Иисус как одежда.
Евреи черные и евреи разноцветные: 1750-е годы, палестинцы привечают иудеев.
См. катехизис.
Мода - ее реформа во время Французской революции.
Наравне с пищей и кровом О. является первостепенным условием ч-ского
бытия (Сир 29.24); благословение обеспечивает хлеб и О. (Втор 10.18; ср
Быт 28.20), а наказание - голод и наготу (Втор 28.48). О. защищает от непогоды:
не следует брать под залог О. бедного в ночной холод (Исх 22.26 сл). Наряду
с этими элементарными данными символика О. развивается в двух направлениях.
С одной стороны, она обозначает мир, устроенный Творцом, а с другой - обетование
славы, утраченной в раю.
I. ОДЕЖДА, ОТРАЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В МИРЕ
Извлекая все из первоначального хаоса, Творец определил всем/ свое место
в благоустроенном мире. Так О. является как бы знаком опознавания ч-ской
личности и ее отличия от других. 1. Одежда и ч-ская личность. -
В первой стадии О. предохраняет тело не только от непогоды, но и от взоров,
к-рые могли бы низвести ч-ка на степень простого объекта похоти и вернуть
его беспорядочному хаосу, из к-рого Творец его извлек. Отсюда происходит
запрет «открывать край» О., ограждающей ячейку единокровную (Быт 9.20-27),
единоутробную (Быт 34; 2 Цар 3) и брачную (Лев 18): частная жизнь каждого
защищается О-й.
О. обеспечивает также различие полов и может символизировать их отношения.
Мужчина и женщина должны носить разные О. (Втор 22.5). Женщина закрывает
лицо по определенным причинам, напр., во время предбрачной встречи при
обряде обручения с избравшим ее (Быт 24.65): она отвечает на жест жениха,
дающего ей, что он имеет, «покрывая ее краем (букв, крылом) своей О.» (Руф
3.9; ср Втор 22.30 евр.): т. обр. он не «овладевает» ею (см Руф 4.7; Втор
25.9; Пс 59.10), но сообщает избранной свою собственную славу.
О. отображает жизнь в обществе. Для каждой ячейки данной общины она является
как бы знаком гармоничной жизни, вытекающей из совместной работы (стрижка
овец: 1 Цар 25.4-8; тканье: Притч 31.10-31; Деян 18.3; изготовление платья:
Деян 9.39), из мудрого управления (Притч 31.30) и взаимопомощи. Подарить
свою О. - знак братства; так Ионафан заключил союз с Давидом (1 Цар 18.3
сл), ибо О. составляет одно с ч-ком, носящим ее, и узнается любящими друг
друга (Быт 37.33), напр., по запаху, от нее исходящему (Быт 27.15,27; Песн
4.11). Показная роскошь, к-рой бесстыдно подчеркивают различие жизненных
уровней, вместо того, чтобы постараться сгладить это различие (Сир 40.4;
Иак 2.2), вызывает проклятия пророков и апостолов. Одеть чужого, когда
он наг, является жизненным правилом общины, необходимым по справедливости
(Иез 18.7); иначе ей грозит разложение. Одеть ч-ка - это больше нежели
«согреть его члены» (Иов 31.20); это значит приобщить его к жизни общины
(Ис 58.7), сделать для него то, что Бог сделал для всех (Втор 10.18 сл),
извлечь его из хаоса. Без такой справедливости любовь мертва (Иак 2.15).
«Отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5. 40), говорит Христос, подразумевая
под этим, что надо отдать себя самого тому, кто этого просит.
2. Одежда и человеческие обязанности. - Не всегда носят ту же
О.: надо различать времена жизни, мирское и священное, работу и праздник.
При работе иногда требуется снять О. (Ин 21.7), иногда же следует облачиться
в праздничные О.
Смена О. может обозначать переход от мирского к священному; так поступал
народ в ожидании теофании (Исх 19.10; Быт 35.2) и священники при входе
и выходе из внутреннего двора (Исх 28.2 сл; Лев 16.4; Иез 44.17 слл; Зах
3); тот же вопрос вставал при различении чистого и нечистого (Лев 13-15).
Наконец, определенная О. является признаком высоких должностей в Израиле.
Среди царских О. (3 Цар 22.30; Деян 12.21) отметим порфиру с золотой пряжкой
(1 Макк 11.58; 14.44). В знак признания царского помазания народ расстилал
свои О. под ноги царя (4 Цар 9.13; Мф 21.8): а он должен был покрыть его
славой (ср 2 Цар 1.24)! Пророк носил власяницу поверх кожаного пояса (Зах
13.4; Мф 3.4), подобную плащу, к-рый Илия бросил на Елисея, даруя ему пророческое
призвание (3 Цар 19.19); через эту О. может быть передана пророческая харизма
(4 Цар 2.13 слл). Первосвященник также облекается властью «надевая священные
одежды» (Лев 21.10); с этими символическими О-ми (Исх 28-29; Лев 16; Иез
44; Сир 45. 7-12), «безупречный ч-к» может «встретить безбоязненно Божий
гнев, Истребитель отступает» (Прем 18.23 слл; ср 1 Макк 3.49).
II. ОДЕЖДА И НАГОТА, ДУХОВНЫЕ СИМВОЛЫ
О. является также знаком духовного состояния ч-ка. Это явствует из повествования
о рае и свящ. истории.
1. В раю. - Глазами, открытыми вследствие запретного познания,
Адам и Ева увидели, что они наги (Быт 3.7); до тех пор они чувствовали
себя в гармонии с божественной средой, благодаря своего рода милости, к-рая
облекала их подобно О. Отныне все их тело, а не только пол, отмечено неким
недостатком в Присутствии Божием; пояса из листьев недостаточно, чтобы
этот недостаток укрыть; грешники прячутся среди деревьев сада, ибо чувство
стыда рождается перед божественным величием: «Я убоялся, потому что я наг!»
Отныне у них нет больше знака, обосновывающего сыновнее приближение к Богу:
они потеряли ощущение своей принадлежности к Господу и были поражены своей
наготой, как перед зеркалом, не отражающим уже образа Божия.
Но Бог не удаляет грешников, не одев их Сам в кожаные О. (Быт 3.21).
Эта О. не устраняет их нужды; она является знаком, что они призваны к достоинству,
к-рое утратили. Отныне О. является знаком некоей двойственности; она утверждает
достоинство павшего ч-ка и возможность облечься в утраченную славу.
2. История Союза-Завета часто символизируется О., к-рая в таких
случаях означает утраченную или обещанную славу. Через Союз-Завет Бог кладет
начало отеческому дарованию Своей славы: подобно пастырю, Он пеленает младенца,
найденного в «степи печальной и дикой» (Втор 32.10); подобно царю, Он простирает
О. Свою, и края риз Его наполняют храм (Ис 6.1); подобно жениху, Он расстилает
«воскрылия риз Своих на Свой народ» (Иез 16.8 слл) и покрывает его не шкурами
животных, а «тонким полотном и шелком», точно делая его священником (см
Исх 28.5,39,42). Ягве дарует ему Свое великолепие (Иез 16.13 сл); но Израиль
- царская жена - впадает в неверность. Исходя из обычая поклоняться идолам
на высотах, Иезекииль продолжает свою саркастическую аллегорию, показывая
жену, выставляющую себя обнаженной и отдающуюся всем прохожим: «Из своих
одежд она сделала себе разноцветные высоты и блудодействовала на них»,
отдаваясь каждому мимоходящему (16.15 слл; ср Ос 2.9 слл). Ее О. не должна
была бы изнашиваться, как не изнашивалась никогда она в долгих скитаниях
в пустыне (Втор 8.4); но она стареет, ветшает (Ис 50.9), съеденная червями
и молью (51.8).
Однако, наперекор всему этому, Божий замысел исполнялся. Бог извлекал
из самого зла средство для его преодоления. С одной стороны, Ягве превращает
землю Израиля в пустыню, обращая вожделение ее любовников в губительную
ярость (Иез 16.37; Иер 13.26) до тех пор, пока Остаток среди всех этих бедствий не получит милости возвращения.
С другой стороны, Отрок «не имеющий ни вида, ни величия», посланный Им,
исцелит Его народ от его страстей, претерпев унижения вплоть до смерти
(Ис 53.12); Сион сможет «как невеста облечься» и своими разрушителями и
своими строителями (49.17 сл). Тогда Ягве, облеченный в правду, как в броню,
в ризу мщения, как в О., и покрытый ревностью, как плащем (59.17), «украсит
Свою невесту одеждою правды» (61.10). 3. Христос, облеченный в славу.
- Чтобы Израиль мог быть так украшен, надо было, чтобы Христос, подлинный
Отрок, был лишен О. (Мф 27.35; Ин 19. 23), предан на кощунственную пародию
венчания на царство (Ин 19.2 слл), стал бы неким «человеком» безличным
и бесправным. Но этот Человек есть Сын Божий и слава Его нетленна. В момент
Преображения в сиянии одежд плоть Его явилась прославленной (Мф 17.2).
Присущую Ему власть исцеления Марк описывает, говоря о Гадаринском бесноватом,
что он «сидит и одет и в здравом уме» (Мк 5.15; ср Деян 19.16). По Воскресении
Своем, как и ангелы, возвещающие его (Мф 28.3 п). Господь сохраняет из
Своей О. лишь главное: блеск, знак Его Славы (Деян 22.6-11; 10.30; ср 12.7);
однако еще «удержанные» глаза Марии Магдалины или идущих в Еммаус видят
сперва лишь садовника или странника (Ин 20.15; Лк 24.15,16): слава является
лишь при полноте веры. В очах верующего Христос, ведущий брань гнева, облечен в О., на к-рой написано «Царь царей и Господь
господствующих» (Откр 19.16).
4. Одежда избранных. - Порядок творения стал очевиден для зрения
веры. В этом божественном порядке, свидетелями к-рого являются ангелы, как говорит Павел (1 Кор 11.10), Адам отражает славу
Божию с открытым лицом (см 2 Кор 3.18), подобно Христу, К-рый - Его глава
(1 Кор 11.3 сл); Ева, сотворенная не тождественной Адаму, а его дополняющей
(11.8 сл), должна носить знак своего самообладания в своем подчинении:
возлагая на себя покрывало, она отказывается являть свою «славу» (11.6,10,15)
безразлично каким бы то ни было взорам (11.5,13; см 1 Тим 2.9,14); это
покрывало, символизирующее особое посвящение женщины, подчеркивает не ее
отчуждение от ее подлинной сущности, а, наоборот, сохранение этой сущности
в полной силе, хотя слава ее будет явлена лишь в день воскресения.
Каждый ч-к призван восходить к славе; начало этому восхождению положил
Христос. Бог может из голого зерна, брошенного в землю, создать лучезарное
тело; Он может и тело любого ч-ка превратить в тело нетленное (1 Кор 15.37,42),
совлечь О. тленную и облечь ч-ка в О. нетленную (2 Кор 5. 3 слл). Отныне
ч-чество выходит из состояния наготы, приобретает свободу, усыновление,
право на божественное наследие через «облечение во Христа». Из тех, кто
совлек с себя ветхого ч-ка и облекся в нового (Кол 3.10; Еф 4.24) через
веру и крещение (Гал 3.25 сл), Бог образует общину совершенную и «единую»
во Христе (3.28), одушевленную новым началом - Духом Св. Члены должны подвизаться,
но с «оружием света» (Рим 13.12), и даже нагота не сможет отлучить их от
Христа (Рим 8.35).
Победившие «омыли одежды свои и убелили их кровью Агнца» (Откр 7.14;
22.14). Отныне жена-невеста уже не может сделать никакого ложного шага;
в течение всего хода истории она украшала себя для брака с Агнцем: «И дано
было ей облечься в виссон чистый и светлый» (19.7 сл). Когда Бог свернет
небеса и землю, как О., отслужившую свое время, чтобы заменить их новыми
(Евр 1.11,12), протагонисты Суда займут свои места, в большинстве одетые
в белое (Откр 3.4 сл; 7.9-14), Новый Иерусалим, украшенный, как невеста
(Откр 21.2), выйдет наконец для встречи с Женихом. Тогда «город не будет
иметь нужды ни в солнце ни в луне, ибо слава Божия осветила его, и светильник
его - Агнец» (21.23).
EH
См.: белый - Преображение 2 - слава
I, V
|