Святом Семействе
и Свидетелях Христовых
Составители, авторы вступительных статей и комментариев
И. С. Свенцицкая А. П. Скогорев
М., "Когелет", 1999
Содержание: Евангелие Псевдо-Матфея. - Книга
Иосифа Плотника. - Евангелие Никодима (Акты Пилата).
- Сошествие Иоанна Предтечи во ад. - Смерть
Пилата. - Обращение Пилата. - Успение
Марии. - О священстве Иисуса Христа. - Деяние
6 из деяний Фомы.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая читателю книга содержит ряд позднеантичных и раннесредневековых
христианских апокрифов, связанных с именами Иисуса, Марии, Иосифа, Иоанна Крестителя,
а также тех, кого принято называть "свидетелями Христовыми", т. е. людьми,
упомянутыми в Новом завете, которые видели Христа, как, например, Никодим или
Иосиф из Аримафеи. О судьбе этих людей, как и о кончине Марии и Иосифа в священных
книгах ничего не говорится. В то же время в среде верующих начиная со II в. возрастал
интерес ко всему, что прямо или косвенно было связано с земной биографией Христа,
которую народная фантазия расцвечивала самыми невероятными чудесами и событиями.
Они были порой заимствованы из фольклора, из устных преданий, передаваемых проповедниками,
а порой сконструированы благочестивыми переписчиками, обрабатывавшими такие сказания
с тем, чтобы облечь в доступную для бывших язычников форму положения христианского
вероучения. Подобные рассказы должны были также ответить на вопросы, волновавшие
рядовых верующих: как будут наказаны враги Иисуса, какая судьба постигла Понтия
Пилата, какие конкретно муки уготованы грешникам, кто может стать защитником раскаявшихся?
Ответы на эти вопросы верующие получали из многочисленных писаний, в которых отражалось
то, что можно назвать "народным христианством" и что существенно расходилось
и с новозаветной, традицией и с учением отцов Церкви.
Ортодоксальная Церковь
(и православная, и католическая) не признавала внеканонические писания источниками
вероучения, считая их апокрифическими, т. е. тайными, подложными. Некоторые из
них были запрещены ("отречены"), некоторые - как, например, "Сошествие
Христа во ад" или "Успение Марии", - стали основой церковного предания
в православии и католичестве, хотя сами тексты священными признаны не были (протестанты
всех направлений церковное предание отрицают). Однако, невзирая на запреты, тяга
к занимательно-нравоучительному чтению была такова, что апокрифы переписывались,
переводились на разные языки и многие рукописи дошли до нашего времени.
Чтобы показать популярность позднехристианских апокрифов, составители дают
переводы разных апокрифов с различных языков (латинского, греческого, славянских
и т. п.). Особняком среди апокрифов, представленных в этой книге, стоит позневизантийское
писание "О священстве Иисуса", поскольку в нем Иисус избирается священником
Иерусалимского храма. Тем не менее составители сочли возможным именно в силу необычности
включить его в книгу, поместив в ее конец. Большинство приведенных в этой книге
апокрифов было уже опубликовано в дореволюционное время, однако для широкого читателя
эти публикации труднодоступны. Переводы сказаний о гибели Пилата и описание ада
из греческой версии "Деяний Фомы" публикуются впервые.
В качестве Приложения составители предлагают отрывок из "Деяний святого
апостола Фомы", где подробно описываются муки грешников в аду. Они считают,
что такое описание явится своеобразным продолжением апокрифов о сошествии в ад
Иисуса и о пребывании в аду Иоанна Крестителя; оно показывает, как развивались
массовые христианские представления о месте и способах наказания, поскольку в
евангелиях Нового завета все детали, содержащиеся в апокрифе, отсутствуют.
Текстам апокрифов предшествуют небольшие вступительные статьи, а комментарии
поясняют отдельные выражения, имена и термины.
В заключение хочется напомнить, что приведенные в книге тексты - лишь небольшая
часть дошедшей до нас апокрифической христианской литературы. Мы надеемся, что
эта и дальнейшие публикации раскроют перед читателями все ее разнообразие и богатство.
|