Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Ср. гуманизм.

Антропоцентризм или эгоцентризм?

- выход из него секуляризма; А. или теоцентризм - Кротов.


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. м’anJrwpoV — человек и лат. centrum — центр) БИБЛИИ. Свящ. Писание ставит человека во главе всего созданного. Хотя он по природе в чем-то уступает бесплотным силам (Пс 8:6), но как существу, соединяющему в себе дух и материю, ему принадлежит исключит. место во вселенских замыслах Божественного Домостроительства. Это подтверждается фактом Воплощения. «Не ангелам, — говорит апостол, — Бог покорил будущую Вселенную» (Евр 2:5). Средоточием и Главой ее является Богочеловек. В своем падшем состоянии люди еще далеки от той высоты, к-рую им уготовал Бог. Но преображение человечества повлечет за собой и преображение Вселенной (Рим 8:19-23). В связи с вопросом об А. Библии стоит загадка обитаемости миров. До сих пор наука не нашла ни одного твердого доказательства в пользу существования разума вне Земли. Но, как показал еще М.В.Ломоносов, если такие доказательства будут найдены, то лишь расширится наше представление о человеч. роде (как о совокупности духовно-телесных существ). Величие и размеры тварной Вселенной не могут служить аргументом против А. Библии. Как бы ни был мал и слаб человек, он — единственное творение, способное мыслить, что радикально отличает его от всего, что создано. «Человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей Вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения: одной капли воды. Но пусть Вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что сознает свою смерть; Вселенная же не ведает своего превосходства над человеком» (*Паскаль Б., «Мысли», пер. с франц., М., 19053, XV, 200). Таково христианское осмысление А. Библии.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова