Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Павел Диакон

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

VIII-IX века

 

К оглавлению

 

Житие святого Арнольфа

Блаженный епископ Арнольф53 был потомок франкского рода весьма высокого и благородного происхождения54, очень богатый земным имением, но еще благороднее и возвышеннее верой. Свою речь о похвальных делах, совершенных им, из которых иные я знаю по рассказам его близких, а большинство сам по себе, полагая, что это ценно, я начну уже с первых мгновений его рождения. Итак, был некий странник, слуга Божий по имени Стефан, который, придя из италийских областей, жил в местечке, соседнем с имением родителей этого блаженного мужа. И когда этому страннику открылось в духе рождение мальчика и наступила на короткое время тишина, он наконец начал предсказания: «Знайте все, что вот этот рожденный мальчик достигнет высоких почестей, велик будет пред Богом и людьми», что следующим образом доказал ход дел. Ибо отрок похвальных дарований, о котором было предсказано по благодати Божией, отданный для научения грамоте, проницательным умом и восприимчивой памятью превосходил прочих своих товарищей и изо дня в день поднимался по ступеням добродетелей. Когда же, уже хорошо выучившись, он достиг совершенного возраста, то, творя многие дела добродетели, пришел на службу к Гундольфу, наместнику и советнику короля. Проверив его во многих испытаниях, Гундольф обратил на него как достойного такой службы внимание короля Теодеберта55.

Кто может достаточно рассказать о том, как, долго оставаясь на службе у короля, Арнольф, обладавший большой властью, вел войны и шел в бой впереди войска, в особенности когда часто он мужественно обращал строй врагов в бегство своим мечом? Вот почему через недолгое время он был поставлен князем над всеми, так что шестью провинциями, которыми и тогда, и теперь управляют многочисленные чиновники, правило суждение его одного. Между тем, когда этот вот деятельный воин усердно отдавал Богу то, что полагается Богу, а именно: в молитве, в постах, в милостыне, кесарю -кесарево, то есть отвагу в бою, осмотрительность в совете, собрав друзей и родных, он взял в жены некую деву знатного рода. В этом деле особенно Господь подал некий дар Своей благодати этому мужу, ибо от этой прекрасной жены он удостоился получить радость в виде двух сыновей; они, словно блистающее украшение из двух драгоценных камней, после просияли в мире. В эти времена на службе у короля состоял муж выдающийся, по имени Ромарик, связанный с блаженным Арнольфом дружеским расположением.

87

 

 


женный Арнольф укрощал себя по собственной воле из любви к Небесному Отечеству, Господь изволил через него явить много чудес. Я приступаю к рассказу о некоторых из них.

Когда муж Божий задержался на некоторое время в соседних областях вогезов, в вотчине св. Стефана, покровителя Метенских земель, в его присутствии тяжко страдала некая женщина, по имени Бесила, охваченная беснованием, он, побуждаемый милосердием, с глубокими вздохами сказал: «Увы, несчастный род человеческий, в котором настолько имеет силу враг, что его жилищем является место, где скорее должен был бы обитать Христос!» И, проговорив это, он предался молитве со слезами; по окончании молитвы, когда демон был изгнан, Арнольф тотчас же возвратил женщине здоровье.

Однажды, когда Вселенская Церковь имеет обычай соблюдать трехдневный пост, святой муж проходил, по городскому обычаю, вне стен города с крестами и множеством народа обоих полов для молитвы; и вот женщина в середине толпы возопила к небу. Услышав это, муж Господень узнал, что она одержима нечистым духом, и, поставив перед ней выносной крест, освободил ее от злого врага. Также и в другое время, в городе, когда Арнольф шел, чтобы помолиться в базилике Св. Креста, и увидел там девицу, которая беспутно неистовствовала, он, движимый милосердием, сказал своему архидиакону: «Этой ночью, брат, совершим бдение за эту вот бедняжку, чтобы нам завтра радостными пойти домой, если она, по благодати Божией, исцелится». И так это и случилось.

Во времена короля Дагоберта58, когда блаженный Арнольф пребывал у него во дворце, некий прокаженный воззвал к светлому мужу, моля о еде или одежде; тот немедленно велел отвести прокаженного в свой странноприимный дом. Там, выказав, по своему обыкновению, отеческое милосердие к болящему, Арнольф стал расспрашивать его, омыт ли он святой водой крещения. Прокаженный ответил: «Вовсе нет, господин мой, ибо кто окажет такую милость мне, отвергнутому людьми?» Святой епископ сказал: «Милый брат, только веруй в Господа Иисуса Христа и непременно получишь целебное средство для тела и души». Итак, приняв от блаженного мужа Таинство Крещения, прокаженный освободился от всего телесного неудобства; и тот, кто прежде был запятнан грехами и проказой, впредь сделался здрав в обоих естествах.

После этого, когда святой епископ поехал в свите названного короля в область тюрингов, случилось так, что некий из знатных мужей, по имени Нутилон, с великим рыданием оплакивал горячо любимого сына, уже испускавшего последние вздохи. Когда он, отчаявшись в выздоровлении любимого сына, уже готовился, отделив его голову от тела, по народному обычаю предать тело его огню для сожжения, сострадая его скорби, блаженный Арнольф, приблизившись к ложу умирающего и помолившись, сказал мальчику такие слова: «Раскайся, сын, если ты сделал что-нибудь дурное, и тот-

89

час же тебе будет возвращено прежнее здоровье». Что больше? Исповедовав свои прегрешения скорее предсмертными хрипами, чем словами, мальчик был помазан маслом, освященным рукой служителя Христова, и в тот же час настолько окреп, как если бы уже давно не претерпевал решительно никакой немощи.

Некий нечестивец, по имени Ноттон, с помощниками своими, дерзнул нанести обиду святому епископу, утверждая, что тот не почитатель Бога, но скорее человек, преданный сластолюбию: не только король, но даже и королева поспешали иногда к его ложу в ночные часы, будто бы требуя совета.

Итак, однажды, когда этот муж, переполнив чрево вином, шел по дороге вместе с другом, также хулившим епископа, по велению Божию, вдруг все их одежды были охвачены огнем. Они тотчас же с громким криком выскочили из огня, но, поливая водой свои ягодицы и чресла, где рубахи их полыхали ярким пламенем, никак не могли потушить огонь, посланный свыше. Наконец, подобно свиньям, они одновременно ввергли себя в болотную жижу и там, долго вопя, едва не отправились в вечные муки оттого, что по заслугам претерпевали. Конечно, на них исполнилось то, что сказано в псалме: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню»59. Да не будем иметь иного мнения: было сделано по суровому божественному суду, что хулители эти более всего были обожжены в тех частях, где, без сомнения, царила похоть, в которой они ложно обвинили праведного мужа. Немного позже виновник этой хулы, а именно вышеупомянутый Ноттон, был так опорочен перед королем в преступлениях подобного рода, что королевский меч пресек его злодеяния вместе с жизнью, и сын его не избежал такого же приговора.

В те же времена, когда блаженный Арнольф истратил уже почти все сокровища церкви на пользу бедным, оставался тогда серебряный дискос, весом в семьдесят две либры60. Его приобрел, заплатив его цену, первый из знатных мужей, некий Гугон, но Всемогущий Бог не потерпел, чтобы мирянин пользовался тем, что уже давно было освящено в честь блаженного пер-вомученика Стефана. Когда уже упомянутый Гугон был повержен безвременной смертью, этот дискос принесли королю Лотарю61. Как рассказывают некие люди, когда король узнал, что блаженный Арнольф продал этот дискос для пропитания бедняков, он тут же, словно по внушению свыше, приказал, чтобы этот дискос, положив на него сотню золотых монет, быстро отнесли к епископу города Метены. Когда же столь многие чудеса начали часто происходить по молитвам блаженного мужа, он, желая всего себя посвятить Богу, устремился в отдаленные месте близ области Восаг и там, скрывшись в некой келейке, днем и ночью потрясал небо святыми молитвами. И все же Арнольф начал тревожиться о том, как бы народ, доверенный ему Богом, не получал уже меньше от Хлеба Вечной Жизни, потому что их пастырь удалился. Отправляя через вестников послание к королю, Арнольф усердно просил его, чтобы тот предложил народу на место епископа такого

90

предстоятеля, какого он бы хотел, кто словом проповеди более достойно, чем он, Арнольф, наставлял бы народ Христов. Приняв этих послов, Лотарь исполнился немалой печали и, узнав, что он останется без всякого совета, если блаженный Арнольф перестанет часто появляться при дворе, так написал святому мужу среди прочего: «Того, что Вы, Господин и Отец, пожелали попросить в Вашем послании, наше чаяние никоим образом не чает исполнить, но если Вы решили жить где-нибудь, упражняясь в добрых делах, мы со всей преданностью просим Вас жить у народа, врученного Вам, как Вы начинали, и быть ему примером обещанного спасения». Неудивительно, что король Лотарь окружил блаженного мужа столь великой любовью, что своего сына Дагоберта62, возведенного в княжеское достоинство, вручил для наставления, словно его собственное чадо, и сам, пока был жив, с большой пользой вел все дела королевства по его совету и предусмотрительности. Когда же король Лотарь умер, блаженный епископ Арнольф, до сих пор горя тем же желанием, что и прежде, а именно жить в пустыне, снова и снова стал просить позволения на это у правителя Дагоберта.

Раздраженный диавольским внушением, король ему воспротивился. Когда же однажды Арнольф чрезмерно докучал ему этой просьбой, король, схватив меч, пожелал, чтобы епископа унесли от него убитым. Арнольф, мало страшась умереть от гнева короля, непрестанно повторял: «Что ты делаешь, несчастный? Ты желаешь отплатить мне злом за добро? Ныне, если тебе угодно, свирепствуй надо мной, сколько хочешь. Я не усомнюсь умереть за любовь к Тому, Кто дал мне жизнь и умер за меня». Когда Арнольф сказал это, а один из подле стоящих знатных мужей ласковыми словами изобличил безрассудство короля, ярость того успокоилась, и, благодаря заступничеству благодати Божией, преступное расположение духа не имело воплощения. Между тем подоспела королева, услышавшая, что против мужа Божия беспричинно возгорелось возмущение. Она бросилась вместе с королем к ногам епископа и, сострадая Арнольфу, словно родному, усердно просила со слезами, чтобы загладить нанесенное оскорбление, говоря: «Отправляйся в пустыню, господин, как желаешь; будь же к нам столь же благосклонен, сколь мы тебя несправедливо оскорбили». Когда милость, о которой просил Арнольф, была ему оказана, он вышел из дворца, и, вот множество хромых, слепых и прочих бедняков стоят перед дверями и, возвысив голоса, кричат ему: «О святой пастырь, почему ты нас, несчастных, оставляешь? Кто нас пожалеет или кто уделит нам пищу или одежду?» На такие и такого же рода слезные речи милостивый отец отвечает им, сам плача: «Не печальтесь, сыночки, потому что Бог даст вам пастыря, который будет пасти вас с милосердием и состраданием. Будьте мирны по отношению друг к другу, благодетельны, милосердны, чтобы в то время, когда вы в сей нынешней жизни утесняетесь бедностью и горем, в будущей жизни вы удостоитесь блаженно царствовать со Христом». Сказав это, он немедленно отправился на молитвенную брань. После этого прошло немного времени, и

91

святой Гоэрик, по прозванию Аппон, был избран преемником Арнольфа. Это был муж удивительный святостью жизни и любезный всем, кто был ему вручен как пастырю.

Ромарик, муж превосходный, услышав, что блаженный Арнольф избрал отшельническую жизнь, выйдя из областей Вогезских, пришел к нему и для удобства их обоих приготовил себе подходящее место в уединении обширной пустыни. Но прежде чем Арнольф и Ромарик вышли из города и поселились в пустыне, в этом же городе молитвами блаженного Арнольфа было совершено чудо, о котором мне не должно умалчивать. Ибо по случайности произошло, что однажды ночью огонь охватил и разрушил королевскую кухню и извергающееся пламя угрожающе лизало дом, стоящий поблизости. Внезапно проснувшиеся горожане начали вопить и рыдать, предвидя свою неминуемую гибель. Услышав это, прошли мы проворным шагом домой к мужу Божию и нашли его поющим псалмы, как это у него было в обычае. Тут же, схватив Арнольфа за руку, Ромарик сказал: «Выходи, господин, вот, у дверей стоят наши кони; выходи, говорю, а не то как бы этот огонь, чего да не случится, не погубил тебя в этом городе». А тот ему ответил: «Никоим образом, любезный, но ведите меня к огню и поставьте перед ним, чтобы мы увидели нечестивый пожар, который напал на нас; и если хочет Бог, чтобы я сгорел, вот, я в Его руке». Итак, мы, держа Арнольфа за руку, пришли к пылающему дому и по приказанию святого мужа тут же простерлись в молитве. Прочтя главу, все поднялись. Тогда Арнольф, воздев руку, начертал знак креста перед пламенем, и внезапно чудесным образом весь огонь, словно пораженный с небес, ничего не повредив в другом месте, повернул назад и вошел внутрь стен. Увидев это, мы возблагодарили Бога и, прочтя утреню, возвратились на свои ложа. В тот же час одному из братии было явлено такие видение: внимательно глядя на небо, он увидел знак креста, словно изображенный языком пламени, и голос, сходящий с неба, сказал ему: «Видишь сей знак? Этой ночью епископ Арнольф весь вот этот город спас им от пожара». Этот брат рассказал всем нам, удивляющимся тому, что огонь был погашен свыше по молитве святого епископа, о своем видении, чем привел нас в еще большее восхищение.

После этого блаженный Арнольф, оставив все вещи века сего и раздав свое имение бедным, уже твердо надеясь и уповая на сокровище, собранное на небесах, сделался в мире сем нищим ради Христа, но богат силой Божией и, словно новый Илия, поспешил в пустыню. Там среди диких зверей он воспевал в ежедневных молитвах хвалы Богу. Он призвал с собой нескольких монахов, для которых непрестанно исполнял собственными руками верное служение: снимал обувь с ног и чистил, в отдельные дни усердно убирал их ложа, не презирал и трапезного послушания; сам будучи поваром, часто, голодный, кормил своих сотоварищей. Он, презрев мягкие и драгоценные ткани, убрал ложе свое покрывалом, ничтожным в глазах людей, но прекрасным пред взорами ангелов, а именно власяницей.

92

Итак, он проводил ангельскую жизнь в этих и других бесчисленных делах добродетелей, и вот уже Всемогущий Бог пожелал призвать борца Своего к предназначенной ему награде. В то время как около блаженного Ар-нольфа стояли близкий ему благочестивый муж Ромарик с прочими монахами и ожидали славного его перехода в вечность из этого мира, избранный предстоятель Божий сказал им такие слова: «Возлюбленные господа, умоляйте Христа обо мне. Ведь уже настал день, когда я явлюсь перед моим Судией. Что мне делать? Ничего доброго не сотворил я в мире сем. Стена всяческих преступлений и грехов теснит меня, очень прошу вас, если я удостоюсь этой милости, умоляйте за них Господа». Между тем пришел час, когда эта святая душа на руках ангелов была отнесена ко Христу. Тотчас великая радость вышних сил воссияла в небе, но великий плач бедняков Христовых и монахов поднялся в сем мире.

Когда же досточтимый епископ Гоэрик услышал о кончине блаженного предстоятеля Арнольфа, он взял с собой двух других епископов и, собрав огромное множество клириков и мирян, отправился в пустыню, и, неся тело мужа Божия с великим благоговением, они вернулись в город. Когда они подходили к некой реке, мягкая почва берега которой, разрушенная идущими, стала скользкой для хождения, те, кто нес носилки сзади, поскользнувшись, упали; но, как я думаю, на их месте немедленно появились ангелы. Ибо те, кто нес носилки впереди, никак не замедлив шага, беспрепятственно шли вперед, пока те, кто поскользнулся, поднявшись на виду у всех и снова взяв носилки, не заняли, как и прежде, место своего служения.

В этом путешествии случилось и другое чудо. В Кальвомонтинском округе63 некий муж, по имени Кента, был повинен в кровосмешении; когда блаженный Арнольф еще при жизни часто желал, но не имел возможности привести к его исправлению, он оставил его без отпущения грехов. Когда процессия подошла к пределам владений этого повинного в кровосмешении человека, внезапно члены несущих носилки с телом святого оцепенели, так что они никоим образом не могли идти дальше. Священнослужители и весь народ заметили это, когда шедшие в процессии стали немало теснить друг друга, и начали спрашивать, что делают носильщики и почему сворачивают с дороги, в особенности когда день уже склонялся к вечеру. Военачальник Ноттон, который был среди идущих, сказал: «Этим показано, что святой не желает вступить на землю человека-кровосмесителя. Если мы сможем достичь моего жилища, которое находится в некотором удалении отсюда, до того как наступит ночь, я послужу вам всем необходимым из того, что у меня есть, хотя я не надеюсь, что смогу сразу подкрепить пищей столь великое множество людей, ибо я приду неожиданно и вы найдете меня совсем не подготовленным». Услышав эти слова, весь народ поспешно двинулся к крепости этого военачальника, и столь великая быстрота была сообщена несущим носилки с телом святого мужа, что, придя к назначенному месту до ис-

93

хода дня, они чувствовали, что были несомы скорее, чем несли сами. Тогда Ноттон сказал: «Так как мало что у нас есть под рукой, пусть святой Арнольф припасет нам еды этой ночью», и за его словами веры последовало успешное их исполнение. Ибо еда и питье столь приумножились, что половина осталась на завтра, когда все наелись досыта. После этого процессия с великой поспешностью радостно пришла в город. Побуждаемые слухом об этом, горожане, взяв кресты и свечи, с великой радостью и восторгом поспешили навстречу своему пастырю и приняли уже царствующим на небе того, от которого потерпели [великую скорбь], когда он, по суду Божию, незадолго до этого их оставил. Его святые останки были с великим благоговением положены в базилике Св. Апостолов.

После того как святой Арнольф был погребен, он показал жителям города чудесами, что он обрел у Христа в пустыне. Некая женщина, по имени Юлия, давно потерявшая зрение, подошла к гробнице мужа Божия и, помолившись с упованием, без промедления получила давно желанную способность видеть, и по улицам, по которым ей обыкновенно помогала ходить чужая рука, она радостно возвратилась в гостиницу, видя собственными глазами.

Не умолчу и еще об одном чуде, о котором я недавно узнал из рассказа благочестивого мужа, аввы Арнегаудия. Некая женщина, живущая в предместье, дерзнула работать в день Господень; Божий суд поразил ее таким образом, что обе руки ее сжались в кулаки. Томимая безмерной скорбью, она пришла оттуда к вышеназванному авве и со слезами умоляла его о милосердии. Он тотчас же велел ей с верой идти к гробнице святого предстоятеля. Придя туда, она обнаружила, что ворота монастыря заперты, и со слезами предалась молитве и, обращаясь к святому Арнольфу, просила чтобы он исцелил ее. Когда долгое время она усердно молилась Господу, и по заступничеству блаженного предстоятеля, сжатые пальцы были освобождены, а затем вскорости последовали желанные лекарства.

В то же самое время некий жалкий калека, по имени Керон, исцелился у гробницы святого мужа. Ступни несчастного были настолько сильно сведены судорогой, что он ходил потихоньку, переваливаясь и опираясь с двух сторон на костыли. Помолившись святому Арнольфу, тот, кто отправился в монастырь изуродованными от рождения ногами, вернулся в свое жилище на окрепших ступнях, сообразных с законами природы.

Вот то малое, что мы, как могли, написали о многих чудесах блаженного предстоятеля; прибавим следующее: если бы все остальное, что совершил святой Арнольф, мы решили, прибавив страницы, запечатлеть на письме, то составили бы огромный и весьма нескладный том. Пока же да будет достаточно и написанного благочестивому читателю. Пусть он за благодеяния, явленные для спасения многих благодаря заслугам святого, благословит имя Господа нашего Иисуса Христа, Которому власть и сила во веки веков. Аминь.

94

Гомилия о святом отце Бенедикте64

Так как досточтимый пресвитер Беда составил последнюю из своих гомилий, то есть пятидесятую, почти целиком о жизни и деяниях некоего Бенедикта, насельника его монастыря, которая, как кажется, наименее подходит для чтения на наших службах, я, Павел Диакон, нижайший раб блаженного Бенедикта, составил сию пятидесятую гомилию к славе Божией и хвале святейшего отца нашего Бенедикта, при помощи вышней благодати, чтобы не нарушилось число «пятьдесят» у этих гомилий.

Из Евангелия от Луки: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» [Лк11,33].

Этим словам святого Евангелия, которые вы только что услышали, братия возлюбленные, Господь предпосылает следующее о неверующих иудеях: «...род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка» [Мф 12, 39]. И после чуть далее Господь называет Церковь из язычников Царицей Южной, которая придет к вере: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» [Мф 12, 42]. И потому, поскольку Истина упоминает иудеев прямо, Церковь же символически, зная, конечно, что тайна Его Воплощения много больше будет полезна язычникам, чем иудеям, прибавляет к тому, что только что прочитано, говоря: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник» [Лк 8, 16]. Конечно, свечу зажигает Господь, когда глиняный сосуд человеческой хрупкости наполняет огнем Своего божества; эту свечу, то есть веру, испускающую свет Своего Воплощения, невозможно ни верующим утаить, ни под сосуд поставить, то есть ограничить мерой закона или удержать в пределах одного народа иудейского, но скорее научить для Себя народ из избранных и соединить их с Собой теснее, прославив их. Подсвечник означает Церковь, на который Господь поставит свечу, ибо на челе нашем запечатлел веру в Свое Воплощение. И далее Господь, давая проникнуть в суть вещей, присовокупил причину, по которой свеча должна быть поставлена на подсвечник, а именно: те, кто входит, видят свет, то есть те, кто хочет неложно войти в Церковь, могут открыто видеть свет Истины и веры. Этим речением также осуждается род иудейский, который, в то время как он ищет внешних знамений, не желает, уверовав, войти в открытую дверь света. Так как Господь прежде Сам Себя изволит объявить светильником, он показывает, как слово «свеча» может относиться в виде замещения к избранным Его, говоря: «Светильник тела есть око» [Лк 11, 34]. Господь желает, чтобы под «телом» понимались наши дела, которые открыто всем явлены; «око» же понимается как само намерение души, по которому делаются дела и по качеству которого мы различаем эти дела как дела тьмы или

95

 

 


«...умертвите земные члены ваши» [Кор 3, 5], то есть блуд, нечистоту, похоть и прочее. Итак, Господь говорит: «Если ты исполнишь благое дело по благому намерению, не имея на своей совести какой-либо частицы мрачного помышления, даже если кому-либо из ближних придется пострадать из-за твоего доброго дела, например если на деньги, которые от тебя примет нуждающийся, он сделает нечто дурное или если от слова наставления, которым ты желал исправить грешащего, он невзначай впадет в еще более гибельный грех, ради твоего простого и просветленного сердца здесь и в будущем тебе будет дана благодать света и ты примешь блеск вечной награды благодаря сиянию собственного деяния. Потому, братия возлюбленные, постараемся и сами быть, по благодати Божией, пылающими светильниками и подавать своим светом пример добрых дел ближним, приходящим в дом Божий. Постараемся и служить делам света, и остерегаться искусно и усердно, чтобы к нашим добрым делам не примешалось лукавое намерение. Да будет всегда намерение нашего сердца чисто и просто, чтобы и все дело наших усилий могло быть явлено славным перед внутренним судией и одеться светом достойного воздаяния. Мы сказали это для объяснения евангельского чтения. Так как сегодня мы празднуем священнейший день блаженного отца нашего Бенедикта, в который он отошел по сияющей тропе на небо, посмотрим, не может ли текст нынешнего чтения соответствовать его жизни и заслугам. Но прежде хочется еще немногое присоединить из Евангелия от Матфея, что достаточно верно соотносится с этим чтением и полностью соответствует прославлению столь великого мужа. Ибо блаженный евангелист Матфей сообщает, что среди прочего Господь сказал ученикам: «Вы - соль земли» [Мф 5, 13] - и еще раз: «Вы - свет мира» [Мф 5, 14]. Что лучше, братия возлюбленные, чем то, что блаженнейший отец вслед за святыми апостолами смог называться именем соли? Разлучившись с городом Ромула, словно с ненадежными и горькими течениями моря, он считал самого себя в глубине души тщеславным до тех пор, пока хоть малая доля текучести мирского непостоянства имелась в нем, обратил в твердость и полезность соли и, высушенный лучами Истинного Солнца посредством жара любви, достиг ослепительной белизны праведности. Он не только, присутствуя плотью в мире сем, приправил жизнь многих людей, словно солью, благочестивыми словами или делами, но и до настоящего дня, присутствуя среди нас духом, научает не только наше сообщество, но и своих последователей по всему Западу. Посредством спасительного и полного разумности правила своего братства он призвал ко спасению, ограничивая ее, жизнь плотских людей, истлевающую вследствие гибельного разрушения. Строгость его нрава, подобно соли, кажется тягостной из-за жестоких наказаний, однако верно то, что, перенесенная терпеливо, она доставляет небесное лекарство. Потому, братия возлюбленные, если когда-нибудь так случается, что глава наш отец или те, кто им поставлен над нами, сурово наказывают нас по уставу, нам подобает настолько смиренно

4. Памятники средн. лат. лит. VIII—IX вв. 97

принять это принесенное нам лекарство вечного спасения, насколько нам должно верить, что оно смягчает наказание геенны. Что больше, как мы начали говорить, чем этот возвеститель тесного пути, что воссиял, как блистание чистого света, которого заслуги жизни и множество чудес не только тогда просияли, но и до сих пор их блеск повсюду возрастает. Об этом свидетельствует то недавнее чудо, которое произошло лет за десять до нынешнего дня, а именно: немой, приведенный к священному телу (то есть к праху) святого Бенедикта, заговорил; как скоро он воззвал к силе св. Бенедикта во всех молитвах, сразу за тем началось служение языка - чему должно весьма удивляться - и тот, кто не мог выговорить ни одного слова со дня рождения, начал изъясняться не только на родном, то есть варварском, наречии, но также еще и по-латыни. Многое достойное повествования, что Христос через него ежедневно совершает, должно быть открыто вашей любви своим чередом при покровительстве Божием. Итак, продолжая начатое, кто чище, чем этот вот муж, то есть с чистым намерением сердца, прошел жизнь? Кто, презирая все, непрестанно стремящееся к гибели, утвердил ум в небесном? И чьи желания по этой причине скоро были услышаны, ибо, угодив Богу простотой ума, он изгнал ветхость лукавства из своего намерения? Здесь устами Соломона говорится о Боге: «С праведными у Него общение» [Притч 3, 32]. Мы полностью признаем, что все созданное Творцом просто по природе своей. Итак, настолько любой человек скорее и действеннее услышан бывает в молитве, насколько имеет по простоте намерения сходство с Божеством, согласно Его собственному образу. Чье тело, говорю, могло быть более светлым, обнаруживая эти деяния, чем тело сего мужа, который показывал превосходством своей жизни свет столь многим людям; или кого более, чем его, сияние собственных деяний просветило ярким сиянием, подобно светильнику; кто, внешне окруженный многочисленными светильниками, [устремленными] к небу, возрастал внутренне к лучшему, непременно надеясь увидеть Создателя? Появился ли светильник ярче этого наставника, который, будучи поставлен на подсвечник высокой жизни, осветил своими лучами все области Запада? Кто, когда скрывался в тесноте пещеры, пожалуй, в особенности казался словно под сосудом, то есть его собственное суждение словно бы удерживало его под сосудом, почти не позволяя солнцу озарять сиянием его главу. Но, поставленный на подсвечник правления, по внушению Божию, он являл пресветлый свет всем, желающим просветиться, что и сегодня почти по всем преданным Христову почитанию областям мы слышим о явлениях столь великих чудес, мы узнаем свет столь великой святости, что уста всех верных, желающих к нему прийти, оглашаются божественными хвалами. Ведь поскольку я говорю мало о многом, кто не удивляется, услышав, что святой муж публично возвещал тайное, предсказывал будущее, что по его повелению появлялась влага, исходя из скальных источников, сколь часто он укрощал природные стихии, что ему оказывают послушание птицы, земля отдает погребенный

98

труп, ужасая и приводя всех в трепет; что по его велению прекращаются болезни и право собственности отнимается у смерти; что открываются тайны сердца; что, в то время как его удерживала темница плоти, он желал вырваться из нее духом? Наконец, кто не изумится тому, что один человек окинул взглядом весь мир, что он, живя на земле, увидел граждан неба и, в то время как он был побежден плотью, он созерцал достоинства душ? Кто, восприняв слухом это и многое подобное, не будет непрестанно изливать хвалу Богу Отцу, который дает таковое своим слугам и, сверх всего этого, щедро дарует Царство без конца на небесах? Не потому ли этот выдающийся Отец удостоился привести все это в исполнение и столь удивительно возблистал в мире чудесами наподобие святых апостолов, что проводил такую же жизнь, как они, и слухом сердца воспринял небесные установления Учителя, собираясь Ему служить? Ни соблазны плоти, ни радости мира, склоняющие к дурным убеждениям, ни лукавые советы врага не могли заставить его, желающего вечной награды, свернуть с пути истинного. Потому, братия возлюбленные, да научимся мы, поспешившие к его научению из различных частей мира, презирать то, что он презирал, научимся любить то, что он любил; и если мы желаем последовать за ним к славе, последуем за ним, подражая ему, чтобы нам не быть отторгнутыми от его сообщества после, если ныне мы не отклонимся от примера его прямодушия. В самом деле, если кого-то из нас некто неистовый повлечет из этого собрания, того, кто претерпит такое смятение, стеснило бы великое горе. Подумаем, возлюбленные, какое тогда будет смятение, какой ужас и утеснение, если кому-нибудь из нас выпадет на долю (от чего упаси Боже) разлучиться в вечности с этим великолепным святым отцом нашим и ликом прежде живших братии и, более того, быть ввергнутым в бесконечные мучения? Вот почему, возлюбленные, рассмотрим нашу жизнь; изгоним от себя всякую нечистоту и всю злобу; будем кроткими, воздержными и смиренными, будем ревностно стремиться к тому, что принадлежит духовному миру и любви, будем хранить предписания нашего Отца, пойдем вослед ему, чтобы равно с ним нам были даны вечные радости, которые дарует нам Господь Иисус Христос, Бог, Который с Богом Отцом и Святым Духом живет и царствует во веки веков. Аминь.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова