МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ
Cм. патристика, монашество,
аскетика. Библиография 5 в.
Его:
Беседы 1-50. "Новые
духовные беседы" в издании 1991 г.
Беседа о совершенстве
в приложении к Патерику.
Послание по изданию Флосса.
Беседы 51-57, Великое послание - Сидоров, 1997.
Отдельно изданы творения в 2002 г.: сюда входит и житие, и некоторые тексты, не указанные выше.
О нем:
очерк (и проблема авторства) Керна;
Мейендорфа;
Лурье
о подложности сочинений, приписываемых М.; его учение об ангелах, анализ Кривошеина;
Кротов: Макарий Египетский, Кирилл Иерусалимский и Лев Толстой.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАКАРИЙ (MakЈrioj) ВЕЛИКИЙ, прп. (кон.4 - первая треть 5 в.), грекоязычный
егип. подвижник и писатель, автор 50-ти «Духовных бесед».
Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло
М. с прп. Макарием Египетским (ок. 300 - ок. 390), однако мн. исследователи,
начиная с *Землера, ставили это под сомнение, т.к. в «Лавсаике» Палладия и др.
источниках, относящихся к Макарию Египетскому, о нем не говорится как об авторе
«Бесед». В любом случае М. писал до Дионисия
Ареопагита, иначе в его книге должны были бы найти отражение идеи «Ареопагитик».
«Беседы» теснейшим образом связаны с Библией, к-рую М. толкует аллегорически.
Предпочтение иносказательной экзегезы, по словам архим. Киприана (Керна), «может
быть отчасти объяснено влиянием близкой Александрии с ее аллегорич. восприятием
Свящ. Писания, традицией Филона, памятью об Оригене
и под., но что так же точно имеет свои корни в монашеской жизни самой пустыни».
М. стоит на позициях библ. *антропоцентризма. «Человек драгоценнее всех тварей,
даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей... Ибо об Архангелах
Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: "Сотворим по образу и подобию Нашему" (Быт
1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу» («Беседы»,
15,20). Человеку присущи два аспекта образа Божьего. Первый — естественный,
включающий способности человека, в том числе и его свободу; второй — «небесный»,
помраченный Грехопадением и восстанавливаемый благодатью. Для М. все заповеди
и повествования Библии касаются внутреннего пути души. Драма, в к-рой разворачивается
история падения, спасения, созидания народа Божьего, преобразует индивидуальный
путь верующего. В 47-й беседе, «Иносказательное истолкование
того, что было под Законом», М. пишет: «Во всем прежнем были образы и сени
сих истинных вещей. Ибо и ветхозаветное богослужение было сению и образом нынешнего
богослужения. И обрезание, и скиния, и кивот, и стамна, и манна, и священство,
и фимиам, и омовение, и вообще все, что было у израильтян и в Законе Моисеевом
или у Пророков, — было ради сей души, по образу Божию созданной и подпадшей
игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы». Сказания о том, как праведники
ВЗ испытывались долгим ожиданием, соответствует необходимости для души долго
готовиться к принятию благодати (там же, 9). Восприняв благодать, душа становится
духовным ковчегом Божьим. Именно в этом ключе М. объясняет видение прор.Иезекииля.
В частн., он пишет, что «четыре животные, носящие колесницу, представляли собою
образ владычественных сил разумной души», к-рая «соделалась Божьим престолом».
Иными словами, обожение человека начинается тогда, когда «Сам Христос и носим
бывает душою, и водит ее» (Беседа 1, «Иносказательное
изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем», 2).
См. также
беседу 39 - "Для чего дана Библия" - Прим. Я.Кротова
u M i g n e. PG, t.34; в рус. пер.: Преп. отца нашего М. Египетского
Духовные беседы, послания и слова, Серг.Пос., 19044.
l Б р о н з о в А.А., Преп.М. Египетский, его жизнь, творения и
нравств. мировоззрение, т.1, СПб., 1899; архим.*Г р и г о р и й
(Борисоглебский), Возрождение по учению преп.М. Египетского, Серг.Пос.,
1892; и е р о д.О н у ф р и й, Мистика преп. М. Египетского. «Учено-богосл.
и церк.-проповеднич. опыты студентов КДА», 1914, вып.XII; [прот.*П
а в с к и йГ.], Краткие историч. сведения о св.М. Египетском и св.
М. Александрийском, ХЧ, 1821, ч.2; архим.П а л л а д и й (Добронравов),
Новооткрытые сказания о преп.М. Великом по коптскому сборнику, Каз.,
1898; *Т у р а е вБ.А., Эфиопское аскетич. послание, приписанное
св.М. Египетскому,
«Христианский Восток», 1915, т.4, вып.2; Q u a s t e n J., Patrology,
Westminster (USA), 1966, v.1, p.161-66 (там же приведена иностр. библиогр.);
см. также ст. Святоотеческая экзегеза.
|