ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава 31
О том, что писал Валент к великому Валентиниану
о войне и что последний отвечал ему
Возбудив готский народ к войне, (Бог)
отвлек к Боспору того, который умел сражаться с одними благочестивыми.
Сознав тогда свою слабость, этот суетный человек отправил послание
к своему брату и просил у него войска. Но тот отвечал ему, что несправедливо
помогать человеку, воюющему с Богом, и что напротив следует ограничить
его дерзость. Такой ответ исполнил этого несчастного величайшей
горести, впрочем оне не оставил своей дерзости, но продолжал сражаться
против истины [1].
Глава 32
О благочестии князя Теренция
В то время из Армении воротился Теренций
и привел трофеи победы. Теренций был военачальник превосходный и
украшался благочестием. Валент приказал просить ему награды, и он
объявил такую просьбу, какая прилична была мужу, напитанному благочестием:
он не просил не золота, ни серебра, ни земли, ни власти, ни дома,
но умолял дать одну церковь тем, которые терпели столько опасностей
за апостольское учение. Получив такую просьбу и узнав ее содержание,
царь в негодовании разорвал ее и велел просить чего-нибудь другого.
Но Теренций, собрав клочки просьбы, сказал: "Я уже получил, царь,
и имею награду, не буду просить другой. Судья всяческих есть судья
моего намерения".
Глава 33
О смелости полководца Траяна
Валент перешел Боспор и прибыл во Фракию,
но сперва очень надолго остановился в Константинополе и приготовлялся
там к войне. Против варваров он послал с войском своего полководца
Траяна. Когда же этот воротился, потерпев поражение, то Валент сильно
порицал его, укоряя в слабости и трусости. Но Траян, с приличною
благородному мужу смелостью, отвечал: "Не меня, царь, победили,
ты сам упускаешь победу, сражаясь с Богом и уступая варварам Его
помощь. Видя твою вражду против себя, Бог присоединяется к ним,
а за Богом всюду следует победа и достается тем, которыми он предводительствует.
Разве не знаешь, - продолжал он, - кого ты выгнал из церквей, и
кому отдал их?" Что точно так было дело, подтвердили Арирфей и Виктор
(бывшие равным образом полководцами) и просили царя не гневаться
на упреки, в которых есть правда.
Глава 34
О константинопольском монахе Исаакии [2]
Говорят, что Исаакии, имевший там монашескую
келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему:
"Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся Его помощью?
Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров - за то, что ты изощрил
много языков на богохульство, а славославящих Бога изгнал из святых
храмов. Перестань воевать против Него - и Он оставит эту войну;
возврати паствам превосходных пастырей - и ты легко получишь победу.
Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь,
как бедственно прать против рожна, потому что и сам не воротишься,
и потеряешь войско". Но раздраженный царь сказал ему: "Ворочусь
и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания". А он,
нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: "Убей, если откроется лживость
моих слов".
Глава 35
О смелости скифского епископа Вретаниона
И Вретанион [3], сиявший всякою добродетелью, и властью архипастыря
правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и
обличал Валента в искажении догматов и в беззакониях относительно
святых. Он с божественным Давидом вопиял: "глаголах во свидениях
твоих пред цари и не стыдящихся" (Ис. 118, 46).
Глава 36
О походе Валента против готов и о том, как он
был наказан за свое нечестие
Презрев советы всех этих превосходных
мужей, Валент послал войско в битву, а сам, оставшись в одной деревне,
ожидал победы. Но воины, не вынесшие напора варваров, обратились
в бегство и, преследуемые, были убиваемы. Одни поспешно бежали,
а другие изо всех сил преследовали. Когда варвары достигли той деревни,
где Валент, услышав о поражении, старался спрятаться, то подложили
огонь и, вместе с селением, сожгли самого противника благочестия.
Такое-то еще в здешней жизни получил он наказание за свои злодеяния
[4].
Глава 37
Откуда готы заимствовали арианское заблуждение?
[5]
Я думаю, стоит труда показать незнающим,
как варвары заразились болезнью арианства.
Когда готы перешли Истр и заключили с Валентом мир, бывший в то
время ненавистный Евдоксий внушал царю убедить их, чтобы они вступили
с ним в общение; ибо этот народ давно уже озарился лучами богопознания
и воспитывался в их апостольских догматах. Одинаковый образ мыслей,
говорил он, сделает мир более прочным. Похвалив такое намерение,
Валент предложил начальникам готов согласиться с ним в догматах,
но они сказали, что не решатся оставить учение предков. В то время
у них был епископ Ульфила, которому они чрезвычайно верили, и его
слова считали за нерушимые законы. Смягчив его убеждениями и склонив
деньгами, Евдоксий расположил его дать мыслям варваров такое направление,
чтобы они вошли в общение с царем. Убеждая Ульфилу, он говорил,
что вражда возгорелась из-за честолюбия, а в догматах нет никакого
различия. Поэтому-то готы и до сих пор говорят, что Отец больше
Сына, впрочем, не соглашаются называть Сына тварью, хотя и находятся
в общении с теми, которые называют Его так. Вообще, они не во всем
оставили учение предков, ибо и Ульфила, убеждая их войти в общение
с Евдоксием и Валентом, говорил, что в догматах нет различия, но
что разделение произведено пустой распрей.
[1] Когда готы перешли Дунай, Валентиниан был уже мертв.
Речь должна идти о Грациане.
[2] Вероятно, это Исаакий, который выступал против Иоанна
Златоуста.
[3] Вретанион (Бретанион) был главой всех церквей провинции
Малая Скифия (устье Дуная), хотя находился в ранге епископа. По
сложившейся традиции, епископ города Томы, центра провинции, был
также не только главою всей церкви, но и единственным представителем
от нее на Вселенских соборах. Обличения Вретаниона относятся к 369
(372?) г., когда Валент приезжал в Томы, желая склонить его к арианству
и сотрудничеству с властями.
[4] Валент погиб 9 августа 378 г. в битве при Адрианополе.
Христианские авторы рассматривали его смерть как заслуженное наказание:
обратив готов в арианство и обрекши их тем самым на вечные муки
в адском огне, он сам был ими сожжен.
[5] С христианством в районе Подунавья готы впервые столкнулись
в середине III века. Ульфила, первый готский епископ, перевел на
готский язык Библию (фрагменты этого перевода сохранились). Для
готов арианство было намного понятнее, чем никейский символ, потому
что оно, в сущности, напоминало обычную иерархию (триаду) верховных
божеств.
|