Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Климент Александрийский

СТРОМАТЫ

К оглавлению

КНИГА ШЕСТАЯ

Примечания

[200] Cf. Gen. 15: 5; Philo, Quest. in Gen. III 3; Strom. V 8 sq. (где Климент повторяет эту мысль).

[201] Ps. 111: 6.

[202] Ps. 111: 7.

[203] Cf. Plato, Rep. VII 534 e.

[204] Ps. 104: 3.

[205] Cf. Heb. 1: 1.

[206] Pindar., fr. 205 Snell.

[207] Gen. 14: 14.

[208] Gen. 3: 6.

[209] Cf. Philo, Quaest. in Gen. I 91. См. т.ж.: Nicomachus, Introd. Arithm. II 9 ,3; Jamblichus,  In Nicom. Arithm., P. 75, 11-15 Pistelli.

[210] Num. 8: 24.

[211] Арифметическую последовательность составят числа 6 - 9 - 12, геометрическую 6 - 8 - 9 - 12, гармоническую 6 - 8 - 12.

[212] Gen. 6: 14-16.

[213] Eph. 4: 13.

[214] Exod. 25: 22-24.

[215] Aristoxenus, fr. 84 Wehrli. Согласно этому автору, было три музыкальных стиля: e)narmoniko/n, dia/tonon, xrwmatiko/n. См.: Aristoxenus, Elementa rhythmica, ed. L. Pearson (Oxford, 1990).

[216] Terpander, fr.1 Bergk (Fr. 1 Diehl, Anth. Lyr. II 2).

[217] Ps. 21: 1; I Cor. 10: 26.

[218] Ps. 44: 10.14.

[219] Cf. Io. 1: 17; Sap. 9: 17-18.

[220] Sap. 8: 8.

[221] Sap. 6: 10.

[222] Sap. 7: 16.28.

[223] Sap. 14: 2.

[224] MS: suna/logoi lo/gou tou= kuriakou=. Исправление, предложенное O. Stählin: ei)sin a)/logoi ktl.

[225] Sophocles, fr. inc. 695.

[226] Io. 3: 30.

[227] Io. 1: 3.

[228] Сf. Eph. 2: 20.

[229] Mt. 13: 47.

[230] Sap. 8: 7.

[231] Sap. 2: 22-25.

[232] Выражение заимствовано из Plato, Theaet. 176 b: di/kaioj kaiÜ o(/sioj metaÜ fronh/sewj.

[233] Ps 16: 3.

[234] Это и последующее утверждение ср.: Chrysippus, fr. mor. 110 Arnim.

[235] Выражение из платоновского Критона (Crito 48 b).

[236] Gen 18: 12

[237] Gen. 20: 12.

[238] I Reg. 1: 13.

[239] Cf. Mt. 7: 7.

[240] Mt. 5: 8; I Cor. 13: 12.

[241] Plato, Phaedr., 250 b.

[242] Tob. 12: 8.

[243] tetra/gwnoj, cf. Plato, Protag. 339.  "Квадратное" число, четверица, является символом совершенства и включает в себя всю совокупность десяти чисел: 1+2+3+4=10.

[244] Gen. 15: 6.

[245] II Cor. 6: 7.

[246] Mt. 5: 48.

[247] Io. 13: 33.

[248] Lc. 20: 36.

[249] Apoc. 4: 4.

[250] Hebr 1: 1; Eph. 2: 14; 4: 13.

[251] Cf. I Cor. 2: 9.

[252] I Thess. 4: 17.

[253] Ps. 14: 1.

[254] Io. 10: 6.

[255] Io. 10: 27.

[256] Mc. 5: 34.

[257] Я сохраняю чтение MS. Сказанное здесь Климентом, по-видимому, соответствует его словам о "тяжести грехов", которые губят душу в мировом катаклизме (Strom. VI 52, 1-2, supra). O. Stählin предлагает исправление: "…еще не оставив плоть…", базируясь на 75, 3 (supra).

[258] Sap. 4: 17.

[259] Sap. 5: 3-5.

[260] Cf. Deut. 4:19.

[261] Cf. Ps. 1: 4; Is. 40: 15.

[262] Я сохраняю чтение манускрипта. Höschel (на основании параллельного пассажа в Sacra Parall.) предлагает чтение par ) o(/lon. Смысл пассажа в таком случае таков: "… использовать, не зная зачем это нужно во всей (?) жизни". 

[263] Неизвестный автор, Adesp. 104 b PLG.

[264] Cf. Mt. 16: 26; Mc. 8: 36.

[265] Euripides, fr. inc. 918.

[266] Sap. 3: 9.

[267] Sap. 3: 14.

[268] Mt. 13: 8.

[269] Ps. 49: 21.

[270] Mt. 10: 25.

[271] Cf. Mt. 10: 27.

[272] Mt. 5: 20.

[273] Ps. 44: 5.

[274] Hos. 14: 10.

[275] Amos 5: 13.

[276] Mt. 11: 15.

[277] Ps. 17: 12 sq.

[278] Is. 50: 4 sq.

[279] e)nofqalmismo/j "глазкование".

[280] Этот раздел во многом параллелен началу пятой книги Стромат и является кратким повторением там сказанного, поэтому читателю рекомендуется еще раз обратиться к Strom. V 6, 1 sq.

[281] I Cor. 8: 7.

[282] Sap. 6: 12-16.

[283] Cf. Sap. 6: 17-20.

[284] Cf. Aristoteles, Anal. Prior. II 27 7 a 7-10.

[285] Cf. Cicero, De inventione rhetorica, I 24, 34.

[286] Ср. подобное рассуждение в Strom. V 6, 1.

[287] Cf. Strom. V 84, 1; Plato, Tim. 40 d-e.

[288] Act. 16: 3.

[289] Dan. 5: 7.29.

[290] Этот раздел во многом следует уже сказанному в девятой главе пятой книги (Strom. V 56, 3 sq.). Вообще говоря, эта тема, как мы видели, любимый конек нашего автора.

[291] Mt. 10: 27.

[292] Mt. 13: 34.

[293] Io. 1: 3.

[294] Prov. 8: 9.

[295] О фронесис см. далее Strom. VI 155, 3-4.

[296] Le/xij di ) e(te/rwn taÜ kuri/wj lego/mena met ) e)nergei/aj parista/nousa. Подобное же определение, почти verbatim cf. Tryphon, periÜ tro/pwn, VIII, p.750, 9 f. Walz.

[297] I Cor. 1: 23.

[298] I Cor. 1: 24.

[299] Kh/rugma Pe/trou, fr. 9 E. von Dobschutz.

[300] Cf. Tryphon, periÜ tro/pwn VIII p. 728, 12 ff. Walz.

[301] Cf. Prov. 1: 1-6.

[302] Apollodorus, Bibliotheca I 7, 2, 6.

[303] Климент говорит нечто подобное несколько раз в других местах (Strom. I 102, 3; 136, 4 etc.) Гностическая жизнь и портрет истинного гностика до мельчайших деталей описываются им в седьмой книге Стромат.

[304] Hermas, Visiones II 1, 3 sq.

[305] Is. 8: 1.

[306] Ср. с высказыванием Валентина выше (Strom. VI 52, 3).

[307] Cf. Josephus, Antiquitates Judaicae IV 8, 48 (A. Resch, Agrapha, p. 302 f., n.13).

[308] Cf. Mt. 16:17.

[309] Exod. 32: 16.

[310] Как отмечает O. Stählin, эта аналогия может восходить к Филону Александрийскому (Quis rerum div. heres, 167).

[311] Gal. 5: 17.

[312] Эта терминология восходит к Платону. toÜ h(gemoniko/n, платоновский "кормчий души", переводится в дальнейшем как разум.

[313] kata/lhyij понимание, схватывание.

[314] Cf. Exod. 20: 3-6.

[315] Так сказано в тексте. Однако речь идет о четвертой заповеди: Exod. 20: 8.

[316] Как показывает сравнение с Eusebius, Prep. Evang. XIII 12, 9-12 этот пассаж является выдержкой из какого-то сочинения Аристобула. 

[317] Cf. Prov. 8: 22.

[318] Pseudohippocr., I, p. 444 Lipsius.

[319] Aristoteles, fr. 282 Rose; cf. Aetius, Placita V 185 Diels (Dox. Gr. , p. 429).

[320] Cf. Philolaus, fr. 20 DK.

[321] Lc. 20: 35.

[322] 8 = 2 x 2 x 2.

[323] Qeo/j e)n sarki/w? thÜn du/namin e)ndeiknu/menoj, cf. Irenaeus, Adv. Haer., I 14, 6.

[324] Имеется в виду дигамма (²), обозначающая звук [w], не сохранившийся в классическом греческом, однако присутствующий в древнем языке. Дигамма является буквенным обозначением числа шесть, а также используется в манускриптах как лигатура для записи сочетания [st].

[325] Cf. Mt. 27: 45.

[326] Ps. 18: 2.

[327] Rev. 21: 6; Io. 1: 3.

[328] Terpander, fr. 5,2 Diehl (Anth. Lyr. Gr. II p. 5).

[329] MS: spe/rmata, исправлено на основании текста Филона: sh/mata.

[330] Solon, fr. 19 Diehl (27 West).

[331] Ps. 89: 9.

[332] Gen. 2: 4: a(/uth h( bi/bloj gene/sewj kaiÜ tw=n e)n au)toi=j, o(/te e)ge/neto: h(=? h(me/ra? e)poi/hsen o( qeoÜj toÜn ou)ranoÜn kaiÜ thÜn gh/n. 

[333] Ps. 117: 24.

[334] Сf. Gal. 5: 19; Col. 3: 5.

[335] Ier. 3: 9; 2: 27.

[336] Empedocles, fr. 39, 2-3 DK.

[337] Добавлено O. Stählin, как необходимое для связности текста дополнение.

[338] Cf. Mt. 11: 12.

[339] Добавлено O. Stählin.

[340] Il. I, 544.

[341] I Cor. 3: 12; cf. Strom. V 26, 3. Это рассуждение о вере как основании знания повторяет аргумент первых глав пятой книги Стромат.

[342] Lc. 12: 7.

[343] Cf. Jud. 16: 17.

[344] Ps. 132: 2.

[345] Cf. Io. 1: 3.

[346] Очевидно, имеется в виду "философия", как нечто посторонее для "тела", то есть народа Израэля.

[347] .. a)llaÜ thÜn au)totelw=j filosofi/an polupragmonw=si..

[348] Exod. 28: 3.

[349] Gen. 3: 1.

[350] Вероятно, Hom., Il. 3, 272.

[351] Cf. Chrysippus, fr. mor. 673 Arnim.

[352] Cf. Deut. 32: 8.

[353] Ps. 23: 1; I Cor. 10: 26.

[354] Как отмечает O. Stählin, Климент использует здесь гомеровскую терминологию. Cf. Il. 10, 482; 17, 570; 5, 1-2.

[355] I Tim. 4: 10.

[356] Возможно, высказывание Пиндара: fr. 124 c Snell.

[357] Аналогичное рассуждение см. Aristoteles, fr. 51 Rose.

[358] I Cor. 8: 4.

[359] Cf. Plato, Tim. 69 c.

[360] Mat. 5: 20.

[361] II Cor. 10: 15.

[362] Cf. II Cor. 9: 2; Act. 17: 16 sq.

[363] II Cor. 11: 6.

[364] Ошибка нумерации в издании Stählin.

[365] I Cor. 2: 10.14.

[366] Cf. Plato, Ion 534 b. Платон говорит здесь, что поэт "светел (или легковесен), крылат и свят."

[367] Democrites, fr. 18 DK.

[368] Cf. Plato, Rep. II 361 d.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова