Оглавление

Григор Нарекаци. Дополнительные материалы. Книга скорбных песнопений

Глава 61

 

1

Как употребить мне все те речения псалма,
Кои, как укоризна и как проклятие,
Вечно [противостоят] мне?
Как же воспевать их, не переставая, на арфе своей?
Ибо, воистину, как уподобить могу я
Сияние Сего Блаженного – себе, осужденному,
Говоря вместе с Ним:
«Сердце развращенное не придет ко мне»?
Как пересказать мне
Следующие после этого грозные стихи,
Кои так верно отражают жизнь законоведца,
Воина, царя и светского повелителя,
[Занятия], кои были крайне угодны и [жителям] небесным,
Как, пересказав, не отчаяться в жизни
Мне, проповедующему Евангелие, и ученику новых [законов],
Не причастному вовсе к благим порядкам?
Как, в согласии с праведником справедливым,
Вооружиться мне, как речено в притче,
Против грешников, чтобы быть готовым
С раннего утра смерти их предать,
Коли члены тела своего я и розгами не проучил?
Как присоединиться мне к доблести [Давида] великого,
Дабы истребить нечестивцев града Господня,
Коль не уничтожил сам я изъяна, проросшего в душе у меня?
Как же я солгу тому, кто знает и сокровенное,
[Говоря], мол, «И пепел я, словно хлеб, поел»,
Коль не прибавил я [даже] мутной капли волнений моих.
К чистым родникам слез [псалмо] певца,
Как скажу я с ним, что питье свое я со слезами смешал,
Слезами своими омочил я постель свою?
Какие [грехи] мне себе приписать, мне, умершему в грехах,
Когда боголюбец [Давид] от всего сердца
Прегрешения предков своими почел?
Мол: «Согрешили мы вместе с отцами нашими,
Стали грешниками и преступниками...»
И так доходит до конца псалма;
Что воистину [сказано]
Скорей обо мне, нежели об Израиле.
Как дерзну причислить себя ко благим,
Коли не прибег я к тем средствам и снадобьям целебным,
Кои почитаемы родом человеческим:
Отвращение к пище, дабы до смерти голодать,
Частое умерщвление плоти, дабы изнурить душу,
Согласно избранным верой язычников и иудеев
[Канонам] своеобычным.
Как же правда моя пребудет вовеки,
Коль я вовсе ничего еще не совершил?

2

И дабы не наскучить замедленной речью,
Я постараюсь здесь ее сократить.
Что могу сказать я взамен слов,
Напетых боговдохновенным голосом псалмопевца Давида,
Который сказал, мол: «Всем сердцем своим ищу я Тебя»?
Как же вместе с ним нечто большее могу я сказать,
Мол: «От всякого злого пути удерживаю я ноги свои»?
Как со сказанным вместе и сие вознести,
Мол: «В сердце своем сокрыл я Слово Твое,
Чтобы не грешить перед Тобою»?
Как вместе с сонмом святых
Суетность мою выдать за свершения,
Мол: «Из заветов Твоих я уразумел
И возненавидел все дурные пути»?
Как смиренного праведность с ложью моей,
С постоянным клятвопреступлением моим совместить?
Обещая с преданным вместе: «Я клялся хранить
Праведные суды Твои и исполню»?
Зачем повторять мне, как ангелу смерти,
Заветные слова кары роковой,
Мол: «Далеко от нечестивых спасение»?
Как мне, кто воистину зол,
Причислить себя к праведникам тем,
Коим те блага воздаются от Господа,
Извращая слова этого стиха,
Мол: «Господь благотворит к тем, кто праведен сердцем»?
Как приписать мне себе, прегрешившему,
Краткое воздаяние беспристрастное.
Мол: «Совращающегося насильно берут с собой
Те, кто творит беззаконие»?
Как приложить мне богоносного славу
К себе, опозоренному, повторяя [слова] его,
Мол: «Господи, не возносилось сердце мое
И не возрадовались очи мои» –
И все, о чем затем рассказывается там?
Ужели слово, что неизреченней плоти,
Почитать поощрением мне, отчаявшемуся?
Мне, кладу геенны, говорить вместе с тем,
Кто был освящен Божественным Духом,
Мол: «С начала же Ты видел, что нет коварства на устах моих»,
С первых слов предвоспевая псалму
И до полного завершения речи моей?
Как же, согласный с сообществом людей дурных,
Я, муж смерти и сын погибели,
Скажу [устами] благодатного: «Мне ли не возненавидеть
Ненавидящих Тебя, Господи?» –
И следующее за этим в том же порядке?
Как по великому доверию [Давидову],
К радости (сего] мужа великого,
О душа моя, вселенной печаль,
Тебя, неискушенную, мне возвеличить?
Представить ли Тебя вместе с [душою Давида] увенчанного,
Мол: «Испытай меня, Боже, и посмотри,
Есть ли нечестие в руках моих» –
И остальное, следующее за этим,
Как я сам, будучи [грешником],
Стану молиться о жизни других,
Присоединив голос свой к тем, кто уповает на Бога:
«Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого и от человека дурного...»?
Как осмелиться мне вместе с [Давидом) прославленным
Богу молиться, мол: «Ты – надежда моя и участь моя на земле живых»?
Как я, словно сподвижник ристателя, поднося венец победы царю,
Стану возносить несравненную мольбу-молитву,
Мол: «Будут мне служить праведники Твои, когда Ты воздашь мне»?

3

Достоин хвалы смысл духовный [псалма]
И повторяет деяния Господни –
Когда поучал тот искусителя, –
Где, пренебрегши всеми, он выбирает
Одну [лишь] первопричину бытия,
Сказавши, мол: «Блажен народ,
У которого Господь есть Бог».
Велика и возвышенна Благодать сия,
Прозорлива смелость, блаженства исполненная,
[Когда говорит он], мол:
«Святые Твои да прославят Тебя».
Вожделенно также свойство
Стремления к духовной сопричастности:
Уповать на Бога и в том твердо стоять,
Ликуя словами псалма,
Мол: «Господь исполняет волю боящихся Его».
И завершает речи свои
Горестными и радостными [словами],
Сообщая, мол: «Хранит Господь всех любящих Его,
А всех нечестивых истребит Господь»,
И в завершающей главе псалтыря – книге напевов,
Как бы показывает пример последнего воздаяния праведникам и грешникам.
Созвучны друг другу и напевы последующие:
Ибо если «смиренных принимает Господь
И унижает нечестивых до [самой] земли»,
То сколько же бедствий впереди [ждет] меня?
А коли Господь благоволит к народу святому
И прославляет смиренных спасением,
То где обрету я твердость,
Я, лишенный благоволения?
А если Бога славословят, как Бога, святые Его,
То к кому же я, чуждый святости, буду причислен?
А если близ прежде воспетых [псалмов]
Помещу я памятник укоризны себе,
Мол: «Любите Господа, святые Его,
Ибо Господь ищет преданность
И вдвойне воздает высокомерным»,
В каком же сонме окажусь я сам,
Плененный тайнами изобретателя зла?
Ибо, подобно тому как тревожно колышется хвоя кедровых дерев,
Взволнованная буйными порывами ветра и падающая вниз,
Так постарался [дьявол] сломать
И ввысь устремленную плодоносную ветвь жизни моей,
Сотворенную рукою Твоей, о Пахарь Несотворенный.
Так утверди Ты меня, вновь укоренив на ниве бытия,
В плодоносности новой и непорочной промыслом воли Твоей,
Всещедрый, Благословляемый присно, Царь-Христос. Аминь!

Глава 62

 

1

Днесь почему же к выше написанному псалму пророческому
Не присовокупить еще [речения] других пророков?
Ибо как мне наслаждаться яствами,
Коль вкушаю я их, [одержимый] хворью бесчувствия?
Либо какая мне польза от псалма,
Коль его не понимаю я?
Ведь тем самым я
Проклинаю себя – и не ведаю,
Умывают меня – не очищаюсь я,
Солнце восходит – не освещаюсь я,
Вкушаю я мед – слаще не становлюсь,
Полон елея – не исцеляюсь я,
Вечно я спешу [воспевать псалмы] но суетным кажусь,
Не переставая все хулят меня –
Я же никогда не исправляюсь,
Вновь смиренно прошу, но не вразумляюсь.

2

Воистину грехи мои и нечестье при мне,
Изнурен я ими, как речет пророк,
Говоря от лица согрешивших
В притче Господней о ветхих мехах и вине молодом,
Ибо если погибнут нечестивцы и грешники вместе,
Как Исайя сказал,
То та же судьба уготована и сохранена и мне, жестокому;
Ибо читаю псалом я, мол:
«Воздается тем, кто пуще страдает гордыней»,
И присовокупляю к нему речение о том,
Что, мол, день Господний
Падет на все гордое и высокомерное,
Я говорю, что грешники стали чужими матерям своим,
И иные слова в том же роде...
Прибавляю к сему, что погибнут на земле беззаконные,
И богохульник исчезнет с земли,
И неправедные будут отринуты.
Читайте же плач по мне,
Мол, как горит тростник от искр огня.
Так сгорят грешники в разгоревшемся пламени;
Плачьте же вместе с псалмом,
Мол, метнешь в них искры огня....
Печально поведайте о божественной каре,
Возвещенной пророком:
Коль не желаете слушать меня –
То меч вас пожрет.
Стенайте же вместе с псалмом,
Мол, смерть будет пасти их.
Горькие слезы и тяжкие вздохи
С рыданием моим вы сопрягите,
Когда всевышний скажет и мне,
Как Израилю, словами псалма,
Мол: «Народ мой не слушал гласа моего»,
«Увы», скажите мне, несчастному,
Ведь то же говорит и другой пророк:
«Горе тем, кто удалился от него».
Вострубите в трубы, [огласите] вы новый свой клич,
Растревожив сердце свое,
Когда, пристыдив Богом, видящий упрекнет меня
Вместе с разнузданным родом Иакова:
«Смотрите, презиратели, удивляйтесь и развращайтесь!»

3

Но Ты отведи, убери
Вознесенный [надо мной] угрожающий
Меч гнева Твоего, о страшный,
От меня, отвратившегося от лица Твоего, о Великий!
И покровительством десницы Твоей
С попечением одари миропомазанием жизни меня,
Меня, молящего Тебя,
И слава Тебе в высях небесных
От смертных, склонившихся долу,
От всех пределов всех племен
Во веки веков. Аминь!

Глава 63

1

Благодагный и Многожалостливый, Человеколюбивый и Терпеливый.
Единый Царь, вместе с Отцом Твоим Почитаемый и Благословляемый!
Господь всех [сущих], Сын Бога Живого!
Кто не был никогда повинен в гибели моей;
Кто вовек не был искушен в грехах;
Кто не желал смерти грешникам;
Кто волею своей даровал спасение;
Кто обращал вьюгу грехов в [веяние] ветра очищения.
Кто пламя гнева заменял дождем:
Кто женщину, [не внявшую] добрым [советам],
Задержав, [поставил] как столп один,
С сутью двоякой и веществом двойным,
И не пошла она с истинно безгрешными.
Но и не стала всецело грешницей:
Кто зыбкость воды морской
Обратил в кучи каменных глыб;
Кто в пустыне из тверди скалы,
Заставил забить родник звонкий;
Кто, остановивши чудом быструю стремнину вод Иордана,
Послал последних язычников на духовное омовение крещения;
Кто быстро развеял легковесной соломой.
Словно насилие дьявола, крепкие стены Иерихона;
Кто вредоносную воду ею
Подсластил, приправив таинственной солью,
Как благой пример обращения ханаанеян;
Кто горечь Мерры, как неверие мыслей,
Древом жизни, Тобой приспособленным, сделал полезною:
Кто, проявляя безграничность воли Своей.
Взяв воду из [реки|,
По своим свойствам бесцветную,
Придал ей новый красноватый оттенок.
Сгустив ее кровью на берегу;
Кто жезл неживой уподобил по обличью неядовитой змее,
Дабы [сущность] Свою через нашу изобразить
И народам чуждым [дать возможность] выбора [истины]:
Кто [исцелением] блаженной десницы Моисея
Дал [нам] узреть
Грядущее чудо Твоего, о Всевышний, вочеловечения
И дважды неизменным воздаянием своим провозвестил
Очищение Тобой склонной к порокам плоти моей.
Столькими [примерами] преображения Ты предсказал,
Всеискуснейшим промыслом Твоим, благословенный, всеблагий,
И ознаменовал нежданное, любовью сотворенное
Обретение грешников смертных.

2

Ты, что растишь зеленую поросль из мертвой земли бездыханной,
Ты, что заставляешь двигаться неподвижное,
Ты, что из скверной утробы призываешь образы, Тебе подобные,
Ты, что юным даешь зубы жующие
И чистым ланитам – волосы даришь,
Ты, что черную крону волос
Преображаешь чудом в снег [белый],
Показывая, что и в пределах дальних Ты – Победитель Всемогущий,
Ты, что преображаешь «язык велеречивый»
В суждения верные, как Иов сказал,
Ты, что сотрясаешь основы земли и столпов ее до основания,
Существованием созижденного давая нам знать,
Что лишь Тебе не дано погибнуть.
Ты, что обращаешь стихии, как преходящие, и снова
По-старому их объединяешь, как вечные,
Показывая тем, что столь же Ты властен,
Что легко Тебе не прощать иль прощать обилие грехов,
Ты, что бесчувственную природу зарниц, словно уздой, направляешь,
Показывая тем, что злые наклонности [нашей) природы,
Если захочешь, можешь усмирить.
Ты безмолвный лик луны то уменьшаешь, то делаешь полным,
Чем возвещаешь и благовествуешь видящим это,
Что лишенному благ греховному телу, его совершенствуя,
Ты возвращаешь первозданную святость.
Ты образы звезд бессловесных, как ничтожное стадо овец,
То разбиваешь [на группы], то собираешь [вновь],
Иносказательно обозначая этим попечение благое – надежду на жизнь.
Мол, Ты властен сподобить милостей и тех, кто не может [об этом] молить.
Ты открываешь по морю путь прямой между жизнью и смертью,
Предъявляя подлинное доказательство [того], что и в надежном месте
Мы будем непреткновенно защищены Тобою.
Как кипение воды в котле на очаге,
Ты предотвращаешь словом воли Своей
Яростную бурю наших грехов.
Ты взираешь на землю и ее сотрясаешь,
Дабы с помощью бессловесных [созданий] образумить разумных.
Ты, как легкий челн иль суденышко малое на бурных валах,
Сотрясаешь твердь земли безграничную,
Тем возвещая всем тварям [Своим]
Несомненное Свое бытие
И то, что все сущее было сотворено могучим Словом Твоим;
Ты засеваешь землю отдышавшею плотью
И, продержав ее там без потерь,
Вновь оживляешь:
То, что отдано в тлении, получаешь нетленным.
Ты мешаешь со смертною плотью моей частицы жизни Своей;
Ты волей [одной] в краткий миг мановением ока
Сотворил, украсив, все твари безвидные;
Ты так всесилен и всемогущ, что чередованием дней
Изменяешь времена года, придавая им сообразно благолепный вид.
Ты, как [тварей] живых, называешь бессловесных именами их,
Ты внушаешь им лишь – и шагают они;
Только Ты один Своим неизреченным мастерством высокомудрым
Соплетаешь мрак с утренней зарей;
После начального сотворения бытия первозданного
Ты, вочеловечившись, начал творить
Такие великие, славные, дивные дела,
К изумлению [Иова], предвосхитившего их в книге блаженства,
Что, совершенные при иных условиях благословенных,
Они превосходят своей несотворенностью
Все, что [до того] сотворено было в мире,
И несть им числа.

3

Ты погрешности наши Себе приписал,
Ты праведность Свою даровал нам,
Ты взял на Себя искупление за мир наш,
Ты никогда не отказывал в милости.
Обрати меня, кощунствующего,
К благому страху [Божьему],
Оцепеневшего меня – к бдению сердца доброго,
Нечистого меня – к Святости Образа Света,
Запятнанного меня к целомудрию и смирению Лика Святого,
Сломленного меня к доброму здравию, что не подорвется от бед,
Заплаканного меня – к ликующей бодрости неиссякаемой,
Отчаявшегося меня – к нерасторжимой любви соединяющей,
Устыдившегося меня – к твердой уверенности неколебимой,
Помраченного меня – к свету блаженства неизреченному,
Плененного смертью – к жизни, что не сгинет от тлена,
Дабы прославить Имя Твое, Иисус, исповедуемое всеми,
Вместе с Отцом и Духом Святым в высях небесных
И внизу, на земле, и обитателями их во веки веков.
Аминь!

Глава 64

 

1

Во всех делах Твоих, во всем справедлив Ты, о Боже:
Беспристрастно судишь, взвешиваешь честно, правильно меришь,
С благословением следишь [за нами], с добротою шествуешь,
Любишь правду, ясности желаешь, свет [мудрости] приветствуешь,
Разбираешься, [потом] порицаешь, с долготерпением расследуешь.
Нет в Тебе коварства, нет и гордыни,
А [лишь] смирение полное, безмятежность и милосердие.

2

Оправдал Ты высшую неизменную мудрость промысла Отца Твоего.
Дважды подтвержденную с непреложным восхвалением усыновленными через благодать,
Как речено в словах тех священных,
Мол, я и над горем не рыдал и не плясал под, [игру] на свирели,
Кои мы, как благовествование жизни, от Тебя получили.
Ты сказал мне, нечестивому:
«Не греши», но я закоснел в грехах,
Мне, виновному, [сказал]:
«Не поднимай высоко рога своего»,
Но я поступил вопреки Тебе;
Не почувствовал вовсе я, совратившийся,
Что в руках Твоих смирить иль вознесть
Поднятые гордыми роги царствия [небесного], –
Как то говорят Аввакум, Давид и Захария;
Благословения мне пожелал Ты, Милосердный,
Но я, проклятый, отвратился в великом отчуждении
И принял жребий заслуженный;
Возлюбил я ярость, но не доброту,
Соприкоснулся, как написано, с тьмой, а не со светом,
На живой голос Твой, о Милосердный, я ответил грубостью;
«Червя бессмертного» и «огнь негасимый» из книги Исайи,
Укоризну бесконечную, «убежище неприступное» и картину сию грозную
Я не осознал, как псалмопевец сказал, не уразумел,
Пошел я путем мрака, слепой разумом.
Показал Ты через пророка, Мол:
«Благословение получит [лишь тот],
Кто закон учреждает», – я же постарался его исказить.
Ты поставив Давида с его псалмами,
Словно Твоим перстом начертанную запись памятную,
Господь Иисус Христос, о чем он и сам говорит:
«Хранил я закон Твой всегда, во веки и веки», кои, повторяя вновь,
Присовокупляет он, утверждая: «во веки и веки»,
И подобные им величественные [слова] – в одобрение мне;
Но не раскаялся я, а поторопился на праздник Ваала,
Но не [в храм] Бога; пошел я сомнений двойственным путем,
Снова захромал, не спеша к добру, как глумливо Илия сказал.
Предо мной воскресший из мертвых Моисей со своими законами,
И изречения пророков, в душе начертанные,
И книги апостолов, навязанные на персты мыслей,
И Господь всего [сущего] с заветами благовещения
И бесчисленными усопшими, воскресшими из мертвых.
Но я, более неверующий, чем пять братьев той богатой семьи
Кои, как сообразный пример, уподобляются жестоким
И пресытившимся органам чувств,
Остался недвижим, как наковальня в кузнице,
[Не склонился к добру], упорствуя с каменным сердцем,
Подобно Велиару, и не раскаялся.

3

Но снова вдохни могуществом тайны Славного Креста Твоего,
[О] добрый, Страшный, Человеколюбивый, Попечительный, Живой и Святый,
Светозарный, Беспредельный Царь, милосердие в этот образ мой отринутый,
В меня, в грехах закосневшего, неплодоносную ниву, в бесчувственные почки мои,
В бесплодное, отринутое сердце мое.
Дабы, получив подспорье и помощь от многожалостливой воли Твоей, о Вседержитель,
Взыграла, расширилась моя душа, даровав очам опечаленным
Потоки слез, кои оросят меня во спасение и в очищение,
Тебе в благоволение, Всеблагий Господь всего [сущего],
Прославляемый вовеки. Аминь!

Глава 65

 

1

И днесь я, прародитель богохульников, глава грешников, предводитель нечестивцев,
Первый из провинившихся, образец преступников,
Аттикиец по бесславию, но не по благополучию,
Вот я рассказал о сокровенном моем,
Почитаемое мною осрамил,
Обнародовал тайны,
Сокрытое выявил,
Показал потаенное,
Собранное мною развеял,
Изрыгнул желчь горечи своей,
Выдал сделки со злом,
Выжал гной, накопившийся в язвах,
О глубине грехов своих рассказал
И сорвал покровы притворства,
Покрывало уродства откинул,
Снял одежды с позора своего,
Мерзость показал,
Смерти осадок извергнул,
Опухоли на душе моей изъязвленной
Тебе, Первосвященнику – Христу, я открыл,
Душу я свою не пощадил в беде,
Не лицеприятствовал любви к плоти своей,
Старые корни вытащил на свет,
Беспощаден был к нуждам природным,
Разорвал я связь единения
И разрушил замок сердца своего,
С желаниями, добычей [дьявола],
Я ратоборствовал, как со смертью злокозненной,
Неизвестные [грехи] вынес наружу,
Показал великому кучи накопленных [бед своих],
Поставил истца перед судией,
Опыт грядущего я ныне уж обрел,
Расторг я союз свой с ниспровергателем,
Отрекся от обета лукавому,
Победоносное завершение битвы
Я оставил Тебе, Господи Иисусе,
Выдвинул вперед я боевую рать,
В сопротивлении нападению уповал я, Боже, на Слово Твое,
Воинство приверженцев мрака предал я оружию ангелов.

2

И вот ныне Ты, Создатель всех тварей,
Сын Бога Всевышнего, Христос,
Меня, здесь охаянного сими словами
И битого столькими ударами,
Ты не отдашь ведь на повторный суд в тот великий день!
И днесь, Всесильный, Неисповедимый,
Неизреченный, Благодетельный Царь Бессмертный,
За застенчивость такую, за самоуничижающее смирение мое,
На кое сам себя я с великим презрением в душе осудил,
Излей Ты напевы этой книги
Укоризной и стыдом на лицо дьявола
И лик мой, [лик] устыдившегося, укрепи.
Знамением Креста Твоего.
Сопряги печать света Своего с благообразием лика моего,
Знамение силы Твоей утверди на обличье моем,
Очертания древа жизни запечатлей на ланитах моих,
Искусство дивное Свое на челе моем сиянием ознаменуй,
Не переиначивай на мне Свой знак светозарный,
Не удаляй из поля зрения моего сияние благословения Своего,
Не отводи от головы моей уверенность в залоге веры Твоей,
Не поколебли твердость порога уст моих –
Славу освящения Твоего.
Заступничество Твое обожаемое с чувствами сердца моего свяжи,
Четырем веществам сущности моей
Ты придай сияние четырехкрылого [Креста] Своего,
Воздетым рукам моим
Да поможет Твоя Власть Спасителя,
Дар приносящим перстам моим
Пусть отвагу внушит знамение Твое,
При удалении моем [из мира сего]
Не отдаляй Ты Святость Свою,
Не лишай уважения, когда в саван оденут меня, прегрешившего,
Не отвращай от души моей непременного Спаса Твоего,
Не сотри черт Твоих, Животворец,
С меня – начертанной тобою души;
Не повреди отпечатка могущества крови
На богообразном хоране моем,
Пусть вместе со мною [кровь, Твоя] поселится в могиле моей,
Когда истечет мое несчастное тело –
Пусть сохранится на мне елей Благодати Твоей,
В день обновления с ним я встречу Тебя, Славы Жениха,
По [знакам] Твоим там буду я признан,
Стараниями Твоими буду украшен,
Благодеяниями Твоими, Великий, я буду почтен,
Облачениями купели возвеличен буду, очищенный милосердием;
Накинь, Всеблагий, плащ нетленности Свой
На изнуренное грехами тело мое,
Пусть не пристанут к [милостям] Твоим искусителя [злые деяния],
Пусть сгинет [тот, кто] изводит душу мою,
Хитросплетения обитателей тьмы да не явятся вместе со мною.
Да будет благословен Именем Твоим, о Благий, ров покоя моего,
Да будет расширено Тобой для меня место злоключения,
Да будет покоем мне, о Попечитель, сие узилище гнева,
Темная [могила], как утроба, да вскормит меня, чтоб [вновь] взрастить,
Надеждой своей сбереги меня в том обиталище тесном,
Дланью Твоей да уберегусь я на одре смятения,
Руками Твоими буду я принят в доме отчаяния,
О Ты, Восхваляемый, будь вместе со мною в чертоге бедствия.
«Увы» мне здесь тысячекратное,
Ибо был некогда и я небородным,
А ныне я – в бездне;
Некогда радовались мне,
А ныне – плачут обо мне.

3

И днесь, однако, Ты вновь благословен всеми тварями –
Небесными и земными, – и мертвецами из преисподней,
Ты, неповинный в изгнании моем!
Я впал в заблуждение, был я отчужден,
Я обезумел и [погряз] в долгах,
Стал презираем, изнемогаю я,
Отступился я и был низвергнут,
Сбился я [с пути], меня предали,
Был отвергнут я, [стал совсем] чужой, [был] заполонен,
Соблазнился я, прокляли меня,
Стал несчастным я, упился [вконец] и стал негодным,
Я был поглощен, и обманут я был,
Стал я нечестив, осквернен, погиб, растлился совсем,
Нет Твоей доли во всем этом зле,
Ты один [всегда] – неизменно добр,
И днесь, когда Ты благоволишь ко мне,
Мрак [могилы] тогда излучает мне свет.
[Если] светильник Твоей надежды там –
Ночь [для меня обращается] в утро,
Приобщившийся тела Твоего проживает без сомнений стыда.
А я себя не причисляю к живым,
[А ожидаю] я неизбежный конец,
Но и погибшим себя не считаю
Ввиду несомненного обновления.
И полагаю себе заказанным я
Из-за неискупимых грехов исход в жизнь Твою,
Но и открытым вижу рай для себя
Ввиду благой вести о спасении;
Ибо не так тревожит [меня] плач отчаяния,
Как бодрит длань Твоя, вознесенная для спасения,
Так даруй же, Господи, даруй милосердие всем тем голосам,
Кои восхваляют и благословляют навеки Тебя. Аминь!

Глава 66

1

Днесь, если примет кто, [как] снадобье, мольбу,
Молясь по сей книге смиренной –
Коль молящийся будет из грешников, –
Я с речью своей присоединюсь к нему;
Коль стенающий будет праведник –
Вместе с ним за [молитву] сию буду прощен ради него и я.
Коли ж таковой сам себя счастливым сочтет,
Оставив сетования мне лишь одному, –
О себе я стану утверждать то же самое.
Но пусть вспомнит он Соломона и слова его вдохновенные,
Мол: «Кто может сказать, что сердце чистое у него,
Либо кто может гордиться тем, что чист от грехов»,
Ибо не вознесся [еще] человек земнородный,
Кто был бы волен не держать ответ;
И не [было еще] бегуна проворного,
Кто в беге надеялся бы на себя одного;
Даже если были бы в полете у него крылья мощные,
Пусть бережется и дважды боится, как поучает Павел;
Кто утвердился уже на камне,
Как бы на землю ему не упасть,
Подобно [законодавцу], установившему
Справедливое это правило.
Пусть праведник примет укоризну сию
Как средство, коим увенчается,
Дабы не сойти необдуманно с высот недосягаемых;
Осужденный же на кару – как повод к свободе,
К коей, вознесшись от погибели смерти духовной,
Надежно станет он жить!
Пусть будут навеки памятником мне
Неистребимо высеченные заветы сии.
И будут они, не переставая, за меня, бедного,
За душу смертную немолчно звучать,
Горестным плачем, не переставая, вечно вопиять.
Мои сокрушенные кости в плащанице из праха в могиле
Пусть безмолвным шепотом исповедуются в том же.
Дай плоти моей, в земле растворенной, голосом тем же неслышным
Тебя, Тайновидца, о том же просить.

2

Господь сострадания, Родник Милосердия и Даритель Благ,
Сын Всевышнего, Господь Иисус Христос,
Смилуйся, сжалься, возлюби,
Посмотри на горе мое,
Брось взгляд на крушение [сердца] моего,
Снизойди к беде моей,
Узри смятение бессильного отчаяния моего,
Помоги гибели предать пороки [мои],
Прикоснись, как целитель, к злополучным недугам моим,
Приклони с ласкою ухо к жалостному плачу моему,
Услышь немые стоны мои из бездны глубокой смертной могилы,
Ушами – всеслышащим орудием слуха – услышь
Глас мольбы изнуренной плоти моей.
И коль [душа] – залог жизни – нетленна,
Да будет милосердие любви Твоей неизменно.
Будь кротко соучастником [мне], изможденному немощью,
К лику моему мертвому вражды не питай,
С бездыханным образом моим не вступай в тяжбу разбора,
Не прибавляй ударов мне, измученному смертью,
Со [мной], разбитым сосудом глиняным, не сражайся Ты беспощадно,
На меня, удрученного приговором [смерти], не гневайся боле
Меня, разрушенное здание, не предавай наказанию,
Меня, пса умерщвленного, не забрасывай камнями,
На меня, блоху раздавленную, не греми [так] грозно,
На меня, прах опороченный, не рычи громко, как на надменного.
Меня, золу презренную, не призывай Ты на суд избранных,
Во мне, пыли рассеиваемой, не ищи противника Себе,
Меня, типу гадкую, не суди, как врага [Своего],
Меня, мерзость гнусную, не толкай, как кулачного бойца,
Меня, ограду истлевшую, не береги, как долю геенны,
Меня, осужденного всем множеством слов, не порицай снова.

3

Вот они, горестные, многоскорбные мольбы,
Вознесенные из злополучной мрачной могилы;
Подтверди Благословенное Слово Твое,
Что неизменным пребуду всегда по сердцу доброму,
Ибо и ныне, пока я живой и говорю [с Тобой],
Я мертв для Тебя, непостижимого;
Так же, умерев насильственной смертью,
По воле Твоей, Всемогущий,
Пребуду верою своей я неизменен.
Ныне умоляю Тебя, милосердно взгляни на меня
Господь Иисус Христос,
И не допусти, чтобы жил я вместе с Велиаром.
Благодетель Единственный, Душеспаситель,
Могущественный, Человеколюбивый,
Громкое оповещение неживое, несущее смерти пагубную весть
О погребении горестном, соблаговоли Ты услышать,
Подобно шуму голосов, стенающих и плачущих,
Тебя умиротворяющих,
И Дух Твой Благий посели со мной,
Даруя мне свет [Свой] во тьме.
Животворящих Твоих страстей обожаемые частицы
Да пребудут со мною,
Чтобы охранять меня, [держать] при Тебе, как залог сокровищ,
И даровать мне обновление жизни,
Чтоб принадлежать мне как неиссякаемый запас оружия;
Вечно быть при мне, как камни пращи,
Как духовные средства для изгнания полчищ сатаны.
Битву [сатаны] против меня, Господи, пусть выиграешь Ты,
Ибо, если он выйдет воевать со мной, –
Город найдет он свободным от войск
И рог воинственный – безмолвствующим,
Ты же, Господи, защита моя неусыпная, вечная.

4

Коли уж ныне, до судного дня, [дьявол] поспешит
Уготовить мне узилище неодолимое,
Я сотворю молитву Господнюю –
Ему она будет как смерти удар.
Коли замыслит опрокинуть меня долу –
Я паду на колени пред Создателем.
Коли задумает вывалить меня в прахе земном –
Пусть отринет его тот же [прах], налипший на Божье Лицо.
Коли причинить боль тяжкую мне вознамерится он –
Пусть истомит его пот, смешанный с кровью,
По Лицу Спасителя мира обильно текущий.
Если заложит на пути к добру он душу мою –
Пусть вызволят меня нуты всесоздателя.
Коль отступиться от даров света вынудит меня [сатана] –
Долготерпение [Христа] против брани хулителей
Пусть заставит умолкнуть и его вместе с ними.
Коль выпустит в меня стрелу смертоносную из оружия тайного –
Пусть настигнет его заостренный конец
Стрелы из колчана [Небесного] Отца.
Коль с темною [целью] под покровом света
Захочет оп нагло склонить к дурному –
Пусть его доконают удары,
Что нанесли Всесоздателю в ризой покрытую голову.
Коли дерзнет он воспрепятствовать твердости рук моих,
Посох, что вложен был в десницу Создателя, –
Пусть, замучив его, заставит замолкнуть.
Коль, насмехаясь, пренебрежительно станет поносить он меня,
То, как сносил Всемогущий глумление, – пусть насмеется над ним.
Коль талисманом иль какой-либо ладанкой станет вокруг меня колдовать –
Всесильному Богу нанесенная пощечина пусть жестоко его пристыдит.
Коль с наступлением темени ночи в мрачном коварстве дерзнет он на бой –
Пусть явление Твое в сиянии света предаст, [о] Боже, позору его.
Коли, искушая полуденным зноем и суховеем, иссушенным солнцем,
С корнем вырвать он пожелает меня,
Да засохнет [вконец] он, сломленный силою света Креста Твоего!
Коли задумает лишить благодати, данной мне Духом Святым,
Плевок, полученный за меня, грешника, херувимов Владыкой,
Пусть же его укорит!
Коли покажет он мне клыки разящие –
Пусть же [тогда] заставит его смолкнуть
Всевышнего, уст немота.
Коли душу изъязвит мне уколами мелкими –
Пусть пронзят его гвозди, проткнувшие Создателя всех.
Коли склонит меня на путь нечестивых намерений –
Пусть свяжут его гвозди с ног непостижимого.
Коли опьянит он меня лестью жестокою –
Пусть желчь и уксус в питье Благодатного горечью исполнят его.
Коли поймает у древа [познания] меня за вкушением первых [плодов] –
Пусть же захваченный грозным таинством Креста
Будет на веки вечные он осужден.
Коли будет учить меня бунтовать против воли Господней –
Пусть его сгубит беспредельного [Бога] шея склоненная.
Если, толкая на смертную гибель, он [тяжко] ранит меня –
Пусть пронзит его острая пика –
Оружье, проткнувшее Творца адамова в бок.
Коли муками горестей адских [кольцом] окружит он меня –
Пусть холст савана Вседержителя тварей захватит его самого.
Коли коварно заставит меня на дно смерти взглянуть –
Пусть умертвит его обитание в смертной скале [Бога] Живого.
Коли смеяться начнет, мол, [подвержен] я людским соблазнам, –
Пусть снова согнется он с волею сломленной,
Когда Бог Бессмертный, воскреснув со Славой,
Оживит с собою и умерших всех.
Коль возрадуется [лукавый], освободившись от малых пут тысячелетних –
Пусть тут же опять затрепещет он,
[Помня] цепи грядущие беды неминучей,
Ужасного плена, мук бесконечных.
Коль снести будет трудно ему удар первый –
Пусть подадут ему вести плачевные
О конечной гибели в негасимой геенне,
Что уготована и ему, и ангелам его
В великий день великого суда.

5

А я, Господи Иисусе, на Тебя уповаю,
Царь Единый, Вседержитель Могучий,
Создатель небес и земли и всех украшений на них;
В ожидании пришествия Твоего и Милосердия Твоего, о Спаситель,
В надежде припадаю к стопам Твоим и лобызаю следы пят Твоих,
Признаюсь в поражении своем и грехи свои открываю,
Камнями упреков забрасываю себя и от стонов сердца [весь] пылаю я.
Угрызениями совести весь я изъязвлен, в пламени дыхания своего я горю.
Горькая роса слез моих жжет, действие почек меня иссушает,
От ветра отчаяния я засыхаю, от сурового вихря я угасаю,
От неотступных прошений я беспокоюсь, от скорбных стенаний [весь] я дрожу,
От тяжких страстей изнемогаю, от печали душевной в волнении я,
Рыдания вьюги вздымают мне грудь, столкновение волн меня сотрясает,
Трепещу я, слыша молву, помня ужас [грядущий] – я погибаю.
Представляя судилище, я сохну
И умираю от угроз Твоих, о Великий!
Выслушай, Многожалостливый, Очищающий,
Человеколюбивый, Долготерпеливый,
Сладость неизреченная, день добрый, вожделенное утро,
Ибо властен Ты во всем и можешь [даровать] мне
Спасение великое, когда дух свой я испущу.
И Тебе вместе с Отцом и Духом Святым
Слава вовеки. Аминь!

Глава 67

1

И все же премного справедливо Слово Бога Христа
И осуждает меня более, нежели прародителя зла – сатану,
Ибо для него [Христос] явился,- чтобы разрушить деяния его,
А для меня – чтобы устаревший мой образ обновить:
Вся сущность моя – образ истинный Бога Великого –
Будет взята и соединена с Богом в неделимом смешении.
Ему не даровано ничего из многого – на меня же излито все в изобилии,
Никогда ради Него Его не пытали –
Ради меня беспрестанно Он приносится в жертву,
Он непричастен к жизни, а я постоянно предвкушаю спасение,
Он изгнан крестом – меня же укрепило [то же] знамение.
Он светом отринут – приобщаюсь я к Славе,
Ему не обещан был покой на земле –
Мне же в собственность он отдал небеса.
Лишили его залога [надежды],
Я же не лишен Его, он навеки со мной.
Его заключили в стадо свиней – во мне он сам стал сильнее.
Сравнил Он его со скорпионом – меня же сиянием ознаменовал,
Его пресмыкающемуся Он уподобил – меня же окрестил во Имя Свое.

2

А я отрекся от благоволений Божьих, от Многомилостивого Творца [своего],
И вознамерился вслед за дьяволом заглянуть вместе с ним на адово дно;
И вот я, не заслуживающий милостей, неблагодарный за благодеяния,
Неспособный любить, стянутый ремнями грехов,
Уязвленный в глубь почек, пальмы ствол подрубленный, вино перебродившее,
Затопленное поле пшеницы, заемное письмо просроченное, сговор расторгнутый,
Отпечаток обезображенный, искаженное подобие, одежда спаленная,
Чаша утерянная, потонувший корабль, жемчуг искрошенный,
Драгоценный камень, брошенный [в воду], высохший саженец, подпорка сломанная,
Дерево, истлевшее вконец, изуродованная мандрагора, разрушенное строение,
Разбитый жертвенник, растение, с корнем вырванное, елей, вылитый в уличную грязь,
Молоко, выплеснутое на кучу золы, приговоренный к смерти из полчища смертников,
И поелику, поучаемый всегда вместе с Иерусалимом
Словами пророков, притчами о Вавилоне,
Я, злополучный, не образумился,
Вот почему я
Здесь презираем, а там опозорен,
Здесь я охаян, а там порицаем,
Здесь я осмеян, а там упрекаем,
Здесь враждуют [со мной], а там выговаривают,
Отсель обезумел я, оттуда отринут,
Здесь стенания, там сетование,
Здесь сомнения, там свершение,
Здесь муки, а там воздаяние,
Здесь злоключение, там зрелище суда,
Где нет ни слова оправдания, ни гласа мольбы,
Ни счета дням, ни хода времени,
Ни путей надежды, ни врат милосердия,
Ни десницы защиты, ни длани попечения.

3

Но Ты – Упование, Ты сам – и Спасение,
Ты – Попечение, Ты – Искупление,
Ты – Блаженство, от Тебя – Исцеление, от Тебя – Милосердие,
Единственно Сильный, Живой, Неизреченный Господь Иисус Христос,
Бог – Благодетель, Благословенный, Благословенный и вновь Благословенный,
Вместе с Духом Своим Святым навсегда вознесенный,
Во Славу Сущности Отца Твоего, о Великий, во веки веков. Аминь!

Глава 68

 

1

И днесь, вспоминая ужас вышеописанный, кой от Бога, угрожая, дошел до меня,
Как перестать мне снова тужить или как осушить реки моих слез?
Ежели бурные потоки разлива реки,
[Разделившейся] на четыре рукава,
С одинаковой щедростью обильно орошающие Едем и всю землю,
И родник, откуда они все бегут, к очам моим подвести –
Их не хватит, чтобы потушить пламя безмерности моих грехов.
Или, [если бы] желанием пророка святого голову мою
Наполнили щедро водою, а светильник зрения на лице моем –
Видением мерно текущих вод – и это не смогло бы измерить
Боль и тревогу моей разбитой души.
И ни жалобные стенания повсеместные,
Женами-плакальщицами сочиненные,
Ранящие душу и сердце, [не смогли] передать
Горечь беды через пение или напевом голоса.

2

Проклят день бытия моего, а не Иова и не Иеремии,
Ибо даже одного из них не стоит весь мир;
Не отчуждения достоин, а празднования день [рождения] их;
Итак, посему обо мне это, не достойном ни света, ни блага какого.
Совпадает проклятие сие с днем, когда я родился –
Сын погибели, смерти наперсник, пахарь грехов и безбожия прислужник,
Ибо не остался я [верен] обету жизни, данному Тобой, Благодатный Боже;
Не пошел я по заветам Твоим животворящим, бессмертие дарящим;
Не потрудился я на жатве кореньев, коими, как выпадет снег,
В дни суровые прокормиться б я мог;
Не возвел прочных стен, не покрыл кровлей жилище,
Кои от дыхания буйного ветра меня охранят;
Не запасся остатками съестного на бескрайних путях,
Кои б мне [помогли] спастись от бедствия голода;
Не припас Тебе мольбы и молитвы,
Чтоб пред Тобой решиться предстать;
Не запасся я залогом спасения – святостью жизни,
Поручительством моего обновления.
Не отчитался сопернику своему
На пути жизни о выборе моем,
Дабы уже здесь спастись мне от судьи.
Не предстал я пред ним, с руками, полными благословения,
Дабы стать соучастником законодавца и освятиться.
Не остерегался, двигаясь вперед,
Не искал покровительства сзади,
Правая рука не была вооружена,
В левой – не было щита для защиты,
Что спасло б меня в бою от опасности;
На коня своего я сбруи не надел, бойцов не снабдил я оружием,
Чтоб подготовить поле сражения.
Ранних плодов я не собрал, [на сбор] поздних плодов не успел,
И ныне без благ я остался в смятении,
Нет цветка святости у меня, нет и елея милосердия,
В ночи темной, беспросветной, в дремоте смерти покоюсь я,
И тревога трубящего в рог спешить мне велит.
Брачные одежды я вновь сбросил с себя, миро жизни опять растерял,
И вот затворились двери свадебного пира.

3

И ныне как мне утешиться от горестей стольких?
Иль к мраку скольких сомнений мне прибавить свет надежды на жизнь?
Иль куда мне направить стопы ног своих?
Иль в какую надежду вперить мне очи свои?
Иль какую отметить мне тишь средь валов?
Иль к какому вожделенному благу длань мне воздеть?
Ибо ведь с высот небесного свода –
Оттуда полился дождем огнь на Содом,
Как речено было,
И ведь дно бездны земной –
Оно же разверзло пасть свою жадную
И поглотило войска Авирона с Дафаном
Коль дерзну я бежать от держащего –
Может схватить меня змей огромный,
Коли стану я со зверями скитаться –
Прыткие сии поспешат отомстить мне за создателя
Скорее, чем [медведицы] некогда [отомстили]
Сыновьям жрецов, отрокам Вефильским,
Отомщенным за Елисея.
И если везде погода ясна –
Египтянам она стала «тьмой осязаемой».
Коль [взгляну] я на птиц в вышине –
То слетелись они на заклание жертвы
[В ожидании] окровавленных трупов.
Если, расхрабрясь между слабыми, я потеряю силы пред осой,
То что же мне львы?
Коли выживу я, не разодранный медведем, –
Мошкару, жаждущую крови, встречу я в пути;
Коли бездумно усядусь я где-то –
Комары гнуснейшие налетят на меня,
Как пламень кипящий из огнемета.
Коли сбегу, рогов оленьих спасаясь, –
Жальца досаждающих мошек растерзают меня.
Коли, прячась от зноя, в келье потайной уединюсь я –
Явится мне отвратительный образ грехов –
Мерзкая, гнусная жаба.
Если где-нибудь в поле, выбрав место, присяду я –
Песьих мух множество стай меня окружат,
Не говоря о саранче и кузнечиков войске мощном
Вкупе с гусеницами ядовитыми, на вид неживыми,
Вместе с градом, кажущимся водой, и инеем вредоносным,
Будто внешне, на вид, безоружными и слабыми;
Но, ударив, по мановению Божьих очей, очень сильно и грубо,
[0ни] поразили, вырвали, развеяли надменную гордость и буйную силу
Жезла фараона.
И одержали победу.
Все это – пример тайных мук изводящих,
Глазу невидимых, душу томящих, потаенно вредящих,
Каковые [на долю выпали] нечестивцам египетским.

4

Но Ты, Всемогущий, Творец всего [сущего], Владыка всех [тварей],
Явись ненавидящим меня, чтоб отринуть их [всех],
И помилуй меня, с милосердием вновь
Протяни руку спасения мне,
Мне, сомневающемуся, страждущему, смятенному,
Запутавшемуся до смерти грешнику,
Ибо Ты один признаваем, как Бог,
Восславляемый вечно вместе с Отцом
И Духом Твоим Святым присно. Аминь!

Глава 69

1

И днесь благодаря Тебе, о Великий и Искуснейший Создатель моего бытия,
Мой Господь и Бог,
Я непрестанно киплю в очищающей плавильне Твоей любви,
Но никогда не становлюсь чистым,
Стремлюсь слиться, но не соединяюсь.
Так что напрасно трудишься Ты надо мною,
Мой небесный зодчий – мастер дел серебряных,
Как сказано в известной притче пророка,
Злое во мне не отделилось [от серебра]
Я сам, безмерно заблуждаясь,
Подобно жалкому безумцу, бесом одержимому,
Дерзаю говорить неподобающее
Скорей для умножения моих грехов,
А не для обретения тем самым примирения.
Но дабы уготованные в загробном мире муки
Не показались мне чрезвычайной участью,
Жестоким жребием и воздаянием несоразмерным,
Земная жизнь навечно сохраняет в моем теле
Крохи и следы былых проклятий,
Дабы чрез беды малые, ничтожные
Готовился к [страданиям] великим.

2

Сами собою возникают и плодятся в чреве
Копошащиеся разные тонкие черви,
Глисты, украдкой нутро сосущие,
Гниды гадкие и какие-то скопища
Из пота возникших, гнусных, жалящих,
Порождающих жжение и зуд [насекомых].
Есть и другие разбойники дикие,
Что подобны злым духам, кои ночью сражаются,
Либо варварским толпам приверженных тьме грабителей,
Либо свирепым, кровожадным аравийским волкам;
Крадучись, подбираются, угрюмые, темные,
И хоботком загнутым, крепким, лощеным,
Похожим на жало скорпиона,
Будто колючим шипом ужалив,
Тянут, высасывают влажную кровь;
Мой отдых в постели они превращают
В страдания жестокие.
Но коли подымется чья-то рука,
Дабы воздать им за их зло ,
Они тотчас же чуют опасность,
[Грозящую им] от человека,
Коему вред они учинили,
И крохотные их безволосые тельца
Тотчас, как на крыльях, взлетают в прыжке;
Как саранча, с места на место прыгая,
Они, подобно коварной плутовке лисе,
Прячутся хитро по щелям и отверстиям,
Дабы спастись от грозящей им смерти.
Но столь ничтожные и немощные твари –
Они не только простолюдинов и сброд,
Но и самих царей могучих и грозных
Обращали в бегство и изгоняли,
Принуждая их
Либо подыматься в верхние покои дворцов высоких,
Либо селиться под небом открытым.
Многие из воителей доблестных,
Кои подчиняли себе толпы,
Властвовали над народами
И овладевали городами [разно] племенными,
Сами подтверждали поражение мощной длани своей:
«Мы не устояли пред высшею силою
И потому, бежав, достигли места сего».

3

Но что побуждает меня говорить
О каких-то ничтожных, гнусных и презренных созданиях?
А то, что они суть могущественные
И неопровергаемые защитники Божьи,
Кои напоминают мне о [муках] загробных,
Являя собой горькие плоды в неправедном теле моем.
Вкупе с ними возникают и пагубные недуги извне,
А также скопления неумолимых пожирателей,
От коих нет избавления,
Но из-за коих я принужден уразуметь
Страдания грядущие тела.
И нет убежища, где можно было бы скрыться от них,
Ибо без воли Твоей и промысла
Тщетны все усилия разума
И изобретательности человеческой.
Но Ты, о Благодетель, имеешь достаточно
Всяких целебных для жизни снадобий,
Коли пожелаешь спасти и обновить,
Очистить от грехов, уврачевать и дать жизнь.
Слава Тебе от всех во веки вечные. Аминь!

Глава 70

 

1

После речений о малых сих земнородных,
Не причисляемых
Даже к тварям живым,
[Продолжу я речь свою], расскажу о великих родах,
О восхваления достойном торжестве
Нелицеприятного суда [Бога] страшного.
И если бы они были [даже] очень близки Богу,
Как древние наши патриархи, иль пречисты, как пророки,
Безупречны, как апостолы, и наидостойнейши, как мученики, –
Коль не возлюбишь меня Ты в неистощимой Своей доброте,
В неизменном попечительстве и неиссякаемом милосердии –
Бесполезно искать у них мне спасения.

2

И [воистину], ежели даже самому Аврааму я голос подам,
[Страдая] от жажды там, в зное,
Как поучает жалостливая притча о богаче,
То и капли воды не сможет мне дать он,
Ибо и он связан слабостью, общей [для людей], и немощью.
А если к Моисею [я обращусь], то и он поражен бессилием –
Ведь не был он в силах спасти мужа, искавшего хворост
И собиравшего его в день субботний.
А если к Аарону – то он и сам нуждался в молящем.
А если к Давиду – то средь обилия добродетелей есть за что и его порицать.
А если к Ною, Иову, Даниилу – о них толковал и пророк Иезекииль,
Поименно даже их называя, сообщая о них
Как бы от Имени Бога:
«Живу Я, говорит Господь;
Не спасли они ни сыновей, ни дочерей от гнева, который падет;
Только бы они лишь [сами] спаслись».
А если к Петру – утесу веры, то, едва отдалившись от попечения Твоего,
[Очень] скоро и он впал в грех какой-то.
Не говоря уж о многих других, кои, хоть всегда и блаженные,
Но склонны были к разного рода порокам.
Среди них и некий пророк по имени Иоас,
Который [тоже] по-человечески соблазнился,
[Хотя и] преданно Богу служил.
И многими это не понято было,
Но можно будет как-то истолковать.

3

И поелику мера силы спасения людей решена
И сие показали они,
Помилованные Тобой, Благодатным, и ободренные Тобой, Вседержителем,
Призванные Тобой, Заступником, и очищенные Тобой, Всеискуснейшим,
Облагодетельствованные Тобой, Освободителем, и исцеленные Тобой, Неосквернимым,
Животворенные Тобой, нетленным, и просвещенные Тобой, Обновителем,-
Отныне Ты знаешь меру возможностей земнородной плоти моей
[По святым], чей пример и родственное сходство
Утешают отчаявшихся в безнадежности.
И вот обращаюсь к Тебе, Сын Бога Живого, Христос, Благословляемый всеми!
Особенно сходна притча одна с этой мольбою моей
И вновь подтверждает все то, о чем выше писал я.
«Лучше, – говорит некий мудрец блаженный, – впасть в руки Господа,
Но не в руки человеческие, ибо каково Величие Его,
Таково и милосердие его [к нам].
И слова эти, хоть относились к Давиду,
Коему предложены были три Господних удара,
И выбрал он сам доброй волей своей приговор гибели смертной –
Надеясь, что верой в пришествие Христа он останется жить, –
Но не два других, более легких, кои терзают, но не милуют;
Однако коли реченный пример соотнесу я
К ищущей пути выжить душе моей гиблой,
То не исказит это истины.
Ведь я не унижаю спасшихся,
[О коих речь] в песнопениях сих скорбных,
Без коих не предстать мне пред Господом,
Но венчаю я [лишь] Имя Спасителя,
И прославляю благость его ко всем,
И воздаю должное тем, кто жизнью своей воспарил над всеми,
И в речениях своих умоляю о тех, кто жаждет елея милосердия!

4

И вот Ты Жизнь, Ты Спасение, Ты Исцеление Ты Бессмертие,
Ты Блаженство, Ты Просвещение, дай мне покой от мучения грехов,
Дабы и Тебе было отдохновение от сетований вечных, от докуки неотступной мольбы!
Ведь довольствуешься Ты только спасением человека,
Благословенный вовеки. Аминь!

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.