Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Феодорит Кирский

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

К оглавлению


КНИГА ПЯТАЯ

Глава 11

Другое соборное послание того же Дамаса против различных ересей

Исповедание кафолической веры, посланное папою Дамасом к Павлину, епископу македонскому, когда он был в Фессалонике.

"Так как после никейского собора возникло столь важное заблуждение, что некоторые скверными устами дерзнули говорить, будто Дух Святой рожден через Сына, то мы анафематствуем всех, кто не проповедует с совершенною свободою, что Дух Святой одного и того же существа и власти с Отцом и Сыном. Равно анафематствуем мы и тех, которые, следуя заблуждению Савеллия, говорят, будто Отец и Сын суть одно. Анафематствуем также Ария и Евномия, которые с тем же нечестием, но другими словами утверждают, будто Сын и Дух Святой суть творения. Анафематствуем и македониан, которые, родившись от арианского корня, изменили не нечестие, а только имя. Анафематствуем и Фотина, который, возобновив ересь Эвиона, рождение Господа нашего Иисуса Христа (признает) только от Марии [1]. Анафематствуем и тех, которые утверждают, будто есть два Сына, один - прежде веков, а другой - по принятии плоти от Марии. Анафематствуем и тех, которые доказывают, что вместо разумной души в человеческой плоти обитало Слово Божие, ибо самое это Слово Божие не заменяло в своем теле разумной и мыслящей души, но восприняло и спасло именно нашу, то есть разумную и мыслящую, без греха душу. Анафематствуем и тех, которые говорят что Слово Божие отделилось от Отца протяженно и уменьшенно, и богохульствуют, что Оно не ипостасно и будет иметь конец. А тех, которые из церквей перешли в другие церкви, считаем чуждыми нашего общения до тех пор, пока они не возвратятся в те города, где сначала были рукоположены. Кто же по переходе кого-нибудь из места в место получит рукоположение и заместит живого, тот, оставив свой город, дотоле считается лишенным священнического достоинства, пока преемствовавший ему не почиет о Господе. Равным образом, кто не говорит, что Отец всегда Отец, Сын всегда Сын и Дух Святой всегда Дух Святой, - анафема да будет. Так, кто не признает Сына рожденным от Отца, то есть из сущности его Божества, - анафема да будет. Кто не исповедует, что Сын Божий есть Бог истинный, как и Отец Его есть Бог Истинный, что Он все может, все знает и равен Отцу, - анафема да будет. Кто говорит, что, обитая во плоти и живя на земле, Сын Божий не был с Отцом на небесах [2], анафема да будет. Кто говорит, что в крестных страданиях Сын Божий болезновал Божеством, а не плотью и разумною душой, которую, как говорит святое Писание, восприял Он в образе раба [3], анафема да будет. Кто не допускает, что Бог-Слово пострадал плотски, распят был плотски, вкусил смерть плотски и соделался перворожденным из мертвых [4], поколику Он, как Бог, есть жив и Слово животворящее, - анафема будет. Кто не говорит, что во плоти, которую восприял и в которой придет судить живых и мертвых, Он восседает одесную Отца, - анафема да будет. Кто не говорит, что Дух Святой из Отца истинно и собственно, как и Сын из божественной сущности, и есть Бог, как и слово Божие, - анафема да будет. Кто не говорит, что Дух Святой все может и все знает, везде присутствует, как и Сын и Отец, - анафема да будет. Если бы кто сказал, что Дух Святой - творение, или что он рожден через Сына, - анафема да будет. Кто не признает, что через Сына воплотившегося и Святого Духа Отец создал все видимое и невидимое, - анафема да будет. Кто не исповедует единого Божества, единой власти и силы, единой славы и господства, единого царства, единого хотения и истины, Отца, и Сына, и Святого Духа, - анафема да будет. Кто не называет трех Лиц - Отца, и Сына, и Святого Духа - истинными, вовеки живущими, все видимое и невидимое содержащими, всемогущими, все судящими, все животворящими, все устрояющими, все спасающими, - анафема да будет. Кто не исповедует, что Дух Святой есть предмет поклонения всей твари, как и Сын и Отец, - анафема да будет. Кто об Отце и Сыне хорошо мыслит, а о Святом Духе держится учения неправого, тот еретик, потому что все, зломудрствующие о Сыне Божием и Святом Духе, еретики обличаются в неверии иудеев и язычников. Кто разделяет Божество, называя отдельно Отца Богом, и Сына Богом, и Святого Духа Богом, и упорно именует Богов, а не Бога, имеющего единое Божество и владычество, в которое мы веруем и которое, приписывая Отцу, и Сыну, и Святому Духу, исповедуем единого Бога в трех Ипостасях, или, опять, кто, исключая Сына и Святого Духа, думает называть Богом только Отца, или не верить во единого Бога - анафема да будет: ибо имя богов даровано от Бога и ангелам, и всем святым. Отец же, Сын и Дух Святой, по причине единого и равного Божества, указывают нам и означают не именами богов, но именем Бога, дабы мы веровали, что крещаемся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а не в имена архангелов или ангелов, как безумно утверждают еретики, иудеи или язычники. Итак, чтобы, веруя в Троицу, то есть в Отца, и Сына, и Святого Духа, и крещась, мы веровали в нее, как в то же самое единое Божество, и владычество, и божественность, и сущность".


[1] Фотин, ученик Маркелла анкирского, был осужден на соборе в Сирмиуме 349 г. О его ереси см.: Сульпиц. Сев. II.52.

[2] Ср. Иоанн. 3. 13: "Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах".

[3] Ср. Фил. 2. 7: "но уничтожил Себя Самого, приняв образ раба..."

[4] Ср. Колос. 1. 18: "Он начаток, первенец из мертвых..."

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова