Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания II

№ 4 (апрель-июнь 1995 г.)

 

Оглавление:

От редакции. - Интервью с митр. Вильнюсским Хризостомом. - А.Зорин. Транзитный батюшка. - Хроника христианства в мире и в прошлом. - Летописчик. - Тематическое досье (части 1, 2). - Актуальные комментарии, рецензии.

Журнал "Христианство в истории" издаётся центром "Свет Христов" ежеквартально, публикует эссеистику, обзоры периодической печати, рецензии на поступающие в редакцию книги.

"Свет Христов" — независимый частный центр по распространению христианского просвещения и взаимопонимания между христианами.

Этот выпуск журнала подготовлен при поддержке фонда "MATRA".


ОТ РЕДАКЦИИ

Начиная с этого номера, наш журнал несколько изменил своё название: "Христианство в истории", а не "Христианство в России". Это не смена проблематики, а расширение её хронологически (не только событиям вчерашнего дня, но и позавчерашнего будем мы теперь уделять внимание, хотя, безусловно, перспектива требует, чтобы самыми крупными были те объекты, которые находятся ближе к наблюдателю, и мы будем уделять наибольшее внимание текущим событиям, которые только-только ещё стали прошлым). Это и географическое расширение — теперь мы будем с полным формальным правом помещать и материалы о зарубежной христианской жизни нынешнего и прошлого.

Такое расширение вызвано одним стратегическим соображением и одним тактическим. Стратегическим: многие беды и неудачи сегодняшнего дня в России связаны — и в церковной сфере, и в секулярной — с узостью кругозора. Мы слишком мало знаем собственное и чужое прошлое, мы знаем его искажённо. Мы слишком мало и искажённо знаем, что происходит за пределами России, удовлетворяясь сообщениями неверующих — что в вопросах духовных почти абсурдно.

Тактически же наш журнал до сих пор упрекали только в одном: горячности, уместной в светской прессе, но неожиданной в церковной печати. Раздавались даже голоса о том, что горячность, пристрастность автоматически делает журнал — "околоцерковным", а его авторов — "околоцерковными журналистами".

Разумеется, можно защищать горячность как стиль. Многие журналы, издающиеся под руководством церковной иерархии, на церковные деньги, написанные стилем абсолютно сухим, вялым, безжизненным — страстны и пристрастны, являются не то что "околоцерковными", а прямо и "внецерковными", находятся вне евангельской Любви, милосердия, трезвости. Наконец, само деление журналистов (и прессы) на "церковных" и "околоцерковных" есть деление горячечное, вдохновляемое обычно вульгарнейшим самомнением: я — близко к Богу, а они — мытари. Внутри церковных стен иногда совершаются так посягают на Церковь, что становится скорее почётно называться "околоцерковным", нежели позорно. Строгое разделение на "церковных" и "околоцерковных" тварей свидетельствует о неблагополучном положении Церкви в мире, о клерикализме, о том, что Церковь превратилась в учреждение с вахтёром на проходной.

Все же в упрёке таком есть доля истины. Формальная горячность мешает и читателю, и автору. Чтобы преодолеть её, нужно поглядеть на все происходящее с точки зрения вечности — то есть, как на уже оконченную историю, как на то, в чем осуществилась воля Божия, сквозь злой рок и человеческий грех. Мы надеемся, что смена названия поможет нам сменить расстояние и сфокусировать восприятие происходящего достойно нашей веры.

"Христианство в истории" (впрочем, как и "христианство в России", "христианство в Америке") грамматически построено так же, как "свет во тьме" и навевает те же ассоциации. Мы убеждены, однако, что история не есть лишь тьма, лишь нечто отрицательное, что Церковь в истории не чужеродный элемент, а стержень, который останется и тогда, когда времени не будет более, которым освящается и спасается всё, что творится в истории положительного. Именно поэтому наш журнал будет рассказывать не только о внутрицерковной жизни, но обо всём, что связано с творчеством и спасением человечества и космоса.


ЭССЕИСТИКА, ИНТЕРВЬЮ, СТАТЬИ, СООБЩЕНИЯ

МИТРОПОЛИТ ВИЛЕНСКИЙ ХРИЗОСТОМ: "ПАСТЫРСТВО ЕСТЬ КОНТАКТ С ЛИЧНОСТЬЮ"

Александр Зорин

ТРАНЗИТНЫЙ БАТЮШКА

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова