Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: вторжение России в Украину, 2014.

Андрей Бессмертный-Анзимиров

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В АМЕРИКЕ

«Америка – это заговор чтобы сделать тебя счастливым».

Джон Апдайк

Америка – это страна, где никакие обобщения невозможны и из каждого правила есть множество исключений.  На Севере, Юге и Западе США традиции разные, манера поведения тоже. Каждый штат – по сути дела отдельная страна, а США – федерация этих стран. В разных штатах ведут себя с местными нюансами. Существует говор и традиции Новой Англии, говор и традиции нью-йоркцев, говор и традиции Юга. Существуют субкультуры афро-американцев, латиноамериканцев, азиатов и т.д. Правда представители этих субкультур, которые выходят за их рамки временно или постоянно, ведут себя также, как и все прочие американцы, то есть согласно изложенным ниже правилам поведения. Но повторяю, что из любого правила бывает тысяча исключений.

Правильно сказано: «жители Соединенных Штатов действительно счастливы, они привыкают к этому с детства, их приучают к этому». Всегда следует помнить слова писателя Джона Апдайка: «Америка – это заговор чтобы сделать тебя счастливым».  Поэтому начнём с улыбок.

1) УЛЫБКИ. Американцы - доброжелательная, открытая  и улыбчивая нация. На улице вам постоянно улыбаются – если вы с кем-то встречаетесь глазами. Улыбаются в основном женщины, но искренне и в виде искренней вежливости. Мужчины просто дружелюбны, хотя нередко улыбаются и они. Продавцы и продавщицы улыбаются вам потому, что вы клиенты. Это профессиональная этика. Не стоит рассуждать об этом, как некая русская девушка в некой русской газете 1990-х годов. Дескать, ей важнее от продавца не вежливость, а искренность. Что воображает о себе эта русская девушка, что ожидает от незнакомых людей искренности с ней?

Если вы засмотрелись на красивую женщину и она, заметив это, улыбнулась вам, это не приглашение к действиям. Это значит, что она вежливо перевела вас в разряд вежливых людей, поэтому ваш следующий шаг должен быть такой: вежливо улыбнитесь в ответ, вежливо отвернитесь и ступайте себе мимо. Что до открытости американцев – она заключается в вежливости и дружелюбии, а не в готовности к разговорам за жизнь и жажде открыть вам свою душу.

2) РАЗГОВОРЫ ЗА ЖИЗНЬ. В США не запрещается жаловаться или делиться возникающими проблемами с друзьями.  Но это просто не принято. Если вы рассказали - что это изменит? Зачем рассказывать-то? Реально просить совета или о помощи – это другое дело. Но и на это есть врачи, полиция, психотерапевты, церкви. Сущестует множество филантропических и цекровных организаций, которые постоянно ищут кому помочь. А просто делиться проблемами даже с коллегами по работе – их ваши проблемы не интересуют, у них своих хватает. Опять же, если вы не просите реального совета. Но совета просят у близких друзей, а не у первых встречных. Американцы не любят открывать свою душу и не интересуются чужой душой. И если помогут советом, то один раз. Ну два. Сто раз они вас выслушивать не будут, как и десять раз.

Конечно, в жизни бывает разное, и в реальной беде делаются исключения. Рассказать об этих проблемах и можно, и нужно, но только близким родственникам или друзьям. Кстати, ни в коем случае не следует считать полноценным другом всех, кто с вами общается. Друзья, как и везде, это те, с которыми дружишь либо много лет, либо действительно близко. Но ваши проблемы за вас никто решать не будет, даже старые друзья. Человек в США – сам кузнец своей судьбы. Помогут до тех пор, пока не поймут, что вам нужна не помощь, а выговориться и навесить свои проблемы на других. Тогда с вами просто перестанут общаться и будут вас избегать. Даже друзья. Это духовный вампиризм. Или чистой воды нытьё, а последнее в Америке исключено.  

Сидеть до утра на кухне и облегчать душу в Америке тоже можно только с очень старыми друзьями, но и с ними только один раз. Ну два. Видите ли, большинству американцев рано утром надо на работу. Так что облегчать душу следует – без шуток – только в ночь на субботу или воскресение.

3) ДРУЗЬЯ. Как и повсюду, настоящие друзья в Америке – это те,  кого связывают близкие характеры, оценки, интересы, жизненные принципы. В целом культа друзей и дружбы в США нет. Есть культ семьи и культ работы. И уж совсем нет культа дружеских застолий, как и долгих застолий вообще. Здесь не принято сидеть за столом часами и вести беседу или перебрасываться новостями, слухами и шутками. По семейным праздникам это возможно, но бывает далеко не всегда.

К знакомым и даже к друзьям без предупреждения лучше не заходить. Сначала позвоните. Не обязательно за пару дней, хотя бы за пару часов – если это что-то экстренное. Если скажут, что принять не могут – ни в коем случае не навязываться. Сами себя на чай к другим американцы не приглашают. Соль, сахар, лук и муку тоже не занимают у соседей. Никогда! Это было только в 19 веке.  Но если всё-таки случится, что вы зашли в экстренном случае, вас конечно не выгонят. Но и спать, скорее всего, не оставят – на это есть гостиницы.

Если кто-то обменялся с вами визитками, не считайте это за приглашение дружить. И не стоит звонить попутчикам по поезду и самолёту, если вам захотелось просто пообщаться с тем человеком. Это можно сделать только при неотложному делу. Иначе вы будете выглядеть дураками.

В Америке не дружат по принципу «ты мне – я тебе», не признают блата и закулисных услуг – здесь это в основном черты мафии и гангстеров. Дружба здесь не имеет целью установление связей и контактов,  для этото существуют неформальные тусовки (о которых речь пойдёт позже), поэтому американцы не оценят ни русской щедрости, ни русских застолий, ни мелких услуг и уж тем более не станут ни с кем в этом соревноваться, поскольку не желают связывать себя какими бы то ни было пустыми и ненужными обязательствами, не считая тех, которые накладывает на них американское общество. Темп жизни в США настолько быстр, что американцам достаточно работы, семьи, отдыха с семьёй и тех развлечений, которые они любят. Они не ищут новых ощущений и точно не будут жить по чужим принципам и традициям.

4) ОБРАЩЕНИЯ в США по большей части используются формальные. «Сэр» – к любому незнакомому мужчине любого цвета кожи, возраста и социального статуса,  «мисс» -  к любой незнакомой девушке и женщине. «Мэм» или «мэдем» (т.е. «madam», мэм – укороченная форма этого слова) к любой незнакомой женщине явно не столь уж молодого возраста, в том числе в любых предприятиях сферы обслуживания. Если зачем-то надо обратиться к незнакомой женщине, можете из высшей вежливости обратиться к ней «леди», а к девушке или совсем девочке - «юная леди» (young lady). К молодому человеку – «young man».

К президенту, даже если срок его президентства прошёл, до самой смерти обращаются только «мистер президент». К сенатору,  конгрессмену, судье, полицейскому коммисару, профессору – «сенатор», «конгрессмен», «судья», «commissioner», профессор. К мэру или к прокурору – «мистер мэр» и «мистер прокурор», к врачу – «доктор» или  «доктор+ фамилия». К военному - по званию (или, если не различаете – «сэр»), к обычному полицейскому всегда - «офицер» (officer).

Не вздумайте обращаться к каким-либо женщинам на работе (включая секретарш и уборщиц) так, как к ним обращаются герои американских детективов 1920-40-х годов – «babe», «sugar», «angel», «beautiful», «tootsie», «toots». Сегодня это воспринимается как чистой воды мужской шовинизм, а следовательно оскорбление. Не отзывайтесь о женщинах, тем более в их присутствии, как о «дамочках» (dame), «цыпочках» (chick),  «бабёнках» (babe) или бабах (broad). В мужской компании можно, но перебарщивать не стоит.

К  группе ребят, к смешанной группе ребят и девушек, к группе только девушек – всегда обращайтесь только «ребята», т.е. «guys» (ни в коем случае «guys and girls»). Можно, опять же, по отдельности «young ladies» или «young men». На обращения «мальчики» (boys) и «девочки» (girls) давно наложен бесповоротный запрет – это считается унизительным, если только вы не обращаетесь к 6-7-летним  ребятишкам.или девчушкам

К знакомым людям - «мистер+фамилия » и «мисс+фамилия». Если твёрдо уверены, что женщина замужем – тогда «миссис+фамилия», если нет, то «мисс».

К очень сильно пожилым родителям мужа, жены, друзей обращение «мистер+фамилия» и «миссис+фамилия», в остальных случаях по личному имени, как они представились вам при знакомстве. Также и к друзьям друзей и подругам подруг, независимо от их возраста. Иногда не будет лишним спросить, как вам того или иного называть.

Неформальные обращения – это личные имена. Надо знать, что  многие уменьшительные личные имена сами по себе давно превратились в отдельные личные имена. Поэтому если вам представились как Чак, Билл, Уилл, Нэнси, Дебби, Молли, Ruthie, так и обращайтесь к ним. Не переделывайте на Чарльз, Уильям, Энн, Дебора, Мэри, Ruth (английский эквивалент имени Руфь). И наоборот, не стоит называть Дебору Дебби, а Элизабет Лиззи. От многих имён по-прежнему сохраняются уменьшительные формы, надо просто спросить друзей, каковы они в их случае. Многие Патриции любят, чтобы их называли «Триш», но ненавидят «Пат» или «Патти». Сокращение от Дженнифер – Джен, но обычно никак не Дженни. К обслуживающему персоналу, включая продавцов, медслужащих и так далее, у которых на форменной одежде написано их имя, обращайтесь по имени.

Что к мужьям, что к жёнам самые распространённые обращения – «honey» (солнышко), «baby» (малыш), «sweetie» (милый, милая). Ни в коем случае не «darling» или «dear» - так говорит либо старая глухая тётушка Милдред либо люди со Среднего и Ближнего Востока. «Dearie» (дорогуша) звучит прямо как оскорбление или сарказм.

Вниманию мужей и жён! Если вам дорога жизнь, пытаясь нежно сказать второй половине «глупышка» и «глупыш», ни в коем случае не используйте слово «stupid». Только «silly» или «goofy».

Никакой градации, соответствующей славянским и романским «ты» и «вы» не существует. Все обращаются друг к другу на «вы», поэтому от вы к ты не переходят никогда. Не на что.

«Брат» (brother) и «сестра» (sister) – обращение друг к другу среди афро-американцев, среди людей с Юга, среди представителей некоторых протестантских церквей, а также к сверстникам или людям помладше, если к ним очень хорошо относишься. «Bro» и «sis»- так обращается друг другу только современная молодёжь. Или родные братья и сёстры.

5) ПРИВЕТСТВИЯ. В Америке здороваются не только со знакомым, но и с продавцом в магазине, с тем, кому вы собираетесь задать вопрос, с полицейским на улице, иногда (по ситуации) даже просто с  встречными людьми. Но если полицейский вас остановил на шоссе, улыбки от него не ожидайте. С таким полицейским тоже следует говорить вежливо и даже улыбаясь. И ни в коем случае не предлагать ему взятки, иначе можно загреметь в тюрьму за подкуп представителя закона.

6) ПОЗДРАВЛЕНИЯ. Поздравляют здесь просто словами и рукопожатием (если хотите большего, купите соответствующую открытку с хорошим тёплым текстом – их здесь в магазинах полно), здороваются также за руку с обоими полами. Если вы уже знакомы довольно давно, можно при поздравлении спросить «могу ли я вас обнять», даже женщину. Также и они могут вас спросить об этом – если, повторяю, вы дружите или вместе работаете давно. Поцелуи не приняты, но при приветствии друзей люди иногда имитируют поцелуи: обнимаются и дважды как бы целуются, обычно не прикасаясь губами к лицу. Но если случайно прикоснулись – не беда. Руки женщинам в США никто не целует. Все вас примут за человека с причудами.

7) ЖЕНЩИНЫ В США предпочитают, чтобы к ним относились как к обычным партнерам по бизнесу или по работе, а не как к леди. Не стоит быть галантным напоказ и не стоит заводить разговоры личного характера. Открывать дверь перед женщинами можно и нужно,  но не надо смущаться, если и женщина открыла перед вами дверь. Поблагодарите и проходите.  Хвалить элегантный костюм или платье можно и нужно, но без подтекста и не каждый день. Иначе могут решить, что это ваша форма флирта. Однако на улице, если вы уступаете любой женщине такси, более чем принято сказать водителю: «Нет, спасибо, сперва отвезите эту леди. Я поймаю для себя другое».

Если вам не нравится феминизм, как многим русским православникам в России, не лезьте на рожон и не показывайте своё дикарство. Никто его не оценит. Женщины в Америке до сих пор нередко дискриминируются, им нередко платят меньше за одну и ту же работу, их права иногда нарушаются. Отсюда и феминизм. Умение русских женщин стоять в очередях, носить тяжёлые сумки, исполнять дорожные работы, останавливать на скаку коней, входить в горящие избы и одновременно обстирывать мужей и растить детей здесь никого не волнует. В то же время мне известны русские жёны – и много – которые не учатся английскому (если муж знает русский), не идут работать, не учатся водить машину, не ходят по магазинам, не смотрят телевизора (так как не знают языка), не заводят детей, а доят мужа, ухаживают за собой, ездят - иногда с русской мамашей - на дорогие курорты, а в остальное время лежат на диване и целыми днями болтают по телефону с такими же лахудрами, как они. Именно такие особы чаще всего поддерживают Путина.

8) ЗНАКОМИТЬСЯ С ДЕВУШКОЙ можно где угодно, но только если вы видите, что девушка не против. Необходимый ритуал для этого – молчаливый обмен взглядами, предшествующий знакомству, улыбка. В противном случае знакомиться в ресторане, в магазине, в метро или на улице не принято. В ресторан приходят не ради знакомств. Тем более в магазин или в метро. На улице, скажем в больших городах в парках и на площадях, где все  явно гуляют и отдыхают, можно, но если вам отвечают «нет» - значит нет. Сразу.

Конечно вы можете смотреть на красивых девушек, да и на любых. На ноги, на руки – куда угодно. Смотреть, но не глазеть. Если какая-нибудь сумасшедшая к вам прицепится и начнёт жаловаться, просто скажите, что ей показалось и вы смотрели не на неё. И уходите. Если же вы разглядывали женщину демонстративно, окидывали взглядом с головы до ног и затем пытаетесь флиртовать – нет, это не принято и да, на вас могут пожаловаться.

Но не всё так страшно. Американцы и американки – такие же люди, только более независимые. Если видно встречное движение – тогда да. Однако флиртовать с первого раза или просто навязываться здесь не принято. Лучше сначала просто подружиться. А знакомиться лучше в клубах, барах, спортзалах, в университетских кампусах – и естественно, а не нахрапом. Для первой встречи хорошо сходить куда-нибудь по общим интересам. В кино, хорошее кафе или бар, в бассейн, в музей, в многолюдный парк. В отличие от ресторанов, знакомиться в барах особенно принято, даже существуют бары для одиноких. Позже можно пригласить пообедать в приличном, но не ультра-дорогом ресторане. Если всё идёт хорошо – целоваться при прощании на третий день. Если она пригласит вас после первого или второго свидания зайти к ней выпить кофе, соглашайтесь, но не распускайте рук. Скорее всего от вас действительно ждут большей близости, но не всегда сходу секса. Чем дольше в первые дни вы оттягиваете близость – тем больше уважаете партнёршу и показываете, что вам с ней интересно и без секса. Это вам в огромный плюс.

Если отношения стали постоянными, всегда уместно заранее спросить, какой подарок ваша половина хотела бы к Рождеству или на день рождения. Плюс подарите что-нибудь ещё. Дорогие подарки дарить не принято – это подкуп.

Американцы ценят в американках не ангельские черты, хрупкость и беззащитность, а независимость и энергию. Сами американки ценят в себе то же самое. Они вполне способны проявить инициативу и в знакомстве и в постели. Они также предпочитают не имитировать оргазм, а реально его испытывать, поэтому при устоявшихся отношениях всегда уместно спросить партнёршу, как впрочем и партнёра, что именно в сексе ей (ему) особенно приятно.

Следует твёрдо помнить, что если девушка или женщина (в том числе ваша жена) сказала сексу «нет» даже в разгар взаимных бурных поцелуев, если вы взяли её силой – это изнасилование.  Повторяю: в том числе даже вашу собственную жену.

9) ОПЛАТА СЧЁТА Если мужчина с женщиной идут в ресторан на первое свидание, то платит тот, кто пригласил. Повторяю: если мужчина пригласил женщину на свидание, платит он. Если она пригласила (так в США бывает) - платит она, хотя мужчина вправе возражать. Если это уже устоявшаяся пара - по ситуации, как везде. Если он и она - просто друзья, платят каждый за себя (как и в прочих ситуациях между друзьями), за исключением тех случаев, когда вас (или вы) приглашают, заранее оговаривая, что угощают: «Allow me to buy you a lunch/dinner», «I am inviting» «My treat» «Let me buy you a drink» И тому подобное. Счёт пополам никогда не делят, если только сразу много друзей или коллег не договариваются  заранее  каждый внести по одинаковой сумме. Обычно каждый платит за себя.

Помните, что в США рестораны совсем не роскошь, а средство дружеского или делового общения, отмечания событий, угощения гостей или друзей, семейного похода. Если женщина хочет заплатить за ресторан сама и настаивает на этом – не удивляйтесь. Чаевые обычно 20% от цены. Если совсем средне, то 10%. Во многих ресторанах чаевые заранее включаются в счёт – надо проверять счёт. Тогда их обычно не дают, но бывают исключения (уж больно хорош официант). Нередко чаевые зависят от времени дня: завтрак 10%, обед или ланч 15%, ужин 20%.

10) ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРОВ. О политике, религии и сексе в случайной компании говорить вообще не принято. Только с реальными друзьями. Но если тему о политике или религии начали другие и все в ней участвуют, можете поучаствовать и вы. Только не надо учить американцев за кого им голосовать и какая церковь самая истинная.

Когда однажды медсестра по физиотерапии, что-то объяснив, спросила меня, чем она ещё может мне помочь, я ей ответил, что меня мучат вопросы о предопределении. Вокруг стояло много народу, в том числе пожилые пациенты, они все начали смеяться. В таком контексте говорить о религии можно.

О сексе говорить можно только с друзьями и только если это уместно, то есть, к слову. И даже в этом случае, если кто-то или все из друзей женского пола, следует попросить разрешение рассказать сексуальную шутку, предупредив, что она грубовата, но очень смешная. На работе сексуальные шутки опасны. В равной степени опасны и любые этнические шутки, хотя секс, раса, религия и этническое происхождение – основные темы шуток профессиональных эстрадных комиков. Но это другое дело.

О личной жизни говорить не принято  И других о ней не спрашивайте. Если начнёте о своей личной жизни, можете услышать в ответ ироническое «Thank you for sharing» - «Спасибо, что поделились заветным». Но разумеется всё зависит от места, времени, компании и ситуации. Если задаёте более-менее личный вопрос более-менее знакомым людям, лучше всегда добавить после вопроса «Если я могу спросить» - «If I may ask».

Особенно не принято обсуждать тему абортов – это слишком заводит многих, особенно их противников.

Американцы не любят навязывать кому бы то ни было общие темы для разговора, поэтому чаще всего, если это не близкие друзья, беседуют о погоде, детях, новостях, обыденных проблемах, могут обсуждать фильмы, телесериалы или книги. В разговорах о погоде их не впечатлят более одного раза уверения, что «для русских это совсем-совсем не холодно». О смысле жизни, о том «как быть Америке», о национальных чаяниях и обидах не говорят никогда и ни с кем, тем более с малознакомыми.  Америка уже есть, она состоялась и продолжает состаиваться, поэтому вопросов о чаяниях, обидах, «как быть», «что делать» и «с чего начать» у американцев просто нет. В грудь они себя не бьют и патриотическая тематика тоже не популярна: предполагается, что каждый человек по-своему патриот и гордиться тут нечем.

11) ИНДИВИДУАЛИЗМ. США - это страна индивидуалистов. Именно поэтому это страна очень сильной общинности. Иначе первые переселенцы попросту не выжили бы. Взаимопомощь при стихийных бедствиях  здесь очень высока, многие люди состоят в добровольных обьъединениях пожарников, Красного Креста, помощи бездомным и т.д.  Если вы ремонтируете или перестраиваете дом, соседи не всегда, но часто готовы предложить вам бесплатную помощь и работать вместе с вами. Резкое стремление к одиночеству и резкое отчуждение от коллектива здесь вызывает удивление, как и повсюду. Это считается эксцентричностью. Но разумеется не в больших городах-муравейниках. А в умеренных количествах – на здоровье. Даже более того – здесь могут удивиться людям, которые не могут быть одни и боятся одиночества. Равно как и тем, кто чрезмерно подчиняется коллективу. 

В США высоко ценится личное пространство (privacy). К кассе банка, почты, вокзала, в аптеке подходите лишь после того, как от неё отошёл стоявший перед вами, соблюдайте правило ждать у черты на полу. В метро не садитесь впритык, сохраняйте дистанцию. В очередях не стойте слишком близко к другим, не «занимайте место», чтобы отойти. Если вы вышли из очереди, вы не можете туда вернуться, разве что вам надо отлучиться на пару минут, потому что вы что-то забыли. Если в очереди стоит ваш друг или член вашей семьи, вы не должны присоединяться к ним, вы занимаете отдельную очередь. О «без очереди» не может быть и речи, вам никто не отпустит товар и могут вывести из магазина.

Трогать за лицо (даже в шутку) или тыкать пальцем – оскорбление, показывать пальцем или грозить пальцем (если не в шутку) – невежливо, трогать за плечи и руки – тоже не стоит, многие могут высказать недовольство или счесть вас грубиянами. Всё это покушение на личное пространство. Вас начнут избегать. Ездить по частным дорогам и ходить по частной собственности означает нарушать закон, причём частной собственностью может быть и лужайка и рощица возле отдалённого шоссе. Тем более ходить по участку вокруг чужого дома – хозяева в глухих местах имеют потенциальное право вас застрелить (что случается, но очень редко).

12) ПРАВИЛА ОБЩЕЖИТИЯ. В США от вас никто не требует тотального конформизма. Даже наоборот, в отличие от Европы никто не требует от вас покупать дом, как у всех в вашей социальной группе, ездить в машине, как у всех в вашей социальной группе, одеваться, как все в вашей социальной группе и так далее. С этим связано и то, что американки и американцы не только любят одеваться очень просто и нередко дёшево, но и смеются, а иногда и сердятся на тех европейцев, которые им за это выговаривают. Я не раз слышал от американок наполовину шутливое замечание «Потому наши предки и бежали из всех этих Европ, чтобы мы могли одеваться так, как хотим этого мы сами, а не так, как это там у них принято».

Однако принимать и выполнять правила общежития, существующие там, где  человек находится, в США не просто надо – необходимо. Как в любой другой стране. В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Это не значит, что если все играют в баскетбол, то и вы должны. Вовсе нет. Это касается лишь элементарных правил общежития. И если вам говорят, что здесь не курят, не распивают алкоголь, не ходят пьяными, не ошиваются без дела, не пристают к женщинам, не ходят в трусах и купальниках, то не пытайтесь быть в ответ агрессивными или прибегать к силе. В лучшем случае позовут полицию. В наихудшем, если вы пьяны и ооооочень агрессивны – вас застрелят. Скажем, защищая семью и детей.

В США не положено курить в публичных помещениях и студенческих общежитиях (иногда зависит от местных законов), распивать спиртное на улицах (в некоторых местах даже пиво) и держать в машине открытую бутылку алкоголя. Здесь не положено справлять нужду около машины, если вы остановились на шоссе в глухом месте: следует скрыться за густой растительностью, даже если вас там подстерегают мутанты из фильмов ужасов. Не положено ничего выбрасывать из окна машины, даже погашенную спичку. Это делают только приезжие.  Помните, что если вашу машину кто-то «подрезает», в 9,9% случаев это лихач, который мало глядит по сторонам, а в  90% случаев - неопытный новый водитель. И что есть всего лишь 0,1% вероятности, что это негодяй, специально подосланный мировой закулисой подрезать лично вас. Просто будьте всегда начеку и помните, что большая часть аварий случается при смене полосы движения. И что, хотя вы не обязаны никого пропускать впереди себя, дорога вам не принадлежит. Это дело ваше, но лично я всегда пропускаю желающих бесцеремонно «влезть» передо мной и ожидаю от других встречного альтруизма. А посему тоже иногда «влезаю» перед другими, включая надлежащий сигнал, если вижу достаточно места и мне обязательно нужно сменить ряд. Если пропускают (потому что есть и такие, которые сразу назло ускоряют ход), я всегда благодарю их поднятием руки, как здесь принято. И не дразните гусей во время езды: в Америке есть понятие «road rage» («дорожная ярость»), когда разозлённый водитель может, не раздумывая о последствиях, ударить вашу машину или начать преследовать вас до самого дома.

Правила вождения Америке невероятно демократичны, ибо рассчитаны на постоянно увеличивающееся здесь число неопытных водителей из стран, в которых обычно водить машину – роскошь. Если автополиция видит, что вы превышаете скорость, но, заметив их, притормозили и поехали с нормальной скоростью, никто вас не оштрафует. Однако, если вы считаете, что раз поздней ночью на хайвеях мало машин, вы теперь можете вдоволь поиграть в самолёт, вас тут же остановят, да ещё подвернут тесту на наличие алкоголя в организме и наркотиков или трупа в багажнике. Поздней ночью, разумеется. Водить незастрахованную машину в США запрещено, поэтому, если вы попали в аварию, заботьтесь не о машине, а о себе и своих близких. Машины-то застрахованы.

Если перед вами школьный автобус, куда входят или откуда выходят дети, все машины по этой стороне (а иногда и по обеим сторонам улицы) должны остановиться.  Если вы слышите сирену пожарной машины или скорой помощи, вы обязаны остановиться у тротуара или на обочине скоростного шоссе и стоять, пока автомобиль не проедет. Если полицейский, который едет за вами, включает сирену, вы тоже обязаны остановиться на обочине, если это на скоростном шоссе – значит ему от вас что-то надо. На дорогах приоритет принадлежит пешеходам, а не машинам. Всегда следует подождать, пока улицу или проезд не перейдёт пешеход, даже если вам дан зелёный свет. Меня очень удивило, что в Англии водители, которым дан зелёный свет, не ждут пока идущие по переходу люди полностью освободят мостовую, а нажимают на педали, отчего этим людям приходится бежать. В Америке такое невозможно. 

13) РАБОТА. На работе, как и повсюду, в США следует относиться ко всем с равным уважением. Если ваше поведение на работе кого-то сильно раздражает или создаёт неблагоприятную рабочую атмосферу, на вас могут пожаловаться. Это включает нежелание часто мыться и неумение пользоваться дезодорантами, использование слишком резкого одеколона, чересчур громкие и долгие разговоры по телефону на личные темы, шутки и критические замечания на предмет секса, расы, цвета кожи, религии, возраста, происхождения, веса, сексуального предпочтения или инвалидности того или иного человека. Всё это в конечном счёте чревато увольнением. Если кто-то обиделся на вашу шутку или замечание, бъяснение, что вы совсем не то имели в виду, не поможет.

Формально вас должны попросить больше так не делать. Если не прекратите, второй шаг – пожаловаться начальнику, который вежливо попросит вас больше так не делать. Третий шаг – ваше поступки начинают документировать. Следующий этап - на вас подаётся официальная жалоба в более высокие инстанции, хотя обычно это происходит только с упрямыми и неумными людьми. Увы, среди русских встречаются и такие. И к сожалению нередко.

Точно также можете жаловаться и вы, но не в случае, когда вы жалуетесь на то, что на вас жалуются.  Если же вы жалуетесь или оговариваете кого-то ложно, с намерением подзаработать деньжат или выгнать каких-то людей с работы, вы рано или поздно, но обязательно попадётесь на лжи. И тогда с работы выгонят вас. В лучшем случае. В худшем – выгонят и подадут на вас в суд. Надо помнить, что американцы относятся к людям с доверием и заведомо отвергают воможность того, что тот или иной человек сознательно делает зло. Но если вас один раз поймают на воровстве, клевете и так далее, вы рискуете лишиться доверия навсегда.

Не надо ни бояться общения, ни сетовать по поводу «американских строгостей». На деле всё, что от вас требуется – это относиться ко всем людям с равным уважением.  Вне работы рассказывать сексуальные шутки можно, если вы в тесной дружеской компании, если это к месту и если вы попросите у дам разрешения на таковую. Но если вы шутите с коллегами по работе или с начальником/начальницей – это всё ещё считается рабочими отношениями.

Рабочие вопросы в нерабочее время решать разумеется можно, если другие к этому готовы и если это не «против кого-то на работе», в последнем случае надо быть осторожнее. Только не переусердствуйте, особенно с начальством. Могут подумать, что вы делаете это напоказ или что вы хотите контролировать весь рабочий процесс. Однако с близкими коллегами, конечно, можно контактировать всегда.

Деловые подарки на работе не приняты. Особенно начальникам – могут наказать именно начальника (якобы взятка). Но если ниже $10, то можно в виде знака внимания подарить после отпуска безделушки, шоколад или баночки местного редкого варенья откуда вы приехали (например). Безвкусные или бессмысленные безделушки не дарить.

Как и в любой стране, отчуждение от коллектива, особенно на работе, здесь не приветствуется. На любой работе от вас требуется не работа «лучше всех», а дружная работа вместе с коллективом, который сложился задолго до вас и не умрёт без вас даже если вы новый Эйнштейн. Дружная работа именуется «team work», то есть работа в группе (в команде) с остальными. Это значит, что вы должны делать то, что вам говорят, а не предлагать сразу всё поменять, потому что вы знаете лучше. Скажем, если вы что-то действительно знаете лучше, впишите это в общую работу и даже научите этому других коллег. Выскочек, даже оправданных, здесь как и везде, не любят. Если вас взяли в штат, то есть на постоянную работу, зарубите себе на носу, что в любом случае первый год вы в штате временно. Это испытательный срок. Некоторые об этом забывают и вылетают.

В английском языке нет слов «склока» и «склочничать». Это неплохо характеризует рабочие и добрососедские отношения англо-саксов. Но мне приходилось множество раз наблюдать как некоторые люди именно из бывших стран СССР (чаще всего русские, но не только) интриговали, лезли в бутылку и ссорились на работе сразу и с коллегами и с начальством. В этом случае они всегда проигрывали. Если ссорились только с  начальством – то же самое, только намного быстрее. Если ссорились только с коллегами – проигрывали чуть медленнее. Но в любом случае всегда проигрывали. Всегда, не только в течение первого года работы. И вылетали с хорошей работы как пробка. Потом подавали в суд. И всегда проигрывали! Иные тратили на суд годы. Без результата – кроме траты собственных же финансов на судебные издержки. Возможности подавания  в США в суд сильно преувеличены и в большинстве случаев кончаются ничем. Проигрышем. Так что не заблуждайтесь на предмет подавания в США в суд. Не заработаете ни цента.

Коллективы, где работают эмигранты из России третьей волны и далее, известны своими интригами и склочностью.  Мне везло: я всегда преподавал в элитных школах, где число преподавателей весьма ограничено, поэтому коллективы были дружными и весёлыми. Но стоило даже в них залететь новым эмигрантам, как климат резко менялся. К счастью, никто из них не удерживался. Если кто-то из бывших жителей СССР устраивает склоку, не говорите ему (ей) по душам, что это непрофессионально, некрасиво, подло или что они ошибаются, когда так себя с вами ведут. Есть люди, которые готовы извратить всё и дать сколь угодно ложные показания, а поскольку в США изначально под защитой именно жертвы и жалобщики, прежде чем таких людей раскусят и выбросят вон, они вам успеют попортить кровь. Поскольку жалоб или доносов на вашу политическую нелояльность (как в России) здесь не примут, а люди остаются людьми при любой системе, карьеристы, бездельники, мерзавцы и склочники всех национальностей и мастей используют те методы, которые допустимы.

Опоздания, если вы только что начали где-то работать, неприемлемы, особенно в частном бизнесе. Один, от силы два раза – да. Если вы давно работаете и уже зарекомендовали себя с хорошей стороны, на опоздание до 15-20 минут могут закрывать глаза. Но не следует делать это нормой. Не выйдет. Наоборот, всегда следует извиняться и кратко объяснить причину. Даже «извините, я элементарно проспал» лучше, чем молчание.

Если вы работаете в местах почасовой оплаты, можете опаздывать, но этим вы нанесёте  удар по собственным финансам. Если вы работаете на заводах, в ресторанах, больницах и прочих местах, где отмечается время прихода на работу, в случае частых опозданий вы будете довольно быстро уволены, а если вами уже недовольны, вас могут уволить после первого же раза. За желающими занять ваше рабочее место дело не станет.

На Рождество и День Благодарения на работе обычно организуется «потлак» (potluck), стол вскладчину, когда каждый приносит что-то приготовленное или купленное. Плюс иногда устраивают и более официальный рождественский обед по билетам. Потлак не всегда, но обычно лучше. Дни рождения чисто символически отмечают большими тортами, на мой взгляд, обычно слишком приторными. Зато каждому достаётся по большому куску. Летом регулярно устраивают пикники в парках.

14) СУДЫ. Идея, что в  США все судят всех за всё – очередная сказка. Добавьте к этому как юридическую неграмотность и наивную жадность бывших советских людей, так и жажду наживы со стороны не слишком щепетильных юристов, которые не станут раскрывать вам глаза на ошибочность ваших притязаний, поскольку предпочтут выжать из вас как можно больше денег.  Мой вам совет – никогда не пугайте никого судом. Человек, который начинает запугивать, уже в чём-то проигрывает.

Однако, если произошла серьёзная медицинская ошибка – это другое дело. Если  фармацевтическая компания выслала вам неправильную дозу лекарств и вы какое-то время принимали её (как это случилсь однажды со мной), подавать в суд можно, но нередко не нужно: сама компания выплатит вам убытки (я сходу получил $10 тысяч).

Не поддавайтесь ни на какие предложения со стороны обеспечить вам большой куш по каким угодно причинам (включая тот факт, что где-то якобы выпал ваш номер и так далее) при условии если вы вышлете хоть сто долларов, хоть пять тысяч долларов (дескать, назад получите пятьсот тысяч).  Не сообщайте никаким просителям по почте или по телефону никаких данных о номере своих кредитных карт, не отвечайте ни на какие опросы по телефону, не принимайте всерьёз тонны бумажных реклам о распродажах и выигранных вами суммах денег, которые вам будут приходить по почте. Это страна свободного капитализма и мошенников в стиле героев О. Генри здесь до сих пор полным полно. Суды и полиция не помогут – ищи ветра в поле! - а ФБР расследует лишь вымогательство действительно больших сумм, начиная с 10 тысяч.

Если вы живёте в США и вам вдруг приходит повестка из суда, гласящая, что вам выпал жребий быть одним из присяжных заседателей в суде присяжных, помните, что это ваша гражданская обязанность и неявка чревата. Несмотря на то, что у вас могли быть иные планы на это дни, вы можете не явиться только в случае реальной болезни, о чём обязаны предупредить суд заранее.

15) ДЕТИ. Трогать чужих детей нельзя даже в шутку. Отчитывать чужих детей не принято, это не ваше дело. Если на вашего маленького ребёнка напал сверстник – осторожно разнимите их и лучше всего просто уйдите.  Разумеется, не в случае реальных травм. В этом случае смело вызывайте полицейского (телефон  911), но не вступайте в перебранку или драку с чужими родителями.  Без вызова полицейского вы потом не сможете ни на кого подать в суд, если для того есть основания.

Будьте осторожны как с чужими, так и со своими детьми в плане того, что называется «совращение малолетних» (child abuse). У вас дома может быть принято целоваться с вашими детьми, душить их в объятиях, щекотать их или позволять им сидеть на коленях даже в 7-летнем и 10-летнем возрасте. Но люди со стороны могут этого не понять.

Также имейте в виду, что далеко не все несовершеннолетние мальчики и девочки, ведущие половую жизнь, честно сообщают вам свой возраст. Даже наоборот: как правило, они стараются его скрыть – как и везде. Свяжетесь с подобными – обвинят в изнасиловании. Незнание возраста партнёра или партнёрши по сексу не облегчает вины. В некоторых штатах «безопасный» возраст партнёра для сексуальной близости – 16 лет. Но в большинстве и в среднем по стране – 18 лет.

Оставление детей до 12-13 лет в доме, квартире или машине даже ненадолго в США считается пренебрежением и неуважением к детям и может иметь самые неожиданные последствия, например, почти неизбежное вмешательство социальных служб. Если вы бьёте или оскорбляете своих детей при свидетелях, вы обречены попасть в полицию и – надолго, если не навсегда - в кондуит проблематичных родителей. В США у вас права бить своих детей нет. У вас могут их отобрать. Бить своих детей без свидетелей тоже не советую, рано или поздно вас раскусят и вам будет ещё хуже.

Зато после после 21 года предполагается, что окончившие или бросившие школу молодые люди должны начать работать и либо отделяются от семьи, либо некоторое время живут в родительском доме, внося свою долю финансов в семейный бюджет. Долгое пребывание великовозрастных детей в родительском доме неизбежно вызывает насмешки и критику со всех сторон. Окончившие школу могут продолжать учёбу в колледже или университете, но в этом случае они тоже покидают дом и живут в общежитиях или, если родители богаты, в домах студенческих братств и сестричеств.

16) СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. Ни черни, ни дворян в европейском смысле в Америке нет, нет и никаких их эквивалентов. Отличают ли сходу социальный и культурный статус американцев по манерам, одежде, языку? Общий ответ – нет, не отличаются. В отличие от Европы и тем более от России. Есть богатые, которые ездят на дешёвых машинах, носят дешёвую одежду и ходят в дешёвые магазины. И есть бедные, которые ездят на престижных машинах и носят дорогую одежду или обувь.

Бедные и богатые в США изолированы друг от друга, как и всюду, в том смысле, что живут в разных кварталах и по-разному питаются.  Однако кварталы могут располагаться рядом. Богатые люди имеют больше возможностей отдать своих детей в частные школы, жить в дорогих гостиницах, ходить в дорогие рестораны, лечиться в очень дорогих клиниках. Впочем, технология и внимание к больным в США хоть и слегка варьируются от качеста страховки, но в целом хороши везде. И в любом случае несравнимы с Россией. А совсем уже богатые в особенно дорогие рестораны тоже не ходят, они предпочитают держать  собственных поваров. Богатые рестораны выживают тем же  средним классом или обедами, которые задают своим служащим или партнёрам большие корпорации. В остальном ни в школах, ни в больницах, ни в кино, ни в гостиницах, ни в транспорте, ни в кафе или закусочных никакого различия нет.  Готовят еду дома, как правило, в основном богатые (включая средний класс), бедные дома еду не готовят, зато не вылезают из закусочных быстрого питания (fast food), пиццерий и кофеен «Старбакс». Богатые больше следят за собой, больше занимаются бегом и вообще спортом. Именно поэтому если вы видите толстого человека – это в 90 случаях из ста бедный американец (американка).  У оставшихся вес обычно вызван депрессиями или стрессом.

Отличаются ли бедные и богатые по манерам и языку? Скорее да, чем нет, но в очень конкретных случаях.

В городах есть афро-американская субкультура со своим собственным говором, но, попав в смешанную компанию, люди обычно переходят на общий литературный язык.  Вообще говор далеко не всегда свидетельство бедности. Есть субкультура и говор «хиллбилли» - необразованных фермеров из глухих горных районов южных штатов. Есть субкультура «реднеков» (буквально – «с красной шеей», т.е. от загара вследствие постоянной работы на воздухе) - простых неотесанных, в основном, консервативных белых людей, вероятнее всего работяг или фермеров. Однако эти люди вовсе не всегда бедные, а дети и тех и других вполне могут себе позволить закончить колледж и университет и стать обычным средним классом.

По языку и манерам отличается лишь субкультура так называемой «фургонной» или «трейлерной рвани» (trailer trash или trailer park trash) - «голодранцев, которые живут в трейлерах» (в жилых автофургонах), то есть в трейлерных парках. Это стационарные стоянки с передвижными домами для сдачи внаём малоимущим, установленными на постоянном месте и без колёс, к которым подведены водопровод, канализация и электричество. Термин в основном используется как уничижительный  и подразумевает плохую личную гигиену, малограмотную речь, недостаток образования, неряшливый или слишком сексуальный стиль в одежде, половую распущенность, страсть к флирту и агрессивное поведение. Однако процент таких людей невелик. Точно такие же люди, не живущие в трейлерах, обычно именуются просто «белой рванью» (white trash) – это малоимущие опустившиеся деклассированные элементы белого населения.

17) РАСОВЫЙ СТАТУС. Чернокожие, латиноамериканцы, азиаты и белые изолированы друг от друга в основном тем, что в городах Америки люди различных этнических общин обычно селятся кварталами. Так было принято издавна, а поскольку власть в США не подавляет своих граждан и не стремится превратить их в обезличенное пушечное мясо, то в городах могут сосуществовать кварталы и даже целые районы самых разных групп. Некоторые расовые группы (особенно афро-американцы) имеют собственные школы, колледжи и университеты с соответствующим составом преподавателей, что не означает, что им запрещено поступать в другие учебные заведения. Существуют рестораны, куда ходят только афро-американцы или, скажем, только корейцы. Это не значит, что другим туда ходить нельзя. 

Чёрный средний класс предпочитает жить отдельными кварталами, но лишь вместе с себе подобными, а отнюдь не с менее имущими чёрными. В целом чем выше социальный статус, тем меньше разницы. Гулять поздно может быть опасным как повсюду, так и нигде. Там, где селится афро-американский средний класс, гулять не опасно никогда.  В жилых кварталах «яппи» (высокооплачиваемых молодых специалистов) бытует полное смешение рас и этносов.

Вопрос преступлений на улицах никогда не был в США связан с расой. Это всегда проблема бедных кварталов. Что до бедности, то в США это как правило вопрос людей, которые в силу среды, то есть своего происхождения или места жительства были лишены возможностей проявить себя надлежащим образом. Люди, которые становатся «белой рванью» или «трейлерной рванью», обычно уже не меняются. Однако люди, родившиеся в этой социальной категории, очень часто покидают её и повышают свой статус – было бы лишь желание работать и учиться.

Афро-американцы иногда до сих пор лишены возможностей проявить себя  ещё и оттого, что чёрная субкультура нередко заставляет их оставаться бедными и чувствовать себя жертвами белых. Это касается и американских индейцев с латиноамериканцами. Поэтому мальчики в бедных кварталах нередко становятся жертвами  возможности быстрого заработка в роли шестёркок и курьеров при наркоторговцах.  Однако всё больше и больше представителей этих групп вырываются из своей среды, используя привилегии, дающиеся всем не-белым при найме на работу. И достигают больших успехов.

Утверждение, что преступления в США чаще совершаются афро-американцами или латиноамериканцами  – расистская выдумка.  Вопреки американским и русским расистам (из последних в этом недавно с особенной вонью проявил себя М. Веллер, что неудивительно, учитывая его редкостную самоуверенность и ультра-дилетантизм во всех вопросах) чёрная раса не уступает ни по интеллектуализму, ни по разнообразию талантов никаким другим.

