ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
К оглавлению.
13
Содержание: В настоящем псалме со всею ясностью
обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях,
чтобы проповедать необходимость пришествия Христова. //69//
(1). Рече безумен в сердце своем: несть Бог.
Поелику, не помыслив, что есть Бог, Который назирает и праведным
судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое
непотребное дело, то по сему самому (2) Господь с небесе приниче.
А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам.
(3). Несть творяй благостыню, несть до единаго.
Господь, пришедши, не нашел ни одного делателя благостыни, но
всякий оказался виновным во всяком гнусном деле. (4) Гробь
отверст гортань их [1].
И демоны, как снедь, держали человека в гортани своей, не представляя,
что Бог не может забыть создания Своего.
Ни ли уразумеют ecu делающии беззаконие?
Слово «Господа» должно читать после знака препинания и
брать вне связи речи, чтобы выходил такой смысл: все уклонились
и сделали это; не познают они Господа. Господа не призваша
снедающии люди Моя в снедь хлеба. Ибо снедали людей Его, убеждая
покланяться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других
советниками во зле, не призовут Господа. Ибо так вместо прошедшего
времени должно читать будущее.
(5). Тамо убояшася страха, идеже
не бе страх. Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов
непорочен; ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того
времени, то есть, со времени пришествия Христова, убоятся страха,
где нет страха, но не потому что угрожает //70//
[1]
По некоторым чтениям четвертый стих псалма сего читается так:
гроб отверст гортань их, языки моими лщаху, яд аспидов под
устами их: ихже уста клятвы и горести полна суть: скоры ноги их
пролияти кровь, сокрушение и озллобление на путех их: и пути мирнаго
не познаша. Несть страха Божия пред очами их: ни ли уразумеют
и проч.
закон, а из блaгoгoвения, какое прилично паче свободным.
Яко Господь в роде праведных, оправдываемых
Его пришествием.
(6). Совет нищаго посрамисте. Это сказано
тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших
во Христа.
(7). Кто даст от Сиона сnaceниe израилево?
В этом заключается двоякое пророчество. Ибо возвещает не только
спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное
явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого
времени.
(8). Возрадуется Иаков, разумеет святых патриархов
и пророков, радостию радующихся, что Христос исполнил предсказанные
ими обетования; а в этих обетованиях предвещалось спасение всех
народов.