Год назад 24 февраля жизнь многих людей изменилась на до и после. О войне России против Украины и роли Русской православной церкви наш разговор с митрополитом Иоанном.
https://archeveche.eu/ru/
Иоанн, митрополит Дубнинский (Жан-Пьер Реннето)
Минувшей осенью митрополит Иоанн отметил 80-летие. Когда мы договаривались по телефону об интервью, меня поразил его молодой, мягкий голос. На сайте Русской православной церкви можно узнать, что митрополит окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Долго служил священником прихода храма святой великомученицы Екатерины в женевском пригороде Шамбези, вел на телевидении передачу «Православие». В 2016-м избран архиепископом западноевропейских приходов русской традиции, является настоятелем Александро-Невского собора в Париже на рю Дарю. В прошлом веке это духовное объединение несколько раз меняло название, переходило из Московского патриархата в Константинопольский и в 2019-м вернулось в Московский, как того и хотел основатель церковного удела митрополит Евлогий.
Мы встретились утром 8 февраля в кофейне с видом на Женевское озеро. Беседовали по-французски, читателям предлагается русский перевод.
Беседовала Марина Охримовская
Уважаемый митрополит Иоанн, Россия воюет против Украины почти 9 лет, после 24 февраля прошлого года война стала полномасштабной. С кем была Православная церковь русской традиции в Западной Европе всё это время?
Наша архиепископия была основана в 1921 году Русской церковью. Сейчас она объединяет верующих различного этнического происхождения, традиционно среди них немало украинцев и россиян. Образ мыслей и взаимопонимание важны для людей. Невозможно было представить себе войну между Россией и Украиной. Ведь у них не только общая граница. Многих жителей этих стран объединяют история, православная вера, культурные обычаи и семейные связи. И многим нашим прихожанам это всё понятно и близко, мы с самого начала молились о мире.
Когда 24 февраля минувшего года Российская Федерация жестоко напала на Украину, это вызвало смятение и ужас в сердцах людей. В тот же день мы призвали приходы и верующих сохранять единство и молиться за всех жертв этой трагедии и за скорейшее восстановление мира в Украине. Миллионы людей бежали на Запад, чтобы спастись от войны. Мы помогали им на местах, собрали и отправили несколько грузовиков с гуманитарной помощью: лекарства, одежду, товары первой необходимости. Церковные хоры проводили концерты для беженцев. Всё это делается и сейчас.
Войну России против Украины сравнивают по жестокости со Второй мировой, российская армия обвиняется в геноциде украинцев. Есть ли тут параллели с преступлениями гитлеровцев и какие?
Вынужден признать с прискорбием, что тяжесть преступлений побуждает сравнивать эту войну России против Украины со Второй мировой. Напав на Украину, Россия обрекла украинское население на мучительные страдания. Разрушается инфраструктура Украины, малые селения и такие большие города, как, например, Мариуполь. Рассказы свидетелей, страшные фотографии из Бучи, других украинских мест говорят о злодеяниях российской армии.
Российская пропаганда отрицает очевидное, зато постоянно повторяет о необходимости возрождения «русского мира». Но Россия не может объявлять суверенные страны «русским миром» и диктовать им свою волю только на том основании, что ей так хочется. Это недопустимо. Потому что Украина — украинский мир, Польша — польский и так далее. И тогда Россия прибегла к агрессии, напала на Украину, как когда-то Гитлер напал на Польшу.
Провозглашен геноцид украинцев, чтобы объявить или заменить их «русским миром». Преступление геноцида среди самых тяжких. Депортация мирного украинского населения в глубь России с целью его ассимиляции, воровство детей с целью насильно сделать их «русскими» является нарушением Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Россия нарушила очень много международных законов. И я считаю, что она будет привлечена за это к ответственности.
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml
На Ваш взгляд, какую позицию Русская православная церковь и патриарх Кирилл занимают по отношению к войне России против Украины? Ваше отношение к этой позиции?
Позиция патриарха Кирилла открывалась постепенно. Мне больно говорить, что сначала там была полная тишина, никто ничего не сказал на высоком церковном уровне в защиту мира и против войны. А за молчанием последовало обоснование войны и призывы к ней. Так 6 марта на Прощеное воскресенье патриарх обратился к верующим в храме Христа Спасителя в Москве. Из его проповеди следовало, что есть оправдание этой кровавой, агрессивной войне, что это — »метафизическая борьба» во имя «права стоять на стороне света…».
http://www.patriarchia.ru/db/text/5906442.html
И из этой страшной проповеди получается, что необходимость войны России против Украины открывается через «свет Христов, через Евангелие». Ни при каких обстоятельствах я не соглашусь с подобным прочтением Евангелия. По моему глубочайшему убеждению, миссия церкви — «доброго пастыря» — быть «миротворцем». В открытом письме от имени верующих нашей архиепископии я умолял патриарха Кирилла ходатайствовать перед российскими властями о том, чтобы они как можно скорее прекратили чудовищную и бессмысленную войну против Украины.
Но война продолжается, хотя Путин — не вся России. И, смею предположить, что патриарх Кирилл — не вся Русская православная церковь. Каково Ваше мнение об этом?
Согласен, Путин — не вся Россия. Чтобы случилась беда, которую мы сегодня переживаем, понадобился не один день. Международная изоляция России и кровопролитная война против Украины стала итогом многолетнего правления Путина. Чтобы создать у населения определенные настроения и «официальную картину мира», информация в России взята под жесткий контроль власти. Телевидение, радио и так далее вбивают в головы людей «перестройку русского мира» и «возрождение мифической России — Советского Союза».
Настрой безоговорочной лояльности задается и в РПЦ. Мне горько сознавать, что её значительная часть поддалась гибельному течению, а говорившие против войны были немедленно устранены. Надо думать, немало священников смотрят иными глазами на «уникальное воскрешение Советского Союза», но поддерживают патриарха Кирилла или молчат, видимо, из-за страха. Есть в этой странной «регенерации СССР» что-то жуткое, неправда ли? Лично меня глубоко тронуло обращение отца Чапнина к архиереям РПЦ, в котором он умоляет их противостоять лжи, перестать оправдывать войну, призвать всех к справедливому миру.
https://publicorthodoxy.org/2023/02/06/open-letter-russian-bishops/
Из выступлений патриарха Кирилла, и в особенности президента Путина, также следует, что Россия начала войну, чтобы защититься от «ЛГБТК и загнивающего Запада». Какое Ваше мнение по поводу аргументов Кирилла на этот счет?
Сомневаюсь, что Россия — страна, которая должна преподавать уроки нравственности другим. Не говоря уже о более чем непростом, трагическом наследии и сегодняшних трудных параллелях, взглянем хотя бы на современную статистику абортов — она выводит Россию в европейские лидеры. Тут есть проблемы… вот и еще отношение к уязвимым группам населения, например, к ЛГБТК… С такой терминологией я бы предпочел быть осторожнее. Однако в том числе и это транслируется из Москвы как повод вести Россию на войну.
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/abortion
http://prberem.com/obshhaja/statistika-abortov.html
Сегодня я прочел в интернете, что вчера была убита тысяча российских солдат. Гибель одной человеческой жизни — страшная беда, а тут десятки тысяч. Что же слышат молодые мужчины перед отправкой на фронт: «Вы будете спасены, если вас убьют за то, что вы защищаете видение России, которая несет на Запад «нравственность» и «слова добра», ваши грехи будут прощены». Притом бороться с «декадентским западом» надо для «спасения русского мира». Что-то подобное можно услышать среди смертников в мусульманских движениях, но с уст патриарха такое неприемлемо и неслыханно.
Здесь нам надо четко определиться, что европейские страны — светские и демократические. Человечество долго к этому шло, демократия позволяет каждому быть собой и самовыразиться. Если уж мы заговорили про «брак для всех», то лично мне в этом видится что-то смешное. Потому что до сих пор неизвестно, чтобы однополый союз произвел потомство. Для того чтобы зачать новую жизнь, всё еще необходим союз двух разных полов. Это и есть брак, с моей точки зрения. Однако у нас нет права заставлять людей жить иначе, чем им хочется.
https://schwingen.net/shvejcarija-i-brak-dlja-vseh/
История помнит принуждение людей к образу жизни против их воли, например, в концлагерях. Третий рейх это делал под знаменами национал-социализма. Путинская Россия применяет для сходных целей собственную трактовку «христианской морали», в то время как очень многие современные россияне являются атеистами, исповедуют ислам или другие религии. Упрощенный, однобокий взгляд на такие сложные вопросы не сулит хорошего. Нацистская Германия и Советский Союз оба закончили плохо.
Я сам написал патриарху Кириллу письмо: «Святейшество, всю любовь, которую западный мир имел к России, Вы больно ранили, потому что теперь Россия, которую мы любим, Россия, которая нас вскормила, дала нам прекрасных писателей и духовность, эта Россия низко пала в наших глазах… это не та Россия, которую мы любим. Это попытка реанимации другой России — советской. Теперь у нас трагичный взгляд на Россию, мы боимся, что эта новая Россия самоуничтожится и рухнет в своем возврате к советскому духу, что и наблюдается сейчас».
Как влияют на взаимоотношение церквей слова и поступки патриарха Кирилла относительно войны России против Украины?
Думаю, что патриарх Кирилл совершил большую стратегическую, политическую и церковную ошибку, потому что в итоге он оказался на обочине Христианской Церкви. Когда наша архиепископия три с половиной года назад объединялась с Русской православной церковью, мы могли вести диалог. А теперь мы видим на патриаршем престоле очень политизированный характер. Церкви оказали в очень сложной ситуации, потому что приближение к патриарху Кириллу означает риск чем-то бОльшим.
Мы должны стремиться быть реалистами всегда, а в это трагическое время тем более, ведь на войне ежедневно гибнут люди, военные и мирные. Поддерживать сейчас связь с Россией, с Московским патриархатом не очень просто. Потому что наша архиепископия должна строго следовать церковным канонам и одновременно не смешивать политику России и российского патриарха. Мы вынуждены постоянно держать дистанцию, помогая, участвуя в усилиях по оказанию помощи тем, кто пострадал и страдает от войны.
У нас есть приказ не сослужить с другими церквями, особенно с Константинопольским патриархом. Усложнились отношения и между православными церквями, можно даже сказать, что ухудшились экуменические отношения, и католики, и протестанты видят, что в Российской православной церкви очень политизированный патриарх. Москва заявляется о создании единства, а фактически разрушает его. 27 мая прошлого года собор Украинской православной церкви заявил о полной самостоятельности и независимости от РПЦ. Это очень печально.
Какая Ваша позиция относительно будущих отношений вашей архиепископии с РПЦ, которая открыто поддерживает войну России против Украины? Может ли Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции оставаться в составе РПЦ?
Отношения архиепископии с Русской православной церковью канонические — епископ служит в связи с синодом. Я считаю, что такая связь — именно связь с синодом, а не конкретным человеком. Грамота в 2019 году восстановила единство Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью. И есть надежда, что не все члены Священного синода разделяют односторонний взгляд патриарха на войну России против Украины и «русский мир»; даже если они этого не говорят, может быть, они думают так.
Итак, мы остаемся вместе с синодом и не занимаемся политикой в нашей епархии — недопустимо использовать церковный амвон в политических целях. Мы не занимаемся политикой и в нашем соборе Александра Невского в Париже. Вместе с тем мы молимся о мире, молимся за наших украинских братьев и сестер, на которых напала Россия, по мере сил помогаем им на благотворительном уровне и сохраняем связь со Священным синодом Русской православной церкви. В этом наша позиция.
Если церковь призвана быть миротворцем и прекращать войны, что делается уже, в частности Вашей архиепископией, и что делать, чтобы исцелить раны военнослужащих и других людей?
Миссия церкви должна быть миссией мира. И, к сожалению, с самого начала мы все были очень потрясены тем, что эта миссия мира не проявила себя должным образом в Московском патриархате. Мы умоляли патриарха Кирилла просить гражданскую власть предпринять шаги для скорейшего достижения мира. К сожалению, он сам оказался вовлечен в процесс войны, и было огорчительно видеть его в нарядах военного зеленого цвета, призывающего людей к самопожертвованию.
За что? Чтобы захватить кусок земли или подавить украинцев? Разве в этом миссия церкви? Для меня это великий вопрос и источник внутреннего страдания, когда церковь призывает к войне, даже к «метафизической». Казус в том, что «метафизическую войну» каждый из нас ведет против собственных страстей. А Россия ведет против Украины реальную войну — там насилие, пытки, смерть, человеческое страдание — все тяжкие человеческие страсти, которые открывает война.
И это происходит после тех многочисленных жертв, которые принесли исповедники в советское время, в период гонений на Русскую православную церковь. Знаете ли, мы всегда трепетали перед этой жертвой, святостью, которая возникла в советский период, а сейчас мы на нее наступаем. Эту святость вновь убивают сговором с властью, которая так похожа на советскую, убившую миллионы людей. У нас миллионы исповедников… Я говорю, что мы… мы идем по крови наших мучеников.
Кровь мучеников взывает к миру, к любви между народами. Украинцы уже сильно пострадали в советское время от голода, истребления, концлагерей, войн. Многие народы в советское время пострадали. А теперь это повторяется. Как правильно залечить раны? Московский патриархат… они сломали свою церковь. Возможно, на века. Положение церкви трагично. Как она, если востанет, если ее осудит государство, сможет ли она существовать? Мы не знаем, как и когда это произойдет, но это будет действительно очень-очень тяжело.
Раны, знаете ли, могут быть залечены только смирением друг к другу. Но у кого хватит смирения действительно исцелить глубокие раны, нанесенные войной? Война, как известно, всегда порождает жестокость и ненависть. И сейчас мы находимся в стадии ненависти между Украиной и Россией. Россияне убивают украинцев, украинцы защищаются и убивают россиян... Что может их примирить и залечить раны? Это займет много времени и, прежде всего, много сострадания с обеих сторон.
Думаю, единственное, что поможет исцелить глубокие военные раны — возвращение к прежним границам, как рекомендует Организация Объединенных Наций. И тогда, может быть, раны постепенно затянутся, заживут. На это потребуется несколько поколений. Потому что 24 февраля 2022 началось время ненависти и насилия между двумя близкими народами, которые стали врагами, как библейские братья Каин и Авель.
Интернет-журнал www.schwingen.net
https://www.saint-serge.net/communique-du-conseil-des-enseignants-de-linstitut-de-theologie-orthodoxe-saint-serge-paris-4-novembre-2022/