Яков Кротов. Путешественник по времени

Расизм

Вспомогательные материалы

Александр Мень

Из "Библиологического словаря"(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

 

РАСИЗМ И БИБЛИЯ. Расизмом называется учение о природном неравенстве народов и рас. В древние времена оно представляло собой лишь форму ксенофобических предрассудков. Только в 19 в. возникли попытки обосновать расизм с помощью науки. Они связаны с именами франц. писателя Жозефа Гобино (1816-82), немецкого эволюциониста Эрнста Геккеля (1834-1919) и англ. публициста, натурализовавшегося в Германии, Хayстона Чемберлена (1855-1927). Геккель, в частности, утверждал, что «разум является большей частью достоянием высших человеческих рас, а у низших он весьма несовершенен или вовсе неразвит. Эти первобытные племена, например, ведда или австралийские негры, в психологическом отношении стоят ближе к млекопитающим (обезьянам, собакам), чем к высокоцивилизованному европейцу» («Чудеса жизни», пер. с нем., СПб., 1908). Одни расисты противопоставляли европеоидную расу как «высшую» негроидной и монголоидной как «низшим»; другие делили белую расу на две псевдонаучные категории: «арийскую» и «семитскую».

 Последняя изображалась как антропологически недоразвитая («раса недочеловеков»).  В действительности совр. наука знает множество подрас белогo человека (индо-средиземноморскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и др.), к-рые отнюдь не совпадают с языковыми группами (индоевропейской, семитской, угро-финской и др.). Так, напр., арабы — по языку семиты, а греки — индоевропейцы,  но этнически они принадлежат к одной индо-средиземноморской подрасе (о единстве человека как вида см. ст. Моногенизм).

Представления о природном неравенстве народов были усвоены и применены в соц.-политич. практике амер. расизмом и нем. фашизмом. В идеологии последнего значит. роль сыграли концепции Чемберлена Х., который считал, что подлинное «арийское мировоззрение» связано с Индией и только оно достойно высшей расы. Он радикально отрицал ценность Библии, делая исключение только для Евангелия. В своей кн. «Слова Христа» («Worte Christi», 1901; pyc. пер.: «Явление Христа», СПб., 1906), доказывая «арийское» происхождение Основателя христианства тем, что Он был родом из «Галилеи языческой», Чемберлен призывал очистить Евангелие от евр. элементов, к-рые Христос «нашел вокруг себя и которые усвоил». На Чемберлена опирались представители нацистского крыла либерально-протестантской школы экзегезы (так называемые «немецкие христиане»). Православные богословы, католическое церковное руководство и значительная часть протестантов расценили подобные взгляды как антихристианские и лженаучные. Они исходили прежде всего из самой Библии, к-рая содержит недвусмысленное отрицание Р. Образ Адама означает кровное родство и единство всего человеческого рода; генеалогия народов в Быт 10 изображает нации как членов одной человеческой семьи, хотя и имеющих разные судьбы и призвания (см. ст. Этнография библейская). Согласно пророкам, все народы равны перед лицом Божьим (Aм 9:7). B притче о милосердном самарянине Господь Иисус показывает, что понятие «ближний» не ограничивается единоверцами или соплеменниками. По словам св. ап. Павла, приведенным в Деян 17:26, Бог произвел весь род человеческий от одной крови. Еще выше  биологического единства стоит единство духовное. Во Христе, учит ап. Павел, «нет различия между иудеем и эллином» (Рим 10:12; ср. Кол 3:11). 

 

l Прот.Булгаков  С., Р. и христианство, "Вестник РХД", 1989, ? 156-57; К а р м а н о в  Е., Христианство и расовая дискриминация, ЖМП, 1962, ? 2; [*К у д р я в ц е в - П л а т о н о в  В.Д.], О единстве рода человеческого, ПТО, 1852, т.11, 1853, т.12; свящ.М е н ь  А., Р. перед судом христианства, ЖМП, 1962, ? 3; М о ч у л ь с к и й К., Р. и западное христианство, "Путь", 1938-39, ? 58; Наука о расах и расизм, М.-Л., 1938; Расовая проблема и общество, сб. пер. с франц., М., 1957; Ч е б о к с а р о в Н.Н., Ч е б о к с а р о в а И.А., Народы,  расы, культуры, М., 1971; иностр. библиогр. см. в NСЕ, v.12, р.54-60.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем