СТРОМАТЫ
К оглавлению
КНИГА ПЕРВАЯ
Примечания
[6] Menander, Misoumenos 18, fr.
527; cf. Aulus Gellius, Noctes Att. 3, 16, 3; Plato, Rep. VII 535 e.
[31] Plato, Leges, VIII 844 a–b.
[33] Этим мудрецом (по предположению Евсевия)
был Пантен, учитель Климента. Кто были остальные сказать трудно. Исследователи
склонны видеть здесь возможное указание на Мелитона из Сард, Теофила Керарейского,
Теодота и др. раннехристианских учителей, с которыми мог общаться Климент.
[34] Cf. Euripides, Hippolytus 73–81.
[40] Возможно, указание на практику Элевсинских
мистерий, в которых яркий свет означал кульминацию откровения. На это указывает
и следующая фраза, где Климент продолжает рассуждение о мистериях.
[45] Здесь Климент говорит
о тематическом расположении материала в Строматах или, буквально, «по главам».
Учитывая тот факт, что текст Стромат не был в античности разбит на главы,
сказанное несомненно означает расположение по темам.
[46] Plato, Epistula II, 314 c.
[47] Clemens Rom. I Cor. 7, 2.
[50] «Золотая рыбка». Cf. Athenaeus, 7,
282. Возможно, имеется
в виду Labrus или Serranus Anthias. См.: D'Arcy W. Thompson,
A Glossary of Greek Fishes (London, 1947), items 14 and 98. Возможно, здесь Климент
имеет в виду Mt. 13: 45–48.
[52] Democritos, fr. B 68 DK.
[53] Homerus, Ilias, XX 248–250.
[54] Solon, fr. 11, 7.5.6 (Plutarchus,
Solon, 30). Цитата Климента не точна. Климент
переставляет строки и несколько меняет смысл пассажа. Русский перевод фрагмента
см. в.: Эллинские поэты VIII – III веков до н.э. Эпос,
элегия, ямбы, мелика (Издание подготовили М.Л. Гаспаров, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо).
М.: "Ладомир», 1999. Солон, фр. 15 (20). Текст несколько исправлен в соответствии
с критическим изданием текстов Солона.
[58] Cratinus, fr. 2 CAF. Кратин – комический поэт середины пятого
века до н.э.
[59] Iophon, fr. 1 TGF. Иофон трагик был сыном Софокла.
[61] [Homerus] Margites, fr. 2 Kinkel.
[62] Hesiodus, fr. 193 Rzach; Opera
et dies, 649.
[84] Cf. Philo, De congr. 77. Первая из многочисленных, как правило,
анонимных, цитат из Филона Александрийского. Подробнее
об этом см. серию работ Анневиес ван ден Хук, прежде всего, ее монографию: Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis (Vigiliae Christianae Suppl. 3). Leiden, 1988. (Пользуясь
случаем, хочу выразить благодарность проф. Хук за интересную дискуссию и копию
ее книги, которую она мне презентовала). О методах цитирования Климента и его обращении
с источниками см. подробнее предисловие к этому тому.
[85] Gen. 11: 30; 16: 1–16.
[88] Philo. De congr. erud. gr. 20,
43–7.
[89] Сократический вопрос о том, можно ли «научиться
мудрости» часто обсуждался классическими авторами. См., например, диалоги Платона
(Meno, 71 a; Protagoras 328 c, etc.) или Никомахову этику Аристотеля
(Ethica Nicom. VI 1139 b 25). Однако источником Климента здесь по
прежнему является сочинение О связи с греческими науками Филона (De congr., 34–37).
[95] Неточная цитат из Plato, Rep. VI, 424 a.
[101] Cf. Anaxarchus, DK 72 B 1. Анаксарх был последователем Демокрита и
спутником Александра Македонского.
[102] Hesiodus, fr. 197 Rzach.
[104] Текст этого предложения содержит лакуну.
Общий смысл, однако, ясен.
[108] Нечто подобное говорится у Секста Эмпирика
(Adv. Math. II, 12).
[109] Cf. Topica, IV, 126 a 30.
[111] Euripides, Phoenissae, 470–472. Контекст этого пассажа таков:
У истины всегда простые речи.
Она бежит прикрас и пестроты.
И внешние ей не нужны опоры,
А кривды речь недуг в себе таит,
И хитрое потребно ей лекарство.
[113] Euripides, fr. 56; 439.
[118] Euripides, Antiopa, fr. 206.
[121] Реминисценция известного положения платоновского
Протагора «никто не творит зла по своей воле».
[122] Имеется в виду usucapio – институт римского права.
[125] Эпитет
Одиссея у Гомера. Cf. Ilias I, 31, etc.
[126] Cf. Plato, Gorgias 486 d.
[127] Текст испорчен. Перевод передает общий
смысл.
[129] Cf. Plato, Rep. VII 534 e.
[135] Plato, Politicus 261 e. Однако у Платона нет никаких указаний
на то, что чужеземец из диалога Политик был пифагорейцем. Скорее всего,
он был софистом.
[136] Plato, Theaetetus 184 c.
[139] Pindarus, fr. 170 b (отрывок 180 Гаспаров).
[153] Источник неизвестен.
[159] Это высказывание Климента является элементом
его полемики с гностиками, которую он ведет на протяжении всех Стромат.
[160] Cf. Plato, Rep. X 613 a–b; Theaetetus
176 b.
|