ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
К оглавлению.
2
Содержание: В первом псалме правителей иудейского
народа провозгласив нечестивыми, грешниками и губителями, в настоящем
псалме показывает также их //43//
дела такими наименованиями, каких стали они достойны. И окончив
первый псалом упоминанием о нечестивых, тем же начинает опять
и второй псалом, научая этим, что упомянутый выше конец нечестивых
приимут и ожесточившиеся против Спасителя.
(1). Вскую шаташася языцы, и людие поучишася
тщетным? Шатанием называет неразумную гордыню. Слово «вскую»
относится ко всей речи, т. е. для чего и людие поучишася
тщетным? И действительно не тщетно ли было предприятие их
— не принять Спасителя роду своему? Какая же причина такой ненависти,
что языцы и люди собираются вкупе? Та, что они шаташася,
а это значит: в такой мере возгордились, что с превозношением
и с какою-то высоковыйностию возмутились и взволновались. Подобие
это взято с неразумного стремления коней, ничем не удержимых.
Это и было с иудеями, восставшими против Христа.
По какой же причине собрались вкупе языцы и людие? Или
израильтян разумеет под словами: языцы и людие; или слово
«языцы» употребил об Ироде и Пилате, как об язычниках,
а слово «людие» об иудеях.
(2). Предсташа царю земстии, т. е. сами
себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали это
и святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4, 26–27). И князи собрашася
вкупе, — упомянутые выше книжники, фарисеи и законники. На
Господа и на Христа Его. Ибо злоумышление против Христа есть
злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце,
то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?
(3). Расторгнем узы Их. Здесь не достает
слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа
и на Христа Его, говоря: расторгнем узы. Ибо не восхотели
быть в священной мрежи, о ко //44//
торой написано: подобно есть царствие небесное
неводу (Мф. 13, 47). И отвержем от нас иго Их, т. е.
тяготу закона, о котором сказал Господь: иго Мое благо, и бремя
Мое легко есть (Мф 11, 30).
(4). Живый на небесех посмеется им, как совещавшимся
на дело несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти,
Сущий на небесах и все содержащий, тщетными и суетными соделывает
их замыслы. Отец же Его и общий всех Владыка воздаст им должное
наказание. И Господь поругается им, уничижит, возненавидит
их и возгнушается ими. — «Посмеется» сказано вместо: возненавидит
и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих, говорит Псалмопевец,
посмеется или явит смешными замыслы их, так как они предпринимают
неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое
чрез ноздри, в уничижение высокомудрствующих о себе. А говорится
это с особенною настойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость
осмеяния. И не только это испытают они, но подвергнутся и гневу.
(5). Тогда возглаголет к ним гневом Своим. Что
же означает — тогда? Не то ли самое время, когда сказали
они: расторгнем узы Их? И что возглаголано к ним во гневе?
Не cиe ли? горе вам книжницы и фарисее (Мф. 23, 13); и:
отымется от вас царствие Божие (Мф. 21, 43); и еще: и
вам горе законником (Лк. 11, 52); потому что покорило их римское
воинство. Ярость и гнев различаются между собою тем, что ярость
есть гнев возгорающийся и еще пламенеющий; а гнев есть желание
за скорбь воздать скорбию. Посему, ярость есть недостигший полноты
гнев, а гнев — самая полнота. И таковому изъяснению слов этих
учит самый конец событий. Ибо римское войско, в наше //45//
ствие свое, разорило город, сожгло храм, и большую
часть иудеев предало смерти, а избегших меча покорило и поработило.
Верному же надлежит знать, что упоминаются одно за другим два
лица, и во-первых Господь Христос, ибо сказано: на Господа
и на Христа Его; а потом — Живый на небесех и Господь: Живый
на небесех посмеется им и Господь поругается им. Тот же образ
речи соблюл Псалмопевец и в последующем.
(6). Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом.
Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народа израильского,
будет у язычников. Сион же означает Церковь.
(7). Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты
и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением
произведено это, но самая сущность показывает, что Я — образ
ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «ecu»
в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но
присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и
рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на
время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно,
о человеческом рождении разумеются и последующие слова: родих
Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного
Христа.
(8). И одержание Твое концы земли.
(9). Упасеши я жезлом железным, то есть,
крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторые
же под жезлом разумеют римское владычество.
(10). И ныне царие разумейте, то есть, размыслите
и обратитесь к покаянью. Накажитеся вcu судящии земли.
Словом «накажитеся» выражает преспеяние, а словами: npиuмume
наказание — совершенство. //46//
(12). Приимите наказание, то есть, учение
евангельское. И погибнете от пути праведнаго, — Пути сказавшего
о Себе: Азь есмь путь (Ин. 14, 6).