Традиционная рабочая этика японцев, китайцев и корейцев очень высока и эффективна, поэтому их среда не только не ограничивает, но, наоборот, подталкивает своих детей к успеху. Первое поколение (родители) владеет химчисткой – их дети уже выпускники престижных университетов. Это же касается выходцев из Индии и Пакистана, из которых многие идут в медицину.

Период рабства – позорная страница в истории любой страны. То, что афро-американцы об этом периоде помнят – естественно, нормально и оправданно. Такие вещи изживаются в истории очень медленно – посмотрите на Россию, которая до сих пор не оправилась от крепостного права и постоянно воссоздаёт те или иные системы крепостничества, хотя и управляется в основном именно потомками рабов (в этом смысле единственной страной мира, на которую похожа Россия, является Гаити). В то же время 99,9% процентов  белых американцев осуждают рабство и никому из них даже в голову не придёт его оправдывать, как это происходит сегодня в России с крепостным правом.

Расизм, особенно против чернокожих, в Америке существует до сих пор, хотя в целом это вопрос образованности и поколений: каждое новое поколение всё более свободно от расовых предрассудков. Время Ку-клукс-клана, пережившего свой расцвет в 1920-е годы (7 миллионов членов) прошло безвозратно. Сегодня ку-клукс-клановцы воспринимаются либо как шуты, либо как психически ненормальные. Однако они существуют. 

Основной термин для чернокожих в США – афро-американцы. Можно говорить «чёрные» или «чернокожие». Слово «negro» в американском обществе давно уже не используется. Русское слово «негр», формально лишённое негативной окраски, звучит слишком близко к уничижительно-расистскому слову «ниггер», поэтому пользоваться им искренне не рекомендуется.  Термины «мулат» (Mulatto) и «квартерон» (Quadroon), известные украинцам и русским по приключенческой литературе 19 века, существуют сегодня только и исключительно в самой афро-американской среде. В американском обществе они давно не используются, многие их даже не знают. Это касается и слова «метис» (Mestizo, в бывших французских колониях métis, т.е. наполовину индеец), которое в 19 веке употреблялось в США только на бывших испанских территориях.  Термин «креол» (Creole) обозначает только потомков французских колонистов в Луизиане и в основном касается луизианского говора и специфической луизианской кухни. Говоря о луизианских французах, их традициях и их кухне, используют и слово «Cajun» («кейджен», от слова «Acadian»), которое означает только потомков французских колонистов, некогда переселённых британцами в Южную Луизиану из колонии Акадия (ныне Новая Шотландия в Канаде).

Любое проявление расизма с вашей стороны может немедленно сократить число ваших белых американских друзей. Иногда достаточно лишь одной реплики – и с вами перестанут общаться. Мне довелось быть приглашённым в богатый частный клуб, где выяснилось, что в него не принимают афро-американцев, греков и армян. Заметив моё недоумение, мне объяснили, что у этих групп есть точно такие же клубы, куда не принимают всех остальных. Тем не менее, от следующего приглашения в тот клуб я вежливо отказался, сославшись на какую-то уважительную причину, и общаться с этими людьми перестал.     

Я знаю два случая эмигрантов из Москвы, русских, которые, видимо полагая себя богоносцами, посчитали нужным сообщить безобидно выглядящему афро-американцу своё мнение об их цвете кожи и их расе. Один из русских был без дураков весьма богат, просто гулял с друзьями. Оба были ватниками чистой воды. Не заблуждайтесь – оба кончили в тот же вечер не приходя в сознание в морге от неожиданного удара кирпичом по голове, когда они и думать забыли об инциденте.

18) ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ. В неосоветском обществе давно укоренилось представление о том, что США – это сравнительно молодая страна, не имеющая серьезной предыстории по сравнению с «тысячелетней» Россией. Между тем, первые высшие учебные заведения в США появились раньше, чем в России. Одна из общих традиций для всех категорий населения в США, кроме «рвани» – желание дать своим детям высшее образование.

Почти все национальные общины празднуют свои традиционные праздники, перевезённые из Старого Света, но не с общенациональным размахом. С последним празднуется лишь Рождество (24 декабря) и Новый Год, но этот праздник обычно празднуется молодёжью, в эту ночь положено хорошенько напиться, многие ездят на Таймс-Сквер в Нью-Йорк. В Сочельник принято ходить в церковь, наутро семья и друзья разворачивают подарки, днём – праздничный семейный обед. В день Рождества многие ходят от дома к дому, славя Христа, но чаще в пригородах или небольших городах. День Св. Валентина – праздник влюблённых и супругов. Принят обмен поздравительнми карточками, дарение цветов и (или) сладостей.

Общие для всех американцев чисто американские семейные праздники: День Благодарения (четвёртый четверг в ноябре) и День Независимости (4 июля), для детей – Хэллоуин (31 октября). Некоторые индейцы не отмечают День Благодарения, другие – скрупулёзно отмечают.  Традиционое угощение только в этот день всегда одинаково: индейка (самая дешёвая птица в США) со слабоострым фаршем, окорок с клюквенным соусом, картофельное пюре с подливкой или сладкий картофель (иногда и то и другое), тыквенный и яблочный пироги.

В День Независимости всегда очень жарко и солнечно, принято ходить на парад с детьми, обедать в раскинутых по городу палатках, кататься на карусели, смотреть вечером на салют.  Есть много других праздничных дней, особенно День Памяти, День Труда, День Ветеранов, День Колумба, дни рождения президентов Вашингтона и Линкольна. Все эти дни – выходные, но лишь для работников государственного аппарата и школ, которые нередко получают засчёт уикенда три выходных дня. Для бизнеса – только по инициативе владельцев.

Есть много этнических праздников, на которые приглашаются все желающие. День Святого Патрика (17 марта) с его парадом отмечают все, кто любит ирландское пиво и ирландское виски, но это не семейный праздник, разве что для ирландцев. На «Синко де майо» (5 мая), отмечаемый мексиканцами в память о разгроме французских войск Наполеона III, желавшего превратить Мексику в марионеточную империю, устраивают весёлые гуляния в национальных одеждах, поют песни, играют уличные оркестры и всё это обязательно длится всю ночь, особенно в городах Флориды и Юго-Запада, где много латиноамериканцев. Шотланцы тёплой осенью устраивают Игры горцев, нередко за городом, где ставятся палатки множества кланов, различные киоски с шотландскими национальными блюдами, пивом и виски. Проводятся соревнование по метанию бревна (Caber Toss), соревнования оркестров волынок и их парад.  Главный, но далеко не всеобщий праздник афро-американцев – Кванза (Kwanzaa). Это неделя перед Новым Годом с 26 декабря (сразу после Рождества) по 1 января. Главная цель праздника — поддержка, развитие и сохранение африканских традиций. Однако этот праздник  был введён борцами за права чернокожих в  США лишь в 1966-1967 годах и отмечает его всего лишь около 15 % афроамериканцев, то есть около 2 % населения США.

В каждом городе от больших до маленьких есть День Города с гуляниями, парадом, оркестрами и множеством домашней еды. В столице США Вашингтоне вот уже 100 лет как весной празднуют фестиваль Цветения Вишен (Cherry Blossom), устраивают гуляния и парад.

Карнавал, аналогия Масленицы перед Великим Постом, празднуется лишь там, где есть значительное католическое население, в Луизиане, Флориде, Техасе и Нью-Мексико. Особым шиком и размахом известен лишь карнавал в Новом Орлеане (Луизиана). Как правило, он празднуется в течение пяти дней до Широкого Вторника (Mardi Gras), когда происходит основной парад. В Пепельную Среду (Ash Wednesday) начинается пост. Пасху широко не празднуют, только в церквах. Евреи, мусульмане и последователи дальневосточных религий празднуют и свои религиозные праздники, нередко не празднуя Рождество. Однако Рождество всё равно остаётся для них нерабочим днём, как и их собственные праздники.

Культурные различия в США не столь велики, как представляется. Родившегося и выросшего в Америке иранца или пакистанца с высшим образованием невозможно отличить от любого другого американца, разве что по фамилии. Большая часть эмигрантов, даже новых, относится к странам, из которых они уехали, без нежности и трепетности. В США существуют этнические церковные приходы и клубы по интересам, но это исключительно личное дело. Реализуются культурные различия разве что в этнических ресторанах и домашней еде представителей разных диаспор, формально существуют месяцы или дни различных культур, но поскольку культур очень много, это мало влияет на обычную жизнь общества.

В отличие от ирландской, польской, украинской или греческой диаспоры, русская диаспора и в США и в Европе традиционно была всегда очень слабой – из уехавших из России эмигрантов мало кто стремился к объединению с себе подобными и созданию клубов и ассоциаций. Бытуют шутки о том, что первое, что делает русский, заслышав на улице русскую речь – переходит на другую сторону. Или другая: там, где собрались трое русских, обычно представлены четыре политических партии и пять православных юрисдикций.  На деле большинство русских общин в США и Канаде – пятидесятники, баптисты и другие протестантские группы, эмигрирующие из России из-за постоянной дискриминации.

К числу общеамериканских традиций относятся выпускной бал в школе (Prom Night), на который девушки и юноши ходят только парами и тщательно наряжаются. Затем свадьба, всегда целиком оплачиваемая родителями невесты. Жених покупает кольцо, нередко очень дорогое, порой за $10 тысяч, однако такая сумма не обязательна. Новоселье (Housewarming Party) всегда празднуется в один из дней в течение первых трёх месяцев после переезда в новый дом. Приглашаются друзья, приносящие в подарок предметы домашнего обихода, подаются алкоголь, прохладительные напитки и закуски, происходит осмотр дома или квартиры. Никаких застолий, всё очень неформально. Очень популярен американский обычай устраивать вечеринку для будущей матери (Baby Shower) и праздновать рождение будущего ребёнка. Приглашаются только женщины: подруги, родственницы, коллеги по работе. Вс разворачивают, расматривают и обсуждают прибесённые подарками, которыми буквально осыпают будущую матъ (отсюда название обычая – «ливень подарков»). Учитывая беременность матери, алкогольные напитки, естественно, не подаются.

Большая часть американцев живёт в домах «одноэтажной Америки», как в самих городах, так и в пригородах. В квартирах живут либо молодые специалисты, либо престарелые граждане. Исключение – супермегаполис Нью-Йорк, где подавляющее большинство населения живёт в квартирах, хотя и пригороды вокруг мегаполиса тоже огромные и живут там тоже люди, работающие в Нью-Йорке. В квартире или, тем более, в доме в идеале всегда есть спальня, гостиная с камином, столовая и кухня (иногда они соединены), совмещённый санузел, комната для гостей, чуланы или стенные шкафы. Кухня оборудована холодильником, посудомойкой и сушилкой. В домах могут быть дополнительные помещения для стиральной машины и сушилки белья, кладовки (обычно в подвале), иногда family room («большая комната») – более неформальная гостиная с телевизором, несколько туалетов. Каждый ребёнок в принципе должен иметь свою комнату (как в больнице каждый пациент должен иметь отдельную палату и новые больницы в США строятся только из этого расчёта), но маленькие дети поначалу спят в общей детской. Когда дети вырастают и покидают родительское гнездо, их комнаты превращаются в дополнительные спальни для гостей или в кабинеты (offices).  Разумеется всё это в идеале, но таков именно вполне средний идеал.

Традиционый американский завтрак – кофе, апельсиновый сок, яичница с бэконом или ветчиной или холодные каши с молоком.  Лично я рано утром неизменно пью кофе и ем горячую овсянку на английский манер. Обед (в Америка – ланч) и ужин (в Америке – обед, dinner) разнообразят. За столом никто никого не обслуживает, блюда посылаются по кругу и каждый накладывает себе сам. Если чего-то приготовлено много, остатки едят не на следующий день, а через один-два дня.  Из восточно-европейских блюд неизменным успехом пользуются украинский борщ, блины с сёмгой и сметаной, различные пирожки и вареники. Однако украинское сало, русские щи, холодец (студень) и говяжьи языки американцы пробовать ни за что не хотят. Всё это связано в их сознании лишь с миллионами европейских иммигрантов 1910-20-х годов. Ни угрей, ни миног в Америке не едят, говоря, что они слишком похожи на змей.

Начиная с 1950-х годов в США существует понятие коктейль-вечеринок (cocktail party) и тусовок (mingle, mingling), где всё подаётся a la fourchette. Люди ходят от группки к группке и болтают друг с другом. Цель таких вечеринок – установить новые знакомства, контакты и связи в сфере бизнеса или просто сходных интересов, вплоть до подыскания себе новых вариантов работы. Сегодня они именуются «wine and cheese party» - вечеринка с вином и сыром» - хотя подаётся далеко не только это. Другое название - «networking party», т.е. неформальная вечеринка для налаживания связей. Французский термин «фуршет» в Америке неизвестен.

У многих американцев принято начинать приём гостей (если в первый раз) показом своего дома. Это не хвастовство, а очень старый обычай, возникший во времена колонистов и первых поселенцев, которые таким образом показывали тем, кому они давали приют у своего очага, что нигде в доме не прячутся вооружённые люди с целью ограбления пришельцев.

Возраст человека в американской традиции не связывается ни с почётом, ни с мудростью, ни с особым уважением. Это тоже обусловленно историей заселения. Мудрость Старого Света плохо работала на новых землях, а старики в таких условиях оказывались скорее обузой, чем помощниками, поэтому их с собой не привозили. Даже сегодня, как известно, пожилые люди, приезжающие вместе или вслед за своими детьми, бывают неспособны к адаптации и языку всю оставшуюся жизнь. Однако права пожилых в США не только не нарушаются, но и всячески охраняются. Даже недавних эмигрантов.

Менее всего на свете американцы интересуются географией и обычно плохо её знают. Несмотря на насмешки над этим даже со стороны самих американцев, ситуация не меняется и едва ли изменится. Это тоже очень старая традиция – сознательно забыть о Старом Свете и не интересоваться ни его жизнью, ни, вообще чужими странами.

В США нет и не может быть традиции снисходительного или пренебрежительного отношения к ручному труду, за который, кстати говоря, квалифицированным специалистам платят очень приличные деньги. Нет в США и традиции почтения перед личной начитанностью или сверхинформированностью: первое считается не более, чем хобби, а второе вызывает постоянные иронические шутки.  

19) ОБРАЗОВАНИЕ. В американских школах нет единой национальной системы образования, как в Европе. Прежде всего это вызвано тем, что каждый штат США имеет свои традиции и свой контроль над преподаванием. Другие причины -  разнообразие методик и отрицание за какой-либо инстанцией в США права диктовать и навязывать единые программы. Едина лишь программа по точным наукам (математика, физика и биология, химия в большинстве средних школ – факультатив по выбору). И изучается в первую очередь через призму истории штата. Однако если книги по мировой и собственной истории у средних американцев невероятно популярны, мировая и даже своя литература популярна много меньше, поскольку требует чтения текстов разной длины и разных эпох. Кроме того одна лишь англоязычная литература огромна, ибо существует далеко не только в Англии и США. В результате в школах США обычно изучают английский эпос («Беовулф»), Шекспира , Диккенса и Орвелла, а из собственных авторов: Готорна, Мелвилла, Эдгара А. По, Марка Твена, Уолта Уитмена как классиков 19 века, а из 20 века - Скотта Фитцджеральда, Стейнбека, Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»), Хэмингуэя, Харпер Ли и целый ряд местных и популярных в данный период авторов, например, «Повелитель мух» Голдинга. Но и этот список варьируется от штата к штату. В некоторых штатах изучают больше книг и авторов. В частных платных средних школах мировую литературу преподают более детально, а программы по литературе в высших учебных заведениях поражают своей широтой и охватом.

Шпаргалки, списывание, подсказывание и научный плагиат в США однозначно считаются морально нечистоплотными.  Это воспринимается как серьёзная форма мошенничества или воровства. В колледжах и университетах за них выгоняют с экзамена и даже отчисляют. Студенты, заметившие, что кто-то списывает или использует шпаргалку, обязаны доложить об этом администрации. Причина – реальная конкуренция среди рабочих мест для специалистов любой профессии и реальное желание работодателей иметь у себя профессионалов, а не халтурщиков.

20) ПОЛИТИЗИРОВАННОСТЬ. Американцы политизированны. Не только на словах, но и на деле. Значительная часть семейных финансовых средств постоянно отдаётся в различные фонды в пользу малоимущих, больных, неграмотных, на те или иные благие цели. Это ни в коей мере не покупка формальных индульгенций, чтобы тебя оставили в покое, а именно участие, причём участие самое эффективное – деньгами, субсидиями. В политике участвуют также хождением на митинги, пикеты, активной личной поддержкой различных политических начинаний и кампаний. Вся Америка покрыта густой сетью «community centers» - местных общественных центров, где регулярно собираются жители городских и пригородных микрорайонов, активно интересующихся вопросами общественного блага.

Американское сознание – сознание либеральное по преимуществу.  Дело в том,  что консервативное сознание – это защита реально выверенных и хорошо работающих ценностей прошлого и одновременно готовность идти навстречу всем разумным реформам, необходимым для интеграции в традиционное общество новых поколений и социальных групп.  Когда консерваторы становятся закрыты ко всем реформам и вообще не хотят допускать никаких, они перестают быть консераторами и становятся чистыми реакционерами. А поскольку современный мир вступил в естественный период объективно необратимого умирания всех патриархальных социальных и религиозных систем и идеологий, нынешние консерваторы всё чаще попадают в ловушку реакционности. Реакционность же, причём любая – беспроигрышный путь к насильственной ломке статуса-кво. Кроме того, оружие реакционеров, как и религиозных фундаменталистов на любой основе всегда одно и то же: подавление, насилие, страх, манипуляция и неверие ни в человеческое достоинство и здравомыслие, ни в Промысел свыше.

Сегодня слово «либерализм»  часто используется в Америке в значении «левое реформаторство», но это не должно никого вводить в заблуждение. Основа Америки – классический либерализм, и американские консерваторы по своей сути остаются теми же классическими либералами. Ни один американский консерватор, если он не повредился в уме, никогда не скажет о себе: «Да, я ретроград и мракобес». Его засмеют. Америка была и остаётся детищем мыслителей Эпохи Просвещения 17-18 веков. Отцы-Основатели Соединённых Штатов как таковых – это Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон и их сподвижники. Но в первую очередь отцом американской демократии является Джон Локк. Америка – реализация идей не только Локка, но и Гоббса, Вольтера, Монтескье, Руссо, Адама Смита, Томаса Пейна – всех тех, кто являются страшным пугалом для современной России, поскольку отстаивают человеческое достоинство, верховенство права, защиту прав человека. Именно этим мыслителям сегодня объявлена война не на жизнь, а на смерть средневековым московским сознанием. Именно им сегодня противопоставлены так называемые «традиционные ценности» Московской Руси – бесправие граждан и отсутствие гражданственности как таковой, верховенство силы, растворение личности в коллективе и право властей манипулировать своими подданными во имя любых целей, объявленных «великими».  Два главных бога, во имя которых сегодня московская церковь и московская тайная полиция объединились в борьбе с западным гуманизмом, суть Регресс и Репрессии.

Интересно отметить, что при всей своей звериности коммунистическая Россия не решалась напрямик избавиться от балласта принципов Эпохи Просвещения, из которых втайне ценила лишь очевидный перегиб – гильотину французских якобинцев. Избавиться от балласта принципов Эпохи Просвещения ей эффективно помогла Московская Патриархия. На наших с вами глазах.

21) ГОЛЛИВУД.  Мне иногда задают вопрос о  том, насколько  реальная жизнь США соответствует тому, как её изображает Голливуд. Отвечаю: на все 100%. Возможно, когда люди говорят о голливудских штампах и стереотипах, они забывают о том, что кино – единственное из всех искусств, которое не стремится дать фотографическое изображение объективной реальности, но в первую очередь оперирует мифами, а следовательно и архетипами. Если бы голливудское кино искажало реальность или приукрашивало её, фильм не был бы принят публикой и не окупил расходы на самого себя, а это в ситуации чистого капитализма всегда верная смерть. Кино - это мифология, развлечение, индустрия и средство воспитания зрителей. Одно дело - условности голливудской эстетики, например, хэппи-энд, обязательный в некоторых жанрах и отсутствие хэппи-энда в других, другое дело – коммерция и постоянная обратная связь между киномастерами и зрительской массой.

В истории звукового голливудского кино были периоды более (1929-36 и 1955-1980 годы) и менее (1937-1954 и 1990-е годы) реалистического показа повседневной жизни Америки и её проблем, но периодов тенденциозной идеологической интерпретации реальности здесь не было вообще, а пропагандистские ленты снимались только во время 2 Мировой войны, что естественно.  В Голливуде не всегда придают значение историческим деталям, особенно если это не касается Америки. Например в биографической  ленте о лётчице Амелии Экхард были показаны такие места её деятельности, как Тимбукту (Мали) и Карачи (Пакистан), тогда как это должно было бы быть Тимбукту (Французский Судан) и Карачи (Британская Индия). Или в серии об Индиане Джонсе над местом египетских раскопок полощется флаг современного, а не королевского Египта. Вы не всегда найдёте и точности в географических деталях: в поисках дикой природы Дальнего Запада или просто американского захолустья сегодня нередко выезжают в Канаду, не существует и станции вашингтонского метро «Джорджтаун», показанной в триллере «Нет выхода» с Кевином Костнером. Но в целом американская повседневность изображена очень точно.  Для обратного попросту нет причин.

Одним из основополагающих органичных принципов голливудской эстетики является практически совершенно не замеченное и не зафиксированное ни русской, ни украинской культурой и эстетикой понятие, сформулированное в 1817 С. Т. Колриджем и являющееся общим местом в англо-американской культуре. Я имею в виду понятие «suspended disbelief» или «willing suspension of disbelief», напрочь отсутствующее в русской Википедии (в том числе и в статье о самом Колридже) и прочих справочниках. Термин означает сознательное воздержание читателя или зрителя от неверия в правдоподобность изображаемого и используется не только в фантастическом или приключенческом жанре, но и в показе тех или иных сторон обыденной жизни.

Например, те, кто хорошо знаком с американским судопроизводством или с работой американских больниц, без труда заметят неточности в изображении оных некоторыми судебными и медицинскими драмами и телесериалами. Оперативники  ЦРУ тоже, как правило, не работают так, как это показано в ленте «Миссия невыполнима». Не из всех американских тюрем можно бежать, используя  вентиляционные трубы в потолке, не каждую входную дверь можно выбить одним или даже тремя ударами сапога, а сексом, не снимая нижнего белья, как нам часто показывают в последнее время из непонятно откуда взявшейся моды, занимается в США лишь очень-очень небольшой процент населения. Остальные предпочитают старый способ.

В социальном плане Голливуд  более всего рассказывает о среднем классе, достаточно часто о так называемых «синих воротничках» - рабочих. Малоимущие слои тоже изображаются часто, особенно в телесериалах. Богатых нередко изображают сатирически (эта традиция идёт ещё от Чаплина), любят притчи о перерождении богача в рыцаря (как в «Красотке»), о превращении скряги в раскаявшего благодетеля (как во всех вариантах «Скруджа»), о том, как к рассчётливому миллионеру внезапно вовращается человечность (как в фильме «Большой» с Т. Хэнксом). Архетипа «злого капиталиста», имеющегося в русской культуре, в мифологии США нет, но лент о разрушении личности под влиянием денег в Голливуде всегда было много, от немого периода («Алчность» Штрогейма) и до наших дней («И будет кровь», в русском прокате «Нефть»).

Разумеется, в 1990 годы Голливуд существенно изменился. Во-первых, здесь начали широко осваиваться и внедряться компьютерные спецэффекты. Во-вторых, впервые за более чем столетнюю историю американского кино основным потребителем продукции стала молодёжная аудитория: вплоть до конца 1980-х годов Голливуд снимал фильмы исключительно для взрослых, а молодёжное кино, как и детское, оставалось одним из многих жанров. Именно поэтому в последнее время то, что в Голливуде обычно было мейнстримом,  например такие фильмы, как «О Шмидте» (About Schmidt, 2002), «На обочине» (Sideways, 2004) или «Садовый штат» (Garden State, 2004), превратилось в артхаус, а глубина нередко стала подменяться быстрым темпом действия. Это тоже надо учитывать.

Я вырос на американском кино так называемой «Золотой Эры Голливуда» и был отчасти сформирован Новым Голливудом (фильмами, снимавшимися в 1966-1976). Переехав в Америку, я не обнаружил ни малейшего противоречия между эстетикой «фабрики грёз» и повседневной жизнью в США и продолжаю наслаждаться тем, что реальность, в которой я живу, николько не расходится с тем, какой я представлял её по американским книгам и фильмам – вплоть до мельчайших деталей.

Нравится ли это кому бы то ни было или нет, но Голливуд изображает американскую действительность такой, какая она есть на самом деле, а показываемые детали и нюансы зависят от условности разных жанров, от стилей или от требований времени.

22) РУГАТЕЛЬСТВА. В повседневной жизни американцы ругаются столь же часто, как это показано в голливудских фильмах, если только это не пожилые церковные дамы, профессора университетов или политические деятели. Но используются лишь такие восклицания, как «fuck!» и «motherfucker!». Не более того. Эти слова давно перестали быть матерщиной, чаще всего они выражают досаду и используются, когда на вас упала с полки чашка, когда вы попали молотком по пальцу вместо гвоздя или едва избежали неожиданного удара чьей-то машины на улице. Вы не услышите этих слов ни на торжественных банкетах, ни на конференциях, ни в университетском мире, ни в ресторанах или магазинах. На телевидении такие слова обычно вымарываются из звуковой дорожки или заглушаются при прямом эфире. Но не в кино.

Если кто-то использует «fuck you!» в реальной перепалке, это посерьёзнее, но тоже не столь уж оскорбительно. А если кто-то хочет действительно о ком-то плохо отозваться за глаза или в глаза, скорее всего это будет «fucking asshole!» На работе это используют в кругу близких друзей и коллег, отнюдь не в любой аудории. В армии и полиции да, постоянно, это традиция. Но представить себе, чтобы среди политиков высших эшелонов любой страны Европы или Америки царила такая же грязная матерщина как в российских политических кругах со времён Сталина - невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова