Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.
Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им:
— Кого ищете?
Ему отвечали:
— Иисуса Назорея.
Иисус говорит им:
— Это Я.
Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им "Это Я", они отступили назад и пали на землю.
Опять спросил их:
— Кого ищете?
Они сказали:
— Иисуса Назорея.
Иисус отвечал:
— Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.
Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
Но Иисус сказал Петру:
— Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
Тогда воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Тут раба придверница говорит Петру:
— И ты не из учеников ли Этого Человека?
Он сказал:
— Нет.
Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
Иисус отвечал ему:
— Я говорил явно миру;
Я всегда учил в синагоге и в храме,
Где всегда иудеи сходятся,
И тайно не говорил ничего.
Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав:
— Так отвечаешь Ты первосвященнику?
Иисус отвечал ему:
— Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.
Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему:
— Не из учеников ли Его и ты?
Он отрекся и сказал:
— Нет.
Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит:
— Не я ли видел тебя с Ним в саду?
Петр опять отрекся.
И тотчас запел петух.
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
Пилат вышел к ним и сказал:
— В чем вы обвиняете Человека Сего?
Они сказали ему в ответ:
— Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
Пилат сказал им:
— Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его.
Иудеи сказали ему:
— Нам не позволено предавать смерти никого.
(Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет).
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему:
— Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему:
— От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
Пилат отвечал:
— Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал:
— Царство Мое не от мира сего;
Если бы от мира сего было Царство Мое,
То служители Мои подвизались бы за Меня,
Чтобы Я не был предан иудеям;
Но ныне Царство Мое
Не отсюда.
Пилат сказал Ему:
— Итак Ты Царь?
Иисус отвечал:
— Ты говоришь,
Что Я Царь.
Я на то родился
И на то пришел в мир,
Чтобы свидетельствовать о истине;
Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему:
— Что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к иудеям и сказал им:
— Я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
Тогда опять закричали все, говоря:
— Не Его, но Варавву.
Варавва же был разбойник.
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили:
— Радуйся, Царь Иудейский!
И били Его по ланитам.
Пилат опять вышел и сказал им:
— Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.
И сказал им Пилат:
— Се, Человек!
Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали:
— Распни, распни Его!
Пилат говорит им:
— Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
Иудеи отвечали ему:
— Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу:
— Откуда Ты?
Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему:
— Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
Иисус отвечал:
— Ты не имел бы надо Мною никакой власти,
Если бы не было дано тебе свыше;
Посему более греха на том,
Кто предал Меня тебе.
С этого времени Пилат искал отпустить Его.
Иудеи же кричали:
— Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый.
И сказал Пилат Иудеям:
— Се, Царь ваш!
Но они закричали:
— Возьми, возьми, распни Его!
Пилат говорит им:
— Царя ли вашего распну?
Первосвященники отвечали:
— Нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие.
И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-- еврейски, по-гречески, по-римски.
Первосвященники же иудейские сказали Пилату:
— Не пиши: "Царь Иудейский", но что "Он говорил: Я Царь Иудейский".
Пилат отвечал:
— Что я написал, то написал.
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
Итак сказали друг другу:
— Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,.
(Да сбудется реченное в Писании: "Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий").
Так поступили воины.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей:
— Жено! Се, сын Твой.
Потом говорит ученику:
— Се, Матерь твоя!
И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит:
— Жажду.
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал:
— Совершилось!
И, преклонив главу, предал дух.
Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, -- ибо та суббота была день великий, -- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: "Кость Его да не сокрушится". Также и в другом месте Писание говорит: "Воззрят на Того, Которого пронзили".
После сего Иосиф из Аримафеи -- ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, -- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Пришел также и Никодим, -- приходивший прежде к Иисусу ночью, -- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко.