ЭДЕССА
О борьбе христиан здесь в к. 4 в., Феодорит.
Послание мар Иакова об Эдессе. Лукий-Авгарь;
богослов 5 в. Нарсай
Э. Варсис Эдесский (378)
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭДЕССКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ, направление в экзегетике, сложившееся
в богословском училище Эдессы. Эдесса находилась на территории современного
Ирака, между Сирией и Ираном, в регионе, испытавшем сравнительно
слабое влияние греко-римской культуры. Господствующим языком региона
оставался сирийский (ветвь *арамейского языка). Эдесса была столицей
Осроены, первого государства, правители к-рого открыто приняли христианство
(2 в.). Возникновению Э.ш. предшествовала богатая христ. традиция
(Вардесан, *Татиан, *Афраат).
Начало сир. церк. школы было положено в Нисибине еп. Иаковом, участником
I *Вселенского собора. По его благословению главой училища стал
прп.*Ефрем Сирин. Когда Нисибин подпал под власть персов (363),
прп. Ефрем Сирин ушел в Эдессу (365). Его принято считать фактическим
основателем эдесской школы. Подобно монастырским училищам Византии
и ср.-век. ун-там Запада, она была хорошо организованным учебным
заведением с собств. уставом и программой. Изучение Библии составляло
основу курса. Характерной особенностью Э.ш. была ее тесная связь
с культурными традициями *Древнего Востока, родственными библейской.
Прп.Ефрем Сирин и его ближайшие ученики уделяли гл. внимание историч.
и нравств. смыслу Писания. *Аллегорический метод толкования Библии,
зародившийся в грекоязычной среде, сирийцами применялся
редко. Большое влияние на Э.ш. оказали богословы *антиохийской школы,
в частн., *Диодор Тарсийский и *Феодор Мопсуестский. Прп. Ефрем
Сирин укреплял в училище верность правосл. *Преданию; однако
при его преемниках *Раббуле, Хибе (Иве) (ум. 457), Бар Сауме (ум.
ок. 495), *Нарсае школа оказалась ареной догматич. споров. Политич.
господство в регионе персов усилило антивизантийские тенденции.
В результате руководство школой перешло в руки двух конкурирующих
групп: несториан и монофизитов. В 489, когда власть в Эдессе
на время перешла к Византии, училище было закрыто и его преподаватели
обосновались в Нисибине. С тех пор на протяжении веков школа сохраняла
дохалкидонский характер.
Кроме экзегетич. трудов Э.ш. создала ряд переводов Библии на сир. язык (см.
ст.: Иаков Эдесский; Переводы
Библии на древние языки; Пешитта; «Филоксеновский» перевод Библии).
l *Б е р к и т т Ф.К., Очерки по истории христианства в Сирии,
пер. с англ., ХЧ, 1914, № 3, 5-8; В и л ь с к е р Л.Х., Сирийская
лит-ра, ИВЛ, М., 1984, т.2; М е щ е р с к а я Е.Н., Сирийская
рукописная книга, в кн.: Рукописная книга в культуре народов Востока,
М., 1987, кн.1; От берегов Босфора до берегов Евфрата. Пер. и коммент.
С.С.*Аверинцева, М., 1987, П и г у л е в с к а я Н.В., Культура
сирийцев в Средние вeкa, M., 1979; P а й т В., Краткий очерк
истории сирийской лит-ры, СПб., 1902; А t i у а А.,
А History of Eastern Christianity, L., 1968; проч. иностр.
библиогр. см. в указ. трудах.
|