Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 14 по 20 июля 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

 

Иностранные новости

В ВВС назначили начальником отдела религии и этики агностика Алана Букбиндера, 45 лет. "Весь истеблишмент нынче в смятеньи": первый неверующий на таком посту. Его предшественник Эрнст Ри (пастор, видимо), ушел в отставку полгода назад, заявив, что ВВС задвигает религию на задворки и вообще "танцует под дудку секуляризма" ("dancing to a secular tune"). Архидиакон Джон Бартон, англиканин, заявил: "Чтобы хорошо работать, нужно верить не только в реальность того, с чем имеешь дело, но и в важность этой реальности. К Богу нельзя относиться как к одному из многих боссов за столом попечительского совета".

Некоторая отстраненность, однако, благотворна. Вот я сейчас счастливый человек: по одной работе мой босс атеист, по другой -- протестат-харизмат. Мне с ними детей не крестить. И как же легко мы находим общий язык! А две медведя в одной берлоге на это не способны.


Из интервью свящ. Пьеро Геддо (Piero Gheddo) агентству "Зенит" 11.7.2001. Журналист и сотрудник Папского института иностранных миссий. Автор книги о глобализации ("David and Goliath at the G-8: Dialogue on Globalization," published by St. Paul Press). Возмущается тем, что до 1970-х (т.е. при колониализме) страны Африки южнее Сахары имели долю в 3% от мировой торговли, теперь лишь 1,1%. В начале 20 в. Север был богаче Юга в 8 раз, теперь в 70-80. Любопытно, что абсолюных цифр не приводит, п.ч. они к выгоде Севера: жить стали лучше и в "беднейших" странах. Критикует и антиглобалистов за отсутствие дел: не едут же в Африку помогать беднякам. В Италии в 1985 г. было 1700 мирян-добровольцев в организациях, помогающих Африке, но затем правительство сократило помощь этим организациям и сегодня осталось лишь 400 человек. "Я предлагаю в качестве минимуме борьбу с бессмысленным и избыточным потребительством, к примеру, закрывать дискотеки в полночь". Правда, остатки трезвости у него есть и он критикует сосредоточенность на проблеме внешнего долга: африканские миссионеры говорит: "Если вы просто простите внешние долги, вы поможете диктаторам. Нужно давить на правительства, чтобы они менялись". Правительства Африки тратят на оборону 30%, на образование 2%, 1,5% на здравоохранение. Дык! А 60% на оборону как в России? Так что глобализация дурна лишь пока в горизонте дискотеки, а когда видишь обычное примитивное рабство, понимаешь, что лучше драгоножество и рукомашество до утра нежели строительство светлого будущего под мудрым руководством кого бы то ни было.


Из финансового отчета германской католической организации "Церковь в нужде": в 138 странах осуществлено 7300 проектов.Собрано в 17 странах от 370 тыс. человек 56 млн. долларов, из них 3 млн. направлено в Россию (Патриархии дают очень много). 18% от общей суммы - на храмоздательство и подготовку духовенства и мирян. 16% на католические СМИ, 14% духовенству.


 

Российские новости

Православизация есть наивная бессовестность. Вот в Брянске из церкви, где появились трещины на штукатурке под куполом, священник просто позвонил в службу МЧС, те приехали и поставили леса (строители заявили, что на такой высоте не могут работать). Информация Александра Федосова, Труд, 17.7.2001, с. 8. Интересно, а в костел тоже бы так приехали и тоже с таким бы восторгом об этом писали? Правда, в костеле не стали бы держать строителей, которые не могут поставить леса под купол.


Чекисты наконец-то взялись за ум: в Приморье сообщили, что арестовали террористов из АУМ Синрике. Якобы некий Алексей Юрчук, чтобы вызволить Асахару, убил в 1999 году Елену Бочарову из аудиторской компании. но денег "в достаточном количестве не оказалось". Они что, думали у конторщицы найти достаточно денег, чтобы организовать побег из японской тюрьмы? И зачем было грабить, коли из Японии им якобы перевели сто тысяч долларов на закупку оружия. скупали его в Москве и переправляли в Приморье "товарным поездом. перевозя в боксерских грушах" (Олег Жунусов, Известия, 17.7.2001).

Умно, что за журналиста, за бывшего губернатора - вступятся и высмеют чекистов за вздорные басни в духе 1937 года. Сигачев, видите ли, "заранее побывал" в Японии и "привез снимки мостов, вокзлов, торговых центров и других общественных мест в трех городах: Токио, Саппоро, Аомори". В "Независимой": "Все они были боевиками, которые собирались со спецзаданием проникнуть в Японию" (17.7.2001). Слово-то какое "проникнуть" - а ведь уже ездили туда, щелкали фотоаппаратом "секретные" магазины (которые можно через интернет посмотреть по веб-камерам спокойно). А заступаться за "сектантов" не решатся - кто их там разберет, вдруг и впрямь... "Новые Известия" (17.7.2001, Андрей Калачинский): "Самой неясной выглядит завершающая стадия планировавшейся операции - доставка Асахары в Приморье на катере ... Хотя прецедент есть: некая рыбацкая шхуна успешна удра от кораблей, катеров и даже самолетов Японии". Ну, японцы не очень-то и искали ту шхуну. Главная же фантастика: как мог бы Асахара укрыться в России?


Римма Казакова, первый секретарь союза писателей Москвы и стихослагательница, описывает с гордостью, как она выбивает у номенклатуры деньги: у одного губернатора на издание книжки другой стихослагательницы, у префекты Центрального округа Москвы на издание журнала "Кольцо А" и на премию "Венец". "Проникшись благодарным чувством, я и наш оргсекретарь Эдуард Бобров, пришли к префекту с вопросом: не можем ли мы, писатели, быть чем-то полезны округу? Мы, мол, можем, к примеру. выступать в культурных учреждениях"... Префект согласился. "Только нельзя ли платить за эти выступления?" - робко намекнули мы. "Ведь за колбасу в магазине нам приходится платить, как и всем". То есть, теперь я - как налогоплательщик - плачу за колбасу, которую ест г-жа Казакова! И эта деятельница ругает Юрия Кувалдина и Липатова за то, что те принципиально не платят гонорары авторам. Тяжелое наследие советского режима - умение найти так поставить вопрос, чтобы на чьем-то фоне выглядеть в белой сорочке. Конечно, гонорары лучше платить, но не смеет попрекать за отсутствие гонораров тот, кто сам занимается под видом гонораровзимания - казнокрадством.


Дм. Бабич (Московские новости, 17.7.2001, с. 5) морализирует: вот американец его знакомый уехал из Москвы после того, как увидел: машина сбила бомжа и умчалась, а ехавший за этой машиной шофер не только не остановился, но переехал того же бомжа и двинулся далее. Бабич вспоминает, как год назад во время взрыва на Пушкинской (почему-то он именует этот взрыв "терактом", хотя уже давно и милиция признала, что это "разборка", корни которой, естественно, уходят в коррупции мэрии) милиционеры не помогали пострадавшим. А ведь и редакция газеты не отменила у себя пропускной режим, не впустила пострадавших, не дала им возможности отдышаться, позвонить, умыться. Только "фиксировали" - как удобно, ездить никуда не надо. Морализаторство есть мораль, лишенная самосознания.


В Америке -- общество. В Португалии -- общество. В Пакистане и то -- общество. А в России -- ...бщество.


Игумен Тихон Шевкунов привез солдатам в Чечню груз "помощи", в т.ч. "сигареты для воинов" (с восторгом - Православная Москва, №256, июнь 2001, с. 8). Просящему у тебя хлеба дать Евангелие -- конечно, садизм. Но дать сигареты -- это уже просто хулиганство. Лет через четыреста наши православные игумены нашим православным солдатикам, зачищающим нашу православную Чечню, будут возить наркотики шприцы. А что? Четыреста лет назад к табаку относились так, как сегодня - к "тяжелым" наркотикам.


Главный тезис в защиту прописки на рациональном уровне: боязнь потерять свой дом и свое благополучие. Но на иррациональном уровне это желание подчинить себе другого и основать свое благополучие на чужом. см. очерк Евгении Борисовой в The Moscow Times, 17.7.2001 (о - контрамоция - опять приходится из несоветских газет черпать информацию): эмигранты из Казахстана в Подмосковье. Работают, не милостыню просят. Анна Самусенко, 52 года, в "Ленинском знамени" (я в этом колхозе когда-то пас коров в качестве архивиста) в Шарапове. Платят ей в час 83 копейки - ежедневно ворочает почти две тонны кормов вручную. Платят слишком мало, чтобы она могла заплатить за регистрацию, поэтому она не имеет ни медицинской помощи, никак изх прав. О себе говорят (и они, и "местные") как о крепостных, рабах. Виктор Лопухов, начальник областной конторы по миграции, заявил, что приехали они добровольно, нигде не зарегистрированы, так что помогать им власти не обязаны. Доярке Татьяне Елиной (программистка из Казахстана) платят 380 рублей. Впрочем, кто хочет, может читать вместо этого благостное интервью Гайдара, где он вполне солидаризуется с правительством, опять хвалится 13-процентным подоходным налогом.

Интересно, что если бы некая щука сделала все по моему хотению, то Гайдару стало бы ненамного хуже (он бы, возможно, ушел с государственной службы, стал бы не так выделяться доходами как нынче, зато жить стал бы спокойно). А вот г-же Самусенко... Жизнь, допустим, наладилась, как наладилась жизнь в Швейцарии и Швеции. И тогда... Тогда бы у нее появились проблемы уже другие, от богатства и свободы. Тоска, уныние... То, что принципиально другим путем получают монахи и борьбе с чем посвящают свою жизнь. (Нынешние российские монахи, судя по описаниям их жизни и по их выступлениях в печати, этих проблем не знают - тот же колхоз, поглощенность мирскими делами, от борьбы с электронным кодом до утирания носов сиротам и солдатам). В этом смысле интересно смотреть сейчас по телевизору фильмы Бергмана - по пятому каналу, по вторникам, начиная с самых первых. И первые-то, послевоенные - чистый Довженко, социальная проблематика, свежесть чувств, летите-голуби. Но уже и весь Бергман есть, вполне. И видишь, что Швеция ранних его фильмов - страна, конечно, не такая разоренная и порабощенная как Россия, но и не так уж далеко отстоящая от России как сегодняшняя Швеция. Может быть, злой ханжа-пастор у тебя под боком даже хуже, чем Сталин за тридевять земель и добрый парторг (пастор своей властью отправляют невенчанную роженицу в приют). И вот Швеция изменилась, исчезла государственность церкви (что вполне адекватно крушению социализма), народ разбогател, нет несправедливостей. И проблем стало не меньше, а больше, потому что у рабов нет проблем, как в тупике нет проблем.


Путин в интервью "Коррьера делла Сьерра" заявил, что он против выноса Ленина из Мавзолея. "Если бы я видел, что подавляющее большинство людей хочет решить вопрос с Лениным, мы бы это обсудили. Но на сегодняшний день я этого не вижу и поэтому мы не будем об этом говорить" (The Moscow Times, 17.7.2001, цит. с переводе с английского). Неплохое "мы". Видимо, "мы с Гайдаром". Номенклатурные ножницы: спрятаться за большинство. А вот подавляющее большинство против того, чтобы Путин ездил, перекрывая движение. Но на это есть другая половинка ножниц: нельзя во всем идти за большинством, элита должна быть ответственнее толпы. Недавно в "Аргументах и фактах" процитировали слова Зюганова о том, что он завидует Папе Римскому, который каждый день видит своего Начальника распятым: мол, Геннадий Андреевич может каждый день видеть своего начальника засушенным.


Новояз: директоров школ вновь обязали писать отчеты об успеваемости (опять - контрамоция). "Нынче это называется по-научному: мониторинг уровня обученности" (Александр Тубельский, Московские новости, 17.7.2001, с. 23). Новояз как паразитирование на языке научного дискурса.


Глеб Павловский предложил закрыть собственный фонд, п.ч. держава вступила в "скучноватый период настоящей демократии" (Независимая газета, 17.7.2001). Приезжайте в Грозный - обхохочетесь...

Реклама "Комсомольской правды" с девизом: "Путин - наш президент, Данила - наш брат, Плисецкая - наша легенда". Сколько напрашивается продолжений: "Павловский - наш Павел, Тамбовский волк - наш товарищ, Михалков - наш Пушкин, фирма "Партия" - наш рулевой, Господь наш Иисус Христос - не ваш Христос".

Сообщения (премногочисленные) о преследованиях христиан в разных диких странах не очень вдохновляют, тем более, что сообщают лишь о преследованиях единоверцев - католики о католиках, протестанты о протестантах, и в этом есть какой-то оттенок психологии сексуальных меньшинств. Да, там герои, -- ну и что? А тут пришло сообщение о том, как в южном Лаосе в Саваннакете семерых христиан (из них старший Буньярн Робкоб, 58 лет), активистов из церкви в Баксонге, домучали до того, что они подписали отречение от своей веры. Может быть, и в истории Церкви самое интересное -- не героизм замученных, а судьба отрекшихся. В конце концов, многие из них ведь возвращались, создавая массу проблем (а если не принять раскаявшихся -- проблема еще большая). Может быть, самое главное достижение проповеди христиан -- это перемена отношения к предателям и умение отличать, где предательство омерзительное (кстати, часто совершенно безо всякой помощи сатаны, без всяких вообще уважительных причин), а где предательство, которому нужно сострадать и которое в зачет не идет.


Диссиденты все-таки психи. Вчера устроили пикет перед американским посольством в час дня, тогда как медики предупреждают, что по жаре с полудня до трех часов вообще нельзя ничего делать, тем более вылезать на солнцепек. Лев Пономарев, Евгений Ихлов, буддисты, ихже имена Ты, Господи, веси. Буддисты-ненасильники весь час гудели за ненасилие, и на душе было радостно и легко: могли бы ведь и сжечь себя, буддисту устроить самосожжение это как православному покаяться. Пикет был с призывом вынести вопрос о Чечне на Совет безопасности ООН. Я тоже имел честь подержать плакатик. Посол, правда, так и не вышел. У сапиенсов в это время сама сиеста-с..


Свящ. Александр Шрамко (http://ashramko.virtualave.net/zapisi_04_07_01.htm) объясняет причину запрещения двух священников белорусским митрополитом Филаретом. Один - "молодой и активный" о. Леонид из дер. Заболотье в 45 мин. от Минска, стал активно заниматься изгнанием бесов. Благословил его на это московский о. Александр Шаргунов. В 1995 г. Шрамко занимался судьбой супружеской пары, которая избрала о. Л. себе в наставники, но, когда решили повенчаться, тот заявил, что они друг другу не подходят и указал мужу на некую женщину, совершенно тому не знакомую.

"Он любит свою жену, понимает, что здесь что-то не так, но... ослушаться боится. Он тоже приходил ко мне. Это страшное зрелище толи зомбированного, толи психически разбитого человека. Пришлось долго ему разъяснять, что над всеми стоит митрополит, он правящий епископ, он может разрешить любую ситуацию.. Бедняга и соглашался, и бормотал о каком-то "послушании".. Уговорил. Назначили встречу у митрополита. На 11 часов дня. И что же? Рано утром он вскакивает, бежит на электричку, успевает у "старца" повенчаться "по благословению", а потом возвращается в назначенное время к митрополиту с.. покаянием, что так поступил! Конечно, митрополит признал недействительным сие "таинство". И человек этот на глазах отрезвел".

Но священника не наказали. Митрополит вмешался лишь, когда тот вместе с женой принял монашество (не расставаясь с нею) - "размонашил". Священник построил два каменных дома, в одном домовая церковь, оформил их на себя. Но месяц назад о. Леонид распространил воззвание, в котором обвинил РПЦ в безблагодатности и потакании неообновленчеству, призвал к покаянию, угрожая расколом. К нему присоединился совсем недавно рукоположенный некий Владимир (его даже не успели послать на приход). После двух собраний, на которых отцов увещевали, их отставили от благодати.

Хорошая иллюстрация к тому, о чем писал еще Лесков. Священник может пить, красть, блудить, -- ему все прощается, пока священник не посягнет на авторитет вышестоящей инстанции. Вот это и есть "власть развращает" -- разврат всегда в том, что больше думают о себе, оправдывая это, конечно, заботой о других (разрушится субординация - пострадает Церковь; а так она как будто не страдатет?). Какое счастье, что развращенность в одном отношении не обязательно означает гибели всего человека и всей ситуации!


Евг. Мухтаров (Труд, 4.7.2001): в Рыбинске хотели отправить сирот из детдома на экскурсию в США (очевидно, на деньги американцев). Но одна местная учительница, Любовь Мельникова (представлена торжественно: "соцальный педагог в местном колледже"), общественница ("имеет удостоверение общественного инспектора по охране рав детства", православная -- это подчеркнуто автором -- воспротивилась. Среди сирот оказался мальчик, которому она вроде бы хочет усыновить, он посещает с ней церковь (11-ть лет). Автор не сообщает, почему Мельникова только "хочет", а не "усыновила" -- мальчику уже 11-ть лет, скоро поздно усыновлять будет. Общественница избрала идеальный вариант: пошла к местным чекистам и заявила, что детей под видом экскурсии хотят вывезти на усыновление. "Развитие сюжета по сценарию, который нарисовала Мельникова, рабтники УФСБ не исключали". Знаменитый оборот речи! А можно ли исключить, что журналист Мухтаров -- любовник Мельниковой и шпион Саудовской Аравии? Конечно, нет! Мухтаров так еще подкрепляет подозрения общественницы: "Какая польза от полета за океан для пяти-семилетних детей, которых в планируемой группе было большинство. Ведь Капитолий в таком возрасте их не впечатлит, "общечеловеческие ценности" ребята впитать не успеют, американский зоопарк ничем не лучше "московского" -- и единственным ярким воспоминанием могла бы стать разве что тошнота от длительного перелета".

Не исключено, что когда-то Мухтаров и Мельникова в голодные гайдаровские года получали американскую гуманитарку. Может, чувство вины подпитывает эту смердяковщину?

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова