Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Перевод литургии св. Иоанна Златоуста. Приготовление даров

Затем трижды кланяется перед жертвенником и говорит:

Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня. 

Ты искупил нас от проклятья Закона драгоценной Своею Кровию. Когда Тебя пригвоздили ко кресту и пронзили копьём, Ты бессмертие излил человечеству. Спаситель наш, слава Тебе!

Благословен Бог наш всегда: ныне, и непрестанно, и во веки веков. Аминь.

Затем берёт иерей левой рукой просфору, правой же святое копие, и трижды совершает им крестное знамение над просфорой, говоря:

В воспоминание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа.

А затем погружает копие в правую сторону печати и надрезает, произнося:

Как овца Он ведён был на заклание.

В левую же:

И как ягнёнок непорочный перед стригущим его не блеет, так и Он не говорил ничего.

Надрезая с верхнего края печати:

Унизили Его и отказали Ему в справедливом суде.

Надрезая с нижнего края печати:

Кто же Он на самом деле, выше всякого понимания.

Надрезает копием с нижней правой стороны просфоры, вынимает святой хлеб, говоря так:

Люди отвергают жизнь Его.

И положив его на святом дискосе, надрезает его крестовидно, говоря так:

Приносится в жертву Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира ради жизни мира и спасения его.

И поворачивает вверх стороной, на которой крест, пронзает хлеб справа копием, говоря:

Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

Вливает в святой потир вино и немного воды. Взяв вторую просфору, говорит:

В честь и память преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по Её молитвам прими, Господи, эту жертву на Твой Жертвенник, возвышающийся над небесами.

И вырезав частицу, кладёт её справа от святого хлеба, рядом с его серединою, произнося:

Предстала Царица справа от Тебя в одежде златотканной и возвеличенная.

Затем берет третью просфору и говорит:

В честь и память святого и прославленного пророка, предтечи и Крестителя Иоанна.

И, вырезав первую частицу, кладёт ее справа от святаго хлеба, начиная первую колонку. Затем говорит:

Святых прославленных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трёх отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков.

И, вырезав частицу, кладёт ее ниже первой и продолжает:

Святых прославленных и восхваляемых апостолов Петра и Павла и всех святых апостолов.

И кладёт третью частицу под второй, завершая первую колонку. Затем произносит:

Святых отцов наших великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Архиепископа Мир Ликийских чудотворца, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей.

И вырезав четвертую частицу, кладёт ее рядом с первой частицей, начиная вторую колонку. Затем продолжает:

Святого апостола, первомученика и архидьякона Стефана, святых великомучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мучеников; и мучениц Фёклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц.

И вырезав пятую частицу, кладёт ее ниже первой во второй колонке. Затем говорит:

Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского и всех преподобных отцов; и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Ксении, Марии Египетской, и всех преподобных матерей.

И вырезав шестую частицу, кладёт ее под второй частицей, довершая вторую колонку. После этого говорит:

Святых чудотворцев бессеребренников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессеребренников.

И вырезав седьмую частицу, кладёт её вверху, начиная третью колонку. Затем говорит:

Святых и праведных прародителей Господних Иоакима и Анны: и святого, по имени которого назван храм, и святого, память которого в этот день совершается: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славян: святого равноапостольного великого князя Владимира, и всех святых, и их молитвами спаси нас, Боже.

И кладёт восьмую частицу под первой, продолжая третью колонку. Затем добавляет:

Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустого.

И вырезав девятую частицу, кладёт её в низу третьей колонки. Затем, взяв четвёртую просфору, говорит:

Не оставь, любящий людей Владыка, всех епископов православных (перечисляет имена) братьев и сослужителей наших, священников, дьяконов и всех собратьев наших, которых Ты по Твоему милосердию призвал к общению с Собою, Всеблагой Владыко.

И вырезав частицу, кладёт её под святым хлебом. Затем поминает живыхпо именам, и при каждом имени вынимает частицу, произнося:

Не оставь, Господи, такого-то.

И вырезая частицы, кладёт их под святым хлебом.

Затем, взяв пятую просфору, говорит:

В память и оставление грехов...

и перечисляет имена

Также поминает рукоположившаго его архиерея, и других усопших, кого хочет, по именам. При каждом имени вырезает частицу, говоря:

Не оставь, Господи, имя.

И в конце говорит так:

И всех усопших с надеждою на воскресение, жизнь вечную и общение с Тобою православных отцов, и братий наших, человеколюбивый Господи.

И вырезает частицу. Затем говорит:

Помяни, Господи, и меня, недостойного, и прости мне все согрешения, вольные и невольные.

И вырезает частицу. И, взяв губку, собирает на дискос частицы, лежащие под святым хлебом, чтобы они лежали надежно и не могли упасть.

Произносит молитву над кадилом:

Благоухание дыма кадильного Тебе приносим, Христе Боже наш, словно аромат благоухания духовного: приняв его на Твой жертвенник, возвышающийся над небесами, пошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.

Иерей, покадив звездицу, ставит её над святым хлебом, говоря:

И звезда, придя, остановилась над местом, где был Младенец.

Иерей, покадив первый покровец, покрывает святый хлеб с дискосом, произнося 92 псалом:

Правит Господь.

Величием одет,

Одет силой Господь.

Пояс Твой не развязать,

Потому вселенная не пошатнётся.

Трон Твой прочен,

Ты вечен.

Потоки подымаются,

Подымаются, Господь.

Потоки поднимают голос,

Грохочут потоки.

Волны грохочут,

Прибой до неба,

Море вздымается.

Господь выше.

Слова Его сильнее.

Дом Святого вечен.

Господь навсегда.

Иерей, покадив второй покровец, покрывает святой потир, говоря:

Покрыло небеса величие Твоё, Христе, и Славою Твоею наполнилась земля.

И молится над большим покровом:

Укрой нас покровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и противника, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси, по Своей благости и человеколюбию, души наши.

После чего священник берёт кадило и кадит жертвенник, трижды произнося:

Благословен Бог наш, благоволивший так устроить спасение мира, слава Тебе Всегда: ныне, и непрестанно, и во веки веков. Аминь.

Священник же, взяв кадило, произносит молитву предложения:

Боже, Боже наш, небесный Хлеб, пищу всему миру Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославший Спасителем, и Искупителем, и Благодетелем, благословляющим и освящающим нас, Сам благослови это приношение и возложи его на жертвенник Свой, возвышающийся над небесами. По своей благости и любви к людям помяни принесших и тех, ради кого принесли, и нам даруй совершать божественное Твое таинство не в осуждение себе.

ведь свято и прославлено драгоценное и величественное имя Твое: Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и непрестанно, и во веки веков. Аминь.

И после этого произносит отпуст, говоря так:

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Если воскресенье:

Воскресший из мертвых...

Если же будний день:

Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста и всех святых, помилует и спасёт нас, по Своей благости и человеколюбию. Аминь.

После отпуста кадит жертвенник, затем отходит и кадит вокруг престола, изображая крест:

Ты был в гробнице телом и в аду душой как Бог, в раю Ты был со разбойником и на престоле со Отцом и Духом, всё Собою наполняя, Христе, непобедимый.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем