СТРОМАТЫ
К оглавлению
КНИГА ВТОРАЯ
[2] Последние два предложения переставлены
местами для связности текста.
[3] Heraclitus, fr. 101 DK; Plutarch.,
Moralia, 1118 c.
[5] Hermas, Visiones III 13, 4.
[23] Heraclitus, fr. 17 DK (3 Marcovich).
[26] Hebr. 11: 1-2.6. Терминология стоическая и эпикурейская.
Подробнее см. Strom. V, 1, 4 и комментарий к этому месту.
[27] Cf.: Philo, De congr., 140; Chrysippus,
SVF 2, 93-95; Sextus Empiricus, Adv. Math. VII 151; Diogenes Laert. VII 47.165.
[28] Theophrastus, fr. 13 Wimmer.
[30] Cf. Chrysippus, Fr. phys. 988
Arnim (SVF III).
[35] Plato, Sophista 246 a-b.
[38] Cf. Theodoret., Gr. aff. curatio
I 90.
[39] Epicurus, fr. 255 Usener.
[42] Heraclitus, fr. 11 Marcovich;
18 DK
[43] Plato, Leg. V 730 b-c.
[44] Plato, Euthymenus 291 d.
[45] Plato, Politicus, 259 a-b.
[46] [Plato], Minos 314 c.
[48] Cf. Philo, Vita Mos. I 162, 2.4;
Plato, Politicus 295 e, 311 b-c.
[50] Скитала – деревянная дубинка, используемая
стартанцами для передачи шифрованных сообщений. Применялся следующий способ: на
палку наворачивался ремень, на котором в поперечном направлении писалось сообщение.
Затем ремень снимался с палки и посылался по назначению. Получатель навертывал
ремень на палку известной ему величины и таким образом читал сообщение. См.: Plutarch., Lysander 19.
[51] Pindar. fr. 49 (ap. Plato, Gorgias
484 b).
[52] Speusippus, fr. 193 SVF III 619.
[56] [Plato] Minos 319 d; Homerus,
Odyssea XIX 179.
[61] Plato, Phaedrus 279 b-c.
[62] Plato, Leg. V 742 e.
[66] Plato, Leg. V 736 e.
[67] Plato, Alcibiades I, 135 c.
[71] Plato, Leg. IX 859 d-e.
[73] Plato, Politicus 259 a-b.
[74] Вольная цитата из Plato, Leg. I 630 b-c.
[76] Xenocrates, fr. 9 (6 Heinze).
[78] Epicharmus, fr. 249 Kaibel.
[79] Heraclitus, fr. 1g Marcovich
(19 DK).
[83] Is. 52: 7; Rom. 10: 14-17.
[84] О магнесийском камне см.: Plato, Ion 533 d-e. Климент использует два различных слова,
обозначающих янтарь.
[87] h( meÜn pi/sti»
u(po/lhyi» e(kou/sio» kaiÜ pro/lhyi» eu)gnw/mwn proÜ katalh/yew», prosdoki/a
deÜ [do/ca] me/llonto».
[89] Is. 54: 1; Gal. 4: 27.
[90] Скорее пересказ, нежели цитата. Близкий
по смыслу фрагмент см.: Is. 54: 2 sq.
[91] Происхождение
этого пассажа неизвестно.
[92] Hab. 2: 4; Rom. 1: 17.
[95] Barnabas, Epistula 1, 5, 2, 2-3.
[96] Cf. Exod. 20: 13-16.
[97] Термин стоический. См. SVF III 175, 431; Cicero, Tusculan. Disput.
IV 6 13.
[100] О трояком разделении благ см.: Aristotelis Ethica Nicom. I
8, 1098 b 12 sq.
[104] Cf. Jes. 33: 11; 18: 23.32.
[106] Cf. Prov. 10: 4; 5: 8.
[108] Barnabas, Epistula 4, 11.
[109] Cf. Excerpta ex Theotodo, 16, где Климент полагает, что речь здесь
идет о Святом Духе, который валентиниане называют Духом Замысла Отца, а последователи
Василида – Служителем.
[110] Отрывочность высказывания не позволяет
сказать определенно, что же сделали ангелы. Предлагаемый перевод a)fani/zein как скрыть или сокрыть мне
представляется наиболее точным. R. Haardt переводит h)fa/nisan как испортили, Grant разрушили. A. Orbe полагает, что это энигматическое замечание
может указывать на Gen. 2: 2. Подробнее об учении Валентина
и его последователей и собрание фрагментов и свидетельств см.: Е.В. Афонасин.
Школа Валентина. СПб., 2002.
[111] Cf. Aristoteles, Topica IV 5,
126 b 17.
[112] Имеется в виду гностическая София.
[113] Текст пассажа не очень ясный и, вероятно,
испорчен. Плерома – это гностический термин, означающий божественную Полноту,
обитель Эонов.
[125] Rom. 10: 19; Deut. 32: 21.
[126] Rom. 10: 20; Is. 65: 1.
[127] Rom. 10: 21; Is. 65: 2.
[129] Hermas, Poim. Similitud. 9, 16,
5-7.
[131] Plato, Theaetetus 155 d; cf.
Aristoteles, Metaphysica I 982 b 12.
[132] Апокриф, приписываемый Матфею.
[133] Апокриф,
авторство которого также приписывается Матфею, на который Климент ссылается довольно
часто.
[134] Cf. Plato, Theaetetus 176 a-b.
[147] Здесь Климент снова опирается на Филона
(De congr. 102-106).
[152] Об этом факте упоминается и другими раннехристианскими
авторами. Юстин говорит, например, что последователи почитали Симона как бога
и даже воздвигли ему статую с надписью Simoni Deo Sancto (Apol. I 26,3). Примечательно, что статуя, посвященная
богу Семо действительно существовала, но Симон Маг едва ли имеет к ней отношения.
Подробнее: см. Школа Валентина, с. 48–54.
[158] Prov. 3: 16; 10:
27.
[159] Chrysippus, fr. phys. 992, SVF
II.
[160] Hermas, Poim. Visiones, 3:8. Источник следующей цитаты неизвестен.
[161] Hermas, Mandates 7, 1-4.
[162] Hermas, Mandates 4,
2, 2.
[163] Hermas, Mandates 4, 3.
[168] Prov. 11: 5. Цитируется Климентом в
двух различных греческих вариантах.
|