См. Библия. Отдельно А. Нового Завета.
АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ (от греч.м ’arcaioV — древний, м lўogoV — наука), область библ. науки, к-рая изучает по древним памятникам историч. среду, где возникла Библия и совершались события свящ. истории. А. б. призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библ. данные свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировку текстов. Результаты А. б. также помогают в уяснении смысла библ. книг, реконструируя фон, на к-ром они были написаны.
Старая А. б. сложилась до того, как были найдены основные памятники *Древнего Востока и *античности, проливающие свет на *историю библейскую. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Писания (и греко-римских авторов), относящиеся к быту, обществ. устройству, календарю, обычаям и культу времен ВЗ и НЗ. Сводка такого рода знаний давала возможность читающему Библию свободнее ориентироваться в «библейском мире», отделенном от нас многими веками. Важность этой ориентации была отмечена еще *антиохийской школой экзегезы, к-рая черпала свои сведения не только из Библии, но и из знакомства с вост. обычаями. Свт. *Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живую обстановку, в к-рой происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла А. б. Среди трудов по А. б. старого типа укажем на следующие: *К е й л ь К.Ф., Руководство к библ. археологии, пер. с нем., ч.1-2, К., 1871-1874; *М у н к С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879; Т р и с т р а м Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900; *Т р о и ц к и й И.Г., Библ. археология, СПб., 1913 (эта обобщающая работа включает уже материалы по новой А. б.).
Новая А. б. стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к Библии, и расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства (см. Древний Восток и Библия). До этого времени из внебибл. текстов были известны лишь *Талмуд, *Таргумы, труды *Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные антич. авторами и отцами Церкви.
Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой франц. филолог Шампольон Ф. (1790-1832) сумел прочесть егип. иероглифы. Тем самым было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, к-рая продолжается и поныне. Первые успешные шаги в расшифровке древнеперс. клинописи сделал нем. учитель словесности Гротефенд Г. (1775-1853), а в 1835 англ. филолог-любитель Ролинсон Г. (1810-95) сумел прочесть надпись перс. царя Дария. В 40-50-х гг. 19 в. франц. и англ. археологи раскопали ряд холмов в Двуречье, под к-рыми были открыты древнеассир. города Ниневия и Калах (см. работы Ботта П.Э., *Лэйарда, *Кольдевея и др.). В нач. 20 в. были произведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаемых в Библии). Их письменность удалось расшифровать чеш. ученому Грозному Б. (1879-1952). Немалое значение для А. б. имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в частн., текстов г. Угарита (ныне Рас-Шамра). Расшифровка их была сделана Бауэром Г., Гордоном С.Х., Виролло Ш.Ж., Шеффером К.Ф.А. и проф. *Иерусалимской библейской школы *Дормом. Все эти и др. открытия расширили рамки А.б. и заставили по-новому оценить взаимодействие ВЗ с культурой Древнего Востока. Отныне А. б. основное внимание уделяет именно изучению памятников, прямо или косвенно касающихся Библии.
Огромное значение в А. б. приобрел новый метод датировки. За его разработку Либби У.Ф. получил Нобелевскую премию (1960). Метод называется радиокарбонным, или радиоуглеродным. Он применим при датировании предметов органич. происхождения (дерево, ткани, папирус и т.д.) и заключается в том, что количество атомов углеродного изотопа (углерод-14) уменьшается в них каждые 6 тыс. лет наполовину. Спустя этот период после гибели организма удельная активность углерода-14 составляет 7,5 распада в минуту (на грамм), через 12 тыс. лет она составляет половину (3,75) и т.д. Высокочувств. совр. приборы могут с известной точностью установить возраст изучаемого дерева, папируса, льна и т.д. В те же годы Кеннеди Д.К. открыл метод термолюминесценции, позволяющий датировать древнюю керамику.
l *В у л л и Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961; Б у з е с к у л В.П., Открытия XIX и начала ХХ вв. в области истории древнего мира, ч.1-2, Пб., 1923-24; Д о б л ь х о ф е р Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и яз., пер. с нем., М., 1963; Д о й е л ь Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980; К е р а м К.В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962; е г о ж е, Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963; К о с и д о в с к и й З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968; Л и п и н Л.А., Б е л о в А.М., Глиняные книги, Л., 19562; Л л о й д С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984; М и л ь ч и к М.И., Б о р е й к о Б.М., Город крылатых быков, М., 19672; Р у б и н ш т е й н Р.И., Разгаданные письмена, Л., 1960; е е ж е, Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962; Ч а б б М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965. Библиогр. пер. древних текстов см. в ст. Древний Восток и Библия.
А. б. делится в наст. время на две области: общую и палестинскую.
Общая А. б. изучает внебибл. памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Свящ. Писания. Ниже мы перечислим важнейшие из этих открытых археологами памятников.
1. Ветхий Завет.
а) В 20-х гг. 20 в. англ. археолог Вулли открыл следы древнего наводнения, к-рое разразилось в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозав. сказанием о Потопе. Вулли также открыл мн. памятники древнего Шумера (см. ст. Древний Восток и Библия).
б) B 19 в. была открыта б-ка Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающим с Кн. Бытия) и о происхождении мира (Энума элиш). Последняя показывает, насколько своеобразным было библ. учение, несмотря на нек-рые элементы лит. сходства с вавилонским памятником.
в) В 1901-02 франц. археологич. экспедиция нашла в Сузах черный столб из базальта, на к-ром клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1-я пол. 18 в. до н.э.). Законы, в частн., содержат правовые нормы, объясняющие нек-рые подробности сказания Кн.Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами Кн.Исход и Второзакония. «Кодексу чуждо понятие преступления как греха, отпадения от Бога, нарушения Его воли; его законы не знают страха Божия, не выводят всего права из любви к Богу и ближнему... Но, будучи по духу далеки от Синая, законы Хаммурапи сходятся с Моисеевыми в группировке, во фразеологии, во многих частностях, особенно в принципе наказаний за увечья, за кровосмешение, в постановлениях против имущественного вреда и т.п.» (Тураев Б.А. «История Древнего Востока», т.1, Л., 1935, с.112). Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, к-рые находятся в Пятикнижии.
г) Раскопки 1930-х гг. в месопотамском г. Мари (18 в. до н.э.) обнаружили тексты с упоминанием племен (и поселений?), идентичных именам предков Израиля (Нахор, Фарра, Серуг, Завулон, Гад, Дан, Леви, Измаил, Асир). Такие параллели обнаружены и в текстах г. *Эблы (Сирия), открытого в 70-х гг. 20 в.
д) В кон. 1930-х гг. амер. экспедиция в Сев. Месопотамии нашла документы г. Нузи (Нузу). Они содержат законы, к-рые объясняют почему, напр., бездетный Авраам должен был отдать свое наследство Елиезеру (Быт 15:2-3), описывают сделки по продаже первородства (ср. Быт 25:30-34), объясняют, почему Рахиль унесла с собой терафимов (домашних богов) Лавана (Быт 31:19) — согласно текстам Нузи, владеющий терафимами имел право на наследство. Примечательно, что эти обычаи исчезают после 15 в. до н.э., и, следовательно, сказания Кн.Бытия отражают очень древнюю, еще домоисееву эпоху истории (см. К ь е р а Э., Они писали на глине, пер. с англ., М., 1984 и ст. Нузийские тексты).
е) Исследование хеттских законов объясняло, почему Авраам не хотел покупать у хеттов всю землю вокруг пещеры Махпелы, а только пещеру. Приобретя землю, он становился данником хеттов.
ж) Данные о *гиксосах, аморрейских племенах, покоривших ок. 1700 до н.э. Египет, объясняют, как мог неегиптянин Иосиф стать правителем Египта при фараоне.
з) Установлено, что фараон Рамсес II (13 в. до н.э.) перенес свою столицу в Дельту и, возродив находившийся в развалинах город, назвал его своим именем. Между тем в Библии сказано, что израильтяне строили для егип. царя г. Раамсес (Исх 1:11).
и) В 1887 была найдена заброшенная столица фараона-реформатора Эхнатона (14 в. до н.э.). Ахетатон (ныне — Эль Амарна, см. Амарнский период). Среди документов ее архива обнаружены донесения палест. вассалов царя (в частн., правителя Иерусалима). Они жалуются, что страна разорена бандами *хапиру. В наст. время большинство ученых видит в них полукочевую разноплеменную «вольницу», к-рая подорвала власть фараонов в Палестине (см. «История древнего мира», т.1, М., 19893, с.245). Движение хапиру подготовило почву для проникновения израильтян в Ханаан.
к) В 1896 Питри Флиндерс нашел в Фивах (Египет) победную надпись (стелу) сына Рамсеса II Мернептаха (кон. 13 в. до н.э.). В ней среди городов и народов Палестины впервые упомянут Израиль, но не как местность, а как племя. Одни историки считают, что речь идет о периоде Иисуса Навина, а другие связывают стелу с событиями Кн.Исход.
л) Надпись фараона Шешонка I (библ. Сусакима) дополняет рассказ 3 Цар 14:25-28 о захвате егип. войском Иерусалима (10 в. до н.э.).
м) Еще в сер. 19 в. были найдены ассир. памятники, связанные с библ. историей: анналы Салманасара III о битве при Каркаре (854/853 до н.э.), в к-рой участвовал царь Ахав, о подчинении Ассирией самарийского царя Иегу (Ииуя), причем на обелиске Салманасара изображен сам Иегу, стоящий на коленях перед ассир. царем. В документах Саргона II и Салманасара сообщается о падении Самарии, а в анналах Синаххериба — об осаде Иерусалима во времена царя Езекии и прор. Исайи. К этой же эпохе относится пограничный камень с портретом вавилонского царя Мардук-апла-иддина, против союза с к-рым предостерегал прор. Исайя.
н) В 1956 была опубликована Нововавилонская летопись, в к-рой освещены события времен Навуходоносора и говорится о взятии им Иерусалима в 597 до н.э. (первое пленение).
о) В конце 19 в. на о. Элефантина (Египет) были найдены папирусы с документами евр. гарнизона, состоявшего на службе у егип. царя (5 в. до н.э.). Эти документы на *арамейском языке дают характеристику духовного и социального состояния диаспоры раннего периода. В частн., там есть первое внебиблейское описание праздника Пасхи (см. Элефантинские папирусы).
п) Целый ряд находок (в т. ч. художеств. памятников, монет и статуй) дополняет повествование об эллинистич. периоде истории ВЗ (Антиох IV Епифан и его преемники).
Первые попытки отыскать древние памятники Св. Земли начались еще со времен крестоносцев. Но начало научной А. б. в Палестине было положено лишь в 19 в. (работы *Робинсона Э. и др.). Основателем совр. палест. А. б. считается *Питри Флиндерс. Он первым разработал методику датировки археологич. пластов по типу керамики. До последнего времени ведущими специалистами по палест. А. б. были *Олбрайт, *Де Во, *Венсан.
1. Ветхий Завет.
а) Раскопки древнеханаанских городов (Асора, Хеврона, Давира и др.) показали, что в кон. 13 в. до н.э. они были разрушены и сожжены, что согласуется с данными Кн.Иисуса Навина. В то же время Гаваон оказался процветающим в ту эпоху торговым городом, что также соответствует рассказу Библии. Сложнее дело обстоит с Иерихоном. Этот древнейший в мире город, основанный за 9 тыс. лет до н.э., разрушался не раз. Экспедиция *Кенион К. установила, что слой 13 в. до н.э. (эпоха Ис Нав) не содержит почти никаких памятников. Из этого был сделан вывод, что после его разрушения Иисусом Навином он долго оставался в развалинах и поэтому подвергся эрозии.
б) Раскопками датской экспедиции 1926-29 было установлено, что Силом подвергся разорению в эпоху Илия. Археологами найдены многочисл. предметы филистимского быта, носящие на себе печать эгейской культуры. (Изображения самих филистимлян в пернатых шлемах встречаются на егип. памятниках.).
в) К эпохе Соломона относится сельскохозяйств. календарь из Газера (Гезера), написанный при помощи *финикийского алфавита.
г) В *Угарите (Рас-Шамра) Шеффером К. найдены не только религ. тексты хананеев, но и изображения божеств. Обнаружены следы человеч. жертвоприношений, к-рые практиковались хананеями.
д) В начале 20 в. обнаружены конюшни Соломона в Мегиддо (Мегиддоне), о к-рых упоминает Библия, а позднее — его рудники у залива Элат (находка 1937).
е) В Самарии, столице Северного царства, найдены остраконы (черепки с надписями) и многочисл. художеств. изделия из слоновой кости (среди них портрет сир. царя Венадада, изображения херувимов, животных, цветов). В Мегиддо найдена печать царедворца Иеровоама II (8 в. до н.э.), современника прор. Амоса.
ж) В 1868 в Заиорданье Клейном Ф.А. обнаружена стела моавитского царя Меши (Месы) 9 в. до н.э. Наряду с календарем из Газера это древнейшая евр. надпись.
з) В 1880 найдена надпись рабочих царя Езекии, к-рые прорывали подземный канал для водоснабжения на случай осады (эпоха прор.Исайи).
и) В 30-х гг. 20 в. англ. археолог *Старки Дж. проводил раскопки Лахиша (Лахиса). Была обнанаружена братская могила ассир. солдат времен Синаххериба и переписка иудейских военачальников, к-рая освещает положение страны во дни нашествия Навуходоносора. Одно письмо содержит упреки в адрес некоего пророка. От его имени остались лишь последние буквы, позволяющие предположить, что речь идет о прор. Иеремии. От этого же периода уцелела печать Годолии, правителя Иерусалима, назначенного Навуходоносором.
к) В 1962 найдены самаритянские папирусы 4 в. до н.э. Они касаются истории Палестины в период, когда иран. господство сменилось греческим. В них упоминается Санаваллат, потомок Санаваллата, современника Неемии.
л) Серия находок *кумранских текстов началась с 1947. Кроме ессейских документов, в поселках у берегов Мертвого моря найдены рукописи Библии и апокрифов, а также письма, связанные с восстанием Бар-Кохбы (130 н.э.).
Особого упоминания заслуживает и т.н. Т у р и н с к а я П л а щ а н и ц а, с 1578 хранящаяся в г. Турине (Италия), куда она была перенесена из Шамбери. История ее документально прослеживается до 19 в. Плащаница представляет собой кусок полотна размером 4,3 на 1,1 м. На ней видны неясные контуры фигуры высокого человека. В 1898 итальянский фотограф Ф.С.Пиа сделал с нее снимок, негатив которого неожиданно оказался позитивным изображением. Каждая деталь соответствовала евангельскому рассказу о Страстях: пробитые руки и ноги, ссадины на плечах, кровоподтеки на голове, пробитая грудь. Лик, запечатленный на Плащанице, удивительно напоминает Лик Христов в традиционной иконографии. Комиссии ученых не нашли на ткани никаких следов краски или вообще искусств. происхождения отпечатка, хотя остается загадкой, каким образом он возник. По мнению англ. ученого Яна Уилсона, Плащаница была сохранена первыми христианами и сначала хранилась в Сирии, в г. Эдессе (где именовалась Нерукотворным Образом). Потом она была перенесена в Константинополь и в 1204 похищена оттуда крестоносцем Де Шарни. Многие исследователи уверены, что Плащаница — это подлинный погребальный саван Христа (см. А р у т ю н о в Н., Ж у к о в с к а я, Туринская Плащаница, «Наука и жизнь», 1984, № 12; G.W i l s o n, The Turin Shroud, L., 1968; K.S.W e a v e r, The Mystery of the Shroud, «National Geographic», 1980, № 6).
• Архим. Августин (Никитин), диак. Мумриков А., Соловьев А., Рус. библейская Археология, ЖМП, 1988, № 1–5; *Амусин И.Д., Гельцер М.Л., Надпись из «Мецад Хашавяху», ВДИ, 1963, №3; Аноним, Ассиро-вавилонские клинообразные надписи и Ветхий Завет, «Ярославские ЕВ», 1879, Неофиц. часть, №2–4,7; Бойт Р.Т., Курганы, гробницы, сокровища: Иллюстрированное введение в библейскую археологию, пер с англ., Корнталь, 1989; Булатов С.А., Древнееврейские монеты, ТКДА, 1884, №10,11, 1885, №3,6–8,12; В.А.П. [прот. *Владимирский А.П.], Клинообразные надписи в отношении к библейской ветхозаветной истории, ПС, 1873, № 9; Виролло Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская литра, ВДИ, 1937, №1; Волков И.М., Законы вавилонского царя Хаммураби, М.,1914; его же, Арамейские документы Иудейской колонии на Элефантине V в. до Р.Х., М.,1915; свящ. *Глаголев А.А., Новости немецкой литературы по библейской Археологии, ТКДА, 1901, №11,12; *Делич Ф., Библия и Вавилон, пер. с нем., СПб.,19125; Диль Ш., По берегам Средиземного моря, пер. с франц., М.,1915; *Дроздов Н.М., К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии, ТКДА, 1896, №8; *Зарин С.М., Современные открытия в области папирусов и надписей в их отношении к Новому Завету, СПб.,1914; архим. *Иероним (Лаговский), Библейская Археология, т.1, вып.1–2; СПб.,1883–1884; Косидовский З., Библейские сказания, пер. с польск, М.,1966; Крачковская В.А., Новые археологические открытия в Заиорданье, ВДИ, 1946, №4; Кубланов М.М., Новый Завет: Поиски и находки, М.,1968; прот. *Матвеевский П., Об открытиях в Ниневии в отношении к Священному Писанию, СПб.,1881; Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологических раскопок, ВДИ, 1937, №1; *Олесницкий А.А., Судьбы древних памятников Святой Земли, К.,1875; его же, Мегалитические памятники Св. Земли, СПб., 1895; Пахарнаев А.И., Исследование о подлинности изображения лика и тела Христа Спасителя на Туринской Плащанице, СПб.,1903; Полянский Е.Я., Краткий исторический обзор исследований Палестины и библейских древностей, ПС, 1915, №4–6, 10; П. Ф. Н., Ассиро-вавилонские памятники и Ветхого Завета, ВиР, 1905, №8,9,12,18,19,23,24; Раулинсон Д., Библия и наука, пер. с англ., СПб., 1899; Р-ский А.П. [*Рождественский], Новые открытия в области библ. науки, ХЧ, 1898, №3; С-в. [*Смирнов А.], Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи, ЧОЛДП, 1873, №10; его же, Исторические книги Библии и египетские памятники, там же, 1877, №1; Сейс А.Г., Свидетельство древних памятников о достоверности книг Священного Писания, пер. с англ., ПО, 1888, №3; Соловейчик И.И., Восточная цивилизация в XV в. до н.э. при свете новейших исследований и открытий, ЖМНП, 1896, №10; его же, Палестина в XV в. до н.э. при свете новейших открытий, там же, №3; его же, Исследования о надписи Меши, ЖМНП, 1900, №10,11; *Терновский С.А., Топография Иерусалима библейских времен, ПС, 1912, №11; *Троицкий И.Г., Силоамская надпись, ХЧ, 1887, №7/8; его же, Вновь открытая Гезерская надпись, ХЧ, 1899, №3; *Троицкий С., Новейшие открытия в области библейской истории, «Странник», 1910, №2; Тэркем Г., Подлинна ли хранящаяся в Турине Плащаница?, пер. с англ., Брюссель, 1965; *Успенский Н.Д., Во имя единения и мира (Паломничество патриарха Алексия к святыням Востока): Святые места в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, №5–7; Ф.Е. [*Елеонский Ф.Г.], Филологические услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг, ХЧ, 1889, № 1/12; прот. Фоменко К., Новые раскопки в Иерусалиме, ТКДА, 1894, №9; Церен Э., Библейские холмы, пер. с нем., М., 1966; *Якимов И.С., Толкование на Книги св. пророка Исаии: гл. XIII-XIV, 23, ХЧ, 1884, № /4; его же, Опыты соглашения библейских свидетельств с показаниями памятников клинообразного письма, ХЧ, 1884, № /8; *Аlbright W.F., The Archaeology of Palestine, Harmondsworth, 1960; Archeologia Palestiny, Poznan, 1973; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land, Ed. by A. Negev, L., 1972; Bardtke H., Bibel, Spaten und Geschichte, Lpz., 19712; *North R., Biblical Archаeology, JBC, v. 2, p. 653–70; Blaiklock E.M., Cities of the New Testament, L., 1965; Finegan J., Light from the Ancient Past, Princeton, 19592; *Kenyon K.M., Archaeology in the Holy Land, L.-N.Y., 19652; *Pritchard J.B., Archaeology and the Old Testament, Princeton, 1958; *Wright G.E., Biblical Archaeology, L., 1962. См. также работы *Вигуру, *Дорма, Р.*Киттеля, *Лопухина, *Олбрайта, *Тураева и статьи *Древний Восток и Библия; *Евангелия; *Исторические книги Ветхого Завета; *Пятикнижие.
Dever, William. What did the biblical writers know and when did they know it? What Archaeology Can Tell Us about the Reality of Ancient Israel. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing House, 2002.
Троицкий И.Г. Библейская археология. СПб., 1913. 491 с.
Снигирев Р. Библейская археология. М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007. 586 с.
Скнарь, Олег. Записки библеиста. Киев: АДЕФ-Украина, 2013. 251 с.
Скнарь, Олег. Каменные страницы библейской истории. Исследования эпиграфических памятников Израиля и Иудеи периода Первого Храма (X-VI вв. до р.Х). Т. I . Киев: Послушник, 2013. 272 с.
Шенкарь о раскопках в Иерусалиме в 2000-е гг., 2008.
Ten top biblical archaeology discoveries. Ed. Corbett, Joey. Washington:Biblical Archaeology Society, 2011. Pp. 155.
Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000 (в основном, по книге Мазара, автор единодушен с Немировским).
Murphy-O'Connor, J., Cunliffe, B. The Holy Land. An Oxford Archeological Guide from Earliest Times to 1700. Oxford, 2008. 5 ed. 579 pp.
Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001.
автореферат диссертации Снигирева, 2006.
Shanks, Hershel. Jerusalem Forgery Conference. Report. 2007.Pp. 112.
доклад Чуркина, 2003 - http://www.mitropolia-spb.ru/rus/conf/znambibl03/8churkin.shtml;
См.: http://community.livejournal.com/ru_ellinist/97735.html?thread=492487#t492487