбомбили дом в Урус-Мартане: большевики из министерства обороны заявили, что не бомбили ни Урус, ни Мартан. Игорь Найденов (Новые Известия, 17.5.2001): значит, бомбили американцы или вьетнамцы? Как же наши военные пропустили их самолеты? Вспоминается убийство пола Тейтума: "доказано", что создателя первого в Совке СП, гостиницы "Радиссон-Славянская", убили не по приказу нынешних владельцев гостиницы, Лужкова и какого-то чеченца. Хорошая новость. Но кто же все таки убил?... Тоже -- апофатика. Удовлетворенность знанием отрицательным, ненужность знания положительного и даже страх такового.


Савик Шустер устроился на ЧК ("Четвертая кнопка") вести, как и прежде, футбольную передачу. Газеты уже широко оповестили, что из-за этого его уволили со "Свободы", где он возглавлял русскую редакцию. Выступая по ЧК, Шустер отметил, что футбол вне политики, что весь спор вокруг НТВ носил не политический, а коммерческий характер. Еще за неделю до разрыва со "Свободой" Шустер публично (в эфире) критиковал Явлинского, близким другом которого ранее считался.

Если прилагать советскую логику, это означает одно: Шустер уже давно был завербован Лубянкой, держался "на черный день". Теперь этот черный день настал, Шустер использован для пропаганды: мол, не только в Совке, но и в США, и нигде нет настоящей свободы слова, все демагогия, и они подлецы такие же, как мы, а потому мы не подлецы, а подлецы только они.

Не исключено, что подобная логика в данном случае и верно описывает ситуацию, но, тем не менее, использовать ее не душеполезно.Чтобы не засосаться смердяковщиной, разумнее быть невеждой и сказать, что неизвестно, почему Шустер так поступил. Информации недостаточно. Кстати, ее действительно недостаточно. Сколько Шустер получал на "Свободе"? Сколько он будет получать на ЧК? Не похитили ли у него жену и детей? Не собираются ли закрывать "Свободу" вообще? Не являются ли идеалы смердяковщины истинными? Ну, последняя все-таки перехлест...

Савик Шустер в "Московских новостях" (15.5.2001) оправдывается, ссылаясь на то, что его поддержал Юрий Афанасьев. Нет, уж лучше как в "Известиях", где для плезиру держат Войновича, или как в СПС, где для того же самоутверждения держат Сергея Ковалева.


Главный же редактор "Московских новостей" Виктор Лошак (МН, 15.5.2001) даже завел речь о деньгах: "После появления в Интернете сумм кредитов от "Моста" журналистам гордость и бунтарский дух команды Киселева получили несколько иную, более прозаическую окраску". Да ведь НТВ-эшники даже открыто хвастались, что много получают. И вот ведь -- русский, а вполне считает, не хуже американца. Беда в том, что считает не тогда, когда надо, считает, когда надо говорить.


В связи с выставкой в московском "Арт-Манеже" Никита Алексеев замечает, что наши авангардисты плохи не провокативностью, а слабостью провокаций, вторичностью. "Желание прославиться во что бы то ни стало всегда неприятно. Да и куда этим нашим "некро-" и "педофилам" до уже позабытого японского акциониста, спрыгнувшего лет тридцать назад с седьмого этажа на подрамник с белоснежным холстом, или до участника Новой венской школы Руди Шварцеглера, скончавшегося в результате перформанса, заключавшегося в самооскоплении. Это куда круче, чем натюрморты с чужими трупаками или жеманные игры в детскую порнографию" (Иностранец, 15.5.2001, с. 43). Любопытно, что и Грин не смог вообразить большего "жизнестроительства", о котором дремали символисты, чем ведущее к самоубийству. И грех тут не на самоубийстве, а на символизме. Когда все превращается в знак, то ничто может стать знаком.


Александр Поляков

ЛЕКЦИИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

В нашем мегаполисе каждый день много чего случается и появляется. Но это не только новые здания, новые фонтаны, вновь посаженные деревья, новые магазины, новые офисы... А вот еще нечто новое: лекции под открытым небом!

В минувшее воскресенье немногочисленные прохожие, коим довелось спускаться с Большого Каменного моста по лестничному спуску со стороны гостиницы "Балчуг" и здания Центробанка между четырьмя часами и половиной шестого вечера были удивлены необычной сценой: пестрая группка из приблизительно пятнадцати разновозрастных людей расположилась внизу лестницы на каменных ступеньках. Пред ними читал лекцию бородатый мужчина. Двое слушателей держали перед лектором диктофоны. Некоторые люди, намеревающиеся подняться на Большой Каменный мост по этой лестнице, в недоумении останавливались. "Куда мы попали?" -- такая мысль видимо вдруг возникала в их головах. "Можно ли здесь пройти? Или эту лестницу сделали лекторием? Или может быть это экскурсовод так увлекся объяснением достопримечательностей, что его экскурсия превратилась в лекцию?.." "Может это
последователи древних бродячих философов?" -- мог подумать какой-нибудь
образованный прохожий.

Во всяком случае в нашем городе такого, похоже, давно не бывало! А объясняется всё довольно просто. "Центр непрерывного образования взрослых", расположенного на Раушской набережной по соседству с гостиницей "Балчуг" и одноименной улицей, недавно обзавелся новой охраной. Новая метла, как известно, по-новому метет. Новые требования к допуску в здание свалились на многих как снег среди весны. Администрация "Общедоступного православного университета", располагающегося здесь же, не позаботилась о подаче заявки и списка студентов для допуска в воскресенье в
здание "Центра". Охрана стояла неколебимо. "Не положено! Списков нет! Мало ли, что вы всегда занимались здесь по воскресеньям. У всех остальных есть списки, только у
православных нет!"

Пришлось перенести занятия под открытое небо. Лекцию по Новому Завету провели в тени деревьев на лужайке у гостиницы "Россия". (Какое-то подобие "проповеди на месте ровне"... правда, немного шумно от машин, проезжающих по набережной.) А вот лекцию по истории Церкви решили провести на каменной лестнице моста. Тамбыло потише, но и от природы дальше.

В общем, совковой безалаберности не удалось оставить неудовлетворенной жажду знаний студентов Православного университета.

Александр ПОЛЯКОВ.
7-8 мая с.г.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова