Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 6, 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло

Лк. 11, 34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

№50 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

См. зрение. Ср. о прозрении Мф. 20, 33.

В этой фразе слова «чисто» и «светло» оказываются взаимозаменяемыми. Так притча о свече оказывается связанной с обсуждением фарисейского отношения к чистоте. Сама чистота нужна фарисеям лишь потому, что чистота одно из проявлений света. Тьма сама по себе есть нечистота. Отсюда нехитрый приём в ретушировании фотографий: чтобы лицо человека очистить от прыщиков и пятен, достаточно прибавить яркости. Высветлить означает вычистить. Солнце – великий уборщик. Проблема фарисейства как чистоты ненатуральной в том, что чистота агрессивная есть чистота мрачная. Чистота, которую достигают за счёт дистанцирования от жизни, это гламур – религиозный, правда, но всё же гламур, мертвенный и беспощадный.

*

Какая связь между чистотой глаза и чистотой тела? Нечистота - вечное забота иудея (и вообще, верующего человека). Нельзя быть чистым, будучи слепым: попадёшь в лужу (есть ли в Палестине лужи?), налетишь на замызганного штукатура, а то и на погребальную процессию. Соприкоснёшься с язычником. Брр.

Наука выворачивает представление о глазе: он, оказывается, не испускает свет, а вбирает свет. Иисус выворачивает представление о чистоте: она внутри. Человек не освещает окружающий его мир, человек пропускает (или не пропускает) внутрь себя свет Божий и видит (или не видит) грязь в себе. Это грязь путаницы, когда что-то само по себе прекрасное связано с чем-то прекрасным же, но не с тем, с чем следует. Наиболее яркий пример - прелюбодеяние (о котором русский язык прелестно говорит "путаться с"). Двусмысленность света есть двусмысленность самого человека, всегда одинокого и не единственного никогда - в отличие от Бога, который всегда единственный и никогда не одинокий. "Просвещение" вечно тяготеет к превращению в фарисейство, в агрессию, в попечение о другом, когда свет испускается наружу и благодаря этому человек ощущает себя чистым. Такое "просвещение" ведёт к катастрофам и войнам: интеллект без этики, забота о другом без любви к другому Это не только к мыслителям XVIII века относится, это к фарисеям относится, к инквизиторам, к ханжам. "Просвещение Христово" есть просветление себя - не самопознание (хотя свет помогать понимать себя), а познание Бога, побочным результатом которого становится чистота внутренняя и внешняя.

*

"Светильник для тела есть око". Простое, наивное убеждение человечества в том, что глаз испускает свет как свеча, развеял только Леонардо да Винчи. Жутко читать, как он изучал глаз, вываривая его в яйце, чтобы сохранить структуру. Так Шерлок Холмс ставил эксперименты с кровью, чтобы доказать Ватсону: если все вероятные объяснения исключаются, надо принять невероятное. В этом смысле наука более верит в чудо, чем ханжество. Ханжа всюду видит чудеса, учёный видит чудо именно там, где ханжа не видит ничего удивительного. Потому что ханжа и суевер видят именно, пущая лучи из своих глаз. Они не воспринимают света, который пытается прорваться в их мозг от реальности.

Люди никогда, кажется, не предполагали, что слышат, потому что уши испускают некие звуки. Тем не менее, и со слухом бывают такое же искажения: имеют уши слышать и не слышат, потому что не другого слушают, а слышат свои мысли и слова, бросают их во внешний мир и затем ловят их, отражённых, своими ушами. Сопротивляются до последнего. Через четыреста лет после Винчи ультра от христианства доказывали, что совершенно равноправны перспектива "прямая" (то есть, нормальная, реальная) и перспектива "обратная" - не по злобе или по глупости, а чтобы доказать, что иконы выше, истиннее Рафаэля. С таким же успехом могли бы "доказывать", что глаза подлинно "светят". А любое возражение воспринимают как атаку не на себя, - на Христа. Не видят разницы между собою и Христом. Но ведь не эту слепоту имел в виду апостол, когда призывал "одеться во Христа".

Да, Иисус не разубеждал людей относительно того, как устроен глаз и вселенная вообще. Зачем учить учёных? Умный сам обнаружит невероятное, фанатик не поверит даже, если Бог ему скажет правду. Перетолкует, и ведь перетолковывают. Фанатизм есть объяснение Богу, как Он есть. Фанатику прошлое дороже вечного. Иисус поступает проще - Он превращает неверное утверждение о том, как устроен глаз, в метафору того, как устроена душа. Происходит своеобразная возгонка или интегрирование: неверное содержание выпаривается, остаётся форма, которая используется для точного обозначения совершенно другого явления.

Примерно так же - поэтически - поступают и современные толкователи Евангелия: мол, сие надо понимать "не в том смысле", а в "этом". Большой беды в этом нет, хотя вполне добросовестной такую позицию тоже на назвать. Например, католический богослов пишет, что око есть светильник тела "не в том смысле, что оно излучает свет, а в том, что оно целиком, будучи простым, прозрачно для света. Акцент смещается с добродетели, присущей самому человеку, на его открытость и готовность быть проводником "достоинства" света: исходящего изнутри него самого, от мира, от Бога" - Бальтазар Ганс У. фон. О простоте христиан. - Символ. " №29. 1993. С. 16-17.

А если бы все тело человеческое было одним большим глазом -- изменилось бы восприятие мира? Нет. Достаточно одного чувствительного просвета в коже, чтобы весь мир преобразился. Правда, достаточно одной соринки в глазу, чтобы мир перестал нас интересовать и осталось одно страстное желание выковырять соринку. Почему люди, несмотря на благую весть, не так уж сильно интересуются, что там новенького на небесах: вроде бы и мало -- с точки зрения вечности -- осталось злу досаждать нам, но нам много и не надо, чтобы скорчиться от боли. Покаяние и бывает двух сортов: одно -- когда моют тело, другое -- когда вынимают из глаза ту самую соринку.


Чистота для человека - когда все на своем месте. Если по столу ползет муравей, это нечистота. Если муравей - в куске янтаря, этот янтарь стоит намного дороже, чем обычный. "Чистое око" есть око, видящее все в истинном свете. Нечистое око пытается прочистить мир, а не себя, погрязает в культе гигиены, без конца что-то перекладывая, лакируя, запрещая, выкидывая. Чистое око видит все в Духе Святом. Иисус был абсолютно чист оком, Он видел всю человеческую грязь, проходил сквозь нее, не пачкаясь - не потому что отшатывался или отмывался, а потому что для Него грех уже был в аду, как муравей в янтаре.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова