ЭСТЕТИКА
Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. письма. М.: Искусство, 1994. 543 с.
Об Э. Отцов Церкви Бычков,
1995; Зольгер об Э., 1815;
Ср. философия. Искусство.
О средневековой Э. Эко, 1958. Об Э. Возрождения Лосев.
Гегель. Сочинения. Tом 12-14. Лекции пo эcтетике.
Эстетика Бытия и эстетика Текста в культурах средневекового Востока. М.: Наука, 1995. 291 с.
Бродский: "В этике не "все позволено" потому,
что в эстетике не "все позволено".
ЭСТЕТИКА БИБЛЕЙСКАЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭСТЕТИКА БИБЛЕЙСКАЯ (от греч. a„sJhtikТj, чувственно воспринимаемый),
учение Свящ. Писания о красоте и о художеств. творчестве человека.
Изучение библ. Э. началось в святоотеч. период и связано с анализом
художеств. особенностей свящ. текста (*Ориген, блж.*Августин,
блж.*Иероним и др.). Этот анализ был необходим прежде всего для
работы над переводами Библии, к-рые требовали сопоставления евр.,
греч. и лат. *поэтики. Кроме того, св. отцы рассматривали и саму
идею прекрасного, толкуя Э. в свете платонизма и неоплатонизма.
Хотя работа в этом направлении не прерывалась на всем протяжении
Средних веков, она получила сильный импульс с возникновением *ренессансной
библеистики. Дальнейшее развитие библ. Э. многим обязано *Гердеру,
к-рый оказал большое влияние на всю эту область *библиологии.
В 19 в. важной вехой на пути к пониманию библ. Э. явилась книга
*Шатобриана «Дух христианства». Значит. роль в истории новейшей
Э. сыграло изучение лит. *жанров Библии (*Гункель и др.), а также
сравнительное литературоведение, сопоставлявшее поэтику Писания
с поэтикой *Древнего Востока и *античности (*Мовинкель, *Франк-Каменецкий,
*Дьяконов, *Аверинцев). Общими проблемами библ. Э. занимались
в России *Якимов, *Олесницкий А., прот.*Елеонский Н. и др.
Образ мироздания и человека в библ. Э. Писание учит, что Бог
— Первопричина красоты Вселенной. Его С л о в о и
Его П р е м у д р о с т ь являются источником «мудрого
устроения» твари. Звезды, облака, растения, животные, человек
запечатлели в себе творческую Мысль Создателя. В Притч 8:30 Премудрость
Господня называет Себя «художницей», или «строительницей» (евр.
амон). «Она прекраснее солнца, — говорит др. библ. писатель, —
и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше'» (Прем
7:29). A свет считался первенцем мироздания, отблеском неизреченного
Божественного Света, отраженного в Премудрости. В Кн.Иова даны
величеств. картины природы, сложность и совершенство к-рой проистекают
из Премудрости Бога (28; 38-41). Эта мысль находит развитие у
aп.Павла. «Вечная сила Его и Божество, — говорит он, — от создания
мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим 1:20).
Подобным же образом и внебибл. религии усматривали в царстве
богов архетипы бытия земного. Однако здесь было и существенное
различие. Для древневост. и антич. человека природа являлась законченным,
статичным целым, отображающим неподвижность Вечности. В частн.,
храмы Египта и Вавилона, их архитектура, искусства, обряды были
призваны воспроизводить вневременные божественно-космич. первообразы.
Поскольку природа в мифопоэтическом сознании была неотделима от
божественного бытия, искусство стремилось включить человека в
эту неизменную структуру. Творчество, жизнь и труд людей
рассматривались как модель, зеркало устойчивого иерархич. порядка
Вселенной.
Библ. понятие о Вселенной (евр. олбм) было неск. иным. Если античный
идеал красоты — это стройная завершенность, то согласно Библии
в природе прекрасно все, что исполнено жизни и движения. Мир есть
становление, путь, устремленность к совершенству как к ц
е л и. Именно цель придает смысл всей Вселенной. «Греческий
"космос" покоится в пространстве, обнаруживая присущую ему
м е р у; библейский "олам" движется во времени, устремляясь
к преходящему его пределы с м ы с л у... Вот почему поэтика
Библии — это поэтика притчи, не оставляющая места ни для чего
похожего на эллинскую "пластичность": природа и вещи должны упоминаться
лишь по ходу действия и по связи со смыслом действия, никогда
не становясь объектами самоцельного описания, выражающего бескорыстно-отрешенную
радость глаз; люди же предстают не как объекты художнического
наблюдения, но как субъекты выбора и действия» (*Аверинцев).
Хотя свящ. писатели признают «добротность», красоту космического
строя, но этот строй есть переменная величина, динамический поток,
зарождающийся в творческом акте и текущий навстречу таинственному
«новому творению». Такое восприятие мира определяет и характер
Э. Она подчинена идее Божественного Домостроительства, благодаря
к-рой общее, смысловое, господствует в Библии над частным. В Писании
фактически нет ни законченных пейзажей, ни портретов. Описаниям
нередко свойственны «экспрессивные поэтические образы, не поддающиеся
визуально-пластическому воплощению» (В.Бычков).
Художественное творчество в Библии. Запрет изображений (Исх 20:4),
связанный с учением о надмирности, *Святости Бога, ограничил
возможности живописи и пластики в ВЗ (см. ст. Изобразит. искусство
и Библия), но это уравновешивалось развитием лит-ры и *музыки.
Слово Божье передавалось *пророками, *мудрецами и наставниками
с помощью определенных художеств. средств, формировавшихся веками
(см. ст.: Жанры; Поэтика). Пророческие речения и гимны, афоризмы
и поэмы *Учительных книг и Евангелия, являясь *Откровением, одновременно
представляют собой образцы высокой литературы. Воспринимая и перерабатывая
эстетические приемы своего времени, создавая новые формы художеств.
слова, свящ. авторы являлись подлинными творцами. Тем самым в
Библии признается и освящается ценность человеческого творчества.
l А в е р и н ц е в С.С., Греч. лит-ра и ближневост. «словесность»,
в кн.: Типология и взаимосвязь лит-р древнего мира, М., 1971;
е г о ж е, Поэтика ранневизант. лит-ры, М., 1977 (и др.
его работы); А у э р б а х Э., Мимесис, М., 1976; Б а р
а б а н о в Е., Раннехрист. Э., «Вестник РХД», 1975, № 116;
Б ы ч к о в В.В., Э. поздней античности, М., 1981; Г р и
н ц е р П.А., Две эпохи лит. связей, в кн.: Типология и
взаимосвязь лит-р древнего мира, М., 1971; История Э., М., 1962,
т.1; П о м е р а н ц е в а Н.А., Эстетич. основы искусства
Древнего Египта, М., 1985; свящ.Ф л о р е н с к и й П.,
Столп и утверждение истины, М., 1914; *Ш е в ы р е в С.П.,
История поэзии, СПб., 18872, т.1, с.122-210; проч. библиогр. см.
в ст.: Жанры; Лит. критика; Поэтика.
|