ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН
По изданию: Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: АСТ, Минск: Харвест.
2000. 799 с.
(которое перепечатывает издание: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана
Римянина. Перевод с латинского епископа Gетра. Изд. 2-е. Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря. М., 1892. 652 с. - оно же переиздано фототипически : Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, РФМ, 1993.)
о нем Вл.Соловьев, 1887; Кротов. Ср.
аскетика; патристика.
См. особо: антропоморфиты.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ИОАНН (Joannes) КАССИАН РИМЛЯНИН, прп. (ок.360-ок.435), латиноязыч.
духовный писатель и подвижник.
Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил
себя аскетич. жизни. Странствовал по м-рям Востока, был в *Палестине,
Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном Златоустом,
к-рый рукоположил его в диакона. В 404 И. побывал в Риме у папы
Иннокентия I, к-рый был сторонником гонимого Златоуста. Через 10
лет И. переехал в Галлию, где принял сан священника, основал в Марселе
два монастыря — мужской и женский. Труды И. пользовались большим
авторитетом на Руси. Древнейшие списки их переводов относятся к
15 в. Правосл. Церковь празднует память И. 29 февраля.
И. не был экзегетом; в своих трудах он стремился передать Западу
монашеский опыт Востока. Но Свящ. Писание было постоянным предметом
его размышлений, связанных с экзегетикой. Так, он подчеркивал, что
в Писании следует видеть, по меньшей мере, два смысла, не исключающие
один другого. «Иногда, — пишет он, — когда об одном предмете произносится
различное мнение, то и другое может быть принято или положительно,
или в среднем смысле, т.е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью
и не отвергать совершенно» (Собеседования, VIII, 4). Будучи наставником
подвижничества, И. больше всего заботился об извлечении нравств.
уроков из Библии: говоря о падении Адама, отмечал гордыню как корень
греха, сказания Ис Нав о борьбе с хананеями толковал как символ
борьбы со страстями, указывал на ответ юного Самуила Богу как на
пример смирения и т.д. Общность имущества Иерусалимской церкви и
трудовую жизнь ап.Павла И. считал образцом для монашеского жития.
Свою богословскую позицию в споре о свободе и благодати И. аргументированно
связывал с духом и буквой Писания. Нередко он склонялся к аллегоризму.
Напр., слова «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26) И. толковал
в переносном смысле, разумея под солнцем разум (О Правилах, VIII,
8). Буквалистское толкование находило в лице И. резкого критика.
Он считал, что лишь часть речений Слова Божьего можно понимать буквально.
Приводя слова Христовы о несении креста (Мф 10:38), И. писал: «Некоторые
весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму,
понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно
на плечах, всем видящим доставляли не назидание, а смех. А некоторые
изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию,
т.е. как историческому, так и иносказательному...» (Собеседования,
VIII, 3).
u Писания прп. отца И. Кассиана Римлянина, М., 1877; т о ж е, репр.
изд., Серг.Пос., 1993; M i g n e, PL, t..49.
l Архим.Г р и г о р и й, Преподобный И. Кассиан, ДЧ, 1862, № 2;
архим.Ф е о д о р (Поздеевский), Аскетические воззрения прп.И. Кассиана,
Казань, 1902; е г о ж е, И. Кассиан, ПБЭ, т.7, с.71-86; архиеп.Ф
и л а р е т (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т.3,
СПб., 1859, § 201; C r i s t i a n i L. Jean Cassien, la spiritualit№
du d№sert, v.1-2, P., 1946; C h a d w i c k O., John Cassian, Cambridge
(Eng.), 1950; RGG, Bd.1, S.1626.
|