НОВЫЕ ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
К оглавлению
IV
1. Есть мир несовершенный и есть мир совершенный. В несовершенном, преходящем
много видов, подобных совершенному, вечному. Есть здесь царский дворец и царь,
на котором порфира и корона, составленная из драгоценных камней, и служители его
и воинство, одни заняты при дворце, другие исполняют должности вне его, и каждый
при своем особом чине, и все одеты в блестящие и драгоценные одежды. Есть и на
небесах царский дворец и царь Христос, облеченный в царскую порфиру. При том дворце
тоже служат служители, приближенные и высокие чины, облеченные в такую же славу
и увенчанные венцами из драгоценных камней (ибо "Ты возложил на голову его венец
из драгоценных камней", Пс 20, 4). Есть на здешней земле воители и полководцы,
прошедшие через многие сражения, победившие во многих битвах и отнявшие у врагов
несметную добычу. Можно и там найти много смелых воителей, победивших диавола
и ангелов его и достигших высоких воинских ступеней. Есть при видимом дворце ромеев
почетные мужи, далекие от всякого смятения и волнения, никем не принуждаемые ни
к ношению оружия, ни к боевому строю, так называемые царские евнухи, уважаемые
всеми людьми и любимые самим царем; им доверено носить кому порфиру, кому повязку,
кому что другое драгоценное и царственное. И есть на небесах чтимые всевышним
Царем мужи, истинные евнухи, оскопленные, очищенные вышедшие из битвы с грехом;
им доверены отечества благословенные, полные мира и отдохновения, и дарованы царская
порфира и небесные сокровища. Такие совершенно освобождаются от воинской службы
и впредь живут в безмятежности. Есть там художники и мудрецы, и опять же здесь
есть мудрецы, умудренные мудростью духовной от всемудрого Христа, одетые в светлые
одежды, в богатство духовное, никогда не преходящее. И дело христиан достойнее
всякого плотского промысла и всякого плотского занятия. Ибо они делают дело божественное,
которого мир не знает.
2. Ум от ума отличен, и человек человека достойнее. И все зримые вещи кажутся
мне противоположными и чуждыми вещам умопостигаемым. Есть ум, обращающийся и текущий
к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и
троп, уготованных святым в небесах. И есть другой ум, ползущий по земле и пресмыкающийся
на путях плоти. Есть ум плотский и есть ум духовный, и духовный ум от плотского
отличен. Как среди живых существ пернатые, взлетая на легких перьях, движутся
посреди воздуха, поддерживаемые крыльями и самим воздухом облегчаемые (взмахивая
крыльями, они словно бы захватывают какой-то ветер, который поднимает их и несет
в полете), бескрылые же и по земле ходящие, будь у них даже желание подняться
в воздух, сил на то не имеют, – так очистившийся и получивший духовные крылья
ум благодаря стремительности своего порыва восходит в небо, поднимаемый воздухом
Божества, звероподобный же, дикий и вещественный ум, сваливаясь на землю, пресмыкается
в безысходной пустыне, бессильный постичь или познать вышеназванный ум. Есть роды
дерев, которые не осыпают листа ни летом, ни зимой, но всегда одеты и украшены
зеленью, как маслина, кипарис и подобные им; есть опять же иные, которые обнажаются
и сбрасывают лист зимой. С первыми уместно сравнивать христиан: деревами названы
они в Писании (Мф 7, 17; 12, 33), и они никогда не роняют красоту и благолепие
листа (Пс 1,3), ни при возмущении диких ветров, ни при наступлении летних засух,
но всегда облечены в славу Духа. О них сказано: "Приносит плод свой во время свое,
и лист его не вянет" (Пс 1,3). Но есть иные, имеющие более легковесный ум, которые
из-за обуявшего их бессилия при наступлении испытаний не могут противиться стуже
и бурям и не выдерживают их.
3. Духовные люди по
образу мысли враги плотских. В самом деле, как жители вод, находящие себе там
пропитание, не выносят жизни на суше, но гибнут в отдалении от воды, а на земле
пасущиеся, наоборот, избегают пребывания в водах, ненавидя жизнь в глубине, так
и христиане, принуждаемые и увлекаемые к заботам века сего, тоскуют и страдают
как бы от некоего удушья. Подобно тому у плотских, отдаленных от вещественности
и понуждаемых обратиться к духовному, кружится голова как бы в тесноте и удушье.
Поэтому очень редки мужественные, в терпении довершающие дело свое до конца (Евр.
3, 14). Им нужны большое дерзновение и смелая решительность, чтобы приходить к
Богу "в нынешние времена" (Рим 3, 26). Как быстрокрылые птицы силою легкого пера
возносятся ввысь, насмеявшись над тенетами хитроумных ловцов, так скорый умом
и решительный в помыслах избегает злоумышлений и тенет диавола. Многие духи теснят
душу, влекут к себе всё пресмыкающееся на земле и шатают ум. Потому христианин
должен быть словно борец или состязающийся. И как чужестранец, неопытный в городских
делах, войдя в некий бурлящий многолюдством город и робея по своей неопытности
и немощи, спешит уцепиться за умелого заступника, могущего раздвинуть сильно напирающую
толпу (пока такой чужестранец спешит, не озираясь праздно, по пятам за шествующим
впереди, он продвигается прямым путем, озираясь же, и у городского народа путается
из-за своей медлительности под ногами, и отстает, лишаясь помощи; если же опять
напряжется и презрит тяготы, "препоясавши в силе чресла", то пробьется сквозь
теснящую толпу, догонит своего заступника и удостоится его помощи), – так и души
человеческие: они именуются городом Божиим и имеют ныне на своих площадях толпу
духов, сборище помышлений на улицах ума и сердца; но они видят перед собой своего
Господа и защитника Иисуса Христа, премудрого дарителя великих достоинств, а потому
должны во многом дерзновении и самозабвенном исступлении расколоть и прорвать
наседающее скопище толпы. Ибо тогда они смогут, преодолев врага, прийти в благословенное
лоно Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.
Далее |