Яков Кротов. Путешественник по времени. Авторитет. Вспомогательные материалы.

Александр Мень

Доверяй, но проверяй

(Несколько слов о статье Л.Толстого «Верьте себе»)

Да, в чём-то Лев Толстой прав. Должен человек прислушиваться к своей внутренней жизни, к своего рода «шестому чувству», которое живет в нас. Главное в жизни, если оно не пропущено через твое «я», через личный опыт, может остаться лишь на поверхности, словно одежда.

Но есть в призыве «верьте себе» и ловушка

Толстой исповедовал несколько туманное учение о безличном Божестве, которое проявляется в каждом из нас. Подобные взгляды хорошо были известны в Индии и в Китае. Но почему-то Льву Николаевичу хотелось, чтобы это учение называли «учением Христа», или истинным христианством.

Между тем настоящая христианская вера, хотя и признает, что человек есть образ и подобие Божие, не считает нашу душу божественной.

Даже если использовать рецепт великого писателя и всмотреться, вслушаться в себя, что мы найдем? Разве Божество подсказывает нам злые, темные мысли, капризный эгоцентризм? Стоит ли так безоговорочно «верить себе», когда именно в моем «я» быстро и незаметно скапливается всевозможный сор — праздные мечтания, тщеславие, самолюбие и многое другое?

Рискованно, в таком случае, говорить, что дух, живущий в нас, — это Божество. Скорее уж, там спрятан целый зоопарк зверей и демонов. Будем в этом отношении честны к себе.

Каждый из нас знает, как нелегко справиться с собой, примирить внутренние противоречия. Считаться с этим очевидным опытом — значит, по сути дела, познать на своем опыте учение Библии о человеке, который пал, отделился от Бога и нуждается в Нем, чтобы обрести первоначальную чистоту. 

Еще раз: честность по отношению к себе не позволяет нам выставлять свои объективные мнения как последнюю инстанцию истины и свое сердце — как высший авторитет. Нужно доверять внутреннему голосу, но необходимо его и проверять. Проверять через коллективный опыт человечества, особенно через Заповеди Божии и соборный опыт Церкви.

Это касается и многих других вещей. 

Что бы вышло, если бы мы, например, верили только своим ощущениям, а не данным науки? Если бы пытались все известные ученым законы природы вывести собственными силами — с нуля? Не хватило бы жизни, даже если бы мы были долголетними, как галапагосские черепахи…

«Наука, — говорит один из героев А.С.Пушкина, — сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Точно так же опыт духовных людей, Слово Божие, отраженное в Библии и учении Церкви Христовой, помогают нам использовать и накопившиеся в течение веков сокровища духа. Это вовсе не значит, что вера должна быть «слепой». Отцы Церкви учили нас осмыслять её своим разумом, проводить через свой личный опыт.

Иными словами, всегда должно быть живая связь между нашим и тем, что содержится вне нас.

Плохо, если ты бездумно принимаешь все, что угодно, на веру. Но столь же плохо, если ты делаешь себя высшим мерилом истины. Ведь не только срок жизни ограничен, но и наш индивидуальный разум.

Если мы свободно и сознательно приняли Благую Весть Спасителя, мы тем самым признали невозможность нашими собственными силами достичь полноты жизни, жизни с Богом. Он дает её нам. И в любви к Нему, в доверии к Нему мы расширяем узкие рамки самости, расширяем свое сердце и сознание. Мы увидим тогда, что опасно слишком «верить себе», словно мы — источник всего самого светлого и прекрасного. Он есть Солнце правды, а если в нас, людях, тоже заэигается свет, то это свет планетный, отраженный. Ведь не будь Солнца что было бы с Луной и Землей? Они бы не сияли в космосе, а неслись бы в пустоте, подобно мертвым камням…

Оп. в самиздатском журнале: »Чьи мы?», 1989 №2. С. 2-4 Публикация В. Ерохина и Р. Гершзон

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели). Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами "Книга Якова Кротова", то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем