Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
П А Т Е Р И К


Текст воспроизводится по изданию: Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1899. 428 с.

К оглавлению

Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев

1. Рассказывал авва Дула, говоря: ходя некогда по пустыне, я и отец мой Виссарион, пришли к некой пещере, и нашли брата, который сидел и делал веревку и не восклонился он для нас и не приветствовал нас, и совсем не хотел и слова сказать с нами; сказал же мне старец: "пойдем отсюда, может быть нет у брата расположения говорить с нами". Вышедши оттуда, мы пошли в Лико навестить авву Иоанна. Когда же возвращались, пришли опять к пещере, где видели брата. И говорит мне старец: "войдем в нее, может быть Бог открыл ему и станет говорить с нами." И когда вошли мы, нашли его умершим и говорит мне старец: "пойдем, брат, приготовим к погоебению тело брата, ибо для сего послал нас Бог сюда." Когда же мы стали приготовлять его к погребению, нашли, что это женщина по природе своей. И удивился старец, и сказал: "вот как и женщины борются с диаволом в пустыне, а мы и в городах ведем себя худо." И прославил Бога, помогающего и дарующего силу любящим Его, погребли ее в той же пещере. И потом удалились оттуда.

2. Двое некоторые из отцев молили Бога, чтобы открыл им, в какую достигли они меру. И пришел к ним глас, говорящий, что в такой-то веси Египта есть некоторый мирянин, Евхарист именем, и жена его называется Мария, - еще не пришли вы в меру их. Вставши же, два старца пришли в весь и спросивши нашли келию его, и жену его, и спросили ее: где муж твой? Она же сказала: "он пастух и пасет овец," - и ввела их в келию свою. Когда же настал вечер, пришел муж ее с овцами, и увидя старцев, приготовил им трапезу, и принес воды умыть ноги их. Сказали ему старцы: "не станем мы вкушать ничего, если не скажешь нам о делании своем." Он же со всяким смирением сказал: "я пастух, а это жена моя." И не переставали старцы упрашивать его, а он не хотел говорить. Тогда они сказали ему: "Бог послал нас к тебе." Как скоро услыхал он слово сие, испугался и сказал им: "вот овец сих наследовали мы от родителей наших и если благопоспешит Бог получить от них какую-либо прибыль, делим мы на три части: одну часть для бедных, и часть на странноприимство, и третью часть на нужду нашу. С тех пор, как взял я жену мою, не познал ее, но девица она, и каждый из нас спит порознь, и до сих пор никто не знал о сем." И услышавши, старцы удивились и ушли, прославляя Бога.

3. Говорил авва Витимий: рассказывал авва Макарий, говоря: когда я жил в Ските, пришли два юные странника. Один имел уже бороду, а другой только начал пускать усы и пришли ко мне, говоря: где келия аввы Макария? И я сказал им: чего хотите вы от него? Они же сказали: услыхавши о нем и о Ските, пришли мы видеть его. Я говорю им: "это я." И сотворили поклон, говоря: "здесь хотим мы пребывать." Я же, видя, что они изнежены, и как бы из богатых, говорю им: "не можете жить здесь." И говорит старший: "если не можем жить здесь, пойдем в другое место." И говорю я помыслу: "зачем мне их прогонятть? труд сделает то, что они и сами убегут отсюда." И говорю им: "ступайте, сделайте себе келию, если можете." Говорят они: "укажи нам место, и сделаем." И я дал им топор и корзину, полную хлебов и соли. И указал им жесткий камень, говоря: вырубите здесь, и принесите для себя дерев с болота, и покрывши живите. Думал же я, что они убегут по причине труда. Спросили же они меня: "что здесь работают?" И говорю им: "веревки." И беру ваия из болота, и показываю им веревки и как их должно связывать, и сказал им: "делайте кошницы и отдавайте сторожам, и они будут носить вам хлебы." И потом я ушел. Они с терпением делали все, что я сказал им, и не приходили ко мне три года. Беспокоил же меня помысл, говоря: каково делание их, что не приходят спросить меня о помыслах? Издалека приходят ко мне, а эти близко, но нейдут и к другому не ходят, а ходят только в церковь молча, чтобы принимать св. Дары. И молился я Богу и постился седмицу, чтобы Он показал мне делание их; по прошествии же седмицы вставши, пошел посмотреть, как живут они, и когда постучался я, они отворили и приветствовали меня молча, и сотворив молитву, я сел. Старший, дав знак младшему выйти, сел и плел веревку, ничего не говоря. И в девятом часу постучал и вошел младший, и сделал немного варева и поставил стол по знаку старшего, и положил на стол три хлебца и стал молча. Я же сказал: встаньте, вкусим. И вставши вкусили, и принес кружку воды и мы пили. Когда же настал вечер, говорят они: уйдешь ты? Я же сказал им: нет, но здесь буду спать, и положили мне рогожу поодаль, и для себя в другом углу поодаль, и сняли поясы свои и аналавы, и легли вместе на рогожке, прямо против меня. Я же молился Богу, чтобы открыл мне делание их. И вот отверзлась кровля, и был свет, как днем, а они не видели света, и когда подумали, что я сплю, старший толкнул младшего в бок, и встали и препоясались и простерли руки свои к небу, и я смотрел на них, они же не видали. И видел я, что бесы, как мухи, приходили к младшему и приходили к устам его, другие же к глазам. И видел я ангела Господня, который имел меч огненный, ограждал его и отгонял от него демонов, а к старшему не могли они и приблизиться. И перед утром они легли, а я показал вид, что просыпаюсь, и они также. Сказал же мне старший слово сие одно: прикажешь совершить двенадцать псалмов? И я сказал: "да." И пел младший пять псалмов из шести стихов и одно аллилуия. И после стиха выходила огненная свеща из уст его и восходила до небес, также и старший когда отверзал уста свои поя, как вервь огненная выходила из них и достигала до неба. И я приложил не много, и когда уходил, говорю: помолитесь о мне; они же сотворили поклон молча. И узнал я, что старший уже совершен, а с младшим воюет враг. Спустя не много дней почил старший брат, и на третий день младший. И когда приходил кто из отцев к авве Макарию, он брал их в келию братьев сих, говоря: посмотрите место мученичества юных странников.

4. Пришел некогда авва Макарий Египетский из Скита в гору Нитрийскую в день приношения аввы Памво, и говорят ему братья: отец, скажи слово братьям. Он же сказал: я еще не был монахом, но видел монахов. Ибо, когда я жил в келии в Скиту, понуждали меня помыслы, говоря: выдь во внутреннюю пустыню и посмотри, что там. Оставался я в борьбе с помыслом пять лет, говоря, не от бесов ли он. И как помысл продолжался, пошел я в пустыню и нашел там озеро воды и остров среди него, и пришли звери пустыни пить из него, и вижу среди их двух человек нагих, и вострепетало тело мое, ибо подумал я, что это дух. Они же как скоро увидели, что я испугался, стали говорить мне: не бойся, и мы люди. И сказал я им: откуда вы и как пришли в пустыню сию? Они же сказали: "мы из киновии, и было у нас соглашение и вышли мы сюда вот уже сорок лет. Один из нас египтянин, другой ливиянин." И спросили меня они: "как мир? и приходит ли вода во время свое, и имеет ли мир плодоносие свое?" И я сказал им: "да." Спросил же их и я: "как могу сделаться монахом." И сказали они мне: "если не отречется кто от всего сущего в мире, не может сделаться монахом." И сказал я им: "слаб я, и не имею такой силы, как вы." И сказали мне: "если не можешь, как мы, сиди в келии твоей и оплакивай грехи." И спросил я их: "когда бывает зима, не зябните ли вы, и когда бывает зной, не опаляются ли тела ваши?" Они же сказали: "Бог явил о нас такое смотрение, что и зимою не зябнем мы, и от зноя не опаляемся." Посему-то я и сказал вам, что я еще не монах. Простите мне, братия.

5. Пребывал некогда авва Сисой в горе аввы Антония один. И когда замешкался прислуживающий придти к нему, в течении десяти месяцев, он не видел человека. Ходя в горе, находит он некоего Фаранита, который ловил диких зверей, и говорит ему: сколько времени ты здесь? Он же сказал: поистине, авва, одиннадцать месяцев я в горе, и не видел человека кроме тебя. Старец же, услышавши сие и вошедши в келию свою, ударил себя, говоря: вот, Сисой, ты думал: что сделал я? А на самом деле не сделал и того, что сей мирянин.

6. Тот же авва Сисой, сидя в келии, всегда запирал дверь. Говорили же о нем, что когда приближался он к смерти, захворал немного. И когда сидели старцы у него, стал он говорить с кем-то, и говорят ему: что видишь, авва? И говорит им: "вижу некоторых, пришедших за мною, и прошу их, чтобы позволили мне немного покаяться." Говорит ему один из старцев: "хотя бы и позволили тебе, можешь ли вполне воспользоваться сим к покаянию?" Говорит ему старец: "если не могу совершить покаяния, по крайней мере постеню о душе моей немного и довольно с меня." Когда же стал умирать, и сидели отцы, просияло лице его, как солнце, и говорит им: "вот авва Антоний пришел." И опять просияло лице его еще более, и сказал: "вот лик апостолов пришел." И удвоился свет лица его, и вот он как бы говорил с кем. Сказали же ему старцы: "с кем разговариваешь, отче?" И сказал: "вот ангелы пришли взять меня, и прошу, чтобы позволили мне покаяться немного." Говорят ему старцы: "не имеешь ты нужды каяться, отче." Сказал же им: "поистине, не знаю о себе, полагал ли я начало." И узнали все, что он уже совершен. И опять вдруг сделалось лице его, как солнце, и ужаснулись все, и он говорит им: "вот Господь пришел и говорит: несите ко Мне сосуд избранный пустыни." И тотчас предал дух. И сделался как молния, и наполнилось все место благоуханием.

7. Говорили об авве Оре, что он не лгал никогда, и не божился, и не клял человека, и без нужды не говорил.

8. Говорили о Скитиотах, что не было превозношений между ними из-за того, что превосходили прочих в добродетелях, ибо один вкушал чрез два дня, другой чрез четыре, иной чрез седмицу, иной хлеба не вкушал, и кратко сказать, всякою добродетелью были украшены святые.

9. Был один великий старец, и рассказывал ученик его о нем, что целые двенадцать лет не спал он на боку, но на седалищи своем, на котором работал, там и спал, вкушал же или через два, или через четыре, или через пять дней, и так делал в продолжении двадцати лет; когда же я сказал: "что это значит, зачем так делаешь ты, авва?" Отвечал он мне: "суд Божий происходит пред глазами моими и не могу стерпеть." Случилось же, что, когда совершали мы молитвословие, я ошибся в слове из псалма, и когда окончили мы молитвословие, старец сказал мне: "я когда совершаю молитвословие, как бы огонь чувствую под собою и горю, и не может помысл мой уклониться ни направо, ни налево; а у тебя где был помысл, когда мы начинали молитвословие, что пропустил пропустил ты слово из псалма? Ужели не знаешь, что стоишь пред Богом и говоришь с Богом, когда совершаешь молитвословие?" - Вышел однажды он ночью и нашел меня спящим при пороге келии, и остановился старец и плача сказал: где разум у брата, что спит так беззаботно?

10. Два некоторые великие старца ходили в пустыне Скита, и услышавши, что некто шепчет из-под земли, сыскали вход в пещеру, и нашли старицу,  деву святую, лежащую, и говорят ей: "откуда пришла ты сюда, старица, и кто служит тебе?" Ибо никого не нашли они в пещере, кроме ее одной, и она лежала и была больна. Она же сказала им: "тридцать восьмой год я в этой пещере, питаюсь растениями и работаю Христу, и не видала человека до сего дня. Ибо послал вас Бог, чтобы погребли вы останки мои." И сказавши сие, почила. Старцы же прославили Бога, и похоронивши тело ее, ушли.

11. Рассказывали об одном отшельнике, что вышел он в пустыню, и походивши три дня, взошел на камень, и увидел внизу зеленую траву, и человек пасся на ней как зверь. И сошел потихоньку и схватил его. Старец же был наг и возмутившись, потому что не мог вынести запаха человека, с усилием вырвался у него и побежал. Брат же гнался за ним и вскричал: для Бога я гонюсь за тобой, подожди меня. Он же оборотившись сказал ему: "и я ради того же Бога бегу от тебя." Потом брат сбросил одежду и гнался за ним. Когда же старец увидев, что брат сбросил с себя одежду и приближается к нему, остановился и сказал: "когда сбросил ты вещество мира, и я жду тебя! Просил же его брат, говоря: "отче, скажи мне слово, как спастись?" Он же сказал ему: "бегай людей и молчи, и спасешься."

12. Рассказывал некто из отшельников братиям, находящимся в Раифе, где семьдесят дерев финиковых (там стоял станом Моисей с народом, когда вышел из земли Египетской), и говорил так: "помыслил я некогда идти в пустыню внутреннюю, не найду ли кого-нибудь далее меня живущего и работающего Христу. И прошедши четыре дня и ночи, нашел пещеру, и подойдя, смотрю в нее и вижу человека сидящего, и стучу по обычаю иноческому, чтобы вышел он приветствовать меня. Он же не двигался, ибо был мертвый. Я же, нисколько не задумываясь, вхожу и беру его за плечо, и тотчас он рассыпался и сделался как пыль. Еще же осматривая, вижу срачицу, висящую, и когда взялся за нее, рассыпалась она и сделалась как ничто. Продолжая путь, вышел оттуда и проходил по пустыне, и нашел другую пещеру и следы человека. С благодушием приблизился я к пещере и постучал, и никто не отозвался, и вошедши не нашел никого. Ставши же вне пещеры, говорил сам с собою: конечно должен придти раб Божий, где бы он ни был. Когда наконец стал уже проходить день, вижу - идут буйволы и раб Божий среди них нагой, прикрывши своими волосами нижнии части тела. Когда же он  подошел ко мне, то подумавши, что я дух, стал на молитву, ибо, как говорил после, много был искушаем нечистыми духами. Я, поняв сие, сказал ему: раб Божий, я человек, посмотри на следы мои и осяжи меня, что я плоть и кровь. Когда же совершил он молитву, то после: аминь, посмотрел на меня и утешенный взял меня в пещеру, и спрашивал, говоря: как зашел ты сюда? Я же сказал: для того, чтобы поискать рабов Божиих, пришел я в пустыню сию, и не лишил меня Бог того, чего желал я. Потом я спросил его: как он сюда зашел, и сколько тому времени, и как питается, и как будучи наг не нуждается в одежде? Он же сказал: "я был в киновии Фиваидской и было у меня занятие ткача. Пришел же мне помысл: выдь и живи сам по себе, и можно тебе будет безмолствовать, и принимать странных, и получить больше награды, чем за труды рук твоих. Когда я согласился на помысл, тотчас и выполнил его на деле, и когда выстроил монастырь, то были заказывающие мне работу; когда же много собиралось у меня излишнего, я старался раздавать то бедным и странным. Враг же наш диавол, позавидовавши, как и всегда, имеющему быть мне воздаянию, уловил меня тем самым, что тщился я делать против него. Ибо видя некоторую девицу, раз уже заказывавшую работу, которую я исполнил и отослал ей, внушил ей сделать мне другой заказ, а потом образовалась привычка и излишняя доверенность, напоследок осязания рук, и смех, и сожительство, зачавши родили грех. Когда же я провел в нем месяцев шесть, помыслил в себе: ныне ли, завтра ли, или чрез много лет, подвергшись смерти, я вечное получу наказание. Ибо растливший жену мужнюю по закону подвергается наказанию и мучению вечному. Каких же мук заслуживает растливший невесту Христову? Таким образом убежал я в пустыню сию, нашел пещеру и сей источник, и это финиковое дерево, на котором плод приносят мне двенадцать ветвей, и в каждый месяц плод приносит одна ветвь, чего достаточно мне на тридцать дней, а после сего созревает другая. По некотором же времени выросли волосы мои, и когда износились одежды мои, ими я прикрываю нижние части тела." Когда же опять спросил я его: не было ли трудно ему в начале? он сказал: "сначала я весьма страдал, так что на земле лежал я от боли печени, и не мог стоя совершать молитвословие, но лежа на земле взывал к Всевышнему. Когда же был я в пещере в скорби великой и болезни, так что не мог выйти из нее, вижу - вошел ко мне муж и стал вблизи меня и говорит мне: чем страдаешь ты? Я показал ему место. Он же пальцы руки своей соединив прямо, рассек место как бы мечем и вынув печень, показал мне раны, и рукой соскоболив их, положил в платок, и опять замазал место, и сказал мне: вот, стал ты здоров, работай Владыке Христу, как следует. И с того времени я стал здоров, и без труда живу здесь." Много же просил я его, чтобы жить мне в прежней его пещере, и сказал он мне: "не можешь ты вынести нападений бесовских." Тогда убедившись в сем, просил я с молитвою отпустить меня. И помолившись, он отпустил меня. Сие рассказал я вам на пользу.

13. Говорил еще один старец, который удостоился епископства в городе Оксиринхе, как бы другой некто сделал сие. Однажды вздумалось мне, говорит он, выйти во внутреннюю пустыню, которая при оазисе, где живет народ Мазинов, дабы видеть, не найду ли в ней какого бедняка, работающего Христу. И взявши несколько сухих хлебцев и дня на четыре воды, пошел в путь. Когда прошел я четыре дня и пища истощилась, не знал я, что мне делать. Ободрившись же, предал себя Богу и шел еще четыре дня без пищи. Не перенося тяжести пребывания без пищи и трудности пути, дошел я наконец до малодушия и лег на землю. Потом некто пришедши, перстом своим коснулся уст моих, как врач инструментом касается глаза, и тотчас укрепил меня, так что казалось мне, что я не ходил и не был голоден. Когда же увидел я такую силу прошедшую по мне, вставши пошел по пустыне. Когда же прошли другие четыре дня, опять ослабел я и простер руки мои к небу, и вот укрепивший меня прежде опять, перстом своим помазав уста мои, укрепил меня. Шел я семнадцать дней и нахожу шалаш, пальмовое дерево и воду, и мужа, который стоял, и волосы головы его служили ему одеждою, они все были седые. Был он страшен на вид, и увидев меня, стал на молитву, и когда он окончил ее, я сказал: аминь, и уразумел он, что я человек и взявши меня за руку, спросил: как пришел ты сюда? И еще ли существует все в мире, и еще ли сильные гонения? Я же сказал: ради вас, истинно работающих Владыке Христу, пришел я в сию пустыню, а гонения прекратились, по благодати Божией. Скажи же мне: как пришел ты сюда? Он же с рыданием и плачем говорит: я был епископом, и когда было гонение, и много муки наложено было мне, то, не могши вынести мучений, я напоследок принес жертву. Когда же пришел в себя и уразумел беззаконие мое, отдал себя на то, чтобы умереть в сей пустыне, и живу здесь сорок девять лет, раскаиваясь и умоляя Бога, не отпустит ли Он греха моего. И пищу мне дает Бог от сей пальмы; а утешения прощения я не получал сорок восемь лет, но в сем году был утешен и им. Когда он сказал сие, тотчас встал, бегом вышел и стал на молитву на многие часы. Когда же окончил молитву, пришел ко мне. Я же, увидавши лице его, пришел в ужас и трепет, ибо оно сделалось как огонь, и говорит он мне: не бойся, Господь послал тебя, чтобы ты похоронил мое тело. Когда же кончил он говорить, тотчас простерши руки и ноги, окончил жизнь. Я же разорвал одеяние свое, половину оставил себе, а другою половиною обернул его святое тело и скрыл его в землю. И как скоро похоронил его, тотчас пальма изсохла и хижина упала. Я же много плакал, прося Бога, не даст ли Он мне пальмы и окончу я в сем месте остальное время мое. Когда не сделалось так, сказал я сам в себе: нет воли Божией на то, чтобы быть мне там. И сотворивши молитву, опять пошел в мир. И вот муж, помазавший уста мои, пришел и укрепил меня, и таким образом мог я дойти до братии и рассказать им сие, и просил их не отчаяваться о себе, но с терпением искать Бога.

14. Рассказывал некто из отцев: в некотором месте скончался епископ, и пришли жители к митрополиту, прося, чтобы рукоположил им епископа, вместо скончавшегося. И говорил им архиепископ: "дайте мне такого, о котором знаете, что он способен пасти стадо Христово, и я рукоположу его в епископа." Они же сказали: "мы не знаем никого, если ангел твой не даст нам." И сказал им архиепископ: "все ли вы здесь?" И сказали? "нет;" он же сказал им: "ступайте и соберитесь все, и тогда приходите ко мне, чтобы по согласию всех вас был избран епископ." Они пошли, собрались все и пришли, прося рукоположить им епископа. И говорит им: "скажите мне, на кого вы думаете?" Они же сказали: "мы никого не знаем, если ангел твой не даст нам." И сказал им: "все ли вы здесь?" Они же сказали: "все мы здесь." И опять сказал: "никто из вас не остался вне?" И сказали: "никто из нас не остался, кроме того, кто держит осла у первенствующего из нас." Говорит им архиепискп: "согласны ли будете, если дам вам того, на кого согласен я?" И сказали все: "будем согласны, и просим твою святыню, чтобы на кого укажет тебе Бог, того и дал ты нам." И велел архиепископ ввести того, который держал осла у первого из них, и говорит им: "согласны ли вы будете, если рукоположу вам сего?" Они же сказали: "да." Архиепископ рукоположил его, и взявши его, ушли с великой радостью в свое место. Случилось же бездождие великое, и молил Бога сделавшийся епископом, чтобы послал Бог дождь. И пришел к нему голос: "пойди с утра к таким-то воротам и кого увидишь входящего первым, останови его, и он помолится, и будет дождь." Так он и сделал, и вышедши с клиром своим, сел; и вот входит некоторый старец эфиоплянин, неся вязанку дров, чтобы продать в городе.  И вставши, епископ остановил его, и тотчас сложил он вязанку дров. И просил его епископ, говоря: "помолись, авва, чтобы пошел дождь." Старец же не хотел, но будучи много понуждаем, помолился, и вот пошел дождь, как потоки с неба, и если бы не помолился опять, то и не перестал бы. И просил старца епископ, говоря: "окажи любовь, авва, и доставь нам пользу, скажи нам о жизни твоей, чтобы и мы были ревностны. И сказал старец: "прости мне, господин папа. Вот, как видишь меня, выхожу я, и нарублю для себя эту небольшую вязанку дров, и вхожу в селение, и продаю ее, и более двух хлебцев не оставляю себе, остальное же отдаю бедным и сплю при церкви и опять выхожу за город и делаю также. Если же бывает зима, день или два остаюсь гладен, пока не настанет опять хорошая погода, чтобы можно было мне выйти и рубить дрова." И получивши великую пользу от делания старца, возвратились, прославяляя Бога.

15. Жили два единодушные отшельника. Они совершали чрезмерный подвиг и вели жизнь богоугодную. Случилось одному из них сделаться начальником киновии, другой же остался отшельником и будучи совершенным подвижником, творил великие чудеса, исцелял беснуемых, и изрекал предсказания, и врачевал негодующих. Тот же, который из отшельников сделался киновиархом, услышав, что таких дарований удостоился единомышленник его, уединился от людей на три седмицы, прилежно моля Бога открыть ему, как тот чудодействует, и как знаменит у многих, а я ничего подобного не получил. И явился ему ангел Господень, говоря: "тот живет пред Богом, стеная и плача пред Ним день и ночь, алча и жаждая ради Господа, а ты, заботясь о многих, имеешь общение со многими. Итак достаточно с тебя утешения человеческого."

16. Рассказывал некоторый старец, что жил некто во внутренней пустыне много лет, и получил дар прозрения, так что беседовал с ангелами. Случилось же такое дело. Два монаха услышали о нем, и вышедши из келий своих, пошли с верою к нему, и искали раба Божия в пустыне, и после многих дней подошли к пещере старца. И видят вдали некоего как бы человека, стоящего на одной из гор, недалеко от святого, как бы мили на три. И был голос к ним, говорящий: "братие, братие." Они же отвечали: "что ты, и чего хочешь?" Он же говорит им: "скажите авве оному, с которым будуте беседовать, чтобы вспомнил о просьбе." Они же пришедши и найдя старца, приветствовали его, и припадши к нему просили, чтобы им услышать от него слово пользы. И довольно поученные им, много получили пользы, и рассказали ему о человеке, которого видели, и о приветствии его. Он же услышавши, узнал, кто это был, и показал вид, что не знает, говоря, что никакой иной человек не живет здесь. Они принуждали его сказать, кто был виденный ими. Он же говорил им: "дайте мне слово, что никому не станете разглашать обо мне, как бы о некоем из святых, пока не отойду ко Господу; и скажу вам о сем." Они согласились. И говорил им: "этот, которого видели вы, есть ангел Господень, который приходя сюда, просил немощь мою, говоря: моли Господа, чтобы я был восстановлен на место мое, потому что исполнилось уже определенное Богом касательно меня время. Когда же я спросил его: что за причина запрещения твоего? он говорил: "случилось, что в некотором селении многие люди грехами своими весьма прогневали Бога и послал Он меня с милостью наказать их; я же, видя, что они весьма нечестивы, большую язву нанес им, так что многие погибли, и за сие удален от лица пославшего меня Владыки." Когда же сказал я: как могу я молить Бога за ангела? говорит он: "если бы не знал я, что слушает Бог ближних рабов Своих, не пришел бы и не беспокоил тебя." Я же помыслил сам в себе о неизреченном милосердии Господа, и о безпредельной Его любви к людям, вспомнил, что удостоил их говорить с Ним и видеть Его, и святые ангелы Его служат им и беседуют с ними, как творил сие с блаженными рабами Своими Захариею и Корнилием и Илиею. И прославил я милосердие Его, будучи удивлен сим." И после того, как рассказал сие блаженнейший наш отец, он почил. И погребли его братия честно с песнопениями и молитвами. И мы, подражая сим добродетелям, удостоимся молитв его.

17. (сомнительный фрагмент - ред.) Некоторый святый отшельник молил Бога говоря: "Господи, открой мне судьбы Твои." Часто же и подвиги налагал на себя ради этой причины. И внушил ему Бог, что исполнение этого требования невозможно для человеческой природы. Когда же он не переставал умолять Бога, Бог восхотевши известить старца, попустил придти к нему помыслу, чтобы идти ему посетить одного отшельника, жившего в далеком расстоянии. И приготовив милоть свою, пошел он в путь. Послал же Бог ангела, и преобразившись в монаха, встретил он старца, и сказал ему: куда идешь, добрый старец? Старец же говорит: к такому-то отшельнику. И ангел говорит ему: и я туда же иду, пойдем вместе со мною. И когда прошли они первый день, пришли в некоторое место, где был христолюбец, и принявши их, успокоил. И когда вкушали они, предлагал им пищу на серебряном блюде. И после того, как окончили они, ангел, взяв блюдо, бросил его на воздух. Старец же, видя сие, оскорбился. Потом вышли, совершая путь вместе, и на второй день пришли в другое место, нашли и там мужа христолюбца, любившего монахов, который с любовью принял их, и, омыв ноги их, успокоил. На утро, имея у себя единственного сына, вывел его принять у них благословение. Ангел же, взяв его за горло, задушил. Старец, видя сие, ужаснулся, но ничего не сказал ему. Пройдя третий день, никого не нашли они, кто бы принял их, нашли же одну хижину, опустевшую с давнего времени, и сели под тенью стены. Старец, выходя, взял с собою хлебов и стал вкушать. Видит ангел стену, угрожающую падением; вставши и препоясавшись, начал разбирать стену и опять строить. Тогда старец вышел из терпения и заклял его, говоря: ангел ты или бес, - скажи мне, кто ты? Ибо дела, какие делаешь ты, не свойственны человеку. Вчера и завчера приняли нас христолюбцы оные и у одного не ты ли погубил блюдо, у другого задушил сына, и здесь, не имея никакого предлога, остановился делать постройку. Тогда сказал ему ангел: слушай, и я тебе скажу: первый принявший нас - человек боголюбивый и по Божьему владеет принадлежащим ему. Но блюдо досталось ему от неправедной прибыли; итак, чтобы ради блюда не погубил он всего своего труда, вот я уничтожил его, и стал весь труд его чист. И другой принявший нас есть муж добродетельный и милостивый. Если же остался бы в живых сын его, сделался бы он орудием сатаны и в забвение привел бы добро отца своего; потому, тогда как юн еще он, я задушил его, чтобы и он спасен был пред Богом. Здесь же хозяин этого двора - человек нечестивый и многим старается делать зло; беден же он, и потому не все может делать. Дед же, строя стену сию, положил в нее деньги. Чтобы, найдя их, не стал он обижать, кого хочет, вот я поправил стену и отнял возможность найти деньги. Иди в келию свою, ибо, как сказал Дух Святый, суды Божии бездна многа. Сказав сие, ангел Божий сделался невидим. Тогда старец, придя в себя, возвратился в келию свою, прославляя Бога.

18. Ходил нектто из отцев по пустыни и посмотрев в пещеру, видит женщину сидящую, и показалась она ему зверем. И начал он кричать и заклинать ее, говоря: "если ты человек, выдь, чтобы я мог побеседовать с тобою." Она же сказала: "иди, человек, зачем хочешь ты видеть меня, я женщина и притом нагая ради Господа моего." Он же дал ей одежду свою и сандалии, и взявши, она оделась и обулась, и стала пред старцем, и говорит ей старец: "Ради Бога, открой мне, кто ты?" Она же сказала ему: "я была дочь патриция, и захотели родители мои выдать меня замуж и сделать его наследником имения своего. Я же, видя, что все в мире суета, убежала ночью и пришла на скалу сию, и исполнилось мне здесь семьдесят лет до сего дня, и не видала я человека, кроме тебя. Имею я сей сосуд с водою и моченые бобы. Ибо умножил из Бог." И ел их старец, и пил ее воду, и укрепился весьма, и возблагодарив Бога, пошел опять в келию свою. Она же, раздевшись, сказала ему: "возьми свое, честный старец." Он же сказал ей: "оставь у себя, святая мать." Она же не согласилась, но сказала ему: "поди, принеси другую одежду, и другие сандалии и скорее приходи." Он же ушедши, приготовил что нужно, и пришедши нашел,  что большой камень привален к входу в пещеру сию. Сотворив молитву, отвалил камень, и войдя внутрь пещеры, нашел ее почившею и надевши на нее одежду и сандалии, честно со слезами похоронил святое тело ее. Имел же старец один глаз от юности не видевшим и сотворивши поклонение и облобызав честные ее останки, вдруг стал видеть им, и прославил Бога, давшего ей такую благодать и терпение. И сотворивши молитву, опять привалил камень к пещере, и пошел старец, удивляясь и благодаря Бога, открывшего ему такое сокровище.


Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах

Некогда мудрые и духовные отшельники, числом двенадцать, собравшись вместе, просили друг друга, чтобы каждый рассказал, что совершает он в келии своей, и каким подвизается подвигом, и в какой упражняется духовной добродетели.

1. И сказал первый, который был и старейший между ними: я, братие, с тех пор, как начал безмолвствовать, всего себя распял для внешних деяний, помня написанное: "расторгнем узы их, и отвергнем от нас иго их" (Псал. 2, 3). И как бы стену воздвигая между душею моею и телесным, сказал я в помысле моем: как стоящий внутри стены не видит стоящего вне ее, так и ты не желай видеть дел внешних, но внимай себе самому, возлагая упование на Бога твоего. Считая злые похотения за змей и порождения ехидны, когда почувствую я, что они зарождаются в сердце моем, наблюдая над ними, с угрозами и гневом я иссушаю их и не перестаю гневаться на тело мое и душу мою, чтобы не сделали они чего-либо худого.

2. И второй сказал: с тех  пор, как отрекся я от земли, сказал я себе самому: ныне ты возрожден, ныне ты начал работать Богу, ныне ты начал жить здесь. Таким будь каждый день, как странник, которому надлежит завтра удалиться. И такой совет даю я себе каждый день.

3. Третий: я с самого раннего утра восхожу к господу моему, и поклонившись Ему, падаю на лице мое, исповедуя мои прегрешения. И нисходя, поклоняюсь ангелам, и прошу их, чтобы молились они Богу за меня и за всю тварь. И когда сделаю сие, нисхожу в бездну и, как делали некогда Иудеи обходя около Иерусалима, терзая одежды и оплакивая несчастие отцев своих, так делаю и я, обхожу муки и вижу, как мучатся члены мои, и плачу с плачущими.

4. Четвертый же сказал: я так живу, как бы сидел на горе Елеонской с Господом и апостолами Его, и говорю сам в себе: отныне никого не знай по плоти, но вместе с ними будь ревнителем их и подражай их жизни, как и Мария, сидя у ног Господа и слушая глаголы Его, говорящего: "святи будите якоже Аз свят есмь (1 Петр. 1, 16); "будите милосерди, якоже и Отец ваш. Иже на небесех (Лук. 6, 36); будите совершени, якоже и Отец ваш небесный (Матф. 5, 48), и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Мф. 11, 29).

5. Пятый сказал: по все часы вижу  я ангелов, восходящих и нисходящих для того, чтобы воззывать души, и всегда ожидая конца, говорю: "готово сердце мое, Боже."

6. Шестой сказал: я каждый день представляю, что слышу от Господа такие слова: потрудитесь ради Меня, и Я успокою вас. Подвизайтесь еще немного, и покажу вам спасение Мое и славу Мою. Если любите Меня, заповеди Мои сохраните (Иоан. 14, 15). Если вы дети Мои, устыдитесь, как отца увещевающего. Если вы братия Мои, окажите Мне уважение, как потерпевшему за вас много. Если вы овцы Мои, послушайте гласа Пастыря (Иоан. 10, 27). Если вы рабы Мои, последуйте страстям Владыки.

7. Седьмой сказал: о сих трех постоянно помышляю я и непрестанно напоминаю себе: о вере, надежде и любви, дабы верою радоваться, надеждою утверждаться, по любви никогда никого не опечалить.

8. Восьмой сказал: я вижу диавола, летающего и ищущего кого бы поглотить, и когда иду куда-нибудь, вижу его внешними очами, и говорю против него Господу Богу, чтобы оставался он бездейственным, и ни над кем не имел силы, и особенно над боящимися Господа.

9. Девятый сказал: я каждый день вижу церковь умных Сил, и Господа славы их, сияющего паче всех. Когда же бываю я не занят, восхожу на небеса и созерцаю прекрасные чины ангелов, и слышу песни, которые непрестанно возсылают они Богу, и песнопения их, и восторгаюсь приятностью гласа их, так что уразумеваю написанное: "небеса поведают славу Божию" (Пс. 18, 2), и все  что есть на земле считаю за прах и уметы.

10. Десятый сказал: всегда вижу я ангела пребывающего вблизи меня, и наблюдаю за собою, помышляя о написанном: "предзрех Господа предо мною  выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся" (Пс. 15, 8). Страшусь его, как назирающего пути мои, и вижу, что каждый день восходит он к Богу и объявляет дела мои и слова.

11. Одиннадцатый сказал: я обративши лице мое к добродетелям, как-то: воздержанию, целомудрию, долготерпению, любви, привлек их в себя самого, окружив себя ими. Куда же ни пойду, говорю: где руководители твои? Не малодушествуй, не будь беспечен; какой бы ни пожелал ты добродетели, она близ тебя; сколько хочешь, беседуй о добродетелях, чтобы после смерти засвидетельствовали о тебе пред Богом, как обретшие себе покой в тебе.

12. Двенадцатый сказал: вы, отцы, имеющие небесный образ жизни, приобрели и небесное мудрование. И нет в том ничего удивительного; ибо вижу, что возвышаетесь вы делами и стремитесь горе. И что скажу? Возвышаетесь вы сами и помыслами, ибо с силою прелагаете вы себя от земли, отчуждившись от нее. Если я назову вас земными ангелами и небесными человеками, то не погрешу. А себя самого я считаю недостойным сего. Вижу грехи мои предо мною, куда ни пойду, и куда ни обращусь, вижу, что они встречают меня, вижу их, и по правую, и по левую сторону. Осуждая себя на преисподнюю, говорю я: будь с теми, которых ты достоин, ибо немного спустя с ними причтен будешь. Созерцаю я там вопли и непрестанные слезы, о которых никто и пересказать не может. Созерцаю, что иные скрежещут зубами, и дрожат всем телом, и трясутся от головы до ног. И повергшись на землю, и посыпавшись пеплом, умоляю Бога, чтобы не испытать мне сих бедствий. Вижу и море огненное, безмерно волнующееся и воздымающееся, так что можно подумать, что до небес достигнут волны огненные. И в страшное оное море страшными и суровыми ангелами ввергается великое множество людей, и все они вопиют в один голос и стенают вместе, каковых стенаний и голосов никто и не слыхал на земле, и как хворост пожигаются все, и милосердие Божие отвратилось от них по причине беззаконий их. И тогда оплакиваю я род человеческий, как осмеливается он и слово сказать и обращать внимание на что-либо, когда столько зол предназначено миру. И в сем удерживая мысль мою, подвизаюсь в плаче, о котором сказал Господь, считая себя недостойным и неба и земли, помышляю о написанном: "Быша ми слезы моя хлеб день и нощь" (Пс. 41, 4).

Таковы изречения мудрых и духовных отцев, и поистине взыскующих Господа. Да будет же, чтобы и мы  восприняли жизнь достойную воспоминания и повествования, чтобы соделавшись непорочными, совершенными и безупречными, благоугодили мы Богу, Которому слава во веки. Аминь.


Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве

1. Спрошен был старец: что есть сребролюбие? и отвечал: недоверие к Богу в том, что Он имеет о тебе попечение, и недостаток надежды на обетования Божии, и любовь к вредным удовольствиям.

2. Спрошен был еще: что есть злословие? и отвечал: неведение Бога или славы Божией и зависть к ближнему.

3. Спрошен был: что есть гнев? и отвечал: ссора, и ложь, и невежество.

4. Спрошен был старец: каким должно быть монаху? и отвечал: по-моему, как один наедине.

5. Спрошен был старец: отчего ходя по пустыне я страшусь? и отвечал: потому что еще жив ты.

6. Еще спрошен был: что нужно делать, чтобы спастись? он же плел веревку, и, не отрываясь от дела, отвечал: вот, как видишь.

7. Спрошен был старец: отчего ты никогда не бываешь без заботы? и отвечал: потому что ежедневно ожидаю смерти.

8. Еще спрошен был: отчего я непрестанно унываю? и отвечал: оттого, что не видал еще поприща.

9. Спрошен был старец: какое дело монаха? и отвечал: рассуждение.

10. Спрошен был старец: откуда у меня искушение к блуду? и отвечал: от многой пищи и сна.

11. Еще спршен был: какое дело монаха? и отвечал: всякого добра делание, и всякого зла отложение.

12. Спрошен был старец: чем приобретается смиренномудрие души? и отвечал: когда думаешь об одном худом в тебе.

13. Говорили старцы, что молитва есть зеркало для монаха.

14. Говорили старцы, что нет ничего хуже осуждения.

15. Говорили старцы: никогда не делай уступки помыслам.

16. Говорили старцы, что венец монаха есть смиренномудрие.

17. Говорили старцы: всякому приходящему к тебе помыслу говори: наш ли ты, или от супостат наших? и он непременно скажется.

18. Говорили старцы, что душа есть родник: если будешь раскапывать его, очистится; если же засыплешь, исчезнет.

19. Сказал старец: я верую, что не неправеден Бог и в том, чтобы извести меня из темницы, и в том, чтобы ввергнуть в нее.

20. Еще сказал: во всем принуждать себя есть путь Божий.

21. Еще сказал: монах не работающий будет осужден, как любостяжатель.

22. Сказал старец: если делаем мы худое и Бог попускает то, долготерпя нас; доброе когда делаем, ужели не будет содействовать нам?

23. Сказал старец: не прежде начинай делать что-либо, пока не испытаешь сердце твое, ради ли Бога будет то, что намереваешься делать.

24. Еще сказал: если монах тогда только молится, когда становится на молитву, таковой совсем не молится.

25. Сказал старец: двадцать лет провел я борясь с помыслом, чтобы на всех людей смотреть как на одного.

26. Сказал старец, что из всех добродетелей самая большая есть рассудительность.

27. Сказал старец: чем приобретается смиренномудрие души? и говорит: когда думаешь только о своем.

28. Сказал старец: что мог приобрести, того не делай в другой раз.

29. Еще сказал: как земля не падет вниз, так и смиряющий себя не падет никогда.

30. Сказал старец: стыд монаху, если оставив свое жилище и начав странствовать ради Бога, пойдет потом в муку.

31. Еще сказал: поколение сие ищет не нынешнего, а завтрашнего.

32. Сказал старец, что дело наше есть сожигать дрова.

33. Еще сказал: не желай быть таким, который не заслуживает пренебрежения.

34. Сказал старец, что смирение не гневается и не прогневляет никого.

35. Еще сказал, что хорошее пребывает в келии монаха, наполняет его всеми благами.

36. Сказал старец: горе человеку, когда имя его более деяния его.

37. Еще сказал, что смех и дерзость подобны огню, пожигающему тростник.

38. Сказал старец, что принуждающий себя ради Бога, подобен человеку исповеднику.

39. Еще сказал: кто будет безумен ради Бога, умудрит его Бог.

40. Сказал старец: человек, всякий час имеющий пред глазами смерть, победит нерадение.

41. Еще сказал: сего требует Бог от человека: ума, и слова, и дела.

42. Сказал старец, что полезно человеку следующее: бояться суда Божия, и ненавидеть грех и любить добродетель, и всегда молиться Богу.

43. Сказал старец: как дыхание ноздрей повсюду носим мы с собою, так и страх смерти и плач всегда должны мы иметь с собою, пока существуем.


Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах

1. Вопрос: Как должно пребывть монаху в келье?
Ответ: Удерживаться от знакомства с людьми, дабы, когда безмолвствует самый помысл, очистить для Бога жилище в себе.

2. Вопрос: Чем должен быть монах?
Ответ: Монах есть голубь. Ибо как голубь, выходя в свое время на воздух, распростирает крылья свои, и если замешкает вне гнезда своего, то, подвергаясь ударам от хищных птиц, теряет благолепие свое. Так и монах, выходя на время молитвословия, распростирает свои помыслы, и если замешкает вне кельи своей, то, подвергаясь приражению демонов, помрачается в помыслах.

3. Вопрос: Каким помыслом удаляет диавол монаха из кельи его?
Ответ: Диавол есть обаятель. Ибо как обаятель нежными словами вызывает животное из норы его, и схвативши бросает его на улицы города, в посмеяние людям, и когда состарется оно у него, напоследок или огнем погубляет его, или потопляет в воде: так и монах терпит тоже, когда увлекаемый помыслами, оставляет свою келию.

4. Вопрос: Если брат выйдет на службу и встретится с ним женщина на пути, как может он избежать брани блуда?
Ответ: Брани не может избежать, а деяния избежать может, если будет молчать во время встречи, ибо как искра от удара встретившись с серой извергает огонь, так и пустой разговор мужчины, приражаясь к женщине, производит грех.

5. Вопрос: Каким помыслом приходит блуд к человеку?
Ответ: Не одним, не двумя, не пятью и не десятью только путями. Ибо все помыслы, которые от диавола, имеют сокровенный в себе блуд.

6. Вопрос: Хорошо ли приобрести себе два хитона?
Ответ: Приобретший два хитона еще не приобретает зла, оскверняющего все тело; ибо душе не нужно зло, а тело имеет нужду в покрове, ибо сказано: имея пищу и одеяние, сим и будьте довольны.

7. Вопрос: Как должно совершать службу, и какую наблюдать меру поста?
Ответ: Ничтоже более повеленнаго вам творите (Лук. 3, 13). Ибо многие, возжелавши, чрезвычайного, не могли впоследствии совершать и малого.

8. Вопрос: Если брат будет принуждать меня выпить чашу вина в келии его, хорошо ли уйти?
Ответ: Бегай винопития, и спасайся от него, как серна от тенет. Ибо многие пали по причине сего принуждения падением помыслов.

9. Вопрос: Отчего не могу я пребывать с братиями?
Ответ: От того, что не боишься Бога, ибо если вспомнишь написанное, что в Содоме спасся Лот, не осудив никого, то спасешься и ты, хотя бы в средину зверей поверг себя на жительство.

10. Вопрос: Если соблазнит меня брат, хочешь ли, чтобы я сотворил ему поклон?
Ответ: Сотвори ему поклон, и тотчас же удали его от себя. Ибо знаем мы, что авва Арсений говорил: ко всем имейте любовь, и от всех уклоняйтесь.

11. Вопрос: Какая польза человеку принести евхаристию в церковь?
Ответ: Дело сие есть сокровище, положенное пред Богом, и что положишь ты здесь, то приемлет Он горе.

12. Вопрос: Что есть грех оглаголания?
Ответ: Грех оглаголания не допустит человека войти пред лице Божие. Ибо написано: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях.

13. Вопрос: Желать ли мне потерпеть мучение ради Бога?
Ответ: Если кто во время искушения поддержит ближнего своего, равен он ангелу в пещи для трех отроков.

14. Вопрос: Отчего, когда становлюсь я на молитву, отвлекает меня помысл мой?
Ответ: Поелику диавол от начала за то, что не пожелал поклониться всех Богу, низвержен был с неба, и чужд соделался царства Божия, то и нас отвлекает от молитвы, тем же способом желая действовать и в нас.

15. Вопрос: Откуда находят помыслы об удовольствии брашен и отвлекают меня от поста?
Ответ: Поелику и Адама сим запял диавол, то и на нас действует тем же способом.

16. Вопрос: Отчего блудная похоть так сильно воюет в человеке?
Ответ: Потому что диавол знает, что блуд делает нас чуждыми Духа Святого, как говорит Бог: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть" (Быт. 6, 3).

17. Вопрос: Зачем увлекает меня диавол в искушения и отвлекает меня от рукоделия моего?
Ответ: Потому что знает сатана, что от рукоделия бывает плодоношение милостыни, и потому ввергает нас в искушения, отвлекая от дела и исторгая у нас милостыню.

18. Вопрос: Как может человек уничтожить наветы лукавого?
Ответ: Как рыба не может воспрепятствовать рыболову закидывать уду в море, но если рыба знает о вреде уды, и отвратившись от нее, спасается, и рыболов остается ни с чем: так бывает и с человеком.

19. Вопрос: Есть ли грех для человека ради помышления?
Ответ: Камня не делают непригодным волны, и прилог, оставаясь без действия, не делает неправильным человека. Ибо написано, что всякий грех, если не совершен, не есть грех.

20. Вопрос: Что значит написанное: "аще кто имать веру, яко зерно горушно?"
Ответ: Как человек земледелец, вспахав землю, посевает семя, и зерно, найдя в земле благоприятствующие условия, пускает корни и взносит вверх стебель и ветви, так что обитают на нем птицы небесные: так и человек, если очистив сердце свое, примет слово Божие и пребудет в нем, износит благие помыслы, так что заповеди Божии пребывают в нем.

21. Вопрос: Хорошо ли жить в пустыне?
Ответ: Сыны Израилевы, когда освободились от искушения Египетского и жили в шатрах, тогда узнали, как должно бояться Бога, ибо бесполезны были для них корабли среди волнующегося моря; когда же вошли в пристань, тогда стали производить куплю. Так и человек, если не утвердится на одном месте, не получит уразумения истины. Ибо паче всех добродетелей избрал Бог безмолвие, потому что написано: "на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?"

22. Вопрос: Хорошо ли быть посредником при споре брата?
Ответ: Избегай сего, ибо написано: отягчают уши свои, чтобы не слышать суда, и смежают очи, чтобы не видеть неправды.

23. Вопрос: Как полезно жить человеку в одиночестве?
Ответ: Ратоборец, если не будет бороться с людьми, не может научиться искусству побеждать, когда выйдет на единоборство с противником. Так и монах, если не будет прежде учиться с братиями и не изучит искусства помыслов, не может жить одиноким, и противостоять помыслам.

24. Вопрос: Если будет нужда идти для беседы с женщинами, как нужно встречаться с ними?
Ответ: Эта нужда от диавола; ибо много нужных предлогов имеет диавол. Если и будет нужда идти для беседы с женщиною, не допускай ее говорить лишнее, и сам ты, если станешь говорить, кротко изложи твою нужду, и отпусти ее. Поелику, если умедлишь с нею, знай, что зловоние ее расстроит твой помысл.

25. Вопрос: Каким помыслом может человек удержаться от оглаголания?
Ответ: Как принимающий огонь в пазуху обжигается, так принимающий участие в беседах людских не может остаться чистым от оглаголания.

26. Вопрос: Ночные видения от диавола ли суть?
Ответ:  Как днем чуждыми помыслами отвлекает он нас, чтобы не прилежали мы к молитве, так и ночью занимает наш ум видениями, чтобы препятствовать чистоте во время сна.

27. Вопрос: Что должно делать человеку, когда во сне придет ему искушение в поругание плоти?
Ответ: Если кто-либо найдет противника своего спящим и станет попирать его ногами, не может попирающий ругаться над тем, кого попрал, ибо не победу приобрел, а более осуждение себе; так и искушение, случившееся во сне, не действительно.

28. Вопрос: От чего может человек получить благодать любить Бога?
Ответ: Когда кто увидит брата своего в прегрешении и станет вопиять к Богу о помощи ему, тогда получит уразумение, как должно любить Бога.

29. Вопрос: Приобретением каких добродетелей, или сохранением каких заповедей может человек спастись?
Ответ: Четыре суть добродетели, придлежащие человеку: пост, и молитва, и рукоделие, и телесное целомудрие. Противоборствуя сим добродетелям, сатана изверг Адама из рая, запнув его вкушением, и введя в стыд, понудил его бежать, чтобы скрыться и не прийти пред Бога, дабы не было прощено ему прегрешение, когда бы поклонился Он Богу. Когда же Адам изгнан был из рая, вознамерился диавол леностью осудить его на другие прегрешения, надеясь впоследствии отчаяньем удержать его в своей власти. Человеколюбец же Бог, зная злокозненность диавола, дал Адаму работу, сказав: обрабатывай землю, из которой взят ты, чтобы Адам, заботясь о деле, мог удалиться от злокозненности диавола. Итак, диавол устремляется против поста, против молитвы, против рукоделия, ибо рукоделие отсекает многие злые козни его; устремляется же он и против целомудрия. Если же кто способен будет к деланию сих четырех добродетелей, то будет обладать и всеми иными добродетелями.

30. Вопрос: Что сделавши получает человек дарование сих добродетелей?
Ответ: Если кто хочет изучить это искусство, то оставит всякое иное попечение, уничижит себя самого, и за смирение получает дарование искусства. Так и монах: если оставит всякую заботу человевескую, и уничижит самого себя паче всякого человека, не думая, что он лучше кого-либо, или равен кому-либо, тогда добродетели, найдя в нем делание, придут сами собою; ибо сказано: "еще глаголющу ти, речет: се приидох."

31. Вопрос: Как может человек узнать, что его молитва благоприятна пред Богом?
Ответ: Если не сохранит человек того, чтобы не обидеть ближнего своего каким бы ни было делом телесным или душевным, молитва его будет гнусна, и не будет принята Богом. Ибо стенания обиженного не допустят молитву его дойти до Бога. И если не примирится скоро с ближним своим, во все время жизни своей не очистится от грехов своих; ибо написано: "елика свяжете на земли, будут связана и на небеси."


Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании

1. Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя в келии? И сказал старец: совсем не иметь в келии и воспоминания о человеке.

2. Вопрос: Какое же делание полезно иметь в сердце?
Ответ: Сие есть совершенное делание монаха - внимать Богу неуклонно.

3. Вопрос: Как должен ум изгонять помысл?
Ответ: Не может он всецело сделать сего сам по себе, ибо не имеет силы. Когда же помысл западет в душу, надлежит прибегать к Сотворившему ее с молитвою, и Он расплавит помыслы, как воск, ибо Господь наш есть огнь поядай.

4. Вопрос: Как же отцы скитские употребляли помысл ратоборствующий?
Ответ: И это есть делание великое и добродетельное, но трудное и не для всех безопасное. Ибо когда войдет помысл в душу, и она, много потрудившись, возможет изгнать его, другой помысл, войдя в душу, занимает ее, и таким образом душа, противодействующая помыслам, никонда не может быть свободна для созерцания Бога.

5. Вопрос: Каким способом помысл прибегает к Богу?
Ответ: Если придет к тебе помысл блуда, тотчас, отрешивши ум, вознеси его горе со тщанием, не мешкая, ибо мешканье сопредельно с соизволением.

6. Вопрос: Если придет в душу помысл тщеславия, что все совершил, ужели не полезно противодействовать помыслу?
Ответ: В то самое время, как ты противодействуешь ему, он более тебя находит чем противоречит тебе, и таким образом дух не может удержать его. Ибо оказывается, что человек как бы говорит: я сам по себе силен к тому, чтобы бороться со стастьми. Как имеющий духовного отца, всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всем, и не подлежит осуждению от Бога, так и предавший себя Богу совсем уже не имеет нужды заботиться о помыслах, отвергая ли их, или оставляя им место войти в душу. Если и войдет помысл, вознеси его горе к Отцу твоему и скажи: мне дела нет, вот Отец мой, - он знает. И когда будешь ты еще возносить его, среди пути он, оставив тебя, отбежит. Выше и безпечальнее такого делания нет ничего в Церкви.

7. Вопрос: Как же скитяне угодили Богу ратоборствующим помыслом?
Ответ: Поелику они делали от простоты и страха божия, ради сего Бог и помогал им, и впоследствии приходило к ним делание созерцания, по изволению Божию, ради великих трудов и их любви к Богу.

8. Вопрос: Как может таковый внимать созерцанию?
Ответ: Писание показало, как. ибо Даниил созерцал Его, как Ветхаго деньми, Иезекииль на колеснице херувимской, Исаия на престоле высоком и превознесенном, Моисей Невидимаго терпяше, яко видя (Евр. 11, 27).

9. Вопрос: Как может ум видеть то, чего никогда не видел?
Ответ: Царя ли никогда не видал сидящего на престоле, хотя на иконах?

10. Вопрос: Полезно ли для ума описывать Божество?
Ответ: Лучше описывать Божество, чем иметь сложение к нечистым помыслам.

11. Вопрос: Не сочтется ли это за грех?
Ответ: Держись того, что видели пророки исторически, и совершенное само придет, как сказал Апостол: "видим пока в зеркале и в гадании, а тогда увидим лицем к лицу."

12. Вопрос: Не произведет ли сие изступления мыслей?
Ответ: Если кто поистине подвизается, не потерпит никакого вреда. Некто сказал, что совершал сие в течение всей седмицы, не вспоминая памятью человеческой. Говорил же мне, что был он в пути и видел двух ангелов шедших с ним, по ту и другую сторону, и не обратил на них внимания, поелику написано, что ни ангелы, ни силы не могут отлучить нас от любви Христовой. Итак всегда может ум созерцать, и даже, когда бывает одолеваем помыслами и не замедлит прибегнуть к Богу, не лишается божественного созерцания. Говорю же, что если помысл усовершится в сем, удобно созерцает он и не скоро подвигается с горнего. Ибо как осужденный, содержащийся под стражей во тьме, когда будет освобожден и увидит свет, уже не захочет воспоминать о тьме, так и помысл, когда начнет видеть умный свет. Ибо сказал некто из святых: когда я, желая испытать помысл мой, пойдет ли он в мире, разрешил его, он остановился на одном месте, никуда не движась. Ибо он видел, что если пойдет он кружиться, я могу укротить его; и я опять возвел его горе. Таковое делание совершает безмолвие с молитвою. Сказал еще, что постоянная молитва скоро приводит ум к совершенству.

13. Вопрос: Как можно всегда молиться, ибо тело немощно для службы?
Ответ: Не одно то, чтобы стоять во время молитвы, называется молитвою; но чтобы всегда, ешь ли, пьешь ли, работаешь ли, не отставать от молитвы. Посему и сказал Апостол: "всякою молитвою и молением." Ибо когда  не отвлекаешься беседуя с кем-либо, молись сам в себе молитвою.

14. Вопрос: Какою молитвою надлежит молиться монаху?
Ответ: "Отче наш, Иже еси на небесех."

15. Вопрос: Какую меру полезно иметь для молитвы?
Ответ: Мера не показана. Ибо сказать: всегда и неотложно, не есть мера, ибо если монах тогда только молится, когда становится на молитву, таковой совсем не молится. Ибо великий авва говорил и учил: когда я был в Ските, пришел к одному пребывающему там, и он только приветствовал меня, и когда ничего не отвечал мне, то сидя я занимался созерцанием, равно и он плетя веревку. И в конце дня около девятого часа говорит мне: брат, как обрел ты сие делание? Я же сказал, что мы от юности научены сему от отцев наших. А ты как обрел его? И сказал старец скитянин: "этого учения я не получал от отцев моих, но как видишь меня, так и провожу все время мое, - немного рукоделия, немного размышления, немного молитвы и по силе очищение помыслов, и таким образом созерцание пришло ко мне, так что я не замечал, и совсем не знал, что некоторые имеют такое делание." Я говорю ему: поистине, авва, так обрели путь сей великие отцы и так получили дарование сего созерцания. ибо великий Антоний так делать научен был ангелом. Сказал же он, что надлежит таковому на всех людей смотреть, как на одного и удерживаться от оглаголания.

16. Вопрос: Если от монаха необходимо требуется такая молитва, как может он сохранить ее среди людей?
Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог требует от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до малой иглы, ибо и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении о небесном и о плаче.

КОНЕЦ

Далее (Приложение).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова