Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Ориген

ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ СВ. ИОАННА

Перевод А.Цуркана, 2003. год. Ист.: www.binetti.ru

Origen. Commentary on the Gospel according to John: books I, II, IV, V, VI, X. The Catholic University of America School, 1989. 367 pgs.

Ώριγενους τον εις κατα Ιωαννην Ευαγγελιον εξηγητικον

КНИГА I

 Перевод с греческого А. Цуркана

 

ВВЕДЕНИЕ

I. ОБЪЯСНЕНИЕ "В НАЧАЛЕ"

II. ОБЪЯСНЕНИЕ "СЛОВО": наименования СЫНА БОЖИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

А. Начатки народа Божия, христиан и Писаний

1. Народ Божий

I. 1. Мне кажется, что как "народ", названный некогда "Божиим", разделился на двенадцать колен и над всеми коленами было поставлено племя левитов, разделившееся в свою очередь ради служения Богу на несколько семейств – священнических и левитских, таким же образом, думаю, весь народ Христов, согласно "сокровенному сердца человеку" , в тайне называясь Иудейским , в духе обрезанный, весьма таинственным образом обладает отличительными чертами колен: очень ясно учит этому Иоанн в Откровении; для тех же, кто умеет слушать, не умолкли и остальные пророки. 2. Иоанн говорит следующее: И увидел я другого ангела, восходящего от восхода солнца, имеющего печать Бога живого и вскричал он голосом великим четырём ангелам, которым дано было причинить вред земле и морю, говоря: не причините вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, пока мы не запечатлеем рабов Бога нашего на челах их. И услышал я число запечатлённых, сто сорок четыре тысячи запечатлённых из всех колен Израиля: из колена Иуды двенадцать тысяч запечатлённых, из колена Рувима двенадцать тысяч. 3. И по перечислении по порядку остальных колен кроме колена Дана через некоторое время добавляет: И увидел я и, вот, Агнец, стоящий на горе Сион и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах их. И услышал я голос с неба, словно голос вод многих, как глас грома великого и голос, который я услышал подобен голосу играющих на лирах своих, сопровождающих пение своё лирами. И поют они песнь новую перед престолом и перед четырьмя животными и старцами. И никто не мог научиться песне этой, кроме ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли. Они те, которые не осквернились с жёнами, ведь они девственники. Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл. Они были искуплены от людей как начаток Богу и Агнцу. В устах их не было найдено лжи: они непорочны .

4. То, что это говорится Иоанном об уверовавших во Христа и о тех, которые происходят из колен, даже если и окажется, что по происхождению они не восходят к семени отцов [1], можно наглядно показать следующим текстом: Не причините вреда, говорит он, ни земле, ни морю, ни деревьям, пока мы не запечатлеем рабов Бога нашего на челах их. И услышал я число запечатлённых, сто сорок четыре тысячи запечатлённых из всех колен сынов Израиля.

5. (2) Итак, запечатлённых из всех колен сынов Израиля на челах их по числу сто сорок четыре тысячи. Затем у Иоанна говорится, что у каждого из этих ста сорока четырёх тысяч имя Агнца и Отца Его написано на челе его, потому что они девственники и не осквернились с женщинами.

6. Может ли быть какая другая печать на челах их кроме как имя Агнца и Отца Его, если, согласно первому тексту, на челах лежит печать, а согласно второму, на них начертаны письмена, составляющие имя Агнца и имя Отца Его?

7. Но если, как мы уже доказали, те, которые произошли из колен, отождествляются с девственниками и редко встречается верующий, по плоти принадлежащий Израилю, можно было бы осмелиться сказать, что число в сто сорок четыре тысячи не достигается верующими, по плоти восходящими к Израилю, и тогда ясно, что сто сорок четыре тысячи образуются из язычников, следующих божественному слову [2] и не осквернившихся с женщинами. Так что мы не отошли бы от истины, утверждая, что начатками каждого колена являются его девственники [3].

8. И действительно, затем добавляется:

Они искуплены от людей в начаток Богу и Агнцу, и в устах их не найдено лжи: они непорочны.

Не следует упускать из виду, что этот текст – относительно ста сорока четырёх тысяч девственников – предполагает духовный смысл. Теперь, однако, мне представляется излишним и противоречащим нашей цели приводить изречения пророков, научивших нас этому о тех, кто происходит из язычников.

2. Христиане

II. 9. (3) – Что же это всё принесёт нам? – скажешь ты, Амвросий [4], читая эти слова, ты – воистину человек Божий, человек во Христе в, стремящийся быть Духовным, не человеком более [5].

Происходящие из колен [6] приносят через Левитов и Священников десятую часть своих доходов и начатки плодов Богу. Они обладают только этими десятинами и начатками. Левиты же и священники, пользуясь только десятинами, приносят десятины Богу через Первосвященника и, я полагаю, что также и начатки. 10. Очень многие из нас, следующих словам Христа, отдавая очень большую часть времени земной жизни и посвящая Богу лишь немногие дела, возможно, подобны тем, происходящим из колен, которые имеют мало общения со священниками и скупо содержат службу Божию. Преданные же слову Божию и действительно находящиеся больше в услужении Богу справедливо будут называться Левитами и священниками, согласно превосходству их деятельности в этой сфере.

11. Пожалуй, превосходящие всех и, так сказать, имеющие первые места среди людей своего поколения будут первосвященниками по чину Аарона, а не по чину Мелхиседека. Ибо, если кто-либо будет возражать против этого толкования, считая, что мы поступаем нечестиво, прилагая имя Первосвященника к людям, потому что во многих местах Иисус проповедуется как Великий Священник – мы имеем "великого Первосвященника прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия" , – против него нужно сказать, что апостол одобрил то, что пророк сказал о Христе: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" , а не по чину Аарона. И мы, заимствуя у него это различение, говорим, что люди могут быть первосвященниками по чину Аарона, по чину же Мелхиседека только Христос Божий.

3. Писание

12. (4) Итак, с тех пор как все наши деяния и вся жизнь, поскольку мы стремимся к лучшему, преданы Богу, и мы хотим, чтобы все они были начатками, отобранными из многочисленных начатков, — только бы нам не впасть в заблуждение, думая так — не должны ли были мои исследования  [быть посвящены] только изучению Евангелия, после того как по плоти мы были отделены друг от друга [7]? Ибо нужно осмелиться сказать, что Евангелие – начаток всех Писаний. 13. Должны ли были начатки моей деятельности стать чем-то другим, нежели только начатками Писаний с момента моего возвращения в Александрию?

Следует знать, что не одно и то же начатки и первые плоды, так как начатки приносятся после жатвы, первые же плоды перед ней [8].

14. Итак, не было бы ошибочным сказать, что в Писаниях, передаваемых Преданием, и считающихся во всех Церквах Божиих за Божественные, закон Моисея представляет собой первые плоды, а Евангелие начатки. Ибо после всех плодов пророков, бывших до Господа Иисуса, проросло совершенное Слово.

III. 15. Если же кто-то будет возмущён тем, каким образом мы даём объяснение начаткам, утверждая, что, поскольку за Евангелием следуют и Деяния апостолов, наше толкование начатков, согласно которому Евангелие является начатком всего Писания, не выдерживает критики, следует ответить ему, что в Посланиях, переданных нам, можно обнаружить мысль мудрых во Христе людей, которым Он помогает, но чтобы им поверили, они нуждаются в свидетельстве, находящемся в словах Закона и Пророков: так что нужно сказать, что Писания Апостолов мудры, достойны веры и очень справедливы, но, однако, не могут сравниться с "Так говорит Господь Вседержитель" . 16. И поэтому подумай, что имеет в виду Павел, когда, говоря: "Всё Писание богодухновенно и полезно" , о своих собственных письменах добавляет:… "я говорю, а не Господь в" и "Во всех Церквах постановляю" и "страдания, какие я претерпел в Антиохии, в Иконии, в Листрах" и аналогичные этим, иногда им использовавшиеся *** апостольской властью ***, однако, не смешиваемые со словами, произнесёнными по божественному вдохновению.

17. Зато нужно заметить, что Ветхий Завет — не Евангелие, поскольку "не показывает грядущего", но только предвозвещает его. Весь же Новый Завет является Евангелием, не только потому, что утверждает с самого начала Евангелия: "Вот Агнец Божий, берущий грех мира" , но и заключает в себе разнообразные восхваления и учения Того, благодаря Кому Евангелие стало Евангелием.

18. Кроме того, если Бог в Своей Церкви поставил пастырями и учителями апостолов, пророков и евангелистов, то если мы исследуем, что есть дело Евангелиста – не только рассказывать, каким образом Спаситель исцелил слепого от рождения, воскресил мёртвого, уже смердевшего, или свершил что-то чудесное, но и призывать этими словами увещания к пробуждению веры в то, что было нам передано относительно Иисуса – мы не поколеблемся сказать, что написанное апостолами является некоторым образом евангелием.

19. Если кто-то отвергает наше второе объяснение, говоря, что мы не правы, называя весь Новый Завет Евангелием, потому что Послания не носят этого названия, на это нужно ответить, что в многочисленных местах Писаний два объекта или более обозначены одним и тем же именем, словом, которое в своём собственном смысле употребляется только для одного из них [9]. Так, несмотря на сказанное Господом: "Не называйте никого на земле учителем"   [10], Апостол заявляет, что учителя были поставлены в Церкви.

20. Конечно, они не будут учителями в строгом смысле евангельского слова. Также каждая буква в Посланиях не будет мыслиться Евангелием, если её сравнивать с изложением деяний, касающихся Иисуса, страданий и слов Его.

Однако Евангелие – начаток всего Писания, и начатки всех наших дел, которые мы надеемся предпринять, мы посвящаем начаткам Писаний.

IV. 21. (6) Я же полагаю, что четыре Евангелия являются так сказать столпами веры Церкви  [11] – на этих столпах воздвигнут весь мир, примирённый с Богом во Христе, как сказал Павел: "Бог был во Христе, примиряя мир с собою" ; Иисус взял грех этого мира: ведь именно о Церкви написано следующее: "Вот Агнец Божий, берущий на себя грех мира" . И я думаю, что начатки Евангелий находятся и в тексте, который ты просишь меня по мере моих сил объяснить, в тексте Евангелия Иоанна, который, чтобы говорить о Том, чьё родословие описали другие, начинает с того, чего в нём нет.

22. Матфей написал евреям, ожидавшим сына Авраама и Давида: "Книга, — говорит он, — родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраама" , и Марк хорошо знал, что пишет: "начало Евангелия" , конец которого, то есть Логос, бывший в начале, Логос Божий, мы несомненно находим у Иоанна. Но и Лука также… оставляет за тем, кто склонился к груди Иисуса д, самые великие и совершенные слова об Иисусе. Ведь никто из них не показал так ясно Его божество как Иоанн, который сказал от лица Христа: "Я свет миру" , "Я есть путь, истина и жизнь" , "Я есть воскресение" , "Я есть дверь" , "Я добрый Пастырь" , и в Откровении: "Я Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний" . 23. Итак, нужно дерзнуть сказать, что Евангелия – начаток всех Писаний, начаток же Евангелий – Евангелие от Иоанна, смысл которого никто не может ухватить, не склонившись  [12] к груди Иисуса и не приняв от Иисуса Марию своей Матерью. Чтобы быть другим Иоанном, нужно стать таким, во всём подобно Иоанну, словно  [ставшим] самим Иисусом, как и указанно Иисусом. Ведь если у Марии нет других детей, согласно здравому о ней учению, кроме как Иисуса  [13], как же Иисус говорит матери: "Вот сын твой" , а не "вот, этот тоже сын твой", это всё равно, что сказать: "Вот этот есть Иисус, Которого ты родила". И действительно, каждый, достигший совершенства, "более не он живёт, но живёт в нём Христос" , а так как "живёт в нём Христос", Марии говорится о нём: "Вот Сын Твой" – Христос.

24. Итак, нужно ли и говорить о том, каким умом мы должны обладать, чтобы по достоинству объяснить слово, хранящееся в глиняных сокровищницах в, по-простому, доступным для всех образом, словом, становящимся осязаемым для слуха, чтобы все, имеющие плотские уши, смогли постигнуть его?  [14] Ибо, чтобы точно истолковать это Евангелие, нужно иметь право в полной истине сказать: "Мы имеем ум Христов, чтобы познать благодать, дарованную нам Богом" .

25. Можно показать, что весь новый Завет является Евангелием, нужно привести отрывок из Павла, в котором он пишет: "По Евангелию моему" . Потому что в Посланиях Павла мы не находим книги под названием евангелие, но всё, что он возвестил и сказал, было Евангелием. Ведь то, что он возвестил и сказал, то и записал, а то, что он записал, было евангелием. 26. Если же Писания Павла были евангелием, из этого следует, что и Писания Петра были евангелием, а вместе с тем и все те, которые показывали пришествие Христа и возвещали Его душам, желавших воспринять Слово Божие, которое стоит у Двери и стучит , желая войти в души  [15].

Б. Что такое евангелие?

1. Смысл термина

V. 27. (7) Уже пришло время исследовать, что же обозначает название "евангелие", и почему эти книги носят такое наименование. Итак, Евангелие является рассказом, возвещающим события, которые, благодаря преимуществам, предоставляемым ими, естественно являются предметом радости для тех, кто узнаёт их, когда принимает их как благую весть. Такой рассказ не является благой вестью в меньшей мере, если его рассматривают ради намерений того, к кому он обращён.

Или же, евангелие является рассказом, содержащим для принимающего его присутствие блага, или ещё, рассказом, возвещающим присутствие ожидаемого блага.

28. Все наши определения подходят к книгам, называемым евангелиями [16], поскольку каждое евангелие представляет собой совокупность полезных вестей для того, кто верит, и предоставляет преимущества каждому, кто не толкует его превратно. Следовательно, обычно оно приносит радость, научая пришествию ради человеков первородного всей твари , Иисуса Христа, их спасения. Но равным образом для всякого верующего ясно, что каждое евангелие представляет собой рассказ, свидетельствующий о пришествии в Своём Сыне Отца, исполненного благости, пришедшего ради всех тех, кто желает принять Его. 29. Несомненно также, что через эти книги возвещено ожидаемое благо: может быть именно от имени всего народа Иоанн Креститель взял слово, когда сказал Иисусу: "Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ожидать нам другого?" . Поскольку Иисус был благом, ожидаемым народом и возвещённым пророками, все бывшие под законом и пророками, все, даже основная масса народа, возложили на Него надежду свою, как о том свидетельствует самаритянка своими словами: "Я знаю, что Мессия должен прийти, Тот, кого называют Христом; когда Он придёт возвестит нам всё" .

30. Равным образом Симон [17] и Клеопа, "рассуждая обо всём том, что произошло"  с Иисусом, говорили воскресшему Христу, поскольку ещё не знали, что Он восстал из мёртвых: "Один ты из живущих в Иерусалиме не знаешь, что произошло в эти последние дни!". Иисус спросил: "о чём?", и они ответили: "то, что произошло с Иисусом Назорянином, Который был пророк сильный в деле и слове пред Богом и всем народом: как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть тот, кто должен освободить Израиля" .

31. Андрей, брат Симона Петра, встретив своего брата Симона, тоже сказал ему: "Мы нашли Мессию, называемого Христом" , и немногим позже: "Филипп, найдя Нафанаила, говорит ему: Тот, о ком писали Закон Моисеев и пророки, мы нашли Его, это Иисус, сын Иосифа, из Назарета" .

2. Ветхий Завет, ставший евангелием

VI. 32. Может показаться, что следует отбросить первое наше определение, поскольку оно равным образом подходит к писаниям, которые не носят наименования евангелий. И действительно, мы полагаем, что закон и пророки являются "рассказами, которые содержат возвещение событий, которые благодаря преимуществам, предоставляемым ими, представляют собой, как правило, предмет радости для тех, кто узнаёт их, как только принимает эту весть".

33. На это можно ответить, что прежде пришествия Христа закон и пророки не содержали возвещения, которое включало бы в себя определение слова "евангелие", хотя Тот, кто должен был прояснить тайны, которые они заключали в себе, ещё не пришёл. Но поскольку Он пришёл и совершил воплощение Евангелия, Спаситель посредством Евангелия сделал из всего евангелие. 34. Не была ли позаимствована, чтобы взять её во свидетели, притча: "немного закваски всквашивает всё тесто" ; ибо ***, прикрывая завесу , покрывавшую закон и пророков, Он показал божественный характер всех Писаний, ясно давая понять желающим стать учениками Его мудрости, каковы те реальности, что сокрыты в законе Моисея, и кому предки совершали служение, бывшее образом и тенью , и каков подлинный смысл событий, изложенных в исторических книгах: они произошли с Иудеями образно и переданы нам, достигшим конца времён   [18].

35. Дабы весь человек, которого посетил Христос, не почитал более Бога ни в Иерусалиме, ни на горе самарянской, но научившись, что Бог – Дух, служил бы ему духовно в духе и истине , ибо не образно более должно поклоняться Отцу и Творцу всего.

36. Однако до Евангелия, явившегося благодаря пришествию Иисуса Христа, ни одно из писаний предков не было евангелием. Но Евангелие, т.е. Новый Завет, освободив нас от ветхости буквы , освятило в свете познания  никогда не ветшающую новизну Духа, новизну, присущую Новому Завету, которая была сообщена всем писаниям. Нужно было таким образом, чтобы Евангелие, творец того, что мы называем евангелием даже в ветхом завете, было совершенно особенным образом названо "Евангелием".

3. Евангелие телесное — Евангелие духовное

VII. 37. (9) Между тем, не нужно забывать, что было, даже перед пришествием в теле, духовное пришествие Христа людям, достигшим некоторого совершенства, которые не были больше детьми под властью опекунов или управляющих , и для которых была явлена духовная полнота времён : это патриархи, Моисей служитель [19], пророки, созерцавшие славу Христа. 38. И как перед Своим видимым пришествием в теле Он приходил к совершенным, так и по объявлении его пришествия, Он приходил к тем, которые оставались малыми детьми, поскольку пребывали ещё под водительством опекунов и управителей, не достигнув полноты времён, так же приходили предтечи Христа – речи – сообразованные с душами-младенцами, справедливо названные детоводителями. Но Сам прославленный Сын, Бог Слово ещё не пришёл к ним, потому что ожидал, чтобы они получили необходимое для людей Божиих воспитание, чтобы стать способными воспринять в себя Его божество.

39. Нужно знать, что также как закон, таящий в себе тень будущих благ, открытых законом, возвещённых согласно истине, так же и Евангелие, которое, как я понимаю, должно быть понятным всем читающим, учит теням тайн Христа. 40. Тем, которые размышляют лицом к лицу  обо всём том, что касается Сына Божия, "Вечное Евангелие" , которое, как говорит Иоанн, можно в строгом смысле слова назвать "Духовным", ясно показывает также тайны, открытые Его словами и реальностями, подсказанными его действиями.

Отсюда можно понять, что, наподобие того, как можно быть явно иудеями и обрезанными , и что есть одно явное обрезание, а другое сокрытое, также есть христиане и крещение. 41. Павел и Пётр, сначала иудеи и обрезанные по плоти, приняли впоследствии от Иисуса, что стали таковыми и в тайне   [20]: по причине замысла Божия и в виду здравия великого числа  [людей], они не только признали своими словами, что по плоти являются иудеями, но ещё и доказали это своими деяниями . Нужно сказать то же самое и об их христианстве. 42. Так же как невозможно было бы Павлу стать слугой иудеев по плоти, кроме как в том случае, когда делать это ему кажется необходимым, он не обрезал бы Тимофея , и если, когда это было разумно, он не обрил бы голову , чтобы представить свою жертву, и если, одним словом, он не уподоблялся бы иудеям с Иудеями, чтобы достичь Иудеев , также невозможно, чтобы тот, кто был приуготовлен для пользы великого числа, пришёл бы, созидая христианство только в тайне, чтобы сделать лучшими тех, кто были элементами видимого христианства, и привести их к самым великим и самым возвышенным благам.

43. Вот почему необходимо быть христианином одновременно и духом и телом. Там, где нужно возвещать телесное Евангелие и говорить, что не знаешь никого среди телесных людей, кроме как Иисуса Христа и Иисуса Христа распятого , должно делать это. И найдя их наученными Духом, плодоносящими в Нём  и любящими Мудрость небесную, нужно приобщить их к участию в Логосе, оставшемуся после воплощения тем, чем "Он был вначале у Бога" .

VIII. 44. Мы думаем, что не было бесполезным сказать об этом, изучая понятие Евангелие и провести различение с некоторой точки зрения [21] между евангелием чувственно-воспринимаемым и евангелием умопостигаемым и духовным. 45. А теперь речь пойдёт о переводе евангелия чувственно-воспринимаемого в духовное евангелие. Ведь, чего стоило бы толкование чувственно-воспринимаемого евангелия без его перевода в духовное? Ничего или очень немногого – оно было бы первым встречным фактом, для понимания смысла которого было бы применено буквальное толкование. 46. Но все возможные искусы будут обуревать нас, если мы захотим попытаться проникнуть в глубину евангельской мысли и найти здесь истину, совлечённую любой внешней оболочки.

В. Содержание Евангелия – Иисус

47. Если мы понимаем, какие блага возвещены в Благой Вести, то видим, что Апостолы возвещают Иисуса. Говорится также, что они возвещают Благом Воскресение, и особым образом является Благом Сам Иисус. И действительно, Иисус говорит: Я Воскресение . Иисус сам возвещает бедным  то, что приуготовлено святым, и приглашает их воспринять божественные обетования.

1. Власть, данная Апостолам

48. Божественные Писания дают свидетельства проповеди апостолов и нашего Спасителя. Давид говорит об апостолах, а может быть и о евангелистах: "Господь даст слово Своё посланникам с великой властью. Царь сил возлюбленного" . Он учит в то же время, что не соединение слов, не произнесение звуков и не натренированное красноречие приводит слушающих к убеждённости, но помощь божественной силы. 49. Именно поэтому Павел говорит: "Я познаю не из речей тех, кто возгордился, но из силы, ибо Царство Божие заключается не в словах, но в силе" , и в другом месте: "Слово Моё и проповедь моя не в убедительных словах мудрости, но в доказательстве духа и силы" . 50. Свидетельствуя об этой силе, Симон и Клеопа сказали: "Не горело ли сердце наше, когда на пути Он объяснял нам Писания?"  Так как Бог наделяет тех, кто возвещает его силой разнообразной интенсивности, то апостолы, согласно словам Давида, обладали великой силой: "Господь дарует слово своё благовестникам с великой силой" . 51. Говоря: "Как прекрасны ноги благовестника" , Исайя признавал красоту и уместность проповеди апостолов, которые шли к тому, кто сказал [22]: "Я Путь" , и хвалит ноги, идущие по духовному пути, которым является Иисус Христос, и достигающих через дверь Бога . Эти благовестники, ноги которых прекрасны, возвещают Блага, т.е. Иисуса.

2. Блага отождествляются с Иисусом

IX. 52. Пусть никто не удивляется тому, что мы допускаем, чтобы этим словом, поставленном во множественном числе – т.е. блага – возвещали Иисуса. Ибо, понимая, к каким вещам относятся имена, которыми называется Сын Божий, мы улавливаем, каким образом Иисус, возвещённый благовестниками, ноги которых прекрасны, является одновременно многими благами.

53. Жизнь – это благо: Иисус – жизнь.

"Свет миру" , являющийся "светом истинным" и "светом человекам" – это другое благо: но Сын Божий является всем этим.

Истина, с терминологической точки зрения, – благо, отличающееся от жизни и света. Кроме того, в качестве четвёртого блага добавим путь, который ведёт сюда. Наш Господь учит нас, что Он является всем этим, когда говорит: "Я путь, истина и жизнь" .

54. Не является ли благом то, что мёртвые отряхивают прах и мертвенное состояние и воскресают, получая этот дар от Господа, поскольку Он Воскресение?, как и Сам Он говорит: "Я Воскресение" .

Но дверь, через которую мы достигаем самого высокого блаженства, также является блаженством, и Христос говорит: "Я дверь" .

55. Что сказать о Мудрости, которую Бог "поставил началом путей Своих в виду дел Своих"? В ней Бог возрадовался, обретая радость в красоте её, умопостигаемую с весьма различных аспектов, которая видна только очами ума; она приглашает к небесной любви того, кто созерцает её божественную красоту. Мудрость Божия, следовательно, – благо, которую возвещают всем тем, что мы сейчас перечислили, те люди, ноги которых прекрасны.

56. В качестве восьмого блага нам нужно принять силу Божию , которой является Христос.

57. Более мы не должны проходить молчанием Логос Божий, который пребывает подле Отца всяческих; поскольку это благо ничуть ни ниже остальных.

Счастливы поэтому принимающие в себя эти блага и получающие их от благовестников, ноги которых прекрасны.

58. Однако, если кто-либо подобен Коринфянину, которому Павел хорошо говорит, что он не хочет знать никого другого, кроме как Иисуса Христа и Иисуса Христа распятого , он примет, научившись познавать это, Того, Кто ради нас стал человеком. Тогда это будет для него началом благ, поскольку, благодаря человеку Иисусу, он станет человеком Божиим [23], смертью Иисуса умирая для греха: ибо о нём сказано: "Умерший умер для греха раз и навсегда" . 59. О жизни Иисуса сказано, что поскольку "живущий живёт для Бога", то каждый, ставший сообразным Его воскресению, будет жить для Бога.

Кто будет сомневаться, что сама правда, само освящение, само искупление являются благами? Проповедующие Иисуса возвещают Его, говоря, что Он стал для нас через Бога правдой, освящением, искуплением .

X. 60. Отправляясь от этих бесчисленных текстов, относящихся к Нему, будет возможным показать, каким образом Иисус представляет Собой множество благ, и догадаться о тех богатствах, о которых не говорит то, что написано, о том, в кого вся полнота божества излилась, дабы пребывать телесно . 61. Что могу сказать я "в Писаниях", если Иоанн объявляет обо всём мире: "Я не думаю, чтобы весь мир мог вместить написанное о Нём".

62. Одно и то же сказать, что апостолы возвещали Спасителя, или что они возвещали благую весть. Именно Он воспринимает от Своего Отца, который благ, самому быть благами, чтобы каждый, получая от Иисуса одно или несколько благ, которые он может воспринять, жил благими реальностями.

3. Иисус Сам возвестил Себя

63. Апостолы, ноги которых прекрасны, и их соперники не были бы способными возвещать блага, если бы Иисус Сам сначала не возвестил им их, как о том говорит Исаия: "Я говорю тебе, я присутствую как весна на горах, как ноги благовествующего мир, как несущий благую весть, ибо Я дам понять тебе твоё спасенье, Сион: Бог будет царствовать на тебе". 64. Но что это за горы, о которых говорящий здесь, заявляет, что стоит на них? Не те ли, которые ничем не ниже тех, что на земле являются самыми высокими и самыми большими [24]? Способные служители Нового Завета должны искать их, чтобы исполнить заповедь: "Ты, возвещающий благую весть Сиону, взойди на высокую гору; подними голос с силою, ты, возвещающий благую весть Иерусалиму".

65. Нет ничего удивительного в том, что Иисус возвещает блага тем, которые должны возвещать блага, так как эти блага ничем не отличаются от Него. Сын Божий Сам возвещает Себя тем, кто может понять Его без посредников. Но тот, кто восходит на горы, дабы возвестить им благую весть, будучи сам наставлен Его Отцом, который благ, и "который даёт восходить солнцу над злыми и добрыми и даёт проливаться дождю над справедливыми и несправедливыми", пусть не пренебрегает теми, душа которых бедна. 66. Им Он также возвещает благую весть, как Сам свидетельствует об этом, когда берёт книгу Исаии и читает: "Дух Господень на Мне, потому что Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня возвещать узникам освобождение и слепым прозрение, – закрыв книгу и, вернув её служителю, Он сел, и глаза всех устремились на Него, и Он сказал: Сегодня исполнилось перед вами это слово Писания".

4. Людские деяния, обозначенные в вечном Евангелии

XI. 67. Нужно знать, что все благодеяния, совершённые ради Иисуса, записаны в Вечном Евангелии: также и то деяние женщины, которая плохо вела себя, но раскаялась и смогла, благодаря отдалению от греха, излить благовония на Иисуса и распространить по всему дому запах мирра, который чувствовали все находящиеся здесь. 68. Вот почему написано: "Повсюду, где бы ни было проповедано это Евангелие, среди всех народов, будет рассказано также в её памяти о том, что она сделала".

Очевидно, что все благодеяния, совершённые его ученикам, совершены ради Иисуса: ибо, обозначая тех, кто был облагодетельствован, он говорит людям, совершим им их: "То, что вы сделали им, вы сделали мне". Вот почему все благодеяния нашему ближнему отмечены в Евангелии, которое записано на скрижалях небесных, прочитанных всеми сочтёнными достойными познать всё.

69. Но, с другой стороны, прегрешения, совершённые против Иисуса, также составляют часть Евангелия, чтобы изобличить тех, кто совершил их: 70. предательство Иуды, крики безбожного народа, кричавшего: "Истреби от земли такого" и "Распни Его, распни Его", насмешки венчавших Его шипами, и другие деяния того же рода обозначены в Евангелиях. 71. Нужно заключить из этого, что кто бы ни предал учеников Иисуса, тот совершил предательство по отношению к самому Иисусу. Саулу, когда он ещё был гонителем, Он сказал: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" 72. Каковы те, у кого есть шипы, которыми они венчают Иисуса ради шутки? Те, которые захвачены заботами, богатством и удовольствиями жизни, принимают слово Божие, не доводя его до зрелости. 73. Вот почему нам нужно остерегаться, чтобы, будучи замеченными среди тех, кто венчают Иисуса своими собственными шипами, мы не были признанными теми, через которых ищущие познания Иисуса, присутствующего во всём и, в частности, во всех существах, наделённых разумом, или в святых, мы были помазаны благовонием, приняты в достоинство, славу или же, напротив, в бесчестье, насмешки, поругания.

74. Это развитие было необходимо для того, чтобы показать, что наши благодеяния, так же как и ошибки грешников, получают место в Евангелии "будь то для жизни вечной, или же для вечного позора и смущения".

Г. Ангелы, Ветхий Завет и Евангелие

1. Ангелы Рождества

XII. 75. Если есть люди, которые были удостоены служения евангелистов, и если Иисус Сам возвещает благую весть и возвещает её бедным, то не надлежало, чтобы духи, которых Бог сотворил вестниками, и языки огня, которых Он соделал служителями Отца, были лишены чести самим быть евангелистами.

76. Вот почему Ангелы представляются пастухам и говорят им, осияв их своею славою: "Не бойтесь; я вам возвещаю великую радость, которая будет всем народам: ныне в городе Давидовом родился вам Спаситель, Христос, Господь". Тогда как люди не познали ещё тайны Евангелия, творения, высшие их, составляющие воинство небесное, говорят, хваля Его: "Слава в вышних Богу, мир на земле и людям благоволение". 77. Сказав это, ангелы покидают пастухов, удаляясь на небо, и заставляют нас подумать, каким образом радость, которая была нам возвещена рождением Иисуса Христа, является славой Божией в вышних, ибо те, которые были посланы на землю, возвратились к своему отдыху и начали славить Бога ради Христа в вышних. 78. А ангелы восхищаются миром, который, благодаря Иисусу, будет царствовать на земле; место сражения, на которое пал мир с небес, чтобы быть утверждённым Иисусом, утренней звездой, которая показывается на рассвете.

2. Измерения Евангелия

XIII. 79. (14) Помимо того, что я только что сказал, нужно ещё знать, что Евангелие – сначала Евангелие Христа Иисуса, главы всего тела искупленных. И действительно, Марк говорит: "Начало Евангелия Христа Иисуса", — но также оно Евангелие Апостолов, и вот почему Павел Говорит: "по Евангелию моему". 80. Но начало Евангелия — поскольку оно имеет измерения: начало, продолжение, середину, конец – это начало как всего Ветхого Завета, символизируемого Иоанном, так и в силу единства обоих Заветов, конец Ветхого, внезапно пришедшего с Иоанном.

81. И действительно, тот же Марк говорит: "Начало Евангелия Иисуса Христа; как написано у пророка Исаии: вот я посылаю вестника Моего перед лицом Твоим, чтобы проложил Тебе путь. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". 82. Тогда я спрашиваю себя, что же делают еретики, относя два Завета двум разным Богам, ибо этот текст убеждает их в обратном.

Как же Иоанн может быть началам Евангелия, как они это полагают, если он принадлежит другому Богу, если он человек демиурга и, согласно их басням, не знает нового божества?

XIV. 83. Служение благой вести, вверенное ангелам ни единственное, ни маловажное. Оно не ограничивается их службой пастухам. Но, в конце времён, ангел, летая в небе с Евангелием, возвестит его всем народам, ибо Отец, который благ, не оставляет полностью тех, кто пребывает вдалеке от него. 84. Иоанн, сын Зеведеев, говорит в Откровении: "И увидел я ангела, летящего посередине неба, который имел вечное евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь сотворившему небо и землю, моря и источники вод".

3. Ветхий Завет и Евангелие

XV. 85. Так как, согласно одному из наших объяснений, весь Ветхий Завет, обозначенный именем Иоанна, представляет собой начало Евангелия, то, чтобы не оставлять это толкование без доказательства, извлечём из Деяний один отрывок, касающийся евнуха эфиопского царя и Филиппа: "Начав от сего Писания: как овца ведён был он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, благовествовал ему об Иисусе". Мог ли он начать с пророка, чтобы благовествовать об Иисусе, если Исаия не составлял части начала Евангелия? 86. Этим также можно доказать то, что мы сказали выше, что всё божественное Писание может быть Евангелием: если благовествовать Евангелие – значит возвещать блага, и если всё то, что предшествует телесному явления Христа, возвещает Христа – средоточие всех благ, как мы это показали, слова всех некоторым образом будут составлять часть Евангелия.

87. И если сказано, что говорилось об этом Евангелии во всём мире, мы должны понимать, что оно было возвещено во всём мире, не только на земле, но ещё и на всех уровнях небес и земли, или на небе и на земле.

Заключение

88. Но к чему нам ещё растягивать наши рассуждения о том, что такое Евангелие? То, что мы сказали, будет достаточным людям, которые не глупы и способны собрать из Писания подобные отрывки, чтобы поразмышлять о том, какова слава благ, пребывающих в Иисусе Христе согласно Евангелию, которому служат люди и ангелы, как впрочем, я думаю, и начала, и власти, и силы, и престолы, и господства и всякое имя, именуемое не только в сём веке, но и в будущем; мы же закончим здесь наше толкование.

89. Пришло время попросить у Бога, чтобы он помог нам через Христа в Святом Духе раскрыть таинственный смысл, сокрытый как сокровище под словами.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 [1] В книге XX (гл. I в VI) Ориген будет долго исследовать различие между "происходить (быть семенем) от Авраама" (οιδα οτι σπερμα Αβρααμ) и "быть сынами Авраама" (ει τεκνα του Αβρααμ εστε).

 [2] Ту же идею встречаем в Схолиях на Откровение (XXI): поскольку невозможно в эпоху Апостола Иоанна обнаружить столько девственников среди иудейского народа, этот текст следует интерпретировать духовно и относить его ко всем тем грекам и иудеям, которые, прилепляясь ко Христу, образуют этот духовный народ.

 [3] Согласно Гомилиям на Книгу Чисел (IX 3), девственников и мучеников можно равным образом поставить на первый уровень, между тем как в Гомилиях на Иисуса Навина (II 1), как и в Комментариях на Послание к Римлянам (IX 1, PG 14, 1205 A), первое место – или лучше сказать первая жертва – принадлежит мученикам. Как мы сейчас увидим для левитов речь идёт о почётном служении в Церкви. Вот почему апостолы получили начатки Духа (In Rom VII 5, PG 14, 1115B. 1116B). Согласно Иринею (Против Ересей I 1 6), валентиниане включали сюда духовные сущности: начатками являлись пневматики, закваска в тесте Церкви.

 [4] Амвросий – последователь гностика Валентина, обращённый Оригеном и с тех пор ставший пламенным его поклонником. Именно он побудил Оригена взяться за многие сочинения, в том числе и за Толкование на Иоанна. Будучи богатым человеком, обеспечивал Оригена секретарями и переписчиками.

 [5] Духовные личности не являются более людьми; Ориген объяснит это ниже II, xxi, 138.

 [6] Как мы только что видели (& 4), это выражение обозначает всех верующих во Христа, т.е. всю совокупность христиан.

 [7] Согласно Huet, эта фраза относилась к поездке Оригена в Антиохию. Для Р. Гёлера же (Das Evangelium…, p. 96, n. 5) как раз-таки Амвросий уехал из Александрии, а Р. Кадью (La Jeuness d'Origene, Histoire de l'Ecole d'Alexandrie, Paris 1935, p. 334) утверждает, что "В этих словах нет ничего, что указывало бы на отсутствие Амвросия, как то иногда делается". На самом же деле речь идёт просто о том, что разлука имела место. Нам не стоит пытаться быть в этом более точными, чем сам Ориген.

 [8] Откуда Ориген почерпнул это утверждение? Термин απαρχη употребляется в Ветхом Завете для обозначения всех видов приношений и, особенно, для жертвоприношения первенцев (Исх. 23: 19; Сирах 45: 20). В Посланиях им обозначают начало, уподобляя его r(i/za в Рим. 11: 16, противопоставляя τελος в 1 Кор. 15: 23-24.

 [9] В книге II, xxiv, 156 можно обнаружить великолепное подтверждение этого принципа относительно животной и духовной жизни.

 [10] В дошедших до нас манускриптах Нового Завета встречается как выражение μη κληθητε "Да не называют вас (учителями)", так и μηδενα καλεσητε "Не называйте никого (учителями)".

 [11] Это один из образцов символизма чисел Оригена. Несмотря на то, что сравнение, сделанное Оригеном, отличается от того, которое приводит Ириней: "Поскольку существует четыре области мира, в которых мы находимся, и четыре ветра четырёх основных направлений... Логос, ваятель вселенной, Он, поддерживающий всё в единстве, дал нам Евангелие под четырьмя видами, Евангелие, которое однако держится одним Духом" (Против ересей III 11, 8), идея Оригена, по сути, та же, которую выделяет Ф. Саньярд в тексте Иринея: "утверждение гармонии, выраженной в символе, между евангельской вестью и универсальностью мира" (SC 34, стр. 195).

В двух других отрывках из Иоанна Ориген видит связь с четырьмя элементами: если с исторической точки зрения трудно допустить сорок шесть лет, предложенных для сооружения храма, число сорок не объясняется ли тем, что в основу храма заложено четыре элемента (X viii 38, xxxviii 262)? Лазарь, с другой стороны, воскрес на четвёртый день, поскольку четыре – телесное число (фраг. 79). Присутствие четырёх элементов в разговоре о храме или воскресении Лазаря подчёркивает универсальную ценность как откровения, так и воскресения.

 [12] В книге XXXII (xxi-xxii) Ориген объяснит, что Иоанн покоился в Логосе и Его тайнах таким же образом, каким и Сын пребывал в лоне Отца, более того, что лучше склониться к лону Иисуса, чем покоиться на нём.

 [13] Понятие девственности засвидетельствовано только Новым Заветом. В дошедших до нас текстах апологетов – Иустина, Иринея, Климента Александрийского – не говорится ничего ясного о вечной девственности, а Тертуллиан вообще её отвергает. Ориген же настойчиво возвращается к этой теме: непостижимо, чтобы Мария могла сочетаться с мужчиной, получив благодать божественного материнства (In Matth. X, 17). Братья Иисуса – дети Иосифа от первого брака. Ориген видел в этом учении неотъемлемую часть христианской веры.

 [14] Если Бог невидим телесными очами (VI, iii, 16), но νους' ом (X, xliii, 302), то – неважно, кто может это понять – недостаточно для того, чтобы уловить Слово Божие, Его Логос, слуха, способного улавливать звуки, раздающиеся в воздухе (Против Цельса I, 48); здесь нужны божественные уши (там же VII 47). Ориген первым развил теорию пяти духовных чувств и часто к ней возвращается.

 [15] В книге XII (xxxii, 199) мы найдём объяснение Логоса, желающего войти в душу и трапезничать в ней.

 [16] Имеется в виду языческий термин. В древности слово "евангелие" обозначало добрую весть, сообщение о победе, сообщение о визите императора, плату за добрую весть, жертвоприношение в знак признательности за добрую весть.

 [17] Когда Лука называет только имя Клеопы, Ориген указывает обычно и имя его спутника Симона (Против Цельса II 62, 68 и т.д.).

 [18] Следует обратить внимание на выражения, использованные Оригеном здесь и в & 38, для обозначения времён, которые последуют за пришествием Сына Божия во Христе Иисусе. В другом отрывке (фрагм. 80) πληρωμα του χρονου будет обозначать конец мира.

 [19] Трижды таким образом говорится о Моисее в Толковании на Иоанна. Однако в XX xix 335 и фрагм. 70 его имя даже не указано. Оригену важно подчеркнуть различие в познании служителя и Сына.

 [20] Ориген проводит различие между иудеем по плоти и иудеем в тайне. Первый живёт согласно букве закона, второй в Духе.

 [21] Это наиболее частое значение επινοια у Оригена: аспект, атрибут мыслимого объекта (I xxxv 259; II x 76; xii 89-90; VI xix 107; X v 21-vi, 27; XIX xxiii 155-158). Встречается также, но не так часто другой смысл, близкий к значению εννοια: понятие, точка зрения мыслящего субъекта (I ix 53; II x 66).

 [22] То же самое выражение встречаем, но более ясно, во фрагменте на Плач Иеремии (фр. 23, GCS 6, p. 246): "мы идём по дороге, Спаситель, сказавший... ", тогда как Толкование на Матфея (XV 12, GCS 40, p 380) говорит о "человеке, находящимся далеко от Сказавшего...".

 [23] Бог оказал честь святым, назвав Себя "их Богом" (II xvii 117).

 [24] То же самое XIII iii 18: В Песне Песней находится ещё два толкования: холмы символизируют Ветхий Завет, горы – Новый; горы, во множественном числе, обозначают тайну Святой Троицы, в единственном, тайну Единого Бога (III, GCS 33).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова