ПРИМЕЧАНИЯ
1. Главное действующее лицо этой трагедии — Марк Порций Катон Утический (95-46 гг. до н.э.). Убежденный сторонник старой аристократической республики, Катон с тревогой следил за возвышением Юлия Цезаря и, когда борьба между Помпеем и Цезарем привела к гражданской войне, примкнул к помпеянцам. После битвы при Тапсе (Северная Африка), закончившейся полным поражением помпеянцев, Катон покончил самоубийством. Его честность и непреклонность, а также стойкость, с какой он умер, впоследствии восхвалялись римскими республиканцами, так что вполне правомерно, что Матерн своей трагедией вызвал неудовольствие в придворных кругах.
2. Борьба Фиеста с Атреем, судьбы потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие за совершенные им злодеяния, — сюжеты, неоднократно трактовавшиеся в античной литературе ("Орестея" Эсхила, "Фиест" Сенеки, не дошедшая до нас одноименная трагедия Вария). 3. История Медеи — также излюбленный сюжет античной литературы: к нему обращались Еврипид, Сенека, Овидий (в не дошедшей до нас трагедии).
4. По-видимому, здесь идет речь о Луции Домиции Агенобарбе, последовательном противнике Юлия Цезаря (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Юлий 23-24; Нерон 2).
5. В латинском тексте использовано слово graeculus, которому присущ пренебрежительно-презрительный оттенок. Давнее неумеренное пристрастие ко всему греческому (ремесленным изделиям, произведениям искусства, науке и литературе) вызвало в качестве ответной реакции отмеченное пренебрежительно-презрительное отношение к грекам, тем более что еще во II в. до н.э. римляне, завоевав Грецию, лишили их политической самостоятельности.
6. Т.е. Юлий Секунд.
7. Красноречие в этом понимании — словесное искусство вообще.
8. Текст в этом месте дефектен.
9. О столкновении в сенате между Гельвидием Приском Старшим, зятем Тразеи Пета, и обвинителем Тразеи Эприем Марцеллом см.: Тацит. История, IV, 6, и сл., а также: История, IV, 43.
10. У римлян было принято являться с утренним приветствием к могущественным и влиятельным людям.
11. Т.е. дара речи.
12. Т.е. сенаторского достоинства, отличительным знаком которого была широкая пурпурная полоса на тунике.
13. Апр был уроженцем Галлии (см. гл. 10), но из каких именно мест, неизвестно.
14. Центумвиры — члены судебной коллегии ста (фактически ста пяти, а в эпоху империи — ста восьмидесяти), разбиравшей преимущественно дела о наследстве.
15. Император (принцепс) мог затребовать любое судебное дело для личного рассмотрения, отменить ранее вынесенный по нему приговор и решить его наново.
16. Простолюдины обычно не носили тоги: их одежда состояла из туники, поверх которой в холодное время года надевался плащ (pallium).
17. Вибий Крисп был родом из Капуи, Эприй Марцелл — из Верцелл (ныне Верчелли в северной Италии).
18. Т.е. император Веспасиан.
19. Веспасиан родился в 7 г. н.э., умер в 79 г.
20. Высказывания подобного рода можно встретить у многих римских поэтов (Горация, Овидия и др.).
21. Матерн, по-видимому, был также родом из Галлии, хотя не исключено, что его родина — Испания.
22. Римская любовная элегия широко представлена в творчестве Тибулла, Проперция и Овидия; ее содержание — "трудная" любовь поэта к своей "владычице", заставившей его испытать невзгоды любви, благодаря чему он становится наставником в ней, мастером "любовного искусства"; здесь ямбы — особый жанр сатирических стихотворений.
23. В отличие от Рима, где занятие сценическим искусством считалось позорным и унизительным.
24. Подобные статуи устанавливались в первом (от входа) помещении дома (атрий) по решению сената и с одобрения императора.
25. Т.е. не в качестве подсудимого.
26. Т.е. траурной одежды, в которую, по римскому обычаю, облачались ответчики и подсудимые.
27. Т.е. после установления режима единоличной власти.
28. Речь идет о пребывании Аполлона в течение 8 лет у царя Адмета, к которому он удалился по решению Зевса во искупление совершенного им греха — убийства обитавшего на горе Парнасе дракона Пифона (греческая мифология).
29. Вергилий, владея домом в Риме, предпочитал жить в южной Италии и на Сицилии.
30. Музам и Аполлону был посвящен источник Касталия на горе Парнасе у г. Дельф в Фокиде (Греция).
31. Т.е. отказывая часть имущества императорам, чтобы тем самым обеспечить все остальное своим наследникам.
32. Имеются в виду статуи в общественных местах, мемориальные надписи и т.д.
33. Речь идет об известном ораторе Марке Аквилии Регуле, сводном брате Випстана Мессалы, начавшем деятельность политического обвинителя в последние годы правления Нерона.
34. Диалог Цицерона "Гортензий" до нас не дошел; о нем часто упоминают и сам Цицерон, и многие позднейшие авторы, из чего можно заключить, что это сочинение, посвященное рассмотрению этических проблем, пользовалось в свое время большой популярностью.
35. Речь идет о так называемом Великом мировом годе, учение о котором излагается в космогонии философских школ платоников и стоиков.
36. Т.е 7 декабря 43 г. до н.э.
37. Т.е. императора Калигулу.
38. Упоминаемые здесь письма до нас не дошли.
39. Кассий Север крайне отрицательно относился к декламационному стилю ораторской речи. В "Контроверсиях" Сенеки Старшего (введение к книге III) приводятся высказывания Кассия по этому поводу: "Я привык, — говорит он, — смотреть не на слушателя, а на судью; я привык отвечать не себе самому, а противнику; я избегаю говорить пустое и противоречивое". Речи Кассия отличались ясностью, энергией, едкостью; современниками он был прозван Бешеным.
40. Эти книги до нас не дошли.
41. Имеются в виду 5 речей Цицерона, в которых он обвинял бывшего правителя Сицилии Гая Корнелия Верреса в 70 г. до н.э.
42. В случае, если ответчик в римском суде оспаривал справедливость притязаний истца, судья (претор) включал в так называемую формулу (юридическую формулировку разбираемого судом спора сторон) особую оговорку (exceptio).
43. Обе речи написаны Цицероном: первая сохранилась в крупных связных фрагментах, вторая полностью (в собрание речей Цицерона обычно включают 57 речей, дошедших до нас либо полностью, либо в связных отрывках; сохранились также незначительные фрагменты еще 17 речей, и, кроме того, 30 его не дошедших до нас речей упоминаются у различных авторов).
44. В этом месте рукописи не дают достоверного чтения: возможно, что некоторые приводимые здесь имена прочитаны неправильно, так, например, называемого Апром Аттия идентифицировать не удалось. Идентификации упоминаемых тут Фурния Кануция и Торания также предположительны.
45. Эта не дошедшая до нас речь была произнесена Брутом перед Юлием Цезарем в Никее в 47 г.; известна и сохранившаяся речь Цицерона в защиту Дейотара (45 г. до н.э.).
46. О поэтических произведениях Юлия Цезаря см.: Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Юлий, 56; о стихах Брута, Цицерона и других видных ораторов сообщает Плиний Младший в "Письмах" (V, 3).
47. Первое выражение Цицерон употребил в речи против Пизона, второе, приведя его как распространенную среди сицилийцев остроту, во второй речи против Верреса (121) дело в том, что латинское ius verrinum переведенное нами как правопорядок Верреса, одновременно может означать и "свиная похлебка".
48. Хотя Цицерон и злоупотреблял порой приводимыми Апром словами, все же Апр явно несправедлив по отношению к Цицерону.
49. Из всех собеседников "Диалога об ораторах" один Випстан Мессала римлянин по рождению, все прочие — уроженцы Галлии; вот почему Матерн называет ораторов прошлого предками Мессалы.
50."Брут" написан Цицероном в 47 г. до н.э.
51. О своих занятиях с Диодотом Стоиком Цицерон рассказывает в "Бруте"(309).
52. В Греции Цицерон провел 2 года, возвратившись в Рим в 77 г. до н.э.; об этой поездке в Грецию и Малую Азию он рассказывает в "Бруте" (315). Цицерон бывал в Греции и позднее.
53. Перипатетики — созданная Аристотелем философская школа (считается, что ее название происходит от греческого слова Peripato", что означает "прогулка", так как Аристотель проводил занятия с учениками в рощах афинского Ликея); виднейшие перипатетики — Эвдем, Аристоксен, Теофраст.
54. Академики — последователи Платона (Платон собирал своих учеников в саду, посвященном легендарному герою Академу, откуда созданная им философская школа получила название Академии, а его ученики и последователи стали называться академиками). Со времен античности принято различать древнюю и новую Академию.
55. Данное место характеризует отношение Тацита к философскому учению Эпикура: не одобряя его в целом, он все же относился к нему терпимо и находил в нем кое-что приемлемым для себя.
56. Сообщение об этом можно найти у Плутарха (Демосфен, 5), у Цицерона (Брут, 121, Об ораторе, 1, 89,), у Апулея (Апология, 15) и у других античных авторов.
57. Цицерон. Оратор, 12.
58. Так, например, отец Цицерона определил его в обучение к Квинту Муцию Сцеволе, а Целий стал учеником Цицерона; да и с Тацитом, судя по "Диалогу об ораторах" (2), дело обстояло подобным же образом.
59. Имеются в виду палки с тупым концом, которыми пользовались для обучения фехтованию воинов и гладиаторов.
60. См.: Цицерон. Об ораторе, III, 94.
61. Аналогичные высказывания о школах риторов можно встретить и у других античных авторов, например у Плиния Младшего (Письма, VIII, 23), у Квинтилиана (Воспитание оратора, II, 2, 9) и др.
62. Свасории — риторические упражнения, представлявшие собой размышления, вкладываемые в уста историческим лицам или (реже) мифологическим персонажам в какой-либо острой ситуации; хонтроверсии — также риторические упражнения, состоявшие в произнесении речей на надуманные, далекие от реальной жизни темы. Характеристику контроверсий см также: Светоний. О грамматиках и риторах, 25.
63. Ср.: Петроний. Сатирикон, 1.
64. Речи на тему о наградах тираноубийцам широко практиковались в школах риторов, см.: Сенека Старший. Контроверсии, I, 7; II, 5; IV, 7; VII, 6; IX, 4; Квинтилиан. Воспитание оратора, VII, 2, 3, 4, 7, 8 и др.; очевидно, в этом сказывались антимонархические тенденции в эпоху империи. Немало риторов было казнено или изгнано за вольномыслие Калигулой, Нероном и Домицианом.
65. См.: Сенека Старший. Контроверсии, I, 5; II, 11; III, 5 и т.д. В 1, 5 похищенная требует или предания смерти похитившего ее, или чтобы он женился на ней, не домогаясь приданого.
66. См., например: Квинтилиан. Воспитание оратора, II, 10; Петроний. Сатирикон, 1, — речь идет о принесении в жертву богам ради их умилостивления и прекращения таким образом моровой язвы дочерей и сыновей видных лиц, и т.п.
67. См.: Сенека Старший. Контроверсии, I, 3; VI, 6; Квинтилиан. Воспитание оратора, VII, 8 и др.
68. В этом месте в рукописях "Диалога об ораторах" большой пропуск (в некоторых рукописях указано, что отсутствует 6 листов, в других — 6 страниц). Таким образом, речь Мессалы лишена окончания. В главе 36 отсутствует начало речи Матерна или, как находят некоторые исследователи, Секунда.
69. Т.е. в республиканский период.
70. Т.е. жители провинций, обвинявших в злоупотреблениях римских правителей этих провинций.
71. Например, Цицерон, после убийства Цезаря в 44 г. до н.э. вступивший в борьбу с Антонием (в то время Цицерон не занимал никаких официальных должностей), или Марк Лициний Муциан, обеспечивший императорскую власть Веспасиану, и др.
72. Т.е. клиентуру в адвокатской практике.
73. Эти сборники до нас не дошли.
74. Так называлось в римском судопроизводстве предварительное определение, выносимое судьей (претором) впредь до окончательного решения дела на судебном разбирательстве, например интердикт об охране спорной собственности и т.п.
75. По Порциеву закону воспрещалось казнить или подвергать бичеванию римских граждан: должностные лица, повинные в нарушении этого закона, могли быть привлечены (и порою привлекались) к суду.
76. В 364 г. до н.э. Демосфен произнес в суде 5 речей против недобросовестных опекунов, присвоивших большую часть оставленного ему и его сестре наследства, и выиграл этот процесс.
77. Против Катилины Цицерон в 63 г. до н.э. произнес 4 речи.
78. Против Верреса Цицероном в 70 г. до н.э. было написано 7 речей.
79. Речи Цицерона против Антония (всего 14), называемые также "Филиппиками", относятся к 44-43 гг. до н.э.
80. Речь идет о так называемых comperendinationes — трехдневных отсрочках для вынесения решения по не требующим доследования судебным делам.
81. В 52 г. до н.э.
82. Речь идет о так называемой paenula — дорожном плаще узкого покроя, стеснявшем движения оратора.
83. Auditoria и tabularia — собственно залы для декламации и помещения для хранения архивов.
84. Исследователи "Диалога об ораторах" считающие, что, начиная с 36 главы (см. прим. 68) и вплоть до слов: "Мы беседуем не о чем-то спокойном...", — говорит Секунд, полагают, что и в этом месте недостает части текста, а именно окончания речи Секунда и начала речи Матерна.
85. Аналогичное высказывание см.: Цицерон. Брут, 50. Впрочем, о критянах Цицерон не упоминает.
86. Ср.: Тацит. Анналы, III, 26.
87. Цицерон, как известно, в течение 44 и 43 гг. выступил с 14 речами против Антония, но после того как Октавиан помирился с Антонием, последний категорически потребовал внесения имени Цицерона в первый же проскрипционный список, Цицерон сделал попытку покинуть Италию морем, но из-за дурной погоды принужден был сойти с корабля, и 7 декабря 43 г. его настигли и убили люди Антония. Голова и правая рука Цицерона были отрублены и отправлены Антонию в Рим. |