Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Дамас Римский

его послания у Феодорита Киррского;


В. Задворный. История Римских пап. T. I.: М.: "Греко-латинский кабинет". 1995. С. 184-186.

 

Послание Иерониму

 

Возлюбленному сыну Иерониму Дамас

     Так как ты задремал, и уже долгое время больше читаешь, чем пишешь, то я решил разбудить тебя, направив несколько небольших вопросов; конечно же, не потому что ты не должен читать: ведь чтением, как хлебом насущным, питается и насыщается мысль, но потому что чтение только тогда приносит плод, когда пишешь. В полученном мной вчера от посланца письме ты говоришь, что у тебя нет никаких других сочинений, кроме некогда написанных тобою в пустыне, которые я с такой жадностью читал и списывал; но так как ты обещаешь, что в будущем, если я захочу, сможешь в часы ночного бодрствования написать что-либо, то я с удовольствием принимаю то, о чем сам хотел просить, даже если бы ты и не предлагал. Мне кажется, что нет более достойного предмета исследования для наших разговоров, чем собеседования о Священном Писания, когда я спрашиваю, а ты отвечаешь. Я думаю, на нашем свете нет более приятного препровождения жизни ведь духовная пища слаще любого меда. «Как сладки, говорит пророк, гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103). Если, по словам знаменитого оратора, мы, люди, тем отличаемся от животных, что можем говорить (Cic. De. or. 1, 8, 32), то какой похвалы заслуживает тот, кто превосходит других людей в том, в чем сами они превосходят животных?
     Итак, приготовься и рассмотри предложенные ниже вопросы, учитывая двойное требование: чтобы и поставленные вопросы не остались бы без ответа, и письмо не утратило краткости, так как признаюсь тебе, что прежде присланные тобой книги Лактанция я читал неохотно из-за того, что большинство его писаний растянуты до тысячи строк, и редко касаются нашего учения. При чтении они наводят на меня скуку своей длиннотой, а те, которые кратки, более подходит риторам, чем нам, так как рассуждают о стихосложении, расположении стран и философах.

     I. Что означает написанное в книге Бытия: «...всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4, 15)?

     II. Если Бог сотворил все «хорошо весьма» (Быт. I, 1), то почему Ной берет от чистых и нечистых животных, ведь нечистое никоим образом не может быть хорошим? И в Новом Завете после видения, которое было показано Петру, на его слова: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого», голос с неба ответил: «Что Бог очистил, не почитай нечистым»?

     III. Почему Бог говорит Аврааму, что сыны Израилевы возвратится из Египта в четвертом поколении, а после Моисей пишет: «В пятом поколении вышли сыны Израилевы из земли Египетской»? Как мне кажется, это противоречие до сих пор еще не было объяснено.

     IV. Почему Авраам принял отличительным знаком своей веры обрезание?

     V. Почему Исаак, муж праведный и возлюбленный Богом, благословил не того, кого хотел, но по ошибке того, кого не хотел?


Послание Павлину, епископу города Антиохии

В. Задворный. История Римских пап. T. I.: М.: "Греко-латинский кабинет". 1995. С. 182-184.

 

Возлюбленному брату Павлину Дамас

     Написанное тебе я направил через сына моего Виталия, оставляя все на твой суд и усмотрение, а через священника Петрония кратко сообщил, что я все же был встревожен во время его ухода. Хотя у тебя и оставались опасения, но желая все же соединить их с Церковью, твоя осторожность пусть рассеет что испытанием. Мы посылаем исповедание веры не к тебе, с которым мы находимся в общении, но тем, кто, подписавшись под исповеданием, хочет войти в общение с тобой, возлюбленный брат.
     Что же касается того, что вышеназванный сын мой Виталий и те, кто с ним, захотят соединиться тобой, то они должны подписать ж поведение веры, подтверждение благочестивой волей Отцов в Никее. Но так как никто но может принимать лекарства от будущих болезней, то нужно с корнем вырвать эту ересь, которая, как утверждают, продолжает процветать на Востоке, то есть необходимо, чтобы было повсеместно принято, что Сама Божественная Премудрость, Слово, Сын Божий воспринял человеческую плоть, душу, чувства, иными словами полностью Адама, а говоря более сильно всего нашего ветхого человека, кроме греха. В действительности же из утверждения, что Он воспринял человеческую плоть, совсем не следует, что мы соединяем с этим и принятие греховных человеческих страстей, говоря лишь о принятии человеческой души и чувств, а совсем не подверженности Его человеческим грехам. Если же кто говорит, что Слово стало вместо человеческих чувств в воплотившемся Господе, того Вселенская Церковь анафематствует. Также она анафематствует тех, кто признает двух сыновей в Спасителе, то есть одного — до Воплощения, а другого — после того, как Он облекся плотью от Девы, как и тех, кто не признает, что это один и тот же Сын Божий до и после Воплощения. Каждого, кто захочет подписаться под этим посланием, которое соответствует церковным канонам, о чем ты прекрасно знаешь, и подпишется под Никейской верой, того ты должен принять без всякого подозрения. Того же, кто не подпишет указанного нами, не можешь принять в общение. Согласие с нами да будет тебе примером в принятии.

 

Из Барония под 382 г.

     На основании всех пророчеств, свидетельств евангелистов и апостолов, почерпнутых нами из Божественного Писания, на котором по милости Божией основана Вселенская Церковь, мы твердо убеждены, что хотя Вселенская Церковь распространена по всему миру, являясь единственной Невестой Христа, однако святая Римская Церковь возвышена над другими Церквами не постановлениями, но словами Спасителя, Господа нашего, записанными в Евангелии: «Ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18 19). С Римом соединена также намять святого апостола Павла, избранного сосуда, который не в другое время, как измышляют еретики, но в то же самое, в один и тот же день, принял славную смерть вместе с Петром в городе Риме, претерпев мучение, он был увенчан при императоре Нероне. Апостолы Петр и Павел вместе освятили Господу Иисусу Христу эту Римскую Церковь, которую своим присутствием и триумфом они вознесли над всей вселенной.
     Таким образом, первый престол апостола Петра — это Римская Церковь, не имеющая ни пятна, ни порока, или чего-либо подобного (Еф. 5, 27).
     Второй престол — это Александрия, освященная во имя Петра его учеником и евангелистом Марком, так как он был направлен апостолом Петром именно в Египет, где проповедовал слово истины и претерпел славное мученичество.
     Третий престол — это Антиохия, освященная святым апостолом Петром, почтившим его своим присутствием прежде, чем прийти в Рим, и где впервые исповедующие Христа стали называться христианами.

 

ttp://aleteia.narod.ru/damas

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова