ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО
МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО
СЕМЬ СЛОВ
К оглавлению СЛОВО
3.
О молитве
ГЛАВА 1.
Главное во всяком добром речении и верх преспеяний есть прилежание к молитве,
которою приобретаем и все прочее, когда Призываемый нами простирает к нам содействующую
руку; потому что молитвою в удостоившихся совершается общение таинственной действенности,
посредством несказанной любви ко Господу сочетание расположения к святости пред
Богом и самого ума. Ибо сказано: дал еси веселие в сердце моем (Псал. 4,
8). И сам Господь говорит: царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21).
Словами же: внутрь вас царствие, что иное означается, как не то, что небесное
веселье Духа в душах достойных выражается явственно? Ибо достойные души чрез действенное
общение Духа здесь еще приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости,
того духовного веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться будут в
вечном свете. Сказано: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе
(Псал. 83, 3). Слова: яко от тука и масти да исполнится душа моя (Псал.
62, 6), и другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают разуметь
действенное веселье и утешение, подаваемые Духом.
ГЛАВА 2.
Как дело молитвы выше других; так и у прилежного к молитве велика должна быть
попечительность, чтобы, неприметным образом, не окрала его злоба. Ибо у кого попечение
о большом добре, того большему искушению подвергает лукавый; почему, нужно будет
много трезвенности, чтобы плоды любви, смиренномудрия, простоты, благости и рассудительности
ежедневно возрастали в том, кто пребывает в молитве, и как в нем самом производили
явственное преспеяние и возрастание в Божественном, так и других призывали к равной
ревности.
ГЛАВА 3.
Непрестанно молиться и постоянно пребывать в молитве научают нас, как
и сам божественный Апостол (1 Сол. 5, 17), так и сказанное Господом: кольми паче
Бог сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь (Лук. 18, 7); и еще:
бдите и молитеся (Мф. 26, 41). Посему, подобает всегда молитися и не
стужати (Лук. 18, 1). Но как постоянно пребывающий в молитве избрал для себя
самое главное из всех дело; так надлежит ему пребывать в великом подвиге и неослабном
напряжении; потому что встретит много препятствий, поставляемых злобою прилежанию
к молитве: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума,
расслабление и прочие начинания злобы, а потом скорби и восстания самих лукавых
духов, упорно воюющих с нами и противоборствующих нам и недопускающих приблизиться
ко Христу душу, которая поистине непрестанно взыскует Бога.
ГЛАВА 4.
Со всяким рачением, с трезвенностью, с терпением, с душевным борением и телесным
утруждением надлежит мужаться попечительному о молитве, чтобы не ослабеть в духе,
предавшись рассеянности помыслов, или многосонливости, или унынию, расслаблению,
смущению, и занявшись шумными и непристойными речами, или обратив мысль на что-либо
подобное, удовлетворяясь одним постоянным стоянием и преклонением колен, а уму
позволяя блуждать где-либо вдали от совершаемого наружно. Ибо, если строгим трезвением
не приуготовит кто себя, противясь множеству излишних помыслов, подвергая каждый
из них испытанию и разбору, и всегда вожделея Господа; то ничто не воспрепятствует,
чтобы или неприметно различными способами уловляла его злоба, или сам он превознесся
над теми, которые не могут еще постоянно пребывать в молитве. А в следствие таковых
ухищрений злобы испортит он прекрасное делание, и предаст оное лукавому демону,
ГЛАВА 5.
Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены
с молитвою; то самая молитва, лучше же сказать, эта личина молитвы, весьма мало
может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве, но и о всяком
подвиге и труде, девстве, или посте, или бдении, или псалмопении, или служении,
или о каком бы то ни было делании, совершаемом ради добродетели. Если не увидим
в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия,
простоты, искренности, веры, сколько должно великодушия, дружелюбия: то трудились
мы без пользы; потому что для того и предприемлем труды, чтобы воспользоваться
плодами; а когда не оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание
напрасно. Почему, таковые ничем не отличаются от пяти юродивых дев, которые за
то, что здесь еще не имели в сердцах духовного елея, то есть, духовной действенности
исчисленных выше добродетелей, наименованы юродивыми, и жалким образом оставлены
вне царского брачного чертога, ничем не воспользовавшись от подвига девства. Как
при возделывании виноградника все попечение и весь труд прилагаются в надежде
плодов; а если плода не бывает, напрасным оказывается делание: так, если не увидим
в себе, по действию Духа, плодов любви, мира, радости, всего прочего, перечисленного
Апостолом (Галат. 5, 22), и не возможем признать их в себе со всею несомненностью
и по духовному чувству, то излишним окажется подвиг девства, молитвы, псалмопения,
поста и бдения. Ибо труды сии и подвиги душевные и телесные должны совершаться,
как сказали мы, в надежде духовных плодов; а плодоношение добродетелей есть духовное
наслаждение нерастленным удовольствием, неизреченно производимое Духом в сердцах
верных и смиренных. Почему, труды и подвиги должны быть почитаемы, каковы они
и действительно, трудами и подвигами, а плоды — плодами. Но если кто, по скудости
ведения, делание свое и подвиг почтет плодами Духа; то оказывается, что он явно
обольщается, сам себя обманывая, и таким своим мнением лишая себя великих подлинно
плодов Духа.
ГЛАВА 6.
Как всецело предавшийся греху с наслаждением и удовольствием, как нечто согласное
с природою, усвояет себе противуестественныя постыдные страсти то есть, распутство,
блуд, любостяжание, ненависть лесть и прочие порочные начинания: так и тот, кто
поистине и в совершенстве христианин, с великим наслаждением и с духовным удовольствием
без труда уже и легко, как нечто естественное приобретает все добродетели, и все
сверхъестественные духовные плоды, то есть, любовь, мир терпение, веру, смирение
и прочие, подлинно золотые добродетели всякого рода, неборимый уже вредоносными
страстями; потому что совершенно избавлен от них Господом, и от благого Духа приял
в сердце полный мир Христов и радование. Он прилепился ко Господу, и пришел в
един Дух с Ним.
ГЛАВА 7.
Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви
духовной, надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою и
со страхом Божиим, и служить как Божией заповеди и как делу духовному, а не ожидать
себе от людей награды, или чести, или благодарности, вовсе не давать места ропоту,
или высокоумию, или нерадению и разленению, чтобы не осквернилось и не повредилось
доброе сие дело, но тем паче было благоугодно Богу по нашему благоговению, страху
и радости.
ГЛАВА 8.
С таким-то человеколюбием и благостью (подлинно велико Божественное милосердие!)
снисходит Господь к людям, промышляя о том, чтобы никого не оставить без награды
за доброе дело, но всякого от малых добродетелей возводить к большим, и за чашу
студеной воды не лишать воздаяния. Ибо сказал: иже аще напоит чашею студены
воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мф.
10, 42); и еще: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе (Мф. 25,
40). Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не для славы; ибо присовокупил:
токмо во имя ученика, то есть, со страхом, из любви Христовой. А тех, которые
делают добро напоказ, Господь укоряет, и подтверждая слово решительным приговором,
присовокупляет им: аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6, 5).
ГЛАВА 9.
Прежде всего простота и искренность, и взаимная любовь, и радость, и смирение
всеми способами да будут полагаемы как бы некиим основанием в братстве, чтобы
не соделать нам подвига бесполезным, превозносясь друг пред другом и ропща друг
на друга. И кто непрестанно пребывает в молитвах, тот да не превозносится над
неспособным еще делать тоже. И кто посвятил себя на служение, тот да не ропщет
на пребывающего в молитве. Если с таковою простотою и с таким расположением будут
обходиться между собою братия; то избытки пребывающих в молитве вознаградят недостатки
служащих, и наоборот, избытками служащих восполнятся недостатки пребывающих в
молитве. И таким образом, всего лучше соблюдено будет равенство, по сказанному:
не преизбыточествова, иже много, и иже мало, не мнее прият (Исх. 16, 18).
ГЛАВА 10.
Тогда бывает воля Божия, яко на небеси и на земли, когда, как сказано,
не превозносимся друг пред другом, когда не только без ревности, но и в общении
простоты, любви, мира и радости, соединены бываем между собою, преспеяние ближнего
почитая своим собственным, сколько должно, и лишение его вменяя в утрату себе
самим. Кто ленив в молитве и в служении братьям, и в другом каком-либо деле, совершаемом
ради Бога, ведет себя лениво и нерачительно, того Апостол, прямо называя человеком
праздным, оглашает недостойным и самого хлеба; ибо сказал: праздный ниже да
яст (2 Сол. 3, 10). И инде сказано: праздных и Бог ненавидит; и: праздный
не может быть даже верным. И Премудрость изрекла: мнозей злобе научила праздность
(Сирах. 33, 28). Посему, надобно, чтобы каждый плодопринес какое бы то ни было
дело, совершаемое ради Бога, и хотя бы к чему-нибудь одному доброму расположен
был ревностно; а иначе, оказавшись совершенно бесплодным, будет вовсе непричастным
вечных благ.
ГЛАВА 11.
Утверждающим, что невозможно достигнуть совершенства и полного освобождения
от страстей, хотя бы и сподобился кто причастия и исполнения благим Духом, необходимо
представить свидетельство из Божественных Писаний и доказать, что худо знают они
дело и говорят ложно, а вместе и с опасностью для себя. Господь говорит: будите
убо и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48), означая
сим совершенную чистоту. И: хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со мною, да
видят славу Мою (Иоан. 7, 24). Это слова Рекшего: небо и земля мимоидет,
словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24, 35). К той же мысли ведет и сказанное
Апостолом: да представим всякаго человека совершенна о Христе (Колос. 1,
28); и: дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа
совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4, 13). А таким образом,
имеющие в виду совершенство достигают двух прекрасных приобретений: в усиленном
и непрерывном подвиге стремятся они к концу в надежде прийти в сию меру и даже
присовокуплю: в надежде восхождения; и не уловляются кичливостию, но скромно о
себе думают и признают себя малыми, как недостигшие еще совершенства.
ГЛАВА 12.
Утверждающие сказанное выше причиняют весьма великий вред душе тремя способами:
во-первых, оказываются неверующими Божественным Писаниям. Во-вторых, не предположив
себе высшей и совершенной цели Христианства, и не усиливаясь достигнуть оной,
не могут иметь труда и рачения, алкать и жаждать правды; но, удовлетворяясь внешними
образами и обычаями и малыми какими-нибудь заслугами, лишены блаженного упования,
и совершенства, и всецелого очищения от всех страстей. В-третьих, думая о себе,
что достигли преспеянием в малых, как сказано, добродетелях самого верха и не
стремясь к совершенству, не только всего менее могут иметь смирение, нищету и
сердечное сокрушение, но оправдывая сами себя, как уже достигшие цели, неспособны
к ежедневному преспеянию и возрастанию.
ГЛАВА 13.
Почитающих невозможным сие преспеяние, совершаемое в людях Духом, и которое
есть новая тварь чистого сердца. Апостол явно уподобляет тем, которые за неверие
не сподобились войти в землю обетования, и ихже кости за сие падоша
в пустыни (Евр. 3, 17). Ибо что там, видимым образом, земля обетования, то
здесь, по таинственному знаменованию, избавление от страстей, которое, и по указанию
Апостола, есть конец всякой заповеди. И это есть истинная земля обетования; ее
то ради все оное предано в образах. Посему-то и богомудрый Павел, заботясь о безопасности
учеников, чтобы не был кто уловлен мудрованием неверия, говорит: блюдите, братие
мои, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво неверия, во еже отступити
от Бога жива (Евр. 3, 12). Слово же отступити употребил он в означение
не отречения, но неверия Божиим обетованиям. И именно, иносказательно описывая,
что было с Иудеями прообразовательно, и применяя сие к самой истине, продолжает
он: Нецыи бо слышавше Его прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом.
Коих же негодова четыредесять лет? Не согрешивших ли? Ихже кости падоша в пустыни.
Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? И видим, яко
не возмогоша внити за неверствие (Евр. 3, 16-19). И еще присовокупляет: Да
убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от
вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех слово
слуха, не растворенное верою слышавших. Входим бо в покой веровавшии (Евр.
4, 1-3). И несколько ниже продолжает еще: потщимся убо внити в оный покой,
да не кто в туже притчу противления впадет (11). Какое же иное упокоение христианам,
кроме избавления от греховных страстей, самого полного и действенного вселения
благого Духа в чистом сердце? Посему, возводя их опять к вере, говорит: да
приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести
лукавыя (Евр. 10, 22); и еще: кольми паче кровь Иисусова очистит совесть
вашу от мертвых дел, во еже служити Богу живу и истинну (Евр. 9, 14). Посему,
надлежит нам, как признательным рабам, исповедывать обетованную в сих речениях
безмерную благость Божию к людям, и обетования сии признавать истинными и твердыми,
чтобы, если, по недеятельности и немощи произволения, несовершенно посвящали мы
себя Создавшему, и не стремились достигнуть высоких и совершенных степеней добродетели;
то, по крайней мере, могли получить хотя некоторую милость за правый и непревратный
образ мыслей и за здравую веру.
ГЛАВА 14.
Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой
добродетели и заповеди. И сему свидетель сам Господь. Ибо когда пришел в дом Марфы
и Марии, и Марфа занята была служением, а Мария сидела у ног Его, и наслаждалась
сладостию Божественных уст Его, сестра же порицала ее, что не помогает ей, и потому
приступила с жалобою ко Христу: тогда, отдав преимущество главнейшему пред второстепенным,
Господь сказал; Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу,
Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лук. 10, 41-42). Сие
же Он сказал, как заметили уже мы, не дело служения осуждая, но отдавая, без сомнения,
преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли бы Он сие служение? Почему
и Сам оказывается исполнителем сего, умыв ноги ученикам? Но Господь столько далек
от намерения воспрещать служение, что и ученикам повелевает таким же образом поступать
друг с другом. А можешь также видеть, что и сами Апостолы, которые сначала совершали
служение при трапезах, предпочли сему высшее дело, разумею молитву и служение
слову. Ибо сказали: несправедливо нам, оставльшим слово Божие, служити трапезам.
Но помолившись, мужи исполнены Духа Святаго поставим над службою сею: мы же
в служении слова пребудем и в молитве (Деян. 6, 2-4). Видишь, как первое предпочли
второму, хотя знали, что то и другое суть отрасли одного доброго корня.
|