Любовь и обувь. Введение в философию.
Самопознание как общение с собой.
Филология и философия: убийство слова и воскрешение слова .
Философия белого кролика или философия чёрного цилиндра?
Письменность, философия, власть.
Первый урок философии: что означает слово «философия».
Второй урок философии: что за «любовь к мудрости»?!
Третий урок философии: знать или понимать?
Четвёртый урок философии: кто кого придумал?
Поспевание философии: Бальмонт как философ.
Я существую, следовательно, существует другой: львиная философия Толстого.
Гаспаров популярно об истоках древнегреческой философии. Он же о Сократе - Платоне.
Ср. Философия Бога. Философия религии.
38 тыс. слов. Ясперса. Превосходный популярный текст.
4 тыс. слов. Рассела.
Отдельно см. философия истории.
Указатель серии книг "Философское наследие".
Гегель. Сочинения. Tом 9-11. Лекции пo истории философии.
Фейербах Л. История философии. М.: Мысль, 1974. 541 с.
103 тысяч слов. Рассела история античной философии.
90 тысяч слов. Реале и Антисери история античной философии, 1983.
111 тысяч слов.Целлера история античной философии, 1883 г.
Хлебников Г.В. Античная философская теология. М.: Ленанд, 2014. 2-е изд. 312 с.
Knuuttila, Simo. Emotions in Ancient and Medieval Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 2004. 352 pp.
Особо отмечу полезный словарик греческих философских терминов у Реале.
Подлинные тексты: Демокрит. Сократ. Аристотель. Платон. Филодем. Диоген Лаэртский. Секст Эмпирик. Сенека. Марк Аврелий; Цицерон. Ямвлих. Плутарх.
Антология кинизма. Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион. М.: Наука, 1984. 399 с.
Диллон Дж. Средние платоники. СПб.: Алетейя, 2002. 450 с.
Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М.: Восточная литература, 1994.
Reading Ancient Texts. Essays in Honour of Denis O'Brien. Edited by Suzanne Stern-Gillet and Kevin Corrigan. Leiden: Brill, 2007. 2 vols.
Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Катарсис, Степной ветер, 2005. 439 с.
Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 264 с.
См. патрология.
Боэций - Аммоний. - Иоанн Филопон.
и христианство, Григорий Назианзин, 379; о ней Боэций в комментариях к Порфирию; досократовская и религия- Мень, 1989; Пантелеев: Самоопределение христианства как философской школы во 2-м веке.
38 тысяч слов. Рассела история схоластической философии.
102 тысячи слов. Реале и Антисери, история средневековой философии. Сносный вузовский (прокатолический) учебник.
194 тысячи слов. Жильсон о томизме. Монументальная монография. Только о части средневековой философии, зато наиболее используемой в наши дни.
Подлинные тексты: VIII век - Беда Достопочтенный.
Абеляр -Альберт Великий - -Бэкон Роджер - Фома Аквинат; Уильям Оккам; Николай Кузанский. Эриугена . Эгидий Римский. Бонавентура - Реале; Иоанн Дунс Скотт - Реале; Аоста д', Ансельм - Реале;
История в С. Суини; Жильсон: "Разум и откровение в Средние века".
Philosophy in the Middle Ages. The Christian, Islamic, and the Jewish Traditions. 3rd ed. Eds. A.Hyman, J.Walsh. Cambridge: Hackett Publishing Company. 725 pgs.
Новое время
80 тысяч слов.Рассела история философии от Возрождения до Гегеля.
Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Писалось в советское время, но автор дельный.
260 тысяч слов. Реале и Антисери от Возрождения до Канта.
Подлинные тексты: Эразм. Бэкон. Монтень. Декарт. Спиноза. Лейбниц. Бейль. Кант. Якоби.
Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 400 с.
30 тысяч слов. Рассел. - 85 тысяч слов. Реале. - 170 тысяч слов. Коплстон. От Фихте до Ницше.
Подлинные тексты: Брентано. Гегель. Зольгер.Кьеркегор. Соловьев. Фейербах. Шеллинг. Шлейермахер. Шопенгауэр Ницше . Фихте. Торо. Якоби.
117 тысяч слов. Реале и Антисери.
56 тысяч слов. Фредерик Коплстон. Автор подробно описывает родную (британскую) философию, философию Бога, экзистенциальную (в т.ч. теистическую).
6 тысяч слов. Рассел. Только о Дьюи и философии логического анализа.
Подлинные тексты: Арендт. Бердяев. Бубер. Вайль. Витгенштейн. Гартман. Гелен. Левинас. Марсель. Мунье. Сиоран. Шелер. Шестов. Хабермас. Финк. Альберт (р. 1921, немецкий критич. рационализм, продолжатель Поппера, критика Кюнга и вообще религии, критика Хабермаса). Делез. Розенцвейг.
Франк С. Мацейна А. Канетти. Музиль. Франкл. Маритен. Камю. Ясперс. Хейзинга. Сартр. Лосский Николай. Бергсон. Чоран. Рикёр.
Бор о физике и Ф.
Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Сб. под ред. Н. П. Полторацкого. Питссбург, 1975. 414 с.
60 тысяч слов. Тарнас. В целом рекомендовать книгу Тарнаса (в которой 170 тысяч слов, т.е. раза в два меньше книги Рассела) нельзя, коль уж есть возможность прочесть Рассела, но раздел о второй половине ХХ века отчасти восполняет имеющийся у Рассела пробел.
Лупандин И.В. История натурфилософии в свете христианства.
Неретина С.С. о средневековой и современной герменевтике.
Маритен Ж. Метафизика и мистика // Путь. - №2. - Путь. - №2. - 1926. - Янв.
130 тысяч слов. Н.Лосский об истории русской философии, 1952.Обязательно для чтения - в отличие от всех учебников, изданных в России в 1917-1991 гг. и позднее. Не читайте советских учебников, особенно тех, которые считают себя "уже не советскими".
290 тысяч слов. Зеньковский об истории русской философии, 1948 год. После Лосского можно этого не читать, а переходить к чтению отдельных авторов.
и религия, очерк Бердяева, 1911; Булгаков, 1912 (Ф. и хозяйство);
- и игра, Хейзинга, 1938;
Против "внешней мудрости" Аввакум.
http://phenomen.ru/catalog - 2004, Иван Шкуратов
Маритен "О христианской философии", 1932.
Бибихин В.В. Язык философии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2002. 416 с.
Bradshaw, David. Aristotle East and West: Metaphysics and the Division of Christendom. Cambridge University Press (2004). 314 pp.
Cunnigham, Conor. Philosophies of Nothing & the Difference of Theology (Radical Orthodoxy Series). London: Routledge, 2002. 336 p. Генеалогия нигилизма.
Исайя Берлин. Назначение философии. - Вопросы философии. - 1999. - №5. Философия есть поиск ответа на вопрос, на который неизвестно где искать ответ. Она рассматривает не элементы опыта, а пути их рассмотрения.
См. библиотеку на сайте СПб. института: ideashistory.org.ru (Микешина и др., 2007).