Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь

Яков Кротов. Богочеловеческая комедия. Вспомогательные материалы: III век.

Ориген

Справка А.Меня.

Его:

Собрание сочинений на греческом языке: Патрология Миня, тт. 11-17.

 

По алфавиту отдельные сочинения на русском:

О началах. Книги: 1; 2; 3; 4; О началах. Казань, 1899. 500 с.

Против Цельса. Книги I-IV / пер. с др.-греч. Л.Писарева. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Предисловие Ровнера. Книги: Предисловие Цельса. 1 - 2 - 3 - 4 - Примечания. - Отдельно изданы ранее не переводившие: 5. Пер. на франц.: Origen. Contre Celse. Пер. на англ.: Origen. Contra Celsum. Trans. Henry Chadwick. Cambridge University Press, 1980. 572 pgs.

Толкование на Евангелие от Иоанна.

 

На греческом с переводом на французский:

Origen. Homilies sur la Genese. SC, 7. 1943. 262 pp.

Origene. Homelies sur l'Exode. SC, 16. Paris: CERF, 1947. 274 pp.

Gregory, Thaumaturgus Saint. Remerciement a Origene suivi de la lettre d'Origene a Gregoire. SC 148. Paris: Editions du cerf, 1969. 230 pp.

О нем:

Послание ему Юлия Африкана.

Глава Евсевия, посвященная О. Его защищает св. Феотим, 412; Поношение О. Симеоном Емесским, 550-е, Лествичником;

Флоровский. Ориген, Евсевий и иконоборческий собор.

Ср. Цельс.

Кротов: О его отце св. Леониде.

О нем: Флоровский, 1929; (Ориген не чувствует времени - свобода воли ему нужна лишь для объяснения происхождения зла, а не для творчества - всеобщее восстановление как лишение человека его человеческой сущности, во-ангелизирование - нужно идти от человечности Христа к Его божественности -- а это умаление человечества (но и теозис?) - только возвращение и Христос как проводник на этом пути.

Флоровский об О. и оригенистах в споре с антропоморфитами;


Является в 1884 г. русскому крестьянскому мальчику.

 

Болотов, 1897. Спасский, 1906; Карсавин, 1927; Мейендорф, 1980; Пантелеев и др. о полемике О. с Гераклионом, 2000; Бычков о гнозисе у О., 1995. О его отлучении по Фаррару; популярно Амман;

Trigg, Joseph. Origen. London: Routledge, 1998. 310 pp.

 

 

О. и античная философия

А.Д.Пантелеев, А.В.Петров, А.В.Цыб. Фрагменты Гераклиона Гностика из трактата Оригена "Толкование на Евангелие от Иоанна", 2000

О. и евреи

Lange, Nicholas, de. Origen and the Jews. Studies in Jewish-Christian Relations in Third-century Palestine. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. 254 pp.

 

О. и Библия

Dawson, John David. Christian figural reading and the fashioning of identity. Berley: University of California Press, 2001. 304 pp.

King, Christopher. Origen on the Song of Songs as the Spirit of Scripture. The Bridgeroom's Perfect Marriage-Song. Oxford Universoty Press, 2005. 310 pp.

 

Учение об апокатастасисе

Дэли  о судьбе учения О. об апокатастисе, 1980;

его учение об апокатастасисе, Бердяев, 1931;

Чулков, 2001 об апокатастасисе у О.

Moore, Edward. Origen of Alexandria and St. Maximus the Confessor: An Analyses and Critical Evaluation of their Eschatological Doctrines. Boca Raton, Florida, 2005. 233 pp.

 

Ориген и его преемники

Bennett. Byard John. The Origin of Evil: Didymus the Blind's Contra Manichaeos and Its Debt to Origen's Theology and Exegesis. Ph.D. Dep't of Theology. St. Michael's College. Toronto School of Theology, Univ. of Toronto. 1997. 404 pgs.

Grafton, Anthony; Williams, Megan. Christianity and the transformation of the book: Origen, Eusebius, and the library of Caesarea. Harvard University Press, 1989. 385 pgs.

Greggs, Tom. Barth, Origen, and Universal Salvation. Oxford University Press, 2009. 267 pp.

Lyman, J. Rebecca. Christology and Cosmology: Models of Divine Activity in Origen, Eusebius, and Athanasius. University Press Scholarship Online, 1993.

Sorabji, Richard. Emotion and Peace of Mind. From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford, 2000. 512 pp.

Widdicombe, Peter. The Fatherhood of God from Origen to Athanasius. University Press Scholarship Online, 2000. 202 pgs.

 

Нестерова О.Е. Allegoria Pro Typologia: Ориген и судьба иносказательных мотивов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 298 с.

Niculescu, Mihai. The Spell of the Logos Subtitle: Origen’s Exegetic Pedagogy in the Contemporary Debate regarding Logocentrism. Series: Gorgias Eastern Christian Studies 10 Publisher: Piscataway, NJ, Gorgias Press ISBN: 978-1-59333-698-1 Publication Date: 4/2009 Format: Hardback, Black, 6 x 9 in Pages: 573

Материалы Я.Кротова


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ОРИГЕН (ок. 185-ок.254), егип. грекоязычный учитель Церкви, основатель христ. философии и библ. *текстуальной критики, апологет и комментатор Писания. Род. в Египте, вероятно в Александрии, в семье ревностных христиан, к-рые с детства внушили ему любовь к Слову Божьему. Его отец, Леонид, рано заметил удивительную одаренность сына и дал ему всестороннее образование; но, главное, он укрепил в нем пламенную веру, и, когда во время гонений (202) отец был арестован, О. только силой удалось удержать от следования за ним в тюрьму. Не имея возможности разделить с ним участь, он писал ему письма, убеждая стоять до конца. После казни Леонида О. стал зарабатывать для семьи трудом учителя, а затем посвятил себя проповеди христианства среди образованных язычников.

Из-за гонений Александрийская огласительная школа осталась без руководства, и О., несмотря на свой юный возраст, принял на себя заботу о ней. Его ум, умение найти доступ к самым взыскательным слушателям и строгий образ жизни привлекли в школу толпы слушателей. "Шли к нему в училище, — пишет Евсевий, — один за другим с утра до вечера, не давая передохнуть". О. говорил с александрийским обществом языком человека, глубоко усвоившего античную культуру и не отвергавшего ценностей, к-рые в ней содержались. В его школе царила атмосфера интеллектуальной свободы. "Это был поистине наш рай", — вспоминал ученик О., свт. *Григорий Неокесарийский. О., однако, радикально отвергал нравственный релятивизм язычества. Об аскетизме О. складывались легенды.

Для более точного понимания ВЗ О. с помощью местных иудеев быстро выучил евр. язык и начал работу по подготовке *рецензии *Септуагинты. Слава его распространилась далеко за пределы Египта. В 212 он посетил Рим, сблизился со свт. *Ипполитом, побывал в Заиорданье и Антиохии, где был принят матерью имп. Септимия Севера как знаменитый ученый. Когда в 216 вспыхнули гонения Каракаллы, О. уехал в Кесарию Палестинскую, где продолжал свои ученые занятия и проповедь. С этого времени он стал жертвой ревности и недоброжелательства еп. Димитрия Александрийского, к-рый считал, что О. превышает полномочия мирянина. Когда же в Палестине его рукоположили во иереи, Димитрий отказался признать это рукоположение законным. Даже после смерти епископа О. не удалось закрепиться на родине, и он окончательно поселился в Палестине. Он продолжал усиленно работать, а о своих гонителях писал, что испытывает к ним жалость. Пребывание на Востоке немало помогло ему в розыске ценных рукописей, необходимых для его исследований. В период гонений Максимина (235) власти искали О., но им не удалось его арестовать. Тогда же О. написал "Увещание к мученичеству" и впоследствии своей жизнью доказал верность Христу. Репрессии против христиан, начатые имп. Декием в 250, застали О. в Тире (Финикия). Он был арестован, подвергнут изощренным пыткам, но не отрекся от веры. Смерть гонителя освободила его от заточения; однако после перенесенных мук престарелый учитель жил недолго.

Согласно Евсевию, О. написал ок. 2000, а согласно свт. *Епифанию — ок. 6000 книг (в антич. смысле этого слова). Основные его труды посвящены изучению и толкованию Библии. 1) "Экзаплы" (евр. текст ВЗ с параллельными греч. переводами; см. ниже). 2) "Схолии", или "Замечания", на Исх, Лев, Ис, Пс 1-15, Еккл, Ин; все они сохранились не полностью. 3) "Гомилии", или "Беседы", почти на все книги Свящ. Писания; сохранились лишь частично и в *катенах. 4) Толкования на Мф и Ин. 5) Толкования на Рим сохранились в фрагментах. 6) Толкование на Песн; сохранилось в лат. пер. Руфина (ок. 410). 7) Почти полностью утрачены его толкования на Быт, Ис, Плач, Лк, Гал, Еф. 8) В 1941 найдены фрагменты толкования на Цар. 9) В 40-х гг. О. написал апологетич. сочинение "Против Цельса", содержащее полемику с одним из противников христианства. Книга включает немало материалов по толкованию Библии. 10) Философско-богословский труд О. "О началах" отражает герменевтич. взгляды О. так же, как и 11) письма О. свт. Григорию Неокесарийскому и *Юлию Африкану.

Работы О. в области текстологии Писания. При отсутствии книгопечатания, в *рукописях Библий к 3 в. накопилось немало разночтений; в полемике с *иудаизмом выяснилось различие между Септуагинтой и евр. текстом. Все это требовало кропотливой текстологич. работы. О. неутомимо собирал манускрипты. Кроме общепринятых у иудеев переводов (*Акилы, *Симмаха, *Феодотиона), ему удалось обнародовать и другие греч. переводы ВЗ. Он находил их в самых различных городах Средиземноморья. Сначала О. переписал параллельно 4 версии: Акилы, Симмаха, Септуагинты и Феодотиона. Это издание греч. Библии, получившее название "Тетрапл", О. не удовлетворило. Демонстрируя многие преимущества Септуагинты, оно не соотносило ее с евр. оригиналом. Эту задачу ученый выполнил в знаменитых Экзаплах, "шестиполосной" Библии. В первой полосе был переписан евр. текст, затем шла его *транскрипция греч. буквами, а за ней — столбцы Тетрапл. Однако и на этом О. не остановил работу. Как сообщает Евсевий (Церк. Ист. VI, 16), впоследствии он добавил к Экзаплам еще 3 анонимных греч. перевода, к-рые нашел в Иерихоне в огромном глиняном кувшине. Т.о., в окончат. виде труд включал 9 столбцов. О. первым разделил текст ВЗ на стихи (правда, без нумерации) и создал первый *критический аппарат, введя условные обозначения для лакун и добавлений. Условными знаками отличалась и степень точности перевода Септуагинты. Экзаплы явились и первым *критическим изданием Библии, и первой библ. *полиглоттой. На этом труде строились все дальнейшие филологич. изыскания экзегетов. Он потребовал огромного напряжения сил. "Я постоянно занят с манускриптами, — писал О., — даже ночь не дается мне для покоя". Над Экзаплами он работал 28 лет. Хранились они в б-ке *Памфила. Размер рецензии (ок. 6500 стр.) затруднял ее копирование; блж. *Иероним нашел в Кесарии экземпляр, к-рый, вероятно, был единственным. Чаще копировали из Экзапл текст Септуагинты. Вероятно, рукопись погибла после захвата Кесарии арабами. *Катены позволили восстановить лишь нек-рые ее части. Сирийские версии Экзапл были опубликованы итал. аббатом Черине (1877). В 1895-96 итал. аббат Дж. Меркати опубликовал фрагмент Экзапл, найденный им в б-ке им. св. Амвросия в Милане. Другой фрагмент отыскался в 19 в. в Каирской *генизе. Хотя основной текст трудов О. утрачен, он тем не менее был усвоен во мн. экзегетич. писаниях отцов Церкви.

l *В и г у р у Ф., Руководство... т.1, М., 19162, с.163-67; Д о й е л ь Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980, с.430; *Ю н г е р о в П.А., Общее историко-критич. введение в Свящ. ветхозав. книги, Каз., 19102, с.390-402; W i s e r A., Introduction to the Old Testament, 1969, p. 372-77; ODCC, p. 645.

Суждения О. о *каноне и об авторах новозав. книг. Хотя О. был александрийцем, он признавал ВЗ лишь в том объеме, к-рый был установлен *Ямнийским каноном (т.е. 22 книги в соответствии с числом букв евр. алфавита). Что касается новозав. канона, то О. упоминает как общепризнанные в Церкви Четвероевангелие, Деян, 1 Петр, 1-3 Ин, Послания ап. Павла, Откровение. О происхождении Евангелий он пишет следующее:

"Первое написано Матфеем, бывшим мытарем, а потом апостолом Христовым, предназначено для христиан из евреев и написано по-еврейски; второе, от Марка, написано по наставлениям Петра, назвавшего Марка в Соборном послании сыном... Третье Евангелие — от Луки, которое одобряет Павел, написано для христиан-язычников. Последнее Евангелие — от Иоанна... Написал он и Откровение, но ему приказано было молчать и не писать о том, что сказали семь громов. Осталось от него и послание в несколько строк. Примем, пожалуй, второе и третье — не все признают их подлинными; в обоих не больше ста строк" (Евсевий. Церк.Ист. VI,25).

