Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Бог есть, хотя есть епископ Спонг: почему не всякое отрицание Бога есть апофатика.

 

взгляд Ареопагита; Честертона; С.Булгакова, 1916; Бердяев, 1927; очерк В.Лосского; и политика 7.1.2000;

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. м’apoj‘atikoV — отрицательный) БОГОСЛОВИЕ В БИБЛИИ, учение о Боге в Самом Себе, к-рое отрицает возможность любого Его определения средствами человеческого языка и понятий. Само А. б. возникло в Индии, где Божество определяется как «не то и не то», а также в греч. философии (особенно у Платона). В ВЗ термином, к-рый соответствует идее

апофатизма, является кодеш (*святость). Святость Божья — это не просто нравств. категория, а абсолютная н е с о и з м е р и м о с т ь Творца и твари. Корень слова кодеш происходит от глагола отделять. Природа Божества запредельна миру; кто видит даже Его *Теофанию (явление), не может остаться в живых (ср. Ис 6:1 сл.). Человек постигает пути Божии лишь постольку, поскольку они открываются ему. Человеческие мысли далеки от мыслей Божиих, как небо от земли (Ис 55:9). С этим учением связан запрет делать изображение Божества. В НЗ также исповедуется непостижимость Бога, но возвещается, что Бога, Которого не видел никто, открыл Единородный Сын (Ин 1:18). См. также ст. Святость в Библии.

l *Б у л г а к о в С., Свет Невечерний, Серг.Пос, 1917; Л о с с к и й В.Н., Очерк мистич. богословия Вост. Церкви, БТ, сб. 8, 1972; е г о ж е, Догматич. богословие, там же; O t t o R., Das Heilige, Breslau, 19204 (англ. пер.: The Idea of the Holy, L., 1957).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова