Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания II

№ 6 (октябрь-декабрь 1995 г.)

 

К оглавлению

ХРИСТИАНСТВО И ГОСУДАРСТВО

Возвращение храмов

Правители Москвы передали церкви евангельских христиан-баптистов "На Лосинке" "в безвозмездное пользование арендуемое до сей поры этой организацией строение по улице Таёжная, дом 2А, общей площадью 255 квадратных метров" (Вечерняя Москва, 18.10.95, Комсомольская правда, 21.12.95).

Московская мэрия сообщила, что католики наконец-то получают в свое пользование здание костела на Малой Грузинской улице, д. 27. Институт "Мосспецпромпроект" до конца 1995 года обязан переехать. При этом католики обязаны реставрировать храм за свой счёт (Сегодня, 10.11.95).

В Ярославле "в последние годы получили собственные молитвенные помещения старообрядческая церковь, кришнаиты, адвентисты седьмого дня. Сейчас для передачи обществу лютеран готовится здание кирхи" (Сегодня, 14.11.95).

Вологодский предприниматель Александр Плигин поселился на необитаемом острове на о. Кубенское, в развалинах бездействующего Спасо-Каменного монастыря. Монастырь решили восстановить власти, но реконструкция была заброшена. В сообщении об этом А.Калинина ( Комсомольская правда, 5.12.1995) говорится, что Плигин живет на острове с женой, дочерью и двумя сыновьями, но одновременно утверждается, что его жена "оставила школу, открыла торговую палатку ... всю выручку шлет своему мужу на остров".

"Московские новости" (24.12.95) поместили подборку писем читателей, отвечавших на вопрос об их отношении к восстановлению старых и строительству новых храмов. Большинство писем доброжелательны, но подчеркивают, что нельзя восстановление производить на государственный счёт. Некоторые письма резко отрицательно говорят о Московской Патриархии: "У нас существует перекос в сторону единой государственной идеологии, только теперь вместо коммунизма — православие".

ХРИСТИАНСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Инкомбанк отметил семилетие своего существования выпуском рекламного буклета, который был в массовом порядке распространён по почтовым ящикам москвичей. Буклет великолепно издан и оформлен. На его последней странице говорится о благотворительной деятельности банка. Упоминается, что "банк ежегодно участвует в проведении Патриарших рождественских ёлок", а также поддерживает "юношеский музыкальный коллектив, выступавших перед Иоанном Павлом II в Ватикане". Текст сопровождается фотографией роскошного иконостаса (который, что в тексте не указано, установлен в московском храме Всех Святых на Кулишках, отреставрированном за счет Инкомбанка, причём реставрация была выдвинута на соискание Государственной (бывшая Сталинская) премии) и ансамбля "Новые имена", окружающего Папу Иоанна Павла.

Питер Дж. Бриское, генеральный секретарь организации Europa partners, объединяющей христиан-предпринимателей, опубликовал "на правах рекламы" статью в журнале Новое время (№49, с.23-25) о христианских основах предпринимательства. Статья сопровождается объявлением с приглашением на заседания клуба "За честный труд и справедливый бизнес", где выступают "христианские проповедники". Клуб собирается еженедельно по средам с 17.00 в библиотеке №10 (Николо-Ямская наб., д. 3а, корп. 4). тел. 952-2173, 952-1305.

ХРИСТИАНСТВО И АРМИЯ

А.Буртин. Глазами капеллана. - "Московские новости". 17 дек. 1995. Очерк о положении в армии глазами пастора-адвентиста (все имена изменены). Комбат разрешил проповедовать, "даже не спросив, чем адвентисты отличаются от всех остальных: "У нас тут, ребята, семьдесят процентов уголовников, так что плохому вы их все равно не научите, делайте что хотите". ... Когда солдат перестали сгонять, аудитория у Сереги уменьшилась человек до пятнадцати, человек шесть ходят регулярно".

ХРИСТИАНСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Согласно опросу 80 руководителей российских банков и предприятий о благотворительности, 68% опрошенных главной помехой развитию благотворительности считают недостаточность законодательной базы; на последнее место ставят недостаток культуры благотворительности в России ("Московские новости", 26.11.95, воскр. прил.).

Александр Кравчен. Полбутылки бесплатного супа: Что думают российские нищие про "Армию спасения". - "Московские новости", 26.11.95, воскр. прил. Очерк о деятельности Армии Спасения в Москве. Раздача похлёбки происходит ежедневно в 15.00 в сквере у курского вокзала. По Москве в штате 50 человек. Живут на пожертвования из Англии, США, Канады, Голландии. Кормят людей уже 2 года.

ХРИСТИАНСТВО В ПРОВИНЦИИ

В Екатеринбурге

Очерк Максима Боброва "Религиозная жизнь в российский провинции" — "Русская мысль", 22.11.95 — посвящён исключительно Екатеринбургу. Он отмечает, что администрация города не торопится выделять землю для строительства православного храма. Община, которая просит землю, создана в 1990 г. при крупнейшем городском предприятии "Уралмаш". Сейчас она служит в кинотеатре. Однако в целом в Свердловской области число православных общин возросло в 7 раз, активно идет строительство и восстановление церквей. 23 октября в Екатеринбурге торжественно открылся молитвенный дом пятидесятников — это единственный в городе протестантский храм. Недавно создан Союз протестантских церквей Екатеринбурга, который возглавил пастор пятидесятников Павел Бак. Власти оформили землеотвод для харизматического движения "Новая жизнь". Со скрытым одобрением автор хвалит власти за гонения против "нетрадиционных" религий. Глава администрации Екатеринбурга Аркадий Чернецкий запретил преподавать в школах "мунистский религиозный курс "Мой мир и я". Курс вёлся в 60 школах. "С многочисленными протестами к городским властям по этому поводу обращались представители православной общественности". Мэр города также "в приватном разговоре" просил директора оптико-механического завода выгнать со своего предприятия "Хаббард-колледж" сциентологов, открытый тут. "Причем в церемонии открытия принял участия Джек Мэтлок, бывший посол США в СССР".

В Петербурге

И.Степанова. "Пройти регистрацию как сборщика подоходного налога". - "Русская мысль", 22.11.95. Статья об отношениях Церкви и чиновничества в Петербурге. "Большинство храмов, находящихся в федеральной собственности, уже возвращено, а в отношении тех, которые остаются ещё в ведении учреждений культуры (Исаакиевский ...) натиск ходатайств ослаб: слишком много других проблем". Арбитражный суд города одобрил расторжение властью договора аренды с религиозно-философским обществом "Открытое христианство", поскольку договор был заключён на неопределенный срок с правом расторжения любой стороной. Степанова делает вывод, что "суд создал прецедент: теперь любой храм или приходское здание могут быть "возвращены государству".

Комментарий. Однако общество "Открытое христианство" — не религиозная община, а общественная организация, и расторжение договора с нею ещё не имеет таких грандиозных последствий.

Степанова также высмеивает налоговую инспекцию, предложившую православным приходам и братствам "пройти регистрацию как сборщика подоходного налога". Она отмечает, что "Христос ... уж никак не заповедывал оказывать непосредственную помощь во взимании налогов в пользу светского государства".

Комментарий. Однако, поскольку у общин и братств есть штатные сотрудники, с которых удерживается бухгалтериями подоходный налог, они таковыми действительно являются, и шутки Степановой в данном случае бьют мимо цели.

С 29.6.1995 введена в действие инструкция Государственной налоговой службы №30, в соответствие с которой религиозные организации уплачивают налог на ремонт дорог с продажи свечей и предметов культов (правда, небольшой).

Мэрия выделила на ремонт церквей в 1995 5 млдр. рублей, а на ремонт здания на Почтамтской ул., предназначенного для перемещения Музея истории религии и атеизма из Казанского собора — 25 млрд.

"Римско-католический костел Сердца Иисуса по ул. Бабушкина, 57 в процессе приватизации передан в полное хозяйственное ведение АОЗТ "Спецстрой" ... Дом общества христиан-трезвенников на Троицком поле стал собственностью АО "Невский" (бывший центр творчества молодежи райкома комсомола. ... Одна из хозяйственных построек лавры на наб. Обводного канала, 5-а передана... отделу безопасности по Санкт-Петербургу Главного управления охраны Российской федерации".

СВОБОДА СОВЕСТИ

Парламентским слушаниям в феврале 1995 г. по свободе совести посвящены материалы Сергея Антоненко, Дмитрия Жукова, Капитолины Кокшеневой в журнале "Москва", 1995, # 8, с. 157-164. Антоненко доказывает необходимость отмены свободы совести: "Если "свобода" в принципе является термином теологически сомнительным, то "свобода совести" представляет собой нонсенс и в формально логическом отношении. ... Само понятие совести ... связано со способностью ... самоограничения, а в более широком философском смысле - идея ограничения вообще" (159).

С.Бычков (Московский комсомолец, 16.11.95) взял интервью у секретаря Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Анат. Андреевичем Красиковым. Тот сказал: "В нашей стране действительно существует, не на словах только, реальная свобода совести (sic!). ... Что касается задач Совета — это прежде всего составление аналитических докладов и рекомендаций Президенту РФ".

Аргументы и факты (5.10.95, № 40) поместила статью о Комитете защиты семьи и личности в Петербурге (руководитель Валерия Рычкова). Комитет относит из 200 религиозных организаций города четверть "к так называемым тоталитарным сектам или деструктивным культам", включая в их число движение Виссариона, мунистов, иеговистов, сциентологов. В заметке даны телефоны антисектантских организаций в Москве (161-9265) и Петербурге (166-1455). Против богородичников поместил фельетон А.Калинин (Комсомольская правда, 7.10.95). Он же, однако, опубликовал в той же газете (18.11.95) статью, восхваляющую последователей Порфирия Иванова (они собираются каждый второй и четвертый вторник на проспекте Мира, 43). Калинин писал: "До сих пор я рассказывал о так называемых тоталитарных сектах — то есть таких, которые подчиняют волю своих членов ... Православная Церковь называет учение Порфирия Иванова ересью. Сектоведы называют его религией второго пришествия и язычеством. Однако насилия над личностью здесь нет. Да и как насильно заставить человека облить себя холодной водой".

Комментарий. Видимо, возможно вскоре Калинин поймёт: насильно нельзя и сделать человека богородичником или мунистом.

Борис Мееровский, доктор философских наук из экономической академии им. Плеханова (Независимая газета, 11.11.95) в полемике с Мариной Кудимовой высказался в защиту атеизма, как марксистского, освобождённого от опеки государства, так и всякого, против попыток "лишить человека" права свободно думать о религиозных вопросах.

Комментарий. Правда, Мееровский не уточнил, кто именно пытается лишить атеистов права на атеизм. До сих пор информации о подобного рода явлениях не поступало, и сам Мееровский сохраняет, как и при коммунистах, свою кафедру.

Сергей Иваненко. Угрозы межрелигиозному миру. - "Московские новости". 17.12.95. Согласно летнему опросу 1500 верующих (проведен Независимым институтом изучения социальных и национальных проблем) 40% православных относятся к мусульманам позитивно, 50% безразлично, 10% негативно. Аналогично отношение мусульман к православным. Однако, неправославные религиозные лидеры раздражены тем, что государство уделяет православным больше внимания, чем другим. Автор считает, что "попытки искусственно нивелировать реальное влияние разных религий на общественную жизнь может обернуться ущемлением прав верующих наиболее массовых конфессий. Социологические исследования показывают, что 80 процентов мусульман, да и 30 процентов самих православных верующих обеспокоено угрозой "огосударствления". Но в то же время 60 процентов опрошенных православных считают желательным еще большее укрепление союза Церкви с государством". 60% православных и мусульман, 30% католиков и протестантов "против права на свободу проповеди для "нетрадиционных религий". "Думаю, политикам не следует спешить со своими проектами ограничительно-запретительных мер".

С.Иваненко. Не надо ссорить верующих. - "Московские новости", 17.12.1995. Руководители религиозных организаций Петербурга обратились к мэру города с просьбой не разрешать проведение в Мариинском дворе конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека в России". Такая конференция уже проводилась здесь в прошлом году. Организаторы конференции считают тоталитарными 50 организаций, в том числе официально зарегистрированных адвентистов, мормонов, кришнаитов и т.п. Обращение подписал и председатель Союза евангельских христиан, раввин синагоги, настоятель мечети, представитель буддистов. Мормоны возбудили против организаторов конференции судебный иск. "Проведение конференции в Мариинском дворце — здании Законодательного собрания Санкт-Петербурга, придало бы ей официальный характер и могло бы осложнить межрелигиозные отношения к городе".

В связи с виссарионовцами

А.Калинин. Виссарион вознесется на небо, а столица провалится в преисподнюю. - Комсомольская правда, 9.12.95. Фельетон против движения "Церковь последнего завета". Автор цитирует слова некоей Маши из Москвы, которая, порвав с сектой, предупредила своих друзей: "Ребята, остановитесь, здесь психотронное оружие". Доказательств существования такового оружия в статье, однако, не приводится. Виссарион обвиняется в том, что во время поездки за границу он покупал на четверых еды на 40 долларов ежедневно (т.е. по 10 долларов на каждого на трехразовую кормежку). Отмечено, что члены движения носят крестики, как православные, так и католические, почитают иконы. Комитет защиты молодежи требует от движения: "Отменить ограничения в питании хотя бы для несовершеннолетних детей, беременных женщин и кормящих матерей; ввести индивидуальный периодический медицинский контроль за состоянием здоровья верующих; рекомендовать бывших студентам закончить учебные заведения, которые они бросили; не принимать на постоянное жительство людей, которые являются единственными кормильцами в семье или имеющих родителей-инвалидов". И вообще, считают они, пребывание к общине не должно вести к разрыву семейных связей, а "в случае выхода из общины необходимо компенсировать бывшему единоверцу все материальные пожертвования с учетом инфляции".

В связи с кришнаитами

Л.Гвоздев (Московская правда, 11.10.95) напечатал опровержение собственного фельетона против кришнаитов, заявив, что его обманул отец, чей сын (32 лет) ушел в это движение, но остался вполне нормален психически, физически, социально. В поддержку мунистов выступил балетмейстер Мариинского театра О.Виноградов (на деньги Муна создано его балетное училище в Вашингтоне): "А что плохого, если церковь открывает библиотеки, театры, университеты?" ("Московские новости", 15.10.95).

В связи с АУМ Синрике

21 ноября должны были состояться торги по продаже здания, принадлежавшего АУМ (Москва, Звездный бульвар, д. 21, корп 1). По решению суда, вырученные деньги должны были поступить Комитету по спасению молодёжи от тоталитарных сект. "В связи с отсутствием покупателей до сих пор неизвестно, состоятся ли торги. .... Потенциальных покупателей отпугивает, в частности, наличие высокопоставленных российских покровителей секты" - Д.Докучаев, Известия, 21.11.95.

В Белгороде ФСБ "обнаружили" группу последователей АУМ, о чем сообщили журналистам, губернатору области и прокурору. "На большие меры пока не хватает полномочий". "Служба безопасности считает, что секта не активна и не представляет опасности для граждан". - Р.Попов, Комсомольская правда, 23.11.95.

Комментарий. О том, насколько оправдана слежка за религиозной общиной наследниками ЧКГБ, журналист не задумывается вообще.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ МИССИОНЕРОВ

Законодательное собрание Петербурга приняло закон об аккредитации миссионеров в городе. Аккредитация дается на год. "Миссионерам-одиночкам придется предъявить копию диплома или иного документа, дающего право заниматься религиозной деятельностью, паспортные данные с двумя фотографиями и послужной список. Кроме указания конфессиональной принадлежности придется указать цели, задачи, формы и методы религиозной деятельности и четкие адреса занятия ею. ... О приезжих миссионерах необходимо известить органы ОВИР. согласовать программу пребывания, а затем зарегистрировать их в милиции" (Сегодня, 22.12.95). Правда, закон должен быть еще подписан мэром.

В столице Мордовии Саранске возбуждено уголовное дело против Чарльза Энтони-Сонжа (из Хоума, штат Луизиана). "Его послужной список весьма разнообразен: работа в первой церкви Ассамблеи Божьей Матери Хоума, затем в церкви "Живое слово". ... Саранский христианский центр, созданный Чарльзом Сонжем летом 1993 года, набирал силу ... и щедро финансировался христианской ассоциацией "Глобальная стратегия". Он говорит: "Я был задержан ФСБ Мордовии по обвинению в незаконных валютных операциях. Оказалось, что мы нарушили российский закон, о котором даже не имели ни малейшего представления. Я получал доллары из Штатов только для оплаты текущих расходов церкви и менял их на российские рубли у частных лиц". По делу проходит 18 человек, в том числе переводчик пастора Дмитрий Храмеев, который "пытался поменять в обыкновенном коммерческом ларьке 100 американских долларов". Всего Сонжу вменено 70 подобных сделок. "После возвращения на родину жены Сонжа Тины о нем становится известно в конгрессе США. Американские газеты рассматривают российские злоключения своего соотечественника как религиозные гонения. На ноги поставлены лучшие московские адвокаты, а в Управление ФСБ Мордовии поступает внушительная пачка ходатайств из Америки ... Они полностью признают его вину и просят о снисходительности". - Сергей Аверкин. Как американский миллионер нес доллары в российские массы. - Комсомольская правда, 14.10.1995.

Примечательно, что Комсомольская правда (24.10.95) поместила очерк о В.Мартынове, начальнике смены цеха Челобинского завода, находящегося под судом по той же статье, с моралью: "Пока эта статья действует, и вправду, половину России можно пересажать".

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ВЕРЕ

В сентябре 1995 года по опросу фондом "Общественное мнение" интерес к материалам "об искусстве, литературе, культуре и религии" находится на предпоследнем месте среди прочих пунктов. На последнем опрошенные назвали политику, на первом - местные новости, скандалы, советы по домашнему хозяйству, интервью (Сегодня, 14.10.95).

И.Ильинский из научно-исследовательского центра Института молодежи (Комсомольская правда, 31.10.95) привел данные опроса молодежи (опрошено ок. 200 человек в разных областях), согласно которому Церкви доверяют 31,3% молодежи. Это самый высокий процент — на следующем месте армия (21,2%) и служба безопасности (20, 4%), СМИ — 15%, парламенту - 2%.

Эльвира Шляхтина (Московская правда, 23.11.95) публикует результаты социологического обследования, проведённого под руководством ректора Института молодёжи Игоря Михайловича Ильинского. От 35 до 70% молодежи, в зависимости от категории, считают себя верующими по крайней мере в сверхъестественные силы. 75% знают Библию, Коран, Талмуд лишь понаслышке, 20% держали в руках и просматривали, 5% изучали. То же относится к знанию обрядов и истории религии. 50% молодых верующих испытывают неприязнь к некоторым национальностям, среди людей со средним и высшим образованием таковых 23%. Велики нетерпимость и отождествление религии с национальностью, причём "наиболее терпимыми к другим вероисповеданиям оказались православные". "Молодые верующие более нетерпимы к "другому", чем их сверстники, не "включённые" в религиозную практику". Убийство считают тяжелым грехом лишь 5% молодых мусульман, 25% православных, корысть - 1% православных, 12% мусульман, прелюбодеяние - 7 и 20 соответственно. 85% молодежи вообще считают распространение нетрадиционных религий признаком подлинной свободы религии. "Но верующая молодёжь относится к подобным "новациям" крайне отрицательно и даже враждебно. Вполне правомерно поэтому предположить, что приобщение молодого человека к традиционной религиозной культуре может служить своего рода защитным механизмом от воздействия на его разум религиозно-мистических и оккультных сект". 75% опрошенных видели или читали материалы нетрадиционных религиозных организаций, 50% сталкивались с членами их лично, 20% хотя бы раз посещали массовые мероприятия этих движений. "Религиозные миссии и организации этих конфессиональных новообразований составляют в настоящее время около 10 процентов по отношению к числу приходов, зарегистрированных РПЦ, а в ряде территорий количество подобных религиозных организаций достигает половины. ... Особенно опасны так называемые тоталитарные секты, для которых характерны применение к ритуальной практике особой психотехники, разрушительно влияющей на личность, тоталитарная организация внутренней жизни общин с беспрекословным подчинением "учителю".

Татьяна Гогулина из поселка Кадуй Вологодской области в письме в газету Книжное обозрение (21.11.95) рассказывает о том, как она в юности росла в глубоко верующей семье, но прочла роман "Овод" и постепенно утеряла веру. В 1967 г. газета "Ленинградская правда" опубликовала её заметки об этом ("Страницы из розовой тетради"), ложно изобразив Гогулину отрекшейся от веры женщиной.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ О ВЕРЕ

Андреев Максим, журналист, в связи с юбилеем Н.Михалкова и подчеркиванием им религиозности написал: "Вечно его тянет ... мостить вековечную российскую пропасть между белой костью и черной падью Богом, который в России уже однажды был, и ничего хорошего из этого не вышло" (Сегодня, 24.10.95).

Боровой Константин, отвечая на вопрос газета Аргументы и факты (№ 50) "Вероисповедание. Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказал: "Меня крестили в раннем детстве. Я бываю в церкви, когда чувствую, что начинаю ненавидеть своих врагов. Но и после церкви чувства любви к ним не возникает".

Булычев Кир (Игорь Всеволодович Можейко). Известный фантаст на вопрос "Вы верующий" ответил: "Нет. Я воспитан пионерской организацией, комсомольской. ... Я предпочитаю оставаться в мире, который я могу познать. Для меня Бог — это непознаваемое". (Комсомольская правда, 16.12.1995).

Владимирская Светлана, известная певица, "по слухам" не хочет возвращаться на сцену, так как ее "вовлекла в свою деятельность какая-то старообрядческая секта, и певица теперь регулярно посещает сектантскую церковь, совершает всевозможные ритуалы" (Виктория Сарыкина, Московский комсомолец, 27.10.95).

Гайдар Егор, отвечая на вопрос газета Аргументы и факты (№ 50) "Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказал: "Не терплю политиканства на почве религии, а потому не хотел бы публично обсуждать этот вопрос".

Гвоздев Леонид ("Божественные комедианты", Московская правда, 16.11.95) критикует Марка Захарова и прочих "божественных комедиантов", которые спекулируют на своих симпатиях к религии. "Среди людей, которых я почитаю друзьями, есть и действительно верующие. Я даже согласен, что если действительно верить, без кликушества, то это даже облагораживает и добавляет ума. ... Рановато Владимир Русь крестил!".

Жириновский Вл. отвечая на вопрос газета Аргументы и факты (№50) "Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказал: "Я православный. Особой религиозностью не отличаюсь, но к религии и верующим отношусь с уважением".

Задорнов Михаил. Родина зовет. - Независимая газета, 8.12.95. В фельетоне о современных русских гешефтмахерах сатирик пишет: "Гриша Канторович продал в Ватикан два вагона российских свечек без фитиля".

Золотухин Валерий утверждает: "Любой православный человек обязан быть монархистом" (Московский комсомолец, 7.12.95).

Зотиков Александр. Измена Родине. - Иностранец, 29.11.95. Эссе о причинах отставания России от Запада. Он считает, что дело не только в отсутствии "протестантской трудовой этики", но и в отсутствии постмодернистской терпимости к идеологиям. "Цивилизация наступит в России, когда мечеть и синагога на Поклонной горе рядом с православным храмом перестанут оскорблять чьи-либо религиозные чувства и восприниматься как измена Родине. ... Только раз в жизни мы убеждены, что наша мама лучше всех. А потом приходится понять, что каждая мама лучшая в мире".

Ильф Илья, один авторов романа "Двенадцать стульев", фотографировал взрыв храма Христа Спасителя; этим фотографиям посвящена статья В.Приходько (Вечерняя Москва, 31.10.95). Отмечено, что "Ильф был безбожником. Просвещенец в высоком смысле слова".

Карп Поэль (Новое время, № 48, с. 23) критикует современную русскую власть за попытку избежать капитализма: "Внеэкономический порядок, которым его норовят заменить, может с потребностями общества не считаться и, оставляя людям скудную и нерегулярную пайку, строить царство Божие на земле с крестом ли, с полумесяцем, с красной звездой или со свастикой. Вот только попадает в это царство лишь номенклатурная элита".

Крачковская Н., актриса: "Как сейчас России не хватает царя! Нашему народу обязательно нужен живой Бог!" (Московский комсомолец, 12.10.95).

Лазарев Александр, актёр, на вопрос, верующий ли он, сказал: "Я так не смею себя называть. Но в церковь хожу. Чаще, когда что-то случается или к чему-то готовлюсь" (Московский комсомолец, 3.11.95).

Лебедь Александр, отвечая на вопрос газеты Аргументы и факты (№ 50, 1995) "Вероисповедание. Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказал: "Православный христианин. Нет".

Липкин Семён, известный поэт и переводчик, современник и друг Мандельштама, Ахматовой, в интервью сказал: "Всегда был Бог со мной. А человек, верующий в Бога, не может быть несчастным. А я верю с детских лет" (Московский комсомолец, 1.11.95).

Лямпорт Ефим (Независимая газета, 26.10.95) критикует В.Крупина и его публикации в журнале "Наш современник" за то, что он видит спасение России в православии. "Это в поголовно атеистической стране? Так что насчет церкви и молитвы разговор несерьёзный. Причитания, а не разговор".

Михалков Никита. Анна Калинина-Артемова ("Вернут ли Никите Михалкову фамильные иконы?" - Комсомольская правда, 18.10.95) рассказывает о том, как известная семья деятелей культуры Михалковых подняла вопрос о возвращении конфискованных после революции икон из родового поместья Петровское под Рыбинском. Иконы сейчас находятся в музее, которое образовано в бывшей усадьбе. Министерство культуры Михалковым отказало. Пышно праздновался юбилей Н.Михалкова. "Архимандрит Феофан от лица Алексия II объявил о присуждении "верному сыну православной церкви" высшего церковного знака — Сергия Радонежского I степени. ... Когда Феофан, увлекшись, едва не причислил Никиту Сергеевича к лику святых, это никого не удивило" (Н.Ртищева, Московский комсомолец, 24.10.95). Критически о религиозности Михалкова отозвался Денис Горелов (Независимая газета, 28.10.95).

Назаров Михаил в статье в журнале "Москва" развивает эсхатологическую концепцию: Россия должна восстановить православный путь, "перед концом истории — на короткое время, чтобы дать миру последнюю возможность выбирать между Христом и антихристом" (его критикует А.Урицкий, Независимая газета, 26.10.95).

Плисецкая Майя отпраздновала свой 70-летний юбилей. На вопрос о вере она сказала (Аргументы и факты, №49): "У меня с этим странные отношения. Не могу сказать о себе, что я верующий человек. ... Но что-то сверху, мне кажется, есть Не один бог на всех, а у каждого — свой".

Руцкой Александр, отвечая на вопрос газета Аргументы и факты (№ 50) "Вероисповедание. Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказал: "Православный, верующий".

Стругацкий Борис в интервью ( Комсомольская правда, 3.10.95) на вопрос о вере в Бога ответил: "Нет, не верю. К сожалению. Верующему легче — его бережет Бог. А неверующий может рассчитывать только на себя да на друзей, что, впрочем, тоже немало".

Тилле Анатолий ( Советская Россия, 5.12.1995) указал, что коммунизм и христианство несовместимы, т.к. коммунист не может прощать врагов ("Берию и Грачева, Шумейко и Гайдара") и верит в построение счастливого общества на этом свете.

Федоров Б., депутат Думы, бывший министр финансов, стал крестным отцом своей внучки от Л.Сосновой, помощницы министра науки Бориса Салтыкова. Крещение состоялось в храме Всех святых на Кулишках (А.Хинштейн, Московский комсомолец, 6.10.95). Он же, отвечая на вопрос газета Аргументы и факты (№ 50) "Вероисповедание. Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказал: "Крещен, уважаю религию, но не религиозен".

Хакамада Ирина, отвечая на вопрос газета Аргументы и факты (№ 50) "Вероисповедание. Религиозны ли вы?" (в общей для ведущих политиков анкете) сказала: "Православная".

Яковлев В., руководитель издательства "Коммерсант", терпит неудачу в коммерции. "Возможно, сыграла свою роль его неожиданная и пылкая увлеченность буддизмом", — сказал один из его недоброжелателей (А.Мальгин, Вечерняя Москва, 4.10.95).

ЖУРНАЛИСТИКА

Возобновился выход религиозной полосы в "Независимой газете" (ведущий Игорь Шевелёв). 27.10.95 здесь опубликован диалог Зои Крахмальниковой, Михаила Поздняева и Александра Нежного. Они жалуются на то, что "Московские новости", "Русская мысль", радио "Свобода" более не печатают материалов, которые были бы неприятны руководству Московской Патриархии, а в газете Сегодня Д.Шушарин посвящает полосу "сведению личных счетов" или "квазинаучному витийству". Крахмальникова резко критиковала деятельность Отдела внешних церковных сношений и митр. Кирилла за "сергианство", Нежный подчеркнул, что Патриархия ведет себя как "тоталитарная секта". Крахмальникова: "Журналисты, лоббированные Патриархией, ... "демократы". Они и о правах человека не прочь порадеть — но только на сугубо политических полосах газеты. Возвратясь же в "церковную ограду", они тотчас становятся правыми радикалами". Поздняев заявил, что существует "шушаринщина" как социокультурный феномен, Крахмальникова раскрыла это: "Адвокаты Патриархии от либерально-консервативной журналистики с той же ненавистью, что и ко мне, относятся к Григорию Померанцу и Сергею Лёзову, к о. Михаилу Ардову и Георгию Гачеву". Михаил Поздняев: "Я знаю ... как охвачено священноначалие азартом политиканства и делами "большого бизнеса".

Игорь Шевелев. С кем вы, мастера полемики? - Независимая газета, 21.11.95. Эссе о необходимости выработки более христианского — кроткого и смиренного — полемического стиля в российской религиозной журналистике; в том числе, критикует А.Нежного (Независимая газета, 27.10.95) за то, что тот "вместе со своими собеседниками предлагает, по сути, то же самое — сведение счётов с Московской Патриархией".

2 ноября 1995 года, Рим. Папа принял группу из 25 молодых журналистов из России, находившуюся с визитом в Риме (Свет Евангелия, 17.12.95).

27 ноября проходивший в Волгограде межконфессиональный круглый стол "Свобода совести: традиционные и новые религии" (Свет Евангелия, 17.12.95, Кирилл Горбунов) заявил, что необходимости провести "нормализацию ... духовного состояния России", причем "нормализацию" должны проводить так называемые "традиционные религии". "Важную роль в этом процессе участники видят за светскими средствами массовой информации, которые недостаточно серьёзно относятся к последствиям использования их возможностей в целях религиозной пропаганды, в то время как конфессиональные масс-медиа находятся лишь в самом начале своего становления и не имеют решающего воздействия на общество".

Комментарий. Участники, видимо, лукавят, потому что члены новых религиозных движений давно уже не имеют выхода в "масс-медиа". Напуганные борцами с тоталитарными сектами газеты предпочитают не касаться религиозной темы вообще, чтобы не попасть под критику Московской Патриархии или, что ещё хуже, недовольство светской власти. Православию уделяется 90% времени и объема, которые масс-медиа тратит на религию вообще. На телевидении, радио, в газетах представители Московской Патриархии (правда, не самые талантливые) имеют полную свободу слова, в отличие от своих противников. Однако их слова не имеют эффекта или имеют обратный эффект: слишком казённы и фальшивы речи казённых миссионеров. Даже самые талантливые из них (как митр. Кирилл [Гундяев] подсознательно чувствуют, что попали в ложное, нехристианское положение, и талант отказывается им служить. Что до "конфессиональных масс-медиа", то они поглощают огромные (относительно) деньги, а отдачи почти не имеют не потому, что находятся "лишь в самом начале". Они не имели никакого влияния и перед революцией, после полувека развития, не имеют особого влияния и в европейский странах, и в США, потому что не может иметь влияния в обществе тот (или те), кто громко и последовательно это самое общество поносит и ругает, не соблюдая элементарных правил вежливости, не интересуясь нимало жизнью общества, но лишь пропагандируя свое мнение об этой жизни. Самоуверенность никого ещё не делала привлекательным; церковная ипостась самоуверенности — триумфализм — хотя с ней и борются (католики) почти полвека, а всё еще лишь чуть покосилась. Православные же ещё и не начинали этой борьбы. Наконец, важен и технический момент: "конфессиональные" медиа потому не могут стать "масс-медиа", что именно чувствуют себя "учрежденческими", в них изначально заданы авторитарные условия игры, сужено пространство свободы. Что ж удивительного, что эти журналы и газеты столь же неинтересны, как учрежденческие стенгазеты коммунистических времён. В них пишут по долгу службы. Они неинтересны пишущим в них, не могут быть интересны и читателям.

Авторы, постоянно пищущие о Церкви в журналах и газетах

Название газеты

Ведущие и авторы

Известия

О религиозных проблемах пишет Константин Кедров, изредка Александр Васинский.

Комсомольская правда

Статьи против сект регулярно печатает Александр Калинин

Куранты

О церковных праздниках раз в неделю пишет Яков Кротов

Московская правда

Рубрику "Верим и веруем. По страницам церковного календаря" (ежемесячно)  ведёт Алексей Светозарский

Московские новости

Религиозная полоса выходит нерегулярно, в среднем раз в два месяца, постоянно материалы Елены Лебедевой, Якова Кротова

Московский комсомолец

Полоса "Верую", раз в месяц, ведёт Александр Колпаков, постоянные авторы ведущий, Сергей Бычков

Неделя

Еженедельную рубрику "Церковный календарь" ведёт свящ. Владимир Вигилянский

Независимая газета

Ведущий религиозной полосы (выходит в среднем раз в месяц) Игорь Шевелев

Общая газета

Ведущий религиозной полосы (выходит нерегулярно) Михаил Поздняев

Российская газета

О праздниках и религии пишет Владимир Вишняков

Русская мысль

Религиозная полоса выходит еженедельно, постоянный автор Валерий Сендеров, московский корреспондент Максим Бобров, петербургский Ильмира Степанова, постоянные авторы Феликс Светов, священники Георгий Чистяков, Иннокентий Павлов, Иоанн Свиридов.

Сегодня

Ведущий религиозной полосы (выходит нерегулярно, примерно раз в месяц) Дмитрий Шушарин. Постоянные авторы ведущий, Максим Гуреев, Иннокентий Павлов

 

СУЕВЕРИЯ

Александр Думашец (Вечерняя Москва, 4.10.95) в репортаже о Сретенском храме в с. Пески Шаховского р-на Московской области пишет: "Еще больше поразила батюшку картина, которую пришлось наблюдать в метельный зимний день на погосте. Сын с приятелем пришел на могилу к отцу. Достал поллитровку, наполнил ее содержимым стакан и льет из него под основание креста, приговаривая: "Это тебе, батя, ты при жизни водочку любил...". Сам автор заканчивает статью словами: "Ученым удалось даже взвесить душу, они признали энергию мысли, которая способна порождать как добрые, так и злые дела — в зависимости от того, на какой лад настроит себя человек. А священник по сути — это же психотерапевт, наставляющий на добрые дела и помыслы".

Несколько коллективных писем от пассажиров поступило руководству Октябрьской железной дороги с просьбой изменить номер поезда "Москва-Осташков" с 666 на какой-либо другой.

ПРАВОСЛАВИЕ И АРМИЯ

Патриарх Алексий издал обращение к призывникам, которое не было опубликовано газетами, но передавалось по телевидению. Его резко критиковал Юрий Феофанов (Известия, 12.10.95, на первой полосе под крупным заголовком "Обращение патриарха к призывникам: только ли слово Божье?"). "Слово-то патриарха касается сугубо мирских, государственных дел, к тому же откровенно политической окраски: помочь военкоматам укомплектовать вооруженные силы. ... Неужто духовные пастыри не знают, почему юноши уклоняются от выполнения своего долга перед отечеством? Им что — неведомо зло дедовщины, от которой стонет молодое поколение не одного только призыва 1995 года? Так почему же не читали мы гневного обращения православной церкви к военным и всем иным властям, своим попустительством превратившим армию во второе издание зоны?" Феофанов указывает, что упоминаемые Патриархом святые (Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской) заслужили почитание "не в завоевательных походах и не при подавлении непокорных подданных".

16 октября 1995 г. Заявление с резкой критикой послания Патриарха под названием "Благословение юношам. На бойню" распространил о. Глеб Якунин (Экспресс-хроника, 20.10.95).

Критикуя армию, отдел политики газеты Московский комсомолец пишет: "Похоже, у наших военных ведомств такая нехватка в последнем, что в армию уже забривают... священников: молодые батюшки тоже подлежат призыву на срочную службу. По словам председателя Отдела по взаимодействию Русской православной церкви с армией епископа Саввы (Волкова) его самого призвали в армию с третьего курса Духовной академии" (Московский комсомолец, 28.9.95).

Комментарий. Видимо, журналист что-то неверно понял: по договоренности с правительством даже при коммунистах уже рукоположенных в сан людей не забирали в армию. Такой же порядок действует сейчас. Более того, поскольку по канонам человек, убивший другого (хотя бы на войне) не может быть священником, Патриархия договорилась с министерством обороны о том, что семинаристы несут службу в особой части, где им не грозит участие в реальных боевых действиях и испытания "дедовщиной". Об этом напоминает сообщение газеты Православная Москва (№ 51):

"2 июля 1995 года в поселки Арсаки (Владимирская область) в воинской части 42794, где проходят службу юноши православного вероисповедания, в числе которых и учащиеся Московской духовной семинарии, состоялось принятие молодым пополнением воинской присяги".

Впрочем, Московский комсомолец вскоре после критики дал и хвалебный материал об отношениях Православия и армии: А.Колпаков (Московский комсомолец, 19.10.95) поместил интервью еп. Саввой (Волковым), председателем Отдела по взаимоотношению Церкви с Вооруженными силами. Колпаков считает, что "армия без духовной поддержки немыслима. Вера — та же дисциплина; но главное, вера помогает осознать себя как личность и в то же время достойно выполнять солдатский долг". Еп. Савва сказал: "Я ... давно дружу с Академией Генерального Штаба в лице Игоря Николаевича Родионова и с генералами — преподавателями кафедр. Все они верующие люди. Некоторые из них крестились совсем недавно ... При мне трое бывших российских военнослужащих стали священниками. Сейчас мы рукополагаем ещё одного — отца Сергия и отправляем в Академию Генштаба и для выполнения воинского священнического долга. В данное время там строится храм Архистратига Михаила, вот мы его туда и прочим".

Р.Быков, анализируя предвыборные настроения в армии, пишет: "Очень сильно активизировалась православная церковь: дивизию в Твери посетил в июле Алексий II, частым гостем в тамбовских воинских частях бывает тонкий психолог и умелый воспитатель архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений" ("Страна Лебедяния", Московский комсомолец, 11.10.95).

"В военном университете (бывшая Военно-политическая им. Ленина, бывшая Гуманитарная академия Вооруженных Сил) на очередном выпуске слушателей присутствовал и приветствовал выпускников от лица Русской Православной Церкви сотрудник ОВЦС священник Сергий Мельникас" ( Православная Москва, № 51, сент. 1995).

Командир бригады связи в подмосковном городе Химки устроил торжественную закладку церкви-часовни во имя Александра Невского. На закладку приехал Патриарх и руководство Московского округа. Интервью с Патриархом в Общая газета, 19.10.95 (и фотография его среди военных). "Сейчас нет возможности готовить кадры военного духовенства. Думаю, что этот вопрос мы решим в течение ближайших трех лет и тогда начнем подготавливать священников для воинских церквей".

А.Лисакович из Ейска в письме в редакцию "Российской газеты" предложил убрать из военной символики пятиконечные звезды как символ "богоборчества и тьмы", а взамен вести "треугольник. Он является символом Триединого Бога-Света в христианстве, утвержденным Вселенским собором еще несколько веков назад" (Российская газета, 24.10.95).

Общество "Культурное возрождение" имени Александра Меня, центр "Истина и Жизнь", христиане общества "Мемориал" выступили с открытым письмом с призывом сделать 14 и 22 октября днями общей молитвы за мир в Чечне (Литературная газета, 11.10.95, Экспресс-хроника, 13.10.95.).

14 ноября 1995 г. министр обороны П.Грачёв с высокими чинами министерства прибыл на встречу с Патриархом, которая широко освещалась средствами массовой информации. Д.Бабич и др. журналисты "Комсомольской правды" описали встречу весьма скептически (название статьи: "И звезда с крестами говорит..."), указав, что ни один генерал не подошёл к патриарху под благословение, не перекрестился ни разу. Грачев обрушился на журналистов, "благодарил церковь за то, что она оградила армию "от нападок и клеветы", от "антиармейской кампании в СМИ". Взамен Павел Сергеевич обещал Патриарху ввести в округах, армиях и на флотах институт офицеров по взаимодействию с религиозными объединениями". "Трудно критиковать Его Святейшество, наверное, это грех, однако всё очевиднее раздвоение личности: главный пастырь уступает официальному руководителю церкви, одному из винтиков государственной машины. Сергий Радонежский благословил войско Дмитрия Донского на самопожертвование. Именно с Куликова поля возникает святость воинского долга. А ради какой Веры и какого Отечества должны умирать сегодня российские солдаты?"

Ещё более резкий отзыв о встрече дал Михаил Поздняев (Общая газета, 16.11.95): "Речь идёт об укреплении блока силовых министерств (а Патриархия таковым и является: именно она и никто другой играет сегодня роль "департамента идеологии"). ... похвальное слово министра обороны по адресу Патриархии, которая "всегда была с армией и первой поддержала её в период выполнения задачи в Чечне" ... Никто из главенства Московской Патриархии не оборвал военного министра на полуслове, не возразил ему в том духе, что Церковь не может одобрять и благословлять убийство вообще и уничтожение солдатами гражданского населения в частности".

Игорь Коц (Комсомольская правда, 17.11.95): "Патриарх ... сделал поразившее даже верующих заявление на встрече с министром обороны: у раненых в Чечне солдат, по мнению Его Святейшества, нет "афганского синдрома", "все они были рады, что скоро вернутся домой, исполнив свой долг". Бог всем нам судья...".

А.Колпаков (Московский комсомолец, 17.11.95) отметил в связи со встречей: "Что же касается лиц инославного вероисповедания, состоящих на службе РФ, то, со слов патриарха, все они имеют право на духовное окормление".

Очерк о встрече с фотографиями: Игорь Коротченко, Независимая газета, 18.11.95. Этот автор, ссылаясь на еп. Савву Красногорского, пишет: "Что же касается других религиозных конфессий, то в армию будут допущены лишь те из них, которые наиболее традиционны для России. В частной беседе один из сотрудников Московского патриархата заметил, что к таковым можно отнести лишь ислам. Все остальные религии, а также тоталитарные секты всевозможного толка, не имеют никаких шансов проникнуть за забор боевых частей ... В стадии практической реализации находится предложение о создании на базе одной из боевых единиц Северного флота корабельного храмового комплекса".

Более нейтральный комментарий о встрече дали Л.Телень, В.Шевелёв ("Московские новости", 26.11.95). Они заявили, что сказанное Грачёвым "решительно противоречило тому, что было известно об отношении РПЦ к чеченской трагедии". "МН" обратились за разъяснениям в Московскую патриархию. Александр Булеков, руководитель службы коммуникаций, постарался развеять сомнения: миротворческая позиция РПЦ неизменна. Министр обороны ... выдал желаемое за действительное. ... Удивило другое. Патриарх на встрече с генералами не поправил министра, не отказался от сомнительной чести быть с ним в согласии по поводу позорных дел, творящихся на Северном Кавказе".

Комментарий. Удивились лишь журналисты "МН". Другие газеты уже давно отмечали, что нейтралитет Патриархии мнимый, что она активно поддерживает Министерство обороны, а миротворческая риторика её всегда направлена против чеченцев и никогда против российских генералов.

В связи со встречей Максим Бобров ("Священники-замполиты и офицеры-духовники?" - "Русская мысль", 29.11.1995) дал сводку совместным мероприятиям Министерства обороны и Патриархии: "В высших учебных заведениях Москвы, Рязани, Смоленска проведены представительные конференции, посвященные проблемам взаимодействия Церкви и армии. В Костромском и Саратовском военных училищах химзащиты, в Краснодарском училище ракетных войск стратегического назначения, в первой бригаде Генерального штаба, других войсковых подразделениях заложены, строятся или освящены православные храмы". Автор цитирует слова Патриарха о том, что он не хочет "монополизировать армию" и согласен пускать к солдатам "все традиционные для России религии", и саркастически их комментирует: "Осталось только выяснить, какие религии и конфессии для России традиционны. Интересно, привлекут ли генералов к выработке критериев "традиционности"".

"1 декабря 1995 г. в помещении внутреннего музея Академии Генерального штаба состоялась в открытой здесь часовне первая служба, отправленная патриархом ... Он же причастил преподавателей, служащих и слушателей академии" (Известия, 2.12.95 с фотографией патриарха, причащающего генерала).

7 декабря Патриарх посетил военную академию им. Дзержинского (Православная Москва, 1996, № 1-2, с. 2).

В Свято-Тихоновском богословском институте организованы занятия группы офицеров, начавшиеся с молебна, который служил еп. Красногорский Савва (Православная Москва, 1996, № 1-2, с. 2).

Дмитрий Ларин (Куранты, 17.11.95) в очерке о низком качестве жизни офицеров "Офицер-майор Богу молится... А что ему еще делать от жизни такой?", комментирует: "До Бога высокого, до царя далеко — никто не слышит".

17 декабря отмечался День ракетных войск, в связи с чем Комсомольская правда (20.12.95) поместила сообщение: "Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II поздравил ракетчиков с профессиональным праздником и назначил куратором этой оборонной отрасли великомученицу Варвару".

Отец Олег Стеняев, служащий в храме Всех скорбящих в Москве заявил: "Сектанты все очень похожи. ... Мало того, что человек не живет проблемами России, он становится еще и агрессивным по отношению к своему отечеству. Многие члены сект протестантского толка отказывается служить в армии" ( Комсомольская правда, 23.12.95).

Ю.Исаков из Свердловска оп. в газете Куранты (30.12.95) фельетон "Воистину равняйсь!", изобразив "добровольно-принудительное" празднование Пасхи в казарме под руководством майора (выпуск листка "Всенощное бдение — задача каждого воина!", организация "крестного марша" и т.п.).

Отрицательный отзыв о сотрудничестве армии и Церкви дал Юрий Мамин (Московская правда, 27.12.95, статья "Самый лучший патриарх"). Жирным шрифтом в его статье выделены слова: "Церковь (религия) становится необходимым инструментом государственной (в том числе - военной) политики". "Подобная ситуация, на мой взгляд, свидетельствует о неспособности властей действовать в конституционных рамках ... Дело не столько в церкви, сколько в том, что властные структуры небезуспешно пытаются огосударствить церковь".

ПРАВОСЛАВИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ДАЮТ

Ирина Бжахова ("Господь поймёт и молитвы глухих", Комсомольская правда, 18.10.95) поместила очерк о приходе Нового Симонова монастыря для глухих (настоятель о. Петр Коломийцев).

А.Местечкина. "Разрешите детям приходить ко Мне..." - "Русская мысль". - №4101. - 16-22 нояб. 1995. О работе православной общины в детской больнице, которую посещал о. А.Мень и где теперь работают прихожане московского храма свв. Космы и Дамиана в связи с выходом (на американские деньги) книжки детских рисунков по евангельским сюжетам. Из шести детей, авторов рисунков, теперь живы трое.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОЛУЧАЮТ

Монтажспецбанк создал в 1994 год благотворительный фонд "Бумеранг", на деньги которого отлиты колокола для храма Девяти мучеников Кизических в Москве в Б. Девятинском переулке. - Куранты, 18.10.95 кратко и подробно 27.10.95 ("Бумеранг" уже участвовал в реставрации одного из храмов Подмосковья — церкви Вознесения в Можайском районе, у стен которой погребены тысячи воинов, павших в Великой отечественной войне").

Александр Огородников обратился с призывом пожертвовать ему деньги на функционирование благотворительной столовой в Москве (Экспресс-хроника, 20.10.95). Ему требуется не менее 37 миллионов рублей (18 тыс. долларов) только на уплату долгов.

Ирина Хакамада (Общая газета, 9.11.95), депутат Госдумы: "Широкой религиозной традиции сострадания у нас сегодня нет, а социальная солидарность сразу политизируется. И получается не создание благотворительной столовой, а создание оппозиционной организации".

Общество содействия благотворительности и социальной работе Русской православной церкви "Калита" устроило в Петербурге первую Всероссийскую выставку-ярмарку "Православная Русь", в рамках которой организовало конференцию "Церковь. Общество. Хозяйство". Выставка была убыточна для устроителей. "Ряд банков оказал богоугодному делу спонсорскую поддержку" (А.Соснов, "Московские новости", 22.10.95).

"В 1992 году, по данным благотворительного фонда "Сопричастность", пожертвования на социальную сферу составили до 32 процентов, на церковь — 11 процентов, на образование — 20 процентов" (С.Михалыч, "Московские новости", воск. прил., 29.10.95).

С.Михалыч ("Московские новости", воскр. прил., 19.11.95) дал отчет о встрече в Данилове монастыре патриарха с промышленниками: "В зале с ливрейными слугами и столами с монастырской выпечкой Патриарх выразил благодарность за сделанное. ... Промышленники выкупали, реставрировали иконы (Патриарх особенно отметил Торгово-промышленную палату) ... Московские банки ... принимали участие в реставрации храма Петра и Павла, храма Казанской Божьей Матери ... Национальный пенсионный банк проспонсировал восстановление церкви Спаса на Песках, где раньше располагалась мультипликационная студия". Автор отмечает, что сейчас государство выделяет Церкви 117 млрд. рублей — половину требуемой суммы.

Е.Барышникова (Московская правда, 25.11.95) в очерке о затянувшемся ремонте Пашкова дома прикровенно критикует мэрию за то, что та сперва быстро восстановила храм св. Николая рядом с Пашковым домом, а вот ремонт основного памятника много лет идет ни шатко, ни валко.

Аф. Коновалов. Петушинская электричка. - Вечерняя Москва, 22.11.95. В очерке нравов упоминается, что в пригородных поездках часто встречаются две женщины: "В руке одной — небольшая иконка Богоматери с младенцем, у другой — фанерный ящик с прорезью и надписью "На восстановление храма десятой Пятницы".

ПРАВОСЛАВИЕ И ГОСУДАРСТВО

Настоятель Казанского собора на Красной площади Аркадий в интервью А.Киреевой (Вечерняя Москва, 3.11.95) заявил: "Перед исповедью мы всегда предупреждаем, что в уголовно наказуемых деяниях сперва нужно покаяться властям, а затем уже церкви".

Андрей Пустакин (Челябинск) в письме в журнал Новое время (№49, с. 3) пишет: "Ничего не сделали наши церковные иерархи для того, чтобы остановить бойню в Чечне, не пожелали, как и на протяжении многих десятилетий, испортить отношения с властями. Поэтому и падает авторитет официальной Церкви, хотя люди все чаще и чаще стали обращаться к Богу".

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ

А.Валентинов (Российская газета, 10.11.95) в очерке о Сергиевом Посаде передает слова Вас. Дм. Гончарова, главы администрации района, который недоволен тем, что район не получает компенсации за здания, возвращаемые Церкви: "Непростая проблема — церковь и светская власть. Антагонизма между ними нет, это Василий Дмитриевич усиленно подчёркивал. Но, как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. И святые отцы упорно требуют назад своё, отнятое большевиками. Не духовное, нет — материальное. Конечно, церковное имущество надо возвращать. Но какие проблемы вследствие этого встают перед городом, никого, к сожалению, не заботит".

В частности, Гончаров не хочет отдавать Лавре гостиницу, где ныне размещена почта, и Спасо-Вифанскую семинарию, где находится кожвендиспансер ("его пациенты — тоже паства"). Он критикует вообще то, что Президент своим указом многие здания отдал церкви: "Жизнь не стоит на месте, город развивается по строго продуманной концепции, и любое вмешательство не на пользу делу".

ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕР

Государство поддержало организацию православной экспедиции в Антарктиду, которую благословил и Патриарх Алексий. В ходу экспедиции на станциях "Мирная" и "Молодежная" поставят две часовни, на станции "Беллинсгаузен" водрузят крест. Экспедиции оказали поддержку Главком ВВС П.Дейнекин, другие руководители Министерства обороны и МЧС (А.Пиотровский, Известия, 4.11.95). В.Терещенко. Георгий Победоносец покорит Антарктиду. Куранты, 17.11.95) отметил, что деньги дал экспедиции и мэр Москвы вместе со знаменем с изображением Георгия Победоносца.

А.Песков (Вечерняя Москва, 11.11.95) критиковал Аэрофлот, который отказался доставить участников экспедиции в Чили в кредит. "Оплату счетов гарантирует государственная поддержка". Он отметил: "Возьмём хотя бы возрождение храма Христа Спасителя. Не от лишних денег его строят, но, возрождённый, он, без сомнения, станет прочным фундаментом российского самосознания. Таков же и безумный, на первый взгляд, проект покорения Южного полюса тремя российскими экспедициями". Статья напечатана под рубрикой: "Престиж России — кому он нужен?".

ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА

А.Пиотровский (Московская правда, 4.10.95) описывает конфликт между храмом во имя Казанской иконы Богоматери в Коломенском (Москва) и руководством местного музея. Духовенство "считает, что было бы разумно отдать церкви минимум половину музея-усадьбы".

Евгений Стрельчик (Вечерняя Москва. 9.11.95) в очерке о Соловках описывает ход восстановления монастыря, его конфликт с местным музеем (постепенно улаживается), его отказ поощрять развитие туризма на Соловки. Он отмечает, что и без желания монастыря поток туристов резко сократился от обнищания.

Е.Лебедева ("Московские новости", 10.12.95) описывает дальнейшее течение конфликта вокруг музея в Останкино, у которого Патриархия пытается конфисковать один из 11 гектаров земли в пользу церкви Троицы, в которой организовано подворье Оптиной пустыни. Министр культуры принял сторону Патриархии. Подробнее о конфликте: Вадим Апенин. Между религией и культурой (Независимая газета, 15.12.95). Он отметил, что министр "игнорирует все протесты, в том числе и собственных подразделений". Против выступает и Третьяковская галерея, и комитет по культуре Москвы. Он ставит проблему шире: "Известны случаи, когда настоятели церквей — памятников архитектуры игнорируют требования проводить ремонт или реставрацию соборов в контакте с Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры" и приводит три конкретных примера. "Такие конфликты, несомненно, надо решать жестко и по закону". Однако, Апенин сам представляет Общество охраны памятников и знает, что никто не собирается решать эти конфликты "жестко и по закону". Он объясняет, почему: "Путь конфронтации ... не самый верный". "Необходимо создать специальный орган, объединяющий усилия в этом направлении. Государственные органы охраны памятников давно готовы к такому шагу. Но Московская Патриархия почему-то идти на такой контакт не хочет. Почему?"

Комментарий. Ответ совершенно ясен, только он неприятен человеку, который не хочет "конфронтаций". Абсурда сама мысль искоренить злоупотребления, подключив к делу контроля за злоупотреблениями не судью, а самого злоупотребляющего. Абсурдно русское упование на то, что можно все устроить мирком, поговорив друг с другом за чашкой чая в начальственном кабинете.

Семен Файбисович ("Творчество и религия", Общая газета, 4.10.95): "Реабилитированное православие грудью закрывает бреши духовности, громя все, что ни попадя. ... Общество и государство по привычке продолжает требовать от искусства наращивания духовности и святости, формирования новых идеалов и мощения новых дорог к Храму. Тем самым продолжают соблазнять писателей и поэтов, режиссеров и актеров, художников и эстрадных исполнителей стезей пророков и проповедников, гуру, лам и витий, продолжая видеть, как это ни странно, в них, скорее, чем в церковных иерархах и рядовых священниках, носителей вечных истин, призванных обеспечить связь народа с высшими ценностями. С другой стороны, церковь продолжает уповать на духовное искусство как на испытанный инструмент улучшения нравов".

Г.Ревзин, критикуя новые интерьеры Третьяковской галереи (Сегодня, 13.10.95) писал: "Ценности древнерусской культуры еще не соединились с новой державностью — православный фундаментализм еще не наступил".

Ф.Скиф. О моем искусстве. - Куранты, 3.10.95. Художник-керамист, на блюдах которого изображены иконописные сюжеты (статья дана с фотографиями), отмечает: "Многие образы некоторыми формальными сторонами перекликаются с иконописной культурой различных периодов. Но при создании этих вещей не стояло задачи их религиозно-культового назначения".

Т.Федоткина. Церковь до сих пор не простила Толстого. - Московский комсомолец, 25.11.95. В связи с 85-летием смерти Толстого автор критикует РПЦ за то, что с Толстого не снято отлучение. "Более того, - сообщили репортеру МК [в Патриархии], - на последнем Архиерейском соборе были предупреждены Рерихи и другие "толстовцы". Анафеме их, правда, предавать не стали, формулировка прозвучала в более мягкой форме — последователи учения Толстого сами себя отлучают от церкви".

В ноябре 1995 г. в газетах развернулась критика в адрес руководства Российской государственной библиотеки. В начале декабря Министерство культуры признало работу руководства неудовлетворительной. В защиту директор выступил лишь Борис Яковлев (Вечерняя Москва, 28.11.95). Он отмёл обвинения в том, что руководство РГБ реализовало ряд раритетных изданий РПЦ (т.е. продало Патриархии), "исключив их тем самым из научного оборота". Яковлев отметил, что в фондах библиотеки много книг из бывших монастырских библиотек. "Церкви передается религиозная ... литература. Но лишь тогда, когда у библиотеки остаётся три-четыре экземпляра такой же книги. ... Таково "разбазаривание". Несомненно, именно оно во многом побудило Алексия II дважды посетить РГБ, благословив её. В декабре планируется третий визит, приуроченный к открытию в РГБ выставки 1900-летия написания "Апокалипсиса".

Дмитрий Соколов. Древнерусское искусство требует. - Общая газета, 28.12.95. Фельетон против зам. директора Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Ольги Павловской, которая возглавила группу сотрудников, требующих создать вместо музея центр православной культуры. Директор же музея Геннадий Попов против. "Третья заинтересованная сторона — Московская епархия — пока хранит молчание". Противники Павловской считают, что она просто хочет сама стать директором. Попов подчеркивает, что с представителями церкви у него нет никаких разногласий.

ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА

9 ноября 1995 г. митр. Кирилл Смоленский на пресс-конференции заявил, что благословение православным мирянам на участие в предвыборной борьбе "отнюдь не означает церковной поддержки этих партий и блоков". РПЦ, добавил владыка, "никогда никому не делегировала своих прав и не давала привилегии на отстаивание её точки зрения в парламенте". Патриарх Алексий во время визита в Германию заявил, что отдает предпочтение не какому-либо политическому блоку, "но всем, кто выступает за нравственное единство народа" (Свет Евангелия, 3.12.95).

Игумен Вениамин (Новик) дал интервью Евгении Пеновой (Московская правда, 20.10.95). "Демократия как таковая не противоречит христианству. Наоборот, хорошо с ним сочетается. В основе демократии — внимание к правам и свободам человека, уважение к личности, которое можно обосновать только с точки зрения христианства".

Марина Шакина. На день удалились в монастырь. - Независимая газета, 6.12.95. "Руководители основных предвыборных блоков посетили третий Всемирный русский народный собор, со штаб-квартирой в Свято-Даниловом монастыре". Упомянуты М.Лапшин, Г.Зюганов, Ю.Беляев, В.Жириновский, Н.Рыжков, Е.Гайдар, Д.Рогозин. Все высказывали державные и экспансионистские идеи.

Патриарх Алексий по рейтингу "Независимой газеты" (3.10.95) несколько повысился в табеле ведущих политиков и находится на 28-29 местах. По рейтингу от 2.11.95 в той же газете он оказался на 30 месте. По рейтингу от 1.12.95 он оказался на 29-30 месте. По рейтингу от 29.12.95 он находился на 30-32 месте.

СУД МЕЖДУ СВЯЩ. ЯКУНИНЫМ И НЕВЗОРОВЫМ

23 ноября 1995 г. в Москве в Таганском межмуниципальном суде состоялся суд между свящ. Глебом Якуниным и журналистом Александром Невзоровым (оба депутаты Думы). Невзоров в интервью газете Советская Россия (24.11.94) заявил, что Якунин "утаскивает" из буфета Думы тарелки. Якунин потребовал опровержения и 50 млн. рублей (10 тыс. долларов) в возмещение морального ущерба. Невзоров сперва заявил, что претензии не к нему, а к газете, напечатавшей интервью, затем, что "утаскивать" не значит "воровать", наконец, что Якунин как христианин не имел права обращаться в суд (Г.Пунанов. Витающие тарелки. - Известия, 23.11.95). О процессе: С.Ганьжин, Куранты, 24.11.95 (Невзоров назван "дикопольным"). 27 ноября суд удовлетворил иск Якунина, определив компенсацию в 1 млн. рублей (Известия, 28.11.95, Куранты, 24.11.95). Заметка об этом на первой полосе с огромной фотографией — Общая газета, 30.11.95, с критикой обоих участников суда за то, что они не стесняются "публичности шутовства". Советская Россия (21.12.95) поместила фельетон, поливающий Якунина грязью ("расстрига") и предупредила, что будет подавать апелляцию на приговор.

ПРАВОСЛАВНЫЕ КОНСЕРВАТОРЫ ЗА СЕРБОВ

5 сентября 1995 г. Патриарх Алексий выступил с заявлением, заняв сторону сербов в конфликте на Балканах и осудив действия НАТО (так же поступило российское правительство, в отличие от мнения большинства западных стран). Патриарх написал: "Сообщения о жестоких бомбардировках позиций боснийских сербов вызвали глубокую скорбь ... Эта бомбардировка унесла жизни сотен ни в чем не повинных людей ... Виновные в трагическом событии, повлекшем гибель мирных жителей на городском рынке в Сараево, до сих пор не установлены, и было весьма опрометчиво этот кровавый инцидент рассматривать в качестве повода для бесчеловечных массированных ударов авиации стран Северо-Атлантического блока" (Православная Москва, № 51, сент. 1995, с. 3).

Комментарий. Спустя несколько дней после заявления Патриарха твёрдо выяснилось, что виновные в инциденте определены правильно, что не было "сотен" жертв мирных людей. Примечательно не только то, что сказал Патриарх, но и то, что он ничего не говорил, когда боснийские сербы истребляли гражданское население.

В том же номере газеты помещена статья А.Чичкина, развивающая антихорватскую тему и заканчивающаяся словами: "То, что сегодня происходит в Боснии, правомерно считать открытой антиправославной-антисербской агрессией всех транснациональных сил, организованных и оплачиваемых извне. Космополиты разных мастей пытаются окончательно изгнать Православие из Боснии, затем — из всей бывшей СФРЮ, а в последующем — из Балкан. Ну, а дальше...".

Игорь Некрасов (Новое время, №40) в очерке о российских добровольцах, воевавших на стороне сербов, упоминает, что они быстро разочаровались и перестали думать, что помогают "православным в их праведной борьбе".

ПРАВОСЛАВНЫЕ КОНСЕРВАТОРЫ ПРОТИВ ЕЛЬЦИНА

Юрий Лощиц в своих воспоминаниях об октябре 1993 г. ("Наш современник", № 10, 1995) упоминает духовенство, выступавшее на стороне Хасбулатова: отца Никона (Белавинец) (с. 121), о. Димитрия Дудко (публикует его воззвания в поддержку хасбулатовцев), о. Александра Шаргунова (то же, причём цитирует "карловацкого" митр. Виталия), о. Алексея Злобина, причащавшего хасбулатовцев.

Свящ. Александр Шаргунов принял участие в парламентских слушаниях, посвященных обличению Ельцина за расстрел парламента в 1993 году (Сегодня, 1.11.95).

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова