Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания II

№ 4 (апрель-июнь 1995 г.)

 

К оглавлению

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

ХРИСТИАНСТВО ПО ВСЕМУ МИРУ

ЮБИЛЕЙ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА

1995, 28-31 марта, Москва. Состоялась международная конференция "Второй Ватиканский собор сегодня: взгляд из России". О ней написал в качестве участника Д.Шушарин (Сегодня, 1.4.95), который отметил, что с русской стороны в основном выступали представители старого истеблишмента, плохо разбирающиеся в проблеме, в частности, считавшие Собор вдохновителем "красных бригад". Также репортаж Н.Александрова (Столица, № 15, с. 10). Обзор конференции и полностью доклад А.Красикова оп. в приложении к газете "Русская мысль", 25.5.95 №4079 и № 4080. Он описывает, как 25 января 1963 г. Советы уведомили Рим о согласии освободить кардинала Слипого из заключения. Красиков одновременно подчеркивает, что "ничего необычного" не было в том, что о. Виталий Боровой и архим. Владимир Котляров были посланы на Собор с разрешения ЦК КПСС, и что "ни один епископ из Литвы разрешения выехать на первую сессию Собора в Ватикан так и не получил". Подчеркнуто, что выступал бывший на соборе в качестве корреспондента "Литературной газеты" проф. М.П.Мчедлов.

На конференции блистал отсутствием митр. Смоленский Кирилл, глава Отдела внешних церковных сношений.

ЮБИЛЕЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ

"Русская мысль" (№4079, 25.5.95) полностью опубликовала Послание к 50-летию окончания 2-й Мировой войны Папы Иоанна Павла II, в котором говорится, в частности:

"Прежде всего я преклоняю голову перед доской с надписью на еврейском языке, вспоминая о народе, чьи дети были приговорены к тотальному уничтожению. ... Я преклоняю голову с надписью по-русски, после изменений, происшедших в бывшем Советском Союзе, и вспоминаю о том, какую роль сыграла эта страна в страшной последней войне за свободу народов. ... Затем я преклоняю голову перед доской с надписью по-польски. ...

Для христиан особенно горько сознавать, что чудовищные поступки совершались во время этой войны на континенте, хваставшемся своей культурой и цивилизацией, на том континенте, который дольше всех прожил в свете Евангелия и Церкви. За это христиане Европы должны просить прощения, несмотря на то, что ответственность за построение машины войны была многообразной" (С. 6).

Ю.Лешкевич. Василь Быков: в опале за убеждения. - Московский комсомолец, 6.5.1995. Белорусский писатель В.Быков сказал: "То, что принято называть Великой Отечественной войной, на деле было частью (нашей частью) великой и святой борьбы мирового христианского сообщества против средневекового извергства. Самый ужасный на то время враг был побежден, но остался другой, не менее ужасный, который цинично использовал удобный момент, чтобы возвыситься на той победе". За эти слова писатель был подвергнут гонениям со стороны белорусских властей.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ

1995, 10-13 июня, Москва. В Москве прошла сессия Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия. В связи с этим 16.6.95 о. Глеб Якунин выступил с Обращением к патриарху Константинопольскому Варфоломею, в частности, он писал: "Патриарх Алексий II предпринял попытку взять эту важную политическую инициативу под свой контроль, чтобы объединение православных депутатов духовно возглавлял не Вселенский Патриарх, а русский ... Под его давлением было сделано все, чтобы на Ассамблее не было Вашего представителя. ... Я считаю, что, как и ранее, Вселенский Константипопольский Патриархат остается главным гарантом сохранения православной традиции в современном мире. ... Хотя это от меня и не зависело, как православный депутат Парламента России, я приношу Вашему Святейшеству извинения за то, что организаторы Московской сессии Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия не оказали Вам должного уважения".

Официальный отчет: Православная Москва, № 42, с. 2. По нему, председателем Ассамблеи является В.Зоркальцев, депутат Госдумы России (член компартии!), а генсеком - О.Папастратис, председатель комитета по православию греческого парламента. На открытии в Президент-отеле (бывшая гостиница ЦК КПСС) выступил Патриарх и председатель Госдумы И.Рыбкин, сказавший: "Объединенная Европа выиграет от созидания нового духовного пространства континента, скрепленного на основах православия".

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ С КОНСТАНТИНОПОЛЕМ

1995, 31 мая, Москва. Прибыл с визитом Митрополит всей Японии Феодосий. Он сослужил с Патриархом Алексием. В интервью Бюллетеню ОВЦС он отметил, что после скандала с АУМ Синрике стало меньше желающих изучать русский язык. Он сказал: "По приглашению секты "Сэкай-Месиа-ке" ("Всемирная мессианская церковь") Вселенский Патриарх Варфоломей впервые посетил Японию в апреле сего года, что я считаю серьезной ошибкой. Нам, православным японцам, было очень стыдно, когда Патриарх древнейшей Православной Церкви прибыл в Японию и об этом событии не написала ни одна газета".

ХРИСТИАНСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ (в алфавитном порядке)

АЗЕРБАЙДЖАН

А.Усейнов (Сегодня, 6.7.1995). Информации о миссионерской школе по изучению Библии, открытой в Баку с 1992 года финном Матти Сирвио. Ректор исламского университета Гаджи Сабир заявил, что "не уверен, что мусульманская общественность останется безразличной к деятельности миссионеров".

АМЕРИКА

В городе Оклахома взорвано муниципальное здание; в результате взрыва погибли сотни людей. Первоначально в организации взрыва обвинили людей из фундаменталистских протестантских организаций. В.Надеин в статье о взрыве в Оклахоме подчеркивает, что он организован "людьми твердых христианских убеждений", что милиция во Флориде еженедельно собирается "для тренировок и промывания друг другу мозгов". - Эхо будет громче взрыва. - Известия, 25.4.95.

Комментарий. Реакция характерна для антиклерикализма российской интеллигенции, которая не видит принципиальной разницы между АУМ, христианством, терроризмом, коммунизмом.

АНГЛИЯ

Британское православие. Интервью с еп. Василием Осборном. - Континент, № 83, с. 226-233. Отмечает, что наиболее крупной в Великобритании является греческая православная община, в том числе киприоты. Замкнута сербская община, есть небольшие румынская, болгарская общины. Невелика, но имеет в своем составе богатых коммерсантов община православных арабов из Ливана и Сирии. Греков ок. 85% - 250 тыс., 15% на остальных, арабов, румын и болгар по 500 человек. Украинцы образуют автономные общины в юрисдикции Константинопольского Патриарха, "но не поддерживают актуального евхаристического общения с другими православными общинами, тогда как другие группы взаимно признают друг друга. Кроме этого в Лондоне существуют две общины т.н. Русской Православной Церкви в изгнании. ... К ним почти нет притока новых членов, только отдельные британцы, которые ищут наиболее традиционную и консервативную Церковь, в частности с подчеркнутой анти-экуменической ориентацией". В Оксфордском приходе, который возглавляет Осборн, в момент основания в 1959 было 5 русских семей, к 1989 русских осталось 20%, всего прихожан 110 человек. Это в торойпо размеру после лондонского приход. Митр. Антоний издает журнал "Сурож" на английском языке - 700 экз., причем в Англии его выписывают в основном инославные. В Оксфорде община делит храм с греческой общиной, возглавляемой еп. Каллистом, в той общине около 200 человек. "Большинство англичан, обратившихся в Православие, — образованные люди, окончившие университеты".

Е.Клименко. "Сотбис" ставит новые рекорды. - Сегодня, 28.6.95. На торгах в Лондоне за рекордную сумму продана икона (Преполовение Пятидесятницы, конец XV века) - 232 тыс. фунтов стерлингов.

АРМЕНИЯ

Главой Армянской церкви, вопреки прогнозам, избран Гарегин II, католикос Киликийский, 63 лет. Его избрание "важно для преодоления происшедшего в 1956 году раскола армянской церкви на две самостоятельные части" (С.Баблумян, Известия, 6.4.95). Именно Гарегину протежировал Президент Армении. Его противник снял свою кандидатуру в пользу нынешнего Патриарха. - А.Ханбабян. Независимая газета, 6.4.95.

Крупно фотография интронизации - "Московские новости", 16.4.95 и комментарий Ара Татевосяна "Навстречу диаспоре". "Плата за трон католикоса — это устранение Гарегином II разногласий с Эчмиадзином и последующий переход остальных епархий под контроль Армении. Другая причина — президент хочет расколоть партию "Дашнакцутюн".

А.Искандарян (Новое время, № 16, с. 15) называет это избрание временным провалом российской политики.

Армянская церковь борется с сектантством... - Сегодня, 5.4.95. В Эчмиадзине открылся Центр христианского воспитания и проповедничества, который нужен, по словам церковных властей, "поскольку в республике активно распространились различного рода секты".

18 апреля 25 неизвестных ворвались в храм кришнаитов в Ереване, вооруженные автоматами, металлическими прутьями, цепями. Они вышвырнули кришнаитов на улицу, изломали убранство храма, забрали компьютер и технику, 3000 долларов. Полиция не отозвалась на просьбы кришнаитов о вмешательстве. - Экспресс-хроника, 26.5.95.

Ю.Плешаков. Варфоломеевские ночи Еревана. - "Московские новости", 23.7.95. Очерк о "религиозном геноциде" в Ереване: "Волна погромов коснулась пятидесятников, иеговистов, баптистов, адвентистов седьмого дня, бахаистов и кришнаитов. Аресту и издевательством подверглись в основном лидеры названных конфессий. Были арестованы шесть последователей "Свидетелей Иеговы", позже еще пятеро. Их молельные дома были разгромлены. Из членов протестантской группы "Воины Христа" были арестованы пять человек ... Были взорваны два молельных дома пятидесятников. ... В четырех районах Армении были совершены нападения на миссионеров Харизматической церкви. ... Участники погрома повторяли, что в Армении не должно быть никаких церквей, кроме армянской апостольской. До сих пор по поводу погромов не возбуждено ни одного дела. Возможно, потому, что в Армении принят "Закон о свободе совести и религиозных организациях". Декларируя отделенность церкви от государства, закон провозглашает государственный протекционизм в отношении одной конфессии".

К.Топчян. Католикос приехал. - Иностранец, 14.6.95. 12.6.95 В Москву приехал Гарегин I. В его честь был устроен банкет, репортаж о котором (с фотографией патриарха за банкетным столом): Московский комсомолец, 16.6.95). Также: В.Е.Армянский католикос дружит с прессой. - Московская правда, 17.6.95.

Католикос Гарегин освятил вновь открываемую Армянскую АЭС. - Известия, 6.7.1995.

Е.Гронский. Крест у перекрестка. - Московская правда, 11.7.1995. - В Москве решено восстановить армянскую церковь в сквере у впадения Яузы в Москва-реку. "Говорят, что это место предложил сам Патриарх". Автор проекта Д.Торозян. Проект утвержден мэром Москвы.

ГЕРМАНИЯ

14 июня 1995 г. в Вайнгартене (земля Баден-Вюртенберг, Германия) состоялось вручение премии имени отца Александра Меня "За выдающийся вклад в развитие культурных и духовных контактов народов России и Германии", Премия учреждена Католической академией (Ротенбург-Штутгарт), Библиотекой иностранной литературы (Москва), журналом "Иностранная литература" (Москва). Открывая встречу, директор Католической Академии д-р Гербхард Фюрст поделился личными впечатлениями о встречах с отцом Александром. Первая такая встреча состоялась в 1990 году в стенах Академии в рамках российско-германского "круглого стола", посвященного теме индивидуального и массового сознания. Делегацию писателей из разных республик СССР возглавлял тогда Чингис Айтматов, а немецких известных писатель Мартин Вальзер. Отец Александр Мень и видный немецкий теолог Ханс Кюнг обсуждали философско-религиозные аспекты диалога. Напомним, что в 1990 году такой диалог был еще невозможен в России и необычен для Германии. Дискуссия положила начало контактам между российскими и немецкими интеллектуалами, занимающимися духовно-нравственными проблемами.

После трагический гибели отца Александра интерес к его идеям и трудам не только не пропал, но растет как в России, так и в Германии. Поэтому образовался круг друзей Меня, в числе которых прежде всего следует назвать директора библиотеки Иностранной литературы Екатерину Гениеву и германиста, блестящего переводчика, члена редколлегии журнала "Иностранная литература" Бориса Хлебникова и, с немецкой стороны, доктора Фюрста. Они приложили немало усилий, чтобы учредить премию и найти человека, заслуги которого в развитии российско-немецких культурных и духовных связей были бы достойны общественного признания. Такой яркой личностью, замечательным организатором, посредником в развитии международных контактов можно, безусловно, назвать первого лауреата премии имени А.Меня доктора Катинку Дитрих. Госпожа Дитрих стала создателем первого в нашей стране зарубежного культурного центра — института имени Гете. В течение четырех (1990-1994) очень непростых в истории России лет госпожа Дитрих способствовала тому, чтобы контакты между нашими народами становились теснее и обширнее. Можно сказать, что институт Гете послужил моделью для развития подобных контактов. Культурные центры других стран, открытые в Москве в последние годы, охотно пользуются опытом Гёте-института. О той огромной роли, которую сыграла в этом Катинка Дитрих, говорил ученый секретарь Библиотеки иностранной литературы доктор Владимир Скороденко. Борис Хлебников посвятил своё выступление идее отца Александра о развитии не только религиозно-конфесиональной, но и духовно-нравственной эйкумены, путь к которой лежит через диалог культур и непосредственное человеческое общение (через служение друг другу, как говорил отец Александр).

Развивая эту мысль, госпожа Дитрих в своем выступлении сказала: "Моя работа и успех полностью зависели от моих российских коллег и друзей. Эта премия вручается всем, кто содействовал и содействует развитию наших взаимоотношений". Госпожа Дитрих сообщила об учреждении ею Фонда поддержки в развитии отношений в области издательского, газетно-журнального и библиотечного дела. Премия имени А.Меня стала первым вкладом в создающийся Фонд. Для желающих поддержать номер счета в тот же день был опубликован в ведущем немецком еженедельнике "Ди цайт". На церемонии вручения премии присутствовало более 150 именитых гостей из разных городов Германии и группа российских журналистов из разных городов России и Москвы.

Елена Лерман, Москва.

ГРЕЦИЯ

П.Кандель. Желанная Афина. - Новое время, № 24, с. 26-28. Статья об отношениях России с Грецией. Автор критикует концепцию Хантингтона, считая, что нельзя сводить сложность современного мира к противостоянию православной цивилизации и европейской. "И для России, и для Греции важнее не историческое наследие и православная общность, а общий европейский контекст их взаимоотношений".

1995, апрель, Москва. Российская государственная библиотека организовала выставку "Русские путешественники по греческому миру", посвященную паломничествам в Святую Землю и Грецию в 12-19 веках. - Р.Армеев. Девять веков паломничества на Святую Землю. - Известия, 4.4.95.

1995, 10 мая, Москва. Президент Греции Костис Стефанопулос посетил Донской монастырь, где похоронено много греков, и "особо подчеркнул, что русские и греки — братья по вере". - Вечерняя Москва, 11.5.1995.

ГРУЗИЯ

ЗНАМЕНИТАЯ ШАХМАТИСТКА И МОНАШЕСТВО

А.Миннуллин. Майя в монастырь не уходит. - Комсомольская правда, 23.6.95.

А.Х. Майя Чибурданидзе не желает становиться "христовой невестой". -Московский комсомолец, 29.7.95. Сообщение о том, что слухи о постриге Майи Чибурданидзе в монахини ложны, она "всегда была крайне религиозной", но постригаться не собиралась. Комментарий: "В последнее время в рядах отечественной и ближнезарубежной элиты стало очень модно ударяться в религию. Соблюдать посты, ходить к заутрене и смиренно опускать глаза по любому поводу". О том же интервью с Чибурданидзей А.Миннулина: Комсомольская правда, 4.8.95.

КАЗАХСТАН

Президент Казахстана Назарбаев присутствовал на пасхальном соборе в Алма-Ате. Он поблагодарил прихожан "за понимание и терпение в трудный период". - Сегодня, 26.4.95.

ЛАТВИЯ

Самостоятельная церковь Латвии. - Православная Москва, № 41. Интервью с прот. Леонидом Абашевым, секретарем синода Латвийской Православной Церкви. Он отмечает, что сейчас закончена реституция церковной собственности (около 80 разрушенных храмов). Он отмечает, что не является гражданином Латвии и не может стать Президентом или депутатом сейма. "Но и не стремлюсь к этому: управление государством - дело не христианское, ведь верно?" К сожалению, корреспондент не ответил на этот интереснейший вопрос.

ЛИТВА

Н.Лашкевич. Солнечное ослепление. - Известия, 5.7.1995. В Литве несколько молодых женщин потеряли зрение. "Они стали жертвами "странствующей Марии" — священной статуи, которая путешествовала по литовским селам и хуторам. Пытаясь увидеть во время молений огненные знаки Марии в виде радужно-зеленого ореола вокруг солнца, они, не зажмуривая глаз, смотрели на солнечный диск. В результате ослепли четыре женщины".

МОЛДАВИЯ

С.Гамова. Колокола для храма отливает банкир. - Известия, 10.6.95. Николай Корольчук, "сделавший состояние на оптовой торговле российской нефтью", владелец частного банка "Молдова норд банк", пожертвовал на колокола для Свято-Николаевского собора в г. Бельцы на севере Молдавии.

РОССИЯ: ПРОШЛОЕ

ПРЕМИЯ ПАМЯТИ ЦЕРКОВНОГО ИСТОРИКА

Правительство Москвы учредило премию имени Макария "по предложению Патриарха". - Сегодня, 21.6.95.

А.Лебедев. К началу переиздания "Истории русской Церкви" митрополита Макария. - "Русская мысль", 21.6.95. Похвальный отзыв о репринте и вводной статье к нему С.А.Беляева.

Комментарий. Стоит вспомнить, что писал о Макарии Г.Флоровский в "Путях русского богословия": "О богословских книгах Макария можно повторить то, что Гиляров Платонов писал о его "Истории": "ремесленное изделие с наружным аппаратом учености".

Премия его имени, выдаваемая московским бывшим коммунистом, станет достойным памятником трудов, более угодных мирскому и церковному начальству, нежели музе Клио и Истине Христовой.

1906 ГОД: ИСТОРИЯ ДИАКОНИСС

Подборка материалов, посвященная истории Марфо-Мариинской обители: в газете "Русская мысль", 29.3.95 (публикация рукописи Александра Дьяконова 22.7.1906 года "Православно-русская трудовая община диаконисс", воззвание о помощи с указанием современного факса обители: 203 3225, Марии Николаевне Крючковой, старшей сестре обители милосердия).

Л.Максимова. Сестра Екатерина Янышева из Марфо-Мариинской обители. - "Русская мысль", 26.4.1995. Очерк о

1929 ГОД: СНЯТИЕ КОЛОКОЛОВ

А.Болотин, З.Иноземцева. "Разрешит ли правительство колокольный звон?" - Вечерняя Москва, 5.7.1995. Очерк по архивным документам о возрождении колокольного звона и общем оживлении религиозности в послевоенные годы.

1941 ГОД: ЗАМИНИРОВАННЫЙ СОБОР

Евгений Дема. Ночные гости в Елоховском соборе. - Российская газета, 12.4.95. Очерк о том, как в 1941 году был заминирован Елоховский собор на случай взятия Москвы.

1874-1948: НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

Владимир Березин. Очень своевременная книга. - Независимая газета, 22.4.95. Рец. на книгу "Царство Духа и царство Кесаря".

Пятигорский А. Племянник своего дяди: Философские заметки о книге Андрея Синявского "Опавшие листья В.В.Розанова". - Независимая газета, 27.4.95. "Нелюбовь Розанова к Бердяеву ясна и легко объяснима. Бердяев был человек вполне современный и даже с некоторым заходом в будущее. По нынешней мерке его бы скорее считали интеллектуалом, нежели интеллигентом. Появившаяся у него в десятые годы, и особенно после революции, литературная страстность, была страстностью чисто идейной".

Диаз Замилов. Наступит ли царство свободы в "царстве кесаря"? - Книжное обозрение, 9.5.1995. Рецензия на ту же книгу.

Р.Баландин. Живите — вы свободны. - Вечерняя Москва, 20.5.95. Очерк о Бердяеве, изображающий его коммунистов и вовсе не упоминающий о том, что он был христианином и веровал в Бога.

1879-1950 ГОДЫ: ЗОЛОТАРЕВ А.

Журнал "Континент" опубликовал подборку материалов об Алексее Алексеевиче Золотареве (1879-1950), прозаике, поэте, мемуаристе, публицисте, критике, краеведе. Сын соборного протоиерея г. Рыбинска, в 1897 поступил в Киевскую Духовную Академию, в 1900 покинул ее, чтобы получить естественно-научное образование, участвовал в революционном движении, дважды ссылался, эмигрировал в Европу, подолгу жил на Капри, общаясь с М.Горьким. Весной 1914 вернулся в Рыбинск, сосредоточился на краеведении. Стал православным. В 1930 был арестован и сослан в Архангельск, в 1933 освободился благодаря содействию Горького, прописался в Москве, писал в стол, в том числе написал книгу о русском духовенстве "Богатырское сословие" (оп. "Литературное обозрение", 1992, №2), мемуары "Campo santo" с биографиями знакомых и друзей.

В.Хализев. Один из "китежан". - Континент, №82. С. 206-215. Тут же работа Золотарева 1946 г., "Вера и знание" (216-227), доказывающая: "Великие научные открытия не только не противоречат истинам Откровения, евангельскому благовестию и Церкви Христовой, ... а наоборот, уясняют [его]" (221). Любопытна едва ли не первая попытка богословского осмысления атомной бомбы: "Не зовет ли она, эта внутриатомная энергия, так же, как некогда Рождественская звезда (загоревшаяся в необъятных просторах мира тоже, может быть, как результат огромной катастрофы), современных волхвов и мудрецов поклониться Солнцу Правды?" (223).

1958 ГОД: МИТР. НИКОЛАЙ ЯРУШЕВИЧ

Как митрополит хотел стать лауреатом. - Куранты, 7.4.95. Публикация документов из архива ЦК КПСС. 16 января 1958 года митр. Николай по собственной просьбе был принят в Совете по делам Русской православной церкви и просил представить его к награждению международной ленинской премии "За укрепление мира между народами". Митрополит подчеркивал, что он много делает для дела мира, что Патриарх Алексий интересовался, почему награждают самых разных людей, но не митр. Николая. Карпов заметил: "Я сомневаюсь в этом. Патриарх никогда об этом не говорил и тем более не будет проявлять заботу в отношении Николая". В награждении было отказано без объяснения конкретных причин: "нецелесообразно". Митрополит Николай, приватно грозившийся: "Я никого больше принимать не буду, ездить также перестану, выступать не буду, буду отклонять все просьбы Советского комитета защиты мира" (об этом сообщил властям его собеседник), выполнил свою угрозу и обнаружил, что и без его услуг борьба за мир продолжается самым спокойным образом. Более того, никто и не заметил того, что он "отказался", потому что комитет защиты мира ни с какими просьбами больше к владыке не обращался. В июне 1960 года Комитет государственной безопасности предложил, а ЦК КПСС согласился отстранить "митрополита Николая от активной церковной деятельности, а также от работы в общественных организациях" — за то, что он "отказался руководить подчиненным ему отделом внешних церковных сношений". Митрополит объявил забастовку - и тут выяснилось, что он может бастовать вечно. Незаменимых нет, считала власть, или, во всяком случае, никто не должен считать себя незаменимым. Митр. Николай терпел два года, а затем всё же сдался и сам стал обращаться в комитет защиты мира "с просьбой объяснить причины, почему он не привлекается к участию в работе", 2 сентября 1961 года написал воззвание против "империалистических кругов США". Но было уже поздно. Вся верхушка Патриархии была настроена против митрополита, считая его заносчивым и самоуверенным карьеристом. По указанию ЦК и КГБ (и Совета по делам РПЦ) его отправили за штат.

1980-Е ГОДЫ: ЦЕРКОВЬ И КГБ

В.Воронов. Автопортрет шпиона в интерьере Лубянки. - Столица, № 16, с. 30. Анализ автобиографий бывших чекистов, в том числе О.Калугина, который упоминает о расстреле чекиста, бравшего со священнослужителей взятки.

Аронов А. О Шиллере, о славе, о любви. - Московский комсомолец, 19.4.95. Рассказывая об Игоре Губермане, поэте, упоминает, что тот был посажен по ложному обвинению в спекуляции иконами и недавно встретился "с одним из тех, кто был не без греха в предъявленном ему обвинении. ...

- А ты, - сказал этот г-н, - а ты... Тебя даже в Москве сидеть не оставили".

Кедров К. Конец операции "Поиск". - Известия, 28.6.95. Известный литератор вспоминает, как в 1986 году его студента вызвали в КГБ "и заставили подписать бумагу", что он "уверовал в Бога и ушел из КПСС под влиянием" его лекций.

Виктор Баранов. Сотрудники КГБ ждали ревизора. Но к ним приехал Иван Сусанин. - Экспресс-хроника, 8.6.95. Очерк о некоем Валерии Федоровиче Шевченко, жителе г. Черкассы ( ул. Орджоникидзе, д. 70, кв. 34), который в июне 1984 завербовался на работу в КГБ внештатным осведомителем. Ему было поручено внедриться в среду киевских евреев-отказников, а также "в черкасскую общину христиан-баптистов путем расположения к себе ее руководителей и принятия водного крещения". Он убедил чекистов, что вошел в доверие к христианам и диссидентам. В январе 1985 года Шевченко заявил в КГБ: "Я приходил к вам ,,, чтобы по собственной инициативе подурачить вас, навести на ложный след, отнять ваше рабочее время и тем самым отвлечь вас от провокаций в отношении политических инакомыслящих". Он остался безнаказанным.

1935-1990 ГОДЫ: А. МЕНЬ

Светлана Телятникова. Пути Господни неисповедимы. Православная газета. (Приложение к газете "Москвичка"). С. 5. - [Интервью с драматургом Эдвардом Станиславовичем Радзинским, который вспоминает: "Мне казалось, что и до крещения я был с Христом. Как-то о. Александр Мень сказал крайне непонятную фразу: после крещения ваша жизнь очень странно изменится, откроются каналы, по которым сможете сообщаться с тем, без чего нельзя жить. Я ответил, что еще успею. О. Александр возразил: подумайте о лопушке, растущем на нашей могиле, мы не знаем, когда он начнет расти. Поэтому торопитесь, иначе вы не поймете, как это поможет вам по-настоящему начать работать". Он упоминает, что крестился в 1989 году.]

Немножко солнца. - Россия. - № 7(221). - 4 апр. 1995. [С предисл. Я.Кротова.] - Отрывки из беседы от 17.01.1990.

Сереженков Ю. Мы разучились воспринимать чужую боль. - Россия, 25.4.95. Письмо бывшего преступника, который обвиняет "боссов коррумпированных организаций" в том, что по их указанию "убиты Дима Холодов, Александр Мень и многие другие, кто вступал в борьбу за справедливость и истинную демократию", причем эти боссы "процветают в роскоши на свободе".

Убийцу отца Меня, судя по всему, не найдут никогда. - Вечерняя Москва. - 24 мая 1995.

Бычков С. Пасхальная радость. - Московский комсомолец. - 26 апр. 1995. [Накануне Пасхи в Сергиевом посаде состоялся суд на Игорем Бушневым, обвиняемым в убийстве А.Меня. Судья освободил его из-под стражи, что свидетельствует о том, что обвинение, скорее всего, уже признано ложным.]

Михаил Леонтьев. Подозреваемых нет. - Сегодня. - 24 мая 1995. - [В связи с приостановкой следствия по делу о.А.]

Слухи о приостановке следствия по делу А.Меня не подтвердились. - Вечерняя Москва. - 26 мая 1995 г.

Четвериков А. Александр Мень — натуралист. - "Русская мысль". - 26 апр. 1995. - № 4074; 3 мая 1995. - № 4075; 10 мая 1995. - № 4076.

Валерий Руднев. Следствие по делу об убийстве священника Александра Меня вновь зашло в тупик. - Известия, 13.5.1995.

Максим Глинкин. Спецпоручения даются. Но не такие. - Общая газета. - 20 июл. 1995. - №105. - С. 7. [Интервью с начальником отдела Центра общественных связей ФСБ Сергеем Васильевым о том, причастно ли его ведомство к убийству о.А. "Во времена НКВД такие вещи практиковались. ... ФСБ — а именно ее я сейчас представляю — к этим случаям отношения не имеет. За КГБ ручаться не буду".]

1993 ГОД: УБИЙСТВО МИССИОНЕРА ИЗ США В МОСКВЕ

А.Ветров. Никто не хотел убивать Лору Бинкли. - Сегодня, 29.4.95. Очерк о раскрытом убийстве американской проповедницы. Лора Луис Бинкли приехала в Россию в июле 1993 г. Ей было 33 года, два высших образования (филология, теология). Рядовой волонтер южнокалифорнийского благотворительного фонда "Дети Адама" (католическая церковь), занимающегося только благотворительной деятельностью. Работала в Орехово-Зуевском детдоме. Снимала квартиру на Якиманке. Ходила в церковь Христа — в клуб у Белорусского вокзала, где американский проповедник Марк Курри служил мессы. Там она познакомилась с Аллой Петровной Канту, мошенницей. Та сперва разочаровалась, узнав, что Бинкли получает всего 600 долларов в месяц. Однако она стала свидетельницей момента, когда американка платила деньги хозяйке, раскрыв свой сейф, и увидела там толстые пачки долларов — не менее 15 тысяч. Украла у Бинкли из сумки связку ключей. Наняла Евгения Стеклова и Михаила Ермакова (27 и 34 года) — боевиков коптевской группировки. Бинкли, однако, поменяла замок. 9 октября Канту пришла в Бинкли якобы покаяться, а на самом деле, чтобы во время визита мужчины позвонили в дверь и напали на хозяйку. Они не хотели ее убивать и были уверены, что деньги у американки левые и она не станет жаловаться в милицию. Однако, звонок в квартире испортился, и бандиты напрасно полтора часа жали на кнопку. Разъяренные мужики просто ворвались в квартиру и убили Бинкли, задушив ее. Это произошло 9 октября 1993 года, 12-го труп нашли. Поскольку в это время происходил путч, особого резонанса убийство не получило. За два года следствия Канту, находясь в условиях строгой изоляции, родила одного ребенка и ждет второго. Откуда у Бинкли появились огромные наличные деньги, так выяснено и не было. Канадские журналисты (Лора родилась в Канаде) предположили, что это была плата за "нелегальное усыновление и вывоз российских детей за границу").

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ

А.Шугайкина. Иконостас до времени сокрыт!... — Вечерняя Москва, 29.6.95. Очерк о Петре Паламарчуке, авторе исследования по истории московских церквей. Он считает, что раньше в Москве было чуть более 850 храмов, сейчас служба идет почти в 300.

Ю.Иванов, О.Мазницына. Трагедия храма. - Московская правда, 19.7.95. Очерк истории храма во имя Серафима Саровского в Кунцевском районе Москвы.


РОССИЯ: СОВРЕМЕННОСТЬ

ЛЕТОПИСЧИК

1995, март, Москва. В Библиотеке иностранной литературы состоялся семинар "Открытое и закрытое православие", на котором выступил зав. религиозным залом библиотеки А.Гуревич, В.Сорокин, И.Гриц, Я.Кротов. - В.Гохман. Сегодня, 1.4.95.

1995, 29 марта, Москва. В музее храма Христа Спасителя на заседании общественного наблюдательного совета антикварное объединение "Гелос" передало храму несколько икон XIX века и кресло для архиерея. - Сегодня, 4.4.95.

1995, март, Москва. Милиция арестовала вымогателей, которые требовали 15 тысяч долларов у заместителя начальника реставрационного отдела Московской Патриархии. - Сегодня, 1.4.95.

1995, март, Биробиджан. В Биробиджанском православном приходе св. Пантелеимона открывался "церковный медицинский центр", где используются "мануальная терапия, иглотерапия, точечный массаж, методы народной медицины. Помощь оказывается в первую очередь малоимущим, а также беженцам независимо от религиозных убеждений. Центр создан по инициативе настоятеля прихода отца Сергия, получившего в светской жизни высшее медицинское образование". - Сегодня, 4.4.95.

1995, 2 апреля, Москва. В Колонном зале состоялся первый съезд движения "Держава", возглавляемого А.Руцким. В движение вошло Российское христианско-демократическое движение, возглавляемое Виктором Аксючицом, названное газетой Куранты (4.4.95) "мелкое правонационалистическое образование". Руцкой обвинил правительство в том, что оно "цепляется за православие, великодержавность, русскую идею" (Независимая газета, Е.Красиков, 4.4.95). См. также Г.Черкасов. Александр Руцкой выдвинут в претенденты на пост президента. - Сегодня, 4.4.95.

1995, 4 апреля, Москва. Патриарх Алексий встретился с министром по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций С.Шойгу. Подписано заявление о взаимодействии между Церковью и министерством. - Московский церковный вестник, № 112.

1995, апрель, Мончегорск. В этом заполярном городе сооружен православный храм, который на днях был увенчан (при помощи вертолета) куполами и крестом. В 1990 году в Мурманской области было 2 церкви, теперь более 20, в основном, построенных на средства прихожан. Этот храм строится на деньги комбината "Североникель". - Сегодня, 7.4.95.

1995, 5 апреля, Алма-Ата. Несколько десятков казаков принесли присягу в соборе Казанском Богоматери. Милиционеры пытались не пустить казаков в храм, однако, не преуспели. - Экспресс-хроника, 7.4.95.

1995, 6 апреля, Москва. На строительстве храма Христа Спасителя сгорел от непотушенной сигареты спавший в бытовке строитель (из Молдавии). - Московский комсомолец, 9.4.95. Комментарий газеты: "К сожалению ... все грандиозные стройки не обходятся без человеческих жертв".

1995, апрель, Москва. Состоялся слёт всероссийского движения "Конгресс русских общин" под руководством Юрия Скокова. Патриарх Алексий направил приветствие слету, который получил резко отрицательную оценку демократических газет. - А.Митрофанов, Московский комсомолец, 9.4.95.

1995, 7 апреля, Москва. Дача артистки Марии Мироновой была ограблена. Унесено было и 11 икон, не имеющих никакой ценности (часть — репродукции). Газеты оповестили об этом широко, пристыжая воров и призывая их вернуть святыню. - Московский комсомолец, 11.4.95.

1995, апрель, Москва. - В музее И.Д.Сытина открылась выставка "Монашество и монастыри России". - М. Сказкина. Сегодня, 11.4.95.

1995, апрель, Рыбинск. Работники АО "Рыбинские моторы" подарили священнику храма Успения ... отцу Василию трактор, оснащенный двигателем предприятия". При храме действует богадельня и воскресная школа, в которой около 100 человек. - Известия, 12.4.95.

1995, 9 апреля, Москва. Состоялось торжественное открытие после ремонта Третьяковской галереи, причем присутствовал и Патриарх, которому Лужков вручил "роскошный альбом "Русь Великая" и небольшую икону", пообещав также, что скоро для Владимирской иконы будет изготовлен специальный киот и тогда она будет выдаваться на богослужения. - Московский комсомолец, 13.4.95; А.Александров, Столица, № 16, с. 7.

1995, апрель, Москва. Журнал "Иностранная литература" совместно с Библиотекой иностранной литературы присудил премию имени Александра Меня, учрежденную библиотекой, Катинке Дитрих ван Беринг, ранее - директору Гёте-института в Москве "за выдающийся вклад в духовное сближение народов". Премия составила 5000 марок, пожертвованных Конверс-банком (А.Мокроусов. Изысканность и консервативность: новые ориентиры "Иностранки". - Общая газета. - 13 апр. 1995; Морозова О. Окно в Европу. - Независимая газета. 15 апр. 1995; Андриасова Т. Премии от "ИЛ". - "Московские новости". - 14 апр. 1995). Ср. выше о конференции в Германии.

1995, апрель, Кемерово. 11-метровый крест водружен на строящийся в Кемерове Знаменский собор с помощью специального храма. Собор является уменьшенной копией храма Христа Спасителя. - Российская газета, 14.4.95.

1995, 13 апреля, Москва. В Отделе внешних церковных сношений Московского патриарха состоялось первое совместное заседание Президиума и секретариата Всемирного Русского собора (умеренно агрессивной националистической организации, собиравшейся в феврале 1995 г. - см. 3 вып. ХВИ (ХВР), с. 41).

1995, 14 апреля, Москва. Патриарх Алексий обратился с открытым письмом к председателю Госдумы И.Рыбкину (оп. целиком в Бюллетене ОВЦС и в газете "Русская мысль", 3.5.1995): "Священнослужители и миряне ... потрясены известиями об опасных действиях секты "Аум Синрикё" ... Случилось то, о чем наша Церковь предупреждала не один год: сектанты-изуверы перешли в открытое наступление на личность и общество, пользуясь безнаказанностью и правовыми вакуумом в области государственного контроля за деятельности религиозных организаций как юридических лиц. Невозможность далее мириться с разнузданной деятельностью сектантов очевидна сегодня для каждого нормального человека ... я прошу ... решить, наконец, вопрос ... о правовой регламентации профессиональной религиозной деятельности иностранцев в России; о возможности немедленного снятия с регистрации религиозных организаций при установлении нарушения ими российских законов; о строжайших критериях отбора религиозных организаций для их регистрации в качестве юридических лиц. ... Это сделало бы возможным ... положительное развитие традиционных российских религиозных организаций, благотворно влияющих на духовный климат в обществе и способных предотвратить приход в тоталитарные секты тысяч людей ... Заверяю Вас, что церковное Священноначалие готово всеми доступными средствами содействовать процессу устранения правового вакуума в области законодательства о религиозных организациях".

Резкая критика письма: Буйда Ю. Православна ли православная Русь? - Новое время, № 18. С. 38: "Патриархия, будучи не в состоянии бороться за паству, просто жалуется по начальству на своих же прихожан".

1995, 14 апреля, Омск. Градостроительный совет города утвердил проект восстановления Ильинской церкви, на месте которой сейчас стоит памятник Ленину. Решено передвинуть памятник так, чтобы он стоял на 20 метров впереди церкви. "Как заявил главный архитектор Омска Альберт Каримов, это уникальное решение способно прославить омичей на весь мир". На восстановление требуется 2 млн. долларов. - Сегодня, Игорь Спиридонов, 18.4.95.

1995, 18 апреля, Москва. Останкинский суд запретил деятельность движения АУМ, взыскав с него 20 миллиардов рублей в пользу истца. - Известия, 19.4.95; Куранты, 19.4.94 (АУМ намерены оспорить решение); Сегодня, 19.4.95.

1995, 22 апреля, Грозный. Очерк диакона Эльдара (Евгения) Агаджанова, представителя организации "Каритас — Россия" в Грозном о праздновании Пасхи в разрушенном войной городе в газете "Русская мысль", 7.6.95. Присутствовало 150 человек, два молодых священника - о. Анатолий и о. Александр.

1995, 23 апреля, Москва. Российское посольство в США организовала прием в честь Пасхи. В.Надеин ядовито отметил, что празднество "отмечалось по православным обычаям. Однако ни на рамадан, ни на еврейскую или католические пасхи сюда никогда не приглашался священник соответствующей конфессии, что не вполне соответствует соотношению разных религий в России". - Известия, 25.4.95.

Московские газеты отмечали из пасхальных мероприятий первую службу на фундаменте храма Христа Спасителя и представление у памятника Юрия Долгорукому. - Куранты, Независимая газета, 25.4.95. Московские новости, (30.4.95) саркастически назвали это "Пасха на великой стройке посткоммунизма" и отметили, что "светские и церковные власти опасались, что народные массы, движимые тягой к духовному, повредят неокрепшие постройки ... Число участников службы ограничивалось несколькими десятками, среди коих были Юрий Лужков и Сергей Шахрай".

1995, 23 апреля, Оптина пустынь. Здесь распространился слух, будто "своеобразный интерес проявлял к монастырю ряд сатанинских организаций, действующих в средней полосе России". Якобы за месяц до Пасхи появился "таинственный человек с топориком, луком и стрелами ... На кого он собирался поохотиться, толком не удалось выяснить даже милиции, его задержавшей". Прошел слух (в том числе, дошедший до Москвы), что перед самой Пасхой задержали двоих сатанистов, вооруженных мечами. Поэтому на Пасху сюда прибыли казаки, потом ОМОН, затем солдаты из соседней воинской части. "Были, правда, сомнения — а стоит ли брать под охрану монастырь? Но, как сказал ... игумен отец Мелхиседек, нужно различать волю Божию и то, что все же зависит от людей". - Родион Морозов. Пасха с ОМОНом. - Общая газета, 27.4.95.

1995, 24 апреля, Москва. Председатель комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ С.Шахрай, заявил, что запрет суда на деятельность АУМ (который он считает совершенно обоснованным) "повлечёт за собой проверки деятельности в России всех зарубежных сект". - Вечерняя Москва, 24.5.95.

Комментарий. В ближайшие месяцы после этого заявления никакой проверки не последовало.

1995, 24 апреля, Москва. Президент Ельцин посетил службу Патриарха в Успенском соборе и поздравил собравшихся с Пасхой (произнеся и слова "Христос воскресе". - Российская газета, 25.4.95. Независимая газета (26.4.95) саркастически отметила, что "президент сообщил архипастырям Земли русской, что в Пасху родился Иисус Христос. ... Православные иерархи и не такое терпели от власти в России — стерпят и на сей раз". Ср.: В.Дегтев. Ода победителю. - Советская Россия, 8.7.1995. Фельетон против Ельцина. "Ты внес новые веяния даже в Православие. Лепта Твоя по-новаторски смела: на Пасху Ты поздравил народ с Рождеством".

Комментарий. Оговорка транслировалась в прямом эфире по телевизору.

1995, 24 апреля, Москва. Президент подписал распоряжение # 19-рп о создании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Ответственным секретарем назначен А.А.Красиков, штат определен в 5 человек в составе Управления Администрации Президента, в котором образован при этом отдел по взаимодействию с религиозными объединениями. - Российская газета, 26.4.95. Указано, что это сделано по "инициативе представителей ряда религиозных объединений" и "в целях осуществления взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества".

Шушарин Д. Кесарю — кесарево. - Сегодня. - 28 июл. 1995 г. Интервью с проф. Анатолием Красиковым, назначенным ответственным секретарем Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ (председателя у совета нет). Р. 1931 в Москве, окончил МГИМО, был в Риме корреспондентом ТАСС, в том числе во время Второго Ватиканского собора, автор ряда книг о Ватикане, с 1992 до зимы 1995 был руководителем пресс-службы Ельцина. Упоминает, что не только брал интервью у Патриарха Алексия II, но "обращался за советом к нему в самых сложных и деликатных ситуациях".

Информация о назначении также: "Ельцин начал крепить связи с верующими" - Московский комсомолец, 8.8.95.

В тот же день Президент подписал письмо в адрес Думы, являющееся заключением на проект поправок к Закону о свободе совести (поправки были проголосованы Думой в первом чтении). Он предупредил, что не подпишет эти поправки: "Представленный проект ... направлен на регулирование отношений, которые, в основном, уже урегулированы Конституцией... Так, в соответствии с частью 5 статьи 13 Конституции, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция ... рассматривает религиозные организации в качестве общественных, так как в статье 13 КРФ речь идет прежде всего об идеологическом многообразии, включая и религиозное мировоззрение. Применительно к ст. 14 КРФ следует иметь в виду, что специальное упоминание в ней религии и религиозных объединений связано с тем, что в ней раскрывается светский характер РФ, а в статье 13 КРФ — такая черта, как демократизм. Поэтому религиозные объединения являются, с точки зрения КРФ, общественными объединениями, однако обладающими рядом специфических признаков, что и предусмотрено в действующем Законе РФ о Свободе вероисповеданий".

"Статьями 21, 29 30 41 43 Конституции закреплены положения об охране достоинства личности, о свободе вступления в какое-либо объединение или пребывания в нем, об охране здоровья и о праве каждого на образование. Государственная защита прав и свобод в РФ гарантируется ст. 45 КРФ ... Следует отметить, что КРФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ 7 ст. 15 РФ".

"Кроме того, в представленном проекте не предусмотрен механизм его реализации. В связи с этим неясно, какие органы, в каком порядке и в какие сроки будут обеспечивать применение в отношении общественных объединений, предусмотренных законодательством, санкций за нарушение указанных запретов. ... В связи с изложенным считаю концепцию принятия данного Федерального закона ... неприемлемой".

1995, 29 апреля, Ставрополье. Митр. Ставропольский Гедеон освятил часовню у хутора Дыдымкина в Курском районе Ставрополья, которая посвящена памяти представителей всех народов Северного Кавказа, погибших во Второй мировой войне. Это молебен — "своеобразный призыв к стабилизации обстановки в регионе". - Сегодня, 13.4.95.

1995, апрель, Рязань. В Сапожковском районе Рязанской области власти выдали 300 га земли для организации скита-подворья Данилова монастыря и обещали помочь в проведении весеннего сева. "Обитатели подворья намерены заложить сад, завести молочную ферму и пасеку, заняться традиционными народными промыслами". - Сегодня, 20.4.95.

1995, 3 мая, Белгород. На Прохоровском поле, месте крупного сражения Второй мировой войны, открыт храм во имя свв. Петра и Павла. Храм построен по инициативе политически оппозиционных правительству сил во главе с горбачёвским премьером Николаем Рыжковым, оформлен скульптором Вяч. Клыковым, известным монархистом и националистом. Этот храм для антиправительственной оппозиции стал таким же символом, каким храм Христа Спасителя для националистов правительственной ориентации.Об открытии: А.Львов. Горит свеча над русским полем. - Российская газета, 29.4.1995; Куранты, 12.5.1995.

О.Никольская. Третье ратное поле России. - Вечерняя Москва, 28.4.95. Репортаж из Прохоровки (Курская область), где заканчивается сооружение храма - мемориала в память о танковом сражении. Храм является звонницей-столпом, на верху изваяние Богородицы, "осеняющей своим покровом всю Россию". В центре столпа колокол, который будет бить через каждые 20 минут. Статья сопровождается фотографиями барельефов, которые изготовлены Вячеславом Клыковым (он же автор памятника Жукову, который к Дню Победы установили на Манежной площади, и автор не установленного пока памятника Николаю Второму. На одном барельефе Жуков принимает парад на Красной площади, на другой — некий иерарх (видимо, митрополит Сергий) благословляет солдат, уходящих с Красной площади на фронт.

1995, 7 мая, село Поселки Пензенской области. Здесь община Свято-Димитриевской церкви перешла в Российскую православную свободную церковь. Четыре священника Московской Патриархии вместе с бойцами ОМОН попытались захватить храм, но община его отстояла. - Лев Семенов. Религия, закон, церковь... - Экспресс-хроника, 26.5.95.

1995, 9 мая. К празднику победы проведено торжественное собрание духовенства в Новодевичьем монастыре. Постановлено до 9 мая провести "в каждом приходе" Московской епархии собрания в честь Победы. - Московский церковный вестник, № 112 (21.4.95). С.Муратов и др. телеобозреватели писали (Общая газета, 29.6.95): "Такую же [отрицательную] реакцию в многоконфессиональном обществе может вызвать приоритет, отдаваемый православной церкви на экране. Трансляция каналами ОРТ и РТР 9 мая богослужения в память павших в войне наверняка покоробила тех религиозных зрителей, чьи погибшие единоверцы не были православными".

Газеты подробно освещали процесс сооружения мемориала Победе на Поклонной горе, в частности, храма Георгия Победоносца, помещая его фотографии (Известия, 11.4.95 и 21.4.95).

1995, 9 мая, Москва. Патриарх Алексий и спикер верхней палаты парламента В.Шумейко торжественно открыли музей "Дары храму Христа Спасителя". - Сегодня, 11.5.1995, Марина Сказкина; М.Елманова. Храм собирает дары. - Куранты, 16.5.1995.

1995, 10 мая, Москва. Патриарх Алексий и А.В.Старовойтов, ген. директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ подписали Совместное заявление о взаимодействии. Ответственными за взаимодействие назначены кадровик ФАПСИ генерал-лейтенант А.А.Кудинов и прот. Виктор Петлюченко. Предусмотрена организация в учебных заведениях ФАПСИ "факультативов по изучению истории Российского государства и т.д.", подготовка совместных публикаций "о роли РПЦ в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личного состава ФАПСИ", обеспечение ФАПСИ духовной литературой.

1995, 16-18 мая, Москва. В Отделе внешних церковных сношений Московского патриархата прошла международная конференция "Христианские миссии в XVII-XX веках".

1995, 17 мая, Москва. "Православные литературно-публицистические чтения", организованные фондом "Реформа", состоялись в столице. В них приняли участие депутаты Думы, священнослужители. Центральным пунктом обсуждения стали вопросы вовлеченности Церкви в общественные процессы, взаимодействия ее с государством" ( Православная Москва, № 42). Выступали оо. Иннокентий Павлов и Всеволод Чаплин (Бюллетень ОВЦС). О чтениях подробно: Алексей Макаркин. Новые центристы в поисках общественного идеала. - Сегодня, 24.5.1995. Он упоминает то, что умолчала Православная Москва: чтения посвящались памяти о. Сергия Булгакова.

1995, 20 мая, Москва. Состоялся 3 съезд православно-монархического союза "Христианское возрождение" (глава Владимир Осипов сам написал отчет о съезде в газету "Русский вестник", № 8-10, 1995). Союз взял на себя задачи, которые до июня 1994 г. "успешно выполнял Союз православных братств. С особым вниманием был выслушан доклад Александра Солдатова о закулисных встречах представителей нашего епископата с монофизитами, католиками и иудаистами". Съезд принял обращение к Патриархии "по поводу бесконтрольного, с нарушением канонов, рукоположения в клирики лиц, чьи предки столетиями исповедовали иудаизм ... Собравшиеся потребовали также не допустить строительства неправославных зданий и сооружений и сооружений на Поклонной горе — русской национальной святыне".

1995, 22-24 мая, Москва. Госкомитет России по высшему образованию провел международную конференцию "Русская культура на межконфессиональных перекрестках" (Православная Москва, № 42). Выступали оо. Иоанн Экономцев, Геннадий Героев, Всеволод Чаплин.

1995, 24 мая, Москва. Торжественным крестным ходом отпразднован день свв. Кирилла и Мефодия. Передовая с фотографией к празднику: А.Колпаков. Есть такой праздник! - Московский комсомолец, 24.5.95 (в передовице воронежский митрополит Мефодий сравнивается со св. Мефодием). Сообщение ТАСС: Известия, 25.5.95. Также Куранты, 25.5.95, Вечерняя Москва, 26.5.95. Праздники состоялись так же в Белгороде (тут же и конференция "Славянский мир: единство и многообразие") и в Симферополе. - Сегодня, 25.5.95. Полоса, посвященная теме славянской письменности: Общая газета, 31.5.95.

1995, 24-26 мая, Москва. В спорткомплексе "Олимпийский" прошли концерты, организованные американским движением "Евреи за Иисуса" во главе с раввином Джонатаном Бернисом. "Первое мероприятие подобного рода было организовано в мае прошлого года. Тогда концерты вызвали большой ажиотаж и яркие эмоции совершенно разного характера. В этом году действо ознаменовалось анонимными звонками с ложной информацией о том, что здание якобы заминировано". Кирилл Гиляров, Экспресс-хроника, 2.6.95. Также репортаж Юлии Нестир о Втором международном еврейском мессианском фестивале в Петербурге с 29 по 31 мая: Иностранец, 7.6.95 (и Сегодня, 30.5.95). И здесь упомянуто, что во время концерта 30 мая поступил звонок о минировании, но концерт был продолжен на улице благополучно. "По мнению органов, звонок был инициативой евреев-иудеев".

1995, 27 мая, Петербург. На крейсере "Аврора" состоялась панихида по погибшим в Цусимском бою". - Экспресс-хроника, 2.6.95.

1995, июнь, Москва. Торжественно был отпразднован пятилетний юбилей правления Патриарха Алексия II. А.Колпаков. Тяжелы ты, шапка... - Московский комсомолец, 8.6.95. Поздравление Патриарху в связи с юбилеем, с его фотографией. Цитируется отзыв о Патриархе священника "скорбященского храма" о. Бориса Гузнякова: "Святейшему удается даже в этой сложнейшей ситуации примирять и правых и левых".

Юбилей Патриарха. - Российская газета, 8.6.95. Отмечено, что Президент лично поздравил Патриарха. Также информация о юбилее: Сегодня, 8.6.95 и 10.6.95, "Московские новости", 11.6.95, заметка В.Шевелева.

В телевизионных новостях была показана встреча Президента и Патриарха, причем Президент вручил Патриарху орден, а тот вручил Президенту медаль, отчеканенную в честь патриаршего юбилея.

1995, 29 мая. Президент Ельцин подписал указ о присуждении Государственных (бывшая Сталинская) премий. В области изобразительного искусства премию получил архим. Зинон (Теодор Владимирович Михайлович) "за создание школы иконописи" и коллектив художников (Корноухов А.Д., Курило Л.Г., Царев А.И., Шаховской И.Д., Шаховской Д.М.) за мозаику в храме Преображения в Тушино (Москва). - Российская газета, 2.6.95. См. также: М.Чегодаева. "И в разум истинный приведе". - "Московские новости", 2.7.95. Очерк о мозаиках в храме, авторам которых (А.Корноухов и др.) присуждена Государственная премия.

1995, 30 мая, Москва. В Московском Государственном Университете прошел круглый стол на тему "Религия и политика" (Бюллетень ОВЦС, №9-10).

1995, 31 мая, Москва. Евгений Ряпов, президент клуба меценатов, и представитель страховой компании вручили игумену Иоанну Экономцеву (Московский Высоко-Петровский монастырь) 15 икон. - Куранты, 1.6.95.

1995, 1 июня. Патриарх Алексий отслужил панихиду по погибшим в землетрясении на Сахалине. - Вечерняя Москва, Московская правда, 2.6.95. Российская газета (2.6) упомянула, что служба совершалась в день Вознесения Господня и что Патриарху сослужил митр. Японский Феодосий.

1995, 5 июня, Москва. Столичный банк сбережений и банк "Империал" выкупили и подарили храму Большое Вознесение в Москве 40 икон XVIII-XIX вв. Церемония передачи была устроена фондом "Сохранение" при ассоциации реставраторов России. - Известия, 6.6.95. Сообщение с фотографией Патриарха перед иконами в Сегодня, 6.6.95.

1995, 6 июня, Москва. Священник Глеб Якунин выступил с открытым письмом Патриарху Алексию. Он обвинил патриарха к политиканстве за то, что он 14 апреля в Открытом письме И.Рыбкину осудил террористический акт в Токио, хотя обычно обходит "молчанием сотни других не менее трагических случаев терроризма. ... [В том же письме] речь идет и о протестантских организациях и проповедниках, более добросовестно относящихся к евангельскому благовестию, чем советские чиновники в рясах Московской Патриархии. В письме ... Ваше Святейшество пишет, что традиционные российские религиозные организации ... способны предотвратить приход "в тоталитарные секты тысяч людей, мятущихся в поисках смысла бытия". Если это так, то что же мешает Патриархии осуществить столь благотворное дело?"

1995, 6 июня, Москва. Комитеты Госдумы по религиозным организациям и по культуре провели парламентские слушания по проекту Закона об основах культурной политики в России и о защите русского языка. От Московской Патриархии выступал о. Иоанн Экономцев. А.Залесский (Православная Москва, № 42) так сформулировал главный пафос заседания: "Средства массовой информации формируют идеологию, ориентированную на либеральный рынок. Эта идеология стяжательства, продажности всех и всего вступает в резкое противоречие с особенностями нашего национального характера, веками воспитываемого на идее соборности".

1995, 6-8 июня, Петербург. Российский государственный исторический архив провел третью конференцию по истории Церкви: "Православие и межконфессиональные отношения в России: прошлое, настоящее, будущее" (Бюллетень ОВЦС).

1995, 11 июня, Псков. Торжества, посвященные Александру Невскому в связи с 775-летием его кончины, были организованы властями Псковщины. Деньги на праздник были отпущены из федерального бюджета. - Д.Пыро. Российская газета, 14.6.95.

1995, 13 июня, Москва. В Данилове монастыре состоялась четвёртая встреча Патриархов Алексия (Россия), Гарегина (Армения) и лидера азербайджанских мусульман Паша-заде (Бюллетень ОВЦС).

1995, 19 июня, Москва. В Новодевичьем монастыре состоялся благотворительный концерт (билет стоил 100 тыс. рублей), доход от которого пошел на восстановление монастыря. "Это был дар монастырю от группы российских деятелей искусства во главе с Ириной Архиповой".

1995, 20 июня, Москва. Здесь состоялось годичное собрание Императорского Православного Палестинского общества. Общество на деньги правительства Москвы и России организовало 7 паломнических групп в Святую Землю (350 человек), одну из которых возглавлял митр. Петербургский Иоанн. Одна группа целиком состояла из работников Департамента строительства правительства Москвы. Мэр Москвы входит в число попечителей общества. - Московская правда, 27.6.95.

1995, 22 июня, Москва. В Российском общественно-политическом центре прошел Круглый стол на тему "Социальное служение религиозных объединений и его общественная и государственная поддержка".

1995, 23 июня, Москва. Арестован преподаватель православного центра "Радонеж", обвиненный в похищении слушателя военного университета с целью вымогательства (К.Мусаэлян, Куранты, 30.6.95).

1995, 26-29 июня, Сергиев Посад. В Московской духовной академии прошла Православная консультация по миссии и прозелитизму, организованная Всемирным Советом Церквей. В качестве наблюдателей присутствовали методисты и католики. С докладами выступил грек проф. Петрос Василиадис и сотрудница ОВЦС Е.Сперанская. Было дано следующее определение: "Прозелитизм — обращение христиан из одной конфессии в другую с использованием методов и средств, противоречащих принципам и духу христианской любви и свободы личности. Прозелитизм, ведущийся в уже христианских странах, и во многих случаях даже православных, с помощью либо материальных соблазнов, либо различных форм принуждения, отравляет отношения между христианами. Прозелитизм использует самые разные средства для достижения своих целей, такие как: открытая проповедь своего исповедания через средства массовой информации, через выступления в концертных залах и на стадионах, распространение литературы, организация издательств и основание газет, создание приходов и епархий, финансирование образования молодежи, оказание широкой гуманитарной помощи, которая сопровождается проповедью своего учения и т.д. ... Часто проповедь таких "миссионеров" носит агрессивный характер и построена в духе превосходства ... способствует отчуждению людей от родной церковной и культурной традиции. ... На правильном понимании свободы во Христе и основываются экуменические обязательства различных христианских Церквей, не позволяющие им рассматривать традиционно православные регионы как "миссионерские территории". Консультация рекомендовала ЦК ВСЦ принять официальное заявление, осуждающее прозелитизм, "организовать обмен информацией о случаях прозелитизма для широкой огласки и противодействия им; организовать обмен имеющимися исследованиями по тоталитарным сектам и новым религиозным движениям для всеобщей пользы" (Бюллетень ОВЦС).

1995, 28 июня, Москва. Представители грузинской диаспоры в Москве обнаружили, что духовенство храма Всех Святых на Соколе в процессе переустройства территории вокруг церкви варварски обошлись с могилами находящегося здесь грузинского кладбища. Князь Леонид Багратион обратился с открытым письмом к Патриарху с протестом против "вандализма" (Оп.: Вечерняя Москва, 13.7.95). Об этом же И.Стадник. "Осквернительное благоустройство" - Сегодня, 19.7.95. Он связывает варварское поведение духовенства со смертью старого настоятеля. Об этом же фельетон М.Костикова: "Мертвые сраму не имут... А живые?" - Вечерняя Москва, 9.9.1995. Тут добавлено, что 16 июля здесь же выворотили из земли "символические надгробия генералам Российской императорской армии". О том же С.Ганьжин. Как иерею мешали покойники. - Куранты, 12.9.1995. Тут названо имя настоятеля — о. Борис Малевич. "Отец Борис (кстати, считающий Сталина великим православным человеком, борцом с масонами и сионистами ...) продолжает начатое. Потеря места службы угрожает клирикам Всехсвятского храма иерею Анатолию (Немченко) и протодиакону Борису (Горбуневу), "имевшим дерзость" освятить мемориал-памятник.

1995, 28 июня - 3 июля, Швейцария. Патриарх Алексий посетил страну. В своих речах он упомянул "проблему прав человека" в бывшем СССР, но свел ее проблеме защиты православных в Эстонии и на Украине от националистов. На встрече во Всемирном совете церквей он поблагодарил ВСЦ "за поддержку в противостоянии прозелитической деятельности некоторых инославных церквей и религиозных объединений, а также христианских и нехристианских сект" (Бюллетень ОВЦС; из газет об этом писал Московский комсомолец: "ООН пригласила главу российской церкви на свой день варенья" - 28.6.95; Вечерняя Москва, 30.6.95). Л.Тимофеев из Женевы сообщил ( Комсомольская правда, 5.7.1995), что на его вопрос об отношении РПЦ "к парарелигиозным, неоязыческим и прочим тоталитарным сектам" Патриарх ответил: "Заезжие миссионеры арендуют целые стадионы и дома культуры и получают души людей, выражаясь библейским языком, за чечевичную похлебку". Он комментирует: "Увы, РПЦ не располагает достаточными средствами, чтобы противостоять различным "синрике" ... Стоит ли при такой нужде восстанавливать порушенные церкви, спросили Святейшего. "Больше будет храмов — меньше понадобится тюрем", — был его ответ.

Комментарий. Увы, история отнюдь не подтверждает мнения Патриарха, и во время расцвета храмоздательства в самых различных странах преступность бывала отнюдь не ниже, чем во времена его упадка.

1995, 29 июня, Москва. В Российской детской клинической больнице открылась выставка детских рисунков, организованная фондом А.Меня. В больнице работает община, возглавляемая о. Георгием Чистяковым (Бюллетень ОВЦС; Московский комсомолец, 29.6.95; А.Бирюкова, Сегодня, 1.7.95).

1995, июнь, Палех. В музее палехского искусства открылась выставка "Иконы Божьей Матери". - Московская правда, 9.6.95; Московский комсомолец, 10.6.95.

1995, июнь, Москва, Андроников монастырь. В храме Михаила Архангела открылась выставка столичных и подмосковных мастеров — резчиков по дереву, художников по лубку (А.Нефедов. Душа русская, православная. - Вечерняя Москва, 28.6.95). На выставке представлено много церковных сюжетов. Руководитель Сергиевского центра Арина Ведерникова сказала: "Учителя, стоящие на православных позициях, сегодня озабочены тем, что нашим детям насаждается чуждая России культура. Массовая культура Запада выхолащивает из сознания ребятишек наш, национально-православный дух". Д.Крот (Московская правда, 1.7.95) отмечает, что в музее прошли торжества, посвященные 600-летию кончины св. Андроника.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова