СОЧИНЕНИЯ
К
оглавлению
Номер страницы предшествует тексту на ней.
\\488//
Тринадцатое собеседование аввы Херемона (третье)
О ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕ БОЖИЕМ, ИЛИ О ТОМ, КАК БЛАГОДАТЬ
БОЖИЯ СОДЕЙСТВУЕТ СОВЕРШЕНИЮ ДОБРЫХ ДЕЛ*
глава 1
Когда после сна мы шли на утреннюю молитву, то авву Германа
весьма занимала произнесенная во вчерашнем собеседовании мысль старца о том,
что человек без содействия Божия не может сделаться добродетельным, хотя бы и
много старался. Блаженный Херемон, увидев, что мы беспокоимся и дивимся чему-то,
по окончании обычных молитв и псалмопения спросил нас о причине нашего беспокойства.
* Это собеседование особенно подверглось критике
Аквитанского епископа Проспера, который согласно с Августином думал, что первородный
грех до того расстроил человеческую природу, что человек уподобился спящему, который
сам не может пробудиться, или крайне больному, который не может производить никакого
движения, не может желать своего исцеления, так что для пробуждения, для возбуждения
в нем желания исцеления, ему необходима, так называемая у католиков, предварительная
благодать. Проспер вместе с Августином в этом учении увлеклись дальше надлежащего,
— отняли у человека всякое участие свободной воли его в деле обращения к вере
и спасению, как будто одна благодать все делает за человека Но это неправда, —
что человек в естественном состоянии вовсе не может ни желать, ни помыслить что-либо
сообразное с волею Божией Хотя природа человеческая расстроена грехом, человек
сделался болен, но не до бесчувственности· в нем осталось сознание и распознавание
добра и зла, чувство своей =>
\\489//
глава 2
Вопрос: почему успех в добродетелях не присваивается старанию трудящегося?
Герман на это сказал ему: насколько высокая добродетель, о
коей ты рассуждал вчера вечером, кажется нам недостижимою, настолько же не согласно
с истиною то мнение, что усовершенствование в целомудрии не есть плод усилий человеческих;
ибо, по моему мнению, нельзя не приписать земледельцу плода, если он возделывает
землю.
=> болезни, раскаяние и желание освободиться
от этой болезни, ибо образ Божий в человеке не истреблен грехом, а только помрачен;
семена добра не истреблены в душе человека, а таятся в нем, как искры под пеплом
Искры под пеплом без дуновения ветра не могут разгореться чистым пламенем, так
и добрые мысли и желания не могут без благодати Божией раскрываться, возрастать,
укрепляться; но и благодать Божия не без свободной воли человека возбуждает, развивает
и укрепляет их, а смотря по тому, насколько сам человек желает этого и старается,
так сказать, содействовать, или следовать действию благодати. Так преподобный
Кассиан и учил, — говорил, что в душе нашей есть семена добродетелей (гл 12),
что как только Бог усмотрит в человеке хотя бы слабое возникновение доброго желания,
то возбуждает его к исканию спасения, укрепляет (гл. 8). А если бы все в человеке
производила одна благодать без его желания, без содействия его воли, то от этого
возник бы неразрешимый вопрос почему благодать одних обращает на путь веры и благочестия
и спасает, а других не обращает, не сообщает им достаточных сил к обращению, и
они погибают? От этого произошло у протестантов нелепое учение о безусловном предопределении
одних к спасению, а других — к погибели, как будто всеблагой Бог желает кому-нибудь
погибели. Согласно с преподобным Кассианом и восточные патриархи писали к протестантам.
Потому Проспер, увлекшись горячностью в защите мнений блаженного Августина, напрасно
подозревает преподобного Кассиана в склонности к мнению пелагиан, когда и сам
одобряет мнение Кассиана о благодати, высказанное в третьей главе (Подробнее и
в Кн. 12, гл 10 и сл ). Преподобный Кассиан сам себе противоречить не будет; скорее
надо думать, что Проспер неверно понимал некоторые выражения преподобного Кассиана,
по-своему истолковал, напрасно навязал ему свои мысли.
\\490//
глава 3
Ответ: без помощи Божией невозможно не только усовершенствование в целомудрии,
но и ничего доброго нельзя сделать
Херемон на это отвечал так: предложенный вами пример и доказывает,
что усилия трудящегося без помощи Божией ничего не могут совершить. Ибо земледелец
хотя и много трудится над возделыванием земли, но не может ожидать обильного плода,
если на обработанную им землю не падет благовременного дождя и не будет благоприятной
погоды; случается, что и созревшие уже плоды пропадают от того, что Бог не благословляет
трудов земледельца. Итак, как ленивым земледельцам, которые не стараются обрабатывать
сохою свою землю, Бог не дает обильного плода, так и трудолюбивым не принесет
пользы всенощная забота, если милосердие Божие не будет споспешествовать. Впрочем,
человек не должен мечтать, что будто его труды привлекают благодать Божию и будто
потому Бог благословляет его обилием плодов, что он трудится. Чтобы истребить
в себе эту гордость, пусть он представит себе, что если бы Бог не укреплял его,
то он не мог бы и трудиться, и что если бы милосердие Божие не споспешествовало
его действиям, то и желание и силы его остались бы без действия. И тогда как Бог
дает нам силы, здоровье и споспешествует нашим делам, мы должны молить, чтобы
небо не было медяным и земля железной, и чтобы не случилось, что оставшееся
от гусениц ела саранча, и оставшееся от саранчи ели черви (Иоил 1, 4). Но
земледелец нуждается в помощи Божией не только тогда, когда поля его засеяны,
но и когда жатва окончена и плоды собраны в житницу. Из этого видно, что Бог есть
начальный виновник не только дел, но и благих помышлений; Он внушает нам и Свою
святую волю, и дает силу и удобный случай исполнить то, чего правильно желаем;
ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов
(Иак 1, 17). По словам апостола, Он и начинает в нас добродетель, и совер-\\491//шает
ее, дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит
плоды правды вашей (2 Кор 9, 10). А мы должны со смирением покоряться непрестанно
влекущей нас благодати, чтобы, противясь ей, не услышать того же, что сказано
было иудеям через Иеремию: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги,
не возвращаются? (Иер 8, 4). Для чего этот народ, Иерусалим, находится
в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться (Там
же, 5).
глава 4
Возражение: как же язычники и без благодати Божией, говорят, имели целомудрие?
Герман. Этому мнению, благочестие которого мы не можем
вовсе отвергнуть, кажется, противоречит то, что оно ведет к уничтожению свободной
воли. Ибо когда видим, что многие язычники, не заслуживавшие помощи благодати
Божией, отличались добродетелями не только воздержности и терпения, но, что удивительнее,
даже целомудрия, то как можно думать, что они сообщены им благодатью Божией, между
тем как последователи мирской мудрости, не зная не только благодати Божией, но
и Самого истинного Бога, как мы узнали из истории и из предания некоторых, тщательным
своим трудом приобрели высшую чистоту целомудрия?
глава 5
Ответ о воображаемом целомудрии философов
Херемон. Мне приятно, что вы, воспламенившись любовью
к познанию истины, предлагаете и некоторые нелепости, от рассмотрения которых
добродетель христианской веры окажется одобрительнее и, так сказать, испытаннее.
Благоразумный человек станет ли делать такие противоречивые предложения, что небесную
чистоту целомудрия, как вы вчера рассуждали, будто бы никто
\\492// из смертных не может приобрести и при содействии благодати Божией, а теперь
думаете, что и язычники собственной силою приобретали его? Но так как вы предлагаете
это, без сомнения, для испытания истины, то слушайте, что мы думаем об этом. Не
следует верить, что философы имели такую чистоту души, какая требуется от нас,
коим вменяется в обязанность, чтобы не только блуд, но и нечистота даже и не назывались
у нас. Имели же они некоторую частичку целомудрия, т. е. воздержание плоти, а
именно, удерживали только похоть от совокупления, а внутреннюю, совершенную и
постоянную чистоту духа и тела, не говорю делом приобрести, но и думать о ней
не могли. В этом не стыдился сознаться и знаменитый между ними Сократ. Когда один
человек, глядя на Сократа, сказал, что у того глаза, как у растлителя детей, и
когда ученики его, напав, хотели отомстить за оскорбление, нанесенное учителю
их, то Сократ, говорят, удержал их негодование такими словами: «успокойтесь, дети,
я точно таков, но сдерживаю себя». Итак, не только нашим рассуждением, но и сознанием
их ясно доказывается, что они с принуждением удерживались только от совершения
плотского совокупления; но желание и услаждение этой страстью не было изгнано
из сердец их. С каким омерзением надо произносить изречение Диогена! Случилось,
что философ этого мира не постыдился высказать как нечто достопамятное, чего мы
не можем, не покраснев от стыда, ни сказать, ни слышать. Он одному, подвергшемуся
наказанию за прелюбодеяние, как говорят, сказал: «что даром продается, того не
покупай смертью».*
Итак, видно, что они и не знали добродетели истинного целомудрия,
какое требуется от нас. И потому верно, что нашего обрезания, совершаемого в духе,
невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и его имеют только те, которые
служат Богу с полным сокрушением духа.
* За дешевую вещь нельзя платить дорогой ценою,
т. е. за маловажное дело, прелюбодеяние, не следует подвергать тяжкому наказанию
— смерти. Вот как язычники смотрели на плотский грех!
\\493//
глава 6
О том, что без благодати Божией мы не можем ничего сделать
Хотя из многих случаев видно, что люди всегда имеют нужду в
помощи Божией, и что человек без нее ничего не может сделать для своего спасения,
но очевиднее всего эту истину доказывает трудность, с которой достигается и сохраняется
целомудрие. Не говоря о трудности его, скажем о трудности средств к нему. Кто,
даже и из ревностных, может сам собою перенести суровость пустыни, скудость пищи
и ежедневный голод? Кто может без божественного утешения непрестанно жаждать,
лишать себя сна в утреннее время, в которое сон особенно сладок, и спать постоянно
только четыре часа, беспрерывно читать и заниматься рукоделием без прибыли для
себя? О всем этом даже и подумать нельзя без вдохновения Божия. Чтобы совершенно
доказать это, стоит только вспомнить, как часто какой-нибудь ничтожный случай
препятствует исполниться и спасительным нашим желаниям, и как весьма немногие
из желающих сделаться добродетельными могут вполне совершить свои желания. Исполнение
наших желаний не всегда подлежит нашей власти даже и тогда, как мы не чувствуем
бессилия. Ибо весьма часто встречающиеся обстоятельства против нашей воли не допускают
нам быть в совершенном уединении, сохранить пост во всей его строгости, заниматься
чтением, не развлекаясь ничем, — так что мы должны просить у Бога удобного места
и времени для совершения всего этого, и если Он не пошлет благоприятствующих обстоятельств,
то наши желания остаются без исполнения. В таких именно обстоятельствах был апостол,
ибо он к солунянам писал: и потому мы, я и Павел, и раз и два хотели прийти
к вам, но воспрепятствовал нам сатана (1 Сол 2, 18). Так же и мы против воли
удерживаемся от духовных занятий и уступаем немощи плоти для некоторых спасительных
целей, об одной из которых апостол говорит, когда
\\494// пишет, что он трижды молил Господа, чтобы удалил его от меня, но
Бог отвечал ему: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается
в немощи (2 Кор 12, 8, 9).
глава 7
О главном намерении Божием и ежедневном промышлении
Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб,
но вовеки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру,
по благосердию Своему не дает ей угаснуть; но, желая, чтобы все спаслись и в разум
истины пришли, всячески способствует обращению ее в пламя; ибо, по словам Господа:
нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф 18, 14);
Бог истинный отвращается лжи, с клятвою уверяет: живу Я, не хочу смерти грешника,
но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33, 11). Итак, если
Бог не желает, чтобы погиб один из малых, то не богохульно ли думать, будто Он
хочет спасения только для некоторых, а не для всех? Напротив, те, которые погибают,
— погибают вопреки воле Божией; Бог непрестанно взывает: обратитесь, обратитесь
от злых путей ваших; для чего умирать зам, дом Израилев? (Иез 33, 11); или:
сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птицы собирают птенцов своих под
крылья, и вы не захотели (Мф 23, 37). Для чего этот народ, Иерусалим, находится
в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться
(Иер 8, 5). Благодать Божия близка ко всем; она всех без изъятия призывает
к спасению и к тому, чтобы все пришли в познание истины, ибо говорит: придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11, 28). Если
бы благодать призывала только некоторых, то следовало бы, что не все заражены
грехом первородным или деятельным, и что несправедливо говорится: все согрешили
и лишены славы
\\495// Божией (Рим 3, 23), или: смерть перешла во всех человеков (Рим
5, 12). Что погибающие вопреки воле Божией погибают, это доказывается тем, что
Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем 1, 13). Поэтому
Он иногда долго или совсем не внемлет молитвам нашим, когда исполнение их вредно
для нас; а иногда против воли нашей посылает на нас несчастья, как сострадательный
врач для нашего спасения; нередко не дает исполниться нашим гибельным замыслам,
и тогда, когда мы по неведению стремимся к смерти, обращает нас на путь спасения,
исторгает из пасти ада.
глава 8
О благодати Божией и о свободе воли
Это промышление и попечение свое о нас Богу пророка Осии (гл.
2) представляет под образом блудницы, с гибельной ревностью стремящейся к почитанию
идолов, которой Он преграждает путь, когда она говорит: пойду за любовниками
моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки (Ос 2, 5),
чтобы она, не найдя пути к ним, пришла в себя и сказала: пойду, и возвращусь
к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь (Ос 2, 7). У
другого же пророка упорство наше и непокорность спасительным возбуждением Его
изображаются под видом жены, оставляющей мужа своего: ты будешь называть Меня
отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу
своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев (Иер 3, 19, 20);
а любовь свою и постоянство своего расположения Бог представляет под видом любящего
мужа, оставляемого женою своей, который обычно тем сильнее воспламеняется любовью
к ней, чем холоднее она к нему. Такова и любовь Божия к роду человеческому; оскорбления
наши не охлаждают Его заботы о нашем спасении; неправды наши не отвлекают Его
от главного намерения. Он непрестанно покровительствует нам
\\496// и так любит создание Свое, что промысел Его не только сопутствует нам,
но еще постоянно предваряет нас. Испытавший эту любовь пророк говорит: Бог
мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58, 11). Если Он видит зародыш доброго
расположения в нас, то сразу возбуждает его и всячески содействует возрастанию,
ибо говорит: прежде нежели они воззовут, Я отвечу (Ис 65, 24), и не только
внушает святые желания, но еще устраивает случаи к исполнению их и заблудшим указывает
спасительный путь.
глава 9
О силе доброй воли и о благодати Божией
Уму человеческому непонятно, как это Бог дает просящим, обретается
ищущими, отверзает толкущим и вместе с тем является не ищущим Его, обретается
не вопрошающими о Нем, весь день простирает руки к людям не покоряющимся и пререкающимся,
упорных и удаляющихся призывает, не хотящих влечет к спасению; у желающих грешить
отнимает случаи к исполнению своих желаний и милостив к неправдам их. Как спасение
это принадлежат и нашей воле, ибо говорится: если захотите и послушаетесь,
то будете вкушать блага земли (Ис 1, 19), и вместе с тем оно есть дело не
хотящего, не текущего, но милующего Бога (Рим 9, 16); как это Бог воздаст каждому
по делам его, и вместе с тем Бог производит в вас и хотение и действие по Своему
благоволению (Флп 2, 13), и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы
никто не хвалился (Еф 2, 8); почему это говорится: никто не может придти
ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин 6, 44); почему повелевается нам сотворить
себе новое сердце и новый дух (Иез 18, 31), и вместе с тем говорится: и
дам вам сердце новое и новый дух дам вам, и возьму сердце каменное от плоти вашей
и дам вам сердце из плоти, как это Господь велит Иерусалиму: смой злое
с сердца твоего (Иер 4, 14), а пророк просит самого Господа
\\497// создать в утробе его сердце чистое и говорит: омой меня, и буду белее
снега (Пс 50, 9); как это говорится: образумьтесь, бессмысленные люди!
когда вы будете умны, невежды? (Пс 93, 8), и: Господь отверзает очи слепым
(Пс 145, 8). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что
в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что
человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания
свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно
одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни — Бог дал силы
для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности,
данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить
только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: желание
добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим 7, 18).
глава 10
О слабости свободной воли
Что мы имеем свободу воли, в этом уверяет нас слово Божие,
когда говорит: больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4, 23);
а слабость его доказывает апостол, когда говорит: мир Божий, который превыше
всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп
4, 7). Св. Давид показывает силу и власть свободной воли, говоря: приклонил
сердце мое к исполнению уставов Твоих (Пс 118, 112), или: удерживай язык
свой от зла и уста свои от коварных слов (Пс 33, 14); а когда говорит: приклони
сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти (Пс 118, 36), или: положи,
Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс 140, 3), то показывает
бессилие его. Также на произвол наш указывается следующими словами: сними цепи
с шеи твоей, пленная дочь Сиона (Ис 52, 2), а бессилие его
\\498// доказывают слова пророка: Господь разрешает узников (Пс 145, 8),
и: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 4—8). Что мы
имеем произвол и что он сам по себе бессилен, это доказывают также следующие слова
Господа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф 11, 28), и:
никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин
6, 44). Апостол говорит: так бегите, чтобы получить (1 Кор 9, 24), а Иоанн
Креститель: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему
с неба (Ин 3, 27); далее нам повелевается сохранять души наши (Иер 17, 21)
и со страхом и трепетом совершать спасение наше (Флп 2, 12), и вместе с тем говорится:
если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126, 1),
и: Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп
2, 13).
глава 11
Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее?
Многие спрашивают: когда в нас действует благодать Божия? Тогда
ли, когда в нас обнаружится доброе расположение, или доброе расположение тогда
в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Многие, решая этот вопрос,
преступили границы, от чего и впали в противоречия и погрешности. Ибо, если скажем,
что наше доброе расположение предшествует явлению благодати, то нам возразят:
что же хорошего было в Савле и мытаре Матфее, первый из которых призван к спасению
в то время, как шел губить невинных, а второй — среди насилий обществу и хищничества?
А если скажем, что благодать Божия изначально производит доброе расположение,
то этому будет противоречить то, что вера Закхея и разбойника, покаявшегося на
кресте, предварила их частное призвание. Если мы сами можем исполнить заповеди
Божии и сделаться добродетельным и,
\\499// то зачем молимся: утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас (Пс
67, 29), и: и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй
(Пс 89, 17)? Валаам был нанят, чтобы проклинать Израиля, но ему не дозволено
было проклясть их, хотя он и желал. Авимелеху сказано, чтобы он не касался Ревекки,
дабы не согрешить перед Богом. Братья из зависти продали Иосифа; но это позволено
для того, чтобы детям Израилевым переселиться в Египет, и чтобы проданный кормил
их во время голода, как объяснил это он сам, когда открылся братьям: но теперь
не печальтесь, говорил он, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда...
Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь
великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил
меня отцом фараону и господином во всем доме его (Быт 45, 5, 7, 8). Когда,
после смерти отца, братья боялись мщения его, то он говорил им: не бойтесь,
ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро,
чтобы сохранить то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Быт
50, 19, 20). Об этом премудром распоряжении Божием говорит Давид в сто четвертом
псалме: и призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред
ними человека: в рабы продан был Иосиф (Там же, 16, 17). Итак, хотя благодать
Божия и произвол человеческий, по-видимому, друг другу противны, но оба действуют
согласно и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от
правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет
и укрепляет нашу готовность. Ибо Он тотчас отвечает на вопль наш: призови Меня
в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс 49, 15). Но если мы
не хотим добра или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через которые
доброе расположение образуется или возобновляется.
\\500//
глава 12
Благое расположение не всегда надо приписывать благодати, не всегда и человеку
Нельзя думать, что Бог не дал человеку желания и возможности
делать добро; ибо иначе не дал бы ему свободной воли, если бы человек мог желать
и делать только зло. Это мнение также доказывают слова, сказанные Господом после
совершения Адамом преступления: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро
и зло (Быт 3, 22). Не следует думать, будто до этого времени он совсем не
знал добра; иначе он был бы животным неразумным и не чувствующим существом; но
так думать совершенно противно православной вере, напротив, по мнению Соломона,
Бог создал человека правым, т. е. он постоянно обладал знанием только добра,
но сами люди пустились во многие помыслы (Еккл 7, 29), потому что стали
понимать злое и доброе; поэтому Адам получил познание зла после падения, не утратив,
впрочем, познания добра. Что род человеческий действительно после падения не утратил
познания добра, в этом уверяет апостол, который говорит: когда язычники, не
имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе
закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует
совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2,
14—16). В этом смысле Богу пророка Исайи жалуется на иудеев, что они сами виновны
в слепоте своей вследствие произвольного упорства своего: слушайте, глухие,
и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, разве раб Мой, Мною посланный?
Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? (Ис 42, 18). А
чтобы никто этой слепоты их не отнес к телесной природе, а не к воле, говорится
у пророка: выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него
есть уши (Ис 43, 8). Еще: у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у
них есть уши, чтобы слышать, а не слышат (Иез 12, 2). И Гос-\\501//подь
в Евангелии говорит: они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и
сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите — и
не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце
людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами
и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил
их (Мф 13, 13—15). И фарисеям Он говорил, что они могут знать доброе: зачем
же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? (Лк 12, 57). Этого
Он не сказал бы, если бы они естественным разумом не могли различать справедливое.
Поэтому не стоит думать, что природа человеческая способна к одному злу. Так думать
воспрещают нам слова Соломона, сказанные им после создания храма: у Давида,
отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь
сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо,
что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм, а сын твой (3
Цар 8, 17—19). Это благое намерение Давида от кого происходило? От Бога или от
него самого? Если от Бога, то почему Сам же Бог не допускает исполниться ему?
Следовательно, оно произошло от самого Давида. Подобным образом и о своих намерениях
мы должны судить, потому что не одному Давиду дано иметь от себя благие намерения,
а мы будто по природе не можем и помышлять о добре. Итак, нужно допустить, что
Творец посеял в душах наших семена добродетелей; но только для возрастания их
нужны возбуждения со стороны Бога, потому что, по словам апостола, и насаждающий
и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор 3, 7). И в книге, именуемой
«Пастырь», доказывается, что человек может пристать к какой угодно стороне, ибо
там говорится, что каждому человеку присущи два ангела: добрый и злой; от воли
человека зависит одному принадлежать, а от другого удаляться. Итак, человек постоянно
имеет произвол, посредством которо-\\502//го может или принимать, или пренебрегать
благодатью Божией. Если бы мы сами не могли устроить свое спасение, то апостол
не сказал бы: со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп 2,
12). Но чтобы мы не подумали, что в деле спасения не нужна нам помощь Божия,
то он присовокупил: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению
(Там же, 13). Потому он Тимофею писал: не неради о пребывающем в тебе даровании
(1 Тим 4, 14), и: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через
мое рукоположение(2 Тим 1, 6), и коринфян молил, чтобы ими благодать Божия
не тщетно была принята (2 Кор 6, 1), как Симон, волхв, коему она не принесла
пользы, потому что он не хотел покориться словам апостола Петра, который говорил
ему: покайся в сем грехе твоем, и молись Богу, может быть, отпустится тебе
помысле сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды
(Деян 8, 22, 23). Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог
мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58, 11), и следует за нашей волею,
почему и говорится: рано утром молитва моя предваряет Тебя (Пс 87, 14);
Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: простирал Я руки Мои к народу непокорному
(Ис 65, 2); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал
руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: и потому Господь медлит,
чтобы помиловать вас (Ис 30, 18), и мы Его ожидаем, ибо говорится: твердо
уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне (Пс 39, 2). Бог укрепляет нас,
ибо говорит: Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против
Меня (Ос 7, 15), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: укрепите ослабевшие
руки и утвердите колени дрожащие (Ис 35, 3); Иисус Христос взывает: кто
жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7, 37); а пророк взывает к Нему: я изнемог
от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего (Пс
68, 4); жалуется Бог: Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слу-\\503//шали
(Ис 66, 4); жалуется и невеста: на ложе моем ночью искала я того, которого
любит душа моя, искала его и не нашла его (Песн. 3, 1).
глава 13
О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией
Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону
и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий;
чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает
нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным,
сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда
дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым
блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на
кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не
по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил
убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же,
смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение
— делом милосердия Божия. Но что говорить об этом кратковременном покаянии и превышающем
его безмерном воздаянии? И апостол, рассуждая о наградах, какие ожидали его в
будущем веке за претерпеваемые им гонения, говорит: нынешние временные страдания
ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8,
18): ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке
вечную славу (2 Кор 4, 17). Итак, сколь бы ни были велики труды человеческие,
все они не могут быть равны будущей награде и не могут сделать благодать не даром
даваемой. Апостол народов хотя говорил, что он более всех их (апостолов)
потрудился (1 Кор 15, 10); впрочем, присовокупляет, что эти
\\504// труды не ему принадлежат, а благодати, которая была с ним. Таким образом,
словом потрудился — он выражает усилия своей воли, словами: не я, а
благодать Божия — Божественное содействие; а словами: со мною — показывает
то, что благодать содействовала ему не в праздности и беспечности, а в трудах.
глава 14
Бог своими искушениями испытывает силу человеческой воли
То же самое мы видим и в известнейшей борьбе Иова с дьяволом.
Если бы он многообразные козни врага в этой борьбе победил без своей добродетели,
а только с помощью благодати Божией, то дьявол не замедлил бы повторить прежнюю
свою клевету на него: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил
его и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются
по земле; но простри руку Твою, т. е. оставь его самому себе, своими силами
сразиться со мною, благословит ли он Тебя? (Иов 1, 9, 10, 11). Но поскольку
после борьбы он не повторил этой клеветы, то значит, Иов победил его собственными
силами. Впрочем, и благодать Божия не оставляла Иова; чтобы искуситель не обременил
его искушениями сверх сил, она попустила искушать столько, сколько могла вынести
добродетель искушаемого. Из примера сотника мы научаемся, как обыкновенно Господь
искушает нашу веру, дабы укрепить ее и больше прославить. Господь знал, что и
одно слово Его может исцелить слугу сотника, но желал придти в дом к нему: Я
приду и исцелю его (Мф 8, 7). Когда же сотник на слова Господа ответил сильнейшей
верою: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово,
и выздоровеет слуга мой (Мф 8, 8); то Господь похвалил веру его больше всех
веровавших Ему в Израиле: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой
веры (Там же, 10). Если бы сотник имел такую веру не от себя, то Христос напрасно
хвалил бы то,
\\505// что Сам дал, а скорее сказал бы: Я не дал такой веры и Израилю. Такое
испытание веры случилось и с патриархом Авраамом, о котором говорится: Бог
искушал Авраама (Быт 22, 1). Правда Божия хотела испытать не ту веру
Авраама, которую Господь внушил ему, а ту, которую он по своей свободе показал,
будучи призываем однажды и просвещенный от Господа. Поэтому не незаслуженно одобряется
твердость его веры и ему при сообщении благодати, которая на короткое время оставляла
его для испытания, сказано так: не поднимай руки твоей, теперь Я знаю, что
ты боишься Бога (Быт 22, 12). Во Второзаконии говорится, что такое искушение
нашей веры вменяется нам в достоинство (Втор 13, 1—3). Итак, Бог, покровительствуя
тем, чью веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для
заслуги) и искушает только тех, которые могут вступить в борьбу с искупителем.
А иначе зачем и искушать тех, о ком знает, что они по своей немощи не могут противостоять
искусителю? Это подтверждает апостол, который говорит: кто думает, что он стоит,
берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и
верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор 10, 12,
13). Словами: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть, он внушает
нам заботу свободной воли, по которой мы могли бы или утвердиться в принятой благодати
при рачительности, или лишиться ее по нерадивости, а словами: вас постигло
искушение не иное, как человеческое — указывает на немощь и непостоянство
не укрепившегося еще духа коринфян, из-за которого они еще не могли вступить в
борьбу с теми нечистыми духами, с коими он сам и подобные ему совершенные сражались,
как говорит он в послании к ефесянам: наша брань не против крови и плоти, но
против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф
6, 12). А когда говорит: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми
сверх сил (1 Кор 10, 13), то желает не того, чтобы Господь не попускал им
искушений, но что-\\506//бы искушения не превышали их силы. То показывает
способность человеческой воли, а это — благодать Господню, умеряющую борьбу с
искушениями. Итак, этим местом доказывается, что благодать Божия всегда упражняет
волю человеческую, что не во всем покровительствует и защищает его, так чтобы
не было уже места его собственным усилиям в борьбе с духовными врагами. И это
для того, чтобы в случае победы над врагом он исповедал помощь Божию себе, а в
случае победы врага узнал свою немощь и таким образом учился полагаться не на
свою силу, но на помощь Божию и непрестанно прибегал к своему Покровителю. Доказательством
истины слов моих может служить то, что говорится в книге Судей о народах, прежде
живших в земле ханаанской, которые, по Божьему распоряжению, не были истреблены:
вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян и узнать,
повинуются ли они заповедям Господним, и чтобы знали и учились войне (Суд,
3, 1—4). Неизъяснимое Божественное милосердие к нам я постараюсь объяснить
примером из обыкновенной жизни. Кормилица, прежде чем дитя станет ходить, носит
его на руках, а когда приходит время ходить, учит его ходить, сперва поддерживая
за руки, потом приучая ходить одного, впрочем, наблюдая, чтобы не упало; когда
же вырастет, то для укрепления сил позволяет бороться со сверстниками или переносить
соразмерные силам тяжести. Так и Отец Небесный иных носит на руках, иных оставляет
собственному произволу для упражнения сил, впрочем, так, что всегда помогает труждающемуся,
слышит призывающего, не оставляет ищущего Его, иногда избавляет от напасти и незнающего.
глава 15
О многообразной благодати призываний
Из сказанного видно, что суд Божий и те пути, коими Он приводит
род человеческий к спасению, неисповедимы и не испытаны. Это доказывается теми
примера-\\507//ми призывания, которые описаны в Евангелии. Так, Андрея,
Петра и прочих апостолов Он избрал по благоволению тогда, когда они совсем не
думали о спасении своем; а Закхея за то, что, желая видеть Его, взлез на смоковницу,
не только принял в число Своих последователей, но и удостоил посещения в дому;
Павла же привлек вопреки его воле. Одному повелевает безотлучно находиться при
Нем, так что не согласился и на просьбу его отлучиться на короткое время для погребения
отца своего; Корнилию, сотнику, в вознаграждение за его молитвы и милостыни, указывает
путь спасения, повелевая через ангела призвать к себе Петра для спасительной проповеди.
Многоразличная премудрость с многоразличным и непостижимым благоволением устраивает
спасение людей и каждому сообщает Свою благодать по мере его приемлемости, так
что даже самые чудодейственные исцеления производит не по однообразному величию
своего всемогущества, но по мере веры исцеляемых. Так, веровавшего, что для очищения
его проказы довольно только воли Христовой, Господь исцелил одним соизволением:
хочу, очистись (Мф 8, 3); у другого умершую дочь воскресил возложением
рук, согласно с просьбою его; у сотника же, веровавшего, что вся сила спасения
заключается в слове Его, Господь исцелил слугу силою слова: иди, и, как ты
веровал, да будет тебе (Мф 8, 13); иным, согласно вере их, подавал исцеление
через прикосновение к ризе; одних исцелял вследствие их просьбы, а других без
просьбы; одних побуждал надеяться, говоря: хочешь ли быть здоров? (Ин 5,
6); а другим, сверх ожидания, подавал помощь; у одних прежде исцеления спрашивал,
чего они хотят (Мф 20, 32), а другим милостиво указывал неизвестный им путь к
получению желаемого, говоря: если будешь веровать, увидишь славу Божию (Ин
11, 40); одним так обильно сообщал силу исцелений, что, по свидетельству Евангелиста,
излечил всех недужных у них; а для других безмерная пучина благодеяний Христовых
заперта, так что среди
\\508// них Иисус не мог творить многих чудес по неверию их (Мф 13, 58). Вообще
Иисус Христос так сообразовывался с мерою веры, что одному говорил: по вере
твоей будет тебе, а другому: иди, и как ты веровал, да будет тебе (Мф
8, 13); одной: будет тебе по желанию твоему (Мф 15, 28), а другой: вера
твоя спасла тебя (Лк 8, 48; Мф 9, 22; Лк 7, 50).
глава 16
О благодати Божией, превышающей малую веру человеческую
Впрочем, из этого никто не должен заключать, будто мы утверждаем,
что сила спасения состоит в нашей вере, как некоторые утверждают, думая, что благодать
Божия сообразуется с достоинством каждого. Напротив, мы доказываем, что благодать
Божия иногда превышает веру, как это видно из примера царедворца, который, думая,
что для Господа легче исцелить больного, нежели воскресить мертвого, просил Господа
поспешить в дом его, прежде чем умрет сын его; но Господь, обличив его неверие,
не приходя в дом, исцелил смертную болезнь сына его одним словом: иди, сын
твой жив (Ин 4, 50). Такую же благодать Господь показал в исцелении расслабленного,
которого принесли к Нему на постели в намерении испросить исцеление от расслабления;
но Господь сперва исцелил душу его, отпустил ему грехи, говоря: дерзай, чадо,
прощаются тебе грехи твои; а тело исцелил уже после того, как доказал книжникам,
что имеет власть отпускать грехи (Мф 9, 2—7); и расслабленному, который напрасно
искал себе лекарство от движения воды в овечьей купели, подал исцеление не таким
образом, как желал он (ибо он думал, что исцелится, если кто-нибудь пособит ему
войти в купель), но через слово свое: встань, возьми постель твою, и иди в
дом твой (Мф 9, 6). Благодать Божия и через апостолов производила подобные
дела. Так Петр и Иоанн хромому, просившему у
\\509// них милостыни при входе в храм, подали, вместо денег, силу ходить: серебра
и золота нет у меня, сказал ему апостол, а что имею, то даю тебе: во имя
Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян 3, 6).
глава 17
О непостижимом распоряжении Божием
Из этих евангельских примеров видно, что Бог многоразличными
и непостижимыми способами устраивает спасение рода человеческого; в желающих и
ищущих спасения Он усиливает желание, а в не имеющих желания возбуждает его; помогает
исполниться спасительным желаниям нашим и вдыхает святые желания. Почему в молитвах
наших мы именуем Его не только покровителем и спасителем, но еще помощником. Спасителем
и покровителем называем Его потому, что Он призывает, приводит, помогает нам в
искании спасения, и когда мы прибегаем к Нему, ищем заступничества, Он подает
нам помощь, приемлет нас и защищает. Святой апостол, размышляя об этом многоразличном
содействии Божием, как бы погрузившись в беспредельное море благости Божией, от
удивления воскликнул: о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как
непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим 11, 33). Об этих путях
и Сам Бог так говорит: Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути —
пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои
выше мыслей ваших (Ис 55, 8, 9). Желая объяснить подобием Свою любовь и благое
попечение в устроении нашего спасения, Он хоть и уподобляет Себя матери, любовь
которой к детищу, как известно, есть самая нежная, но вместе с тем и возвышает
Свою любовь над любовью материнской: забудет ли женщина грудное дитя свое,
чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя
(Ис 49, 15).
\\510//
глава 18
Определение отцов, что свободной воли нашей недостаточно для спасения
Отсюда ясное заключение выводится теми, которые не многословной
говорливостью, а на основании опыта измеряют величие благодати и немощь человеческой
воли, потому что не скороходам быстрота бега, не храбрым победа в битве, не
мудрым хлеб, не разумным богатство, не знающим благодать дается, но все это производит
один и тот же Дух, раздавая в особенности каждому, как Ему угодно (1 Кор 12,
11). И потому с несомненной верностью и, так сказать, осязаемым опытом доказывается,
что Бог, подобно нежнейшему отцу и сострадательному врачу, во всех нас все производит:
у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к нему, у других приводит
к концу дела, к усовершенствованию в добродетелях, иных удерживает без ведома
их от близкого падения, от погибели, а другим подает случай и средства к спасению,
препятствует стремительным порывам к смертоносным расположениям, иным, хотящим
и текущим, помогает, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет
к доброму расположению. Впрочем, несмотря на это, спасение наше зависит не от
достоинства дел наших, но от благодати Божией, как это видно из слов самого Бога:
и вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли
себя, и воз гнушаетесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали. И
узнаете, что Я Господь, когда буду поступать с вами ради имени Моего, не по злым
вашим путям и делам развратным, дом Израилев (Иез 20, 43, 44). Поэтому православные
отцы, которые достигли совершенства сердца не суетным рассуждением на словах,
а самим делом — подвигом, утверждают, что Бог в каждом человеке возбуждает желание
добра, — впрочем, так, что человек по своей воле может стремиться и к противному;
во-вторых, благодать Божия помогает уп-\\511//ражняться в добродетелях,
но не исключается при этом и воля, и в-третьих, утверждает в добродетели, не стесняя
при этом свободы. Итак, Творец всюду производит все, возбуждая, содействуя и утверждая
без нарушения данной Им же свободы. Если же хитрословесным мудрствованием выведено
умозаключение, противоречащее такому понятию, то его больше надо избегать, нежели
обнаруживать. По словам Св. Писания, не вера от понимания, а понимание от веры
происходит: если не поверите, то и не уразумеете (Ис 7, 9), потому что
ум человеческий не может совершенно постигнуть, как Бог производит в нас все и
вместе все усвояется нашей воле, о коей говорится: если захотите и послушаетесь,
то будете вкушать блага земные (Ис 1, 19).
|