Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 21 по 27 июля 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

 

Иностранные новости

Болгарский премьер Борисов, вопреки прогнозам многих наших фельетонистов, не только решиля стать премьером (утверждали, что он подставит вместо себя, царя, кого-нибудь), но и пообещал провести реформы за 800 дней. Георгий Осипов ("Известия", 25.7.2001, с. 5) сравнивает это с "500 дней" Явлинского.

Правда, Осипов перегибает палку, утверждая, что Борисов собирается "осуществлять экономические рыночные преобразования монаршей по сути властью" -- "по сути" на новоязе означает "по сути не так, но давайте условимся". "Монаршего" он обнаруживает в Борисове, что тот включил в правительство и коммуниста, и турок, т.е. "представителей всех сил общества". А ведь Борисов специально оговори, что включает не "представителей", а специалистов -- но бесполезно.

Интереснее другое: Борисов, человек западный по психологии, активно одобрявший войну НАТО с Милошевичем, действительно поставил четкую дату, тем самым переводя ситуацию из сферы большевизма (который подменяет время словами) в сферу нормальной жизни. Он может выиграть, может проиграть. Большевики с 25 октября и по сей день ставят дело так, что обвинить их в проигрыше невозможно. Они заранее объяснили и свои удачи ("мы построили социализм", "мы провели приватизацию"), и свои провалы ("построить социализм помешал Сталин"; "провести приватизацию помешали коммунисты").

Христиане тоже склонны к таким вывертам, а вот Христос -- нет. Он прямо сказал: "Свершилось". Наши "500 дней" позади.


В Чечне военные арестовали двух русских, одного их Ленинградской, другого из Волгоградской областей, которые приехали сюда десять лет назад и стали воевать против русских. Один признался, что лично застрелил пятерых российских солдат, другой два десятка. Первому платили за каждого расстрелянного по пять тысяч рублей, второй якобы "таил на них [бандитов] обиду: за "работу" они "платили ему всего по 300-500 рублей в месяц" (В.Александров, Труд, 19.7.2001). Оставляя в стороне мораль-кораль: а сколько бы они хотели получать? Вот сколько нужно заплатить озлобленному человеку, чтобы тот остался доволен? Есть ли в мире такое количество денег?


Юрий Буйда, размышляя о питейных традициях, отмечает: "Запад - это постепенность, Восток (Россия) -- сразу. На Западе ритуал связан с процессом, у нас - следует постфактум. У них - смакование, у нас - головой в прорубь, пан или пропал, грудь в крестах или голова в кустах. У них - труд, у нас - подвиг" (Новое время, №20, 2001, с. 29).


10 июля в Едвабне открыли мемориал. Президент Квасьневский признал, что тут 1600 евреев были убиты поляками. После чего благосостояние убийц резко улучшилось: дома и земли евреев были ими приватизированы. Неудивительно, что местный ксенд назвал плач по евреям "бизнесом на Холокосте", а местные жители до сих пор отрицают причастность свою и своих предков к погрому. Правда, с этих как бы и спросу нет - дикие люди, почти русские. Но то, что кардинал Глемп не смог просто покаяться в погроме, а покаялся и потребовал от евреев покаяния за зло, причиненное полякам евреями-коммунистами... Этот знает, что такое логика и этика, этот на Страшном Суде ответит за свое добавку сполна, бедняга! Раввин Варшавы Михаэль Шудрих был вынужден объяснять, словно Глемg - не кардинал, а детсадовец: "Эти коммунисты были предателями собственного народа, отрекшимися от нашей религии и национальных традиций. Эти люди не считали себя евреями, и мы их таковыми не считаем". Интересно, а за Дзержинского Глемg покаялся?


Ватикан ратифицировал договор о запрете ядерных испытаний 1996 г. Что делать: государство! По этому поводу нунций при ООН Ренато Мартино произнес миролюбивую речь. Типичный пример того, что в некоторых ситуациях любое действие если не грех, то смех -- в них просто не надо попадать. Нечего делать христианину в публичном доме, а христианским старейшинам в ООН.


В Испании после Франко резко упала рождаемость, так что вскоре потребность в иммигрантах вырастет до полутора миллионов в год. В связи с чем председатель ассоциации католиков-фармацевтов Хосе Аресес заявил, что фармацевты должны держаться принципа уважения к жизни от начала до конца, несмотря на наступление "культуры гедонизма". Неужели действительно без выбора: либо деспотия, либо гедония?


Лидер афганских талибов Муллар Омар запретил игру в карты, в шахматы, игру на музыкальных инструментах. И губную помаду. И интернет. И лак для ногтей. Машина, которое делает ничто -- был такой персонаж у Лема в сказках о Трурле и Клапауциусе. Ничто получается пухлое и рыхлое.


17 июля 2001 г. о. Луис Ладариа (конгрегация веры) в "Оссерваторе Романо" объяснил, что мормонское крещение недействительно, хотя и совершается "во имя Отца, Сына и Святого Духа", потому что, по изысканиям американских епископов-католиков, для мормоном нет Единого Бога, а есть три бога, образующих божество (divinity), не имеющее субстанции. Якобы по учению мормонов божество начинает существовать после того, как три бога решают объединиться для спасения человечества. Он же излагает мормонизм так, что якобы у божества и человека одна природа. Ни одной цитаты из мормонских источников не приведено, а жаль, потому что в таком виде мормонизм выглядит как-то совсем противоречиво, причем противоречие само по себе какое-то нетривиальное.

И в тот же день в "Зените" американский кардинал Бостона Бернар Лоу обличает CNN и вообще монополизацию СМИ за то, что они якобы ежедневно навязывают людям "видимость абсолютной истины". Ну, если о мормонах экспертизу проводили с такой же уравновешенностью, то мормоны, чего доброго, вполне ортодоксы -- что, конечно, не исключает вероятия, что они не христиане.


 

Российские новости

"Аргументы и факты", №30, 2001: в постановлении правительства №135-22 определено, что красноармейцы в Чечне будут получать в день 666 рублей. Ну, отцы, никто вас за язык не тянул...


П.Пшеничкин, пенсионер, у которого 19 лет назад убили сына, приводит не встречавшийся мне ранее довод в защиту смертной казни: "Родители, например, убитой девочки, которую перед смертью истязал преступник, оказываются несчастными на всю жизнь. Они будут до конца своих дней носить на кладбище цветы и зажигать в церкви свечу. Что поразительно, мне ни разу не пришлось слышать в дискуссиях об отмене смертной казни о сочувствии к этим душевно покалеченным людям" (Комсомольская правда, 25.7.2001).

Кстати, появилась еще одна подпись под "Декларацией жизни" -- чтобы подписать этот отказ от права на месть нужно написать мне письмо. Что до довода Пшеничкина, то, прежде всего, интересно, что у него убили сына, а он говорит от убийстве девочки -- не решается собственный случай сделать аргументом, чувствует слабину. По сути же, конечно, сочувствие к одному человеку не может проявляться в виде ненависти к другому человеку. Поцелуй любимой не заменишь пощечиной тому, кто обидел любимую. Душевная искалеченность налицо: считать, что ходить в церковь -- это наказание. Правда, Пшеничкин не утверждает, что он сам ходит в церковь, и, видимо, он молиться не умеет, раз сводит посещение церкви к зажиганию свечей. Все верно: кто не видит неба, тот видит ад. Кто не может подняться, может лишь опускать другого в преисподнюю.


Евг. Комаров (Новые Известия, 25.7.2001) впервые прямо сказал то, что уже десять лет "все" только говорили: в 1990-м году священников Лазаря Солнышко и Серафима Шлыкова убили на почве гомосексуализма (и, более того, убили для того, чтобы подкрепить версию об убийстве о. А. Меня на той же почве). Он описывает гомосексуальные похождения еп. Аркадия Афонина (Сахалин), которого покрывал митр. Нижегородский Николай. После смерти Николая синод 18.7.2001 уволил Афонина "по собственному желанию", а заодно и еп. Савву Красногорского, который при своей церкви на Серпуховской организвал приют для мальчиков. Якобы на очереди увольнение архиеп. Рижского Александра Кудряшова -- за тот же грех.

Хорошая новость: уволенный еп. Константином Горяновым из питерской Духовной академии дьякон Александр Мусин подал в суд и достиг мирового соглашения с епископом, по которому он ушел по собственному желанию с благодарностью. Именно на Афонина подала в суд в Южно-Сахалинске отлученная им Татьяна Малахович -- и светский суд 26 июня постановил, что отлучение в принципе противоречит Конституции. Суд исходил из того, что устав Сахалинской епархии вообще не упоминает отлучения. Комично, но лучше уж так. Ведь церковного суда до сих пор нет, Синод недавно постановил возложить его функции на епархиальный совет. Малахович обвиняла духовенство в разврате, к своему заявлению в суд приложила "фотографию гомосексуального акта секретаря епархии" и "копию документа аудиторской проверки валютного счета епархии".


На Белгороде в с. Казинка на средства белгородских энергетиков построили церковь во имя Казанской иконы. Грустно читать сообщения о строительтве церкви, зная, чем это кончится. Плохо кончится. Парткомы тоже думали, что они навсегда, а лопнуло. Не может быть прочным ничто, что построено на обмане и насилии, а наша энергетика, увы, стоит на двойном стандарте.


Ректор Уральского ун-та Вл.Третьяков попытался было судиться с местной епархией (его обвинили в покровительстве сайентологам и пр.), но советская власть поставила ректора на место. Каноссой для него стал момент, когда присланный епископом монах Флавиан Матвеев лично снял с выставки "Я не хочу ненавидеть" знаменитый плакат, где Будда, Магомет и Христос изображен втроем за бутылкой водки. Наши православисты объявили, что эта картина разжигает религиозную ненависть.

То есть, люди не постыдились признаться, что они способны ненавидеть художника (большинство нормальных людей испытывают при взгляде на этот плакат именно то, что задумал художник: желание примирить верующих в Единого Бога).

Что же испытывают наши православисты, когда глядят на распятие? ненависть к Понтию Пилату? ненависть к евреям? Им молиться Христу некогда, они Его защищают. Эту бы энергию да в мирных целях... увидел Иисуса в фильме Скорсезе - молись Ему. Увидел Иисуса на плакате с Буддой - молись Христу. Увидел Иисуса в соседе по лестничной клетке - молись Иисусу, не трать время. А не увидел - молись о прозрении.


Неужели от президента ждут высказывания уже и по жаре? Есть в такой тесной привязке к погоде что-то первобытное, деревенское, не совсем приличное для жителя города. И жара не катастрофическая, и говорить о погоде постоянно, не за вечерним чаем, как-то не совсем прилично. А в аду мы что, тоже будем жаловаться на трудности? Раба из себя можно и не выдавливать, а вот выращивать в себе джентльмена -- надо.


Митрополит Кирилл назвал, выступая в Думе, отделение Церкви от государства "мягким апартеидом". Милый, милый митрополит Кирилл! В коллекцию новояза. Целибат: сексуальный апартеид. Равноправие: апартеид элиты. Слово "мягкий" в значении "фактический" тоже достойно отдельного гнезда: Тьма -- мягкий свет. Импотенция - мягкая потенция. Жизнь - мягкая форма трупного окоченения.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова