Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Михаил Дудко

КОЩУНСТВО - НЕ ИГРА

"Православная Москва", №33, 1997.

http://www.or.ru/pressa/def.asp?path=12&m=2&n=38&a=382

Шумиха вокруг показа фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" улеглась. Время подвести итоги. Для христиан они неутешительны


Посмотрев фильм, журналисты наводнили прессу недоумениями: что такого ужасного в этом пресноватом, на их вкус, фильме? Почему христиане (и не только христиане например, Союз мусульман России тоже высказал возмущение по поводу фильма), почему они реагируют на телепоказ столь болезненно, несоответственно? Оскорбление в чужой адрес всегда кажется более невинным, чем в свой. Для неверующих фильм так, ерунда, ничего страшного. Для верующих кощунство. Жаль только, что чувство обиды за оскорбленных, когда-то естественное в русском обществе, осталось в прошлом. Взамен пришло странное убеждение, что в обиде виноваты не оскорбляющие, а оскорбленные: не надо обижаться, и проблема будет снята. А если убеждения оскорбляемого таковы, что не позволяют с этим легко согласиться. то надо такие убеждения менять. С неверующими понятно, но некоторые из защитников фильма считают себя христианами. Христианами в особом, одним им понятном смысле. Один из таких радетелей либерального христианства поучает: "У нас до сих пор господствует средневековый страх перед кощунством как страшной магической силой, страх, выдающий дохристианское, магическое отношение к знаку и форме. Это магическое христианство знает лишь одну форму и всякое отклонение считает побегом. А отклонение и есть искусство,.. игра с символами и образами, отказ от проверенной золотой середины... Искусство играет со святыней не из неуважения к святыне, а потому что искусство играет со всем. Кто желает искусству удачи, потерпит эту игру, даже если игрок потерпит неудачу" ("Итоги", №45). А если сказать проще: долой страх перед кощунством, да здравствует игра со святыней. Даже если содержание этой игры исчерпывается кощунством, надо терпеть вдруг следующее кощунство окажется удачнее! Как вам нравится этот "христианин"? По-моему, он больше похож на сатаниста. Сегодня, когда прессой уничтожены почти все действительные или мнимые святыни, а процесс их уничтожения небывало поднимает тиражи, поиск нового объекта, на развалинах которого можно со смаком потоптаться, становится манией у журналистов. Среди оставшихся святынь в основном нравственные, и мы являемся свидетелями того, как они с гиканьем, "играючи", по выражению автора "Итогов", берутся теми, кто желает повысить рейтинг, а значит, и доходы. А потом уже найдутся авторы, которые прикроют эстетическими категориями вполне коммерческие по сути интересы (помилуйте, какая еще забота о развитии искусства, когда сами защитники признают, что ценность этого давным-давно отснятого фильма только в его кощунственности). К сожалению, то, что является игрой для одних, поражает других в сердце. Зал рукоплещет, зрителям кажется, что получившему на арене удар ножом не больно. "А пусть он присядет сюда и посмотрит на себя со стороны", говорят они. Проблема в том, что мы не зрители, и для нас это не игра. Наверное, дело здесь не в какой-то особенной порочности руководства канала НТВ, организовавшего показ и при этом очень грамотно, хотя и гадкими методами, обеспечившего великолепную рекламу. Просто НТВ наиболее профессионально и цинично занимается тем же, что и остальные каналы: оно обслуживает интересы телезрителей. Именно Парфенов, защищавший в диалоге с священником Всеволодом Чаплиным фильм, в свое время блестяще уловил ностальгию по СССР и выпустил "Старые песни о главном", имевшие блестящий успех. В качестве "локатора" он проверенно эффективен. Теперь человек-локатор, а по совместительству один из руководителей НТВ уловил другую тенденцию: на фоне кампании "разоблачений" некоторых церковных деятелей елейные и малопрофессиональные репортажи с пышных церковных церемоний вызывают у многих глухое раздражение. Церковь уже не на волне моды. В полном соответствии с принципом "падающего подтолкни" и была срежиссирована шумиха вокруг фильма. Показ фильма Скорсезе довольно зловещий знак наступления новых времен в отношениях Церкви и общества. Кажется, пока НТВ промахнулось, ударив "не в глаз, а в бровь". Но ведь телевидение выступает далеко не только ретранслятором общественных настроений, а и активно их формирует почти на гипнотическом уровне. В этом ему помогает и пресса. Те, кто имеет доступ к Интернет-серверу "Православие в России", отслеживающему публикации о Церкви в светских газетах и журналах, знает, что ситуация качественно изменилась за какие-то три-четыре месяца. Публикаций на религиозную тему не меньше, чем раньше, но положительных из них единицы. Так что показ фильма Скорсезе только начало. Нас ожидают непростые времена.

Священник МИХАИЛ ДУДКО

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова