Глава 51
1
Днесь я, смертный, во всем обманувшийся,
Должен ли молить земнородного,
К коему тщетно вопль обращать?
Или мужа разумного,
На коего было бы суетно возлагать надежду на спасение?
Или человека бренного,
Коли бессильно слово его и ничтожно могущество?
Или владык тронов земных,
Коли преходящи с ними и благодеяния их?
Или брата родного,
Что и сам жаждет обрести покой?
Или моего земного отца,
Коли вместе с убывающими днями [жизни] слабело и попечение его?
Или мать, что меня родила,
Коей заботы и ласки прервались вместе с уходом ее из жизни?
Или, быть может, царей земных,
Кои всегда искуснее убивают, нежели оживляют?
Только Тебя, Благодетельный Бог, Благословенный в вышних,
Что Жив и Жизнь всем даруешь,
Что имеешь силу и после смерти преобразить нетленно.
2
Коли бежим от Тебя, поспешаешь вослед,
Коли ослабеем, придашь силы,
Коли заблудимся, выведешь на ровную стезю,
Коли устыдимся, подбодришь,
Коли занедужим душой и телом, исцелишь,
Коли осквернимся грехом, очистишь,
Коли солжем, оправдаешь истиной своей,
Коли, поскользнувшись, скатимся в глубь бездны, небеса нам покажешь,
Коли не обратимся своею волею, обратишь,
Коли согрешим, оплачешь,
Коли оправдаемся, улыбнешься,
Коли отдалимся, станешь скорбеть,
Коли приблизимся – торжествовать,
Коли дадим, примешь,
Коли станем упорствовать, будешь терпеть,
Коли мы откажем, щедро одаришь,
Коли станем изнемогать, опечалишься,
Коли обретем мужество, возрадуешься.
3
Благословенный и чудесный псалом сто второй
Утешает мое сердце, [сердце] отчаявшегося,
И, во торжество спасения, благовествует великую надежду на обретение жизни,
Чем побеждает злых духов и [ввергает] искусителя в нерешимость.
Подобно знамению Креста Господня,
Благодатному, Достохвальному и Чудесному,
Неколебимой высотой света и непобедимым высшим могуществом
Встал он противником неизгонимым и незыблемым, присновечным
Пред недобрым началом власти Велиара.
В нем заключены для разумеющих сокровиша душеполезные,
Кои несут в себе поражение смерти и разрешение грехов,
А также двойную надежду для двух веков, века нынешнего и века грядущего,
И обновление обещания нетленности праведников –
Писанные Духом Божьим каноны благопризывающие и животворные,
И подобно как все псалмы поистине постижимы [только] для чистых сердец,
[Так Новый] завет жизни начертан для [всех] людей.
4
Хотя Ветхий [завет] – лишь немощный образ [Нового] –
Заключал в себе добрую весть и упование
Как предвозвестник великий,
Сообщающий весть благую о ниспровержении смерти
И о жизни приснонеизреченной живущих в селениях небесных,
Однако писание это должно было быть стерто
И образец сей – преображен,
И назначением его было осуждение грешников, потерявших надежду,
И был он заветом земным, отменяемым,
И посредником немощным для примирения,
И несовершенным в словах для молящихся по нему.
И все же свидетельствует он, что должно признать спасение Манассии
Даже после стольких неисцелимых его прегрешений:
Он залил кровью праведников
Посвященный царю великому прославленный город отчий,
Как гласит правдивая история, пророком писанная;
Даже величайшего средь провидцев,
Что был подмогою благодетельной,
Защитою попечительной,
Блюстителем издревле созижденного дворца,
Воспитателем его и старшим [в роде],
Распилил он орудием смерти,
Разрезал надвое, сгубив в мучениях жестоких,
И мятежными помыслами отнял у себя надежду на спасение.
К сему усугубил он зло еще боле,
Дерзнув преступно тягаться с Всевышним,
Ибо отнюдь не устыдился изгнать Славу и Имя Создателя
Из скинии, в коей он обитал;
Отвергнув Дух Божий, предался он Велиару,
Ибо храм Господа тот, предназначенный для воскурения ладана Творцу,
Здание, прославленное на земле,
Святилище, приводящее в трепет народы,
В коем видения ангельские и победоносные веления Божии
Возвещались явлением откровений озаряющих, –
То место небоподобное, грозное и чудесное, –
Он обратил в гнусное место служения «мерзости запущения»
И в жертвенник, посвященный дьяволу –
Некоему четырехликому истукану Кевану, –
Чем возбудил ревностный гнев [Бога],
Лишил царя небесного его царской обители,
Самого богатого – его имущества,
Хозяина дома – покоя,
Превратив его в скитальца блуждающего;
Он разрисовал кровлю над Вельзевулом
И Имя Грозное [Бога] изгнал оттуда;
Взяв в плен залог [Езекии] достохвального,
Он плачевно уменьшил долю милосердного.
Зал света он обратил во дворец для малого лиса,
А для того, кто владыка всего,
Даже балдахина не воздвиг над головой в его собственном [храме];
Разорвав завесу [святая святых] могучего,
Он предоставил окропленный кровью,
Сокрывающий великую тайну престол
Для прорицаний и волшебства,
Он расширил многочисленные стези для тех,
Кто следует за соблазном,
Он стал пастырем пагубным стада,
Заслужившего уничтожения,
Жестоким учителем заблуждения –
И все это будучи сведущ в законах веры,
Имея отцом Езекию великого, что был подобен Давиду.
5
[Манассия] измыслил и совершил столько зла,
Что даже Достоинство Бога, даровавшего ему славу царства,
Подверг хуле и поношению
И загубил мечом смертоносным молящихся множество.
Домашний предатель, разоряющий родственник,
Погубляющий свойственник, убивающий сообщник –
Он не мог обратиться к Богу, ибо отрекся от Него,
Он не мог вспомнить Авраама, ибо отдалился от него,
Он не мог молиться с Исааком, ибо был проклят им,
Он не мог хвалиться с Израилем,
Ибо был лишен благостыни великого таинства Имени Сего,
Он не мог петь давидову песнь, ибо хулил Его,
Он не мог приблизиться к храму, ибо осквернил Его,
Он не мог уповать на кивот Богом начертанного завета,
Ибо заменил его мерзким литьем идола,
Он не мог призывать Моисея, ибо неискупимы были грехи его пред Ним,
Он не мог молить Аарона, ибо был виновен пред Ним,
Он не мог обратиться к сонму родных пророков, ибо был убийцею их.
И все же отпустились ему грехи его
И вновь даровано было владычество царское,
Дабы средь народов разноплеменных и в временах вековечных
Умножить, о Благодетель, Тебе возносимую неизреченную и немолчную хвалу
И оставить незапертыми врата надежды
Ради Славы Твоей, о Всевышний, и во спасение мое, осужденного,
О Христос, Податель бессмертных даров, восхваляемый вечно. Аминь!
Глава 52
1
Подлинно Благословенный в Своем Естестве,
Беспредельный и неизменный, воистину добрый,
Достойный поклонения с воскурениями,
Блаженство, исповедуемое всей землей,
Совершенный глагол упования бесконечного,
Благий, Милосердный, кто ни мгновения
Не помнит обид многолетних грехов,
Ты, одаряя внове Милостями Своими,
Излить соизволил достойные обожания
Потоки небесные милосердия
С изобилием дивным, чудесным и беспредельным,
Многажды превосходящим [дарованное] народам древним
Створки узкого проема окна, сквозь кое проникали,
Как речет Соломон,
Лишь слабые отблески несовершенных знаний,
И для него, а вместе с ним и для меня
Ты расширил, распахнув предо мною, злосчастным,
Завесу, что преграждала путь благодати
Даров божественных и безвозмездных.
Их образы Ты предначертал уже в Ветхом [завете]
Чрез отдельные благовествующие речения,
Говоря: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам»,
«Когда обратишься и возрыдаешь, тогда возродишься»,
«Черный цвет тьмы преобразуешь в белизну снега
И окрашенным кровью людям придаешь чистоту руна».
Как речено Исайей и Закарией.
И во гневе Ты снова вспомнишь милость:
Обезлюдеют города Израиля и вновь будут заселены,
И опустеют дороги из-за отсутствия людей
И вновь оживленными станут,
Ослабеют души от голода
И снова укреплены будут дланью [Твоею],
И во гневе удалится Бог в Свое место,
Но вновь воротится с милосердием
И по снисходительности помощь окажет,
И, угрожая и устрашая, Он вдвойне заступится,
И в разгневанном сердце Его будет и чувство благодатного попечения.
2
Эти достохвальные гласы пророков,
Что предвозвестили благодать освобождающего пришествия Твоего –
Меру коего нельзя измерить словами вещественного языка,
Поелику необъятно оно, –
Суть лишь ничтожные и тусклые образы
И подобия древние и преходящие
В сравнении с благовествующим Твоим явлением
И искуплением чрез Распятие Твое.
И воистину, воздвиг Ты повсюду
Алтари мученической крови Твоего завета,
Кои вопиют всегда громче, нежели жалоба об убиении Авеля,
О Благодатной победе Твоих страстей,
О жизни второй и вечной, [даруемой] Благостынями Твоими:
Крещением, Воскрешением, Обновлением,
Сородственностью Тебе, слиянием с Духом Твоим Святым,
Искуплением, освобождением, просвещением и чистотой вечной,
Блаженством истинным, приобщением к вышним, славою неотъемлемой,
Гласом молитвенных слов примирения,
[Возносимых] устами нашими ко всевышнему,
И, о чем даже говорить страшно,
В напамятование о Твоей Милости Великой,
Пишу здесь, что избранием благодати мы можем даже уподобиться Богу
И соединиться с телом Тебя сотворившего
Чрез вкушение Твоего тела Господнего
И слияние со Светом Жизни Твоей.
Столь совершенного и блаженного обетования,
Как речет Павел, нет в [Ветхом] завете.
Но Ты, Спаситель, придя с Богатствами Твоего Отца,
Осуществил и воплотил упование неоскудное,
Кое долго на Тебя возлагали, о Искупитель всех!
И Тебе с Отцом Твоим Слава во «валу и величание Твоего Духа Святого. Аминь!
Глава 53
1
О Господь, Господь сил [небесных],
Царь всего сущего,
Милосердие благословенное, Бог всех.
Ты преодолеваешь границы протяженного пространства,
И Ты мера всего непостижимого,
Ибо твердое для Тебя текуче, а жидкое – плотно,
И нет для Тебя ничего невозможного,
О Могущество всепобеждающее, страшное:
Огонь – это роса освежающая и дождь – пламя сожигающее,
Камень Ты можешь превратить в образ возвещающий,
Разумное [существо] обратить в бессловесное и бездушное изваяние,
Грешника молящего удостаиваешь почета,
И мнящего себя чистым, рассудив справедливо, осудишь,
Приблизившегося к смерти Ты отпустишь с радостью благодати,
И стыдящегося вернешь помазанным, с лицом веселым,
Скатившегося в ловушку Ты восставишь
И колеблющегося утвердишь на камне Твоем,
Многовоздыхающего недужного, [исцелив], осчастливишь,
И [тень], продвинувшуюся вперед, Ты тотчас вспять воротишь
И когда иссякнут средь нас благие деяния,
Ты сотворишь тогда еще более дивные
Ибо ради самого себя умеешь Ты прегрешения отпускать и стирать беззакония,
Быть искупителем преступлений и не вспоминать грехов наших,
Как речено Исайей и Иеремией.
2
И поелику, вникая с восхвалениями великими
В благодать спасения нового, я тотчас же умолк,
Замкнул уста пред сугубой ее неоскудностью,
Посему ныне, памятуя неисчерпаемые Блага Света Твоего,
Что [излияны] были Тобой на меня – непокорного и злополучного,
Я Твоею молитвою стану молить Тебя
И наполню горестью и стенаниями
Скорбные песнопения сей книги,
Сделав их сообразными сути глагола моего.
Но во угождение Тебе, о Податель, я смешаю:
Боль со снадобьем целебным,
Малодушие с ободрением,
Отчаяние с поминанием Имени Твоего, о Создатель,
Грусть с Твоим утешением,
Горечь мою с Твоею сладостью, о Животворец,
Наказание завета [Ветхого] с всепрощением [Нового],
Проклятье преступления с Твоим освобождающим Благословением,
Смерть тела с обновлением полным, [кое даруешь] Ты.
3
Верую, о Всемогущий, Слову Твоему и посему говорю
Внемли, Господи Иисусе, молчанию сердца моего,
Что взывает к Тебе громогласно в вопле протяжном.
Став единоплотным нам и единообразным,
Ты как не имеющий Себе подобного первосвященник
Сокрушил иго завета [Ветхого] –
Вместо закланных животных
Вечно, не умирая,
Посвящаешь и приносишь в жертву Благословенное Свое Тело
И неоскудно искупление даруешь
Не только тем, кто мало грешил,
Но и тем, у кого пресеклось упование на обретение жизни.
Ибо как может противостоять Тебе [склонность] членов тела ко греху
Даже буде продлится их жизнь тьмы лет,
Коли Ты, о Бог всех, по воле Своей и желанию
Обрекаешь на заклание и раздаешь Себя, терпя смерть,
Ради очищения [нашего].
Ведь Ты, о Источник чистоты,
Не потому, что смерть заслужил, каждодневно в жертву приносишься,
Но при споспешествовании Духа Своего
Вечно жертвуешься по воле Своей
Во угождение Отцу и ради примирения нашего с [Ним].
Ибо Ты, о Неисповедимый Боже всех,
Моею [плотью] ради меня,
Ради моего спасения, от моего лица,
Словно бы с Твоим Существом,
Кое все заключает в Себе,
Я был соединен, слиян моим телом,
Ты, о Благодетель, вместо меня, в моем образе,
Взвалил на Себя мои грехи и, безгрешный, смерть приял
Как кару за преступления мои, смерти достойного,
И во имя меня, как преступник, –
Словно бы вместо Тебя это я претерпел добровольно [страдания]
Ты многажды умираешь и остаешься живым,
Божественно посвящаемый и раздаваемый частями неразделимыми
Верою исповедующих Тебя, а не руками отступников.
4
Некий молельщик – [обращенный] жрец идолов –
Высказал к сему суждение, по мне важное, хоть и преувеличенное.
«Верую, – писал он, ободряя сам себя словами, не вполне верными, –
Что только этим боле, нежели даже мученичеством,
Не говоря уж об исправлении пагубной [жизни] моей,
Я смогу обрести блаженство и славу,
Когда преставится грешное мое тело».
Однако в этих [словах] я примечаю [веру]
В неизреченное [могущество] таинства сего,
Ибо неколебимо он признает,
Что поистине даже непорочные люди
Не могут стать вполне совершенными,
Коли не принесут в память этого [таинства] жертву
Либо не приобщатся душой к великому сему чудотворению.
И, говоря дале, что «ради меня, грешного,
Ты вдвойне пожертвовал Собою»,
Он словно бы надеялся,
Что «воистину Ты стал моим я,
Прияв горечь мою вместо сладости Своей
И принеся в жертву заквашенное Тобой тесто –
Просфору света жизни.
И поелику при перводарственной раздаче благодати в горнице
Как снадобье от недугов неврачуемых,
Ты роздал во очищение тело и кровь Свою,
То и внушил тем веру, что [таинство] сие выше,
Нежели кровью свершившееся мученичество страдальцев».
Пример упования сего показует,
Что мое приобщение к Славе чрез спасительную [жертву] сию
Вероятнее, нежели чрез очищение от грехов, помилование и дарование [прощения],
Божественное Твое могущество превыше человеческого,
Вольное принесение в жертву слиянного с Божеством Тела Господня
Превыше поднесения закланных животных,
Бессмертное превыше смертного,
Свет дивный превыше тьмы,
Вечное превыше преходящего,
Вышнее превыше дольного,
Несотворенное превыше сотворенного,
Добро по истине превыше несовершенства по естеству,
Тем паче что Его воля и Его животворение,
Он повод для благословения боле, нежели для проклятия.
5
Днесь, о Благий, молю, даруй мне, раненному душою и сердцем,
Свыше жалуемое снадобье жизни Твое,
Приблизься с благоволением ко мне, оскверненному грехами,
Освободи от долгов, о Изобилие совершеннейшее;
Для меня же верна и необманна истина, [в коей] речено,
Что Ты, Созиждитель всего, живешь среди чистых [душою]
И от свойства семян по достоинству будет и жатва –
Как гласит правдивое слово Павла,
И пораженные хворью глаза не могут [стерпеть] жара солнца.
Но Ты, о Благодетель, Творец [сущего] из ничего,
Твердую веру в Тебя поистине почитаешь
Вполне наипаче достаточной для [обретения] жизни,
Ибо не ограничен Ты установлениями закона,
Но побеждаешь, боле того, разрываешь узы канонов.
И один лишь Ты остаешься условием благой вести
Для всех грешников, кои сомневаются.
И Тебе вместе с Отцом и Духом Твоим Святым
Слава и владычество вечные. Аминь!
Глава 54
1
И днесь поистине Ты Милосердие для всех уповающих,
О Христос, первосвет зениц очей и мудрости сердца,
Ибо Твои суть благодеяние, жизнь и бессмертие.
Оборотись ко мне с состраданием
И возжелай мне вновь с ликованием к Тебе обратиться,
Ибо без воли Твоей обновиться не в силах я.
И коли воля Твоя не смилуется,
Я, смерти достойный, спастись не смогу.
И коли Ты, о Напутствователь,
Не направишь меня по стезе, что ведет к Тебе,
То справа и слева от меня явятся бездны глубокие.
2
Не хвалюсь я, всеми осуждаемый,
Не кичусь я, порицаемый,
Не гляжу гордо и грозно я, изнемогший,
Не величусь я, онемелый,
Не противлюсь я, осмеянный,
Не удостоюсь блаженства я, жалкий,
Не оправдаюсь я, нечестивый,
Ибо никогда не помчится ровно конь без вложенного ему в рот удила
И не поплывет вперед корабль, [не управляемый] кормчим
И не будет, как надо, пахать соха без оратая,
Не будет пара волов в ярме прямо идти без пахаря,
Без ветра не мчатся облака,
Без времени не отдаляются и не сближаются планеты,
И солнце без воздушной стихии не совершит свой круг,
И я вместе с ними [ничего не могу]
Без указующего веления Твоего, Благодетель.
Ибо один лишь Ты даруешь жизнь разумным
И заботишься о порядке круговращения сущего,
От Тебя спасение мое, как речет псалмопевец,
И это Ты возглашаешь громко радостную весть,
Что звучит в ушах слушателей всех возрастов:
«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные,
И Я очищу вас от грехов».
Но что пользы мне от омовения,
Коли вновь покроюсь я бесчестьем?
И какая польза мне от вкушения,
Коли предан я буду геенне?
Как буду хвалиться Авраамом,
Коли отрекся от дел его?
Я – покрытый скверною сын отца аморреянина
И матери – хеттеянки или ханаанеянки,
Как сказано сообразно мне в слове пророка.
Я – достойный быть отвергнутым сын эфиоплянки,
Но не Сарры, законной супруги,
Согласно сбывшемуся на мне речению провидца.
Я – брат Самарии и Гоморры,
Неомытое и неосоленное чадо
Незрелого и неспелого чрева Оголы и Оголивы,
Коих дважды хулит и осуждает Иезекииль.
3
Подобно тому, кто на многоопасных гребнях волн
Разбушевавшегося от бури моря,
Страшно измученный, вконец изнуренный и вовсе отчаявшийся,
Несется, попав в дикие, топящие течения, –
Словно влекомый помимо воли
Буйным бегом разлившихся весенних вод, –
И, беспомощно барахтаясь и глотая
Мутные, зловонные, илистые,
С примесью мха и водорослей воды,
Задыхается в смертельных муках
И тонет, погрузившись в поток,
Подобно ему и я, жалкий;
Говорят – я не разумею,
Кричат – я не слышу,
Вопят – я не пробуждаюсь,
Бьют в барабан – я не двигаюсь [с места],
Трубят – я не собираюсь [в бой],
Меня ранят – я не чувствую,
Лишенный, подобно мерзким идолам,
Влияния благих помышлений.
Однако в действительности моя [суть]
Много злее сути сего примера,
Гораздо ненавистнее и достойнее осуждения
И заслуживает быть преданной суду Христа.
4
И поелику для пути, отколе нет возврата,
В память о здешних грехах моих
Я оставляю читателям это завещание,
Дабы моими словами они всегда молились Богу,
Пусть останется оно принятым, о Вседержитель,
Вечно глас возносящим к Тебе законом исповедания,
И книга эта вместо моего тела, и это слово вместо души моей
Пусть вечно молят Тебя, о Безграничный,
Словно бы это моление, моим голосом [возглашаемое],
От нетленного молящегося было принято,
О Благий, Человеколюбивый, вечно Благословляемый. Аминь!
Глава 55
1
Воспарив на крыльях своей души
Над несметным числом людских поколений
И положив на весы познающей мысли моей [их деяния],
Не нашел никого, кто сравнился б со мною в греховности,
Посему, дабы горько себя укорять,
Я, словно надзирателя с хлыстом,
Включил в песнопение свое
Слова псалма давидова:
«Кто уподобится мне в злодеяниях, сравнится в беззакониях?»
И я свидетельствую, вновь подтверждая,
Что слова эти вполне справедливы
В отношении меня – мужа смертного.
Вот почему полагаю я верным
Одного лишь меня вовсе отвергнуть,
Нежели словом моим многих других отлучить.
Быть может, тем самым и Ты простишь мне –
Ты, простивший должникам своим?
2
Ныне какие еще более угодные мольбы
И благоуханные, приятные воскурения ладана
Мне посвятить в этой книге Тебе,
О Христос, Восхваляемый Царь Небесный,
Коли не мольбы благословить проклятых мною,
Снять узы со связанных,
Освободить осужденных,
Приобщить к благодати анафеме преданных,
Даровать венец обиженным,
Утешить скорбящих,
Излечить сокрушенных,
Оказать попечение изгнанным,
Защитить обманутых,
Раненным телесно исцелить душу.
Коли приближусь со словом благословения к кому-нибудь,
Услышь меня,
Коли же с проклятием –
Да не случится, что примешь, о Благий.
Я, самый жалкий из страждущих,
Ничтожнейший средь молящихся по этой книге,
От всей души простил моим [недругам],
Ибо Ты поставил преграду
Пред злобным голосом безжалостного желания проклясть,
И от всего сердца просил
Об умиротворении вместе с [людьми] добрыми
И жестоких предателей моих,
О коих вновь молил я коленопреклоненно.
Насколько же больше, соответно Величию Твоему,
Будешь Ты сострадать, посетив меня,
О Восхваляемый Попечитель,
Ты, что жизнь для меня, мертвого,
Сила для меня, слабого,
Всемогущество для меня, колеблющегося,
Истбчник мудрости для меня, неразумного и бесчувственного,
Ибо, подобно непривычному ко тьме [глубин] водолазу,
Я, вечно ошибаясь, упал бесчувственным в сети смерти:
Не понял я погибели,
Не уразумел западни,
Не разглядел ловящих дичь силков и петель скрытых,
Не угадал ухищрений в обманчивом виде тенет,
Не приметил соблазнов вокруг,
Не ощутил крюка в опутавшем меня неводе,
«Постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу»,
Как речет псалмопевец.
3
Некий философ-язычник счел верным
Назвать смерть без знания причины злом;
И я подтверждаю это словом моим,
Ибо, подобно бездумному стаду скота,
Мы умираем, но не ужасаемся,
Погибаем, но не удивляемся,
Бываем погребены, но не смиряемся,
Бываем отлучены, но не тревожимся,
Поддаемся соблазнам, но не каемся,
Изнуряемся, но не разумеем,
Оскудеваем, но не заботимся,
Идем, но не остерегаемся,
Попадаем в плен, но даже не чувствуем этого.
Кончину человека блаженный Иов назвал покоем
Вместе с святым сказал бы то же самое и я,
Коли бы тяжкое бремя смертных деяний не взвалил на себя,
Тем паче что ловушка сокрыта, а лукавый невидим,
Настоящее – ничто,
Прошлое покрыто мраком,
Будущее неопределенно,
Я нетерпелив и естество мое нечестиво,
Ноги нетверды и мысли рассеянны,
Страсти жестоки и нрав невоздержан,
Тело заквашено на грехах и помыслы только о земном,
Противоборство врожденно и склонности противоречивы,
Жилище глиняное, а дожди проливные,
Нужды неисчислимы, а бедствия всеохватывающи,
Мысли питаются злобой, а желания – ненавистью к добру,
Жизнь преходяща и развлечения недолги,
Обманы глупы и игрушки ребячьи,
Труды бесполезны и утехи подобны [пустой] мечте,
Кладовые [полны] ничем, а погреба – ветрами,
Я уподобился тени, и внешность моя смешна.
Ибо, когда пришла заповедь, согласно слову Павла,
Не подготовленным к ней я оказался.
Грех ожил, праведностью укоряемый,
И я умер для жизни и ожил для погибели.
4
Пришлые полчища зла
Похитили достояние ума и сердца моего,
Как предсказует Писание,
Почему тотчас же стал «я более невежда»,
Согласно притчеслову,
И умножились во мне недобрые желания.
Не устремил я глаз души моей на главу моей жизни – Христа,
Что [позволило бы] мне следовать прямым путем,
Ибо, желая идти быстрее, я вовсе увяз,
Стремясь к безмерному, я и своей [меры] не достиг,
Возносясь к высочайшему, я и со своего места скатился,
С пути небесного я был низвергнут в бездну,
Остерегаясь чрезмерно, я еще более пострадал,
Сохраняя непорочность свою, я сокрушен был по мелочам,
Полагая, что сражаюсь на левой стороне, я споткнулся на правой,
В поисках второго, я потерял первое,
Заботясь о малом, я упустил главное,
Соблюдая обет, я изменил обязательству,
Вместо того чтобы отказаться от [дурной] привычки,
Я обрел [еще более] пагубную,
Убегая от малых [бед], я предался еще большим;
Все сие, порожденное мною самим,
Я назначил суровым себе обвинителем.
Лишь Ты в силах спасти меня –
Пленника, преданого всем этим [полчищам зла],
И вернуть к жизни душу, пожертвованную смерти,
Ибо один лишь Ты, о Господь Иисус,
Признанный Благодетель, Благословляемый в Славе Безграничной
С Отцом и Духом Твоим Святым во веки вечные. Аминь!
Глава 56
1
Причины же смертоносные –
Горькие плоды моего древа адского корня, –
Суть враги домашние,
Противники – родственники и сыновья – предатели,
Коих, записав по именам, подробно обозначу я ниже.
Вот они:
2
Сердце мое суетно, уста злоречивы,
Очи мои бесстыдно глядят,
Уши мои превратно слышат,
Рука моя к смерти толкает,
Почки мои не испытаны,
Нога моя сбилась с [прямой] стези,
Поведение мое неосмотрительно.
Тропа кривая, дыхание смешано с дымом,
Пути покрыты мраком, ткани печени окаменели,
Мысли расплывчаты, воля нетверда,
Зло неизменно, благолюбие зыбко,
Душа отчуждена и залог продан.
Зверь раненый, птица, стрелою пронзенная,
Беглец, камнями закиданный, преступник пойманный, пират утопший,
Воин неверный, боец неготовый, ратоборец необузданный,
Работник нерадивый, молельщик ленивый,
Дьякон, пристрастный к мирскому,
Священник, не приносящий даров, законовед непреклонный,
Писец укоряемый, лжемудрец безумный, ритор сумасбродный,
Вид непристойный, лицо бесстыдное, взгляд наглый,
Цвет омерзительный, облик бесчеловечный –
Краса, осмеяния достойная.
Кушанье испорченное, вкус отвратительный,
Виноградник, повиликой [заросший], лоза червивая,
Сад, рождающий тернии,
Колос, ржою побитый, мед, съеденный мышами,
Скиталец падший, тщеславец отчаявшийся,
Неумолимо анафеме преданный,
Непримиримо [от церкви] отлученный,
Пустослов хвастливый, глупец гордый,
Коварный, как зверь, ненасытный, как ад, беспутный и дерзкий,
Ярость нечестивая, рука, для убийства простертая,
Земледелец, сеющий волчцы, блаженство жалкое,
Величие обесславленное, благолепие обезображенное,
Могущество обессиленное, высота низкая,
Великолепие, попираемое ногами,
Заповеди, всегда нарушаемые, прегрешения вольные,
Хлебодар строптивый, советчик вероломный,
Друг изменивший, домоправитель вороватый,
Родственник скупой, жалователь скаредный, надзиратель алчный,
Душа бесчувственная, желания хладые,
Нрав недоброхотный, нутро безжалостное,
Поведение неразумное, помыслы растленные,
Сокровенное проклинаемо, участь ненавистна,
Купец расточающий, торговец проматывающий, служитель пьянствующий,
Казнохранитель бесчестный, посланец клевещущий, привратник уснувший,
«Надменный нищий», богач неблагодарный,
Столоначальник неправедный, страж предающий, сожитель злословящий,
Гонец медлительный, письмоносец виновный,
Апостол, смущающий [души], посредник безрассудный,
Король изгнанный, царь негодный, кесарь, душою погибший,
Князь, предавший господина, воевода приневоливающий,
Судья лицеприятствующий, простолюдин самовольный;
Поносителю – [повод для] насмешки, любящему – для оплакивания,
Книжнику – для осуждения, обличителю – для обвинения.
Иными из этих званий высоких и я иногда обладал,
Но порой и худые были уделом моим.
Днесь столько их, весьма частых обольщений тлетворных,
Одними из коих я обманулся, как глупец,
Другим же отдался, как слабый,
Сам добровольно смерти себя предав.
3
Ныне какой же из перечисленных выше жребиев,
Ненавистных Тебе и губительных для меня,
На алтарь служения Тебе возложить?
Какой представить Величию Твоему Пресвятому
Мне, скверны исполненному?
Или с какою кротостью должен терпеть Ты столькие мои грехи?
Сколько будешь прощать, как будешь молчать?
Доколе же снисходителен будешь?
Почто не подвергнешь избиению розгами
Меня, достойного кары смертной?
Однако к сим душам, мглой беспросветною помраченным,
Приблизься со светом милосердия Твоего,
Дабы исцелить, искупить и оживить [их],
О Ты, Могущество Совершенное!
Слава Тебе от всех. Аминь!
Глава 57
Христос Боже, Имя страшное, воплощение Величия,
Символ высоты неизреченной,
Могущество безграничное, Образ света спасения,
Защитник жизни, Врата царства отдохновения вышнего,
Стезя спокойствия,
Прибежище нового и беспечального блаженства,
Самовластный Вседержитель всего сущего,
Призыв благословения, глас доброй воли, Слово радости,
Снадобье бессмертия, неисповедимый Сын Бога Единственного.
Что невозможно для меня, то легко для Тебя,
Что непостижимо для меня, то постижимо для Тебя,
Что недоступно для меня, то близко для Тебя,
Что сокрыто от меня, жалкого, то ведомо Тебе, о Благоденствие,
Что несовершимо для меня, то совершимо для Тебя,
Что неизмеримо для меня, то измеримо для Тебя, о Неизреченный.
Что отчаяние для меня, то утешение для Тебя,
Что неврачуемо для меня, то безопасно для Тебя,
Что скорбь для меня, то веселье для Тебя,
Что тяжело для меня, то совсем легко для Тебя,
Что стерто для меня, то записано для Тебя, Могущественного,
Что потеряно для меня, то обретено Тобою;
Что невыразимо для меня, то объяснимо для Тебя,
Что мрак для меня, то луч света для Тебя.
Что безмерно велико для меня, то умещается в благословенной длани Твоей,
Что ужасно для меня, то приятно для Тебя,
Что обращает меня в бегство, то [само] изгоняемо Тобою,
Что неприступно для меня, то легко одолимо для Тебя,
Что смертоносно для меня,
То могущественной Твоей Сущностью за ничто почитаемо.
2
Но Ты, Милосердный Бог всех, Господь Исус Христос,
Ты и для них можешь пути спасения найти, коли смилуешься.
Ради Славы Величия Благословенного Отца Твоего,
Ради Милосердной Воли Духа Святого Твоего,
Взгляни на до конца обнажаемые жестокие муки мои
И на тяжбу, что в глубинах сердца веду сам с собою я.
Призри на несовершенство расточаемого моего естества,
Даруй исцеление ранам моим,
И средство [спастись] от погибели,
И избавление от многоликой смерти,
И стезю жизни мне, оскверненному,
Обновление мне, порочному,
Врата надежды мне, нечестивому.
Коли я несвойственную мне волю явил,
То сколь более естественных и присущих Тебе благодеяний [явишь] Ты;
Коли от терниев [моих] поднесен был [Тебе] сладкий плод,
То сколь [сладостней] будет вкус бессмертия от Твоего древа жизни;
Коли я для ненавидящих меня испросил Твоего Милосердия,
Можешь ли Ты, о Могущественный, не пожаловать мне еще боле
От неиссякаемого изобилия Твоего?
3
Днесь посмотри на Свое Величие, о Всевышний,
И, взглянув на ничтожество мое,
Прими это небольшое исповедание несметных грехов –
Ты, видящий все вокруг;
И как проступок «Скалы» Ты ни во что не вменил,
Так не сочти и колебания мои – [колебания] песчинки малой,
Подобно тому как простил Ты Давиду
Наказание за грехи, едва покаялся он,
Так отнесись и к скорбному моему гласу, о Долготерпеливый, –
Ты, дарующий всем щедро и нелицеприятно,
Как победитель добрый и многомудрый;
Не пренебреги мной, последним из рабов,
О Милосердный и Всетворящий;
Обрети вновь и не погуби исцеленного кровью Твоею, о Благий,
Ибо от Тебя спасение и от Тебя искупление,
И Тебе подобает вечная Слава от всех. Аминь!
Глава 58
1
Благословен Ты, Господь Иисус, вместе с Отцом Твоим
Благоволением Духа Твоего Святого,
И все благословенные благословенны Тобой – Благословенным,
О единственно Благословенный Сын Благословенного.
И нет, кроме Тебя, иного царя,
Что властвовал бы над дыханием моим, о Христос.
«И через это загладится беззаконие Иакова, – говорит Исайя, –
И плодом сего будет снятие греха с него».
2
Днесь будь милостив ко мне, Благий Господь,
По обычаю прежнему Твоему
И благослови сосуд Твой разумный,
Как речено Давидом,
Дабы, словом Твоим достигши спасения,
Я обрел очищение Тобою, Благословенный.
Сверши чудо божественное надо мною,
О Милосердный Царь Небесный,
Подобно [чуду] над [прикованными] многие годы к постели больными,
Кои собрались в купальне Вифезды.
Одним из них был вдвойне нечестивый,
Тридцать восемь лет болевший отнятием членов;
Ты не отказал ему во врачевании,
Хоть и знал неисцелимость его вероломства,
Кое дважды умыслил он против Тебя,
Благодетельного, Великого и Милостивого, –
В день предательства и в ночь борения с Господом.
А ведь Ты предупредил его заранее:
«Не греши больше, чтоб не случилось, с Тобой чего хуже».
[Однако] не отказался он быть первым
Средь [судей] жестоких, что на крест Тебя осудили.
И подобного мужа, что не мог уже встать,
Смертью лишенного силы в коленях,
Злыдаря злочестивого Ты пожалел,
О Доброта неизреченная,
О Человеколюбие чудесное,
О Снисхождение, приводящее в трепет,
О Долготерпение дивное,
О Сладость непостижимая,
О Кротость, восхваления достойная!
Ты всегда побеждаем состраданием, но неподвергаем поношению,
Терпишь поражение от милосердия, но непорицаем,
Принуждаем человеколюбием, но не презираем,
Неволим добротой, но не хулим,
Побуждаем любовью, но не осуждаем;
Ты молишь о возвращении моем к Тебе и не тяготишься,
Ты поспешаешь вослед за мной, необузданным, и не отступаешься,
Ты зовешь меня, не желающего слышать, и не огорчаешься,
Торопишься ко мне, ослабевшему, и не задерживаешься;
Со мною, злым, Ты добр,
Со мною, повинным, Ты снисходителен,
Со мною, грешным, Ты – искупитель,
Со мною, помраченным, Ты – Свет,
Со мною, умершим, Ты – Жизнь.
3
Таковы все книги [Писания] богодухновенные и полезные,
Кои часто рождают неизреченные и дивные плоды небесные.
Скажи и мне, несчастному, о Вседарующий, Благословенный:
«Встань с места погибели, возьми постель грехов твою
И иди, [дабы] вступить в безмятежный покой жизни нетрудной»;
Рассеки всемогущим мечом повелевающего Слова Твоего
Погребальные одеяния, что стянули меня узами адскими,
И освободи от преследующих душу пелен удушающих,
Ниспослав животворным и Божественным Словом Твоим
Мне, смерти достойному, непреходящую радость свободы выспренней.
Не медли с исцелением и не оттягивай его со дня на день,
Дабы бремя тяжкого груза моих грехов
Не отяготило спину и плечи мои,
И, скрючив, не погубило, побуждая меня смотреть в ад,
И чрез насилие дерзкое и жестокое,
Лишив меня способности обращаться к оружию духовному,
Не принудило стать рабом смерти.
Но помоги мне, о Сострадатель Добрый,
В стенаниях и терзаниях мук смертельных,
Сняв с меня древо погибели,
Как некогда [древо распятия] с плеч стражника,
Чем воздвигнешь подобающий знак победы и доблести неустрашимой,
Крепкой верой упования твердого непреложно [меня] к Себе пригвоздив.
И Тебе с Отцом и Духом Святым Слава и власть вечные. Аминь!
Глава 59
1
Верую и свидетельствую в полном сознании
И с внушенной Тобою силою души, созерцанием мысли,
Что Тебе, о Благодетель, желаннее
Мольбы согрешивших, нежели просьбы праведных.
Ибо один, обнародовав прегрешения свои, ждет милостей Твоих
И, зная меру природы нашей,
Подобен великому хулителю, восставшему против себя,
Самоистязателю, борющемуся с самим собою.
И жестоко осуждающему [себя], Всевидящему Обвинителю.
Другой же, высматривая плоды достоинств своих,
Рукой уверенной поражает душу,
Забывает возможности природы своей
И намерен узреть скорее дары, чем милосердие.
Так вот посему об одном создано бесчисленное множество речений,
Возвещающих трубным гласом о Милосердии Твоем;
О другом же немы они и [молчат] о [благодеяниях] Твоих –
Неисповедимых, грозных, всепопечительных.
Мне стыдно сказать, что повесть дел моих,
[Дел] земнородного, превыше Твоих.
Так явись, о Господи, и не укрепляй сильнее Своей десницу земнородного,
Не позволяй мерить силами людей Милости Твои.
2
Днесь у кого члены здоровы – те не нуждаются во врачевании,
И у кого зрячие очи – у тех в поводыре нужды не бывает,
И у кого множество добра – те не мыкаются по дворам богачей,
Пресыщенные всем – не ждут хлебных крох со стола,
И чистые образом жизни в помиловании не нуждаются.
Так вот пожалей и помилуй, Вознесшийся, Всевышний и Сильный,
Меня, наипечальнейшего и мятущегося.
Ибо, если б был я подобен Иову,
Назвал бы себя, как он, невинным, без порока,
Если б был я подобен Моисею, уверенно изрек бы, как он:
«Господь знает тех, кто Его»,
Если б был я подобен Давиду, сказал бы:
«Я совершал суд и правду».
И опять же [слова], возобладающие над естеством тела:
«Если бы я видел беззаконие в сердце моем,
То Господь не услышал бы меня»;
Если б был я подобен Илии, назвал бы себя «человек Божий»;
Если б был я подобен Иеремии, истинность Твою собой бы подтвердил;
Если б был я подобен Езекии, я бы изрядно, по праву гордился:
«Я ходил пред [лицом] Твоим верно...»;
Если б был я Павлу подобен, назвал бы себя
Обиталищем, рогом возвышения и вместилищем Слова Божьего.
Но я, нечестивец, будучи сведущ в законах,
Не только не могу явиться пред Тобой, как они, со словами благоговения
И уж вовсе [не могу] помянуть пред Тобой злодеяния свои как достоинства,
[Не могу] даже Имя Твое Могущественное,
Повсюду всеми тварями благословляемое,
Языком богохульным своим восхвалять.
А Ты, Умеющий все, Всемогущий во всем,
Дай мне душу спасения, десницу заступничества, руку попечения,
Указ доброты, свет милосердия, слово обновления,
Повод к искуплению, посох вспомоществования жизни.
Ибо Ты – надежда и упование, Господь Иисус Христос,
Благословенный вместе с Отцом и Духом Святым Твоим
Во веки веков. Аминь!
Глава 60
1
И днесь, давно познав истину притчи,
Что «неприятна похвала в устах грешника»,
Как могу повторить те же восхваления
Я, многогрешный молящийся,
Что всегда получаю проклятия из псалтыря, о Счастье молящего?
Как могу я петь о горестях моих,
И писать о себе хулу,
И на груди обнаженной вместо лилий тернии собирать?
Как дерзну сказать я с Давидом: «Сокрушаешь зубы нечестивых»?
И еще: «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими»?
Как [скажу]: «Суди меня, Господи, по правде моей
И по непорочности моей во мне»?
Как [скажу]: «Да прекратится злоба нечестивых»?
Как [скажу]: «Сокруши мышцу нечестивому и злому»
И то, что следует дале?
Как [скажу]: «Дождем прольет он на нечестивых
Горящие угли, и огонь, и серу»?
Как [скажу]: «Истребит Господь уста льстивые, язык велеречивый»?
Как [скажу]: «Ты испытал сердце мое... и ничего не нашел»?
Как [скажу] следующий за этим стих:
«Я охранял себя от путей притеснителей»?
Или следующий: «А я в правде буду взирать на Лице Твое»?
Или: «Я был непорочен пред Ним?
Как [скажу] следующее: «И воздал мне Господь по правде моей,
По чистоте рук моих пред очами Его»?
И как стану я сам ложь свою уличать,
Говоря вместе со святым:
«Буду омывать в невинности руки мои»?
Как, пребывая в суетности, буду «злословить престолы нечестивых»?
Как я, жалкий, представлю гордость блаженного,
[Говоря]: «Рассуди меня Господь, ибо я ходил в непорочности моей»?
Как я, чуждый добру, буду молить Тебя,
Коему ведомо сокровенное:
«Не погуби меня с нечестивыми»?
Как я, будучи сам проклят, прокляну других, говоря:
«Воздай им по делам их»?
И осмелюсь еще продолжать!
2
Ибо, коли я присовокуплю к первым [стихам] последующие,
Еще тяжелее станут недуги мои и умножатся горести.
Посему из обилия слез [этих стихов] лишь малую долю отмерив,
Я удовольствуюсь повторением непрестанным
Откровенно укоряющих воплей Псалтыря,
Что всегда меня, грешного, порицают.
К ним относятся и слова укоризны
Последней части псалма сорок девятого,
Кои вечно срамят меня, мерзкого;
Замыкая рот мой, дабы не мог я славословить,
Они обнажают жалкую мою душу
И, обвиняя гласом божественным, –
Словно меча в меня со стены смертоносный булыжник, –
Лишают меня упования на жизнь.
Ибо ежели горько принять от чужого проклятие,
То вдвое горше проклясть самого себя.
Однако коли хулу ближнего можно не принимать [во внимание]
То ожидать ее от Всевидящего –
Значит претерпеть муки кровавые,
Горести бедственные и терзания совести.
Но коли предашься им по своему смирению,
Бичуя и порицая себя проклятиями языка своего,
Будешь благословен признанными и всевластными
Губами уст Всевышнего,
Ибо свое обращение к Богу изъяснишь истинно,
Не покидая стезю жизни [праведной],
Мерой любви подсечешь ты под корень грехи,
Не дозволив козням злоречивых себя одолеть.
Овца стада христова нашла себе исцеление,
Обратившись к соли целебной, что лечит нутро изъязвленное,
Но [воистину] безрассудным надо обладать нравом,
Дабы, будучи разумным животным
И пасясь средь зеленых, цветущих лугов животворного слова,
По лености разума вкушать траву смертоносную.
3
Днесь, поелику обо мне сей пример укоряющий,
То указует он на несчастья мои и беды опасные,
Ибо сам на себя самого вызывал я всегда
Извержения жаркого пламени сожигающего,
Что низвергается с небес на естество черепа –
Сего светильника разума моего.
И какой плод полезный извлеку я из Псалтыря,
Коли, не «воспевая духом», как учит Павел,
Остаюсь бесплодным, [хоть] и часто пою [псалмы]!
Как к [реченному] пророком присовокуплю [Слово] Господа
Я, величайший средь грешников, ничтожнейший средь полезных,
Говоря вместе со святым:
«Удалитесь от меня все делающие беззаконие»,
Как я, не исполнив [ни единой] из многих заповедей милосердия и закона,
Скажу вместе с блаженным,
Который сам сперва исполнил то, что [потом] установил для нас:
«И раб Твой охраняется ими» и следующие затем слова?
Как я, лишенный совершенной мудрости жизни,
Стану благословлять Господа вместе с боящимися Его?
Как присоединю я к молитве [Давида] великого свою:
«Одного я просил у Господа:
Созерцать красоту Его и посещать [Святый] Храм Его»,
Как подступиться к тому, от чего отказаться должен,
Когда слышу, что «правым прилично славословить»?
Как устами своими себя прокляну, сказав вослед многих:
«Но Лице Господне против делающих зло,
Чтобы истребить с земли память о них»?
Или еще другой: «Ибо делающие зло истребятся»,
Или подобающее мне по сходству:
«Мышцы нечестивых сокрушатся»,
Как молить стану о своей погибели:
«А нечестивые погибнут»,
Как погружу свой многогрешный язык в слово благословенное:
«Буду я наблюдать за путями моими,
«Чтобы не согрешать мне языком моим»?
Как я, удушенный терниями грехов, буду хвалиться [вместе] с непорочным:
«А меня примешь в непорочности моей»?
Как я, грешный и вдвойне виновный,
Стану осуждать себе подобных, дабы избавиться от них:
«От человека лукавого и несправедливого избавь меня»?
4
Как, словно бы я не был идолопоклонником, стану величаться бесстыдно,
В суетном тщеславии говоря вместе с Давидом:
«Если бы мы забыли Имя Бога нашего
И простерли руки наши к Богу чужому»?
Ибо, кто поддастся мерзким грехам,
Тот пред собою воздвигнет и станет поклоняться
Похотливым, порочным, ввергающим в любодеяние изображениям
Астарты и Хамос и мужским изваяниям Милькома и Тарахата подлого,
С неприкрытым срамом женским и плотью ослиного.
Как же не постыжусь я в сей [молитве] сказать вместе с мучеником,
Который всегда к добру благосклонностью обладал:
«Но за тебя умерщвляют нас всякий день»
И следующие строки псалма сего?
Как же я, всегда безрассудный и гнусный, дерзну произнесть:
«Уста мои изрекут премудрость и размышления сердца моего – знание»?
Как я, притворщик и льститель, стану молить,
Дабы рассыпал Бог кости льстецов?
Как [упомяну] о дважды повторенной благодати великой:
«Я ходил перед лицом Божьим во свете живых»?
Как я, обладатель несметных грехов, возглашу вместе с праведником:
«Нет ни греха во мне, ни вины, но ходил без греха я праведным»?
Как предам я сам себя гибели, молвив сей стих:
«Не пощади ни одного из нечестивых безбожников»?
Могу ли [сказать]: «Как тает воск от огня,
Так нечестивые да погибнут от Лица Божия»?
Как я, избалованный растлевающей негой,
Произнесу слова, несогласные мне:
«Изнури постом мою душу»,
И стих другой, схожий с ним:
«Я во время болезни их одевался во вретище...
Я ходил скорбный, с поникшей головой»?
Как стерплю вечное упоминание кары для мне подобных:
«Однако гуща гнева Божьего не иссякнет,
И упьются ею все нечестивые земли»,
А также: «Все роги нечестивых сломаю»?
Как, судя о предательстве Иакова, стану насмехаться над ним,
Я, что вместо тени истину получил
И все же, повторяя за израильтянами их ошибки,
Скорее забыл Благодеяния Христа,
Ниспосланные Божественным Промыслом чрез Спасительный Крест,
Нежели они предводительство Моисея,
[Свершившееся] чудом жезла,
Что был лишь прообразом воплощения Божьего?
Могу ль показать, сколь пагубны восставшие на меня бесы,
Словно бы они были иноплеменным народом варварским,
Говоря: «Трупы рабов Твоих отдали на снедание птицам небесным», то есть бесам воздушным?
Как могу я святыми назвать: семя слова, упавшего на дороге,
И волю мою, соединившуюся со злом,
И следующее той же стезею воинственного зла
Тайное ратоборство необузданных мыслей моих,
Кое я возбудил с помощью козней искусителя?
И посему не могу я молить [словами]:
«Не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже »,
А также «замыслили против святых Твоих и сказали»
И следующими дале мольбами сего псалма,
Ибо уместнее применить [сей псалом]
К насилию бесов буйствующих, а с ними и их подручных,
Кои сражаются вечно, дабы смущать настоящее.
5
Сохрани и укрепи нас против них –
О Господь Христос, вышний Сын Бога Великого, –
Окружив нас воинством небесным Твоим
И защитив Святым Крестом Твоим
От всех налетающих на нас ветров искусителя.
Ибо хоть и присущи мне прегрешения многообразные,
Но только не богохульство!
Ведь от гибели нечестивцев, подобных мне,
Ты не обрел облегчения,
Но скорей восскорбел с печалью и состраданием глубоким
О развращенных людях, коих истребил Ты потопом,
Сочтя смертный жребий их для Себя огорчительным;
И сказал Ты в сердце Своем слова,
Удивившие тех, кто их слышал:
«Не буду больше проклинать землю за человека».
И утешаешься Ты премного и радуешься,
Когда [люди], нечистые и повинные смерти, [возвращаются] к жизни,
Показав, Милосердный, в притче о тыкве,
Что умеешь щадить [заслуживших] погибели.
И на пророка разгневался Ты, встревоженный очень
За промедление с дождем, что спасти должен был отступников;
В дни последние [вочеловечения Своего]
Ты явил примеры, упоминания и празднования достойные,
Повелев апостолам [Именем] Твоим
Благовествовать всем народам дальним и варварским.
Так брызни и на меня, о Животворец,
Росой Милосердия Отцовской Твоей любви,
Дабы обрел спасение и я, очистившись в [день] щедродательного Твоего посещения.
И Тебе с Отцом и Духом Твоим Святым вечная Слава.
Аминь!