О. был одним из первых, кто обратил внимание на своеобразие Посл. к Евреям, в частн., что в нем "нет особенностей, свойственных языку апостола".

"Если бы мне пришлось открыто высказаться, — говорит О., — я бы сказал: мысли в этом Послании принадлежат апостолу, а выбор слов и склад речи — человеку, который вспоминает сказанное апостолом и пишет, как бы поясняя сказанное учителем. Если какая-нибудь Церковь принимает это Послание за Павлово, хвала ей за это. Не зря же древние мужи считали это Послание Павловым. Кто был настоящий автор, ведомо только Богу" (там же).

Что касается *апокрифов, то О. считал, что мн. из них важны и полезны (напр., Енох, Завет XII патриархов, Пастырь Гермы), но не могут рассматриваться как равные боговдохнов. канону (Против Цельса, V, 54).

*Герменевтика и экзегеза О. По замечанию. арх. *Филарета (Гумилевского), О. "желал предложить правила толкования, доведенные до ясности и определенного вида", но достиг в этом лишь частичного успеха. Его экзегетич. методы опирались гл. обр. на труды *Филона. В 5-й гомилии на Кн. Левит он подчеркивал, что в Библии следует различать т р и с м ы с л о в ы х с л о я: исторический (буквальный), нравственный и таинственный. Последний представлялся О. важнейшим. Эти три слоя он сравнивал с телом, душой и духом (О началах, IV, 11). Порой они дополняют друг друга, а порой исключают. Напр., *антропоморфизмы Писания нельзя понимать буквально. Но есть и такие места, где незачем "искать аллегорию", а нужно оставлять все "как написано" (Гомилия на Числ XI). "Голая буква" может также иметь пропедевтическое значение, т.к. "научает людей, которые еще остаются детьми по душе" (О началах, IV, 11). О. придавал большое значение общекультурной (философской и научной) подготовке толкователя, но сама по себе эта подготовка, по его словам, ничто, если исследовать Слово Божье без молитвенного призывания Духа. Подобно тому, как ап. Петр исповедал Иисуса Мессией по внушению свыше, так и все читающие и толкующие Библию должны искать ее разумения в помощи Божьей. "Ибо каждый ученик Христа есть камень... и на каждом таком камне возводится всякое слово Церкви" (Толк. на Мф 16:18). Обязательным условием здравой экзегезы О. считал внимательное чтение и сопоставление различных частей Библии. Только так можно постичь в ней *единство двух Заветов. Подобно тому, как отдельные звуки лиры, соединяясь вместе, рождают целостную мелодию, отдельные элементы Библии образуют гармоническое единство, для достижения к-рого нужно вырабатывать своего рода музыкальный слух. Кроме того, важно уметь видеть смысл целого, не отвлекаясь на частные детали. Так, в притчах важен именно этот смысл, а не подробности их.

Как и все экзегеты античного времени, О. не мог располагать данными о древневост. символике, игравшей столь важную роль в Библии. Поэтому он, вслед за Филоном, считал аллегорич. метод толкования почти универсальным ключом для понимания ВЗ. В одних случаях это вело к удачным находкам. Толкование О. на Песн, о к-ром блж. Иероним говорил, что в нем О. превзошел самого себя, положило начало многовековой мистич. традиции. В картине земной любви О. увидел прообраз небесной любви Христа к человеку (эта тема впервые появляется уже у ап. Павла). Но стремление повсюду отыскивать сокровенный, мистич. смысл вело О. к неосознанному отходу от *историзма Свящ. Писания. Это была платонизирующая эллинизация экзегезы, своего рода *демифологизация, подменявшая диалог Бога и человека в конкретной истории диалектикой, к-рая относилась лишь к внутренней жизни личности. Правда, О. часто оговаривался, утверждая, что все аспекты Писания тесно переплетаются между собой (О началах, IV, 16). Он первый выдвинул мысль о *полноте смысла Писания, к-рая получила развитие в дальнейшей истории экзегетики. Однако, не установив ясных критериев для применения того или иного метода толкования, О. давал простор произволу и субъективности аллегорич. подхода.

Наследие О. и *оригенизм. О. оказал огромное влияние на всю святоотеч. мысль. Его библейскими трудами пользовались даже те, кто не разделял полностью его взглядов (напр., блж Иероним). У него был ряд выдающихся последователей, таких как свт. *Дионисий Великий и свт. *Григорий Нисский. Однако судьба наследия О. оказалась трагичной. Нек-рые его частные богосл. мнения, к-рые он никогда не считал догматич. истинами, вызвали среди богословов острую реакцию (гипотеза о предсуществовании душ, негативная оценка материи и др.). Если ревностные приверженцы александрийского учителя пытались абсолютизировать его теологумены, то противники О. объявили "оригенизм" ересью. О. нередко приписывалось то, чему он не учил, искажались его идеи, не учитывалось, что О. считал свои гипотезы проблематичными. В результате "оригенизм" стал предметом ожесточенной борьбы и в 543 О. был осужден по решению имп. Юстиниана. Осуждению способствовало и то, что богословие О., сложившееся до *Вселенских соборов, в ряде пунктов расходится с их догматич. формулами.

n Биографические сведения об О.: Е в с е в и й П а м ф и л, Церковная история, БТ, 1984, сб.25; Св. Г р и г о р и я Ч у д о т в о р ц а "Благодарственная речь" Оригену, ХЧ, 1912, ? 11-12; И е р о н и м С т р и д о н с к и й, О знаменитых мужах, 54, в кн.: Творения, т.5, К., 1879.

u M i g n e. PG, t.11-17; SC (с франц. пер.); Исх (16,20,29), Лев (286-87), Числ (120), Ис Нав (37), Ис (71), Иер (242), Мф (162), Лк (...); англ пер.: Ante-Nicene Fathers, Grand Rapids, 1951-56, v.4; нем. изд.: Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte, B., 1956; в рус. пер.: Увещание к мученичеству, Ярославль, 1886; О молитве и увещание к мученичеству, СПб., 1897; О началах, Каз., 1899 (то же:

Рига, 1936); Против Цельса, Каз., 1912, ч.1; Письмо к Григорию Чудотворцу, ХЧ, 1912, ? 12.

l А р х а н г е л ь с к и й М., Учитель Церкви О., ЖМП, 1953, № 12; *Б о л о т о в В.В., Учение О. о Св. Троице, СПб., 1879; Г у с е в Д., Апология лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в соч. О. "Против Цельса", Каз., 1886; *Е л е о н с к и й Ф., Учение О. о Божестве Сына Божия и Духа Святого и об отношении их к Отцу, СПб., 1879; Л е б е д е в Н., Сочинение О. "Против Цельса", М., 1878; Л е о н а р д о в Д., Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория О., ВиР, 1907, ? 4-6, 9, 11, 12, 18; НЭС, т.29; П е т р о в Н., "О началах" О., Каз., 1900; П о п о в В.А., О. — выдающийся богослов третьего века, Бвс., 1985, ? 5; *С о л о в ь е в Вл., О., Собр. соч., т.10, СПб., 19142; *Т р о и ц к и й Н., О. как апологет, Тула, 1908; ФЭ, т.4; ФЭС; *Х и т р о в М., О. Биографич. очерк, СПб., 1879; Х и т р о в М., Климент и О. — учители александрийские и их век, "Странник", 1878, ? 3, 5-9; [Х у п о т с к и й П.], О трудах О. в изъяснении новозав. книг Св. Писания, ПрТСО, 1861, т.20; A n t w e i l e r A., Origenes, LTK, B.7; B a r d y G., Orig–nes, P., 1931; C a d i o n R., Origen, 1944; Connaissance des P–res de l’Eglise, 1979, ? 3; D a n i № l o u J., Orig–nes, P., 1948; H a r n a c k A., Origenes, RGG, Bd.4; L i e L., Zum Stand neutiger Origenerforchung, "Zeitschrift fur Katholische Theologie", 1980, Bd.102, ? 1-2; *P r a t F., Orig–nes, le th№ologien et l’ex№g–te, P., 1907; R e j m e r J., Hexapla in tworczosti Origenism, "Menanoler", 1980, ? 5-6; Studiz Patristica, 1985, p. 219-78.

Clarc Elizabeth A. The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate. Princeton: Princeton University Press, 1992. 287 pp.
Поздние взгляды Ор остались неизвестны Востоку - соответствующие проповеди сохранились лишь на латыни - а в них он ослабил свою строго анти-антропоморфистскую концепцию Божества и допустил человекоподобные эмоции в Отце и в Сыне, не знал этих проповедей и грек оригенист Евагрий. Показания Епифания об Оригене совершенно недостоверны - 380 - Ереси, 63, он даже не знал точно, кто это.
Rev in: Church history. vol 62 #3 - Sept 1993.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова