Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ


 

 

История Человека Божьего из города Рима, который был прославлен и увенчан подвигами аскетической жизни в городе Эдессе в дни достославного и блаженного священника мар Раввулы, епископа города Эдессы (сирийская версия)

Перевод выполнен А. Пайковой. по изданию: A. Amiaud La légende syriaque de Saint Alexis (P., 1930),

Оп.: А.В. Пайкова. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии // Палестинский Сборник, №30 [93] (1990) 101—107.

[с. 101] Историю дивного человека расскажем мы, если можно такого, каков он, назвать человеком, а не дать имя ангела тому, кто презрел все радости мира. История о нем такова. Человек этот был очень богат, однако презрение к богатству предпочел он и заменил его любовью к бедности, но не к простой бедности, а к той, подлинной, (которую считают) стыдом и позором. Он обратил тщеславие в смирение, а гордость - в аскетизм. Он был наставником нищеты и смирения и совершенным постником, удаляя еду от уст своих и не унижая себя, как Исав, угодничеством чреву своему. Он был стражем, бдительным и усердным телу своему, избегал и уз брака, и прелюбодеяния. Целомудрие и святость, согласно ревностному закону, обитали в тепе его. Подобно Аврааму с радостью покинул он свою семью и родину, желая в Иерусалиме горнем быть причисленным и прославленным и стремясь к молитве своей. Что еще можно добавить в похвалу ему, чтобы высшую степень одобрения могли мы выразить? Ведь история эта велика, но мало сказать мы можем. Начало нашей истории таково.

Родители его были из города Рима. Отсюда и следует начать рассказ. Они были богаты, знатны родом и благородны по происхождению, но бездетны. И по мере того, как увеличивалось и возрастало их богатство, увеличивалась их печаль из-за того, что не видели они наследника своего состояния и не знали, для кого собирали. Ибо, если Авраам, отец всех верующих, со скорбью к Господу своему обращался: „Господи, что ты дашь мне? Я остаюсь бездетным", - то как должны были скорбеть они, чьи помыслы были направлены к богатству. Но вот через слезы, постоянные молитвы и обеты родился у них сын. Он был любим Богом, родителями и всеми, кто знал его. Родители его утешились. Мальчик еще вскармливался молоком, а блага знатности уже изливались на того, кто был предметом гордости своих родителей.

Когда настало время учения, с большими почестями в сопровождении толпы слуг отправили его в школу. Но только он не обращал внимания на все это преходящее и конечное, а со свойственной ему душевной мягкостью стремился все предпринять к тому, чтобы в тишине отдаваться учению. Его сверстники пытались умерить его непреодолимую тягу к знанию, но он и не помышлял изменить свой скромный образ жизни. Родители мальчика, не понимая, что Бог избрал его (своим) орудием, огорчались и печалились, наблюдая его образ жизни и то, что он совсем не готов к превратностям этого мира. Тайком они придумывали разные уловки, чтобы мальчик стал более предприимчивым и приспособленным к жизни. Отец его приказывал свои рабам, чтобы они вовлекали его в свои развлечения и приучали его к дерзости. Но он со свойственной ему мягкостью пенял им и отворачивался от них, сохраняя выражение скромности и благородства. Мать же выбирала красивых девушек, украшенных лучшими в мире украшениями, и приказывала им прислуживать ему. Он не гнал их от себя открыто, но с потупленным взором принимал их, чтобы сделать им одолжение, а потом смиренно просил их удалиться и оставался один. Мать его ревностно расспрашивала принаряженных девиц, разговаривал ли, шутил ли он с ними, и они отвечали: „Не только не шутил, но мы не осмелились даже взглянуть на него".

Долгое время вел он такой образ жизни, но дотом вступил в пору цветущей юности, и родители решили выбрать ему невесту, как подобает в соответствии с законом. Так и сделали. Когда пришло время свадьбы, было приготовлено все для торжества и прославления. Устроили великолепное брачное ложе, и весь город был приглашен на свадебный пир. Но в первый день свадьбы, когда обрученная должна была со свадебной процессией войти (в дом жениха), в душе его возникло вдруг решение. Он стал уговаривать одного из дружек пойти с ним к пристани. Тот подумал, что он шутит. Когда же святой стал настаивать, он попытался [с.102] помешать ему, говоря: „Весь город соберется сегодня в твоем доме, чтобы веселиться и развлекаться, а мы будем искать уединения. Кто поймет нас? Кто не посмеется над нами, если мы так поступим и покинем радость ради печали. И большое веселье обратится скорбью для всех, кто ждал твоей радости". Но тот проявил настойчивость и, пока дружка пытался удержать его, придумал способ убедить его уйти. Поскольку дружка питал к нему благоговение, то сдался на его уговоры. Взяв двух лошадей, они отправились к Пристани вдвоем, и никого больше не было с ними. Святой сказал дружке: „Постереги-ка мою лошадь, я отдохну (немножко), а потом мы оба вернемся на пир". Тот, не подозревая, что он задумал, подчинился, прося его поскорее вернуться, чтобы они не опоздали и не вызвали насмешек. Святой, после того как удалился немного от своего друга, начал молиться, обращаясь к Богу: „Тот, чьи благодеяния превосходят наши просьбы, открой мне свои врата, в которые я стучусь, и дай мне в этой игре (роль), которая мне по сердцу". И только он помолился, явился перед ним корабль, отправлявшийся в Сирию. Он быстро поднялся на этот корабль, и сильный ветер по божьему провидению без промедления доставил корабль к пристани в Селевкии Сирийской, Покинув Селевкию, блаженный бродил, нищенствуя, пока не попал в город парфян, который называли Эдесса, где и жил в нищете до самой своей кончины.

Жизнь его в Эдессе была такова. День он всегда проводил в храме, в доме мучеников, ни от кого ничего не принимая, он не хотел днем заботиться о пище, соблюдая пост до вечера. Когда же наступал вечер, он вставал у врат с протянутой рукой, принимая милостыню от тех, кто входил в храм. Получив столько, сколько ему было необходимо, он убирал руку, не принимая больше. И было его установленной едой около десяти мин хлеба и две мины зелени. И если случалось, что он получал больше, тотчас же отдавал другому. И подаянием творил подаяние. Этим многие проверяли и испытывали его, Человека Божьего. (Других) нищих он не сторонился там, где они обитали, но, когда наступала ночь и все засыпали, он вставал, осеняя себя крестом, у стены и колонны, молился и с первыми приходящими на молитву входил в храм еще до рассвета. И так проводил он все дни, и никто не знал ни о его прежнем образе жизни, ни о его знатности. И даже имени своего никому не позволил разузнать, чтобы по имени не проведали о его жизни.

А дружка его, прождав достаточно долго, – а тот все не возвращался к нему - обошел всю пристань, спрашивал (встречных), разыскивая его. И когда узнал, что тот сел на корабль, вернулся в дом блаженного и рассказал о том, что случилось. Невозможно передать ту печаль и скорбь, которая охватила роди телей святого. Используя свое богатство и знатность, посылали они на поиски во все гавани и страны. Были отправлены на поиски святого домочадцы, верующие, которые ездили по городам и прибыли также в Эдессу, где нищенствовал их господин. Один из этих отроков пошел и сообщил Раввуле, епископу Эдессы, об истории этого человека, но тот не только не мог найти его, но даже не поверил в эту историю. Не найдя (здесь) своего господина, они покинули Эдессу и отправились искать его в другие страны. Он же, блаженный, узнал своих домочадцев, когда они входили в церковь и выходили из нее. А они, когда он явился перед ними в образе нищего, даже на миг не могли подумать, что это он, из-за полного отсутствия какого бы то ни было признака той роскоши, в которой он жил прежде. Как они могли узнать его в этом человеке, одетом в жалкие лохмотья? Ведь, возможно, и от них он принял подаяние!

Много времени спустя привратник, добродетельный и достойный увидеть это, в одну из ночей вышел посмотреть, не настало ли время начинать службу, и, когда вышел, обнаружил этого святого, который осенял себя крестом и молился в то время, когда все спали. Не один и не два раза видел он его, а в продолжение многих долгих ночей. И в одну из ночей подошел к нему привратник и спросил: „Откуда ты и что ты здесь делаешь?". Блаженный сначала оставил без ответа его вопрос, но потом, подчиняясь его убедительной просьбе, ответил: „Зачем ты у меня спрашиваешь об этом? Спроси у тех, кто перед тобой. Они знают, кто я и откуда, потому что я - из их числа". Привратник не удержался, чтобы не разузнать об этом чуде. Загорелось в нем желание, и он поклялся в душе [с. 103] своей, что не оставит его и не удалится до тех пор, пока не узнает правду о нем. Он же, Человек Божий, испытывая стеснение из-за этих клятв и обетов, а также потому, что не любил спорить, согласился открыть привратнику правду. Но только тоже потребовал от привратника принести клятву в том, что, пока он жив, тот никому не расскажет. И тогда поведал ему все: „Тот человек, который был здесь недавно и искал кого-то, - из моего дома, и искал он меня". Выслушав все, привратник стал убеждать его и просить, чтобы он жил вместе с ним, но , не сумев уговорить, оставил.

С тех. пор привратник стал неустанно творить свои добрые дела, предаваясь суровому образу жизни и изнуряя себя еще усердней, чем прежде, так что по виду его можно было судить о его аскетизме. Он говорил про себя: „Если этот человек, который раньше жил в несказанной роскоши, ведет такой образ жизни, то разве не можем мы, бедняки, поступать так во имя нашего -спасения?".

Много времени спустя после этого блаженный и смиренный Человек Божий заболел и был повергнут недугом среди колонн. А привратник, прохаживаясь туда и обратно и не видя святого, как видел его всегда, начал тщательно искать его, а когда нашел, стал уговаривать, чтобы тот согласился пожить у него дома, а он станет ухаживать за ним, но святой не хотел. Тогда привратник сказал: „После того, как выздоровеешь, я оставлю тебя в покое и ты снова вернешься к своей обычной жизни". Но тот не согласился. Тогда привратник решил: „Тогда я помещу тебя в больницу". С большим трудом после долгих уговоров убедил его. При этом святой взял с него слово, что тот ничем не будет выделять его по сравнению с (другими) странниками. Привратник взял и доставил его в больницу, постоянно присматривал за ним. Но Бог, который всегда исполняет желание боящихся его, заполнил меру его жизни и положил .ей конец, сохранив за ним его скромность и после его смерти. В тот день, когда он готов был покинуть этот мир для жизни вечной, что-то помешало привратнику, и он не смог, как обычно, навестить святого. Когда блаженный испустил дух, больничные служители тотчас же отнесли его на носилках, как это они делали обычно без особых церемоний, в усыпальницу для странников. И когда они вышли, направляясь хоронить его, появился этот привратник и стал спрашивать о нем. Узнав, что святой скончался и его уже вынесли, чтобы похоронить, он начал громко стенать и плакать и бросился к святому епископу Раввуле. Упал к его ногам, взывая: „Прошу тебя, господин мой, снизойди ко мне, окажи мне милость!". Епископ Раввула, чей свет очей телесных был тогда, еще невредим, а также те, кто был с ним, спросили у привратника, о чем он просит и в чем причина такого волнения. Тогда он обо всем рассказал епископу, страстно моля его воздать должные почести чистым и непорочным останкам и похоронить святого торжественно и пышно, в достойном месте. Услышав это, епископ был взволнован так, как будто был объят пламенем, потому что был отзывчив на все прекрасное. Он приказал немедленно идти туда, где был погребен этот нищий, и извлечь его (из могилы). По пути они встретили могильщиков, которые возвращались после погребения святого. Когда их спросили, где они погребли этого странника, они ответили: „Рядом с такими же, как он".

Епископ и те, кто был вместе с ним, взяли с собой могильщиков, чтобы они показали, где похоронили его. Когда подошли к могиле, епископ приказал вскрыть склеп, потом он и все, кто был с ним, и могильщики вошли внутрь, чтобы взять тело святого и воздать ему должные почести. Посмотрели и увидели, что только нищенские лохмотья, в которые был одет святой, лежат на этом месте, а тела его нет. Тщательно искали тело по всему склепу, но не нашли ничего, кроме его одежд. Долго стояли они, пораженные изумлением и ужасом, потом епископ пришел в себя и сказал: „Помолимся!".

И стал молиться святой Раввула, и говорил со слезами: „Сохрани меня Господь, если отныне я стану заниматься чем-нибудь, кроме попечения о странниках. Кто знает, может быть, немало есть таких смиренных, как этот нищий, избранных Богом, но безвестных среди людей из-за своего смирения. С той поры овладели мар Раввулой великое беспокойство и тревога за этих людей, стремление устроить их жизнь. С большой готовностью постоянно оказывал он благодеяния странникам и нищим. И словом своим внушал любить их и о наставлениях [с. 104] постоянных беспокоился. Не проявляя внимания к совершившим греховное, он думал только о сиротах и вдовах, (только) о злосчастных и нищих заботился. И так он взял на свое попечение не только всех странников в собственном городе, но также а странниках в далеких селениях и в отдаленных местах проявлял он заботу с тем, чтобы они не остались обойденными его благодеяниями. И в соучастии с Богом пребывал он в оказании добра нуждающимся в сострадании. Так начинал и так кончал блаженный Раввула любовью к странникам.

Такова эта история о Человеке Божьем, которую мы хотели рассказать, поведанная привратником, его другом, и запечатленная на память. Заинтересовавшись этой историей, заклинаниями и клятвами он выведал ее у святого и рассказал о его прежней жизни, о знатности и о последующем смирении, не скрыв ничего.

Кончилась история о Человеке Божьем.

Еще история Человека Божьего, которая была записана в городе Риме, о его божественном образе жизни и о том, как он покинул мир

Теперь мы расскажем историю о Человеке Божьем, которую поведал привратник, бывший другом блаженного. После того как прошло немало времени, сделалась известна нам другая история об этом дивном человеке, которая была записана, о его жизни в городе Риме, в доме родителей блаженного, и которая повествует обо всем том, что случилось с ним в городе Эдессе, как рассказал этот привратник, и обо всем остальном, что было после его смерти, погребения и поисков его (тепа) в могиле, его исчезновения, как это было по воле Бога, и его прибытия в город Рим. Привратник, который записал историю о нем, рассказал то, что он узнал от (самого святого). Что же касается тех надежных людей, которые описали его историю в Риме, то они не знали о его смерти в Эдессе. Так случилось потому, что сам святой не почувствовал своей смерти, когда прославился в Эдессе, а до них история его из Эдессы не дошла. И они ничего не написали об этом, потому что не знали, но из письма, которое было найдено в его руке? и из его мыслей, когда он был болен в Эдессе, (ясно), что Бог сделал то, что он просил и о чем молили его родители, (мечтавшие) увидеть сына до своей кончины. И так устроил Бог своей милостью, чтобы и о добродетели его не узнали люди в течение всей его жизни, и родители не были лишены возможности в ответ на свою просьбу увидеть своего сына, а потом умереть. Вот как они описали эту историю в Риме о том, что случилось с ним после его выхода из могилы в Эдессе и прибытия к ним.

Когда увидел Человек Божий, что жители Эдессы стали узнавать его, он бежал оттуда и прибыл в город Лаодикию. Там он нашел корабль, который отправлялся в город Тарс. Он сел на этот корабль, сказав себе: „Отправлюсь-ка я в Тарс, в храм святого Павла, потому что там жители города не знают меня". Когда он поднялся на корабль, сильный ветер подхватил судно и забросил его в город Рим, на родину блаженного.

Когда блаженный сошел с корабля, он сказал: „Жив Господь Бог, случилось так, что прибыл я на родину и не буду больше в тягость никому из (чужих) людей, но пойду в дом родителей моих, потому что сегодня и они не узнают меня". Он пошел прочь, удаляясь от корабля, со словами: „Это провидение Господа было, и слово также подтверждается знамениями".

Отправился он к дому родителей и встретил отца своего, который возвращался из дворца в окружении свиты. И поклонился ему, говоря: „Раб Божий, окажи мне милость, мне, нищему и страннику. Пусть я буду в доме твоем и крохами, упавшими со стола твоего, вместе с рабами твоими домашними буду питаться. Ведь говорят: "Кто дает бедному, тот ссужает Богу" . А Бог святой воздаст тебе, и дарует царство небесное, и благословит того, кто на чужбине есть у тебя, и исполнит надежду его!".

Отец его, как только услыхал слова о том, „кто на чужбине", загорелся страстным желанием приютить этого человека, помня о своем единственном сыне, [с. 105] о котором не знал, что с ним случилось. И не раздумывая, взял его, привел в свой дом и спросил, (обращаясь) ко всем рабам своим: ,/Кто из вас хочет быть в услужении у этого странника? Жив Господь Бог, тот станет свободным и получит наследство из дома моего. А в базилике моей, там, где я вхожу и выхожу, сделайте (так), чтобы была устроена ему постель, чтобы всякий раз, входя и выходя, я видел его. В средствах к существованию пусть не испытывает он лишений. Приказываю, чтобы необходимое ему пропитание было с моего стола". Так и сделали.

Однако, когда наступал вечер, рабы начинали мучить странника. Они били его по голове, насмехались над ним и много другого, подобного этому (зла) причиняли ему: пинали ногами и толкали его. И когда все это они проделывали с ним, он не сердился, памятуя евангельское изречение: „Если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую". Человек Божий знал, что по наущению сатаны, из-за злобы ненавистника добра все это происходит с ним, и потому с особенной радостью и готовностью переносил (испытания). И Дух Святой был его провидением.

Так в смирении и кротости Человек Божий провел, так что они не узнали, кто он, семнадцать лет.

Когда же наступило время его кончины и ухода из этого мира, сказал Человек Божий отроку, который прислуживал ему: „Брат мой, иди и принеси мне хартию и чернила". Мальчик пошел и принес ему хартию и чернила. Тогда сел блаженный „... и описал всю свою жизнь, с того дня, как он покинул дом родителей своих, и до этого дня. И тайны, какие были между ним и его отцом и матерью, и то, что сказал своей невесте, когда она сидела в брачном покое и когда он дал ей кольцо и свадебную вуаль, в то время как они были облачены в одеяния пурпурного шелка. И всю свою последующую жизнь описал, чтобы, после того как он покинет этот мир, по этим знамениям, которые он начертал, они узнали, что он - их сын.

В один из дней, в святое воскресенье, после службы таинств господних, после того, как народ принял причастие, когда присутствовали в церкви архиепископ Иннокентий и богобоязненные императоры города Рима, из алтаря раздался глас, возгласивший: „Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и аз успокою вы! ".

Удивление и страх охватили присутствующих, все пали ниц, восклицая: „Господи, смилуйся над нами". И молились Богу.

И во второй раз раздался глас и возгласил: „Ищите Человека Божьего, и он помолится о Риме. В пятницу на рассвете возьмет Бог свой залог у него". И в третий раз раздался глас и возгласил: „В доме Евфимиана ищите непорочные останки Человека Божьего!".

Вечером в четверг собрался весь народ, и богобоязненные императоры, и Иннокентий, архиепископ, и весь синклит. Отправились, взяв крест животворящий, тот самый, в котором было от древа благородного распятия. Они пошли в храм святой Петра и Павла, чтобы обрести с любовью и радостью останки этого святого, о котором им стало известно. Они вошли в храм святого Петра и пали ниц -императоры, архиепископ и весь синклит, - и молились Святому Духу, чтобы он известил их о святых останках. И просили помощи госпожи нашей святой Богородицы Марии и учеников ее творения - Петра и Павла, которые лежали перед ними в гробу. И встали верующие императоры, и архиепископ, и все они обратили взоры к небу, взывая к Богу. И явилась им милость божья с высей небесных в виде гласа: „В доме Евфимиана тот, кого вы ищите!".

Тогда обратились божественные императоры и архиепископ и воззвали к Ев-фимиану, говоря ему: „Как это, такая благодать в доме твоем, а ты не открыл нам?".

И ответил им Евфимиан: „Жив Господь Бог, я ничего не знаю". И тотчас же быстро велел позвать старшего из своих рабов и спросил его: „Знаешь ли ты кого-нибудь из твоих подопечных, кто отмечен такой благодатью?". И сказал раб этот, обратившись к небу, и поклялся Господом и древом крестным: „Нет, я не знаю никого, у кого была бы такая благодать". [с. 106]

Тогда решили верующие императоры, архиепископ и весь синклит идти в дом Евфимиана и искать славные останки тем. И тотчас же приказал Евфимиан домашним рабам своим, чтобы они приготовили троны и скамьи соответственно чинам верующих и почитаемых императоров и глав священнослужителей и чтобы приготовим (также) свечи и благовония, источающие благоуханные ароматы, с которыми, согласно обычаю, принимают императоров. Отправились императоры и архиепископ и пришли в дом Евфимиана.

Мать Человека Божьего повесила накидку чистую на оконце и, выглядывая из него, вопрошала: „Что это за шум? Что за волнение? О чем это там говорят?". И невеста, обрученная с ним, стоя в укрытии, тоже наблюдала и слышала эти разговоры. В это время явился тот, кто прислуживал Человеку Божьему, и обратился к господину своему: „Может быть, тот, кого вы ищите, - это нищий, которому ты отдал меня в услужение? Истинные добродетели и дивные знамения, заметили мы в нем: от воскресенья и до воскресенья, причастившись божественных тайн несказанных, съедал он две унции хлеба и всю неделю постился, а ночи все бодрствовал. Кое-кто из рабов насмехался над ним, бил его, а он с великой радостью и полным смирением сносил все, что выпадало ему от них".

Когда Евфимиан, отец его, услыхал все это, он тотчас же приблизился к нему там, где он лежал, и склонился над ним, но ни голоса, ни дыхания его не услышал. И когда открыл Евфимиан лицо его, увидел, что оно сияет, как лик ангела, а в руке его зажата хартия. Когда же он хотел взять эту хартию, чтобы посмотреть, что там написано, не захотел святой отдать ее. Тогда подошелЕвфимиан к верующим императорам и сказал им: „Тот, кого вы искали, найден". И стал рассказывать им, как семнадцать лет назад он взял к себе этого нищего, и добавил, что тот держит в руке хартию и не хочет отдать ее.

Когда верующие императоры, архиепископ и весь народ услыхали все это, императоры приказали, чтобы украшенные носилки были установлены внутри, чтобы принесли эти почитаемые останки и положили на них. Затем поднялись верующие императоры, и архиепископ, и весь народ и стали просить, чтобы покойный, лежавший перед ними, отдал их хартию, которая была в его руке. А он не отдал им. Тогда императоры и архиепископ приблизились к нему и сказали: „Хотя мы и грешны, но - императоры, а этот человек - отец всех живущих. Отдай нам хартию, которая у тебя в руке, чтобы мы могли посмотреть, что на ней написано". И он тотчас же отдал им эту хартию. Они взяли ее и вручили святому Аэтию, главе хартуляриев святой церкви. Когда он прочитал хартию, услышал отец историю, описанную в ней, и узнал своего сына. Вскочил со скамьи, на которой сидел, разодрал на себе одежды и рвал свои седые волосы, бросая их на землю, и бросился на грудь своего сына, причитая: „Увы мне, господин мой, зачем ты 'как поступил со мной? Когда я, лишившись тебя, пребывал в одиночестве, я видел тебя, - а ты рассказывал небылицы - и слышал твой голос, но ты не открылся мне и не намекнул мне, что ты тот, кого я вижу, чтобы я узнал тебя, утешился тобою, чтобы ожила душа моя. Увы мне, сын мой любимый, увы мне несчастному и слабому. Что я сделаю? Что скажу? Как не наполнится сердце мое стенаниями скорби и страдания, ведь сына моего единственного вижу я мертвым, лежащим на ложе и не говорящим со мной!". А мать Человека Божьего, услышав это, выбежала, как львица, вырвавшаяся из клетки, и, бросая взгляды украдкой, устремилась в гущу толпы, ведь огромная толпа собралась в ее доме. Она кричала, умоляя своего мужа, чтобы он дал ей местечко припасть к ее сыну. И когда она приблизилась к нему, в страшном отчаянии зарыдала, причитая: „Увы, сын мой любимый, вскормленный грудью моей! Надежда очей моих, утешение моей жизни! "..И упала на грудь этого благородного святого, и любовно целовала его, говоря с тоскою: „Зачем ты так сделал, сын мой? Печалью и великим страданием наполнил сердце мое. И новую боль прибавил к моей прежней боли. Я видела, как ты жил в нищете и нужде среди рабов отца твоего, а отец твой и я не признали тебя! Ты утаился и не открылся мне, чтобы я узнала тебя и ожила моя душа". И глаза ее, как источники вод, не иссякая, источали слезы. [с. 107]

Вошла невеста Человека Божьего в глубокой скорби, в черных одеждах и с тоской причитала: „Увы мне, господин мой, зачем ты так сделал со мною? Наполнил страданием душу мою? Увы мне, что таким вижу тебя, мой голубь, единственный мой среди всех мужей! И вот раз теперь я вижу тебя, кого мне еще ждать?'.

Императоры и весь народ были поражены. Тут приблизились к телу святого больные и параличные и исцелялись, немые заговорили, слепые прозрели, прокаженные очистились, а демоны были изгнаны. Императоры подняли на плечи носилки, на которых покоились останки святого, чтобы освятиться от них, а народ теснился вокруг носилок, так что они не могли их нести. Тогда приказали императоры и архиепископ бросать на дорогу золото и серебро, чтобы люди устремились к золоту и дали возможность пройти. Но никто даже не подумал взглянуть на деньги, все их внимание было приковано к святому, к тому, чтобы припасть к его останкам. С большим трудом перенесли его в храм святого Петра и там оставили на семь дней, в течение которых отец его, мать и невеста были в трауре.

Затем императоры приказали, чтобы гроб был (сделан) из золота и драгоценных камней. И когда опустили в него благородные останки святого, благовонное мирро заструилось вдруг от гроба. И теснилась (у гроба) вся толпа, чтобы взять от этого мирра. И все, кто взял от него, тому была оказана великая помощь благодатью Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом и Святым Духом и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Конец истории о Человеке Божьем.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова