Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Сергий Радонежский

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Фелонь, которую предание считало принадлежавшей преп. Сергию, но историки относят к началу XV века, то есть, она принадлежала, возможно, преп. Никону. В комментарии Солнцева (ниже) сказано, что она была укорочена в новейшее время, но это неерно, уже в XV веке фелони укорачивались, хотя вырез ещё не делался.

Ярослав Стародубцев, 2019: "Священническая риза, которую сегодня все почему-то называют фелонью, в женском роде, по-церковнославянски именуется фелон, мужского рода. А по-гречески он вообще среднего рода. Изначально это был древнеримский плащ покроя «солнце», который полностью скрывал человека, ниспадая до земли со всех сторон. В нем было очень тепло, уютно, его можно было закинуть на правое или левое плечо... Эта одежда в богослужебном обиходе указывала на то, что священник совершает Таинства не сам, а Божественной силой, что Тайносовершитель – Господь. Поэтому руки священника большую часть службы были скрыты под ризой. Это было не очень удобно, и со временем, уже к XI веку, фелонь стал короче – до колена. А если мы посмотрим на древнерусские и сербские иконы и фрески XIII столетия, то увидим, что у фелоня появляется красивое расшитое оплечье. Оно особо укрепляется, чтобы вышивка не страдала от деформации, делается со временем все выше и тверже, особенно на Руси, где в конце концов это оплечье становится трапециевидным и жестким. Уже ко времени патриарха Никона в Греции переднюю часть фелоня обрезали. Эта форма перешла и на Русь. В XVII веке в нашей стране использовались оба вида фелоня, старый и новый, а к XVIII столетию старая форма вышла из употребления, сохранившись только у старообрядцев. К этому времени складывается тот облик фелоня, который мы видим в храмах сегодня. Далее меняется только декор."

Из книги: Древности Российского государства, 1846—1853. Т.1.

"Священническая риза, или фелонь, св. основателя Троице-Сергиевой лавры представляет в ризнице разительную противоположность своей простотой и скудостью с драгоценнейшими облачениями, кои блестят золотом и драгоценными камнями. Она сшита из грубой ткани, более похожей на крашенину (крашеный холст), чем на бумажную ткань темно-орехового цвета, с оплечьем из такой же материи синеватого цвета. Спереди три серебряные вызолоченные пуговки, на кои во время священнодействия поднимали петли подола фелони; назади под оплечьем нашиты маленький крестик и звездица, или кустодия, знаменующая камень гробный, на коем сидел ангел по Воскресении Христовом. Риза сия подбита впоследствии шелковой материей. В ней 23 апреля 1797 г. митрополит Платон встретил императора Павла I, прибывшего в Троицкую лавру после своей коронации на поклонение св. мощам преподобного Сергия; в ней он служил в день его праздника как преемник его настоятельства. При освящении двухвековой деревянной церкви, строения св. архимандрита Дионисия, перенесенной из села Подсосенья на Корбуху, знаменитый вития церкви, митрополит Филарет, 28 сентября 1844 г. священнодействовал в ризе преподобного Сергия.

К описанию Сергиевой фелони за нужное почитаем прибавить, что в настоящее время сия св. одежда получила измененный вид, потому что передняя часть ее для удобства в служении постепенно была укорачиваема, так что теперь она покрывает половину стана. В Восточной православной церкви фелоний, или фелонь, употреблялась как древняя форма и собственно означала верхнюю длинную и широкую одежду, от — «покрывает» и — «весь», т.е. одежда, покрывающая все тело. В прежние времена ее носили и архиереи при священнослужении. «Скрижаль» дает ей знаменование той хламиды червленой, коей Христос облечен был иудеями во время своего страдания. По толкованию Симеона Солунского, «фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и осияние духа, светлость первейших горных Чинов». Такой светлостью свыше озарен был преподобный Сергий, удостоенный сослужения ангелов.

Здесь на рисунке соединен с памятником церковной скудости и остаток келейной простоты — деревянная столовая ложка преподобного Сергия, очевидно, из дикой яблони. Она хранится в шкафу при св. его мощах вместе с монашеской его мантией, парамандом, поручами и домашней утварью".

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.